Рубен Таросян \"Космос, Логос, Эрос и Вакх\" icon

Рубен Таросян "Космос, Логос, Эрос и Вакх"


Смотрите также:
Экзаменационные вопросы по философии для студентов 5-го курса факультета пм-пу (лектор доцент...
В номере: Международная конференция «Космос Земля Космос» Давайте проведем анкетирование...
В 2011 году исполнилось 50 лет с момента первого полета человека в космос...
Конкурс творческих работ «Космос глазами детей»...
Книги
«Путешествия в космос»...
План мероприятий...
Русский эрос в религиозной эстетике серебряного века: от «родового пола» к теургии...
Юрий Алексеевич Гагарин Дорога в космос...
«всё о космосе»...
Рубен Давид Гонсалес Гальего Черным по белому Вступление Сергея Юрьенена...
2. Вгреческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» «эпос»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать
http://piramyd.express.ru/disput/tarasyan/klev.htm


Рубен Таросян

"Космос, Логос, Эрос и Вакх"


Часть 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ УВЕРТЮРА НА ТЕМУ КОСМОСА

2. КОСМОС И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Часть 2

3. КОСМОС, ЭВОЛЮЦИЯ И ОПТИМИЗМ

4. ДВОЙНИКИ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И СИММЕТРИЯ (ПОИСК ЭРОСА)

Часть 3

^ 5. ЭТИКА. КОСМИЧЕСКИЙ ПУТЬ СЛИЯНИЯ ЛОГОСА, ЭРОСА И ВАКХА

6. СУЩНОСТЬ СЕКСА. ЭРОС В САМОБЫТИИ. СЕКСУАЛЬНАЯ МИСТИКА. ЛОГОС ЭРОСА.

Часть 4

^ 7. ЛОГОС И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЯЗЫКЕ

8. САМОБЫТИЕ ВАКХА. СВОБОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕ. МИСТИКА И АПОЛОГИИ СМЕХА. ОСМЕЯННЫЙ ЛОГОС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 




^ ЧАСТЬ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга адресована тем, кто не боится, что после ее прочтения в голове проблем станет не меньше, а больше. Акцент на постановку проблем, а не на их решение, позволив избежать занудного доктринерства, одновременно придал книге кажущуюся легковесность. По этой же причине стиль и манера изложения оказались ближе к эссеистике, чем к традиционному академизму.

Обозначив цели рассмотрения четырьмя аспектами, вынесенными в заголовок, следует подчеркнуть логическую необходимость и достаточность нашего выбора. Почему надо рассматривать все четыре грани, а не три, две или вовсе одну, например, первую - "Космос"? Ответ на этот вопрос обусловлен тем, что осмысление понятия "Космос", попытка придания ему наполненности и исключение смысловой пустоты, свойственной дефиниционному подходу, приводят к анализу присущих ему законом, его Логосу, к спектру проблем, связанных среди прочих и с темой его эволюции и, как следствие, к теме Человека и его места в Космосе. Последние из указанных имеют столь разнообразные аспекты, что их невозможно втиснуть в рамки традиционного рационализма. Так возникает тема Бессознательного, тема не связанная с рациональным Логосом, тема противоречащая Логосу. Нелогичные законы Антилогоса в книге раскрываются посредством Эроса и Вакха.

Подход, реализованный в книге, не позволил рассмотреть каждый из аспектов (Космос, Логос, Эрос и Вакх) изолированно. Книгу нельзя разложить на несколько отдельных статей. Взаимосвязь рассмотренных проблем не раз приводила к тому, что программисты называют "зацикливанием" - на какой-то стадии рассмотрения мы оказываемся вынуждены вернуться к началу - и только акцентирование внимания на новой грани позволяло вырваться из бесконечной карусели.

Необходимость то избегать "зацикливания", то подчеркивать его значение сформировала малые "циклы", подобные глубинным вихрям в спокойном горном озере. Поэтому часть материала пришлось "утопить", поместив в примечания, которые, играя роль пояснений к написанному, поставили автора в положение художника-авангардиста, поясняющего нарисованное. Но художник сам виноват, выбрав непростую форму, у нас же сложность заключалась не в форме, а в содержании. Также имеются другие причины, способствовавшие появлению обилия подстрочных примечаний.

Не только критически, но и конструктивно в книге использованы положения различных философских школ, а также достижения естественных, точных и даже технических наук, поэтому однозначно отнести предлагаемую работу к какому-либо направлению весьма затруднительно. Для тех, кто не может обойтись без попытки разделить полноводную бурлящую реку на отдельные струи и каждой из них дать название, укажем, что представленная книга теснее всего примыкает к Фрейдомарксизму, не поощрявшемуся в нашей стране, как в недавнем прошлом из-за доминантного внимания к бессознательным процессам и мотивациям, так и в настоящее время - из-за недостаточно трепетного отношения к религиозным догматам. Поскольку в книге признается Космическое звучание Нравственного Закона, можно сказать, что она не чужда традициям Космизма, к представителям которого было двойственное отношение: их уважали, но считали чудаками.

Использование сведений из различных областей знаний потребовало специальных пояснений, которые также были помещены в подстрочные примечания, количество которых позволило добиться популярного характера изложения и снять требования к подготовке читателя. Известные философские и естественнонаучные положения рассматривались подробно только в случае их многократного использования. При однократном упоминании применялись ссылки, тяжеловесность библиографических сведений, в которых создали кажущееся сходство с академической манерой изложения.

Принято считать, что легко и популярно написанное редко имеет самостоятельную ценность. Автор надеется, что это не будет отнесено к его книге, полагая, что изложенное понимание сущности секса, основанное на концепции экстаза, может рассматриваться как новое положение. Элементами новизны также обладают: рассмотрение будд в нирване как статистического ансамбля частиц; анализ взаимосвязи категорий "собственности" и "знания"; концепция интоксикации сознания; попытка построения этики проблем (а не решений), выявление мимикримической ориентации характера; геометрическая интерпретация исчисления смыслов; концепция явной и скрытой метрики; тема осмеянного Логоса; рассмотрение феномена массовой культуры применительно к космической тематике. Впервые отмечены интересные совпадения в мифологии, литературе и философии, а также любопытные параллели в истории науки и искусства.

Указав специфические особенности книги, которые могут рассматриваться как недостатки, автор искренне надеется, что благосклонный читатель найдет и ее достоинства, оформившиеся не без влияния обсуждений рукописи с профессором, доктором философских наук А.Ф.Зотовым (МГУ им. М.В.Ломоносова); доктором философских наук В.Н.Деминым (Академия космонавтики им. К.Э.Циолковского; заслуженным деятелем культуры РФ, доктором педагогических наук Е.П.Левитаном ("Земля и Вселенная").

^ 1. РЕТРОСПЕКТИВНАЯ УВЕРТЮРА НА ТЕМУ КОСМОСА

В своих исканиях человеческий дух, не удовлетворенный суетой будничных забот, вырывается из ограничений провинциально-местечкового менталитета и устремляется к заоблачным высям в надежде найти в бескрайних просторах Космоса не только ключ к загадке мироздания, но и решение всех своих морально-нравственных проблем. Словно в других галактиках раскроются иные слои Бытия, где можно встретить материализованные воплощения Добра и Истины. Хотя еще в донаучных воззрениях в разнообразных космогонических, солярных и лунных мифах человек связывал свое понимание космических Процессов, Нравственного закона и насущных нужд, философская мысль не всегда достигала космических, или хотя бы планетарных масштабов. Сама Мировая Идея в классической немецкой философии не выходила за пределы Прусской монархии. Такой была европейская мысль в начале XIX века. Но только в начале.

В гамме идей XIX века, связанных с осмыслением взаимодействий природы, общества и индивидуума, охватывающей, как мальтузианство - предтечу современной Экологии, так и социальную концепцию Сверхчеловека, неотягощенного нравственными запретами, помимо широко известного в настоящее время учения Ч.Дарвина, также родилась эволюционная теория происхождения морали. Мораль и долг, удерживавшие человека от крайнего эгоизма, стали рассматриваться как гарантия выживания и процветания, как отдельных этносов, так и человеческого рода в целом. Нравственная интерпретация законов взаимоотношений, как отдельных индивидуумов, так и целых государств подняла европейскую мысль до планетарных масштабов. Еще немного и она устремится дальше и выше.

Примечание: Впервые законченное звучание эволюционная теория морали получила в трудах Г.Спенсера, известного также как один из основоположников позитивизма. Из отечественных авторов наиболее подробно этот вопрос изложен в работах П.А.Кропоткина - классика анархизма. Это, наверное, и было главной причиной отсутствия этой теории в курсах марксистско-ленинской философии, несмотря на ее органическую близость с историческим материализмом. Современное звучание этой теории можно найти в статьях акад. Н.Н.Моисеева (см. "Вопросы философии", NN 4, 5, 8, 1989 и N 3, 1990).

Наряду с тенденцией к расширению масштабов мышления, приводящей к единой панлогистской концепции Космоса, управляемого Мировой Идеей, в европейской мысли XIX века прослеживается противоположная тенденция, акцентирующая внимание на неподдающихся логике и рассудку аспектах, связанных с попыткой раскрытия многогранности человеческой индивидуальности. В этой связи нельзя не упомянуть А.Шопенгауэра (1788-1860), который впервые наделил познающего субъекта не только априорными знаниями и представлениями, но и собственной волей. Волей А.Шопенгауэр наделял также и все объекты. В сфере неживой материи воля сводилась к физическим силам, волей к жизни наделялся органический мир. Понимание Шопенгауэром мира как воли очень близко к концепции материального движения, развитой в диалектическом материализме. Самая примечательная черта учения А.Шопенгауэра заключается в принятии некоторых положении ведантизма и буддизма. Казалось бы, явное противоречие: начав с критицизма, отметавшего всякую метафизику, философ принял древнюю доктрину о переселении души. Неудовлетворенный человеческим правосудием, немецкий мыслитель увидел в сансаре и карме подлинную Вечную Справедливость. Звучание Справедливости в космическом масштабе позволило Шопенгауэру, с одной стороны, отвернуться от критицизма, а с другой - стать первым с пост античных времен философом, соединившим европейскую мысль с восточной традицией.

Примечание: Традиционно обращают внимание на онтологическое совпадение аспектов сущего, связанных с активностью, в различных учениях: "единая сила" - в позитивизме Г.Спенсера, "воля" - в иррационализме А.Шопенгауэра, "движение" - в материализме Ф.Энгельса. В то же время исследователи истории философии не обращают внимания на логический аспект общности построения доктрин, основанных на введении терминов, не имеющих ограничений в смысловом поле.

Космическое видение раскрывалось у человечества по мере технического прогресса. Ошеломленный возможностью стимулирования осадков с помощью градобойных орудий, Н.Ф.Федоров увидел планетарный масштаб управления погодой и создал свою нравственно-этическую концепцию, пытавшуюся раскрыть космические горизонты для просветленного человечества, которому все как бы становилось посильно, вплоть до оживления умерших предков. Космический масштаб достигался в чисто этических исканиях. Лев Толстой поставил вопрос о возможности создания Рая на Земле на основе планетарного альтруизма.

Примечание 1: Подробное изложение учений, как Н.Ф.Федорова, так и других русских космистов можно найти в брошюре Ф.И.Гиренка "Русские космисты" и в статьях С.Г.Семеновой в антологии "Русский космизм" (М.: Педагогика-Пресс, 1993).

Примечание 2: Альтруизм - этическое учение, основанное на бескорыстной заботе о благе людей, отраженное в принципе "относись к другим, как хочешь, чтобы относились к тебе". Согласно альтруизму благо другого (других) нравственно более значимо, чем собственное.

В области искусства творческие искания выходят из традиционных сфер и находят романтические идеалы в глубинах народной жизни. Нестеров, создавая синтез реалистического искусства и традиций иконописи, видит духовную жизнь народа в Православии. Васнецов ищет истины в дохристианских, языческих основах. А современные им критики называли их работы поочередно "псевдорусскими", отрицая истинность каждого из указанных начал. Н.Рерих направил свои поиски истоков, после древней Руси, сначала на варяжскую (нормандскую) культуру, а затем на Восток. А с востока свое понимание Мира в Европу приносит Е.Блаватская.

^ Примечание 1: Нам представляется наличие преемственности в творчестве В.Васнецова и К.Васильева, М.Нестерова и И.Глазунова.

Примечание 2: Спектр исканий не ограничивался одними идеалами. Интерпретация пространственных отношений (перспектив) и среды, наполняющей пространство и соединяющей зрителя и образ, можно рассматривать как чувственное осмысление места человека в Мире.

Представители естественных и точных наук перестали ограничиваться масштабами лабораторий и рукотворных конструкций. Х.Максим - изобретатель станкового пулемета - ищет смысл жизни в беседах с Вивеканандой. К.Циолковский, помимо технических решений в области межпланетных путешествий, создает свою интерпретацию космической философии. Масштаб видения процессов поднимает проблематику работ В.И.Вернадского с геологических задач через изучение закономерностей перехода биосферы в ноосферу к проблемам антропокосмизма, в котором гармонически сливались естественнонаучная и социально-гуманитарная тенденции развития науки.

Космическая тематика проникала в работы религиозных мыслителей. Свою версию синтеза науки и христианской морали предложил Тейяр де Шарден. В России В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков в рамках Православия разработали учение о Софии - как ипостаси мудрости Божией, так и части тварного мира, способной к спасению. Упомянутые авторы словно постулировали сошествие Святого Духа в Космос, и посредством Софии традиционная христианская тема спасения приобрела в их трудах космический характер.

Было бы ошибкой связывать тему Космического только с влияниями русской или восточной мысли. Тема Космического возникает в западной мысли как под влиянием Востока, так и в рамках сугубо собственной традиции. В поэзии - это, в первую очередь, - У.Уитмен, в живописи - М.Чюрленис, в философских построениях - "Космическая телеология". Это этическое направление 20-х - 30-х годов ХХ века представлено непереведенными на русский язык работами О.Степлона, Ф.Вудбриджа и У.Шелдона, в которых целеустремленный характер развития Вселенной проходил несколько ступеней и форм. Одна из таких форм - это человеческая мораль, основанная на том, что Добро "это то, что способствует наметившимся тенденциям во Вселенной".

В рамках основных представлений диалектического материализма тема Космического зазвучала в работах И.Забелина о предназначении человечества.

Примечание: И.М.Забелин - доктор географических наук, профессор, писатель-фантаст. В его статьях времен "хрущевской оттепели" впервые в отечественной публицистике зазвучала экологическая тема, ранее отвергавшаяся официозной идеологией как мальтузианство. Резкий тон критики тех лет позволяет отнести работы И.Забелина не к традиционному руслу диалектического материализма, а к его "еретическому" ответвлению.

В философской мысли XIX и XX веков все большее звучание приобретали психологические установки, проблемы многогранности человеческого сознания. Это и проблема существования отдельного индивидуума в экзистенциональной философии, и все большее врастание психологии в философию.

Этот процесс в XIX веке начался с работ В.Дильтея (1833-1911) - одного из основоположников иррационалистического течения, получившего название "философия жизни". Касаясь темы врастания психологии в философию, нельзя пройти мимо работ З.Фрейда (1856-1939), в которых принципиально по-новому зазвучала тема человеческого сознания. С декартовских времен в рационалистической традиции считалось, что Cogito ergo sum (Я мыслю, следовательно, я существую), то есть, подчеркивалось доминирующее значение человеческого рассудка. 3.Фрейд акцентировал внимание на бессознательных процессах и мотивациях, не связанных, как с рассудочной деятельностью, так и с мистической интроекцией, а обусловленных детскими (инфантильными) сексуальными установками. Разработанный З.Фрейдом психоанализ - учение, ставящее в центр внимания бессознательные процессы и мотивации - позволил некоторым современным школам рассмотреть вопрос о коллективном бессознательном и его архетипах.

Примечание: Архетип - термин, введенный К.Юнгом для обозначения изначальных психических структур (образов), проявляющихся, как в коллективном бессознательном (мифы и примитивные верования), так и в индивидуальном (сновидения и галлюцинации).

Указанное слияние философии и психологии в XX веке породило ряд направлений, в том числе и американскую трансперсональную психологию, не без влияния которой появилась работа В.В.Налимова "Спонтанность сознания". В этой работе предложена модель человеческой личности, раскрывающая тему Космического. В.В.Налимов предложил различать уровни сознания, изображенные на карте.

Примечание 1: Трансперсональная психология - современное направление, широко использующее психоделики (в основном ЛСД) в качестве катализатора психических процессов. Подробнее можно ознакомиться в книгах серии "Тексты трансперсональной психологии", в первую очередь, из которых назовем "Области человеческого бессознательного" и "Путешествие в поисках себя", автор которых - Станислав Гроф - основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации, начал свои исследования еще в ЧССР в 60-е годы.

Примечание 2: В.В.Налимов - доктор технических наук, профессор. Область исследований В.В.Налимова помимо специализации в области теории вероятностей и математической статистики связана со следующими проблемами: математическая теория эксперимента; наукометрия и философия науки; семантика обыденного языка; эволюционизм; природа бессознательного. Библиография трудов В.В.Налимова имеется в цитируемой работе.

Первый из указанных уровней сознания связан с обычным мышлением и его традиционной (Аристотелевской) логикой.

Второй уровень, названный В.В.Налимовым предмышлением, связан с интерпретацией смыслов. Ментальные процессы на этом уровне происходят при реализации творческих способностей: научные открытия, создание комического и т.п. Именно реализация характерной для этого уровня Бейесовой логики в обыденном сознании составляет одну из важнейших задач научной фантастики.

Примечание 1: Тезис о том, что эффект комического связан с переинтерпретацией смыслов (точнее - с ошибками при этом) был впервые сформулирован еще Аристотелем и может быть проиллюстрирован на примере, заимствованном у А.Шопенгауэра. Эпитафия на могиле павшего в бою героя: "Он лежит среди множества им убитых",- зазвучит комически, если по недоразумению она окажется на надгробии муниципального врача.

Примечание 2: Отмеченное позволяет обобщить известные определения фантастики как анализа логически возможного, а не действительного и реальности, доведенной до абсурда, а также указать на то, что фантастика является даже в большей степенью гимнастикой ума, чем математика. В связи с изложенным, можно отметить, что искренняя вера в существование Внеземного Разума, возможности контактов с Ним, пилотируемых НЛО и т.п. является признаком профессиональной непригодности для писателей-фантастов.

Третий уровень относится к бессознательным процессам в индивидуальном мышлении.

Четвертый (соматический) уровень сознания можно представить, повторно применив противопоставление души и тела к телу. Этот уровень можно назвать "душою тела". В некоторых учениях его обозначают термином "сома". "Душа тела" - это аспект ментальности, позволивший А.Шопенгауэру отождествить тело и волю и проявляющийся в самосознании, когда говорят о себе: "Я - сильный", "Я - красивая".

Примечание: Уместно указать на связь образа мышления человека с его осанкой, а также на отмеченную К.Г.Юнгом взаимосвязь психики верующих пациентов с применяемыми в конкретной религии позами для молитв. Существует связь между менталитетом спортсменов и видами (а порой и подвидами) спорта. Например, по свидетельству футболистов Высшей Лиги, вратари во всех командах воспринимаются как чудаки, за исключением тех случаев, когда вратарь способен выполнять функции полевого игрока.

Шестой уровень - это коллективное бессознательное, то есть общие архетипические образы и сюжеты в ментальности различных индивидуумов.

Коллективное бессознательное не следует воспринимать в виде некого субстанционального эгрегора, окружающего и проникающего в ноосферу, а только как трансперсональные инварианты.

Рассмотренное позволяет заметить, что понятие "Космическое" имеет два различных смысла:

- Вселенский (пространственный) аспект;

- матрица Вечных (как бы вневременных) психических структур;

напоминая нам известное в философии разделение на Макрокосм и Микрокосм.

Здесь мы сталкиваемся с проблемами, основанными на принципе адекватности человеческого сознания:

1) Имеются ли совпадения в содержании понятия "Космическое" в его разных аспектах?

2) Какова природа совпадения и совмещения этих разных, как показано, понятий?

По нашему мнению, единственный известный в настоящее время подход к этим проблемам заключается в использовании некоторых положений трансперсональной психологии (см. прим. 10), в частности, тезис о перинатальных переживаниях субъекта в его внутриутробном состоянии, когда плод и материнская утроба составляют симбиоз. Этот симбиоз является психической предпосылкой стремления к единству между человеком и Космосом и отражает ту стадию, когда существовала гармония между Микрокосмом плода и Вселенной, суженной до материнской утробы.

 

Акцентирование вопроса о первичности космического начала в его Вселенском смысле и вторичности его отражения в психических феноменах, либо о первичном психическом источнике и его объективации до космических масштабов, в ряде случаев не имеет особого значения, что легко пояснить, если использовать некоторые положения "Критики чистого разума" И.Канта. Так, вопрос о первичности источника на уровне современных знаний не является эмпирически проверяемым, а потому он трансцендентен, и при рассмотрении конкретного содержания коллективного бессознательного (космического) мы должны пользоваться не конструктивным, а регулятивным принципом, то есть полагать, что информация, содержащаяся в коллективном бессознательном, непосредственно пришла из Космоса, подобно тому, как И.Кант рекомендовал пользоваться понятиями "душа" и "бог" - словно они были реальны в обычном смысле слова и состояли бы из простых субстанций. В самом деле, нравственные и духовные истины не изменят своего содержания, если положить, что они исходят из реального (физического) Космоса, изменится только метафизическое обоснование их природы и происхождения.

Примечание: Трансцендентный - термин И.Канта, относящийся к знаниям выходящим за границы возможного опыта, в отличие от эмпирических знаний и знаний трансцедентальных vv имеющихся до опыта (априорным).

Отметим два аспекта, отличающих понятие "Космос" от понятия "пространства".

Первый аспект связан с рациональной традицией. На первом этапе Космос трактовался как первичное евклидово пространство, в которое била вложена материя в виде звезд, планет, комет и т.п. Этот этап можно назвать Евклидо-Ньютоновским, если не обострять роль персоналий, поскольку на этом этапе свой вклад внесли как Птолемей и Коперник, так Лаплас и многие другие. Второй этап осмысления этого аспекта связан с именем А.Эйнштейна. На этом этапе признано, что гравитационное взаимодействие формирует единство структуры пространства и материи.

^ Примечание: Не акцентируя внимания на персоналиях, мы смогли избежать необходимости рассмотрения дискуссионных положений, связанных с именем А.Пуанкаре.

Второй аспект можно выявить, акцентируя внимание на иррациональном стремлении, где космос понимается как нечетко обозначенная цель. Именно иррациональный характер стремления в космос сближает тему космического с другими иррациональными установками типа охоты к перемене мест, любви к путешествиям, неудовлетворенностью суетой будничных забот, желанием вырваться из ограничений провинциально-местечкового менталитета и устремиться неизвестно куда в поисках неизвестно чего. Поскольку именно с этого было начато наше рассмотрение, то, завершая первый виток, подведем краткие итоги ретроспективного анализа. Для чего подчеркнем следующие моменты:

- мировосприятие человечества, проходя стадию провинциально-регионального менталитета, выходит на планетарный уровень, а затем на космический;

- европейская мысль вбирает в себя восточную традицию;

- психологические установки все более глубоко проникают в философские концепции;

- связь пространства и времени, задаваемая психически (а не физически - как в теории относительности) ориентирует поиск Вечных (вневременных) истин из реальноосваемого пространства в отдаленный Космос;

- происходит смешение понятий Космического в его Вселенском смысле и Космического как матрицы внутренних Вечных (как бы вневременных) психических структур.

Последний аспект обусловлен влиянием восточных традиций и характерен для современной массовой культуры, что составляет предмет рассмотрения следующего раздела.

^ 2. КОСМОС И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

На рубеже веков Марк Твен сравнивал возникновение газет с изобретением пороха. Логично допустить, что современные видеопродукция и кинематограф, радиовещание и телевидение по критерию юмориста сопоставимы с мировыми арсеналами химического, бактериологического, ядерного и другого оружия.

Примечание: Указанная выше связь комического эффекта с расширением смыслового поля позволяет сатирикам и юмористам взглянуть на современные им события "с точки зрения вечности" и подняться до философского осмысления явлений. Поэтому, очевидно, что произведения Бернарда Шоу и Марка Твена заслуживают подлинно философского анализа. Возможность философского осмысления творчества сатириков и юмористов может являться критерием их профессионализма, отметающим ценность плоских шуток, не идущих дальше каламбуров, обыгрывающих имена, манеры и внешность отдельных политических деятелей. Из изложенного следует, что конкретная идеологическая направленность сатиры ограничивает ее осмысление конкретными историческими рамками и не пускает сатириков в клан философов.

Концепция о современных средствах массовой информации, разрушающих Культуру (с большой буквы) и заполняющих низкосортной продукцией образовавшуюся брешь, при всей кажущейся ее очевидности, страдает одним недостатком, связанным с непониманием того, что "массовая культура" - это явление культуры, а не бескультурья.

Прогресс наук и их специализация сделали невозможным глубокое осмысление новейших результатов широкими, даже образованными, массами. Широта научных поисков современных исследований заставляет индивидуума, ограниченного рамками своего опыта, принимать на веру сообщения о научных результатах. Таким образом, сообщение о чем-то в средствах массовой информации стало основным критерием истины.

Примечание: Здесь слово "опыт" мы понимаем также широко, как это делается в американском прагматизме, включая в него всю гамму жизненных событий, интересов и сопровождающих идей.

Сюжеты, образы, приемы и т.п. массовой культуры порой становятся той матрицей, на фоне которой истинные творцы создают свои шедевры подобно тому, как гении прошлых веков черпали из фольклорных и исторических источников.

Примечание: Если допустить, что обилие рыцарских романов в средневековье - это явление массовой культуры тех лет, то уместно заметить, что их существование было необходимым условием возникновения "Дона Кихота" из-под пера Сервантеса.

Достижения науки, преломляясь через призму массовой культуры, теряют научную строгость, и даже сохраняя наукообразные формы, не имеют ничего общего с подлинно научным мышлением.

Под воздействием массовой культуры обыденное сознание наполняется противоречащими друг друга исходными посылками без попытки увязать их или отсечь лишнее, все более и более заполняя ментальный план не стыкующимися мозаичными плитами. Например, сообщения о методиках вычисления своей судьбы в прошлом рождении может соседствовать с информацией о конце света, несмотря на отсутствие точек соприкосновения восточной теории реинкарнации с христианской эсхатологией. Достоверность и обоснованность часто оказываются в зависимости от чисто психической готовности поверить в какую-либо второстепенную деталь.

Проиллюстрируем это положение следующим примером [Пример заимствован из фантастического рассказа Дж.Е.Томпсона "Отставание в морской кавалерии".- В сб.: Последнее новшество/Антология мировой фантастики и приключений.- М.: Профиздат, 1991.- с. 7-10]. Доказать конгрессу США необходимость финансирования новой системы вооружений, ссылаясь только на ее тактико-технические данные, безусловно сложнее, чем с использованием аргумента о русских, которые этой проблемой уже занимаются.

Вспомним сообщение о хранящихся в США останках энлонавтов в секретной комнате (см., например, М.Ельцин, Н.Лебедев. Смерть пилотов НЛО.- Библиотека газеты "Комсомолец Киргизии", 1989.- 32 с.). Психологические корни кажущейся достоверности этой информации исходят из готовности поверить в любой факт, почерпнутый из "засекреченного" источника, либо о событиях, происходящих по ту сторону "железного занавеса". Поскольку это сообщение кажется более достоверным для живущих по восточную сторону "железного занавеса", то для западного массового сознания требуется аналогичное. Естественно, оно появилось: "...28 мая 1990 г. Вооруженные Силы Советского Союза... сумели захватить корабль инопланетян с экипажем из девяти членов, которые собирали образцы почвы, растений и камней в одном из районов Сибири..." (цит. по сб.: Пришельцы рядом.- М.: Яконто, 1992.- с. 116).

Примечание: Можно указать на инерционность массового сознания. Даже после физического (политического) открытия "железного занавеса", он еще продолжает свое "идеальное" существование в обыденном сознании. С другой стороны, массовая культура - это первое, что проникло на Восток после окончания холодной волны.

Симметричность этих сообщений относительно "железного занавеса" позволяет говорить о том, что в массовой культуре первостепенное значение имеет не сам факт, а его местоположение.

Вряд ли кто-нибудь поверит сообщению о работающем вечном двигателе, но если будет указано, что основанный на электронике, он создан и запатентован в Японии, то подобная информация у многих сомнений уже не вызовет.

Эффект засекречивания в массовой культуре может принять вид "испорченного телефона". Например, строительство секретных подземных заводов в горах Тибета (КНР) отозвалось новым всплеском легенды о загадочных подземных сокровищах Шамбалы (см. Э.Томас. Шамбала - оазис света.- М.: Мистерия, 1992.)

Психологические основы достоверности посылок сближают массовую культуру с мифологией. Однако если мифология является относительно стройной системой, то массовая культура представляет собой лоскутное одеяло из различных, не стыкующихся друг с другом мифов и подлинных знаний.

Примечание: Вопросы о том, насколько можно считать системой построения, основанные на элементах чудесного; являются ли элементами подсистемы части, эволюция которых происходит сверхъестественным образом, а логика взаимоотношений в структурах является алогичной - представляет предмет специального рассмотрения. (См. Я.Э.Голосовкер. Логика мифа.- М.: Наука, 1987.- 218 с. и А.Ф.Лосев. Диалектика мифа.- В кн.: Из ранних произведений/Прил. к ж-лу: Вопросы философии - М.: Правда, 1990.- с. 393-599).

Связь с мифологией вводит в массовую культуру архетипические образы и сюжеты: спускающийся с небес Демиург-Учитель, Вознесение и т.п. Поэтому характерные для массовой культуры сведения следует сопоставлять с аналогичными с целью выявления общих (архетипических) звеньев.

Например, внешность инопланетян, по свидетельству "очевидцев", весьма напоминает описание роботов в фантастических произведениях.

Указания на то, что внешность инопланетян представляет собой результат эволюции гуманоидов, порвавших с физическим трудом и посвятившим себя только интеллектуальной деятельности, что со временем ждет и нас, как полагают некоторые авторы [П.Мухортов. М-ский треугольник.- Рига: АМА, 1990.- 32 с], представляются неубедительными. В основном из-за того, что, как показывает опыт нашего столетия, массовое развитие спорта и появление его новых видов (например, бодибилдинг) свидетельствуют отнюдь не об атрофировании телесной оболочки. Более того, особый интерес вызывает развитие сомического сознания (четвертого уровня, по В.В.Налимову). Это относится к системам аутогенной тренировки (в том числе и восточной ориентации) к спарринг-боям с завязанными глазами, а также к теме сексуальной эманации (сопереживания партнера), поднимающей порнографию массовой культуры до раскрытия высших таинств человеческой натуры на вершинах эротического искусства.

Касаясь внешнего вида "инопланетян", можно указать следующее. Как феномен психический, он должен находить известные (архетипические) черты. Здесь можно заметить, что "инопланетяне" - это "другая жизнь", а поскольку бессознательное не знает других форм жизни, то "другая жизнь" - это "нежизнь". А "нежизнь" известна в двух формах:

- "постжизнь" - зомби;

- "преджизнь" - эмбрионы.

Именно сходство с эмбрионами является наиболее характерной чертой "внешности" "инопланетян".

Мы уже указывали на то, что сквозь хаос массовой культуры можно проследить архетипические образы. Но этот факт в извращенной логике апологетов массовой культуры оказывается не опровержением, а подтверждением их суждений. Таким образом, летописные и мифологические свидетельства о НЛО и сошествиях с небес становятся в популярных изданиях не иллюстрацией вечных психических корней, а псевдодоказательствами постоянного внимания к нашей планете со стороны НЛО. Именно психическими факторами, на наш взгляд, объясняются рассказы о контактах землян с НЛО и кратковременных экскурсиях на них.

Массовая культура не стремится к построению стройных систем, она довольствуется внешней атрибутикой космических и восточных одежд: из Космоса приходят Моисей и Христос; в Космос уходит Будда; а Н.Рерих, посещая Шамбалу, использует ее в качестве космодрома.

Неопределенность понятия "Космос" позволяет массовой культуре находить с его помощью псевдорешения всех загадок мироздания: из Космоса была привнесена органическая жизнь; из Космоса был импортирован Разум, из Космоса следует ждать нового Учителя... Словно решение проблем заключается в их перенесении с Земли в Космос. В самом деле, возникновение жизни и Разума вне Земли (гипотеза Панспермии) не снимает проблему их возникновения. Но для этого уже требуется мышление, которое, пользуясь языком арифметики младших классов, "способно решать задачи в два действия". Но массовая культура на это не способна. Поэтому она так падка на избавляющие человека и общество от любых напастей панацеи: бригадный подряд, лечебное голодание, рынок - не давая возможности задуматься о том, что эти "решения" ставят новые проблемы.

Для массовой культуры характерно гипертрофирование роли отдельных явлений и проблем, и поэтому специальная уфологическая проблема НЛО связывается с другими: частота их появления увязывается с экологическим состоянием планеты; инопланетяне учат собеседника морали и смыслу жизни. Следует указать, что существование НЛО не решает тех проблем, с которыми их связывают в массовой культуре. Экологические проблемы должны решаться независимо от НЛО. Гипотеза о сторонних, ни во что не вмешивающихся наблюдателях из параллельных миров не выдерживает критики и должна отсекаться бритвой Оккама.

Примечание: Бритва Оккама - принцип минимизации независимых исходных сущностей и удаления из науки понятий, не сводимых к интуитивному знанию и не поддающихся проверке в опыте. Принцип получил название по имени английского логика, философа-номиналиста Ульяма Сккама (1285-1349).

 

Связь состояния психики с архетипической матрицей, задаваемой мировоззренческими и религиозными установками, отмечена К.Г.Юнгом. Им указано, что некоторые психические заболевания, распространенные среди протестантов и ортодоксальных иудаистов, практически отсутствуют среди католиков. На наш взгляд, любопытно отметить через призму юнгианства отсутствие случаев "контактов" инопланетян с людьми, систематически занимающихся йогой или аутотренингом по П.К.Иванову.

Таким образом, контакты с энлонавтами связаны не с кантовско-гогеновским сюжетом: "Кто мы? Откуда? Зачем?", как отмечают журналисты в сборнике "Пришельцы рядом" и альманахе "Космический Век", а с темой Ф.Гойи "Сон разума порождает чудовищ".

Не следует связывать нашу позицию с полным отрицанием существования НЛО и уфологии как науки. Отметим, что имеется достаточное количество данных, показывающих общность природы НЛО и шаровых молний. Но эти исследования представляют собой серьезную научную проблему и поэтому в массовой культуре не находят достаточного отражения. Более того, эти результаты преподносятся в извращенном виде сенсационной разгадки секретов инопланетян. Если ученые установили, что в атмосфере объекты могут перемещаться со скоростью НЛО при наличии вокруг них плазменной оболочки, то в средствах массовой информации не следует искать указаний о плазменной природе шаровых молний, вместо них будет сенсационное сообщение о разгадке конструкций инопланетных звездолетов.

Мы уже указывали, что в массовом сознании происходит смешение Вселенских Истин и коллективного бессознательного, обозначаемых одним словом "Космическое". Словно Бог в теологических системах, Вседержителем и Творцом в массовой культуре становится Космос.

Даже перед увидевшими НЛО остаются те же жизненные проблемы, которые были у них до этого, потому, что НЛО никак не связаны с решением нравственных и бытовых проблем. Это прекрасно показано в книге Серафима Роуза "Православие - религия будущего". Особого внимания заслуживает тезис отца Серафима Роуза о том, что попытка выведать истину у инопланетян - это трусливое бегство от труда и подвижничества.

При решении вопросов, связанных с выработкой мировоззрения и понимания морали и долга, человек не должен пользоваться характерным для массовой культуры "мышлением в одно действие", а привлекать весь арсенал своего рассудка. Но рассудка в ряде случаев оказывается мало. Замечательные качества человеческой натуры: любознательность и активность, - но позволяют человеку ограничиваться рамками здравого смысла. Поэтому вопреки его установке: "Ни в коем случае не влезайте в НЛО!", - как призывают лжеуфологи, автор советует:

- Обязательно занимайте свободные места в НЛО!

- Не отворачивайтесь и не бегите от лохнесского чудовища!

- Всегда имейте при себе "Марс", "Сникерс", "Баунти" или "Виспа" для угощения снежного человека.

Отмеченное выше сходство мировоззрения, сформированного под воздействием средств массовой информации с лоскутным одеялом, нашло подтверждение на примере изучения изменений религиозности населения Российской Федерации [Киммо Каариайнен, Д.Е.Фурман. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности).- Вопросы философии, 1997, N 6.- с. 35-52]. Авторы этого статистического исследования установили, что "не религия побеждает атеизм, но религия и атеизм отступают перед ростом мировоззренческой неопределенности и идейной эклектики". Можно предположить, что указанная мировоззренческая эклектика характерна не только для нашего времени - эпохи средств массовой информации, но и имеет вечные (психологические) корни. Так, классическое Православие существовало параллельно с остаточной верой в леших, русалок и других персонажей славянского фольклора. Ведь в фольклоре эпохи отсутствия средств массовой информации можно увидеть аналог массовой культуры. Эклектика мировоззрения Советской эпохи включала в себя как марксистский экономический фатализм, так и бакунинское преклонение перед бунтом, отчего наряду с культовыми фигурами К.Маркса и Ф.Энгельса часто вспоминали Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Изложенное позволяет поставить следующие проблемы:

- Является ли массовая культура специфическим явлением нашей эпохи или существовала всегда в виде бульварных романов, фольклорных сказаний и т.п.?

- Существовало ли когда-нибудь в массовом сознании Христианство в его "чистом" виде без характерных для прошлых эпох примесей языческого архаизма и параллельной верой в переселение душ, экстрасенсорику и проч.- в настоящее время?

- Существовал ли в качестве идеологии "чистый" марксизм без примесей троцкизма, сталинизма, маодзедунизма и т.п.?

Остановимся на возможных решениях первой из указанных проблем, которую можно сформулировать в следующей редакции:

- можно ли говорить (или будут ли говорить) об эпохе массовой культуры, как говорят об эпохах Возрождения, Просвещения, Классицизма и Романтизма?

В случае положительного ответа, не следует ли согласиться с Генри Миллером, который, сравнивая XIX век с ХХ-ым, поставил вопрос о дегенератизации человечества?

Примечание: Генри Миллер - американский писатель (1891-1980). Его ранние произведения, созданные под влиянием европейской классики не имели успеха. Популярность Г.Миллеру принесли его сексуальные наблюдения и описание собственных любовных похождений в Париже 30-х годов. Количество американских поклонниц парижского периода его творчества было столь значительным, что связь с ними дала материал для следующей книги и т.д. Его жизнь опровергает тезис о связи здоровья и долголетия с умеренностью и воздержанием.

В случае отрицательного - массовая культура предстает в виде вечного феномена, присутствующего в качестве специфического блока во все эпохи.

Заканчивая второй раздел, ответим, что помимо темы массовой культуры, он в основном посвящен положениям, конструктивного использования которых не предполагается, а всякое упоминание о них будет связано только с критическими оценками, в отличие от первого раздела, впитавшего воззрения, составившие фундаментальную основу нашего рассмотрения. Не оказались ли мы в плену субъективности, произвольности и волюнтаризма, приняв одни положения и отказавшись от других? Снять указанные обвинения можно, только обосновав выбор с помощью объективного критерия. Но существует ли он в нашей тематике? Если такового не существует, то наше дальнейшее изложение ничем не будет отличаться от лоскутного одеяла массовой культуры. Если указанный критерий существует, то он, с одной стороны, дает возможность обосновать достоверность выбранных положений и справедливость оценок, а с другой - соответствовать объективным законам Космоса. Но существуют ли имманентные законы Космоса, адекватно присущая ему логика, его Логос? Попытке поиска Логоса в Космосе посвящен следующий раздел.








оставить комментарий
страница1/6
Дата02.12.2011
Размер0,6 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх