Исторический экскурс пассионарность по Гумилеву 3 Коллективная солидарность асабия 4 icon

Исторический экскурс пассионарность по Гумилеву 3 Коллективная солидарность асабия 4


Смотрите также:
Исторический экскурс 2 Коллективная солидарность асабия 3 Роль и место сети Пассионариев 4 Сеть...
Гипотеза об инвентонарности...
Политика по Фрейду и Гумилеву...
Исторический экскурс в становление ядерной физики...
Групповая солидарность: сущность, условия формирования...
Д. В. Ершов Даманский: исторический экскурс...
Современные средства мультимедиа Реферат по курсу: «Основы информатики и программирования»...
Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок...
План работы на урок: 1 Исторический экскурс...
Темы исследовательских работ к вопросу 3...
«Солидарность» и системные преобразования Центральной и Восточной Европы...
Исторический экскурс 6 Фазы циклического развития 7 Кризисы в 20 веке 15...



Загрузка...
скачать



ЛАБОРАТОРИЯ СВМ




Социальные сети и технологии
V-school
Оглавление

Глава 7. История, теория и перспективы


История, роль и место экспериментального проекта социальной сети, ориентированный на исследования и изменение социальной структуры.

Ключевые слова. Социальные сети, модернизация, Web 2.0, пассионарии, информационное общество, постмодернизм, постсовременность, совокупный социальный капитал.


^ Глава 7. История, теория и перспективы 1

История и теория пассионарности 3

Исторический экскурс - пассионарность по Гумилеву 3

Коллективная солидарность - асабия 4

^ Роль и место сети Пассионариев 5

Социология сетевой пассионарности 7

Психотип пассионария 8

Моделирование пассионарного поля 10

Социальные перспективы движения Пассионариев 12

^ Социоистория и другие общие соображения 12

Социальная стратификация и Сеть Пассионариев 13

Сеть Пассионариев –
как модернизационный проект 16

^ Сеть Пассионариев – цели и задачи 18

Типовые функции социально-ориентированной сети 19

Пути и методы реализации Проекта 21

И еще раз – о моделях и концепциях 25

^ Модель светско-духовного управления обществом 25

Критика и перспективы развития 26

Принципы и социальные концепции 27

Литература-7 29

Данная социально-предпринимательская инициатива направлена на изучение возможности общественных преобразований средствами социальных сетей.

Предыдущий период развития общества можно, по-видимому, охарактеризовать как первую фазу структурных преобразований, прошедшую с перерегулированием, изменившим научно-техническую сферу и образование.

Предшествовавшая дореформенная социальная структура общества, состоявшая из Власти, технической и культурной интеллигенции, квалифицированного научно-технического персонала, рабочих и сельских тружеников, была успешно порушена за годы преобразований. Однако, новой социальной структуры, за редкими деструктивными исключениями, создано не было.

Воссоздание новой социальной структуры общества предполагается проводить методами и средствами Интернет-технологий второй волны, называемых социальными или Web 2.0.

В качестве объекта воссоздания - элемента новой социальной структуры рассматриваются социально-ориентированные профессионалы, отличающиеся по устремлениям, культуре и стилю жизни от «сервис-класса», характерного для эпохи постсовременности и идеологии постмодернизма.

Взращивать новое поколение – «неопассионариев» – предлагается в Сети Пассионариев - www.v-school.ru.

Социальные цели:

Технологические цели

  • консолидация активных сил;

  • формирование
    Концепции развития;

  • изучение общественного мнения и пропаганда.

- отработка методов и средств реализации социально-ориентированных Web-2.0 проектов.
^

История и теория пассионарности

Исторический экскурс - пассионарность по Гумилеву


Понятие пассионарности изначально по Льву Николаевичу Гумилеву – «признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью формировать «пассионарное поле» [Гумилев].

Пассионарии могут изменить окружение и способны на это. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, способности вобрать некоторое количество излишней «энергии» - физической, психической, …»

Личности с повышенной пассионарностью с большой энергией преследуют некую, обычно нерациональную цель, исходят в своей деятельности не из персональной выгоды, а из более высокой цели (осознанной или неосознанной).

Психотип с повышенной к дееспособностью, сочетается в обществе с гармоничным типом и субпассионарием [Турчин].

N

количество «Гармоничный тип
членов

общества

Пассионарии

Суб
пассионарии




А – биологическая активность

Согласно «пассионарной теории этногенеза», именно динамика относительной численности пассионариев является ключом к пониманию подъемов и упадков этносов и, собственно говоря, ключом к пониманию мировой истории. Тип общества стал объясняться не его институтами или экономикой, а тем, какого рода люди доминируют в нем. [Фрумкин].

Фазы теории этногенеза: подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов [Панарин И.].

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит “перегрев системы” - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики). В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для “собирания плодов земных” - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 – 20 веков. Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

Современные исследователи связывают пассионарность с понятиями групповой динамики и коллективной солидарности, теорией асабии, разработанной средневековым ученым и политическим деятелем Ибн Халдуном, теорией социального капитала Патнама и Фукуямы, а также теорией социальной сплоченности Дюркгейма.

Истории пассионарности подробно рассмотрена К. Фрумкиным. Некоторые авторы, в частности Игорь Панарин на основе пассионарности выводят новую теорию евразийского государства [И. Панарин]. Хотя посылка Игоря Панарина возникновения суперэтноса, для меня выглядит некоторой подтасовкой под текущий момент.
^

Коллективная солидарность - асабия


Понятие групповой динамики асабия восходит к работам средневекового арабского мыслителя Ибн Халдуна и переводится как чувство группы или коллективная солидарность. Расширенное толкование – способность защищать себя, оказывать сопротивление и предъявлять свои требования [Турчин].

Основные положения теории асабии, разрабатывавшейся для объяснения истории области Магриба в Северной Африке, применимы для понимания группового поведения виртуального сообщества (группы) социальной сети.

Аргументация Ибн Халдуна начинается с посылки, что человек не может жить вне группы и нуждается в сотрудничестве и поддержке товарищей и лишь крепко спаянная группа может обеспечить защиту. Принадлежность к коллективу необходима также для приобретения ремесленных и технических навыков и для интеллектуального общения.

Следующий постулат – различные группы имеют различные способности для совместных действий. Отсюда вытекает понимание иерархической природы этнических групп, где каждый уровень имеет собственную асабию. Для того, чтобы не распасться, группа более высокого уровня должна иметь более сильную асабию. Кроме того, Ибн Халдун подчеркивал, что лидерство или правление в группе должно принадлежать семейству или роду, имеющему самые сильные и естественные права управлять другими асабиями.

Разработанная теория объясняет как создается и разрушается асабия. Асабия по Ибн Халдуну является результатом «социального общения, дружеских связей, длительных знакомств и товарищеских отношений».

Один из главных пунктов теории, рассмотренный ученым – это соотношение коллективной солидарности и силы государства. В ограниченном маломасштабном аграрном обществе Магриба, которое рассматривалось, способность к коллективному действию трактовалась как ключ к выживанию. Ограниченные общества, в модельном примере Ибн Халдуна – общества «Пустыни» имеют лишь необходимые предметы и не подвергаются влиянию роскоши «Горожан».

Интересен в историческом и человеческом плане цикл – обладающие более высокой асабией племена «Пустыни» побеждают цивилизованных «Горожан» с низкой асабией и основывают правящую династию. Однако в условиях цивилизованной жизни асабия неизбежно снижается, и приблизительно через 4 поколения становится настолько низкой, что государство разрушается в результате внутренних конфликтов.
^

Роль и место сети Пассионариев


Приведенный пример связи коллективной солидарности и истории государства позволяет определить место и роль предлагаемого проекта Сети Пассионариев в общественной организации.

Большое территориальное государство Россия имеет сложную внутреннюю структуру и следовательно обобщенная солидарность и мощь государства составляется из асабий различных групп.

На уровне социально-экономической стратификации мы имеем дело с властными элитами, «трудовым» торгующим народом, производительным классом и прослойкой-остатками технической и военной интеллигенции. Второе измерение – этническое ядро и его окружение.

Возможно, по-видимому, выделить и особую группу, чья групповая солидарность оказывает преимущественное влияние на протекающие общественные и политические процессы. Простейший исторический тип такой группы – «имперская сердцевина», использующая свою высокую коллективную солидарность для того, чтобы заставить повиноваться как собственное простонародье, так и другие территориальные и производственные группировки.



Роль и место Сети Пассионариев







Пассионарная часть ®

Сеть
Пассионариев













«Имперская
сердцевина»






















Социально-экономическая
стратификация




Этническое ядро и его окружение



















Властные
элиты

Торгово-
сырье-вые

Производст-
венные
слои

Техническая и
военная интеллигенция








Одним из возможных механизмов формирования может рассматриваться социально-ориентированная социальная сеть, названная Сеть Пассионариев.
^

Социология сетевой пассионарности


Объективность такова, что люди образуют группы и дорожат своим членством в них. По-видимому, группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов.

Группой в психологии называют совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности [Аллахвердов].

Американским ученым Н. Смеллером выделены 4 функции групп:

  • социализации;

  • инструментальную;

  • экспрессивную;

  • поддерживающую.

Первая функция – социализации обеспечивает выживание и воспитание подрастающих поколений, овладение необходимыми навыками и умениями.

Инструментальная функция группы помогает осуществлению совместной деятельности людей, многие виды которой невозможны в одиночку. Примеры – конвейерная бригада, футбольная команда, военный отряд. Кроме обеспечения материальных средств к жизни, группа предоставляет возможности самореализации.

Экспрессивная роль группы состоит в удовлетворении потребности людей в общении, одобрении, уважении и доверии.

Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях и ищут психологической поддержки.

В своем развитии группа проходит естественные стадии формирования, конфликта, сплоченности и консенсуса.

С социологической точки пассионарность близка к понятиям инновационной и маргинальной личности.

Понятие инновационной личности введено Э. Хагеном, которым утверждается, что она помогает рождению изменений, революционизирующих жизненные ценности и стандарты. И прямо противоположна авторитарной личности, характерной для традиционного общества.

Происхождение инновационной личности по Хагену связано с специфическими историческими обстоятельствами, которые он назвал «выходом за пределы статуса» с переходным состоянием маргинальности, под которым понимаются «личности и группы, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаемыми ни одним из них как его полноправные участники» [Филатова, стр.81].
^

Психотип пассионария


С психологической точки зрения психотип пассионария «покрывается» в сильной степени понятием экстраверсия, раскрытие которого дано ниже по статье [Ямайкина].

Экстравертность/интровертность – это шкала выбора информации из внешней среды, уровень энергичности и состояние здоровья, определяющие общее отношение к жизни, активное или пассивное.

Экстраверсия – это:

  • широкий круг интересов и готовность получать самую разнообразную информацию из внешнего мира;

  • желание воздействовать на окружающую среду и изменять ее;

  • желание померяться силами с другими людьми и обстоятельствами.


Все эти качества более свойственны детскому возрасту и здоровым молодым людям.

С возрастом человек все менее охотно воспринимает информацию извне к сведению, все более – к размышлению. Шкалу экстраверсия/интроверсия можно представить себе также как резервуар для воды (информации). Чем больше в резервуаре пустого, незаполненного пространства, тем более человек склонен его наполнять и дальше. Он сравнивает вновь поступающую информацию с уже имеющейся в памяти, со стереотипами, в зависимости от этого принимает или отвергает ее.

Взросление и старение коррелируют с уменьшением энергии, с ухудшением здоровья, понижением работоспособности. Человек начинает разделять информацию на “нужную” и “ненужную”. У него появляется внутренний мир (степень заполнения резервуара), который зачастую для него более интересен, чем внешний. Экстраверсию-интроверсию с этой точки зрения можно представить ещё как забор между внутренним и внешним миром. Чем он выше и крепче, тем больше доля интровертности в психике. Кроме того, человек начинает не только потреблять информацию, но и производить ее, вариться в собственном информационном соку. “Жизнь для меня не столько то, что я делаю и говорю, сколько то, что я думаю и чувствую” – Альберт Эйнштейн. Таким образом, в возрастном развитии человек движется от экстраверсии к интроверсии.

Экстравертность-интровертность регулируется, по-видимому, и уровнем (концентрацией в крови) половых гормонов. У человека и других видов животных существует поисковый инстинкт, более развитый у самцов. Мальчики и мужчины в среднем более любопытны и активны (т.е., более экстравертны), чем девочки и женщины.
^

Моделирование пассионарного поля


Ниже приводятся соображения по моделированию пассионарного поля по аналогии с моделями этногенеза и этнополя [Гук], моделированием эволюции этнических систем [Малковы] и популяционными моделями, рассмотренными в [Биофизика].

Несколько отличий модели пассионарного поля от моделей этногенеза.

1. Размер группы.

Модели энтогенеза строились применительно к понятию этнос, которым называют сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Модели пассионарности строятся исходя из социологического понятия группы, как совокупности людей объединенных общими целями и деятельностью.

2. Модельное время.

Время в моделях этногенеза – это поколения и столетия.

В групповой пассионарной динамике, имеющей отношение к социально-психичесаким процессам и явлениям – годы, возможно, десятилетия.

^ Пассионарное поле – это поле, формируемое за счет пассионарной энергии и обеспечивающее взаимодействие членов группы, регулирующее их совместную целенаправленную сетевую и реальную деятельность.

Можно перечислить несколько эффектов, способствующих распространению и угасанию пассионарности и попытаться их описать для дальнейшего построения математической модели.

Перечислим в первую очередь слои воздействия, потоки пассионарной энергии и параметры модели.

Слои воздействия – это гармоничные люди и субпассионарии. Потоки пассионарной энергии – расползание, индукция и утрата.

Табл. 7-1. Потоки пассионарной энергии

Эффект

Описание

Параметр

Возраст

Расползание пассионарной энергии




К расп

+

Эффект
индукции

В близости к пассионариям, гармоничные люди начинают вести себя как пассионарии

К инд




Утрата пассионарной энергии

Предположим – вследствие болезни, других жизненных обстоятельств

К утр

+


Имеет смысл при построении модели пассионарного поля разделить также краткосрочный прогноз, в котором влияние возраста не сказывается и средне и долгосрочный, для которых данный параметр действует.

Даже не строя математической модели, из разнонаправленности потоков пассионарной энергии, можно предположить о наличии и максимумов и провалов (лощин) пассионарного поля.

Построение всеохватывающей модели пассионарности при отсутствии на данный момент самого объекта исследования – Пассионария и методов измерения как его численности, так и влияющих процессов (функций и коэффициентов) - вряд ли возможно и целесообразно.

Некоторые гипотетические предположения и выводы однако позволяют сделать модели-аналоги, в частности популяционные модели Мальтуса, Ферхюльста и Вольтера, представленные сводно в Приложении 7-1.

В частности, модель Мальтуса, описывающая рост популяции под воздействием только процессов размножения естественной гибели, дает 2 экспоненциальных процесса – увядания популяции (в том числе и пассионариев), когда скорость гибели превышает скорость размножения. И безграничного роста, когда скорость размножения превышает скорость гибели. При этом полезно обратить внимание на экспоненциальный характер функции размера популяции – то есть быстро вначале и медленно в конце.

Напоминает известное изречение, что «все в природе, происходит по экспоненте. И даже хлеб черствеет, сначала медленно, а потом – очень и очень быстро».

Можно попытаться предположить, что при благоприятных условиях число пассионариев будет расти сначала очень медленно, затем – очень быстро.

Но не до бесконечности, однако, растет и популяция пассионариев.

Модель изменения численности популяции с учетом конкуренции между особями (Ферхюльста), применима по-видимому, на этапе значительной численности пассионариев, когда начинают сказываться процессы конкуренции и борьбы честолюбий. Модель дает стабилизацию численности, определяемую коэффициентом скорости роста (разности размножения и гибели), деленным на коэффициент честолюбия, определяющий гибель пассионария при столкновении 2-х пассионариев из-за борьбы честолюбий.

Более сложные модели типа хищника и жертвы – дают колебания численности.
^

Социальные перспективы движения Пассионариев

Социоистория и другие общие соображения


Придерживаясь концептуально, сказанного выше в разделе «Социофилософский конструкт предлагаемого» следует напомнить идею «психоистории» Айзека Айзимова [Гук].

Социоисторический процесс - психоисторическое движение, психоисторическая энергия H(t) как некоторая вещественная функция времени, допускающая разложение в ряд Фурье:

H (t) = Sum H n (t)

Гармоники биологической волны с периодом в миллионы лет, этносфера – в 1000 лет, социосферой с порядками 100 лет, гармоники социально психических явлений имеют период от 5 до 20 лет.

Одна из возможностей социально-сетевых технологий в трактовке социоисторического процесса – консолидация и создание интеллектуальной элиты, способной по новому решать общественные проблемы.

Связанная более глобальная задача – содействие развитию социальной структуры общества.

На данный момент нет социологических и других исследовательских данных, но на уровне самоощущения – живем в постсоветском обществе с сильным давлением административно-командной системы, «чекизма» и «паханизма».
^

Социальная стратификация и Сеть Пассионариев


Дореформенное поколение выросло под знаменем бесклассового общества и всеобщего равенства, на остатках идеологии и лозунгов социализма и коммунизма.

Ради понимания положения дел следует вспомнить собственное мироощущение. В частности, пионерскую линейку 1961 года, посвященную 21 съезду КПСС, на котором было провозглашено, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В котором «от каждого по способностям и каждому – по потребностям!».

Помню также и официоз начальства и тихое грустное отношение Учителя истории к данным лозунгам и моменту.

Однако по прошествии в терминах социоистории – 2 шагов истории, 2–х поколений – и нынешнее поколение, смею констатировать:

«Будет жить в условиях социального неравенства!»

Необходимо далее рассмотреть основные положения теории социальной стратификации, в формировании которой социальная сеть Пассионариев может занять важное место.

^ Под социальной структурой общества понимается совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии. [Филатова, стр. 87].

Среди элементов социальной структуры по иерархии социологи выделяют социальную группу как совокупность людей, объединенных общим целями и деятельностью и социальный институт, как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, регулирующих различные виды человеческой деятельности и организующих их в систему. Как примеры последнего – институт семьи, образования, науки, производства.

Классифицируя социальные слои, американским социологом Т. Парсонсом выделены 3 группы признаков: - приобретенные от рождения (этническая принадлежность, пол и социальное положение родителей, физические и интеллектуальные особенности), во-вторых, связанные с выполнением социальных ролей (профессия, образование, роль отца и матери) и, наконец, «элементы обладания» - способности, материальные и духовные ценности, привилегии и товары.

Так или иначе, но реально существующее общественное неравенство дифференцировано по совокупности разделяющих признаков и разные социальные школы дают несовпадающие объяснения. Представители функционалистских теорий полагают, что некоторые виды деятельности общественно более важны, поэтому и люди, выполняющие эти функции должны быть более квалифицированными и высокооплачиваемыми.

Более 100 лет назад Э. Дюркгейм объяснял неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чет другие, и сами люди талантливы в разной степени. И поэтому общество для привлечения самых одаренных должно способствовать вознаграждению их заслуг. Данная концепция получила название «поощрение самых лучших».

Стратификация также может быть связана с социально-экономической неоднородностью труда. Социально неоднородный труд позволяет одним людям присваивать власть и собственность и является причиной иерархии.

Сторонники теории конфликта в качестве первого компонента рассматривают имущественное неравенство, учитывая также влияние престижа и карьеры, а также авторитет, влияние и политическую власть.

Вместе с явными социальными ограничениями и недостатками, социальное неравенство выполняет и позитивную функцию – служит стимулом социального развития, социальной мобильности.

Впервые понятие социальной мобильности было введено Сорокиным в работе «Социальная мобильность» (1928). Понимается переход индивидуума или социальной группы из одной социальной позиции в другую.


Идеальной структурой Автору представляется общество, с парламентом или другим органом, в котором интересы социальных классов, страт и групп решаются демократически путем голосования.

Одной из возможностей использования социально-сетевых технологий в публичной сфере является проект Сети (Движения) Пассионариев, направленный на решение как технологических задач, так и изучение возможностей преодоления общественных проблем.

^

Сеть Пассионариев –
как модернизационный проект


В качестве объекта воссоздания - элемента новой социальной структуры рассматриваются социально-ориентированные профессионалы, отличающиеся по устремлениям, культуре и стилю жизни от «сервис-класса» характерного для эпохи постсовременности и идеологии постмодернизма.

Взращивать новое поколение – условно «неопассионарии» – предлагается в Сети Пассионариев.

Социальные цели:

Технологические цели

  • консолидация
    активных сил общества;

  • формирование
    Концепции развития;

  • изучение общественного мнения и пропаганда.

- отработка методов и приемов реализации социально-ориентированных проектов в рамках Интернет-технологий -2.

Пилотный проект разворачивается – www.v-school.ru.

^ Под социальной структурой общества понимается совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии. [Филатова, стр. 87].

Среди элементов социальной структуры по иерархии социологи выделяют социальную группу как совокупность людей, объединенных общим целями и деятельностью и социальный институт, как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм и установок, регулирующих различные виды человеческой деятельности и организующих их в систему. Как примеры последнего – институт семьи, образования, науки, производства.

Классифицируя социальные слои, американским социологом Т. Парсонсом выделены 3 группы признаков: - приобретенные от рождения (этническая принадлежность, пол и социальное положение родителей, физические и интеллектуальные особеннсоти), во-вторых, связанные с выполнением социальных ролей (профессия, образование, роль отца и матери) и, наконец, «элементы обладания» - способности, материальные и духовные ценности, привилегии и товары.

Так или иначе, но реально существующее общественное неравенство дифференцировано по совокупности разделяющих признаков и разные социальные школы дают несовпадающие объяснения. Представители функционалистских теорий полагают, что некоторые виды деятельности общественно более важны, поэтому и люди, выполняющие эти фукнции должны быть более квалифицированными и высокооплачиваемыми.

Более 100 лет назад Э. Дюркгейм объяснял неравенство тем, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чет другие, и сами люди талантливы в разной степени. И поэтому общество для привлечения самых одаренных должно способствовать вознаграждению их заслуг. Данная концепция получила название «поощрение самых лучших».

Стратификация также может быть связана с социально-экономической неоднородностью труда. Социально неоднородный труд позволяет одним людям присваивать власть и собственность и является причиной иерархии.

Сторонники теории конфликта в качестве первого компонента рассматривают имущественное неравенство, учитывая также влияние престижа и карьеры, а также авторитет, влияние и политическую власть.

Вместе с явными социальными ограничениями и недостатками, социальное неравенство выполняет и позитивную функцию – служит стимулом социального развития, социальной мобильности.

Впервые понятие социальной мобильности было введено Сорокиным в работе «Социальная мобильность» (1928). Понимается переход индивидуума или социальной группы из одной социальной позиции в другую.

Идеальной структурой Автору представляется общество, с парламентом или другим органом, в котором интересы социальных классов, страт и групп решаются демократически путем голосования.

Одной из возможностей использования социально-сетевых технологий в публичной сфере является проект Сети (Движения) Пассионариев, направленный на решение как технологических задач, так и изучение возможностей преодоления общественных проблем.
^

Сеть Пассионариев – цели и задачи


Создание Сети Пассионариев направлено на решение практических, научных и организационных задач и интересно с точки зрения изучения процессов, происходящих в социальных сетях.

Локальные задачи \ Социальные, психологические, научные, технологические

Текущее положение дел в области социальных сетей отражает состояние общества. Потенциальная возможность - некоторые проблемы Общества, могут быть разрешены в социальных сетях, с дальнейшим переносом в реальную Среду.

Одна из таких общечеловеческих и «системных» задач – преодоление своекорыстия, которое было сформулировано еще в 17 веке Гарретом Хардином в статье "Трагедии общинной собственности», а именно "как преодолевая соблазн своекорыстной выгоды, люди умудряются сотрудничать".

Другая научная и практическая проблема – стратегия и тактики сотрудничества в сети, соотношения альтруизма и кооперация, изучение которых восходит к работам Аксельрода, моделировавшем на компьютерах игровую задачу, известную как Дилемма Заключенного
(см. - http://blogs.mail.ru/community/it-school/2B6E7D0A1C6E978F.html )

Общение в сети, ввиду его разнообразия и специфики, позволяет преодолеть некоторые недостатки культуры и психологии общения, схемы типа «Сам дурак», получить беспристрастную оценку своего мнения, идеи, теории - решить задачу обсуждения сложных тем в Сети и жизни.

Глобальные задачи \ Изменить социальную структуру!

  1. Как управлять сетью из десятков и сотен тысяч активных участников?

  2. Как распространять влияние и как отслеживать воздействия?

  3. Как вырастить в сети – Пассионария?

  4. Как вырастить саму социально-ориентированную сеть?
^

Типовые функции социально-ориентированной сети


В сети общего назначения характерным является общение, поиск старых знакомых и обретение новых, поддержание контактов, поиск работы и развлечений. В сетях практиков ценность – это возможность поиска единомышленников, обмен мнениями и информацией.


Для сети социальной направленности важнейшим функциями становятся:

  • консолидация участников и формирование сообществ;

  • обсуждение важных общественных явлений и инициатив, выработка позиций;

  • разработка и обсуждение концепций развития;

  • рейтингование и голосование решений;

  • налаживание управления, модерация и репутации участников;

  • защита от отрицательных информационных воздействий (информационные войны).

Консолидация в социально-ориентированной сети основывается на желании участников создавать общественное благо. Следовательно, структура и интерфейс, политика руководства сети ориентируется на предоставлении и поощрении такой возможности.

Как частные шаги, в отчете об исследовании социальных сетей (Сообщество.РУ ) рекомендуется информировать других участников об уникальности вклада, поощрять дискуссии и споры (расхождение во мнениях), использовать признание индивидуального вклада через «Виртуальные Доски почета», модерировать и ставить цели развития, мотивировать активность.
^

Что можно взять от других


Положительные моменты других, реально действующих и почивших в бозе социальных сетей.

www.MoiKrug.ru

  • Рейтингование и голосование, профиль;

  • публичность, немодерируемость обсуждения.

От Одноклассников.РУ и ВКонтакте.РУ - фоторяд и работу с ним.

От ХабраХабр - облако как образ тегов сети и самой сети.

От Webby.ru и Live.HH.ru – Интерфейс и Модерируемость.

От Моего Мира - модерируемость, разделение записей на личные, для друзей и всех.

От Facebook - инструменты проведения общественных кампаний.

От Клуба замечательных людей – www.bknt.ru - привлекательность для некоммерческой аудитории, идею репутационной сети и ее простройку.

От Мир Тесен – www.MirTesen.ru - привязку к карте.

От Friendfeed - http://friendfeed.com/ - «воображаемый друг».

^

Программно-технические средства построения


Построение социальной сети потеряло ареол исключительности, доведено до типовой технологии и стало темой курсовых работ студентов Университетов.

Основные подходы для программно-технической реализации социальной сети:

  • конструкторский, (предлагаемый например www.Ning.com )

  • на основе стандартных решений существующих сетей, заинтересованных в масштабе своего влияния (например – www.Facebook.ru),

  • классический командно-программистский, с его преимуществами и недостатками.

Очевидным шагом в разворачивании социальной сети представляется использование «конструкторского» подхода, не требующего программисткой квалификации и ориентированного на типовые функции социально-сетевого взаимодействия.

Ознакомление - http://cbm-net.ning.com/
^

Пути и методы реализации Проекта


Среди возможных бизнес-путей реализации Проекта можно перечислить следующие: государственный, частный и смешанный, в частности, социальное предпринимательство.

Первые 2 способа требуют денег и связей, которых пока нет. Возможным способом представляется государственно-частное партнерство.
^

Социальное предпринимательство как способ


«Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать честному человеку рыбы, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль».
<Б. Драйтон>

^ Социальное предпринимательство рассматривается как процесс создания ценности путем сочетания ресурсов новыми способами. В обзоре [Баталина] указывается, что «социальное предпринимательство рассматривается как новый этап в развитии некоммерческого сектора, находящегося в поиске альтернативных стратегий финансирования и изыскивающего новые схемы управления для получения социального блага»

Социальным предприятием (social enterprise) называют любое бизнес-предприятие, созданное в социальных целях и для создания социальной ценности – призванное смягчить или уменьшить социальную проблему, либо провалы рынка, - функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе.

^ Социальное предпринимательство не следует смешивать с социально ответственной практикой коммерческого бизнеса.

Наиболее известный пример СП – банк «Грамин» (Бангладеш), Секемская инициатива (Египет), кооператив Модрагон Корпорасьон, Испания). Личность–герой – Махаммуд Юнус, лауреат Нобелевской премии 2006 года – борьба с бедностью и обеспечение занятости.

^ Межсекторное сотрудничество необходимо в тех сферах, которые не приносят прибыли и, таким образом, являются непривлекательными для рыночной экономики.

Идея социального предпринимательства, подогретая лозунгами инноваций, задевает за живое надежной организовать междисциплинарное сотрудничество частного и государственного капитала в области исследований и разработок, научных изысканий, влекущих за собой социальные преобразования.

^ Грегори Гизом сформулированы 5 факторов СП, а именно:

  • принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);

  • выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;

  • осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;

  • решительность действий, неограниченная располагаемыми ресурсами;

  • высокая ответственность за результаты своей деятельности.

Из изложенного можно предположить возможных партнеров для организации социального предпринимательства:

  • частный капитал;

  • государственный сектор;

  • сфера образования;

  • инновационные и венчурные фонды.

Юридическая форма – возможно некоммерческая организация – НКО.

С социальным предпринимательством тесно связана концепция социального капитала, который может быть описан как реальные и потенциальные активы (ресурсы), которыми располагают люди, будучи участниками социальных отношений.

Среди российских инициатив можно упомянуть информационно-аналитический портал «Новый бизнес: Социальное предпринимательство» - http://www.nb-forum.ru/
^

Церковь как Партнер


Мощным партнером предлагаемого проекта могла бы выступить Русская Православная церковь. Различными источниками называются разные оценки численности православных в России от максимального в 75% численности населения до 4 млн., среди которых «активных» православных - около 1 млн.

По численности - совместимо с возможностями технологий социальных сетевых проектов. Примеры социальных сетей и информация к размышлению.

Социальная сеть МойКруг - www.MoiKrug.ru - набрала за год 3 млн. участников.

Ориентированным «ностальгически» сетям «Одноклассники» и «ВКонтакте» удалось привлечь за короткое время порядка 30 млн. участников. \ Почти каждого Российского Сетянина!

Посещаемость Национальной социальной сети www.MoiMir@mail.ru 50 -250 тыс. одномоментно.

Функции возможной Сети Православия:

  • пропаганда идей и привлечение Паствы,

  • обсуждение общечеловеческих проблем,

  • выяснение позиций колеблющихся, и т.д.

Церковь - мощная организация, отделенная от Государства, находящегося на сложном этапе развития и не предлагающего решений, которым верят.

В рамках "советского" менталитета и воспитания, Церковь воспринималась как место "для старушек". Однако, успешное возрождение и создание за 18 лет Патриархом Алексием организационной структуры, подтверждает некоторые законы эволюции, предложенные Ильей Пригожиным и И. Стенгерс для хаотических систем [Головин].

Кибернетические особенности сложных «больших систем» в условиях хаоса, допускают возникновение ситуации духовного возрождения, исходящего из института Русской Православной Церкви! "Основной вопрос нашего движения" - Захочет и сможет ли?

Звучат 2 прогноза:
- поддержка текуще-государственной линии,
(в отрицательном толковании как парусника плывущего на рифы);
- линия "духовного возрождения" \ условно.

Текущий государственный строй часто понимается как олигархический с соответствующим партийным обрамлением и пропагандисткой дымовой «чекисткой» завесой. Крайним вариантом развития могут быть локальные конфликты и войны для мнимого сплочения в условиях внешней угрозы. Нельзя сбрасывать со счетов прогнозы "сжатия" до состояния Московского княжества.

Под линией "духовного возрождения" подразумевается отход от текущего состояния, при котором "разруха в головах" целенаправленно создана "вражьими силами". Для "духовного возрождения" социальные технологии могут сыграть важную роль созданием Социальной Сети Православия (название условное). Это - программа-Максимум!

Подходя прагматично, перед Российской Православной Церковью стоят задачи привлечения Паствы. Наработанные в коммерческих проектах технологии создания социальных сетей, привлечения участников, формирования групп, сопровождения проекта полностью применимы для решения данной задачи-минимум.

Возможно потребуется доработка под Сверх Задачу...

^

Этапы разворачивания и продвижения


Разворачивание сети Пассионариев и ее пропаганда проводится на основе сайта Лаборатории СВМ – www.v-school.ru

Табл. 6-2. Примерный план продвижения Сети Пассионариев

Фазы и мероприятия

Фаза 1.
Пропаганда

Фаза 2.
Организационная

Фаза 3.
Рабочая

  1. 1. Выступление на конференции www.2009.Icamp.ru

1.2. Выпуск статей

1.3. Издание книги
«Социальные сети
и технологии»

1.4. Получение Гранта.

2.1. Оформление партнерств

2.2. Формирование команды

2.3. Разворачивание
Сети Пассионариев

3.1. Консолидация участников

3.2. Кристаллизация Центров Знаний

3.3. Выработка концепций и их пропаганда



^

И еще раз – о моделях и концепциях


Текущий период истории можно, по-видимому, охарактеризовать как переходный от административно-командной системы через «смуту и отчаяние» к …

То ли постиндустриальному обществу с информационной фазой, то ли как постмодернизм с либерализмом, то ли еще что-то, что подадут.

Посмею, однако предложить модельное толкование, позволяющее описывать систему и делать умозрительные прогнозы.
^

Модель светско-духовного управления обществом


Мне тяжело судить о месте и роли Русской Православной Церкви в российской действительности. С кибернетических позиций, возможно представить 2 модели – иерархическую и двухконтурную гомеостатическую.

ОБЩЕСТВО










Духовная
сфера



















ГОСУДАРСТВО










ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО

Правительство




























Цер
ковь







Образование и
наука




Производство и
Бизнес




СМИ










Светская
сфера




























Иерархическая
модель




Двухконтурная
гомеостатическая модель

Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.

Иерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы, привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу.

^

Критика и перспективы развития


Предшествующая пятилетка развития социальных сетей показала что «история повторяется…». Можно вспомнить коммерческие, к счастью для стратегического направления, неудачные проекты типа www.тор4тор.ru, ориентировавшиеся на модную «звездную» тусовку, новостные или молодежные проекты, также не набравшие нужной мощности для признания их социально-значимыми.

Замахиваясь с большой руки, можно предположить, что социально-сетевые технологии способны изменить общество, решить некоторые текущие и цивилизационные проблемы России. Приведенная двухконтурная модель позволяет рассуждать о смене категорических императивов по Канту.

Заканчивая рассмотрение возможностей социальных сетевых технологий для разворачивания духовной деятельности, консолидации общества, можно сказать, что существующие программные технологии допускают эффективное решение задачи.

Представляет общественный интерес разработка и распространение типовых решений.


Предлагаемая 3-х уровневая модель «Клуб – Центр - Движение» допускает расширение на духовую сферу, малые формы общественных объединений, такие как ассоциации любителей авто, туристов, представителей малой авиации.

Пилотный проект разворачивается – www.v-school.ru.

^

Принципы и социальные концепции

Социальный лифт и другие


Исп - http://soclift.ru/index.htm


Вопросы


  1. Что такое социальная сеть?

  2. Назовите ученых и исследователей, внесших наиболее значимый вклад в теорию и практику анализа социальных сетей

  3. Способы описания сети и Параметры сети
^

К размышлению!


    1. Дайте Ваше толкование понятия Пассионарий.



Резюме


В данной главе предпринята попытка построения теории пассионарного движения, с сетевой стороны поддержанная Сетью Пассионариев. Соотношение существующих в реальной общественной жизни общностей, определяемых понятиями толпы и группы, и сетевых возможностей, оформлено для случая активной части в Сеть Пассионариев. Психотип пассионария совпадет с принятым в большинстве психологических классификаций понятием экстравертности. Создание сети предполагает фазы пропаганды, разворачивания и рабочую.


Литература-7


      1. Аллахвердов В.М. и др. Психология. Отв. Ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 752 с.

      2. Биофизика: Учеб. для студ высш. учеб заведений. – М.: Гуманит. Изж. Центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.

      3. Бобровский С. Про Web 2.0, 3.0 и 4.0 PCWeek/RE #48/2006 – http://pcweek.ru/?ID=622472

      4. Давыденко В.А., Ромашкина Г.Ф., Чуканов С.Н. Моделирование социальных сетей. Отчет по гранту «Социолого-математическое моделирование социальных сетей» - Вестник Томского госуниверсита –http://www.tmnlib.ru/resources/books/pdf/Romashkina_3.pdf

      5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Библионика, 2006. – 208 с.

      6. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004 - http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/242831.html

      7. Кара-Мурза С.Г. Сборка народа как условие выработки национального проекта. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика»
        - http://spkurdyumov.narod.ru/KaraMurza.htm

      8. Лепский В. Е. Проблема субъектов Российского развития.
        Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика»
        - http://spkurdyumov.narod.ru/Lepskiy3.htm

      9. Малков А.С., Малков С.Ю. Математические методы в исследовании закономерностей развития общества: моделирование эволюции этнических систем. – Приложение D в книге Турчина П.В. «Историческая динамика».

      10. Панарин И. Теория пассионарности Л.Н.Гумилева и современность  - http://www.panarin.com/comment/526

      11. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. Пер с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 416 с.

      12. Сазанов В.М. Социальные сети – инструмент инноваций? Доклад на конференции РОЦИТ «Интернет-сообщества: социальные сети, блоги, игры» 21.02.2008 http://v-school.ru/CBM-NET/sna_comm.doc

      13. Сазанов В.М. Социальные сети – анализ и перспективы. Тезисы выступления на конференции ИПМ им. М.В. Келдыша «Наука – путь в будущее, проблемы и перспективы» 26-28 октября 2007 г. - http://spkurdyumov.narod.ru/sazonov.htm

      14. ^ Сазанов В.М. Iteach \CBM – Интернет обучение от Носителя Знаний. Тезисы – http://v-school.ru/CBM-NET/RIF_tezs.doc Полная версия – http://v-school.ru/CBM-NET/RIF_dokl.doc

      15. Сазанов В.М. Доклад на конференции Icamp.ru «Социальное предпринимательство – Виртуальные сети – Теледемократия»- 1 августа 2008 г. \ Тезисы \ Прзнт

      16. Сообщества.РУ Социальные сети и формирование групп – http://www.soobshestva.ru/news/?p=243

      17. Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/Trophimova9.htm

      18. Турчин П.В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории: Пер. с англ. / Под общ. Ред. Г.Г. Малинецкого, А.В. Подлазова, С.А. Боринской. Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: ЛКИ, 2007. – 368 с.

      19. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

      20. Фрумкин К.В. Пассионарность: к истории идеи. - «Россия XXI». 2001, № 3, с. 154 - www.russia-21.ru/XXI/RUS_21/ARXIV/2001/frumkin_2001_3.htm

      21. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 400 с.

      22. Ямайкина И.В. Критика соционики. – Соционическая газета № 15 (18), - 2003
        Часть 1 – http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-15/yamaykina.html
        Часть 2 – http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2003-15/yamaykina2.html




Скачать 356,33 Kb.
оставить комментарий
Дата07.12.2011
Размер356,33 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх