Тема: «Дидактическая игра на повторительно обобщающих уроках истории» icon

Тема: «Дидактическая игра на повторительно обобщающих уроках истории»


Смотрите также:
Концепция деятельности Ведущие цели и задачи применения И. К. Т. на уроках истории. Тема №1...
Внеклассное мероприятие по истории. Познавательная игра "Слабое звено". Тема "Огневые сороковые"...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 5 классе после изучения раздела...
Уроке литературы». Урок- игра на тему «Фольклор»...
Использование сюжетно ролевых игр на уроках истории...
Программа «Тосхол» Авторская программа «Люби и знай родной край»...
Пояснительная записка. 8 Глава I. Игра как психологическое явление Теории происхождения игры 8...
Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»...
«Древняя Эллада», Стр. 7...
Дидактическая игра – одна из эффективных форм работы по привитию интереса к математике...
Цели и задачи программы: дидактическая закрепить на интересном материале изученные в 8 классе...
Уроках математики...



Загрузка...
скачать
МОУ ЭСОШ с УИОП


Тема: «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках истории»


Подготовила: учитель МОУ ЭСОШ с УИОП

Глазьева Валентина Митрофановна.


2007


Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..2

  2. Дидактическая игра как приём активизации познавательной деятельности старшеклассников……………………………………..3

        1. Цель и содержание нестандартных уроков……..3

        2. Игры:

          1. придумай предложение;…………….8

          2. продолжи предложение;…………….9

          3. назови;……………………………….9

          4. почему?;……………………………10

          5. узнай политического деятеля;……11

          6. найди ошибку;…………………….12

          7. викторина;…………………………13

          8. найди историческую ошибку;……14

          9. без ретуши;…………………………15

          10. что, кто, где, почему?.......................18

          11. кроссворды………………………….21

          12. решаем глобальные проблемы современности;

игра – аукцион…………………………22

  1. Заключение

    1. Анализ и выводы по исследовательской теме.

    2. Практические рекомендации.



1.Введение.


Важнейшей проблемой волнующей всех педагогов на современном этапе является повышение эффективности урока, как основной формы обучения и воспитания учащихся. Падение уровня знания школьников, что наблюдается в последнее время, один из основных истоков находит, без сомнения в несовершенстве уроков, значительную часть которых – почти в каждой школе – характеризует надоедливое однообразие, скука для учащихся и рутина, формализма, такие мучительные в повседневной работе учителя.

В целях активизации учащихся, развитие интереса, побуждения их к приобретению знаний учителя стали придумывать занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нестандартные уроки.

В педагогике известны различные типы уроков. Они используются в зависимости от темы, места данного урока в каждом разделе учебной программы, определены замыслом учителя и пр. Однако сейчас речь идёт о разновидностях урока. Все они, кроме некоторых специфических, могут быть применены к любому школьному предмету – в этом их обще – педагогическая значимость.

Удачно проведённые нестандартные уроки средствами самой внутренней своей структуры пробуждает интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем самым очагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребёнка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придает учебным занятиям увлекательность.

Приемлема ли дидактическая игра на уроках истории в старших классах?

Убеждена, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросом: что дети любят больше всего? Но вот ответ на него может быть разный.


  1. ^ Дидактическая игра как приём активизации познавательной деятельности старшеклассников




    1. Цель и содержание нестандартных уроков.


Увеличение умственной нагрузки на уроках истории заставляет задумываться над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться открыть притягательные стороны истории, её возможности в совершенствовании умственных способностей, преодолении трудностей.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется разными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к истории имеются следующие категории учащихся:

  1. проявляющие повышенный интерес к ней;

  2. занимающиесяею по мере необходимости, без особого интереса,

  3. считающие скучным, сухим, и вообще, нелюбимым предметом.

Удельный вес каждой из этих групп, количественное соотношение между ними находится в прямой зависимости от качества всей учебно-воспитательной работы. Изменение этого соотношения в пользу первой группы является важнейшей задачей каждого учителя истории.


Дидактические игры призваны решить три основных задачи:

  1. повысить уровень мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся;

  2. способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение их в ряды «любителей» истории;

  3. развивать свободное творчество и самодеятельность учащихся.


Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов на современном этапе, является повышение эффективности урока, как основной формы обучения и воспитания учащихся. Падение уровня знаний школьников, что наблюдается в последнее время один из своих истоков находит, без сомнения, в несовершенстве уроков, значительную часть которых – почти в каждой школе – характеризует надоедливое однообразие, скука для учащихся и рутина, формализм, такие мучительные в повседневной работе учителя.

В целях активизации учащихся, развитие интереса, побуждение их к приобретению знаний учителя стали придумывать занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нестандартные уроки.

В педагогике известны различные типы уроков. Они используются в зависимости от темы, места данного урока в каждом разделе учебной программы, определены замыслом учителя и пр. Однако сейчас речь идёт о разновидностях урока. Все они кроме специфических, могут быть применены к любому школьному предмету – в этом их общепедагогическая значимость.

Удачно проведенные нестандартные уроки средствами самой внутренней свое структуры пробуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем самым рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребёнка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придает учебным знаниям увлекательность.

Приемлема ли дидактическая игра на уроках истории в старших классах?.. Убеждена, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросом, что дети любят больше всего? Но вот ответ на него может разный.

Для меня же ответ один: дети больше всего любят играть.

Да-да…играть независимо от возраста. А думали ли вы о томи, почему дети так устают на уроках? Почему для многих учение превращается в муку? Не потому ли, форма поведения большинство наших уроков противоречит самой натуре детей – деятельных, активных, желающих говорить и спорить, а не сидеть и слушать?

Какие уроки наиболее трудны и для учителя и для учащихся?

Уроки, которые учитель часто не любит сам и редко показывает своим коллегам. На мой взгляд, это повторительно – обещающие уроки, на которых учитель не редко «вытягивает» из школьников знание либо облегчив себе задачу, спрашивает только подготовленных, сильных. Главная же трудность таких уроков в преодоление равнодушие и скуки, поскольку тема изучена, все, казалось бы, известно. Дети же, независимо от возраста, испытывают постоянную потребность в новизне.

Многолетняя практика убедила меня в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности: создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий – благотворно влияют на старшеклассников. И вот уже о скуке нет и речи, повторительно – обобщающие уроки любимы. На таких уроках активны все, даже слабые.

Предлагаемая мною методика не нова. Позаимствовав идею дидактической игры в известном пособии Г.А. Кулагиной «Сто игр по истории» вот уже несколько лет пытаюсь на своих уроках использовать приемы дидактической игры в работе со старшеклассниками. На практике убедилась, что игра, как педагогический прием имеет огромные потенциальные возможности и преимущества. Самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а про желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьникам не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.

Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности. Творческая активность личности в ходе игры обуславливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «я», особенно в тех случаях, когда ученик вносит оригинальное решение, влияющее на ход игры. Постепенно снимается скованность, нерешительность, напряженность и нарастает интерес, оказывается стимулом действий играющих, вызывают положительные эмоции, которые сопровождают процесс поиска, ускоряют ею.

Дидактическая игра усиливает познавательно – оценочное восприятие информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках. К тому же в игре устанавливаются такие взаимоотношения, которые самоорганизуют сотрудничество, насыщают межролевое общение нравственно – психологическим содержанием, само настраивает играющих в ходе игры проблем. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучать выслушивать критические замечания товарищей и думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивают и укрепляют у учащихся чувство коллективизма.

Дидактические игры разнообразны по типу и композиции. Наиболее простые из них не имеют определенного сюжета. Они содержат задание репродуктивного характера и позволяют организовать проверку усвоения знаний, их закрепления. Например, игра – разминка, игра «Викторина». Их цель проста : с помощью несложного методического приемам « вопрос – ответ» определить степень подготовки учащихся к уроку и одновременно с первых же минут урока настроить их на быструю, эффективную и слаженную работу. Такие игры, как «Викторина», «Что?, Где?, Когда?» формируют у школьников навыки быстрой и результативной работы на разных этапах не только повторительно – обобщающих уроков, но и уроков изучения новых знаний.

Более сложные игры – сюжетно – ролевые и деловые. Участие в них позволяет старшеклассникам проявит свои творческие способности в неожиданных и нетипичных ситуациях, повышает их политическую культуру, а учителю помогает увидеть своеобразие индивидуальных особенностей учеников, определить тактику педагогического подхода к каждому из них. Такова, например, игра «Без ретуши» (см. приложение).

Есть 3 важнейших условия использования дидактических игр на повторительно – обобщающих уроках.

1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих уроках по той или иной теме.

2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке.

3учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.

Например, когда попадается уж очень трудный вопрос и долго не поднимается ни одна рука, я спрашиваю: «Сдаетесь?». Это вызывает хорошую реакцию, улыбку.

Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не удовлетворяет учащихся, разочаровывает.

Поэтому оценки в конце урока выставляются. Обычно роль ассистента выполняет сильный ученик, он ведет запись и учет баллов.

И, наконец, несколько слов о том, что сегодня особенно волнует учителя истории. Это разные противоречивые документы по содержанию и в то же время множество «тёмных пятен» - все это осложняет работу учителя. Это отразилось и на характер отобранного автором фактического материала для игр.

И, если вы обнаружите неточности в подачи материала, то это значит, что автор не владеет им.


Условия любой дидактической игры ( они доводятся заранее игры).

  1. За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, за очень трудный правильный ответ – 2 балла.

  2. За подсказку, выкрик с места 1 балл.

  3. Оценка выставляется с учетом набранных баллов: чем больше баллов - выше оценка.

  4. Ученикам, набравшим наименьшее количество баллов, оценка, как правило, не выставляется. Эти баллы учитываются в ходе следующей игры или учитываются при опросе на следующем уроке.

  5. Игра может длиться целый урок или быть только его частью.

  6. Организационные формы игр могут быть разные: викторина, разминка (вопрос- ответ), групповая работа в микрогруппах, коллективная работа в командах, бригадах; могут быть ведущий игры, ассистенты, эксперты и т.д.

Итак, теме изучена, правила игры объяснены, ассистент назначен, можно начинать. Игра под условным названием «Ответь одним – двумя словами» или «Викторина» (все названия игры условны, вы вправе их изменить). Темп этой игры должен быть высоким ( да и других игр тоже, что создает определенный настрой).


^ 2.Игры


Игра « Придумай предложение»


Вы называете слова или историческое понятие, а учащимся предлагается составлять с ним предложение. Если им известен смысл понятия, они знают значения слова, то и предложения быстро придумают. Выполнение этого задания способствуют развития речи учащихся, самостоятельного мышления.


Учитель:

Придумайте предложение со словом «сепаратный».

Учащийся:

Сепаратный мир, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома своих союзников.

Учитель:

(Теперь просто называете слова).

Гражданская война

Учащийся:

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть между гражданами одного государства.


^ Игра « продолжи предложения»


Учитель:

Темы экономического развития Германии ускорились потому, что…

Игра «Назови» может использоваться очень широко. Учащимся предлагается назвать одну из причин, например, первой русской революции, одну из причин поражения революции, одно из открытий, изобретений, достижений науки и техники в конце XIX начале XX веков. Каждому разрешается назвать только одну причину, одно изобретение. Смысл состоит в том, что при такой форме можно спросить максимальное количество учащихся. Неважно, что, сказано 1 слово, дети, даже старшеклассники, сказав одно слово, чувствуют себя участником игры, хотят говорить еще, а учитель вновь достигает главной цели – включить класс в процесс непринужденного и быстрого повторения изученного материала.


^ Игра « Назови»

Учитель:

Назови одно из открытий, изобретений, достижений науки и техники в конце XIX начале XX веков и, если знаете, имя создателя изобретения.

Учащиеся:

Радио и беспроволочный телеграф, итальянский учёный Маркони одновременно изобрели радио, омнибусы, электрические трамваи Эдисона, швейные машины Э. Хау и А. Зингер, почтовые марки, фонограф, газета, пишущая машинка Л. Шоулса, велосипед, конвейер, форд и т.д.


На этом игру можно закончить, если времени больше нет, и подвести итоги. Но точно рассчитать, сколько понадобиться игр, чрезвычайно трудно, это зависит от многих факторов: и темпа, и навыков игры, и подготовленности класса или группы. Поэтому лучше всегда иметь игру «про запас», но всегда, вначале используя ту, где материал важнее.


^ Игра « Почему»

Учитель: Почему…

- Была развязана 1 – я мировая война?

- Была завоевана вся Африка?

- Стали создаваться крупные банки?

- Проведена столыпинская аграрная реформа?

Игра закончена. Нужно подводить итоги. На это понадобиться минут 5 -7. Пока ассистент подсчитывает баллы, учитель поделится с классом своими впечатлениями, попросит высказаться их, похвалить лучших ( это будет видно и до подсчета баллов). Затем, получив подсчитанные результаты, объявить количество полученных баллов и выставить оценки.

За наибольшее количество баллов выставляется оценка 5, за среднее количество баллов – 4, за малое – 3. За наименьшее количество баллов оценка не выставляется, надо просто похвалить за участие, т.к. это, как правило, слабые ребята.

Хорошо известно, что игра на уроках истории ( это касается в прочем и других предметов) помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость глубоких и прочных знаний самообразования.

Так, неплохие, на мой взгляд, результаты дает игра «Что мы узнали о народниках?»

Класс разбивается на три группы по рядам. Учителю помогают вести игру два знатока эксперта. Игра включает в себя элементы викторины, дискуссии, а также задания, подобные следующему:

«Ваша группа – это течения в народничестве (пропагандистское, заговорщиство, бунтарское). Определить с названием своего течения, выберите девиз, эмблему. Далее каждому течению в народничестве предлагается разработать свою программу, дать ей название и обосновать её необходимость ( в ходе общей дискуссии).

Еще одно задание – определить политические взгляды автора того или иного течения ( П.Лаврова, М.Бакунина, П.Ткачева).

Часть заданий обсуждается сразу, какие- то из них анализируют помощники ( эксперты) и затем совместно с учителем подводят итоги.

Материал, использовавшийся во время игры, долго сохраняется в памяти. Так, через 2 года после игры, я провела в десятом классе опрос: «Что вы знаете о народниках?» На поставленные вопросы ребята отвечали в основном правильно и достаточно полно. Играя, школьники получают дополнительную информацию по теме; одновременно оценивается уровень усвоения основного фактического материала.

На уроке, завершающем изучение российской истории начала XX века, можно провести, например, игру: « Узнай политического деятеля».

Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные и т.д.

Во время игры «Найди ошибки» одна группа школьников ( команды) составляет рассказ, содержащий заранее оговоренное количество несоответствий и неточностей, а другая выявляет подобные намеренные ошибки.

Путь дидактическим играм на уроках истории в старших классах был долгим. Было немало сомнений о том, будут ли взрослые дети играть. Практика отвергла мои опасения. И надо видеть глаза ребят, когда вначале урока им говоришь только одно слово: «Играем». Конечно, это сейчас достаточно одного слова. В начале же придется не один раз и объяснить правила игры, и думать над созданием творческой атмосферы на уроке, и вносить коррективы, в, казалось бы, хорошо продуманную игру. Когда же учащиеся освоят правила игры, её принципы, они станут нашими помощниками.

Тем, кто скован, обидчив и не может сразу включиться в игру, можно предложить разгадать исторический кроссворд. Может быть такая ситуация: кто – то из старшеклассников, считая себя взрослым для игры, наотрез откажется играть. Не переубеждайте их. Если игра у вас пойдет, они сами невольно вступят в нее.

Если класс будет разделен на 2-3 группы ( команды), то игра пойдет живее, интереснее, азартнее, поскольку каждый играющий болеет не только за себя, но и за свою группу ( команду).


^ Игра «Викторина»

  1. Союзы капиталистов или отдельные капиталисты, сосредоточившие в своих руках, значительную часть производства или сбыта товаров ( монополия). 1 балл получает учащийся, правильно ответивший на этот вопрос, что тут же записывается ассистентом. Новые баллы будут приплюсовываться к полученному ( или минусоваться, если ответ неправильный, а так же если была подсказка: балл снимается с того, кто подсказал).

2.Форма монополистического объединения, господствующая в США ( трест).

3.Ценная бумага, дающая право её владельцу на получение прибыли с общества, куда владелец вложил свои капиталы (Акция).

4.Небольшая группа предпринимателей, добившаяся господства в экономике, политике, идеологии (Олигархия).

5.Страна, владеющая колонией (метрополией).

6.Военный союз, в который входили Англия, Франция, Россия (Антанта).

7.Политика, направленная на подготовку в войне, захват чужих территорий (Агрессивная).

  1. Военный союз, в который вошли Германия, Австро-Венгрия, Италия (Тройственный)

  2. Воинствующие феодалы в Японии (Самураи).

  3. Характер войны за предел уже поделенного мира (Империалистический)

  4. Парламент Германии (Рейхстаг).


Игру можно продолжить и дальше, включив необходимые, на ваш взгляд, понятия, а можно перейти к другой игре. Это будет зависеть от активности ребят. Если они оживлены и активны, то можно продолжить игру; если активность спала, то лучше изменить характер игры, усвоение которых вы еще не выяснили? Они могут составить содержание другой игры. Кстати, описанную игру можно провести наоборот. В этом случае перед классом ставится цель:

  1. Объясните содержание, смысловое значение перечисленных понятий.

  2. Назовите историческое событие, к которым эти понятия относятся.

Вы называете слово, а ребята дают определение. Это значительно труднее, и лучше сделать это тогда, когда ребята войдут во «вкус» игры. Можно заранее предупредить об «игре наоборот», и тогда они будут слушать даваемые вами определения с двойным вниманием.

Класс можно поделить на две группы (команды). Итоги игры подводятся как всегда.

При использовании дидактических игр целесообразно идти от простого к сложному. Например, изучив тему «Русь в 13-15вв.» провести игру под названием «Найди историческую ошибку»


На доске записывается текст, где специально допускается несколько ошибок, неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они допустили несколько ошибок).

Конечно, может возникнуть сомнение: стоит писать такой текст на доске ради 5-6 ошибок, которые они найдут? Но ведь они не просто будут искать неточности, ошибку, они невольно будут повторять материал, будут спорить, доказывать правоту, будут неравнодушны, а это не так уж мало.

Если нет возможности писать текст на доске, можно зачитывать отдельно каждое предложение и находить в нем ошибки или предложить послушать в магнитофонной записи.

Когда будут проведены несколько игр, можно будет перейти к более сложной форме, провести большую игру под условным названием «Что, кто, где, почему?» В ходе игры могут участвовать 2 команды, на которые будет разбит класс или два параллельных класса (это особенно интересно).

Каждая команда из 9 человек выбирает капитана. Остальные учащиеся – болельщики. От каждой группы назначается ассистент, оба ассистента работают вместе. Разделив лист пополам вертикальной линией они записывают очки той и другой команды, указывают фамилии получивших очки.

В конце игры можно будет назвать не только общее количество баллов, полученных каждой группой, назвать победившую группу, но и учесть вклад в победу каждого, выставив оценки. Можно вручит и призы, если есть возможность; если нет, то можно наградить победившую команду, выставив 1 балл выше. Этот принцип оценки деятельности можно использовать в играх по другим темам.


^ Игра «Без ретуши»

(повторительно – обобщающий урок по теме: «Развитие Советского общества в середине 60 начало 80 годов»).

Цель урока:

- проверить умение использовать знание учащихся в нестандартной ситуации;

- с современных позиций оценит деятельность Л.И. Брежнева

Оборудование: на диске написано: «Без ретуши», на полочках – литература, газеты о Л.И.Брежневе, его портрет.

Ход игры.

В обычном классе накануне игры, которая проводится в форме пресс-конференции, даются задания:

  1. Сильный ученик будет ведущим, т.е. Л.Б. Брежневым и составляет программную речь на 3-5 мин.

  2. В сильном классе ведущий – Л.И. Брежнев составляет свою речь на перемене в течение 10 мин.

  3. Все остальные учащиеся являются журналистами того или иного издания и готовят вопросы Л.И. Брежневу.




  1. 3 учащихся являются экспертами и записывают все задаваемые вопросы, а в конце встречи подводят итоги.

  2. 2 учащихся является пресс- секретарем Л.И. Брежнева и в начале встречи рассказывает 1 минута биографию Л.И, Брежнева


Пресс-секретарь: Очередная телепередача представляет всем присутствующим журналистам Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1 мин)


Затем слово предоставляется лидеру партии.


^ Программная речь:

Вступая в должность первого секретаря ЦККПСС, я ответственно заявляю, что партийно-государственное руководство приступило к осуществлению нового курса в политической и социально- экономической сферах и решить проблему перегибом «хрущевского десятилетия». Меня беспокоят «либеральные заигрывания» Хрущева, неудачная внешняя политика, существенно нового руководства предлагаю: восстановить региональные, областные и районные комитеты партии, а это приведет к стабильности в аппарате.

Предлагаю начать административно- хозяйственную реформу, рассмотреть вопрос о сельском хозяйстве: поднять сельское хозяйство до уровня остальных отраслей экономики- ослабить контроль за колхозами и продавать продукцию по стабильным ценам, сверхплановую продукцию сдавать государству не менее, чем на 50%, оплату колхозникам по трудодням заменить помесячной зарплатой, дать пенсию колхозникам и ,наконец, гражданский паспорт.

А теперь промышленность, которая должна была обеспечить усиление экономического рынка. Это расширение поля деятельности предприятий, уменьшение числа обязательных показателей и т.д., а это приведет к увеличению национального дохода и производства продукции сельского хозяйства и, вообще, «Экономика должна быть экономной»

И ещё, самое главное, мы построили развитое социальное общество. Надо, чтобы подобные общества были построены в странах Юго-Восточной Европы. Для этого необходимо теснее сплотить эти страны в политическом, военном и экономических отношениях. Ужесточить контроль за инакомыслием отдельных членов «Социального содружества», используя для этого организацию Варшавского договора. А если надо, то введем войска в Чехословакию и раздавим и « Социализм с человеческим лицом».

Для того, чтобы контролировать ситуацию, необходимо основные усилия в 70-е годы направить на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства в Сибири и установить контроль КГБ за диссидентами: выслать в Горький А. Сахарова, арестовать Орлова Ю., Марченко А. и создать психушки. «В последнее время стало модным- выискивать в политической жизни страны какие-то элементы «сталинизма» и пугать им общественность, особенно, интеллигенцию. Мы говорим им : «Не выйдет господа!»

А теперь о главном…. Конституция 1977 года, которая закрепила руководящую роль КПСС в обществе, определив её в качестве «ядра» политической системы. Борьбу с инакомыслием поставить на «научную основу», внедрять сотрудников КГБ во все или почти все учреждения, организации и движения. Ужесточить цензуру…

Думаю улучшить наши отношения с США и подписать договор об ограничении систем противоракетной обороны и ограничить подземные ядерные взрывы в мирных целях, осуществить полет Аполлона и «Союза», подписать документы Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, изменить баланс в пользу СССР – разместить ( РСД) на территории ГДР и ЧССР, ввести советские войска в Афганистан с целью «братской помощи».


Пресс- секретарь предлагает корреспондентам задать вопросы Брежневу Л.И.


Ж. «Новое время»- Вы за социалистический путь развития, а чем вам не нравиться капитализм?


Г. «Известия»- за какие военные заслуги вам присвоили звание генерала армии, а затем маршала Советского союза?

«600 секунд»- почему реформы в сельском хозяйстве и промышленности были половинчатым?

Ж. «Веселые картинки»- не могли бы вы рассказать коротенький анекдот о себе?

Г. «Труд»- почему 70-80 называют «Застойными»?

Экспертами подводят итоги.

Таблички и названия журналов и газет подписываются заранее.


^ Урок- игра «Что, кто, где, почему?»

1-й этап игры. Разминка.

Ведущий( учитель) поочередно задает вопросы первой и второй группе учащихся.

Гр.1

1. Глава первого Временного правительства ( князь Львов);


2. Генерал, который царь назначил Петербургским военным округом,

наделив особыми полномочий (Хабалов);


3. Лидер «левых коммунистов» (Бухарин);


4. Название советского правительства (Совет народных Комисаров);


5. Командующий южным фронтом в борьбе против Деникина (Егоров);


  1. Второй председатель совета народных Комисаров (Рыков);



Гр.2

1.Глава первого совета народных комиссаров (Ленин);


2. Генерал, желающий установить военную диктатуру в России в августе 1917 года (Корнилов);


3. Нарком иностранных дел, подписавший Брестский мир (Чичерин);


4.Название правительства, установленного в Самаре после прихода сюда белочехов (Комуч);


5. Командующий южным фронтом в борьбе против Врангеля (Фрунзе);


6. Глава Временного правительства, после Львова (Керенский)


2 этап игры. Конкурс болельщиков « Кто есть кто?»


1.Гучков 1. Милюков

2.Ленин 2.Столыпин

3.Троицкий 3.Дзержинский

4.Калинин 4.Бухарин

5.Рененкампф 5.Самсонов

6. Франц Фердинанд 6. Гаврила принцип


3 этап игры. Коллективный рассказ


Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и т.д. Непременно должны принять участие все 7 человек. Болельщики могут вносить дополнения. Естественно, за основной ответ и за дополнения выставляются баллы. Количество балов зависит от логической последовательности рассказа, убедительность, раскрытия сути вопроса, выводов. Это главные критерии. Взять для задания нужно темы, где есть интересные факты, какой- то сюжет, яркие события.

Например, первой команде предложить рассказ о вооруженном восстании на «Потемкине», а второй команде о Декабрьском вооружённом восстании. Лучше, естественно выбрать тему, хорошо усвоенную учащимися.


^ 4 этап игры. Конкурс капитанов.


(За каждый правильный ответ- 1балл).

1.«Узнай, кто на фотографии»

Показывают фотографии:

Колчака Деникина

Тухачевского Блюхера

Троцкого Керенского


2.Охарактеризовать декреты:

О мире О войне


3. Задайте вопросы друг другу. Здесь, в этом задании предвидеть ничего невозможно. Капитаны обычно выбираются из сильных учащихся, трудно сказать, что они придумают. Практика показала, что лучше ограничить их, посоветовать задавать однотипные вопросы.

Может быть заранее дать какой-то круг вопросов. Например, задать друг другу вопросы, касающиеся итогов причин гражданской войны, либо деятельность исторических лиц. Количество вопросов, которые зададут капитаны, зависят от того, каким временем вы располагаете.


5 этап игры. Конкурс болельщиков «Друзья, соратники или враги»


1. Каменев и Зиновьев 1. Ленин и Мартов

2.Столыпин и Николай II 2.Корнилов и Деникин

3.Фрунзе и Махно 3.Чапаев и Фрунзе

4.Матюшенко и Вакуленчук 4.Самсон и Реннекампф

5.Керенский и Корнилов 5.Троицкий и Ленин.


Игра закончена. Подводят итоги. Данную игру можно провести после изучения темы «Гражданская война в России». Это позволит использовать большой объём материала от первой русской революции до гражданской войны. Конечно, детального повторения, как это возможно при повторении одной темы, добиться нельзя, но интереса к истории, к изучаемому материалу- несомненно, можно. Эта игра хороша ещё и тем, что боязнь подвести команду побуждает учащихся играть активно, с большой горячностью, желанием принести победу своей команде.




По горизонтали:

1.Прозвище новгородского князя, получившего за блестящую победу в 1240 году

2. Новостроенные деревни в 1,2 двора и более.

3. Новые участки, освобожденные от леса и кустарника.

4. Ханские грамоты, выдающиеся князьями и их назначения.

5. Монгольский вождь Тэмучен, которому удалось объединить под властью большинство монгольских племен.

6. Ордынские корабельные отряды

По вертикали:

1. Злой город», которые ханские войны осаждали 7 недель.

2. В XIII веке Русь потеряла независимость и здесь установилось

монголо- татарское….


Творческая работа в микрогруппах

( по курсу «Обществознание»)


Начав с простых игр, в процессе которых старшеклассники могут показать лишь знание изученного материала, постепенно необходимо усложнить игру, чтобы в ней они могли продемонстрировать умение их использовать. Предлагаю описание одной из них, которую можно использовать при изучении многих тел. Эта игра требует знания материала, изученного не только на уроках истории, но и на уроках других предметах ( географии, биологии и др.).


^ Игра «Решаем глобальные проблемы современности»


Проблемы, в общем-то, известны учащимся. Они без труда их называют. Кратко охарактеризовав проблемы, можно поставить перед классом задачи : найти пути решения этих проблем. Затем, 11 классам предлагается объединиться в творческие микрогруппы из 4-х человек для решения одной из проблем. Если ребята не захотят работать в группе, кто-то захочет работать вдвоем или один – дайте им такую возможность. Главная цель каждого участника- найти пути решения одной из проблем. Чтобы игра проходила живее, интереснее, можно в начале объявить конкурс на лучшее решение глобальных человечества. Проект должен быть изложен на бумаге, в виде тезисов, плана, схемы, а потом расскажет один из членов творческой группы. Оценки выставляются в конце урока всем участникам игры. Как правило, учащиеся берут разные проблемы. При этом не редко предлагают очень оригинальные решения. Проблемы, над решением которых обычно активно работают старшеклассники в группах:


        1. Предотвращение экологической катастрофы

        2. Демографическая проблема

        3. Предотвращение гонки всех видов вооружений

        4. Повышение уровня развития экономики

        5. Повышение уровня оборудования здравоохранения

        6. Проблемы борьбы с голодом и нищетой

        7. Проблемы борьбы со СПИДОМ, наркоманией, курением.

        8. Предотвращение ядерной катастрофы

В слабоподготовленых классах можно в начале раскрыть суть глобальных проблем человечества и только после этого дать задание.


Игра- аукцион

По теме : «Гражданская война в России и иностранных интервенция»


Цель игровой деятельности:

  • Активизировать знания учащихся при повторении темы

  • Актуализировать знания по межпредметным и межкурсовым связями

( «Обществознание», «Экономика», «Всеобщая история»)

  • Выявить и выполнить имеющиеся проблемы, расширить кругозор и эрудицию, формировать интерес к прошлому Родины, к анализу современных политических событий

Аукцион знаний – один из видов имитационных игр.

^ Содержание игры:

Для участия в аукционе каждый открывает «личный лицевой счёт».



№№

пп

Приход

Расход

Остаток

Статья Сумма

Статья Сумма

1.

кредит

1000

-

-

1000

2.

-

-

Вопрос 1

350

650




Вопрос 1

1000

-

-

1650




















Все участники в начале игры получают «кредит» в 1000 у.е.


И заполнить первую строчку лицевого счёта (см. табл.). После аукциона они обязаны вернуть го на льготных( т.е. без процентов) или договорных условиях ( годовой %). Максимальный остаток на лицевом счёте и определяет победителя аукциона.


Расписываясь в банковской книге «Выдача кредитов» за его получение, школьники одновременно с деньгами получают номер участника. Только имея такой номер, участник может претендовать на тот или иной лот выставленный на аукционе.


В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества (см. в приложении)


Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

Перед очередным туром аукционных работ объявляется порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.


Оформление


  1. Столы в классе углом на каре, за ними сидят участники аукциона

  2. Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов).

  3. У доски справа стоит стол с табличкой «Банк» или «Выдача кредита».

( табличка, номер участников, лицевые счета участников, игровые, денежные знаки по 50 ед.).


Ход аукциона:


Аукцион проходит по следующим правилам:


  1. Классу задается конкретный вопрос по истории

  2. Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов




  1. Первоначальная стартовая цена каждого лота- 100 м., а торговый шаг – 50 м.

  2. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в «банк» сумму, за шаг он купил этот лот.

  3. За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 м., в зависимости от сложности вопроса.

  4. Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 100м., а лот снимается с торгов

  5. Если деньги закончились, можно взять в кредит в 1000м., под 50%


Таблица вопросов.

^ ВОПРОСЫ. ДЕНЕЖНОЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ


1. Что означает понятие «Гражданская война»? 1000м


2.Проблема начала гражданской войны является 1200м

Одной из наиболее дискуссионных среди историков.

Какой точки зрения придерживаетесь вы? Какие в

Ней выделяются этапы?

3. Какие социальные и политические силы скрываются 1500м

Под названием «Белые», «красные», «зеленые»?


4.Что означает понятие «интервенция»? 1000м

Когда она началась?


5.Охарактерезуйте по карте ход иностранной 1100м

Интервенции

6.Поэт М.Волошин в 1919 г. Так рисует свое виденье гражданской войны:

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас - тот против нас

Нет безразличных: правда с нами».


И «красных» и «белых» отличают социальная терпимость.

В чём источник этой нетерпимости? Исчерпывается ли

Спектр социально- политических сил гражданской войны

Этим противостоянием? 1500 м

7.Перечислите героев «красного движения».

Охарактеризуйте одного из них 1000м

8.Перечислите лидеров «белого движения».

Охарактеризуйте одного из них 1000м

9.Почему политика большевиков в 1918- 1921 г.г.

получила название «военного коммунизма»? Была

ли она продиктована объективными обстоятельствами

или волюнтаристски насаждалась большевистским 1500м

руководством?




Скачать 271,04 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер271,04 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх