Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы По направлению подготовки icon

Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы По направлению подготовки



Смотрите также:
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы По направлению...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы По направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины История древнерусской литературы...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины История древнерусской литературы...
Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины История древнерусской литературы...
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению...
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой)...



скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова

«_____» ___________2010


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины История отечественной литературы


По направлению подготовки «Издательское дело»


По профилю подготовки 030901 «Издательское дело и редактирование»;

030903 «Книгораспространение»


Факультет издательского дела и журналистики


Кафедра истории литературы


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва — 2010


Разработчики:

Профессор, доктор филологических наук, профессор Т.Т. Давыдова.


Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики МГУ В.И Новиков.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «______________________________________________________________»

20 г, протокол № __ .


Зав. кафедрой

проф. В.А. Пронин

/ /


Одобрена Советом факультета _________________________________

2010г. протокол №


Председатель___________________/ /



^ Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.

Б.3.1.

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл

+










^ Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


2

3,4

180

85

34

51

-

-

36/59, всего 95

зачет 3 сем.

экзамен 4 сем.

Очно-заочная































Заочная

































^ 1. Цели и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины «История отечественной литературы» состоят в следующем:

– ознакомление студентов с историей русской литературы как одной из важных областей современного литературоведения;

– формирование знаний о генезисе, основных тенденциях и идейном и художественном своеобразии русской литературы на разных исторических этапах;

– особенностях творческих индивидуальностей крупнейших писателей и закономерностях литературного процесса;

– системе жанров и стилевых направлениях, течениях каждого историко-литературного периода;

– воспитание навыков филологической культуры.


^ Задачи дисциплины:

- показать особенности литературного процесса X-ХХI веков, рассмотреть основные проблемы литературы этих периодов;

- раскрыть ее связи с фольклором и национальное своеобразие;;

- раскрыть традиции зарубежной литературы в творчестве русских авторов;

- выявить глубинную связь литературы с отечественной и зарубежной философией;

- показать то, как во взаимоотношениях с церковной и позже с партийной идеологией, с цензурой формировалась русская литература.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:


Дисциплина «История отечественной литературы» является составным элементом базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла «Б.3.1», модуля «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». Дисциплина изучается студентами на втором курсе обучения для получения квалификации (степени) бакалавр после усвоения таких базовых для данной дисциплины предметов, как дисциплины базовой части гуманитарного цикла «Б.1.1» и профессиональной «Б.3.1». «История отечественной литературы» – один из ведущих предметов филологического образования, скоординированный с историей, философией, русским языком, практической и функциональной стилистикой русского языка, зарубежной литературой, логикой. Результаты обучения используются при всех видах профессиональной редакторской деятельности: подготовке к изданию книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные (ОК): - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию (ОК-1);

- логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

- осознавать идейную и эстетическую значимость русской литературы, то место, которое она занимает в мировой литературе (ОК-3);

- использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологии) при решении ряда филологических задач (ОК-4);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).


Профессиональные компетенции:

ПК-7 — с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных;

^ ПК-8 — уметь выбирать авторов, произведения для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания;

ПК-9 — обосновать концепцию издания;

^ ПК-13 — участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля;

ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий;

^ ПК-16 — оценивать авторские заявки и авторские оригиналы;

ПК-17 — редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов;

^ ПК-18 — совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: художественное наследие отечественных классиков; периодизацию литературного процесса в России, его связь с общественным развитием; особенности поэтики классических художественных текстов (ОК-3), (ПК-17);

отличать писателей первого ряда от авторов, составляющих основной массив литературного процесса той или иной эпохи (ПК-7);

литературно-художественные журналы и творчество сотрудничавших с ними критиков; основные академические школы в литературоведении, идейные течения в литературной критике (ОК-6), ( ПК-8).


Уметь: использовать в практической деятельности эти знания, с помощью анализа и синтеза отличать совершенные в художественном отношении тексты от несовершенных (ПК-7);

участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-9);

- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-10);

- совершенствовать форму литературных произведений (ПК-12);

- использовать современные достижения литературоведения в практической издательской деятельности (ПК-13);

^ ПК-14 — представлять результаты исследования в форме рефератов, статей, рецензий.


Владеть навыками: выбора авторов, произведений для составления литературно-художественных изданий, обосновывать концепцию издания (ПК-8);

- обоснования концепции издания (ПК-9);

- участия в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13);

- редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контента цифровых документов (ПК-17);

- представления результатов исследования в форме рефератов, статей, рецензий (ПК-14).

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов /

зачетных единиц

Семестры

^ Распределение часов по семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

3

4

Аудиторные занятия (всего)

85






















2,6




В том числе:































Лекции

34







17

17
















Практические занятия (ПЗ)

51







51



















Семинары (С)

нет










нет
















Лабораторные работы (ЛР)

нет










нет
















Самостоятельная работа

36/59, всего 95







47

48
















В том числе:































Курсовой проект (работа)

нет










нет
















Расчетно-графические работы

нет










нет
















Реферат

20







10

10
















^ Другие виды самостоятельной работы































Эссе

24







10

14
















Тесты

15







5

10
















Вид промежуточной аттестации (экзамен) 4

Зачет 3

36







20

16
















Общая трудоемкость: часы/зачетные единицы

180/5






























^ 5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины


1. Литература Древней Руси и ХУII века.

1.1. Общая характеристика, периодизация

Древнерусская литература - начальный этап в развитии русской литературы. Периодизация древней русской литературы. Проблемы художественного метода древнерусской литературы. Характеристика основных жанров. Идейно-эстетическая ценность памятников Х1-ХУП века. Тематика оригинальной русской литературы Киевского периода. "Повесть временных лет" как литературный памятник. Агиографическая литература, "Сказание о Борисе и Глебе". Ораторское искусство Древней Руси. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона. "Поучение" Владимира Мономаха - выдающийся литературный памятник ХП века.

^ 1.2. Становление древнерусской литературы (конец X — первая половина XI в.) и литература Киевской Руси (вторая половина XI-XII в.). "Слово о полку Игореве"— выдающийся памятник древнерусского искусства слова. История открытия и изучения. Композиция и жанр произведения. Типологические связи "Слова" со средневековым эпосом других народов.

^ 1.3. Литература периода раздробленности и объединения северо-восточной Руси (XIII-XY вв.). "Моление Даниила Заточника". "Хождение за три моря" - памятник русской литературы ХУ века. Светский характер "Хождения". "Повесть о Петре и Февронии". Особенности жанра повести.

1.4. Литература периода укрепления русского централизованного государства. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Язык и стиль посланий Грозного.

1.5. Бытовая и сатирическая повесть — "Повести о Горе-Злосчастии" и "Повести о Фроле Скобееве". Разрыв с традиционными взглядами на семью, брак, общественные отношения.

1.6. Кризис жанра жития. "Житие" протопопа Аввакума: элементы реализма в изображении характеров, бытовых картинах, диалоге.

1.7. Проблема барокко в литературе ХУП века. Силлабическая поэзия. Школьная драма.


2. Классицизм в русской литературе XYIII века.

2.1. Литература первой трети XYIII в. 1700–1720-е гг. (предклассицизм) Основные жанры, тематика, герои русского классицизма. Поэтика.

2.2. Литература второй трети XYIII в. 1730–1750-е гг. (становление русского классицизма). Сатиры А. Кантемира. Политическая острота и злободневность. Место и значение деятельности М.В. Ломоносова в истории русской культуры. Оды Ломоносова, их тематика и поэтика.

3.3. Литература последней трети XVIII в. 1760–1790-е гг.

Драматургия. Жанр, композиция, язык комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина. Значение "Недоросля" для развития русской реалистической драматургии.

Творчество Г.Р. Державина. Гражданская тема в поэзии. Сатирические и философские оды Державина. Жанровое и языковое новаторство поэта.

А.Н.Радищев и русское Просвещение. "Путешествие из Петербурга в Москву". Стиль Радищева, его новаторство, реалистические черты.

Н.М.Карамзин и русский сентиментализм. Тематика, жанры, стиль, язык произведений Карамзина. Повесть "Бедная Лиза".


3. Русская литература XIX века

3.1.Русская литература первой трети XIX в. Романтизм, зарождение реализма

Становление русской национальной культуры в первой четверти XIX века, общественно-литературные общества и кружки, альманахи. Элегически-психологический романтизм К.Н.Батюшкова и В.А.Жуковского. Философский романтизм Е.А. Баратынского.

А.С.Пушкин, его роль в развитии национальной литературы и языка. Типология романтической лирики Пушкина. Традиция Дж. Байрона в «южных» поэмах Пушкина. Образ героя-современника и «Татьяны милый идеал»в романе "Евгений Онегин". Личность Петра I в поэмах 1920-30-х гг. Реалистичность и жанрово-стилевое новаторство "Повестей Белкина", "Дубровского", "Капитанской дочки", "Истории села Горюхина". Трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов" и комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума" – зарождение русской национальной драматургии.

3.2. Литературное движение 1825–1842 гг.

Искания русской философской, эстетической и политической мысли в последекабрьскую эпоху. Творчество М.В.Лермонтова - выражение национальной судьбы мыслящей России в 1830-40-е годы. Углубление психологизма в поэзии, прозе, драматургии Лермонтова. Н.В. Гоголь как глава "натуральной школы". Истоки его сатиры в русской действительности. Органическая связь "Вечеров на хуторе близ Диканьки" с фольклором. Гротесковая картина фантастически абсурдного мира Петербурга. Реалистическая драматургия Гоголя. "Мертвые души" и творческая судьба поэмы.

3.3. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX в.

Натуральная школа. Роль журналов "Современник", "Русское слово" "Русский вестник" в период подготовки отмены крепостного права в литературном процессе. Идейно-эстетическая программа "Москвитянина".

Утопический роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и полемика с ним в «Записках из подполья» Ф.М.Достоевского.

Тема России и героя времени в творчестве И.С.Тургенева. Романы о дворянской интеллигенции, поэзия "дворянского гнезда" в романах "Рудин", "Дворянское гнездо". "Отцы и дети" и полемика вокруг романа. Обличение "всероссийского застоя" в романах И.А.Гончарова.

Демократизация литературы в поэзии Н.А.Некрасова.

Философская глубина постижения целостного бытия космоса, земной природы и человеческой души в поэзии Тютчева. Пейзажная лирика А.А.Фета, его открытия в поэтике стиха.

3.4.Литературная эпоха 1860-х годов (1856–1868)

Социально-нравственная проблематика в романе Гончарова "Обрыв". Ведущая роль А.Н.Островского в развитии реалистической драматургии. Проблема народа и власти - центральная проблема творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Творчество Н.С.Лескова - выражение потребности идеала в литературе этих лет. Художественный анализ трагических катастроф человека и общества, поиск идеального героя у Ф.М.Достоевского ("Идиот"). Вклад Л.Н.Толстого-художника в русскую и мировую литературу. Оригинальность концепции личности. Проблема "войны" и "мира", идеалы мирового всеединства в романе-эпопее «Война и мир».

^ 3.5.ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В.

Поэма в творчестве Некрасова («Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»). Противоречие взглядов Достоевского, полифонизм (диалогизм) его романов и мировое значение его творчества. Семейная тема в романе Толстого "Анна Каренина".

3.6.Литературное движение 1881–1895 гг.

Народная драма Толстого "Власть тьмы", психологическая драма "Живой труп". Широкие обобщения, сочетание комического и трагического начал в коротком рассказе А.П.Чехова. Новаторство Чехова-драматурга. Влияние Чехова на драматургию XX века.


4. Русская литература XX века

4.1. Литература Серебряного века. Модернизм (символизм, акмеизм, авангард.)

Творчество писателей-реалистов (Л.Толстой, А.Чехов, В.Короленко, А.Куприн, И.Бунин, М. Горький). Изображение русской деревни, судьбы дворянства в рассказах и повестях И.Бунина 1900-х годов. Социально-философская проблематика рассказов 1910-х гг. Роль Горького в литературном процессе. Философско-религиозное и эстетическое русла в творчестве "старших символистов". Философия В.Соловьева как основной источник устремлений "младосимволистов". Особенности стиля, поэтики "младосимволистов" (А.Белый, А.Блок). Эволюция лирического героя и поэтического стиля А.Блока. Философско-эстетическая платформа акмеизма. Своеобразие первых книг стихов акмеистов (Н.Гумилев, А.Ахматова, 0.Мандельштам). Проблемы традиции в эстетике и поэзии акмеистов. Общественная и эстетическая платформа футуризма В.Хлебников и футуризм. Место В.Маяковского в футуризме.

4.2. Историко-литературный процесс 1920­–х годов. Поэзия, проза, драматургия (Б.Пильняк, И. Бабель, Е. Замятин, М. Булгаков).

Размежевание творческой интеллигенции на основе отношения к революции. Тема родины и революции в поэзии (поэма Блока "Двенадцать", лирика М.Волошина, М. Цветаевой). Пролеткультовское движение. Новая романная форма в "Голом годе" Б.Пильняка. Идейно-эстетическая борьба в литературе. Литературные группы и объединения.

Проза 1-й половины 1920-х годов. Тема революции и гражданской войны в повестях А.Неверова "Андрон Непутевый", Вс.Иванова "Партизанские повести", цикле новелл И.Бабеля "Конармия", романе М.Булгакова "Белая гвардия", романе-антиутопии Е.Замятина «Мы». Новые тенденции в изображении революции и современности в произведениях 2-й половины 1920-х годов. Эволюция темы интеллигенции, внимание к исследованию внутренних противоречий и драматических судеб в повестях А.Толстого "Голубые города", "Гадюка", романе Л.Леонова "Вор". Конфликт между личностью и обществом, своеобразие его художественного решения в романе Ю.Олеши "Зависть".

Философско-социальная проза А.Платонова, сатирическая проза И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко, М.Булгакова, А.Платонова.

Разнообразие стилей и жанров в поэзии (В.Маяковский и С.Есенин). Эволюция творчества Б.Пастернака. Драматизм лирики А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама. Драматургия. Особенности изображения революции в пьесах К.Тренева, Б.Лавренева, Булгакова. Утопизм и сатира в «Клопе» и «Бане» Маяковского.

^ 4.3. Историко-литературный процесс 1930­–х годов.

Смена форм литературной жизни. Проблема жизненной правды в романах о социалистическом строительстве. Эпическая масштабность в изображении судеб народа в переломную эпоху в "Тихом Доне" М.Шолохова. Развитие исторического романа (Ю.Тынянов, А.Чапыгин, В.Шишков). Историческая основа и художественная концепция романа Толстого "Петр Первый".. Нравственно-философская проблематика романа Булга­кова "Мастер и Маргарита". Героико-романтическая поэзия (Э.Багрицкий, Н.Тихонов). Философская лирика Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Л.Мартынова, П.Васильева. Трагический пафос поэмы А.Ахматовой "Реквием", "Воронежских тетрадей 0.Мандельштама. Пьесы о революции и их поэтика. Социально-философская проблематика фантастических пьес М.Булгакова «Блаженство» и «Адам и Ева». Психологический театр А.Афиногенова и А.Арбузова.

4.4. Историко-литературный процесс в период Великой Отечественной войны

Значение публицистики А.Толстого, М.Шолохова, И.Эренбурга и др.

Первые опыты эпического освещения войны (Б.Горбатов "Непокоренные; А.Бек "Волоколамское шоссе"). Агитационно-массовые, элегические, сатирические жанры в поэзии. Значение поэмы "Василий Теркин" А.Твардовского.

^ 4.5. Историко-литературный процесс к.1940 – 1950-х годов («дооттепельный» период).

Возникновение теории "бесконфликтности" в послевоенной литературе. Постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Новый уровень правды в повестях о войне Э.Казакевича, В.Пановой, В.Некрасова, рассказ "Семья Иванова" ("Возвращение") А.Платонова. Аналитическое начало в литературе о современности ("Районные будни" В.Овечкина, "Ухабы" В.Тендрякова). Натурфилософская лирика Н.Заболоцкого. Молодая поэзия. Художественное исследование прошлого в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго". Лирическое в прозе и поэзии. Повесть В.Солоухина "Владимирские проселки", лирика Н.Асеева, В.Луговского, Я.Смелякова. Реальные жизненные конфликты и характеры в пьесах В.Розова, А.Арбузова, А.Володина.


5. Cовременный литературный процесс в России

5.1. Особенности литературного процесса в 1950-е – 60-е годы.

Основные тенденции развития поэзии, прозы, драматургии в данный период. Новая социокультурная ситуация периода «оттепели».

5.2. Поэзия 1960-х гг. «Тихая лирика» (Н. Рубцов) и «эстрадная поэзия» (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б. Ахмадулина)

Национальные традиции в "тихой лирике". Социальная критика, гражданский пафос «эстрадной поэзии».

5.3. ^ Эволюция литературы в 1960-е – первой пол. 1980-х гг. «Военная», «деревенская», «городская» проза.

Развитие фронтовой темы, углубление принципа историзма, внимание к личности и психологии человека, проблемы нравственного выбора в повестях В.Быкова ("Сотников"), В.Кондратьева ("Сашка"). Социальная и философско-нравственная проблематика рассказов и повестей о жизни деревни (Б.Можаев, В.Белов, В.Шукшин, В.Распутин, В. Астафьев). Своеобразие стиля писателей-«деревенщиков». Проблема исторической памяти и нравственности в прозе А. Битова, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова.

6.3. Новации в поэзии 1980-90- х гг. «Лианозовская школа» и концептуализм.

Постмодернистские тенденции в поэзии (Вс. Некрасов, Д.А.Пригов, И.Иртеньев и др.).

5.4. Русская литература на рубеже ХХ и ХХI веков. Проза и драматургия концептуалистов. Массовая литература.

Постмодернистские тенденции в прозе (В.Пелевин, В. Сорокин В.Нарбикова). Проблемы современности в пьесах Л.Петрушевской ("Три девушки в голубом"). Становление жанра детектива (Б. Акунин).


^ 5.2 .Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Теория литературы

1

2

3

4

5

2.

Текстология
















3.



















^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела
дисциплины

Лекции













^ Всего часов







Практ.

Лаб.

Сем.

СРС




1

История литературы Древней Руси и XVII в.

6

2

-

-

25







2

История русской литературы XVIII века

4

2







20







3

История русской

литературы XIX века

10

18







15







4

История русской литературы XX

10

20







15







5

Современный литературный процесс

4

9







20







Итого:

34

51




95

180




Экзамен:

36

Всего:

180/5 зач. ед.


^ 6. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1


«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы.

2

2.

2.

Жанр оды в лирике Г.Р. Державина.

2

3.

3

Романтическая лирика А.С. Пушкина.

2

4.

3.

«Борис Годунов» А.С. Пушкина — реалистическая трагедия.

2

5

3.

Образ Петербурга в творчестве А. С.Пушкина 1830-х гг.

2

6

3.

Особенности конфликта в драме М. Лермонтова «Маскарад».

2

7

3

Абсурд и гротеск в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя.


2

8

3

Тип естественного героя в повести Л.Н. Толстого «Казаки».

2


9

3

«Положительно прекрасный герой» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

2

10

3

Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова.

2

11

3

Типы героев и сюжеты в рассказах А. Чехова.


2

12

4

Импрессионистичность лирики К.Бальмонта 1890-1900-х гг.

2


13, 14

4

Миф о Петербурге в романе А. Белого «Петербург».

4

15

4

Образы классической культуры в книге О. Мандельштама «Камень».

2

16, 17

4

Заимствование или творческий диалог? Повести А. Куприна «Поединок» и Е.Замятина «На куличках» (проблематика, структура персонажей, сюжет).

4

18

4

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» как произведение футуризма.

2

19

4

Проблематика, система персонажей, стиль романа Ю. Олеши «Зависть».

2

20

4

Евангельский текст в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2

21

5

Мотивы жизни и смерти в поэзии И. Бродского.

2

22

5

Сюжет и конфликт в повести В. Распутина «Живи и помни».

2

23

5

Фольклоризм романа Ч. Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)»

2

24

5

Жанр поэмы в поэзии Е. Евтушенко.

3

25

5

Лагерная тема в рассказах А.И. Солженицына.

2










Итого: 51 час.





^ 8. Примерная тематика курсовых работ (проектов)

Выполнение курсовых работ не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 2008.

Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н. К. Гудзий. 8-е изд. М., 1973.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

Кулешов В. И. История русской литературы XIX в. М., 2004.

История русской литературы ХХ века (20-50-е годы). Литературный процесс. Учебн. пособие. М., 2006.

Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. Учебн. пособие. М., 2007.

б) дополнительная литература

Литература Древней Руси

Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. М., 1986.

История русской литературы X–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII вв. Эпохи и стили. Л., 1973.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Русская литература XYIII века

Русская литература — век XVIII. Лирика. М., 1990. Русская литература — век XVIII. Трагедия. М., 1991 (хрестоматии).

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1999.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.


в) программное обеспечение_

Айзенберг М.Н. Вокруг концептуализма // Айзенберг М.Н. Взгляд на свободного художника. М.: Гендальф, 1997. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/index.html.

^ Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (Основное собрание). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brodsky.da.ru/

Кривомазов А.Н. Биография Иосифа Бродского. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a88.narod.ru/index.html

Латынина А.Н. Сверхчеловек или нелюдь_ [о ''Трилогии''] (Новый Мир. 2006. № 4).mht // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Журнальный зал.

Некрасов Вс.Н. Сапгир // Великий Генрих (1928–1999): Сб. Памяти Генриха Вениаминовича Сапгира. Георгиевский клуб (Московский союз литераторов). Лит. приложение. М.: ЛИА Руслана Эллина, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sapgir.narod.ru/texts/kids/index.htm.

Пульсон К. Писатель в ожидании женщины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http:// www.lipskerov.ru/ critic

Рубинштейн Л. «Для меня любой текст способен в какой-то момент стать поэзией»: Интервью Татьяны Восковской со Львом Рубинштейном // Русский журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russ.ru

Материалы о жизни и творчестве Т.Н. Толстой // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litwomen.ru/autogr1.html; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.guelman.ru/slava/kis/index.html


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • _____ Проектор для показа электронных презентаций

  • Ноутбук для показа презентаций и выхода в Интернет

  • Выход в Интернет

Компьютерные презентации (наборы слайдов) по следующим разделам и темам: «Литература Древней Руси и XVII века», «Русская литература XVIII века», «Русская литература
XIX века», «Русская литература
XX века», «Русская литература на рубеже ХХ и ХХI веков. Проза и драматургия концептуалистов»; видеофильмы о литературных музеях М.Ю. Лермонтова и С.А Есенина. Электронный банк данных тестов

Комплект видеолекций по курсу.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Данная дисциплина входит в модуль «Профессионально-издательский 1» и «Профессионально-издательский 2». В процессе изучения этой дисциплины, наряду с академической методикой, организуются встречи с современными писателями, мастер-классы редакторов издательств и литературно-художественных журналов, рецензирование новинок художественной литературы, журнальных публикаций, работа с новой научно-справочной литературой по дисциплине. В аудиторной работе 60% учебного времени отводится практическим занятиям. Во внеаудиторной работе главное внимание следует уделить подготовке курсовых работ. Основной формой итогового контроля образовательных результатов по всему курсу является экзамен. Ниже приводятся примерный перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты, который должен систематически обновляться с учетом происходящих изменений.


Вопросы для экзамена

История отечественной литературы Древней Руси,XYII, XYIII, XIX веков


Особенности древнерусского летописания.

Поэтика «Слова о полку Игореве».

Жанр жития в древнерусской литературе.

Фольклорное и агиографическое в «Повести о Петре и Февронии».

Новые темы, жанры и герои в литературе XVII века.

Изображение личности в «Житии» Аввакума. Жанрово-стилевое своеобразие.

Общая характеристика русского классицизма.

Жанрово-стилевое новаторство Г.Р.Державина.

Карамзин - сентименталист.

Периодизация русского романтизма.

Литературные общества первой четверти ХIХ века.

Жанр элегии в творчестве Жуковского и Батюшкова.

Баллады Жуковского; их роль в развитии русской поэзии.

Романтический герой в «южных поэмах» А.С.Пушкина.

«Судьба народная и судьба человеческая» как тема трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Произведения А.С.Пушкина о Петре I.

Образ «маленького человека» в повестях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

Трансформация традиционных мотивов в прозе А.С.Пушкина.

Исследование страсти в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина 1830-х годов.

Мотивы романтической лирики Е.А.Баратынского.

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

Лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Драма «Маскарад» в контексте творчества М.Ю.Лермонтова.

Творческая история поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».

Мотив утраченного рая в поэмах М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон».

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя как литературный цикл.

Сборник Н.В.Гоголя «Миргород»: темы, герои, образ мира.

Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.

«Натуральная школа» в русской литературе.

Общественно-литературная ситуация 60-х годов ХIХ века (идейные течения, важнейшие направления, литературные журналы).

Тема любви в «панаевском» цикле Н.А.Некрасова и «денисьевском» цикле Ф.И.Тютчева.

Жанр поэмы в творчестве Н.А.Некрасова.

Основные мотивы лирики А.А.Фета.

2. А.К.Толстой – поэт и драматург.

Тема России в «Записках охотника» И.С.Тургенева.

Роль ситуации «rendez-vous» в романах и повестях И.С.Тургенева.

Нигилист в прозе И.С.Тургенева и И.А.Гончарова.

Структурные особенности романов И.С.Тургенева (на примере 1-2 произведений).

Проблема «лишнего человека» в творчестве И.С.Тургенева.

2. Романы И.А.Гончарова. Проблема русского самосознания.

Жанровая система драматургии А.Н.Островского.

Поэтика психологической драмы А.Н.Островского.

Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова.

Проблема «естественного человека» в повести Л.Н.Толстого «Казаки».

Художественная роль эпилога в «Войне и мире».

Нравственно-философский смысл эпиграфа к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

Сюжет и композиция романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

Женские образы в романах Ф.М.Достоевского.

Проблема идеального героя в романе Ф.М.Достоевского «Идиот».

Дети в творчестве Ф.М.Достоевского.

Система персонажей в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Философский смысл «Легенды о великом инквизиторе в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Юмор А.П.Чехова.

А.П.Чехов - новеллист.

Новаторство А.П.Чехова - драматурга.

Драма А.П.Чехова: реальное и символическое.

Драма А.П.Чехова «Три сестры»: проблематика, конфликт, герои.

^ История отечественной литературы XX века

Русский символизм: эстетические принципы.

Характеры революционеров в повестях А.Н. Толстого "Голубые города" и "Гадюка".

Лирическая героиня первых книг А.Ахматовой.

Композиция и стиль романа Ю. Олеши "Зависть".

Поэтика модернизма на примере романа Андрея Белого «Петербург».

Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин": герой, язык; композиция.

Философская проблематика в рассказах И.А. Бунина 1910-х годов

Тенденции современного литературного процесса.

Сатира В.Маяковского.

Творческая история и проблематика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

«Трилогия вочеловечения»: эволюция лирического героя А.Блока.

Русский народный характер в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Акмеизм как литературное течение.

Личность в водовороте истории в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Анализ одной из баллад Н. Гумилева.

Мотив странствий в повести А. Платонова "Сокровенный человек".

Поэтический мир А. Ахматовой. Лирическое и эпическое.

Военная тема в литературе второй половины 1940 - первой половины 1950-х годов.

Анализ одного из стихотворений из книги стихов О. Мандельштама "Камень".

Человек и история в романе М. Булгакова "Белая гвардия".

Футуризм как явление русского авангарда.

Особенности художественного мира А. Платонова (анализ одного из рассказов).

"Облако в штанах" - программное произведение В. Маяковского - футуриста.

Роман Б. Пильняка "Голый год". Концепция истории. Поэтика.

Мотивы, образность, стиль ранней лирики С. Есенина.

Евангельские мотивы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

К.Бальмонт – символист. Анализ одного из стихотворений (по выбору студента).

Интеллигенция в революции (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»).

Тема любви в рассказах И. Бунина.

Лирическое и эпическое в творчестве С. Есенина 1924-1925 годов.

Изображение народной жизни в повестях И. Бунина "Суходол" и "Деревня".

Первый съезд советских писателей и его роль в формировании литературы соцреализма.

Мотивы цикла А. Блока "На поле Куликовом".

Классическая традиция в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго".

Черты экспрессионизма в рассказах Л. Андреева 1900-х годов. ("Бездна", "Мысль", "Тьма", "Красный смех" и др.)

"Деревенская проза" 1960-70-х гг. и ее место в литературе.

Библейские мотивы и образы в творчестве Л. Андреева ("Иуда Искариот", "Елеазар").

Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов.

Проблематика и особенности поэтики повести Е.Замятина «На куличках»

"Реквием" А. Ахматовой: личное и общечеловеческое.

Фантастическое в романе «Мы» Е.Замятина.

Народный характер в поэме А. Твардовского "Василий Теркин".

Повесть А. Куприна "Поединок" в контексте традиций русского реализма.

Гражданская тема и новая поэтика в стихах О.Мандельштама 1930-х годов.

Цикл стихов А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ одного из стихотворений.

Особенности поэтики прозы первой половины 1920-х годов.

"Конармия" И. Бабеля. Особенности стиля. Авторская позиция.

М. Горький и его место в отечественной литературе.

Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х годов.

Образ поэта в творчестве В. Маяковского.

Поэтический диалог А. Ахматовой и Н.Гумилева.

Место и роль стихов в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Анализ одного стихотворения.

Ранняя драматургия М. Горького: проблематика, драматургическое новаторство.

Цикл стихов Е.Есенина «Персидские мотивы». Анализ одного из стихотворений.

Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского.

«Двенадцать» А.Блока. Образ России в поэме.

Мотивы русской классики в романе М.Булгакова «Белая гвардия».

Быт и нравы казачества в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Русский народный характер в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»


^ Современный литературный процесс в России

Общая характеристика современного литературного процесса в России (направления, течения, основные тенденции развития).

Анализ современного произведения (по выбору экзаменующегося).

Общая характеристика реализма в современной русской литературе.

Общая характеристика «деревенской прозы» и «тихой лирики» (проблематика, типы героев, художественные средства).

Общая характеристика «городской прозы» (проблематика, типы героев, стиль).

Общая характеристика поэзии 1980-2000-х гг. (течения, темы, жанры).

Общая характеристика «лагерной прозы» (жизненный материал и его художественное воплощение).

Философские мотивы в лирике И. Бродского.

Проблема исторической правды в творчестве А. Солженицына.


Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 20 /20 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4


























^ Дополнения и изменения в рабочей программе

на 20 / 20 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании

кафедры « »______ __________________________ 20 г, протокол № .


Заведующий кафедрой истории литературы

Проф. В.А. Пронин / /


Внесенные изменения утверждаю


Проректор по учебной работе


_______________Т.В. Маркелова


«_____»___________201 г.




Скачать 284,86 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер284,86 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх