Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Введение в арттерапию» Специальность 020400-Психология icon

Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Введение в арттерапию» Специальность 020400-Психология


Смотрите также:
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в арттерапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование


на тему:

«Многообразие направлений и подходов в терапии искусствами.

Терапия искусствами

в системе психокоррекционной помощи

детям с проблемами в развитии»


Выполнила:

Сорокина Н.А.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.


Москва 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Содержание…………………………………………………………………………......стр.2

^ Многообразие направлений и подходов в терапии искусствами

Теоретические основы арттерапии ………………………….………………..….....….стр.3


Теоретические основы артпедагогики и арттерапии

Основные понятия, цели и задачи артпедагогики

и арттерапии (тарапии искусствами)…………………………………….……..........…стр.5


Связь артпедагогики и арттерапии (терапии искусствами)

с другими отраслями знаний……………………………………...…………………….стр.8


Направления и подходы в терапии искусствами………………………………….…..стр.9

Некоторые диагностические подходы

к изучению личности ребенка с проблемами в развитии……………………...…….стр.19


^ Терапия искусствами в системе психокоррекционной помощи

детям с проблемами в развитии

Терапия искусствами в специальном образовании …………………....................стр.20


Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания

и коррекционной ритмики…………………………………………………….……… стр.24

Арттерапевтические методики в специальном

дошкольном образовательном учреждении………………………………………….стр.31


Дошкольное воспитание аномальных детей………………………………………… стр.39

Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного и школьного возраста ……….....стр.41

Применение арттерапевтических методик в коррекционной школе………………..стр.49


Кинезитерапия в системе помощи дошкольникам в образовании

учреждений компенсирующего вида…………….…………………………………...стр.56


Виды музыкально-двигательной терапии …………………………………………...стр.59

В мире музыкальной драматургии………………………………………………..…..стр.63

Использование музыкальных средств в обучении и воспитании

детей с нарушениями слуха……………………………………………………………стр.65

Приложение 1…………………………………………………………………….…….стр.67

Приложение 2. …………………………………………………………………………стр.68

Список литературы…………………………………………………………………….стр.70


^ МНОГООБРАЗИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОДХОДОВ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВАМИ


Теоретические основы арттерапии


Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни­тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото­рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель­ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб­ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Все еще существующий в нашей стране вакуум информации об арт-терапевтическом направлении порождает много домыслов и произволь­ных толкований этого понятия. Так, один художник назвал «арт-терапевтической» коллекцию своих работ — он был убежден, что она дает зри­телю возможность испытать ощущение мира, гармонии, тишины и экстатической радости. Во многих случаях «арт-терапевтическими» на­зывают оздоровительные занятия с использованием физических упраж­нений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин «арт-терапия» при его использовании во множественном числе (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило применяются понятия арт-терапия (психотерапия посредством визуального, пластического искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т.д. Современное понимание арт-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (т.е. может использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека, но при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. ( откуда информация?)

Арт-терапия обладаем очевидными преимуществами перед другими – основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами психотерапевтической работы. Ниже приведены наиболее значимые, на взгляд А.И. Копытина ( нет Копытина в списке литературы, откуда материал?), из этих преимуществ.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль­турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо­собностей к изобразительной деятельности или художественных на­выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча­стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального об­щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо­рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере­живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например, для представителей западной культуры). Символическая речь является одной из основ изобразительного ис­кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе­реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

Изобразительная деятельность является мощным средством сближе­ния людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотера­певтом, психологом, педагогом и т. д.) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.

Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обхо­дить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную воз­можность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само­познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предпола­гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен­нему миру человека.

Продукты изобразительного творчества являются объективным сви­детельством настроений и мыслей человека, что позволяет использо­вать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, про­ведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю­дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни­циативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело­века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве­чает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскры­тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво­его индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.

Важные изменения в деятельности арт-терапевтов выражаются в оформившейся за последние годы ориентации на внегоспитальную сфе­ру: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулатор­ными психиатрическими пациентами, подростками, бездомными, безра­ботными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т. д. Одной из важных областей использования арт-терапевтического метода в последнее время становится работа с правонарушителями, предприни­маются попытки осуществлять ее непосредственно в местах лишения свободы, в условиях надзора и реабилитации. Все это предполагает боль­шую мобильность арт-терапевтов, умение организовать работу и диффе­ренцировать используемые приемы в зависимости от поставленных це­лей и особенностей контингента клиентов.

Среди многочисленных изменений в деятельности арт-терапевтов за последние годы следует также отметить повышение их роли в социаль­ной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразова­тельные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведен­ческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога: даже в развитых странах статус арт-терапевта пока ниже статуса его коллег, занятых в здравоохранении, а его профессиональная роль и нормы опла­ты труда четко не определены. Нередко арт-терапевты трудоустраивают­ся в качестве арт-педагогов, социальных работников или инструкторов по групповой работе. Такое положение вещей вряд ли можно признать нормальным, и в настоящее время профессиональные арт-терапевтические организации добиваются такого же признания их деятельности в об­разовательной и социальной сферах, как и в сфере здравоохранения. (6, с.7-9)


Я бы не называла этот подраздел «Теоретические основы арт-терапии» здесь они не раскрыты, лучше оставить это как вступление к теме «Многообразие подходов..»


^ Теоретические основы артпедагогики и арттерапии

Основные понятия, цели и задачи артпедагогики

и арттерапии (терапии искусствами)

Здесь тоже не понятно. Во вступлении ты разъясняешь, что арт-терапия –это отдельное направление терапии искусствами, а здесь они вновь объединяются.

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникнове­нию пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, ме­дицинской психологии, педагогической психологии, этнопедагоги-ки, лечебной педагогики, артпедагогики, реабилитационной педа­гогики и др. По мере роста знаний в области педагогики и психоло­гии, распространения педагогической мысли создаются новые кон­цепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изу­чаются теоретические основы и технологии воспитания детей, как нормально развивающихся, так и детей с проблемами в развитии, исследуются особенности образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях разных видов.

Среди многочисленных течений современной педагогики наибо­лее интересным и плодотворным является воспитание художест­венной культуры.

Новая парадигма образования ориентирована на человека но­вой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспро­изведение и сохранение в образовательном пространстве как цен­ностей культуры, так и ценностей субкультуры человека. Опреде­ляя место ребенка в культурном пространстве, Н. А. Бердяев ука­зывает на то, что ребенок является главной ценностью и объектом культуры.

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно свя­зана с созданием теории гармонической личности, в которой реали­зуется идея развивающейся личности в развивающемся мире.

Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. В своей культурно-исторической концепции Л. С. Вы­готский отмечает, что «по содержанию процесс культурного разви­тия может быть охарактеризован как развитие личности и мировоз- зрения ребенка»1. (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 22.)

Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, он отмеча­ет, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормаль­ного. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребен­ка»2. (Там же. — С. 7.)

Особое значение в формировании субкультуры личности ребен­ка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художествен­но-творческой деятельности.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воз­действия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекци-онной работе различных видов искусства как важного средства вос­питания гармонической личности ребенка с проблемами, его куль­турного развития.

В настоящее время в практике специального образования широ­ко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагоги-ка». В государственных образовательных стандартах по специаль­ному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арт-терапии в специальном образовании».

В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттера­пия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой ча­сти понятий — арт — «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия — направление медицины, ле­чебное воздействие; педагогика — область научного знания, наука об . обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании — и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены раз­ные направленность, цели, задачи, технология и содержание.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания??? (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео­рии и практики педагогического коррекционно-направленного про­цесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через ис­кусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игро­вую).(откуда определение, мало ссылок, это же не ваше определение)

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «ху­дожественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью науч­ного знания, позволяет рассматривать в рамках специального обра­зования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирова­ние основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, раз­витии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятель­ности.

^ Основными функциями артпедагогики являются: культурологи­ческая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом); образователь­ная (направленная на развитие личности и освоение ею действи­тельности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художест­венно-творческой деятельности); воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с по­мощью искусства); коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Основной целью артпедагогики является художественное раз­витие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контек­сте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевти­ческой практике как один из методов терапевтического воздейст­вия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освобо­диться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время понятие «арттерапия» (лучше писать «терапия искусствами», а само слов «арт-терапия», все таки лучше через дефис) имеет несколько зна­чений: рассматривается как совокупность видов искусства, исполь­зуемых в лечении и коррекции; как комплекс арттерапевтических методик; как направление психотерапевтической и психокоррекци-онной практики; как метод. Она применяется в медицине (психи­атрии, терапии, хирургии и т. д.) и в психологии (общей, медицин­ской, специальной). Арттерапия как направление, связанное с воз­действием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагоги­ческими и другими средствами.

В последние годы арттерапия все больше включается в коррек-ционно-развивающий процесс в специальных образовательных уч­реждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Многочисленные научные работы, связанные с изучением тера­пии искусством и показывающие ее эффективность, перспектив­ность в области интегративной медицины, общей, специальной пси­хологии, придают ей статус целого научного направления.

Мы рассматриваем арттерапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (ис­кусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и поз­воляющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить кор­рекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процес­сов и отклонений в личностном развитии.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекцион-ном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструи­ровании психотравмирующей ситуации с помощью художествен­но-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельно­сти, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

В настоящее время арттерапия терапия искусствами в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобрази­тельного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтени­ем); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализа­цию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие му­зыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцете-рапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздей­ствие движениями) т. д.

^ Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); ре­гулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного пси­хоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразитель­ном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

Артпедагогика и арттерапия решают как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

Общие научно-теоретические и организационные задачи артпе-дагогики и арттерапии:

- разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с откло­нениями в развитии;

  • научное обоснование возможностей и путей компенсации раз­личных отклонений в развитии детей средствами искусства и худо­жественной деятельности;

  • обобщение всего накопленного опыта использования артпеда-гогических и арттерапевтических подходов в специальном образо­вательном учреждении и обогащение его новым научным и практи­ческим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

  • совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой за­дачи.

Частные задачи артпедагогики:

  • изучение общих и специфических особенностей формирова­ния художественной культуры у детей с различными вариантами отклонений в развитии;

  • разработка коррекционно-направленной системы художест­венного развития детей с проблемами, формирование основ худо­жественной культуры;

  • разработка содержания и коррекционно-развивающих педаго­гических технологий использования искусства, обеспечивающих гармоническое развитие детей с проблемами;

  • активизация посредством искусства потенциальных возмож­ностей ребенка с проблемами в развитии, его творческих проявле­ний в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игро­вой);

  • обеспечение с помощью искусства познавательно-информаци­онных потребностей ребенка с проблемами;

  • обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравствен­ных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребенка с про­блемами с помощью искусства;

  • осуществление средствами искусства коррекции и профилак­тики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятель­ности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;

  • создание условий для социокультурной адаптации ребенка с проблемами посредством искусства и художественной деятельности.

Частные задачи арттерапии:

— адаптация имеющихся арттерапевтических методик и исполь­зование их в системе психокоррекционной помощи детям с наруше­ниями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппа­рата, имеющими задержку психического развития, умственную от­сталость);

  • выявление особенностей и определение эффективности ис­пользования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении;

  • разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии детей с проблемами;

  • коррекция вторичных отклонений в развитии личности ребен­ка, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образо­вательном пространстве посредством арттерапевтических методик.

Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические осно­вы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии. Однако оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процес­се, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптаци­онное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют еди­ную цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расши­рение возможностей его социальной адаптации посредством искус­ства, участия в общественной и культурной деятельности в микро-и макросреде. (1, с.23-28)


^ Связь артпедагогики и арттерапии (терапии искусствами)

с другими отраслями знаний


Являясь составляющими научного знания, артпедагогика и арт­терапия тесно взаимодействуют с рядом смежных научных облас­тей и используют их данные при разработке теории и практической реализации.

Философскую и нравственно-этическую основу артпедагогики и арттерапии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизации, самоценности человеческой личности, уваже­нии ее прав, достоинств, свободы, потребностей и признании ее выс­шей ценностью общества.

Основополагающей для артпедагогики является философия культуры, которая рассматривает художественную культуру как единство духовно-материальных сфер, как составную часть само­развивающейся системы культуры общества. При этом в качестве основной формы предметности художественной культуры рассма­тривается художественный образ, а деятельностный подход в ее формировании сочетается с информационно-семиотическими (зна­ковыми) моделями (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флорен­ский, В. М. Межуев, В. С. Библер, М. С. Каган и др.). Знания в обла­сти культурологии и художественной культуры помогают осознать и использовать культурологический подход в развитии личности ребенка с проблемами. Учет культурно-исторических традиций на­рода, их единство с общечеловеческой культурой — важнейшее ус­ловие развития гармоничной личности у ребенка с проблемами.

Важной для артпедагогики и арттерапии является ее связь с ис­кусствознанием, а также с психологией художественного твор­чества, социологией искусства. Знания в этих областях дают представление о закономерностях развития искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека и общества. Все это необхо­димо для понимания сущности воспитательной, социальной, позна­вательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой ос­новы невозможно осознание возможностей и особенностей, в част­ности, коррегирующей и катарсистической функций искусства и разработки этого направления в специальном образовании.

Связь артпедагогики и арттерапии с физиологией, невропато­логией, психиатрией и другими клиническими дисциплинами поз­воляет понять особенности высшей нервной деятельности, законо­мерности физиологических процессов, своеобразие психики ребен­ка с различной патологией и, опираясь на клинико-психологичес-кие особенности детей, дидактически правильно выстроить психо-коррекционный и педагогический коррекционно-развивающий про­цесс воздействия средствами искусства. Артпедагогика и арттерапия исходят из положения о пластичности центральной нервной систе­мы (И. П. Павлов), благодаря которой оказывается возможным осу­ществить коррекцию и компенсацию отклонений, в том числе сред­ствами искусства.

Артпедагогика и арттерапия тесно связаны с общей и возраст­ной психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность понять своеобразие психического развития детей с проблемами в развитии. Это помогает разрабатывать и осуществ­лять процесс воспитания и обучения посредством искусства на ос­нове общих закономерностей развития психики нормально разви­вающихся детей и их сверстников с различными особенностями. Взаимосвязь с гуманистической психологией обусловливает ори­ентацию артпедагогики и арттерапии на персонализацию коррек-ционно-развивающего процесса, на становление психических функ­ций, на развитие эмпатии, веры ребенка в себя, на активизацию его творческого потенциала средствами искусства.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании опира­ются на основные теоретические положения специальной психоло­гии: о соотношении биологического и социального в развитии; о ве­дущей роли социальной среды в преодолении нарушений развития; об общности линий развития нормального и аномального ребенка; о соотношении первичных и вторичных отклонений; об общих и специфических закономерностях аномального развития; о возмож­ности коррекции и компенсации отклонений в развитии; о зонах ак- помощь); моделирующую (предвосхищение успеха, преодоление психотравмирующей ситуации, формирование веры в наличие средств, которые помогут решить конфликт); психотерапевтиче­скую (изменение личностного отношения к своей проблеме пациен­та, обеспечение выхода из травмирующей ситуации). (1, с.28-31)


^ Направления и подходы в терапии искусствами


Психологическая коррекция как вид психологической практики используется в дефектологии применительно к различным вариан­там отклонений в развитии ребенка. Психологическая коррекция находится в тонкой и неоднозначной взаимосвязи с психотерапией. На протяжении многих лет психотерапия, особенно в нашей стра­не, понималась как исключительно лечебное воздействие, входящее в компетенцию только медицины.

В последние годы в связи с интенсивным развитием психологи­ческих методов коррекции, основанных на знании социально-пси­хологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психо­терапии, в частности, психологическая модель, которая достаточно широко используется в системе помощи детям с проблемами в раз­витии (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).

Существовавшему прежде представлению о том, что психотера­певтическое воздействие при работе с детьми неэффективно, в на­стоящее время большинством специалистов противопоставляется мнение, согласно которому на ребенка можно оказать положитель­ное психотерапевтическое воздействие. Проблема состоит в поиске его переживаний. В коррекционной работе можно использовать не только изобразительную деятельность, лепку, музыку, но и движение. Формы движений, применяемые в коррекции, могут быть раз­личны.

Наиболее полно вопросы детской психотерапии представлены в работах В. Е. Рожнова, Б. 3. Драпкина, В. Л. Леви, М. И. Буянова, , А. И. Захарова и др. Применительно к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, задача психотерапии, психокоррекции со­стоит в формировании у них осознанного отношения к своим болез­ненным переживаниям, в привлечении их к борьбе со своими недо­статками, овладении умением встать над ситуацией, приспосабли­ваться к действительности и преодолевать психотравмирующее воз­действие.

Принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в нашей стране основаны на фундаментальных положениях отече­ственной общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая фор­мируется в процессе жизни человека на основе усвоения им обще­ственных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Формирование личности ребенка и коррекция отклонений в развитии осуществляется только в общении со взрослым и сверст­никами и происходит прежде всего в той деятельности, которая на определенном этапе онтогенеза является ведущей.

В психокоррекционной работе с детьми с проблемами выделяются следующие основные принципы.

^ Принцип единства коррекции и развития. Это означает, что це­ленаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных законо­мерностей развития и характеристики нарушений.

^ Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследо­вания. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксиро­вать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

^ Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в раз­витии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ре­бенка с проблемами. Коррекция и компенсация — это не рядополо-женные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловли­вают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.

^ Принцип учета возрастных психологических и индивидуаль­ных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход К ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных пе­риодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

^ Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия. Позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор методов, композиция модели из нескольких методов опреде­ляется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организа­ции условий проведения.

^ Принцип личностно ориентированного и деятельностного под­хода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип осно­ван на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев и др.).

^ Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами. Предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверж­дение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достиже­ний.

^ Принцип активного привлечения ближайшего социального ок­ружения к коррекционной работе с ребенком (семьи, детского са­да, школы). Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отноше­ний с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межлично­стных отношений, общения, форм совместной деятельности и спо­собов ее осуществления составляют важнейший компонент разви­тия, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекцион­ной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями.

Психокоррекционная работа с ребенком с проблемами может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимодействии психолога, педагога с детьми и его родителями, при активной роли самого ребенка, а так­же когда задачи такой работы ставятся с учетом понимания целост­ной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств.

Психокоррекция, используемая в практике работы с детьми с проблемами, включает в себя различные методики, среди которых особо выделяются арттерапевтические.

Можно отметить два механизма психологической коррекции с по­мощью арттерапии (О. А. Карабанова, 1997):

— когда искусство позволяет в своеобразной символической фор­ме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка;

— когда под воздействием искусства появляется эстетическая ре­акция, изменяющая действие «аффекта от мучительного к принося­щему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Коррекционные возможности арттерапии обусловлены предо­ставлением ребенку с проблемами возможностей для самовыраже­ния и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ре­бенком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.

Многочисленные исследования детей с различными видами на­рушений развития показывают, что у них имеются сходные пробле­мы в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, которые успешно коррегируются средствами искусства. Показате­лями для использования арттерапии в коррекционной работе с де­тьми с проблемами развития являются нарушения в развитии лич-ности:

  • отклонения в развитии психоэмоциональной сферы (эмоцио­нальная депривация, переживание эмоционального отвержения, чувства одиночества, трудности эмоционального развития, актуаль­ный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабиль­ность, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, фобиче-ские реакции);

  • нарушение коммуникативно-рефлексивных процессов (нали­чие конфликтных межличностных отношений, внутрисемейных си­туаций, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, иска­женная самооценка, низкая степень самоприятия);

  • психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах).

Использование арттерапии в специальном образовании предпо­лагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется характером нарушений в разви­тии ребенка и коррекционными задачами. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального разви­тия, более эффективно на начальном этапе использование индиви­дуальной формы арттерапии; а когда трудности в развитии ребен­ка концентрируются вокруг социального приспособления, то пред­почтительной является групповая форма работы.

Арттерапевтические методики в психокоррекции способству­ют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают кор­рекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизио­логических процессов посредством соприкосновения с искусст­вом. (1, с.179-182)

Например, во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений лечеб­ного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделя­ются следующие:

регулирование психовегетативных процессов, физиологиче­ских функций организма;

катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

активизация творческих проявлений.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех ви­дах: рецептивной, активной, интегративной музыкотерапии.

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия харак­теризуется тем, что пациент в музыкотерапевтическом сеансе уча­ствует относительно активно в непосредственном действии. В ре­цептивной музыкотерапии выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотерапия.

Музыкопсихотерапия (в чем отличие музыко-терапии и музыко-психотерапии ?) решает задачи нормализации психоэмо­ционального состояния. В свою очередь, это направление обеспечи­вает психокоррекционное воздействие в трех направлениях: комму­никативном (установка контакта психолога, психотерапевта с па­циентом); реактивном (достижение катарсиса, очищения от насло­ившихся болезненных отрицательных состояний в процессе музы­кального восприятия); регулятивном (снятие нервно-психического напряжения, релаксация). Нормализация психоэмоционального со­стояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем вы­хода человека из отрицательных переживаний, наполнения его по­ложительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

Восприятие музыки может выражаться в различных формах. На­пример, в форме так называемых «музыкальных снов», представля­ющих собой вариант недирективной медитации. После прослуши­вания разных по характеру музыкальных произведений совместно с пациентом проводится беседа о содержании того, что «снилось». Анализ образов, возникших у человека (ребенка), может показать его состояние, а затем динамику лечения и коррекции психоэмоци­онального состояния.

Другой формой музыкально-коррекционного, лечебного вос­приятия может быть музыкально-образная медитация, основан­ная на благотворном воздействии на психоэмоциональное состо­яние пациента слуховых образов, имеющих различную эмоцио­нальную окраску. В этом случае слушатель, как считает В. И. Пет­рушин, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощен­ного композитором, за которым можно видеть конкретного челове­ка. При этом возникает невербальное диалогическое общение, к ко­торому подходит описание метода терапии, центрированной на па­циента, разработанного в концепции гуманистического подхода К. Роджерса.

Музыкосоматотерапия ставит целью обеспечивать лечебное воздействие непосредственно на тело человека. Она может быть зональной, когда осуществляется воздействие музыкой на опреде­ленную область, орган тела (В. А. Гуськов); аппликационно-точеч­ной музыкотерапией, направленной на лечение и коррекцию функ­ционального состояния измененных меридиальных систем тела человека (В. С. Шушарджан). Использование музыкосоматотерапии осуществляется только после диагностического обследования пациента, выявления функционального состояния определенного органа или состояния «сигнальных точек» меридианов, которые показывают изменение его активности, функциональное наруше­ние.

Музыкальное воздействие может осуществляться в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных про­грамм «Антистрессовая», «Бронхиальная астма» и др., которые по­могают в лечении соответствующих соматических заболеваний. При аппликационно-точечной музыкотерапии воздействие музыкой проводится с помощью микронаушников, которые отходят от любо­го звукопроизводящего устройства: магнитофона, музыкального центра, плеера, синтезатора и т. д. Соответствующая музыкотерапевтическая программа транслируется через наушники, которые накладываются на точку акупунктуры и закрепляются лейкопластырем. Выбор точек зави­сит от задач сеанса.

^ Активная музыкотерапия предполагает активное включение пациента (ребенка) в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инст­рументах {инструментальная музыкотерапия). Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого пациента (ребенка), получа­ющего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоцио­нальное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к ста­билизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

Зарубежные представители данного направления музыкотерапии (Г. Алвин, У. Коффер, Г. Огтф, П. Нордофф, К. Роббинс) отмечают особую его значимость для использования в лечебных, коррекцион-ных целях в работе с детьми с разными проблемами в развитии.

Активная музыкотерапия во всех ее вариантах помогает форми­ровать у пациента оптимистическое, жизнеутверждающее мироощу­щение. Активная музыкальная деятельность (пение, движение, иг­ра на музыкальных инструментах) обеспечивает возможность выст­роить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении. (1, с.165-168)

Положительный эффект в терапевтической и коррекционной ра­боте (как было сказано выше- Н.С.) обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздейст­вии пения на человека можно выделить два аспекта:

коррекция психоэмоционального состояния (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин);

лечебно-оздоровительная направленность пения (В. С. Шу­шарджан, А. И. Попов, Е. В. Макаров).

Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения осно­вывается на использовании системы активного классического во­кального тренинга, целью которого является повышение резерв­ных возможностей организма человека, коррекции нарушенных функций.

Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из специальных упражнений, осуществляющих био­акустическую стимуляцию жизненно важных органов, а также из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эсте­тические возможности человека. Подтверждением огромного вли­яния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Ле­мешев, П. Г. Лисициан и др.).

С. В. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмеча­ет, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных про­цессов, возникающих в результате фонации.

Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в про­цессе «обучения основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, как наиболее физиологичного», которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокало­терапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах. Положительная реконструкция психоэмоционального состояния средствами пения проводится на сеансе вокалотерапии.

Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание заня­тий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего ха­рактера. Для подростков и взрослых это могут быть как песни Э. Колмановского и К. Ваншенкина «Я люблю тебя жизнь», Б. Оку­джавы «Давайте восклицать» и др., так и специальные вокальные формулы самовнушения, оказывающие положительное воздейст­вие на мироощущение человека. Формулы песенного самовнушения нацелены на то, чтобы сформировать в пациенте такие принципы от­ношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармо­низации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формиро­вали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни. На­правленность песен-формул может быть разнообразной: формула «психологической устойчивости», «расслабления и успокоения», «защиты от беспокойства и плохих мыслей», «радости» и т. д. Каж­дая формула в процессе пения повторяется несколько раз с транс­понированием на полтона вверх и может сопровождаться хлопками и притопываниями.

Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выра­жаться в форме танцетерапии, хореотерапии, коррекционной рит­мики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной тера­пии основаны на единстве музыки и движения, на активной двига­тельной деятельности пациента под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления — кинезитерапии.

Болгарские ученые Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие термин «кинезитерапия», отнесли ее к неспецифи­чески действующим терапевтическим факторам и определили, что различные формы и средства движений изменяют общую реактив­ность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологи­ческие динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Формы движений, применяемые в коррекции, могут быть раз­личны. Танец — это особая форма движений, это музыкально-плас­тическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела опреде­ленных чувств и переживаний. В качестве главного средства выра­жения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, кото­рые составляют особый выразительный язык, передающий внутрен­нее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (соглас­но концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извле­кать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.

Положительный эффект использования танцетерапии, двига­тельных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональ­ных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). В основе применения танцете­рапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появив­шегося в результате стресса. Факт взаимодействия эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса отме­чал в своих исследованиях еще известный физиолог В. М. Сеченов. Исследователямми выявлены следующие направления воздействия музыкотерапии и танцедвигательной терапии: психосоматическое (в процессе которого осуществ­ляется лечебное воздействие на функции организма) и психотера­певтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществля­ется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоцио­нальном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воз­действие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в кор­рекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных со­стояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории те­лесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключает­ся в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафраг­мы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицатель­ные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического на­пряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широ­кому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицатель­ных эмоций. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осозна­ние своих чувств. (1, с.168-170)

Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арттерапии. Ее основой является театрализация психо­терапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973). Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. В соответствии с этим задачами имаготерапии являются:

укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и комму­никативных возможностей;

воспитание способности адекватно реагировать на возникно­вение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекват­ный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

развитие способности к творческому воспроизведению специ­ально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоя­тельное значение в оздоровлении личности;

тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к само­регуляции;

создание в процессе имаготерапии определенного творческо­го интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.

Достижение психокоррекционного эффекта в индивидуальной и групповой имаготерапии обеспечивается путем развития и обо­гащения личности. Для этого используется (в различной степени и на разных этапах имаготерапии) творческая активность лично­сти.

По своей организации имаготерапия может проводиться в раз­ных формах:

индивидуальной (использование пересказа прозаического про­изведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и разви­вать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на сто­ле или на ширме);

групповой (драматизация народной, авторской сказки, где па­циент исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация спе­циально составленного для него рассказа, инсценирование фраг­мента классической или современной пьесы).

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образ­но-ролевую драмтерапию, психодраму.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных наруше­ниях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его си­туацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсцениро­вание рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, иденти­фицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональ­ное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет стро­ится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реак­циями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульмина­ция (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усиле­нии эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фор­му — расслабление, катарсис.

В групповой форме имаготерапии — образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюже­та), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуаль­ных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направ­лено на разрушение старых патологических коммуникативно-пове­денческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика. Образно-ролевая драмтерапия помогает решать различные проблемные си­туации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети ис­полняют роли учеников и учителя. В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца и др.

Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама. Ее основателем является известный пси­холог, психотерапевт Дж. Морено (1892-1972). Сущность психо­драмы состоит в том, что «актеры»-пациенты играют не готовые ро­ли, а свободно под руководством психолога, психотерапевта разыг­рывают импровизацию на тему проблемной, травмирующей ситуа­ции. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации. Результатом психодрамы является ка­тарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, перера­ботка травмирующей ситуации, при этом катарсис распространяет­ся как на «актеров», так и на «зрителей» психодрамы.(психодрамму традиционноне включают в терапию искусствами –это отдельный вид терапии)

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии являет­ся изотерапия {рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотера-пии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) вы­деляют направления этого метода:

использование уже существующих произведений изобрази­тельного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной прак­тике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии. Применение изотера-пии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задача­ми, а в психологии - в большей мере коррекционно-профилакти-ческими. Изотерапия дает положительные результаты в работе с де­тьми с различными проблемами — задержкой психического раз­вития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умствен­ной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруд­нен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотера­певтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими пси­хологическими проблемами.

Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выра­жение его отношения к миру.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисун­ке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия, как указывает О. А. Карабанова, рассмат­ривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В связи с этим важной и ответственной задачей для психолога, проводящего изо-терапию, является задача разделения в детском рисунке тех его осо­бенностей, которые отражают уровень умственного развития ребен­ка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностями рисунка, отражающими личностные характеристи­ки, с другой.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной те­рапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определя­ет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изоте­рапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликт­ной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и тех­никами изображения. Второе отличие касается продуктов изоб­разительной деятельности: в терапии изобразительной деятельно­стью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последова­тельностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных заня­тиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и оп­ределить выход из нее.

К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное чте­ние, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (тера­пия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым). Библиотерапия начала употребляться как в России, так и в США в 20-е гг. XX сто­летия, где была создана Ассоциация больничных библиотек. В ос­нове этого вида арттерапии лежит использование специально подо­бранного для чтения литературного материала как терапевтическо­го средства с целью решения личностных проблем через идентифи­кацию с образом художественного произведения при помощи на­правленного чтения.

Художественным материалом для чтения могут быть произведе­ния различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, ро­маны, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

Отечественный специалист по библиотерапии А. М. Миллер (1975) выделяет три основных направления разработки проблемы библиотерапии:

библиоведческое, представители которого считают, что библио­тека должна играть роль фактора, только отвлекающего от мыслей о болезни, проблемах, но не ставить перед собой целей руководст­ва чтением конкретного читателя или группы читетелей;

психотерапевтическое, представители в Германии утвержда­ют, что библиотерапия является компонентом психотерапевтиче­ского лечения больных и должна осуществляться врачом-психоте­рапевтом без участия библиотекаря;

психокоррекционное вспомогательное направление, в котором участвуют и врач, и библиотекарь. Используется это направление в комплексе с другими средствами коррекции как равноправная часть лечебного процесса.

Библиотерапевтический эффект, по А.М.Миллеру (1975), мо­жет быть достигнут, если учитываются следующие принципы:

адекватность содержания книги характеру проблемы, заболе­вания, целям психокоррекционного воздействия;

доступность содержания и изложения произведения для чита­теля, пациента;

максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуа­ции, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;

позитивное завершение сюжета, показывающее выход из слож­ной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личност­ной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитив­ную поддержку, укрепления веры пациента в себя.

Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение). При индивидуальном ва­рианте чтение осуществляется по составленному библиотерапевтом плану с последующим разбором прочитанного с читателем или ана­лизом дневника, который ведется в процессе чтения. При группо­вом обязательно учитывается подбор ее членов по характеру имею­щихся проблем, возрасту. После чтения «лечебного» произведения проводится обсуждение, в результате которого может вырисовы­ваться структура межличностных отношений его участников, дела­ются этические выводы на основании прочитанного. Беседы могут записываться на магнитофон для дальнейшего анализа с врачом, психотерапевтом. Библиотерапия является также и лечебно-педаго­гическим методом, поскольку решает задачи перевоспитания.

По мнению Ю. Б. Некрасовой, библиотерапия может выполнять несколько функций: диагностическую (анализ литературных худо­жественных произведений пациентом, индивидуальная беседа о прочитанном, дневник); коммуникативную (диалог между пациен­том и психологом, построенный по принципу резонанса состояний: желания высказаться, выслушать, объяснить, понять, установка на помощь); моделирующую (предвосхищение успеха, преодоление психотравмирующей ситуации, формирование веры в наличие средств, которые помогут решить конфликт); психотерапевтиче­скую (изменение личностного отношения к своей проблеме пациен­та, обеспечение выхода из травмирующей ситуации).

По словам Д. С. Лихачева, соучастие читателя в творческом про­цессе — существенная сторона художественного произведения. Ав­тор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выво­ду. Происходит своего рода суггестия, когда автор произведения вы­ступает в роли психотерапевта и носителя определенных ценностей. При этом факт суггестии может иметь как опосредованный (т. е. че­рез образ, поступки героя, композицию, основную идею произведе­ния), так и непосредственный характер (через прямые высказыва­ния, суждения, афоризмы автора). Кульминацией библиотерапевтического воздействия является творческая активизация пациента, в ходе которой он готов стать автором собственного произведения, в котором опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему, тем самым выходя из нее. В последние годы появилась са­мостоятельная методика, относящаяся к библиотерапиисказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средства­ми литературного произведения - сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998 и др.). Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьника­ми, имеющими проблемы в развитии (Т. В. Вохмянина, 1998; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000).

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с про­блемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматиче­скими заболеваниями). Эффективность использования сказкотера­пии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притя­гательной силой этого литературного жанра, позволяющего сво­бодно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рам­ки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувст­вами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказоч­ных образов, их действий, ребенок может найти выход из различ­ных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших кон­фликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Психокоррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Процесс создания любого творческого продук­та базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация (К. Юнг). Символическое выражение различных функций предме­та и явления позволяет увидеть его в новом ракурсе, в иных отно­шениях с миром, установить его новое значение и продвинуться в направлении положительного разрешения конфликтной ситуации.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттера­пии лежит система побуждений, где основным является:

выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;

стремление понять и разобраться в том, что происходит в сво­ем внутреннем мире;

удовлетворение потребности в общении с другими людьми че­рез продукт своей деятельности;

познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).

Различные виды арттерапии предоставляют возможность само­выражения, самопознания и позволяют личности подняться на бо­лее высокую ступень своего развития. (1, с.166-179)

Другой вид терапии искусствами – драматерапия. Каждая песня есть спектакль, если исходить из смысла это­го слова: spectaculum в переводе с латинского означает вид, зре­лище, то, что смотрят. А драма с греческого языка перево­дится как действие.

Получается, что действие, на которое смотрят, должно излечивать, терапевтировать. Наверное, это так. В ходе действия в соотнесении с сюжетом выражаются определенные эмоции, наблюдаемые зрителем. Но зритель приходит на спектакль, за­платив за билет, не так ли? Плату получают актеры, и плата эта состоит в реакции на эмоциональные всплески. Драматиза­ция событий, лежащая в основе чрезмерных эмоций, преследу­ет, таким образом, целью получение определенной мзды. Это не совсем честно, зато дает возможность увидеть себя в зеркале сцены.

Понятно, что эмоции, которые разыгрываются в песнях или народном театре, понарошку. Они — или репетиция, или паро­дия на то, что может иметь место в жизни.

Построение психодраматических сцен, как правило, обу­словлено развитием сюжета текста песни или игры. В этих сце­нах и осуществляется выход внутригрупповых отношений. Со­здание спектакля на основе песни является неизбежным, а со­единение нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокало- и музыкотерапии, а также терапии танцеваль­но-двигательной на драму.

В ходе спектакля происходит идентификация себя с обра­зом (психодинамические медитации), встречаются элементы трансперсонализации, трансляции и модифицирования образа. Многоплановое восприятие происходящего подготавливает бу­дущий коррекционный момент, который затем проявляется в тех или иных поведенческих реакциях членов группы. (5, с.31)

Наталья, несмотря на достаточное богатство упомянутых направлений терапии искусствами, могу отметить их сухость описания и однобокость, вы совсем не упомянули наше направление Expressive arts therapy- Интермодальную терапию выразительными искусствами, музыко-терапия, драма-терапия, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия в Европе и в Америке имеют давние традиции существования, опыт образования, ассоциации. Было бы здорово упоминая то или иное направление не просто сухо и кратко описывать. А добавить конкретные данные о времени основания зарождения направления, имена основателей, страну основания и отдельно проанализировать ситуацию за рубежом и у нас. И потом хоть вы и указываете и говорите во вступлении о терапии искусствами и арт-терапии как подразделе, что ближе к европейской терминологии, но потом в описании направлений опять возвращаетесь к тому, что арт-терапия общий, а изо-терапия это частный случай арт—терапии, связанный с изобразительной деятельностью. Да этот термин изо-терапия встречается, а есть еще пикто-терапия- это введенные в разное время разными авторами терминология. Но я думаю, что нам сейчас целесообразно приходить к единой терминологии в России и зарубежном, особенно если вы собираетесь публиковать этот матераиал.

Также вы не упомянули говоря о Росиии такие единичные направления, связанные с именами их основателей в Росиии как маскотерапия Назлояна, терапия творческим самовыражением Бурно, Артсинтезтерапия Беляковой и также можно было бы говорить о Российской ассоциации арт-терапевтов и ее основателе Копытине, об ассоциации танцевально –двигательной терапии в России. Может быть изменить название этого раздела и назвать его «Направления терапии искусствами, применяемые в психкорркционной работе с детьми с проблемами развития.» и тогда изменить вообще все название реферата «МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ТЕРАПИИ ИСКУССТВАМИ В ПСИХОКОКРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ И АРТ-ПЕДАГОГИКЕ» это было бы правильнее. Но тогда меня смущает что этот реферат. Как будто бы написан в результате прослушивания и участия в другом обучающем курсе не моем, а например, курсе Медведевой. К тому же у вас в списке литературы нет ни одного источника из нашего списка литературы, а ведь как минимум 2 источника - это обязательное условие. Возможно это хороший реферат или теоретическая работа, но по другому курсу.





оставить комментарий
страница1/6
Дата07.12.2011
Размер1,65 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
плохо
  1
средне
  2
хорошо
  2
отлично
  8
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх