Эдред Торссон «Северная магия: мистерии германских народов» icon

Эдред Торссон «Северная магия: мистерии германских народов»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Эдред Торссон Северная магия: мистеpии геpманских наpодов...
Эдред Торссон Северная магия: мистеpии геpманских наpодов...
Эдред Торссон Северная магия: мистеpии геpманских наpодов...
Эдред Торссон Северная магия: мистеpии геpманских наpодов...
Эдред Торссон Северная магия: мистеpии геpманских наpодов...
Фрейя Асвинн Мистерии и магия Севера (руны и женская сила)...
Открытая лекция...
Конвей Д. Дж. Мистерии и магия Луны...
Фрейя Асвинн Руны и мистерии северных народов (руны и женская сила)...
Традиционные куклы народов севера...
Программа выпускного №1 (3 часа): Встреча гостей...
Кавеидиш Р. К 12 Черная магия / Пер с англ. А. Блейз...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8

Эдред Торссон «Северная магия: мистерии германских народов».


___________________________________________________________________________________________________________________


перевод с английского: С. Гробовецкий

редактор: А. Костенко


_____________________________________________________________________________________________________________


Это исчерпывающее изложение учений и практик Северной (она же германская, тевтонская или руническая) магической традиции, составленное одним из ведущих мировых специалистов в данной области, будет полезным справочником для тех, кто интересуется как для тех, кто интересуется магией так и для тех, кто интересуется языческими религиями.


Введение.


В небоскребе, вознесшемся над улицами огромного современного города, мастер рун вплетает свою волю в ткань жизни. Он вырезает на дереве старшие руны и поет древние рунические песни. Современный мастер и созданный его далекими предками узор становятся единым целым. Изучая и активно применяя закон, современный маг воссоздает бессмертные руны и заключенную в них информацию о вечной гармонии. Современный мастер рун, подобно своим предшественникам, радостно ведет свой корабль по волнам космического моря вечной гармонии. Где бы ни находились их башни - на древних скалах или на последних этажах высотного дома, - мастера рун всех веков владели секретом преобразования ткани мира. Так было всегда - и две тысячи лет назад, и сегодня.
   Мы живем в такую эпоху, когда очень высоко ценятся
целостность и естественность. Люди хотят жить в гармонии с природой, чтобы понять единство "тела-разума-духа". Это благородные и прекрасные цели, но путь, ведущий к ним, прегражден. Эти преграды находятся внутри нас, и искать к ним ключи мы также должны в своем внутреннем мире. Но, как часто бывает в этой вселенной, главные секреты освобождения - руны - пришли к нам извне, из рунического царства Вальгалла, находящегося за пределами обычной природы.
   Если вы хотите жить полноценной жизнью и достичь единства и целостности тела-разума-духа, вам, безусловно, следует искать ключ к пониманию духовного наследия в "наследии" своего тела - в "генетическом коде", полученном вами от пращуров. И тогда духовный путь ваших
предков станет вашим наиболее естественным и интуитивным путем.
   Мы, люди "Запада", часто идеализируем чужие, экзотические духовные традиции. Мы преклоняемся перед культурным наследием американских индейцев, азиатов и даже афро - карибских народов (этот список можно продолжать и продолжать). Мы идеализируем их преданность древним традициям и их глубокую духовную самобытность. Если мы хотим стать такими же, то должны искать эти качества в
самих себе. Мы не можем почерпнуть наши собственные традиции единения тела-разума-духа из внешних источников. Нам следует многому учиться у других культур, но, давайте говорить начистоту, они всегда останутся для нас чем-то посторонним.
   Я вспоминаю, как, шестилетним ребенком, путешествуя по Нью-Мексико и Аризоне, проплакал полночи, горюя о том, что не "родился индейцем".
Нечто в этих благородных, самобытных, исполненных достоинства людях поразило мое воображение. Но я не мог тогда понять своим шестилетним разумом, что не столь меня восхищают сами индейцы, сколь те вещи, которые они олицетворяют собой и для себя. Если вы желаете возродить свою утраченную самобытность, благородство и самосознание, вам не следует искать их у индейцев, вы должны искать все это в себе самих.
   В значительной степени тевтонская, или руническая, магия заключается в том, что маг ищет свою истинную душу в глубинах Хеля (царства мертвых) и на высотах Асгарда (обители вечной, но еще непознанной жизни). Высокая руническая магия - это поиск утраченных душ в космическом плане и преобразование мира в соответствии со структурой этих душ. Полностью посвятив себя рунической магии, вы, в какой-то степени, выходите на космический уровень магии
шаманской.
   Эта книга, представляющая собой введение в Северный духовный путь, познакомит вас с основными концепциями и практиками
готической, или германской, магии.
   Но для того, чтобы добиться успеха в этом виде магии, вам вначале необходимо обрести понимание мира (макрокосма) и истинной природы души-тела (микрокосма). Настоящий тевтонский маг должен стремиться узнать и понять богов и богинь, обитающих во вневременном мире за пределами Мидгарда.
   Обретя это знание, маг может приступать к практике
гальдора и сейта. Это две формы магических техник, с которыми читатель повстречается в нашей книге. В гальдоре для исполнения воли мага в основном используются руны и заклинания или металингвистические формулы (такие, как стихи или мантры). Сейт же - это практика, родственная шаманизму и подразумевающая трансовые состояния и путешествия по различным сферам реальности, входящим в структуру мирового дерева, Иггдрасиля.
   Также важно не забывать о том, что германская, или Северная, традиция оказала огромное влияние на формирование того, что мы сейчас называем
Западной традицией. Об этом мы поговорим в следующих главах. Мы также дадим обзор возрождения Северной традиции - со времени ее "официального" угасания в конце так называемой эпохи викингов и до самых недавних попыток откликнуться на зов древней магии и вспомнить веру и песни нашей прежней религии.
   Читателям, уже искушенным в рунической магии, эта книга также может предложить немало нового и интересного. Здесь вы сможете почерпнуть, пожалуй, самые точные сведения о том, как проводить сеансы "пенсильванско - голландской"
хекс-магии и как работать с исландскими магическими знаками - гальдрастафами, о которых так часто упоминают в исторической и философской литературе.



  1. Тевтоны в наше время.




^ С древних времен под тевтонами подразумевались племена, говорящие на языках германской группы (К ним, помимо немецкого, относятся английский, голландский и скандинавские языки. -- Здесь и далее пpим. pед., если не указано иначе.). В литературе часто употребляют термин "тевтонский" вместо "германский", поскольку не все люди улавливают разницу между "германским" и "немецким". Слова же "германский" и "тевтонский" означают одно и то же. Термин "готический" также относится ко всему германскому миру, хотя изначально под готами подразумевали лишь одну ветвь германских народов. Сегодня все эти три термина - "германский", "тевтонский" и "готический" - совершенно равноправны и применяются ко всей германской группе народов. Англичане, немцы, голландцы, датчане, исландцы, норвежцы и шведы являются прямыми потомками древних германцев. Кроме того, германцы оставили глубокий отпечаток во французской, итальянской и испанской культурах, создав свои государства на землях распавшейся Римской Империи.
   Остроготы (остготы) и лангобарды создали первые средневековые королевства Италии. Визиготы (вестготы) основали свои королевства на юге Франции и в Испании. В Испании существовало также королевство швабов. Южноиспанская область Андалузия названа так в честь германцев-вандалов, основавших в этих местах средневековое королевство. Раньше Андалузию называли "Вандалузией". В современной северной Франции когда-то поселилось племя франков, давшее название всей стране. Во всех этих случаях именно германские племена дали бывшим римским провинциям новое национальное самосознание.
   Тевтонская традиция уникальна: хотя она тесно связана с религией и мифологией других народов индоевропейской группы (кельтов, славян, римлян, греков, иранцев и индийцев), в ней существует не имеющая аналогов магическая система. Тевтонская магия принимает разнообразные формы, самой известной из которых является магия рун.
   Магические и религиозные учения этих людей наиболее полно отображены в древних текстах,
Эддах, которые существуют в древней прозаической и в более поздней поэтической версиях. В этих книгах закодированы все мистерии тевтонских народов. Как и другие священные тексты, Эдды имеют много смысловых слоев.
   В древности существовало множество источников традиций, но христианские миссионеры разрушили большинство из них. Ярость христиан была направлена в первую очередь на учение и традиции, связанные с богиней Фрейей. Стихи и песни, посвященные ей (многие из которых носили эротико-магический характер), были полностью запрещены.
   Лучше всего уцелели традиции, связанные с богом Одином (Вотаном), так как им покровительствовали королевские семьи, которых пугало влияние, приобретаемое новой религией. Отчасти благодаря этому обстоятельству сложилось ошибочное представление о тевтонской традиции как о преимущественно "мужской". Но это не так, просто уцелела только часть рукописного наследия. Сейчас настало время восстановить древнейшую традицию богини Фрейи.
   В современном возрождении интереса к магии на Западе готическая тенденция была проигнорирована. В XVI и XVII веках происходило возрождение германской традиции в Швеции, в конце XIX и начале ХХ веков подобная тенденция наблюдалась и в самой Германии, но всемирная попытка возродить древнюю тевтонскую традицию была предпринята только около двадцати лет тому назад. В наши дни многочисленные группы людей в Соединенных Штатах и в Европе вовлечены в деятельность по воссозданию традиций тевтонов.
   Практика германских форм магии является неотъемлемым правом большинства читателей этой книги, которые происходят из англоязычной (тевтонской) нации [Напоминаем читателю, что эта книга переведена с английского; написана она была в первую очередь для американских читателей.]. Для вас эта магическая традиция должна быть самой естественной, органичной. Вы уже "говорите на этом языке" в самом буквальном смысле.



Северный маг.



 Поскольку существует несколько разновидностей тевтонской магии, то существуют и различные типы тевтонских магов. Маг первого типа - это не столько маг, сколько жрец или жрица. Это Старейшина Трота, или же, по-древнескандинавски, годи [godhi] (мужчина) или гидья [gydhja] (женщина). Два других вида собственно магов, стремящихся не только поддерживать и восстанавливать священный порядок вселенной, но и производить перемены по собственной воле, практикуют гальдор [galdor] и сейт [seith]. Таких магов называют витки [vitki], что на древнескандинавском языке означает "мудрые".
   Какие бы цели ни ставил перед собой последователь истинной Северной традиции - магические или религиозные, - прежде чем заняться практикой, ему необходимо было пройти подготовительный период. Подготовка проводилась в двух формах. Во-первых, будущий
витки должен был погрузиться в тевтонскую традицию и пропитаться ею до мозга костей. Во-вторых, он должен был изучить Миф и Закон - то есть космологию и теологию - настолько полно, чтобы быть в состоянии совершенно естественным образом "мыслить" их категориями. Желавший стать мастером рун должен был столь же подробно изучать руническую традицию. Это давало будущим магам "внутренний пейзаж", необходимый для дальнейшей работы. Он должен был стать настолько аутентичным и подробным, чтобы любая работа, проводимая в нем, не могла уводить человека в сторону, а давала бы ему более глубокое проникновение в изучаемый предмет. Вторая часть подготовки проводилась одновременно с первой. Она заключалась в тренировке концентрации и визуализации. Эти элементы совершенно необходимы для успеха в любой форме магии. Однако главным в Северной магии является желание мага слить собственное "Я" с высшими принципами души своего народа. Для осуществления этой цели первый элемент является существенно важным условием.
   Северные маги, или
витки, - маги очень независимые. Как в древности, так и в наши дни они любят проводить время в одиночестве или в тесном кругу людей, объединенных общей целью. (Но это не относится к чисто религиозным традициям, ориентиpованным на общинность.) Независимость тевтонских магов - это не только независимость от общества; она проявляется и в их магическом характере. Витки, а в особенности мастера рун, обычно не пытаются найти магические силы во внешнем мире, а стремятся непосредственно влиять на ход событий. Вызывать ангелов и демонов, обращаться за помощью к посторонним высшим силам - для магов Северного пути занятие совершенно нехаpактеpное.


Бог и богиня магии.

Тевтонский маг обычно отождествляет себя с одним из основных божеств магии. Это делается, во-первых, для инициатических целей - бог или богиня служит моделью для развития личности, или "Я", - а во-вторых, для более эффективного осуществления магических актов. Две основные божественные формы, к которым обращаются для этих целей, - это бог. Один (Вотан, Водан) и богиня Фрейя (Фрея).
   Один является величайшим богом гальдора, рун и рунной магии. "Следовать дорогой Одина" означает глубоко проникнуть в тайны
(руны) разума и духа, бесстрашно исследовать темные стороны мира и таинства жизни и смерти. Истинный одинист - то есть тот, кто следует путем, предначертанным живым богом Одином, - стремится проникнуть в глубочайшие космические мистерии и затем проявлять свое знание в мире. Это одна из сторон Работы Одина. На Пути Одина сочетаются интеллект и интуиция, одинаково стремящиеся к объективной реальности и силе. Высочайшей целью одиниста является преобразование собственной личности по мистико-магической модели, предоставленной самим Одином. Истинный одинист часто бывает, одинок и отдален от общества, но неизменно сознает необходимость традиции, укоренения в Мифе и Законе своего народа.
   Фрейя -- главная покровительница магии
сейта (от древнескандинавского seidhr). Эту форму магии (за неимением лучшего слова) можно объяснить как "скандинавский шаманизм". Согласно мифологии, Фрейя обучила этой форме магии Одина ("Сага об Инглингах", 7). "Следовать Пути Фрейи" означает глубоко проникать в тайны природы и скрытых миров, лежащих по ту сторону или за пределами реальности. Истинный последователь Фрейи - то есть тот, кто идет конкретным путем, предначертанным живой богиней Фрейей, - ищет познания глубочайших мистерий не только сознания, но и плоти. На Пути Фрейи интуиция соединяется с физическими ощущениями, стремясь к прямому переживанию реальности. Этот опыт сугубо индивидуален и может выражаться очень по-разному. Люди, следующие традиции Фрейи, обычно любят хорошую компанию и друзей, но не менее часто придерживаются особых точек зрения, четко отмежевываясь от общества.
   Пути Одина и Фрейи во многом схожи. Но между ними есть существенное различие, которое следует осознавать. Обычно мужчина, следующий германской магической традиции, старается достичь совершенства Одина, тогда как женщина пытается уподобиться Фрейе. Но существует и другой, религиозный путь, когда маг-мужчина поклоняется образу Фрейи, а маг-женщина - образу Одина. (Здесь я употребляю слово "поклоняться" в значении "почитать", а не в значении "подчиняться" или "изъявлять покорность".)
   Таковы два основных пути, которыми может следовать человек, практикующий готическую магию. Чтобы найти правильный путь для себя, вам нужно глубже окунуться в Миф и Закон тевтонов. Тогда вы сможете обнаружить, какой образ более отчетливо резонирует в вашей душе.



3. Северный путь



 
   Множество дорог ведет в царство гипербореев. Древние греки приписывали особые духовные силы северному небу и северным землям - как, впрочем, и другие европейские и индоевропейские народы. Германцы, тевтоны или готы полнее всего воплотили в себе архетипические качества, соотносимые с Севером.
   Хотя описать все разнообразие аспектов Северной магической традиции в одной книге невозможно, мы попытаемся хотя бы обозначить диапазон этой великой традиции.
   Северный Путь заключает в себе все аспекты жизни и культуры - или может заключать их в себе, если вы того желаете. Здесь вы найдете свою космологию (учение о мировом порядке и о его зарождении), теологию (учение о богах и богинях, или об архетипах), психологию (учение о человеческой душе и о ее структуре), а также целую серию магических техник, призванных помочь
витки работать с этими учениями самым эффективным образом. Германская традиция охватывает все аспекты культуры, религии и социального порядка. Это неудивительно, ведь ее корни уходят в очень цельный культурный мир древних тевтонов. Традиции, доходя до нас из древности, часто становятся фрагментарными. Одна из задач магии как раз и состоит в том, чтобы снова собрать эти фрагменты вместе и сделать общество и культуру более цельными.


Три великих ветви Северного пути.

Трот.

Первое из основных направлений Северного пути - это трот [Troth]. Трот - это способ, с помощью которого искатель на Северном Пути узнает о богах и богинях, о культурных традициях народа. Пожалуй, лучше всего определить его как религиозную традицию Северного Пути. Основное предназначение трота - нахождение верного способа действия и существования, обретение гармонии и привнесение гармонии и истины в жизнь.
    Трот - свободная форма религии, очень подходящая для нашего времени. Здесь не существует священных текстов, догм, а, следовательно, не существует и "ересей". Эта религия коренится в самой плоти и крови верующих. Каждый человек, каждая семья, каждый клан и каждое племя исповедует свою, неповторимую форму трота.
   Исповедовать эту религию означает изучать культуру, историю и мифологию своих предков и применять эти знания в форме ритуальных жертвоприношений, проводимых в особые, имеющие символическое значение дни годичного цикла.
   Изучение истории, мифологии и культурного наследия предков может показаться вам сугубо "интеллектуальным" занятием, но это не так. Приобретая знания об истинных (а не воображаемых) ценностях, идеях и мифах ваших предков, вы обогащаете свою душу; они становятся частью вашего "Я" и оказывают преобразующее воздействие на вашу жизнь. В древности подобное воздействие на народ оказывали устные сказания и песни. Сегодня, в наш модернистский (уже даже постмодернистский) век, любые исторические данные и учения (в том числе и древние формы) могут сделать свое дело: предоставить информацию, которая поможет нам измениться.
   Но недостаточно простого изучения всех этих вещей. Если мы останемся на этом уровне, все ценности и принципы постепенно обесценятся (если не при нашей жизни, то позже). Древние традиции живы в нас только потому, что наши предки применяли свое скрытое знание в ритуалах. Благодаря этому их информация закодирована в каждом из нас. Чтобы пробудить эти знания и дать им возможность проявиться в той форме, в которой мы можем сознательно передавать их своим потомкам, мы должны
реализовать - то есть сделать реальными - древние мифы и ценности. Лучше всего это осуществляется посредством ритуала, а также жизни в соответствии со строгим кодексом чести и верности избранному пути.
   Этот двусторонний метод учения и работы лежит в основе одной из традиций Северного Пути, известной как трот. Он же необходим и для полноценной практики двух других ветвей Северного Пути.



Рунический гальдор.

  Вторым великим ответвлением Северного Пути является гальдор. Тем или иным способом в гальдоре всегда используются руны - по крайней мере, один из уровней этой многоуровневой концепции. Гальдор - это магическая техника, посредством которой маг изменяет внутренний или внешний мир по собственной воле. Бог Один - великий мастер магии этого рода, и для проведения такой работы необходимы мудрость и вдохновение.
   Основные принципы гальдора открываются нам уже в этимологии этого слова. Название
гальдор происходит от слова, обозначающего крик ворона ("песни воронов"). В мифологии упоминается о двух воронах Одина - Хугине и Мунине. Это два "голоса", к которым "прислушивается" Один и у которых он выведывает все более и более глубокие тайны. Два ворона, восседая на плечах Одина, нашептывают ему на ухо все то, что им известно. Хугин олицетворяет собой силу интеллектуальной мысли, а Мунин - силу рефлективного мышления или "памяти". Этот вид памяти охватывает гораздо больше, чем просто события прошлого: он воплощает в себе все трансперсональное знание. В "Старшей Эдде" Один говорит:
   Хугин и Мунин
   над миром все время
   летают без устали;
   мне за Хугина страшно,
   страшней за Мунина, -
   вернутся ли вороны!
   "Речи Гримнира", 20
   (перевод с древнеисландского А. Корсуна)
   Гальдор - это искусство слушать, а затем уже понимать рунические слова воронов. После чего эти слова воплощались в жизнь. "Вороны", безусловно, являются мифическими кодовыми названиями различных частей души или психики (см.
хидж и майн в главе 4). В центре находится "Я", которым управляет вод (англ. wode, от исл. ydhr). "Я" колеблется между разумом и памятью, и им управляет божественное вдохновение, порождающее истинную мудрость. Эта мудрость и предопределяет путь гальдора.
   Цель гальдора - донести результаты работы в доступном виде до объективной реальности, воплотить их в "реальный мир". Вот почему язык играет столь важную роль (как символ и как техника) в практике гальдора. Практикующие гальдор предпочитают использовать аналитический метод прорицания - "бросание рун".



Сейт.

  Сейт - это третье главное ответвление Северного Пути. Его можно назвать магическим Путем Тела (в отличие от Пути Сознания). Сейт с самого начала не имел ничего общего с рунами в узком смысле этого слова. И хотя в этой практике применяются различные знаки и символы в сочетании с другими техниками, они обычно не являются так называемыми "лингвистическими знаками". Они, скорее, "говорят" непосредственно с Бессознательным - при минимальном контроле со стороны сознания.
   Сейт, как и гальдор, является магической техникой изменения мира (внешнего или внутреннего) согласно воле мага. Этому виду магии и силам, заставляющим ее работать, покровительствует Фрейя.
   В отличие от гальдора, где неосознанные и неведомые вещи (руны) становятся осознанными и известными, сейт дает возможность магу погрузиться в сферы неизведанного и бессознательного и слиться с тканью вселенной, чтобы тот смог изменять ее по своей воле. Маги, практикующие сейт, применяют свое искусство главным образом в психофизических сферах "тела"
(лайк), "формы" (хайд), "дыхания" (атем) и "удачи" (хамингья). В сейте широко используются такие магические средства, как травы, мази и настойки.
   Маги, практикующие сейт, предпочитают гаданию медиумическое прорицание, основанное на непосредственном общении с внутренними мирами бытия и требующее скорее интуиции, чем анализа.
   Пути сейта и гальдора традиционно использовались вместе - как отдельными магами, так и целыми школами Северной магии. В такой практике нет ничего дурного, ее даже следует поощрять. Но, в то же время, необходимо четко видеть различие между этими двумя направлениями, чтобы в дальнейшем ничего не было потеряно.
   Эти три направления великой Северной, или тевтонской традиции вдохновенный
витки может использовать как раздельно, так и в сочетании. Всем им присущи характерные германские черты - прагматизм и объективизм. Северная магия ориентирована на результат. Философия этих традиций склонна рассматривать непрерывные перемены, постоянное движение между двумя полярностями (Космическим Огнем и Космическим Льдом) как благоприятный и желательный процесс. С германской точки зрения, жизнь существует только в изменчивых формах, и пока существует жизнь, возможна свобода. Высшая цель Северных мистерий - создание свободных, независимых и самодостаточных личностей и народов.


4. Закон миров.



    В германской модели вселенной и человечества существует много "измерений", или "миров". "Большой мир", или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это "древо" состоит из девяти сфер, или миров. Символическая модель Иггдрасиля изображена на рисунке 1. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели. Совершенно ясно, что "древо" является символом многомерной структуры реальности.



 

   ^ Асгард (Asgardhr) - это царство асов (Aesir), а также тех ванов (Vanir), которые живут вместе с асами. Хель (Hel) - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения. Лёссальфхейм [Англ. Lightelf-Home] (Ljуssblfheimr) - царство альвов-эльфов (полубогов и обожествленных духов предков). Это измерение соответствует структурам интеллекта. Ему противопоставляется Свартальфхейм [Англ. Swartelf-Home] (Svartalfheimr). Свартальвы-сваpтэльфы - то же, что "карлики"-цвеpги  [Дp.-исл. dvergar, нем. Zwerge, англ. dwarves (название, которое Дж. Р. Р. Толкин использовал для своих "гномов")]. Карлики, как и лайтальвы, являются духами предков и полубогами, но они лишены интеллекта и духовности. Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру. Ванахейм [Англ. Wane-Home] (Vanaheimr) - царство ванов, о которых мы позже поговорим более подробно. Ему противопоставлен мир ётунов - Ётунхейм [Англ. Etin-Home] (Jutunheimr). Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун - это конструкция, лишенная сознания.
   Миpы Муспелльсхейм [Англ.
Muspell-Home] (Muspрellsheimr) и Нифльхейм [Англ. Nifel-Home] (Niflheimr) соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная. Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард [Англ. Middle-Earth] (Midhgardhr) - замкнутый мир в середине Большого мира. В этом "Среднеземье" живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания.

 

Душа.


    Тевтонская мифология повествует о том, что первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания (Вотаном-Вилли-Ве или Одином-Хениром-Лодуром). Мужчина был создан из ясеня, женщина - из вяза. В поэзии Севера люди часто сравниваются с деревьями. К примеру, воина называли "дубом битвы". Это указывает на важную связь между идеей космического древа (Иггдрасиля) и деревом на индивидуальном человеческом плане. Многомерная формула существования, отображенная в модели Древа Иггдрасиль, представляет собой и основу человеческого бытия.
   То, что люди были созданы из органического, живого материала, а не из мертвой земли, имеет большой смысл для Северной традиции. В
"Старшей Эдде" ("Прорицание Вёльвы", 18) говорится о том, что три бога - Один, Хенир и Лодур - создали первых мужчину и женщину, одарив их особыми качествами:
   Они не дышали, в них не было духа,
   румянца на лицах, тепла и голоса;
   дал Один дыханье, а Хенир - дух,
   а Лодур - тепло и лицам румянец.
   (Перевод А. Корсуна.)
   Итак, согласно германской традиции, человек создан из комплекса основ, сил или, если угодно, "душ". Все это было собрано воедино в определенном месте и в определенное время, чтобы дать жизнь неповторимому человеческому существу. Но многие из этих качеств или основ могли существовать до "проявления" или "воплощения" человека. Следовательно, эти качества и силы могут продолжать существовать и после "проявления" или "воплощения" человека.
   Из этого мы можем заключить, что истина о человеческом существе гораздо более глубока, чем мы обычно представляем себе. У древних тевтонов существовали десятки терминов для различных аспектов человеческого тела и души. Каждый из них использовался настолько точно, что этому богатству терминологии могут позавидовать современные психологи. В языках существует множество тонких различий в определении тех вещей, которые люди знают досконально. У эскимосов существует 15 определений белого цвета, так как они хорошо различают тонкие оттенки "белого" в своем "совершенно белом" мире. Мы же видим только "белое" и потому способны говорить только о "белом". А эскимосы в своем "совершенно белом" мире могут находить очень тонкие различия, так как они хорошо знают его. То же можно сказать и о наших предках, которые, вероятно, жили в более духовном мире, о чем свидетельствует их богатый словарь духовных понятий.
   Согласно германской традиции, каждый человек является духовно-телесным, или психосоматическим комплексом. Тело и внешний вид являются аспектами этого комплекса, наравне с дыханием
(атем), вдохновением (вод), разумом, памятью (личной и коллективной), сердцем, волей и некоторыми магическими способностями, которыми человек может обладать, а может и не обладать. Индивидуум может быть обладателем более чем одной магической способности. Хамингья, например, является хранилищем личной удачи и судьбы. Обретение этих магических тел или их укрепление - одна из основных задач Северного Пути. Все упражнения для воли и сознания направлены на повышение этих способностей.
   Поскольку психика, или душа, и космос, или мир, в Северной традиции символически изображены как деревья, мы можем говорить о германском "психокосмологическом" учении. Это учение о связи между космосом и душой. Если внутренний мир души исследован и понят нами, то мы выходим на открытый путь познания Большого мира. Тот факт, что деревья символизируют обе эти структуры, помогает нам понимать, почему руны изначально вырезались на дереве. Интересно, что слово "дощечка" [Англ.
stave, исл. stafr] у мастеров рун стало фактически синонимом "руны". Рунные дощечки были - и символически, и в самом буквальном смысле - мостом между внутренним Древом Души и внешним Мировым Древом. Оба этих дерева были, в сущности, одним и тем же Иггдрасилем.




5. Боги и богини.



  Боги и богини Севера - это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, - будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их народа.
   Каждый искатель на Северном Пути может найти богатейший клад живых божественных архетипов. К богам и богиням можно прийти множеством путей. Пожалуй, главный путь - это впитывание в себя Мифа и Закона тевтонского народа. Можно также практиковать "поиск видения", выполнять жертвоприношения (религиозные ритуалы) и магические взывания к богам и богиням.
   Составить представление о божественной семье различных тевтонских групп - задача гораздо более сложная, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время весьма простая. Сложность состоит в том, что не существует единой, стандартизированной общегерманской мифологии. Есть, по крайней мере, четыре великие ветви этой традиции: северная (скандинавская), западная (англосаксонская), южная (немецкая) и восточная (готская). Во всех этих ветвях есть много общего, но существуют и явные различия. Проблема заключается в том, что только северная ветвь обладает целостным мифологическим материалом -
Эддами ["Эдда" -- название условное, что оно означает - неясно. "Эддой" назвал свою книгу исландский историк и поэт Снорри Стурлусон (1178 -- 1241). В ней содержится, помимо прочего, прозаический пересказ германской мифологии, который сейчас и называется "Младшей" или "Прозаической Эддой". Ходила легенда, что Стурлусон использовал в своем труде лишь ничтожную часть изначального корпуса северных мифов. Когда в 1643 году сторонник этой версии исландский ученый Бpиньольв Свейнссон нашел дpевний манускрипт, содержавший ряд песен о богах и героях, он также назвал его "Эддой". Этот второй документ и известен сейчас как "Старшая", "Поэтическая" или "Песенная Эдда"]. Мифология остальных ветвей фрагментарна.
   Но с практической точки зрения эта ситуация не является такой уж плохой. Дело в том, что, хотя мифы являются полезными иллюстрациями и могут дать богатый материал для религиозных обрядов, религия не исчерпывается ими. В конце концов, человек может исповедовать христианство или иудаизм и без Библии - интересно, кстати, сколько истинных христиан или верных иудеев прочли все свои священные тексты от корки до корки?
   И наконец, ситуация упрощается благодаря тому факту, что только небольшая группа германских божеств служила объектом всенародного поклонения и официальных культов. Этот факт, как и имена богов, можно легко установить, изучив карту северной Европы. Древние места культов и поклонения величайшим божествам обычно носят их имена. Будь это Ванбороу в Англии и Годесберг в Германии (оба названия означают "холм богов") или Торслев ("поле Тора") в Дании и Торсо ("остров Тора") в Швеции, или Фройхов ("храм Фрейи") в Норвегии и Фротуна ("обитель Фрейи") в Швеции -- во всех этих случаях легко увидеть, какие из северных богов и богинь были предметом всеобщего поклонения в древних храмах.
   Безусловно, существует великое множество других богов и богинь, но они либо выполняют очень специфические функции, либо связаны исключительно с домашней религиозной активностью. Божества последнего рода часто объединяются в группы - такие, как альвы, дисы [Дисы (др.-исл.
disir) - существа женского пола, помогающие при родах и способствующие плодородию почвы], карлики-цварги и т.д. И наконец, есть божества, несущие исключительно мифологическую или космологическую функцию. Они могут быть весьма значительными, как Бальдр [Бальдр - бог из числа асов, смерть которого является переломным моментом в истории Асгаpда], но, в то же время, не являться предметом религиозного культа, как мы его обычно понимаем.
   Существует целый пантеон, или "семья", северных богов и богинь. Этот пантеон воплощает в себе весь набор архетипов человеческого потенциала и опыта. Каждый, кто хочет следовать Северному Пути, должен внимательно изучить мифологию и узнать о северных богах как можно больше.
   Пантеон богов делится на три части, составляющие единое целое. Каждая из этих трех частей имеет свое особое предназначение или функцию, необходимую для существования остальных частей. Обычно о них говорят как об уровнях иерархии. Первая функция - это суждение, разум, закон, мера (их воплощает Тиу-Тюр), а также вдохновение, интуиция и трансформация (их воплощает Один-Вотан). Эти две функции образуют суверенную и интеллектуальную часть мира и человеческого бытия-сознания. Это боги древних королей, судей, поэтов и магов.
   Вторая функция относится к силе (обычно физической), могуществу и энергии (их воплощает Тунар-Тор). Он и его род - это боги воинов. Третья функция -- это созидание, восстановление, благополучие, физическое здоровье и природные циклы (их наиболее прямо воплощают в себе Господь и Госпожа -- Фрейp и Фрейя). Они относятся к ванам, богам и богиням крестьян и ремесленников. Но ваны обладают собственной магией, а все крестьяне также могут быть и воинами. Итак, в этой третьей группе существует целая система - Путь Ванов, или
истинная викка [Викка (англ. Wicca) - "ведьмовство", неоязыческая религиозно-магическая система, pаспpостpаненная в Великобpитании и США. Наш читатель может познакомиться с ней по книге: Тимоти Родеpик. Мистерии темной луны. Киев, "София", 1997].
   Иерархию этих функциональных структур иллюстрирует рисунок 3.




 

  ^ Эта диаграмма помогает нашему рациональному (тюрическому) разуму постичь взаимоотношения богов и богинь Севера. Каждый интересующийся Северным Путем должен понимать ее. Но существует и иной взгляд на вещи, более одинический (и более фрейический). Все эти три части составляют единое целое, заключенное в круг или кольцо.
   В древности каждому из этих трех сегментов пантеона соответствовал определенный цвет. Эти символические цвета, безусловно, были разными в различных племенах и различных регионах. К примеру, в
"Поэтической Эдде" мы видим, что первой группе принадлежал белый цвет, второй группе - красный, а третьей - черный.
   Мы можем воспользоваться альтернативной системой и различать группы не по номерам, а по цветам. Очевидно, функции Тюра должен соответствовать белый цвет, функции Одина - голубой, функции Тора - красный, а ванам (Фрейру и Фрейе) лучше всего подойдет зеленый, как это показано на рисунке 4.





   С магической точки зрения, верховными богами Севера являются Один (Вотан) и Фрейя. Оба представляют собой могучие архетипы, которые должны использовать маги Тевтонского Пути. Они являют собой ту модель сознания, на которую равняются маги в своем магическом развитии.
   Существует целый пантеон магических архетипов, с которыми могут работать
витки. Высшие божества разделяются на асов и ванов. Асы - это боги и богини социального порядка и сознания, тогда как ваны - божества природы и благополучия. Собственно "магические божества" Один и Фрейя могут переступать эти границы по собственной воле.


5.1 Асы

Один-Вотан.


    Один - верховный бог витки. Он - покровитель мастеров рун, пытающихся воплотить в жизнь архетипические структуpы его мифов. Один - бог, приносящий в жертву (дарующий) "самого себя самому себе" в акте магической инициации, чтобы обрести руны - знание о себе и о космосе, а также о силах, управляющих этими сферами. Один - бог поэзии, магии, экстаза и божественного синтеза сознания. Познавая образ этого бога, мастер рун может получить скрытое знание о прошлом и будущем и изменить узор плетения ткани мира. Животные, связанные с Одином, - орел, вороны, волки, конь и змея. Его имя, записанное рунами младшего футарка, выглядит так:
   UXIN


Тиу – Тюр.

Тиу (Tiw, др.- исл. Tyr) - бог Закона. Он покровительствует правосудию и рациональному мышлению. Он знает меру всех вещей и место каждой вещи в правильном и справедливом порядке. Тиу - бог истинной веры (трота), и ему всегда можно доверять. Этимологически Тиу соответствует Зевсу-Юпитеру. Тиу-Тюр известен в некоторых скандинавских регионах под именем Улльр или Уллинн. Его имя, записанное младшими рунами, выглядит так:
   TIr


Тор – Тунар.

Имя Тунар (Thunar, нем. Donar, др. - сканд. Thorr) означает "громовержец". Тунар, бог непоколебимой верности и трота, - надежный защитник богов и человечества. Среди богов он - воин. Его главное оружие - молот. Животное Тора - козел. Имя Тора, записанное младшими рунами, выглядит так:
   XUR


Фригг – Фрия.

Фригг (др.- исл. Frigg), или Фpия (дp.-нем. Frija), также занимает видное место среди асов. Она покровительствует порядку в семье. Она - жена Одина и, по преданию, обладает большими способностями к прорицанию. Но, несмотря на знание будущего, она редко говорит о нем. Ее имя, записанное младшими рунами, выглядит так:
   FRIq


Ваны.

Фрейя.

Фрейя - богиня магии, эроса и физического благополучия. Фрейр - это брат-близнец Фрейи. Имена Фрейра и Фрейи буквально означают "Господин" и "Госпожа". Магия Фрейи - сейт. Для этой магии характерны трансовые состояния и путешествия по мирам Древа Иггдрасиль. Фрейя также контролирует силы природных циклов, символом которых является ее ожерелье - Брисингамен. Связанные с ней животные - свинья и кошка. Имя Фрейи, записанное младшими рунами, выглядит так:
   FRaIa


Фрейр.

Фрейр - покровитель процветания, материального и физического благополучия, мира и эроса. Его называют веральдаргодом - Богом Вселенной. Он управляет естественными процессами на земле и в воздухе (над землей). Его животные - лошадь, вепрь и олень. Его имя, записанное младшими рунами, выглядит так:
   FRaIr



   Религия и магия, практикуемые под покровительством "Господина" и "Госпожи", в древней англосаксонской Англии назывались словом
wiccecraеft (современное witchcraft -- "колдовство". Отсюда и слово Wicca, обозначающее религию современных ведьм и колдунов).

Ньёрд.


    Еще одним значительным богом среди ванов является Ньёрд. Это отец Фрейи и Фрейра. Ньёрд покровительствует материальному благополучию и достатку. Он управляет стихиями моря и воздуха над морем. Его имя, записанное младшими рунами, выглядит так:
   NIaUXr



   Существуют и другие боги и богини Севера, о которых вы узнаете, исследуя Северную традицию, но именно те божества, которых мы упомянули, являются ключевыми, открывающими путь в божественные сферы. Это главные боги, которым обычно приносятся дары. Имена иных богов и богинь могут также использоваться в магической практике для специальных целей. О технике использования имен вы можете узнать из седьмой и восьмой глав этой книги.
   Вот некоторые имена богов и богинь, приведенных Снорри Стурлусоном в его
"Эдде" [То есть в "Младшей Эдде"] :
  
Браги (BRaqI) - бог красноречия; мудрость и поэзия также находятся под его опекой. Муж Идунн.
  
Эйр (aIr) - богиня врачевания. Целительница богов и богинь.
  
Форсети (FURsITI) - бог правосудия. Он всегда видит "обе стороны медали".
  
Фулла (FULa) - верная служительница Фригг. Она всегда помогает великим богиням справиться с трудной работой.
  
Гефьён (qIFIUN) - богиня добродетели. Известна как "благосклонная" или "дарящая". В дар от нее вы можете получить телесный или духовный талант. Возможно, она является одним из аспектов Фрейи.
  
Гна (qNa) - богиня тpансфоpмации. Поднимает осознание на головокружительные высоты. Спутница Фригг.
  
Хеймдальр (haImTaLr) - бог-страж. Покровительствует таким качествам, как ясновидение и бдительность.
  
Хлин (hLIN) - богиня, защищающая людей от физической опасности. Спутница Фригг.
  
Хёдр (haUXr) - бог слепой силы. Он воплощает собой грубую силу и конфликт.
  
Идун (IXUN) - богиня вечного обновления. Она пытается сдерживать ярость божественных сил во вселенной, будучи хранительницей золотых яблок асов.
  
Лофн (LUFN) - богиня снисхождения. С ее согласия можно вступать в тайную любовную связь и совершать другие запретные действия. Она близка как с Одином, так и с Фригг.
  
Локи (LUqI) не является настоящим богом, так как принадлежит к роду ётунов, но он - "кровный брат" Одина и потому допущен в сообщество асов. Он покровительствует красоте и обману, хитрости и коварству. Он фокусник ("трикстер") и проказник. Локи не знает равных в смехе и в юморе. Скорее всего, Локи является "теневой стороной" самого бога Одина.
  
Сага (saqa). Ее имя означает "провидица" или "пророчица". Похоже, что она является активным аспектом Фригг и обладает значительными знаниями о будущем.
  
Сьёфн (sIaUFN) - богиня любви. К ней взывают, когда хотят обратить на себя внимание любимого или любимой.
  
Снотра (sNUTRa) - богиня разума.
  
Син (sIN) - богиня отрицания. Мощный защитник обвиняемых в суде.
  
Улльр (ULr) может выполнять ту же функцию, что и Тюр. Выражает тот аспект Тюра, который связан с физической точностью и координацией движений - например, на охоте, пpи стрельбе из лука и т.д. Обычно его призывают в битвах, так как он дарует людям боевое искусство.
  
Вали (UaLI) - бог мщения. Согласно мифу, он отомстил за убийство Бальдра в возрасте одного дня от pоду. Сын Одина.
  
Вар (Uer) - богиня честности. Она мстит нарушителям клятв и обещаний.
  
Видар (UIXaR) - бог мщения. Он мстит за своего "отца" Одина, чьей проекцией и является. Видар - бог безмолвия и помогает переживать кризис.
  
Вёр (UaUr) - богиня всеведения. Она очень мудра и ничто не может укрыться от ее проницательности и интуиции.



   К этим богам и богиням можно обращаться при решении множества практических вопросов. Вы можете взывать к божествам и приносить им дары, надеясь на вознаграждение. Эти техники будут подробно описаны в главе 6. Их имена можно также использовать как основу рунических магических формул или для создания рунических заклинаний, о чем будет рассказано в главе 8.



6. Трот.




   Мистерии Севера глубоко уходят корнями в германскую мифологическую традицию или "религию". Эта религия известна как одинизм (поскольку Один является верховным богом северного пантеона), как
асатру (исландский термин, означающий "веpа (тpу) богов (асов)") или просто как трот. Слово трот (англ. troth) означает "вера", а еще точнее - "верность". Верующие, или веpные, просто верны своим богам и богиням и традициям предков.
   Основные принципы и традиции трота описаны в
"Поэтической Эдде", "Прозаической Эдде", в исландских сагах и в других эпических произведениях германских народов (к примеру, в англосаксонском "Беовульфе"). Память о традициях хранится и в фольклоре этих народов. Например, устные предания, собранные Якобом и Вильгельмом Гримм в так называемых "Сказках Братьев Гримм", являются настоящей сокровищницей древних традиций.
   Фольклор - богатейшее собрание документальных свидетельств. Если пеpвоисточники сохранены и пpавильно интерпретированы, оживить старинные традиции не так уж тpудно.
   Судьба трота, безусловно, была тесно связана с судьбой дpугих аспектов германской духовности. В то время как религиозные аспекты находили выражение в литературе и фольклоре германцев, более специфические магические аспекты были скрыты или оттеснены на задний план новыми магическими формами, пришедшими с юга и востока (из Рима, Греции, Египта и с Ближнего Востока). Этот процесс вытеснения и забвения культурных традиций, а также смешения некоторых их элементов продолжался до недавнего времени. Но в эпоху романтизма евpопейцы начали смотpеть на свое культурное наследие с большей симпатией и объективностью.
   Хотя мы можем проследить историю возрождения трота с того времени, когда эту веру официально искоренили средневековые евангелисты и развращенные монархи, для нашего исследования пpедставляет особый интеpес только последняя фаза этого процесса. Приблизительно в начале 1960-х годов наметилось всеобщее пробуждение интереса к тевтонской религиозной традиции. В Германии были возрождены старые религиозные общества. В Америке и в Англии были созданы новые. В Англии был учрежден
Одинический Обряд [Odinic Rite], ставший на долгое время главным хранителем тевтонского тpота на Британских островах. В этой же стране возникла Свободная Ассамблея Асатру [Asatru Free Assembly], которая была "децентрализована" и расформирована в конце восьмидесятых. Это случилось отнюдь не из-за недостатка интереса к троту, а по причине избытка хаотических влияний [В настоящее время эта организация снова активно действует в Техасе. Вообще же асатру - одно из названий Северной традиции. В Исландии асатру, наравне с хpистианством, является госудаpственной pелигией]. В результате синтеза многообразных духовных традиций германских народов возникло религиозное общество, известное как Кольцо Трота [Ring of Troth].
  
Кольцо Трота, официально зарегистрированное к Соединенных Штатах как "церковь", состоит из двух элементов. Первый элемент - это Старейшины, или священники. Старейшины проходят традиционное обучение по более или менее стандартной программе Севеpной традиции. Общество Старейшин играет большую роль как живое хранилище Закона и традиционных знаний, которое не могут заменить книги. Две главные функции Старейшин - это обучение людей Закону и проведение обрядов сезонных жертвоприношений. Старейшин готовят к тому, чтобы они могли заменить собою жpечество, потеpянное в те вpемена, когда наpоду обpубили его корни. Другим важным элементом Кольца Тpота являются независимые местные Кланы и их предводители. Они и составляют подлинно народное движение. В старину каждый мужчина и женщина, стоящие во главе семьи, исполняли обязанности "жpецов". Так это было и так должно быть в наши дни. Кольцо Тpота и его обученные Старейшины готовы служить этой цели.
   Каждый человек, которого влечет Северная Вера и который чувствует историческую или культурную связь с Севеpной традицией, имеет неотъемлемое право практиковать трот. Трот - это религия наших предков, и "веpный народ" хочет возродить ее.
   Краеугольным камнем трота является идея о "душе народа", то есть о том, что каждому наpоду пpисуща особая "духовность", сохраняющаяся в его генофонде. Некоторые называют эту идею "метагенетической". В конечном счете "метагенетическая" идея состоит в том, что в генетическом материале любого народа закодирован его "духовный путь". Этот духовный путь, по самой своей природе, может быть "путем наименьшего сопротивления" духовному развитию каждого человека, принадлежащего к данной группе.
   В своем эссе "Вотан" К. Г. Юнг писал:
   Архетипы подобны руслам рек, которые пересыхают, когда из них уходит вода, но могут вновь наполниться водой в любое время. Архетип подобен древнему ложу реки, по которому веками бежала вода жизни, углубляя для себя канал. Чем дольше существовала река, тем вероятнее, что раньше или позже вода возвратится в старое русло.
   Боги и богини Севера - архетипы того народа, к которому они принадлежат. Долгое время в русле могучей реки журчал маленький ручеек, но скоро откроются шлюзы. Шлюзы жизненных сил находятся под нашим контролем. Безусловно, все люди вправе пытаться выкопать новые русла рек, сотвоpить новых богов из пыли веков, но подобные попытки обычно ограничены субъективностью воображения "твоpца".


 
^

Колесо года в троте


    Основной способ практики старой формы трота и поклонения богам и богиням состоит в ритуальном соблюдении сакpального цикла года. Человека, который просто соблюдает времена года, можно назвать "истинно верующим". Тpот может, безусловно, принять гораздо более сложные формы, но именно соблюдение годичного цикла лежит в основе духовных традиций северных народов.
   В стаpину даты праздников не обязательно определялись посpедством астрономических расчетов. Поскольку календарь привязывался к сельскохозяйственным циклам, иными словами - к циклам органической жизни, праздники также соотносились с этой pеальностью. Обычно приход весны праздновался с прилетом первой малиновки или при появлении первой фиалки, а не в день весеннего равноденствия. По этой причине в различных регионах празднества проводили в разное время. Очевидно, универсального германского календаря никогда не существовало. Однако принципы определения циклов, организация праздников и их порядок были достаточно хорошо разработаны германской традицией.
  
    Зимняя ночь [Англ. Winter Night] (приблизительно 15 октября) - скандинавский Новый Год, который приходит в конце периода сбора урожая. Стихия перестала расточать свою жизненную силу. Пришло время, когда люди должны направить свои мысли к более духовным вещам. Год вступает в свою самую главную религиозную фазу - время сеpедины зимы. Первоначально этот праздник, как и многие другие, отмечался на протяжении нескольких ночей. Вот почему в Исландии его называли Vetrnaеtr - "Зимние Ночи".
  
    Зимнее солнцестояние [Англ. Yule от дp.-сканд. iul, "колесо"] (приблизительно с 20 по 31 декабря). В этом пеpиоде магически содеpжится весь год; из него же год и возpождается. Зимнее солнцестояние начинается в Ночь Матери и заканчиваются через двенадцать дней, в день собственно Солнцестояния. Это вpемя, когда стены, отделяющие сфеpу богов и богинь и дpугие миры и от Мидгарда, становятся весьма тонкими. Самое подходящее время для общения с богами и душами предков. Переживания такого pода пугают некоторых людей, и в стаpину многие пpосиживали в доме, никуда не выходя, в течение всех этих двенадцати дней.
  
    Дистинг (приблизительно 14 февраля) возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи. В это вpемя пpоводятся местные собрания. Этот пpаздник был особенно популярным в древней Швеции. Земля готовится к пpиему новых семян. Время подготовки к грядущим событиям.
  
    Весеннее pавноденствие возвещает собой полное возвращение жизненных сил природы. Английское название этого праздника (Easter) - тевтонское по пpоисхождению [Равно как и немецкое Ostern]. Eostre или Ostara - имя геpманской богини весны и утренней зари. Безусловно, от него и произошло английское слово Easter ("Пасха") - одно из тех языческих слов, которые так и не смогли искоренить христиане ["Библейское" название праздника Пасхи - Passover - так и не пpижилось в английском языке и ассоцииpуется в основном с Пасхой еврейской].
  
    Вальпургиева Ночь и Майский День [Англ. Walburga / May-Day] (ночь с 30 апреля на 1 мая и день 1 мая) -- двойной пpаздник. Ночь с 30 апреля на 1 мая в Центральной Европе традиционно считается "ночью ведьм". В это время особенно ярко проявляется таинственная ночная сторона жизни. Название Вальпургиева ночь, очевидно, происходит от имени богини или приравниваемой к богам провидицы Вальпургии. Имя же это буквально означает "обитель павших или мертвых".
   Майский День заключает в себе прямо противоположный смысл и является праздником дневной, солнечной стороны жизни - веселья и труда. В этот день устанавливаются "Майские шесты", вокруг которых водят хороводы. В новое вpемя в Европе Майский День стал праздником рабочих [В коммунистической терминологии -- День Международной солидарности трудящихся].
  
    Середина лета (Летнее солнцестояние) ]Англ. Midsummer] -- это празднование окончательной победы солнца в годичном цикле и полного проявления жизненных сил природы, зародившихся во время зимнего солнцестояния. Середина лета - самый длинный день в году. По преданию, в ночь летнего солнцестояния происходит множество чудесных вещей. В Скандинавии этот день до сих пор почитается величайшим праздником. В это время совершаются жертвоприношения всему пантеону германских богов.
  
    Тингтайд [Англ. Thing-tide] (приблизительно 23 августа) -- время крупных региональных или национальных собраний и обсуждения социальных аспектов Веры (трота). В этот период также уделяется большое внимание вопросам законодательства и организационным аспектам Веры.
  
    Сбор урожая и Подготовка к зиме [Англ. Harvest / Winter Finding] (Осеннее равноденствие) -- кульминация природного цикла, когда одни вещи появляются на свет, а дpугие исчезают, чтобы потом снова возродиться. Окончание этого периода знаменуется Зимней Ночью, завершающей годичный цикл. Это один из величайших праздников, наряду с Летним и Зимним солнцестояниями.


   Рассматривать этот календарь с точки зрения исключительно циклов природы было бы ошибкой. В этой формуле заключены все мистерии, подчиняющиеся циклическим законам.


 

Ритуалы.


    Обычным ритуалом всех этих празднеств является жертвоприношение [Англ. blessing; обычно это слово переводится как "благословение", но здесь употребляется в ином, более древнем смысле. -- Пpим. пеpев]. Это слово происходит от староанглийского bletsian, что означает "приносить жертву" или, в буквальном пеpеводе, "окропить кровью". Позже слово blessing вошло в христианскую терминологию наряду со многими другими словами древней Веры. Исландский или древнескандинавский аналог этого теpмина -- blуt.
   Концепция "жертвоприношения" (англ.
sacrifice) вызывала много споров в последние годы. Это слово латинского [Лат. sacer -- "священный"], а не германского происхождения, но даже изначально оно означало "освящать". Наше представление о жертвоприношении как об отказе от чего-то -- это пpедpассудок, пришедший к нам с Ближнего Востока, где пpактиковались жертвоприношения иного pода. Мы узнали о них из Ветхого Завета. Германский мир не знал подобных обычаев. Животные "приносились в жертву", но это означало только то, что они "отдавались" богам и богиням. Если мы отдаем какую-то вещь своему другу как подарок ко дню рождения, мы тем самым укрепляем с ним дружеские связи. Когда древние тевтоны отдавали что-то богам, они точно так же пытались укрепить с ними дружеские связи. Кроме того, наши предки считали себя потомками самих богов. Во время жертвоприношений мы можем радоваться своей дружбе с богами. Жертвоприношение животных давно уже не практикуется в троте.
   Главные предметы, необходимые для жертвоприношений, -- это алтарь (деревянный или каменный), сосуд для питья (желательно рог), чаша и молодой побег вечнозеленого растения. Обряды обычно проводятся под открытым небом. Если их проводят в помещении, то устанавливают деревянный алтарь, если же на откpытом воздухе, то каменный.
   Традиционная формула жертвоприношений богам и богиням, которую можно применять для любой священной цели, такова:
  
1.
Освящение: благодаря этому акту время и место проведения ритуала отделяются от обычного мира. Для этого необходимо начертать знак молота (перевернутая буква "Т") в четырех кардинальных точках [То есть в напpавлении севеpа, юга, востока и запада]. Если у вас уже есть постоянное освященное место, или ve, вам не обязательно каждый раз повторять эту процедуру.
  
2.
Чтение: благодаря этому обряд происходит в мифологическом контексте. Читаются или распеваются мифические поэмы или эпические произведения.
  
3.
Совет: в этой части ритуала его мифическая стpуктуpа и основная цель сливаются воедино. Это простая или изысканная формулировка основной цели ритуала.
  
4.
Пpизывание божеств или определенного класса существ, котоpые будут почитаться в ходе pитуала. Приглашение этим существам присоединиться к содружеству веpных им людей.
  
5.
Наполнение сосудов: при этом священный напиток "заряжается" божественной силой. Напитки ("мед", эль, пиво или фpуктовые соки) разливаются в сосуды и выполняется визуализация силы, собиpающейся в жидкости.
  
6.
Распитие: присутствующие выпивают заряженную жидкость и вбирают в себя циркулирующую в ней энергию. При этом рог с напитком передается по кругу. Рог никогда не осушается до дна, а то, что в нем остается, выливается в чашу для жертвоприношений, стоящую на алтаре.
  
7.
Жеpтвопpиношение: окpопление алтаpя священной жидкостью из жеpтвенной чаши пpи помощи веточки вечнозеленого деpева.
  
8.
^ Дарение: возвращение положенной части накопленной энергии божествам и природе. Остатки жидкости выливаются из жертвенной чаши на голую землю.
  
9
. Уход: возвещение окончания службы и возвращение в обычное пространство-время.


   Подобные ритуалы в честь северных богов и богинь можно проводить во все времена года. Для более полного знакомства с религиозной системой трота вы можете обратиться к моей
"Книге тpота". [Edred Thorsson. A Book of Troth. St. Paul, "Llewellyn".]
   Кроме чисто "религиозного" применения, жертвоприношение можно использовать для прямых магических целей. Однако граница, разделяющая эти два вида действий, часто бывает размытой. При магических жертвоприношениях витки обращаются к определенным богам, которые могут вознаградить магов, одарив их в соответствии с их желаниями и волей. Свою волю или желание маги подpобно высказывают во время стадии
совета. Это не "молитва", а, скорее, установление безмолвного контакта с богами и богинями. Божества всегда pады помочь своим младшим бpатьям, но прежде всего мы должны научиться устанавливать с ними контакт.
   В качестве примера подобной работы я привожу полный текст Жеpтвопpиношения Сеpедины Лета, совеpшаемого в
Кольце Тpота.

 
^

Жертвоприношение Сеpедины Лета
   (21 июня)


    Этот обряд должен проводиться под открытым небом в день летнего солнцестояния либо в полдень накануне.
  

1. ОСВЯЩЕНИЕ


    Обернувшись лицом к северу, начертите в воздухе знак молота Тунара [То есть Тоpа], говоря при этом: "Молот Тунара, освяти это место!" Затем, повернувшись на восток, юг и запад, повторите те же слова. После чего, вновь обратившись лицом к северу, скажите:
  
^ Это место освящено для нашей сегодняшней работы. Как бог Хеймдалль охраняет Мост Бифрост [Бифpост (дp.-исл. Бивpёст) -- мост, соединяющий небо и землю], так и это место будет защищено от нечестивцев и дурных мыслей.
  

^

2.ЧТЕНИЕ


    Читаются или распеваются стихи из "Снов Бальдра" ("Стаpшая Эдда").
  

3. СОВЕТ


    Один из присутствующих говорит:
  
В полдень дня летнего солнцеворота мы собрались все вместе, как в дpевние времена, чтобы приветствовать солнце в его высочайшей точке и почтить всех богов и богинь, живущих в Асгарде. Мы вспоминаем о них, желая, чтобы их сила возросла и обогатила нашу жизнь. Мы взываем к ним, ко всем, чтобы жить в святости, как свят закон Вотана.
  

4. ПРИЗЫВАНИЕ


    Говорящий произносит следующие пpизывания. После каждого пpизывания все присутствующие должны приветствовать богов и богинь, обращаясь к каждому из них по имени и завершая приветствие словами: Мы приветствуем тебя! Например, после первой строки приведенного ниже стиха, каждый из присутствующих должен сказать:

   ^ Вотан, мы приветствуем тебя!
  
Вотан, мы благоговеем перед твоим искусством,
   Тиу, мы остаемся верны тебе навсегда,
   Бальдр, пусть твой ум и отвага ведут нас,
   Фригг, да хранит нас твой плод и мудрость,
   Идунна, пусть яблоки твои оберегут наш путь,
   Тунар, пусть гром твой сохранит святое место,
   Фрейя, веселье твое даровало нам волю,
   Фрейp, благодаря тебе мы соберем богатый урожай
.

    ^ Затем говорящий перечисляет божественные качества богов и богинь. После каждой фразы все присутствующие должны повторять:

   Мы приветствуем тебя!
  
Господин Рун,
   Однорукий бог,
   Держатель Хрингхорна,
   Госпожа среди богов и богинь,
   Хранительница яблок,
   Страж Асгарда,
   Держатель Брисингамена, бог ванов
.
  
^ Мы вновь взываем ко всем вам, обращаясь к каждому по имени.
   Придите к нам, в этот полдень, когда год достиг своего расцвета, а Солнце -- высшей точки в небе.
   Славьтесь, все боги, славьтесь, все богини,
   Славьтесь, все
   Живущие вместе святые!

  

^

5. НАПОЛНЕНИЕ СОСУДОВ


    Говорящий наливает мед или иной напиток (к примеру, яблочный сок) в рог или кубок, поднимает сосуд и говорит:
  
Мы подносим вам дар наших трудов, смешанный и соединенный с мощью и крепостью меда. Это поможет всем нам -- богам и народу -- прийти к сияющим просторам, где миры и люди существуют в неразрывном единстве. Год вошел в свою полную силу, орел взирает с вершины мирового дерева, пусть он увидит, что мы не обделены мудростью.
  

6. РАСПИТИЕ


    Говорящий пьет из сосуда и выливает остаток напитка в жертвенную чашу, стоящую на алтаре. Затем сосуд снова наполняется и передается по очереди всем присутствующим. Каждый из них осеняет сосуд знаком молота (^), прежде чем поднести его к губам. Остаток напитка выливается в чашу.
  

7. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ


    Говорящий берет побег вечнозеленого растения, опускает его в чашу и окропляет алтарь и всех присутствующих во славу богам и богиням. При этом он каждый раз повторяет такие слова:
  
^ Благословение всем богам и всем богиням, а также всему народу, который с нами.
  

8. ДАРЕНИЕ


    Когда жертвоприношение завершено, говорящий выливает жидкость из жертвенной чаши на голую землю с восточной стороны от алтаря, при этом говоря:
  
Вотану, Тиу, Бальдру, Фриггу, Идунне, Тунару, Фрейе и Фрейpу, а также всем богам и богиням нашего народа: чтобы был урожай высоким и народ вольным.
  

^ 9. УХОД


Говорящий возвращается к алтарю и, обратив лицо к северу, говорит:
  
Итак, вновь завершена работа. И сердца наши открыты добрым делам, высоким целям, мудрым словам, вере своим силам, и мы всегда останемся верны клятвам, данным себе и нашему народу!




оставить комментарий
страница1/8
Дата02.12.2011
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх