Задачи : Когнитивные Ознакомить студентов с конструктивистскими теориями национализма и этнической общности icon

Задачи : Когнитивные Ознакомить студентов с конструктивистскими теориями национализма и этнической общности


Смотрите также:
4 1 Аннотация дисциплины б. 01...
4 1 Аннотация дисциплины...
2. Задача курса...
Бакалаврска
Задачи курса: ознакомить студентов с основными положениями теории уголовного права...
Задачи лекции Ознакомить студентов с наиболее доступными и приемлемыми в практике...
Программа дисциплины «Массовые коммуникации и медиапланирование»...
Программа дисциплины опд. Р. 03 - этнопсихология Цели и задачи дисциплины...
Цели и задачи изучения дисциплины отечественная история, ее место в учебном процессе...
Задачи урока. Ознакомить с историей развития взгляда на естественнонаучную картину мира...
Программа дисциплины дпп. Р. 01 Радиологическое образование...
Программа дисциплины опд. В. 02...



Загрузка...
скачать

Сергей Жерёбкин,

Харьковский национальный университет

им. В.Н. Каразина


Модуль в области гендерных исследований


1. Название: „От гендера к нации»:1 гендерные стереотипы в постсоветской политике развития Украинской нации.


2. Введение:

Целью данного модуля является изучение того, как социальные конструкты маскулинности и феминности создавались и использовались на Украине в различные исторические периоды: досоветский, советский и постсоветский, для поддержки политического конструкта национализма, взращенного на этнических традициях: «женщины воспроизводят нацию в физическом и символическом смысле, а мужчины охраняют, оберегают и защищают её честь» (Rada Ivekovic and Julie Mostov, стр. 10).


^ 3. Целевая аудитория:

Студенты и аспиранты украинских университетов таких социальных наук, как гендерные исследования, культурология, политология, философия, психология и социология).


^ 4. Академическая цель:

Ознакомить студентов с тем, как конструкты фемининности и маскулинности создаются и пропагандируются национализмом на государственном уровне в Украине и то, как процессы «влияния гендера на этнические традиции граждан и влияние этнических традиций на становление гендерных тенденций отражаются на жизни женщин и мужчин» и на явлении сексуального/гендерного насилия в постсоветском обществе (Vesna Kesic, стр. 64)


^ 5. Учебные задачи:

Когнитивные

  1. Ознакомить студентов с конструктивистскими теориями национализма и этнической общности.

  2. На примере процесса построения нации на Украине ознакомить студентов с тем, что из себя представляют гендерные стереотипы и как они используются для укрепления мизогинии и политики антагонизма по отношению к другим народностям.

  3. Ознакомить студентов с историческим характером гендерных стереотипов на Украине и с тем, как гендерные стереотипы прослеживаются в националистической политике и процессе строительства нации.

Аффективные

  1. Сформировать у студентов критическое отношение к политике гендера и национализма и ознакомить с тем, как конструирование гендера под влиянием национализма способствует усилению сексуального/гендерного насилия в постсоветской Украине.

  2. Сформировать у студентов позитивное отношение к изучению национализма в постсоветском пространстве через призму гендерной и феминистской теорий.

Поведенческие

  1. Студенты научатся критически относиться к постсоветской политике национализма и построения нации-государства.

  2. Студенты научатся излагать основные способы использования гендерных форм национализма и гражданского сознания и подготовятся к эффективному участию в процессе демократизации и построения гражданского общества в постсоветских условиях.


^ 6. Ключевые понятия и вопросы:

Определения:


Гендер: «слово [гендер] обозначает отказ от доминантной роли биологического фактора в таких определениях, как «пол» или «половые различия» (Joan W. Scott, стр. 406); это способ обозначения «культурных конструктов» - формирование представлений о том, как должны вести себя мужчины и женщины. (Joan W. Scott, стр. 410).


Национализм: в качестве определения мною используется интерпретация понятий «национализм» и «национальность», сформулированные Весной Кесич, которая акцентирует важность этнических традиций в становлении государственной власти. Она утверждала: «это глубоко субъективные понятия, отличные от понятия гражданского сознания в современных нациях-государствах, но близкие политической истории большинства Европейских государств, особенно Центральной и Восточной Европы». (Vesna Kesic, стр. 64).

^ Этническая принадлежность: «конструирование этнической принадлежности в виде отдельной, однородной категории людей с одинаковым историческим опытом, культурой, языком, религией и присутствием сильного этно-националистического движения, били необходимыми условиями в процессе создания суверенных наций-государств и других подобных политических действий» (Vesna Kesic, стр. 64).

Политика построения нации в постсоветских странах: «дезинтеграция и распад существующего многонационального государства, и создание нового этноцентричного государства-нации» (Vesna Kesic, стр. 64). Я бы хотел акцентировать разницу между традиционным подходом к политике создания нации, свойственным современному западному миру, имеющим полемический характер в политическом отношении и основанном на иерархии общественного и частного (Hobbes, Locke, Rousseau, Kant, Hegel); на критическом анализе (K.Theweleit, M.Mosse, M.Foucault, F.Fanon, S.Zizek); в том числе феминистском анализе (Eisenstein, D. Cornell, R. Braidotti), что поднимает вопрос о возможности существования «политики противостояния насильственному по своей сути процессу построения нации» и преодоления «всевластной иерархии в двух ипостасях Я и Другой» (Dasa Duhacek, p.115).


^ Мизогиния в национализме: разрыв между высоким статусом символа женщины и женского в национализме и реальной зависимостью женщин от политического и экономического статуса женщин в постсоветской политике построения нации (Nira Yuval Davis).


Маскулинность: социально сконструированные значения и идеологии (созданные и измененные в ходе истории) о том, как мужчины должны вести себя и чувствовать себя; эти значения и идеологии, как правило, рассматриваются в качестве идеального поведения и/или отличают и превозносят мужчин над женщинами. (Sharon Bird)


^ Гегемонная маскулинность: «культурно доминантный конструкт маскулинности, доминантный дискурс» (R.W. Connell); “образ маскулинности мужчин у власти; образ, который стал стандартом для психологической оценки личности, социологических исследований, самосовершенствования и психологической литературы для обучения молодых мужчин о том, как стать «настоящими мужчинами». Гегемонное определение мужского – это мужчина, имеющий власть и находящийся у власти». (Michael Kimmel, p. 184)


^ Женское движение в постсоветских странах: когда участие женщин в политике строительства нации в постсоветских странах используется в качестве основы для процесса реставрации неотрадиционалистского и неопатриархатного маскулинного доминирования в посткоммунистических странах (Ирина Новикова, p. 57).


Вопросы:


В ходе работы, студенты ответят на следующие вопросы:


Чем отличается биодетерминистский подход от конструктивисткого подхода к изучению понятий пола/гендера и половых различий?


Какую роль играют гендер и гендерный порядок?


Как гендер и создание таких понятий, как женское и мужское использовались в процессе построения нации и создания национальной идентичности на Украине в различные исторические периоды (досоветский, советский и постсоветский)?


Как создание мужского и женского используется в характерном для национализма противопоставлении «мы» - «они», (K. Theweleit, M. Mosse, F. Fanon, S. Zizek) в периоды формирования украинского национального государства в 1918 и в 1991 гг.?


Какую роль играет символическое представление женщин в образе матери для процесса построения нации на Украине в различные исторические периоды (досоветский, советский и постсоветский)?


Чем отличается распространенное символическое представление женского в качестве Родины в Советской Украине от знаменитого символического представления женского в качестве нации-матери в постсоветской Украине?


Чем отличаются постсоветские национальные образы материнства такие, как “Берегиня” от таких досоветских образов национального материнства, как, на пример, «одинокая мать» (мати-покритка) (в поэзии Т. Шевченко)?


Каким образом символическое представление женщин с помощью образа материнства используется в политике современной Украины, например, создание имиджа «богини оранжевой революции» (Юлия Тимошенко) во время президентских выборов 2004 года?


Что означает понятие «гегемонная маскулинность» и какую роль она играет в национальной культуре? Какую роль в этом процессе играет дихотомия понятий «герой»/«жертва»?


Каким образом мужчин изображают в качестве «воинов-защитников Родины» в украинской национальной культуре? Какая символика использовалась для этого в различные эпохи?


Как создание национальной гегемонной маскулинности и дихотомия «герой»/«жертва» представлены в деятельности известных украинских мужчин-политиков, таких, как В.Ющенко и В.Янукович?


Как процесс влияния гендера на этническую принадлежность и процесс влияния этнической принадлежности на гендер определили жизнь мужчин и женщин?


Содействует ли процесс конструирование гендера и этнических идентичностей сексуализированному/гендерному насилию?


^ 7. Работа в классе:



Урок 1: Создание женского/феминности в политике национального строительства в Украине.

Список литературы:


Dasa Duhacek “Gender Perspective on Political Identities in Yugoslavia” in Transition the Former Yugoslavia – Croatia” in edited by Rada Ivekovic and Julie Mostov From Gender to Nation, p. 113-130.


Marian J. Rubchak «Christian Virgin or Pagan Goddess: Feminism Versus the Eternally Feminine in Ukraine», Marsh Rosalind ed., Women in Russia and Ukraine. New York: Cambridge University Press, 1996, pp. 315-330.


Nira Yuval Davis, Gender and Nation, Chapter 1.


Papic, Zarana (1999) “Nationalism, war and gender. Ex-femininity and ex-masculinity of ex-Yugoslavia ex-citizens” Gender Studies 2: 5-23.


Rada Ivekovic and Julie Mostov (2002) “Introduction. From Gender to Nation” in edited by Rada Ivekovic and Julie Mostov From Gender to Nation. Longo Editore Ravena. pp. 10-14.


Vesna Kesic “Gender and Ethnic Identities in Transition the Former Yugoslavia – Croatia”, edited by Rada Ivekovic and Julie Mostov, From Gender to Nation, p. 63-80.


Джоан В. Скотт. «Гендер: полезная категория исторического анализа» / Введение в гендерные исследования, под ред. С. Жеребкина – Харьков, СПб.: ХЦГИ, Алетея, 2001 - С. 405-436 (Joan W . Scott . 1986. “Gender: A Useful Category of Historical Analysis.” The American Historical Review 91(5):1053-1075).


Ирина Жеребкина, Женское политическое бессознательное - СПб: Алетейя, 2002 - cc. 95-217.


Ирина Новикова «К вопросу о женских движениях и феминизме в обществах Балтии», Гендер, культура, общество (Рига: 2003), СС. 24-57.


Сергей Жеребкин, «Femina Post-Sovietica. Гендерные стереотипы в украинской политике и культуре» в: Femina Post -Sovietica: украинская женщина в переходный период: от социальных движений к политике / под ред. Ирины Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 1999 - с. 281-335.


^ Работа на уроке:


1-й час: Лекция/обсуждение прочитанной литературы.
2-час:
Работа в малых группах, студенты отвечают на следующие вопросы:


  1. Какое символическое значение имеет женское в национальной культуре? Почему понятие родины изображается в национальной культуре с помощью символики женского, и каким образом образы матери, жены и невесты используются для изображения родины-нации?



  1. Что подвигает граждан нации к защите родины-нации и к самопожертвованию во имя нации? Какую роль играет символика женского и его двойственная структура в национальной «игре» культур (женское характеризуется такими определениями, как «высшее» и «низшее», «святое» и «падшее»?)




  1. Каким образом символика женского используется для изображения национального духа в украинской культуре в различные исторические периоды: а) досоветский, б) советский и в) постсоветский? В чем вы видите сходства и различия?




  1. Обсудите, как используется символика женского в украинской национальной культуре на примере следующих женских образов:




    1. Персонажи Тараса Шевченко (крепостные матери и «одинокая мать» (мати-покритка) и казачьи матери Гоголя и такие народные персонажи, как «девка-бранка» в достсоветской Украине.




    1. Образ Родины в советский период.




    1. Образ Берегини в постсоветский период (на примере национального украинского женского движения и на примере того, как символы женского использовались с политической целью во время «Оранжевой революции»).




  1. Как символика женского в украинской национальной культуре соотносится с тем, какие роли в экономической, политической и культурной жизни Украины играли женщины в разные периоды истории и в настоящее время? 


^ Письменное задание:


Как символическое изображение женского используется в современной украинской политике построения нации, а именно, во время «оранжевой революции»? Проанализируйте этот процесс на примере того, как украинская женщина-олигарх Юлия Тимошенко («газовая принцесса»), превратилась в революционный национальный символ «Богиня оранжевой революции». Как символ женского был использован для создания основополагающей дихотомии национализма: «мы» и «они» и для того, чтобы взрастить в гражданах терпимость к «другим» этническим группам? В качестве примера, используйте записи речей и интервью с Юлией Тимошенко во время президентских выборов 2004 года в Украине.


Каждый студент пишет письменную работу (4-5 печатных страниц в два пробела) по результатам анализа. Письменная работа может включать в себя следующее:



  1. Какие политические высказывания и действия со стороны Юлии Тимошенко привели к тому, что её назвали «богиней оранжевой революции»?




  1. К какому типу политиков относится Юлия Тимошенко: к политикам «женского» или «мужского» типа? Сравните политическую риторику наказания этнического «другого» со стороны Тимошенко и феминистскую антивоенную политику во время конфликтной ситуации или войны. Которая направлена на укрепление положения этого этнического «другого» . (Например, «женщины в черном», которые совершали обряд траура над этническим «другим» (как Друсилла Корнелл подчеркивает в новой книге «Защищая идеалы: война, демократия и политическая борьба» (Drucilla Cornell, Defending Ideals: War, Democracy, and Political Struggles (New York, London: Routledge, 2004), p. 114.))


^ Урок 2: Конструирование мужского/маскулинности в политике национального строительства в Украине.

 

Список литературы:


Joane Nagel “Sex and Nationalism: Sexually Imagined Communities” in Joane Nagel Race, Ethnicity, and Sexuality: Intimate Intersections, Forbidden Frontiers (New York, Oxford: Oxford University Press, 2003), pp. 140-176.


Michael Kimmel, “Masculinity as Homophobia”, in Mary Gergen and Sara Davis, ed., Toward a New Psychology of Gender (New York: Routledge, 1997).


Игорь Кон, «Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире» / Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие, под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. - С. 562-605.


Р. В. Коннелл, «Маскулинности и глобализация» / Введение в гендерные исследования, под ред. С. Жеребкина – Харьков, СПб.: ХЦГИ, Алетея, 2001 - С.851-897. (R. W. Connell, «Masculinities and Globalization,» Men and Masculinities, Vol. 1 No. 1, July 1998: 3-23).


Сергей Жеребкин (в редакции) «Мужские фантазии в Украине: «Трахать женщин и строить нацию».2


Сергей Жеребкин “Сексуальность в Украине: гендерные “политики идентификации” в эпоху казачества” в: О муже(N)ственности: сборник статей. Сост. С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. - С. 224-242.

Работа на уроке:


1-й час: Лекция/обсуждение прочитанной литературы.
2-й час:
Работа в малых группах, студенты отвечают на следующие вопросы:


  1. Дайте определение «гегемонной маскулинности» и какую роль она играет в процессе построения нации?




  1. Каким образом изображаются мужчины в национальной украинской культуре в качестве «воинов-защитников Родины», которые убивают и умирают за родину; и как используются образы национальной гегемонной маскулинности в постсоветской Украине для создания новых политических и идеологических символов и метафорических образов таких, как «героическое прошлое», «дух людей», «героическая борьба за независимость», «национальные герои», «сострадание», «воля народа», «постоянная угроза национальной независимости» и т.д.? Почему «воин-защитник Родины» в национальной культуре имеет двойственную природу: «герой» и в тоже время «жертва»?




  1. Каким образом двойственная природа «героя» и «жертвы» отображена в структуре украинской гегемонной маскулинности в различные исторические периоды: а) досоветский, б) советский и в) постсоветский?




  1. Проанализируйте созданные образы национальной гегемонной маскулинности в украинской культуре в различные исторические периоды на следующих примерах:



    1. Образы мужчин в произведениях Тараса Шевченко, Н.В. Гоголя, а также народные образы (казаки, гетьманы, крепостные крестьяне, т.д.).




    1. Образы воинов-защитников украинской национальной независимости в период революции, гражданской войны и второй мировой войны (солдаты Центральной Рады, Сечевые стрельцы и т.д.) (1917-1920) и Украинская повстанческая армия (1941- начало 1950), партизаны второй мировой войны, участники Организации украинских националистов и т.д.).




    1. Постсоветская трансформация национальной гегемонной маскулинности в новые политические символы и метафорические образы такие, как «князи древней Киевской Руси», «гетманы», «запорожские казаки» и «Украинская повстанческая армия».




  1. Как образы национальной гегемонной маскулинности использовались в постсоветской Украине в процессе создания нации? (Например, в президентских выборах 2004 года).


^ Письменное задание:


Используя публикации украинской прессы, освещающие президентские выборы 2004 года, проанализируйте то, как конструкт национальной гегемонной маскулинности прослеживается в образах украинских политиков (Ющенко, Янукович, Мороз, Корчинский и т.д.).


Каждый студент пишет письменную работу (4-6 печатных страниц в два пробела) по итогам своего анализа. Письменная работа должна включать в себя следующее:


  1. Что означает понятие «гегемонная маскулинность» и как гегемонная маскулинность выражается в национальной культуре? Какую роль играет дихотомия понятий «герой» и «жертва» в структуре национальной гегемонной маскулинности?




  1. Как национальная гегемонная маскулинность и дихотомия понятий «герой» и «жертва» представлены в образе главных Украинских мужчин-политиков таких, как В.Ющенко и В.Янукович? Что общего между образами национальной гегемонной маскулинности лидирующих украинских политиков, и в чем различия?




  1. Какое влияние оказало создание националисткой гегемонной маскулинности во время «Оранжевой революции» на развитие этно-националистического политического проекта и на разжигание войны и сексуального военного насилия ?


8. Оценка:


Студенты должны заполнить анкету после первого и второго занятия. Анкета состоит из следующих 4 вопросов:


  1. В чем преподаватель/ница преуспел/а помогая мне в изучении материала?

  2. Какой аспект работы преподавателя/льницы требует изменения для того, чтобы белее эффективно помогать мне в изучении материала?

  3. В чем я преуспел/а при изучении материала?

  4. Какой аспект моей работы требует изменения для более эффективного изучения материала?



Оценка знаний студентов во время прохождения модуля будет неформальная. Формальная оценка знания студентов будет проведена по окончанию курса в виде более масштабного письменного задания и экзамена на усмотрение преподавателя/ницы.


1 Название модуля заимствовано из книги под редакцией Рады Ивекович и Джули Мостов (2002) «From Gender to Nation, Longo Editore Ravena.

2 Название для статьи заимствовано из книги Зиллы Айзенштайн (1996) Hatreds: Racialized and Sexualized Conflicts in the 21st Century. New York and London: Routledge, p.133.







Скачать 117,95 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер117,95 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх