Э. А. Шеуджен Студенческие исследовательские проекты по проблемам истории icon

Э. А. Шеуджен Студенческие исследовательские проекты по проблемам истории


Смотрите также:
Классические научно-исследовательские совместные проекты...
Как написать хорошие тезисы...
Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен...
Методические рекомендации сыктывкар 2005 удк рецензенты: Печатается по решению...
Положение о городском физико-математическом турнире 4 «Никола Тесла»...
Положение о городском физико-математическом турнире 4 «Никола Тесла»...
Отчет института финансовых рынков и прикладной экономики об итогах деятельности...
Всероссийская научная конференция молодых исследователей...
Конкурсы состоялись по номинациям...
Программа включает в себя следующие формы работы...
Программа включает в себя следующие формы работы...
Положение о городской научно-практической конференции учащихся «потенциал -2012»...



Загрузка...
скачать
Адыгейский государственный университет

Исторический факультет


Э.А. Шеуджен


Студенческие исследовательские проекты

по проблемам истории


Научно-методическое обеспечение


Майкоп

2009


Печатается по решению Редакционно-издательской комиссии Адыгейского государственного университете


Шеуджен Э.А. Студенческие исследовательские проекты по проблемам истории. Научно-методическое обеспечение – Майкоп, 2009. 26 с.


В данной публикации обобщен опыт работы со студентами исторического факультета по подготовки исследовательских проектов.


Адыгейский государственный университет, 2009


1. Студенческие проекты и гранты

Современная стратегия развития университетского исторического образования выдвигает на первый план задачу соединения учебного процесса с активной научно-исследовательской деятельностью студентов. Все более актуализируется проблема формирования специалиста, способного на высоком уровне знания конкретики, глубокого понимания теории и методологии, вырабатывать такой интеллектуальный продукт как новое знание. Более того, под воздействием науковедческих идей обозначился интерес не столько к готовому знанию, сколько к способам его получения.

Все большее значение в нашей стране приобретает западная модель инвестирования средств в науку: исследовательская деятельность в этих странах существует на гранты правительств, фонды предприятий, университетов или научных обществ. Теперь и в нашей стране каждый учёный, претендующий на проведение научных исследований, для получения финансовых средств может воспользоваться этой системой.

Поэтому еще в студенческие годы важно освоить основные критерии и правила ее функционирования. Конечно, далеко не все студенты в состоянии разработать и получить грант на самостоятельное исследование, но каждый студент имеет возможность овладеть опытом подобной деятельности, работая по проблематике грантов научных руководителей. Эта форма участия в исследовательской работе, полученные студентами навыки, со временем позволят выйти на уровень инициирования самостоятельных научных проектов. Но для этого, как минимум, необходимо понимание смысла подобной деятельности, владение навыками оформления заявки на персональный грант.

В последние десятилетия широкое распространение получило понятие «грант». Под грантом принято понимать форму спонсорской поддержки научного проекта, идеи которого предлагает, разрабатывает и воплощает в жизнь автор (авторы) проекта. Фонды бывают государственные и частные, национальные и международные. Каждый из них имеет свои цели, для реализации которых объявляются конкурсы, и выделяется финансирование. Одни фонды призваны поддерживать фундаментальные научные разработки (например, РФФИ), другие – прикладные. Есть фонды, финансирующие проекты по отдельным научным направлениям, а есть «универсальные», поддерживающие широкий спектр исследований в разных областях науки.

В нашей стране существуют гранты нескольких типов:

► Именные стипендии (стипендии Президента и Правительства России и Адыгеи, стипендии имени известных учёных и т.д.). Это – наиболее доступная для студента форма материальной поддержки исследования. Для получения именной стипендии, как правило, достаточно характеристики-рекомендации Ученого совета факультета (о конкретных достижениях студента), ксерокопии зачетной книжки, списка публикаций.

► Гранты государственных и негосударственных фондов (отечественных и зарубежных), созданных специально для поддержки и стимулирования фундаментальных научных разработок молодых ученых. Такой грант студенту получить сложнее, поскольку ему придётся конкурировать с учёными и аспирантами, имеющими опыт научных исследований.

► В стране также действуют федеральные целевые программы, рассчитанные на поддержку, прежде всего, инновационных проектов. ФЦП работают, в основном, с крупными, комплексными проектами в рамках тех приоритетных направлений исследований, для реализации которых они были созданы. При выполнении подобных проектов студенты могут входить в рабочие группы.

Во многих университетах система поддержки студенческих работ связана с грантами, которые получают на свои научные исследования факультеты и кафедры. В частности, на историческом факультете есть учёные, имеющие поддержанные грантами исследовательские проекты, и привлекающие студентов к их разработке. Разумеется, что, в таком случае, сфера исследования студента, напрямую «пересекаться» с областью интересов и научной компетенцией основных исполнителей проекта. Имя и усилия, руководителя научного проекта во многом будут способствовать получению студентами собственного гранта. Более того, отзыв научного руководителя является необходимым условием для подачи студентом заявки на грант.

Очень важно правильно выбрать фонд, готовый поддержать предлагаемый исследовательский проект. Прежде чем подавать заявку, необходимо внимательно прочитать информацию о целях и задачах фонда и сформулировать свой замысел таким образом, чтобы он соответствовал его направленности. Наряду с принципиально значимыми положениями следует обратить внимание на формальные требования, устанавливаемые фондом. К ним могут быть отнесены ограничения по возрасту, условие привлечения к проекту зарубежных партнеров, финансирование только индивидуальных или коллективных исследований и т.п.

Как правило, гранты распределяются на конкурсной основе. Это делается для того, чтобы у экспертов была возможность выбора оригинальных, научно значимых проектов из массы представленных заявок. Решения о финансировании того или иного проекта принимается независимыми экспертами, образующими конкурсный или экспертный совет. В состав совета приглашаются признанные специалисты в своей области, причем, как правило, представители различных направлений и школ, с тем, чтобы их мнения отражали оценку проекта с альтернативных позиций.

Грант, обычно, предоставляется на безвозмездной основе и не предусматривает вмешательства грантодателя в работу над проектом или изменения права интеллектуальной и материальной собственности исследователя. В то же время, эффективность работы по проекту и правильность расходования выделяемых средств контролируется с помощью представляемых периодических отчетов.

Принципиально важно правильно написать заявку на получение гранта. Конечно, прежде всего, нужна идея, но не менее значимо умение ее грамотно обосновать. Необходимо чётко понимать: что вы предлагаете, зачем предлагаете, и как будете добиваться желаемого результата. Так, например, виртуальная идея «написать многотомный труд по истории», указанная в заявке на грант, заведомо обречена на провал.

Прежде всего, следует всесторонне продумать название работы: оно должно не только четко и обоснованно отражать ее сущность, но давать представление об умении заявителя логически мыслить, ясно формулировать научные задачи. Грамотно сформулированное название работы должно априорно отражать проблему, цели, задачи, объект, поддерживать убеждение в его реальности, в действенности предложенных методов. «Проходная» заявка призвана произвести на экспертов хорошее впечатление, убедить в научной значимости, актуальности, новизне, прикладном значении предлагаемого проекта.

Актуальность проблемы – это показатель того, насколько она «вписана» в современные тенденции развития науки, интересна и важна научному сообществу. Понятие «научная новизна» означает, что данная проблема ещё не рассматривалась в предлагаемом ракурсе. В том случае, если исследование связано с темой уже в достаточной степени разработанной в отечественной и зарубежной науке, необходимо обстоятельно обосновать, почему она нуждается в дальнейшем изучении. Если же, предлагаемая проблема новаторская, важно аргументировано доказать, что она «созрела» для научного осмысления. Понимание новизны, идея нового взгляда на проблему, может возникнуть только при условии тщательной проработки трудов предшественников, то есть заявитель должен убедительно показать, что он в курсе сегодняшнего положения дел в исследуемой области.

Прикладное значение – это практическая польза, «выгода», которые способно принести исследование, но это не обязательно рыночный товар. Значение труда по истории может определяться его использованием для дальнейшей разработки проблемы, изменениями которые он вносит в концепцию научной школы, кафедры, факультета, университета.

В заявку необходимо включить аналитический обзор отечественных и зарубежных публикации, имеющих непосредственное отношение к теме заявленного проекта, что даст возможность экспертам судить о том, насколько соискатель гранта знаком с трудами предшественников по интересующей его научной проблеме, осознает ли он характер «пробелов» в существующем знании. При этом следует объективно оценивать имеющиеся результаты, даже если таким образом будет поставлена под сомнение научная новизна проекта. Шансы получить грант возрастут, если есть возможность сослаться на свои публикации или работы научного руководителя по предложенной теме.

Большинство фондов требуют от претендента на грант предоставления первичных наработок по заявленной проблеме. Вводится это условие с целью максимально снизить риски неэффективных вложений, чем серьёзнее «задел», тем убедительнее будет доказательство, что претендент на грант свободно ориентируетесь в цели исследования и поставленных задачах, ясно видите, что необходимо сделать для их успешного решения.

В заявке уместно отметить, какие предварительные результаты вами уже получены. Необходимо иметь, как минимум, начальный опыт разработки темы: написать несколько курсовых работ, представить сообщения на студенческих конференциях, опубликовать тезисы. Это поможет убедить экспертов в том, что проблема не только сформулирована, но и накоплен опыт научных поисков в этом направлении, апробированы приемы ее решения. В заявке важно пояснить, какую конечную форму приобретет выдвигаемый на соискание проект (книга, журнальная статья, научный доклад, Интернет – форум). Для большинства фондов определяющее значение имеет описание возможного применения результатов исследований и их практическая значимость.

Обычно заявка на грант включает в себя следующие пункты:

Тема исследований.

Цели и задачи работы.

Актуальность, научная новизна, практическая значимость.

Состояние проблемы: обзор имеющихся работ предшественников в России и мире.

Имеющийся задел.

Список работ по теме исследований с выходными данными (их ксерокопии надо прикладывать к заявке).

План исследований с указанием выбранных методов исследования и сроков реализации отдельных этапов.

Список литературы, на который есть ссылки в тексте заявки.

► Смета – количество необходимых для исследования средств и их конкретное назначение (зарплата, закупка недостающего оборудования, командировочные расходы и т.п.).

Оформлять заявку следует заблаговременно, чтобы иметь возможность продумать и отредактировать формулировки, привести в соответствие заполняемые формы, выправить опечатки. Небрежно подготовленная заявка способна оказать негативное влияние на результаты экспертизы. Необходимо учитывать, что фонды тщательно контролируют эффективность работы по проекту и правильность расходования выделенных средств, используя для этого форму отчетов.

Отчеты обычно составляются по заранее оговариваемой форме: их написание требует немалого труда. При этом если будет представлен поверхностный, формальный отчет он неизбежно подорвет научную репутацию руководителя проекта. Более того, фонды ведут тщательный учет своих «должников» и едва ли не выполнившие условия договора, в дальнейшем могут рассчитывать на получение научных грантов.

К сожалению, не очень радужная тональность заключительной части раздела, но она не должна подрывать оптимистического настроя – гранты можно и должно получать! Именно они могут не только материально поддержать перспективные научные исследования, но и способствовать повышению уровня самооценки, что особенно важно для молодых исследователей.

2. Направленность актуальных исторических исследований

Для постмодернистского состояния исторического знания характерен повышенный интерес к теоретико-методологическим проблемам истории, поиск альтернативных концепций интерпретации прошлого, отказ от заданных идеологических схем и одномерных трактовок. В связи с этими особую значимость приобретает освоение студентами фундаментальных проблем историографии, источниковедения, методологии истории. Именно этим дисциплинам, формирующим теоретико-методологические основания научной деятельности, на факультете уделяется особое внимание. Тем более, что на факультете сложилась Научная школа «Теория и методология историографии», объединяющая преподавателей, имеющих опыт результативной научной работы в этих сферах исторического знания.

Учитывая специфику исторического развития народов Северного Кавказ, «молодость» национальных историографий, интерес преподавателей, аспирантов и студентов к региональной проблематике, исследовательские проекты, вполне правомерно, ориентированны на разработку вопросов северокавказской истории на основе теоретико-методологических подходов, утверждающихся в российской и зарубежной историографии.

Вне всякого сомнения, мы являемся свидетелями этнической революции в историографии. Современные этносы хотят быть наконец-то услышанными. Известно, что в периоды кардинальных социальных перемен заметно обостряя интерес к историческому прошлому народов, актуализируются претензии на создание «подлинной» истории своего народа. Побудительным мотивом для развития «молодых» историографий, находящихся в стадии становления и не имеющих еще выраженного «собственного лица», как правило, становится «всплеск» национального самосознания. Причем это явление характерно не только для нашей страны. М.Ферро, обратил внимание на то обстоятельство, что даже в курсах истории, ориентированных на обучение молодежи, одни и те же исторические факты в разных странах трактуются в зависимости от национальных интересов, оказываются «в плену» у идеологии 1.

Подобный подход еще более проявляет условность при обращении к истории народов, входящих в Россию на политико-административном уровне, а в этнокультурном плане ориентированных на ареалы «мусульманского мира». Эта модель общественного развития, кардинально меняющая наши представления о многих событиях прошлого и настоящего, нуждается в специальном осмыслении.

В связи с этим весьма остро встает вопрос о «переписывании» истории. На уровне бытового сознания он связывается, что нередко соответствует истине, с конъюнктурными явлениями и вульгарным плагиатом. Однако эта проблема не может быть сведена к такому прямолинейному объяснению. Известно, что все сделанное в науке имеет тенденцию старения, такова не только судьба, но и смысл научной работы. Более того, в самой сути труда историка заложена состязательность: каждое новое поколение, хотя и стоит на плечах предшествующих, стремится шагнуть дальше, по-своему осмыслить историю.

Закономерно возникает вопрос, какие ценности, знания, образцы поведения в истории народов Северного Кавказа являются исторически значимыми, должны быть сохранены и переданы последующим поколениям? По-видимому, однозначного ответа на этот вопрос нет. История развивается по своим законам. Взгляд на отдельные исторические события, их оценку меняет время, то, не правомерно возвеличивая их значение, то, погружая в забвение.

И, тем не менее, история народов региона предоставляет богатые возможности для изучения контактных историко-культурных зон: испытав заметное влияние как европейской, так и азиатской культуры, этносы Северного Кавказа смогли сохранить свое этническое своеобразие. По-видимому, именно этот опыт является ценнейшим достоянием истории, позволяющим расширить типологические границы исторических явлений, «усложнить» систему исторического познания вариативными конструкциями.

При этом известно, что в северокавказской истории достаточно заметно проявлялась специфика, определяющая характер общественного устройства, формы землевладения, духовную жизнь, обычаи и традиции. В этом смысле несомненный интерес представляет обращение молодых исследователей именно к этим наиболее устойчивым конструкциям.

Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории. И в этом плане весьма важно освоить современный опыт развития альтернативных направлений истории. Разработка региональной истории в русле исторической антропологии, исторической демографии, исторической психологии, истории ментальностей, способна придать новый импульс познанию истории, сделать ее более насыщенной и полнокровной. Конечно, при этом важно начинающему исследователю не попасть под обаяние «своей» национальной истории, избежать ее мифологизации, последовательно оставаясь на позициях критического анализа, независимого от идеологических схем и предрассудков.

К повышению уровня исторического знания, несомненно, приведет обращение к «сквозным» проблемам северокавказской истории, таким как этногенез, влияние географического фактора на развитие народов, культурные типы, сферы контактов, демографические процессы, миграция, типология общественного строя и многое другое. Именно они позволили бы молодым историкам на научном уровне осознать «связывающие» явления, то, что входит в понятие «историческая общность» народов, став своего рода ориентиром в предпринимаемых исследованиях.

Учитывая современное состояние образованности населения, история становиться более «открытой». Обращение к проблемам исторической памяти способно изменить отношение к истории своего города, аула, села, к родословной своей семьи. К сожалению, большинство современных людей имеет весьма приблизительное знание о своем генеалогическом дереве, часто не дальше третьего поколения. Крайне редко в числе семейных реликвий оказываются письма, дневники, рукописи, фотографии. Развитие традиции ведения родословий, создания семейных архивов способно расширить и закрепить в памяти новые пласты информации по истории своего народа. Именно в этой плоскости лежат возможности развития новых направлений исторического знания, связанных с «устной историей».

Думая об истории, ее месте и роли в обществе В.О.Ключевский утверждал: «История – это власть, когда людям хорошо, они забывают о ней, и свое благоденствие приписываю себе самим, когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяние»2. В наши дни мы получили, очередную в истории России, возможность на собственном опыте убедится в правоте этого замечания. Очень многие, начиная от профессиональных историков и кончая далекими от этой деятельности людьми, с надеждой обращаются к историческому опыту народов, пытаясь в нем найти ответы на волнующие общество вопросы. В этом смысле особые надежды возлагаются на новое поколение историков.

3. Работа над проектом

Разработка проектов на историческом факультете проводится с целью:

► активизации научно-исследовательской работы студентов;

► выявления наиболее инициативных студентов, использования их интеллектуального потенциала для решения актуальных научных проблем;

► содействия формированию нового поколения научно-педагогических и научных кадров.

Этапы подготовки проектов

В группу по разработке проектов вошли студенты 4 – 5 курсов, имеющие высокий уровень профессиональной подготовки по основным историческим дисциплинам, проявляющие интерес к проблемам источниковедения, историографии, теории и методологии истории, стремящиеся к занятиям научной и педагогической деятельностью. Однако в группе могут работать и студенты, не проявившие интереса к научной деятельности, но обладающие потенциальными возможностями и желанием.

Руководителем группы было определено общее направление исследовательского поиска, ориентированного:

на актуальные проблем «новой истории»;

► на вопросы не получившие осмысления в современной исторической науке;

► на темы, имеющие сложности как объективные, так и субъективные с источниковой базой;

►на проблемы, требующие применения комплекса исследовательских методов;

► на исследовательские направления, имеющие перспективы практического применения.

В течение семестра с участниками группы проводились научно-методические занятия по разъяснению задач, целей, направленности и стратегии деятельности по разработке исследовательских проектов. Студентам была предложена форма заявки над разработкой, которой они самостоятельно работали в течение двух месяцев, пользуясь индивидуальными консультациями руководителя.

Итоговой формой деятельности стало:

► презентация проекта его автором (авторами) в виде устного доклада на заседании группы;

► представление проекта в экспертную комиссию;

► рассмотрение проекта в экспертной комиссии из числа компетентных ученых и специалистов факультета.

Примечание: в экспертную комиссию вошли – декан факультета доктор исторических наук, доцент Н.А.Почешхов; зав. кафедрой отечественной истории, кандидат исторических наук, доцент Ф.Х.Шебзухова, преподаватель кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук Е.Н.Клыбик.


Итоги конкурса

В экспертную комиссию представлено 7 заявок студентов 4-5 курсов.

По заключению комиссии лучшей признана заявка студента 5 курса С.А.Лапшина «Кавказская цивилизация: система источниковедческой аргументации». (См.: Приложение).


Примечание:

автор проекта, занявшего 1-е место, награждается денежной премией в размере суммы месячной стипендии, из гранта руководителя проекта;

по рекомендации экспертной комиссии или в инициативном прядке проект может быть представлен на соискание грантов Министерства образования РФ или университета.


4. Организация внутриуниверситетского конкурса

Накопленный на факультете опыт позволяет ставить вопрос о проведении в университете конкурса студенческих научных проектов по гуманитарным наукам наследующих условиях:

► направленность проблематики, сроки проведения конкурса, состав оргкомитета, экспертной комиссии, итоги конкурса утверждаются приказом ректора;

► оргкомитет объявляет конкурс, осуществляет приём и регистрацию работ, передачу членам экспертной комиссии, обработку результатов конкурса, предпринимает иные действия по организации и проведению конкурса;

► экспертная комиссия формируется из числа сотрудников университета, ведущих активную научную деятельность. Членом комиссии не может быть научный руководитель студента, представившего заявку на конкурс;


Примечание: основными критериями оценки при экспертизе проектов, представленных на конкурс студентами являются: актуальность и новизна темы, логичность, последовательность и аргументированность рассуждений, оценка элементов аналитического/научного обоснования предложенной идеи проекта, творческий подход к раскрытию темы, использование новых оригинальных методик, обоснованность выводов, полнота выборки исторических и историографических источников, практическая инновационная ориентированность проекта и его перспективность.


Процедура проведения конкурса включает следующие основные этапы:

► – первый этап – прием заявок, их регистрация и подготовка к экспертизе;

►– второй этап – экспертиза;

►– третий этап – подведение итогов конкурса.


Порядок подведения итогов и награждения победителей конкурса

► экспертная комиссия определяет работы, занявшие 1-е, 2-е и 3-е место;

► автор проект, занявший 1-е место награждается дипломом и денежной премией в размере суммы двух месячных стипендий, авторы проектов, занявшие 2-е и 3-е место – дипломами и премиями в размере суммы месячной стипендии. Все участники Конкурса получают сертификат участника;

► тезисы по материалам проектов, представленных на Конкурс, публикуются в сборнике научных работ студентов;

► информация о результатах Конкурса представляется на официальном сайте Адыгейского государственного университета.

Примечание: в структуре тезисов должны быть кратко отражены цель и задачи работы, материалы и методы ее выполнения, объем собственных наблюдений.


Приложение


Адыгейский государственный университет

Исторический факультет
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе


^ Программа: «Развитие научного потенциала высшей школы».


Подпрограмма: «Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов университета»


^ Наименование проекта: «Кавказская цивилизация: система источниковедческой аргументации»


1. Сведения о заявителе:

ФИО – Лапшин Станислав Алексеевич


Наименование учебного заведения, факультет, курс –Адыгейский государственный университет, исторический факультет, V курс.


^ 2. Сведения о научном руководителе проекта:

Шеуджен Эмилия Аюбовна, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, тел. (87722) 71324, (87722)21236, факс (87722) 70273, E-mail sheudzen@adygnet.ru.


^ 3. Перечень основных публикаций руководителя проекта по заявленной тематике (до 5 публикаций).


Шеуджен Э.А. Северо-Кавказское общество: опыт системного анализа / Э.А. Шеуджен, А.Ю. Шадже. –- Москва-Майкоп: Изд-во «Аякс», 2005.–214с.;

Шеуджен Э.А. Научная деятельность: организация и методология исследования / Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. –108с.;


Шеуджен Э.А. К вопросу о северокавказском фронтире / Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский научный центр высшей школы.2006.№3. – С.76-84;


Шеуджен Э.А. Путь в историю: в поисках методологии исследования / Э.А. Шеуджен. – Майкоп: ООО «Качество», 2007. – 267с.;


Шеуджен Э.А. Кавказская война в пространстве исторической памяти/ Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – 42с.


^ 4. Исследовательский опыт заявителя:


Тематика курсовых работ:

Северо-Западный Кавказ в современной историографии (3 курс)

Северный Кавказ: проблема взаимодействия культур (4 курс)


Тематика разработанных рефератов, докладов, сообщений:

Сообщение – «Н.Я. Данилевский о культурно- исторических типах»


Тематика выступлений на научных студенческих конференциях:

«Северокавказский фронтир: характер аргументации»


Публикации: нет


^ 5. Наличие оборудования, необходимого для реализации проекта:

Архив Научной школы, фонды Научной библиотеки, Компьютерный центр, издательская база.


^ 6. Описание темы научного исследования: В настоящее время в ряду актуальных вопросов кавказоведения важное место занимает проблема кавказской цивилизации. Данный вопрос обсуждается на протяжении длительного времени, но наиболее жаркие споры разгорелись в 90-х гг. прошлого столетия. Импульсом для обращения к этой проблеме стала публикация статьи Р.Г. Абдулатипова «Кавказская цивилизация: самобытность и целостность». В качестве основного аргумента существования кавказской цивилизации он рассматривает культурную общность кавказских этносов (прежде всего северокавказских), которая интерпретируется им, как близость, схожесть норм и форм культурных традиций. По его мнению, кавказская цивилизация – это конгломерат локальных, но и взаимопроникающих культур. Р.Г. Абдулатипов считает, что государственные образования, сформировавшиеся в эпоху средневековья на Кавказе, способствовали сохранению и воспроизводству уникально-самобытных этнокультурных очагов единой кавказской цивилизации.

Не смотря на интенсивные межэтнические взаимодействия, здесь сохранился кавказский культурно-антропологический тип населения. Более того, активные контакты друг с другом помогли народам Кавказа не только сохранить свою индивидуальную самобытность, но и выработать общие черты культуры, психологии и нравственности. В качестве характерных черт кавказской цивилизации Р. Абдулатипов выделяет интенсивное взаимодействие в этом регионе почти всех мировых религий; близкие нормы обычного права; существование таких социально-патернистских институтов как аталычество, куначество и т.п.

^ Концептуально оформленная Р. Абдулатиповым мысль о существовании кавказской цивилизации вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны, признаки существования такой цивилизации, а точнее – признаки надэтнической общности, фиксировались многими исследователями; с другой стороны, признать это в политической обстановке, сложившейся в 90-х. гг. XX в., несомненно, означало бы дать лишний повод к активизации идей «великого кавказского государства».

В современной историографии мнения по рассматриваемому вопросу разделились. Выделим основные. Одни авторы считают, что подобная цивилизация, безусловно, существует и А.Дж. Тойнби допустил серьезное упущение, когда не включил ее в общий перечень самобытных цивилизаций. Такой позиции придерживается доктор философских наук В.Е. Давидович (Ростов-на-Дону). Под цивилизацией (применительно к Кавказу) он понимает общность народов, достигших определенной стадии в развитии, имеющих близкие культурные признаки. Цивилизацию Давидович рассматривает как некое надэтничное образование, по отношению к которому этнокультуры выступают как части, элементы. Для утверждения правомерного возведения культурной зоны Кавказа в ранг самостоятельной цивилизации им выделяет следующие моменты: всем народам региона присущи черты, связанные с многолетней жизнью в горном ландшафте: особенности хозяйства и быта, совпадающие моменты дохристианских и домусульманских языческих верований, единые элементы мифологии, специфика нравов и традиций; общность элементов хозяйства, сходство в одежде, архитектурных формах; близость родовых и феодальных отношений; совпадение многих черт духовной культуры; идентичные элементы национальной психологии: свободолюбивый дух и горячность, признание авторитета старейшин и скрупулезное соблюдение этикетных норм. Горцы – это своеобразный менталитет, эмоциональность, «солнце в крови».

На близких позициях стоит доктор философских наук А.Ю. Шадже (Адыгея). Она рассматривает Северный Кавказ как гомогенное пространство, имеющее физико-географическую, культурную, языковую общность, а также общность хозяйственных структур и общую историческую судьбу, что исторически обусловило оформление достаточно самобытного социокультурного пространства. Народы Кавказа являются носителями ряда объединяющих духовных ценностей: «кавказское гостеприимство», «кавказская ментальность» и т. п.

^ Доктор философских наук Х.Г. Тхагапсоев (Кабардино-Балкария) выдвигает информационно-коммуникативную концепцию локальных цивилизаций. В процессах коммуникации складываются те механизмы поддержания общности, а также те «специфические черты совместности» и «стереотипы»), алгоритмы взаимодействия людей, способствующие интеграции индивидов и социальных структур в тотальность (единство), т. е. дают основание характеризовать данное конкретное сообщество как цивилизацию. Он считает, что кавказская цивилизация отличается именно специфичностью коммуникативной культуры, выражающихся в таких особенностях, как ритуализованный, церемониально-этикетный характер коммуникации, ведущая роль старшего в любом акте культурной коммуникации. К факторам, интегрирующих кавказские этносы в цивилизационную общность, помимо общности их культур Х.Г. Тхагапсоев выделяет природно-климатические, биосфер­ные условий обитания и вытекающая из этого обстоятельства, такие как однотипность хозяйственно-бытового уклада. Сущностным основанием кавказской цивилизации, ее конституирующим фактором, по Х.Г. Тхагапсоеву выступает специфический тип социально-культурной коммуникации, обозначенный им как «лектонический». Лектоническая коммуникация – это особая форма групповой организации и хранения, групповой актуализации и групповой демонстрации культурного опыта, которая не только увеличивает объем культурной информации, доступной социуму, но и обеспечивает высокую идентичность культурного сознания индивида и социума, что служит важнейшим условием его самосохранения. Однако лектонический тип коммуникации он не рассматривает как специфически кавказский, что, по его выражению, переводит проблему типологизации из тупиковой ситуации утверждения уникальности всего, что касается кавказской цивилизации. Более того, он утверждает, что нет оснований говорить о цивилизационной целостности, которая охватила бы Кавказ в его географических границах, т.к. к кавказской цивилизации причастны, прежде всего, те этносы, которые вплоть до Нового времени так и не попали под определяющее («цивилизующее») влияние конкретной мировой религии или какой-либо из цивилизаций Востока и Запада.

Доктор исторических наук А.А. Аникеев (Ставрополь) склонен трактовать проблему кавказской цивилизации как методологическую. По его мнению, северокавказская цивилизация должна быть понята как осознанная организация человеческого общежития. Ее необходимо определить как собственно социальную, основанную на всеобщих принципах (закон, долг, вера, деньги и т.д.) форму организации жизни людей; как способ бытия и развития общества. В этом смысле народы Северного Кавказа «обречены» на цивилизацию. По мнению А.А. Аникеева «они и стали одной из ветвей человеческого общества, только вступив на путь цивилизации. И только с момента возникновения цивилизации естественно-адаптивный процесс уступил место событийно-историческому развитию народов».

^ Однако, есть и другая группа ученых полагающая, что нельзя говорить о Кавказе как о некой целостности. Кавказ являет собой лишь некую контактную зону многих культур и цивилизаций, а в связи с этим представляет особую геопо­литическую структурную единицу. Такого мнения придерживается кандидат политических наук, В.В. Черноус (Ростов-на-Дону) Он считает, что построение концепции кавказской цивилизации на основе общей историческое ментальности бесперспективно. «Ни одна из версий цивилизационного подхода применительно к Кавказу (в отличие, скажем, от геополитической парадигмы) не позволяет говорить о Кавказе как о некой целостности». В.В. Черноус отмечает, что под цивилизацией понимается развивающийся, но устойчивый в своих основных типологических чертах духовный, социокультурный и хозяйственный этнорегиональный комплекс. Им были определены основные черты кавказской горской цивилизации: полиэтничность, религиозный синкретизм (синтез местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетание высокогорья, предгорий и равнин; преобладание негосударственных форм самоорганизации; подверженность влиянию исламской цивилизации (Иран, Османская империя). По его мнению, в конце XVIII - первой половине XIX вв. кавказская горская цивилизация и традиционная культура подверглись значительной трансформации. Горская цивилизация как самостоятельный феномен практически перестала существовать, сохраняясь в виде отдельных сегментов. Его основные факторы: религиозно-нравственное мировоззрение, система экзистенциальных ценностей, природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования, формы государственно-политической организации, самоуправления и правоотношений. Кавказ с момента перехода к цивилизации выступает в качестве контактной зоны нескольких региональных цивилизаций, а не становится местом развития общекавказской (что не отрицает общих культурных корней и типологической близости). Кроме того, В.В.Черноус использует термин «кавказская горская цивилизация», считая его предпочтительнее, чем «северокавказская», так как, по его мнению, пространственно она охватывает некоторые районы Закавказья, корреспондируется с горскими анклавами в других регионах мира, но отличается от них, прежде всего, своими нравственно-этическими кодексами. Указывает так же, что пространство Северного Кавказа было контактной зоной кавказской горской цивилизации с кочевым миром, а также с русской православной цивилизацией.

Кандидат философских наук Э.Т. Майборода (Ставрополь) придерживается мнения, что на Кавказе взаимодействуют несколько цивилизаций, поддерживая точку зрения А.Х. Бижева о существовании самобытной адыгской доиндустриальной цивилизации.3 Она не соглашается с В.В. Черноусом в том, что кавказская горская цивилизация детерминирована особенностью природно-ландшафтных условий, своеобразием сочетания высокогорья, предгорья и равнин, а также религиозным синкретизмом, что нашло непосредственное выражение в комплексе хозяйственных, социальных, духовных и психологических черт.. По ее мнению именно географические условия на ранних этапах формирования этнической истории привели к этнолингвистическому разнообразию и появлению различных цивилизационных миров. Мнению Р.И. Ахриева о том, что одной из основных ценностей горской цивилизации является кавказский тип личности, противопоставляет то, что «наличие стереотипов поведения, отличающих одни народы Кавказа от других, не вызывает сомнения». Среди факторов, усиливающих разобщенность народов Кавказа, она выделяет междоусобные войны, пересечение ислама и христианства. По ее мнению в силу особенностей своего географического месторасположения Северный Кавказ явился своеобразным «этническим коридором». Более того, в настоящее время заметен процесс не к объединению, а к дистанционированию народов Северного Кавказа друг от друга, основанный на исторически сложившейся иерархичности и конкуренции этносов данного региона. Ни Кавказ в целом, ни Северный Кавказ по ее мнению никогда не составляли единой цивилизации, т. к. этносы данного региона находились на различных этапах исторического развития и зачастую вели обособленный друг от друга образ жизни. Тем более не существовало и не существует единой кавказской цивилизации, в прошлом разделенной мощной природной преградой, такой, как Кавказские горы, а в настоящем – процессами дезинтеграции и этнического соперничества. Как единая целостность Северный Кавказ может восприниматься лишь с точки зрения его геополитической характеристики.

Исходя из существующего состояния разработки проблемы: рассмотрение основных положений альтернативных концепций на уровне философско-теоретических обобщений, ограниченность доказательной источниковой базы, отсутствие сформировавшегося понятийного аппарата, особую значимость приобретает обращение к историческим источникам, способным создать документальное основание выдвигаемым положениям или усилить аргументацию их критики.


^ 7. Привлеченные для разработки проекта публикации:


Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация// На­учная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 3-17.


Авксентьев В.А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказе // Этнические процессы накануне XXI века: Материалы науч. конф. Ставрополь, 1998.


Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998.


Аникеев А.А., Крикунов В.П., Невская В.П. Северокавказская цивилизация: проблемы типологии // Актуальные проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь, 1997.


Аникеев А.А. Концепция северокавказской ци­вилизации как современная парадигма кавказове­дения // Научная мысль Кавказа. 2000. №2. С. 25-28.


Ахриев Р.И. Культура народов Северного Кавказа как одна из ценностей горской кавказской цивилизации // История Северного Кавказа. Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра; Тез. II Междунар. конгр. по программе “Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру”. 15-20 сент. 1998 г. Пятигорск, 1998.


Бакиев А. Адыгская цивилизация: периодизация истории // Вестник КБГУ. Нальчик, 1996, 1997. Вып. 2, 3.


Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в 20-х – нач. 30-х годов XIX в./ А.Х. Бижев. – Майкоп, 1994.


Волков Ю.Г. Актуальные проблемы кавказоведения // Научная мысль Кавказа. 2000. №2. С. 19-21.


Геополитическая модель Северного Кавказа. Круглый стол (Ростов-на-Дону 2 декабря 1999г.) // Научная мысль Кавказа. 2000. №2. С. 94-101.


Давидович B.E. Существует ли кавказская цивилизация? // Научная мысль Кавказа. 2000. №2. С. 28-29.

Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 1998. 556 с.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХVIII в. Т. 1. М., 1988.


История народов Северного Кавказа (конец ХVIII в. – 1917 г.). Т. 2. М., 1988.


Кцоева Г.У. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа. 1994. № 2(5). С. 50-51.


Лубский А.В. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации. Материалы конференции «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия».(22-23 декабря 1999 г. Ростов- на-Дону). – Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/17566/


^ Майборода Э.Т. О существовании цивилизаций различного типа.– Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/17566/


^ Мишина И.А., Жарова Л.Н. Становление современной цивилизации: Учебное пособие. Ч.1. История раннего Нового времени (XVI–XVII вв.). М., 1995. 302 с.


Тхагапсоев Х.Г. Лектонический тип коммуникации и проблема цивилизационной идентификации Кавказа // Научная мысль Кавказа. 2001. №4. С. 50-58.


Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. 2000. №2. С.48-57.


Тхагапсоев Х.Г. Информационно-коммуникативная концепция локальной цивилизации как методологический горизонт культурологи // Вопросы культурологи. 2008. №8(август). С.4-10.


Тхагапсоев Х.Г. Концепция локальной цивилизации в методологии этнической историографии // Научная мысль Кавказа. 2008. №1. С.3-14.


Черноус В.В. Кавказ - контактная зона цивилизаций и культур//Научная мысль Кавказа. 2000. №2. С.30-34.


Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации//Россия в XIX – нач. XX века. Ростов н/Д., 1992. С. 36-37.


^ 25. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа.1999. №3.


Чиковани Н.. Кавказское культурное пространство: цивилизационное единство или разнообразие.– Режим доступа: http://www.countries.ru/library/civilis/chikovani.htm


Шадже А.Ю. Кавказская цивилизация или кавказская культура? // Научная мысль Кавказа. 2000.№2. С.34-38.


Шадже А.Ю. Феномен кавказской идентичности // Научная мысль Кавказа. 2002. №1. С. 36-45.


Шадже А.Ю., Шеуджен Э.А. Северокавкзское общество: опыт системного анализа.– М.; Майкоп, 2004. – 216 с.


Шеуджен Э.А. Научная деятельность: организация и методология исследования / Э.А. Шеуджен. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006.


Шеуджен Э.А. К вопросу о северокавказском фронтире / Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский научный центр высшей школы.2006.№3. С.76-84.


^ 8. Область знаний: Общественные и гуманитарные науки


9. Характер научного исследования: фундаментальное


10. Цели и задачи научного исследования:

Целью предлагаемого проекта является анализ сложившегося дискуссионного пространства и выдвигаемых идей; повышение научно-методологического уровня обоснования проблем, связанных с дефиницией «горская цивилизация».


^ Исследовательские задачи.

►В связи с ограниченностью доказательной базы, в развернувшейся научной дискуссии, особую значимость приобретает обращение к историческим источникам, способным создать системное документальное основание, выдвигаемым положениям или усилить аргументацию их критики.


►Учитывая отсутствие единого, сформировавшегося понятийного аппарата, возникает настоятельная потребность осмысления терминологии и понятий не только с использованием философских дефиниций, но и исторических обоснований их сущности и объема.


►Всесторонней разработки требуют вопросы, связанные с характеристикой составляющих элементов понятия «цивилизация» и их критического применения к реальной ситуации определявшей, специфику культурного развития народов Северного Кавказа.


^ 11. Методы решения задачи:

Историко-сравнительный метод – позволяющий сопоставить процессы характерные для развития народов, вошедших в типологические классификаторы цивилизаций и уровня культурно-исторического развития горцев Северного Кавказа.


Системный метод (подход)на основе которого возможно провести реконструкцию составляющих элементов (подсистем), выявить место и функциональность культурно-исторической составляющей-


^ 12. Ключевые слова и словосочетания, характеризующие тематику научного исследования: цивилизация, Северный Кавказ, горцы, исторический процесс, культура, типология, самобытность, дискуссия, аргументы, мнения, идеи.


^ 13. Основные научные результаты и информационная продукция, полученные при выполнении проекта: выступление на итоговой научной студенческой конференции, публикация статьи, представление к защите квалификационной работы.


^ 14. Заключение и рекомендации научного руководителя: представленный на конкурс проект «Кавказская цивилизация: система источниковедческой аргументации» по постановке проблемы актуален, имеет достаточный уровень обоснования научной значимости, может быть рекомендован для рассмотрения в Экспертной конкурсной комиссии факультета.


Автор проекта (С.А Лапши)


Руководитель проекта: дин, проф.____________(Э.А. Шеуджен)


1 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.


2 Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С.265 – 266.

3 Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в 20-х – нач. 30-х годов XIX в. Майкоп, 1994. С. 140.




Скачать 326,89 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер326,89 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх