Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературы XIX в. (вторая половина))» для специальности филология гос впо направления ( icon

Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературы XIX в. (вторая половина))» для специальности филология гос впо направления (


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературы XIX в...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературы сер. XIX в...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской детской литературы ХХ в. (1917 1945 гг...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Творчество Л. Н...
Рабочая учебная программа по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности...
Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературной критики хх в...
Рабочая учебная программа кспецкурсу «Творчество Н. В...
Комплексная рабочая программа по курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»...
Рабочая учебная программа по дисциплине Начало русской словесности для специальности Филология...



Загрузка...
скачать
Форма 1


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный университет

Кафедра русской литературы


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета прибалт.-финской

филологии и культуры

__________________________

"___" _______________ 200__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История русской литературы XIX в. (вторая половина))»

для специальности филология

ГОС ВПО направления (специальности) – филология 031001 (021700), утв. МОРФ 10.03.2000 г., (021701, 021710, 021702)


курс 3

семестр 5

лекции __34__ (час.) Экзамен в 5 семестре

Практические

занятия ____ (час.) Зачет в ____нет___ семестре

Лабораторные

занятия ___нет___ (час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине ______нет есть/нет

Количество контрольных работ - __ нет________

Всего часов __34__ Самостоятельная работа ____34_________(час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента; с консультациями) __68_____(час.)


2008 г.


Рабочая учебная программа составлена на основании программы, составленной для специализаций 031001 (021700) типовая

(примерная/типовая/авторская программа, реквизиты ее утверждения, прилагается)


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры


"__" _____________200__ г.


Заведующий кафедрой


1. Цели и задачи курса «История русской литературы XIX века (вторая половина).

1.1. Цель преподавания «Истории русской литературы XIX века (вторая половина).

Эта дисциплина является продолжением общего историко-литературного курса русской литературы; рассматриваемый в ней период является завершающим в изучении русской литературы XIX века, что обуславливает его особый характер: в нем подводятся итоги одного из наиболее значимых этапов в развитии русской литературы и русской культуры.

1.2. Задачи изучения «Истории русской литературы XIX века (вторая половина)».

Дать студентам представление об основных этапах историко-литературного процесса рассматриваемого периода; изучить классическое наследие писателей, творивших в это время; связать их творчество с исторической эпохой, показать взаимосвязь литературы с общими идейными и художественными исканиями.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо для изучения студентами данного курса.

Изучение данного курса опирается на знания, полученные студентами в школьном изучении литературы и истории, а также при изучении предшествующих этапов русской литературы в вузе. Большую роль в понимании художественной природы изучаемых произведений играют теоретические знания, полученные из курса «Введение в литературоведение».


2. Содержание курса «История русской литературы XIX века (вторая половина).

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

Тема 1. Литературное движение 1856-1905 годов.

Основные общественно-политические события этой эпохи (реформы начала 60-х годов, народничество, усиление рабочего движения). Журнальная деятельность. Журналы «Современник» и «Отечественные записки»; творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журналы «Дело» Г. Благосветлова и Н. Шелгунова, «Русский вестник» М. Каткова, «Вестник Европы» М. Стасюлевича в литературном движении эпохи. –1 час.


Тема 2. И.С.Тургенев

Художественные открытия Тургенева-прозаика. Творческая эволюция. Жанровая система.

Сближение Тургенева с Белинским и «натуральной школой». Роль Тургенева в идейной борьбе 1840-х гг. «Записки охотника»: проблемы народа, национального характера; антикрепостническая тенденция. Образы помещиков, крестьян, «лишних людей». Своеобразие композиции. Искусство пейзажа.

Повести Тургенева 1850-х гг. («Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася»), своеобразие жанра, конфликта, поэтики; роль повестей в становлении романа. Статья Чернышевского «Русский человек на «rendez-vous».

Романы Тургенева; общая проблематика и принципы поэтики. Временное и универсальное в романах. Тип тургеневской героини. Черты Гамлета и Дон Кихота в герое тургеневского романа, эволюция героя. «Тайная психология». Лиризм повествования. Роман «Рудин» и формирование в нем поэтики тургеневского романа.

Роман «Дворянское гнездо» и его проблематика. Образы Лаврецкого и Лизы Калитиной. Оценка романа Добролюбовым и А. Григорьевым. Роман «Накануне». Идейный смысл образов Инсарова и Елены. Оценка романа Добролюбовым и разрыв Тургенева с «Современником».

«Отцы и дети»; социально-историческое и философское в романе. Уровни конфликта, система персонажей, своеобразие композиции. Базаров как герой времени и как вечный литературный тип. Оценка романа Писаревым, Герценом, М. Антоновичем, Катковым.

Проблема идейного кризиса Тургенева после 1862г. Раздумья о путях развития России в романе «Дым»; изображение «русских за границей». Лирическое и памфлетное начала в романе. Писарев о Литвинове, Герцен о Потугине.

Общественное движение 1870-х гг. и его отражение в творчестве Тургенева. Роман «Новь». Сатирические мотивы (образы Сипягина и Калломейцева). Критика утопичности идеалов, утверждение моральной чистоты участников народнического движения. Образ Соломина — демократа и реформиста.

Настроения Тургенева в последние годы его жизни. «Стихотворения в прозе», «таинственные» повести.

Влияние Тургенева на творчество русских и зарубежных писателей. Литературные связи Тургенева с Ж. Санд, Флобером, Золя, братьями Гонкурами, Мопассаном. Тургенев — пропагандист русской литературы на Западе. – 4 часа.


Тема 3. И.А Гончаров.

Гончаров и «натуральная школа». Роман «Обыкновенная история». Своеобразие взглядов на жизнь Александра и Петра Адуевых. Позиция автора в романе. Белинский об «Обыкновенной истории». «

Своеобразие реализма Гончарова и его теория «типов». «Обломов» как вершина творчества писателя. Пушкинская и гоголевская традиции в романе. Обломов и обломовщина. Коллизия жизни-покоя и жизни-движения. Философская сложность образа центрального героя: социальное, национальное и общечеловеческое в нем. Женские образы. Своеобразие типизации, композиция романа. Добролюбов И Дружинин об «Обломове».

Роман «Обрыв» как «эпос любви». Совмещение разновременных исторических пластов; решение проблемы «любовь и долг». Место образов Веры и Марфиньки в ряду героинь русской литературы 1860-х гг. Образы Райского, Марка Волохова: черты поэтики «антинигилистического» романа. Тушин, его место в системе персонажей романа и в галерее «деятельных героев» русской литературы. Исторически преходящие формы патриархального быта и неизменные основы национального бытия в понимании Гончарова.

Романы Гончарова как трилогия.

Гончаров как критик и мемуарист («Лучше поздно, чем никогда», «Необыкновенная история»). – 3 часа.


Тема 4. А.Н.Островский.

Ранний Островский и Гоголь. Патриархальный купеческий мир и современность в комедии «Свои люди — сочтемся!». «Молодая редакция» «Москвитянина» и отражение ее идей в творчестве Островского 1850-х гг. Поиск положительных начал национальной жизни («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). Концепция общенародного национального театра в эстетике Островского и А. Григорьева.

Общественный подъем 1855-1861 гг. и усиление критических начал в драматургии Островского. Либеральные ценности и критика бюрократической системы в «Доходном месте». «Гроза» и литературно-общественные споры о ней (статьи Добролюбова, Григорьева, Писарева). Образ Катерины как опыт создания народного героического характера. Конфликт, система персонажей и проблема жанра пьесы «Гроза».

Островский после 1861 г. Сатирические комедии Островского 1860-1870-х гг. («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес») и новые черты в поэтике драматурга. Формирование психологической драмы. «Бесприданница». Театр и актеры в драматургии Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

Поэтика театра Островского, ее своеобразие и связь с принципами европейской драмы классического типа (от античности до XIX в.). Жанровая система, характер конфликтов и драматического действия, типы развязок, приемы создания характеров, язык. Смысл известной формулы: «Островский — создатель русского национального театра».- 3 часа.


Тема 5. Поэзия середины XIX века.

Общая характеристика процессов в русской лирике середины века. Возникновение гражданской лирики. Роль Н.А.Некрасова в происходящих процессах.

Ф. И. Тютчев

Философские основы лирики Тютчева; его романтическое миросозерцание. Своеобразие трактовки природы в лирике поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер»). Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Человек и мироздание. Мотивы одиночества («Silentium!», «Фонтан», «Душа моя — Элизиум теней...»). Пантеизм Тютчева («Не то, что мните вы, природа...», «Видение», «Сумерки»). Тема хаоса в природе, «ночная» тема, ощущение катастрофичности бытия («Последний катаклизм», «Сон на море», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «День и ночь»).

Любовно-психологическая лирика («О, как убийственно мы любим...», «Близнецы», «Последняя любовь»). «Денисьевский» цикл.

Политическая лирика («Море и утес», «Цицерон», «29 января 1837 года») и публицистика («Россия и Германия», «Россия и Революция»). Славянофильские мотивы («Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»).

Декламационно-ораторская патетика. Одическая традиция. Им- провизационное начало, жанр фрагмента. Своеобразие мелодики и ритма тютчевского стиха.

Место Тютчева в истории русской поэзии.

А. А. Фет

Особенности лирики Фета, ее основные мотивы. Поэтические циклы («Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»); соединение пейзажа с лирикой чувств. Любовная лирика. Место красоты и вечных ценностей («Из тонких линий идеала...», «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Ласточки», «Только в мире и есть...»). Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной...»), фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души. Романсное начало в лирике.

Воздействие философии А. Шопенгауэра, В. Соловьева, романов Л. Толстого. Поздняя лирика Фета («Вечерние огни»); философская проблематика, трагические мотивы. Переводческая деятельность (античные и восточные поэты, Гете, Шиллер, Мицкевич и др.).

Фет как поэт-новатор. Ритмика и мелодика стиха. Влияние его поэзии на творчество русских символистов (И. Анненский, А. Блок и др.).

Н. А. Некрасов

Место Н. А. Некрасова в истории русской литературы.

Некрасов и Белинский. Общественно-литературная деятельность поэта. Некрасов — редактор и издатель «Современника» и «Отечественных записок».

Первые поэтические опыты Некрасова («Мечты и звуки»). Демократический характер произведений поэта в 1840-х гг. Развитие сатиры Некрасова («Нрав- ственный человек», «Колыбельная песня»). Некрасов и «натуральная школа». Переход к крестьянской тематике («В дороге», «Огородник»).

Некрасов в 1850-1860-х гг. Надежды на крестьянскую революцию («Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке»). Некрасов — соратник Чернышевского и Добролюбова. Образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Шевченко, Писарева в поэзии Некрасова. Петербург в поэзии Некрасова (циклы «О погоде», «Песни о свободном слове», «Балет»). Любовная лирика. «Панаевский» цикл.

Борьба за революционно-демократическое направление в искусстве («Поэт и гражданин», «Белинский»). Стихотворение «Рыцарь на час». Труд и капитал в поэзии Некрасова («Плач детей», «На Волге», «Железная дорога», «Песни о свободном слове»).

Поэмы о народе («Коробейники», «Мороз, Красный нос»). Широта изображения русской жизни в «Кому на Руси жить хорошо». Проблема завершенности текста и авторского замысла. Фольклорная основа поэмы. Крестьянский мир и его антагонисты. Герои- интеллигенты в поэме.

Некрасов в 1870-е гг. Цикл «Последние песни». Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»). Проблематика и художественное своеобразие незавершенной сатирической поэмы «Современники».

Творчество Некрасова и русская поэтическая традиция. Влияние Некрасова на русскую поэзию конца ХIХ-ХХ вв. – 3 часа.


Тема 6. М.Е.Салтыков-Щедрин.

Сатира Щедрина как выдающееся явление русской и мировой литературы и русской общественной жизни. Основные этапы творческого пути. Повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в ряду произведений «натуральной школы»; социалистические идеи Салтыкова 1840-х гг.

«Губернские очерки» и предреформенная «обличительная» литература; автобиографизм и вымысел; структура образа повествователя. Чернышевский и Добролюбов о «Губернских очерках».

Публицистика и сатира 1860-х гг. («Невинные рассказы», «Сатиры в прозе», «Признаки времени», «Письма о провинции»). Социально-политическая типизация как художественный прием. Антибюрократические произведения Салтыкова-Щедрина; проблема взаимоотношений народа и власти. «Помпадуры и помпадурши»: сатирическая интерпретация происхождения, судеб и краха бюрократического либерализма. Обоснование метода гротескного преувеличения. Символический собирательный образ «Ташкента» («Господа ташкентцы»). Обоснование в очерке «Что такое «ташкентцы»?» жанра современного общественного романа.

Образ «города Глупова» в «глуповском» цикле 1862г. и в «Истории одного города». Гротеск как главный художественный принцип в «Истории...». Многообразие и роль сатирических приемов (юмор, ирония, гипербола, пародия, фантастика, сарказм). Отношения власти и народа как основная философско-историческая проблема. «Народ исторический» и «народ как воплотитель идеи демократизма». Общее и индивидуальное в образах градоначальников. Смысл финала. Журнальная полемика вокруг «Истории одного города», письмо Щедрина в «Вестник Европы

Творчество 1870-х гг. «Дневник провинциала в Петербурге». Образы «пенкоснимателей». Трансформация литературных героев как сатирический прием. Молчалин грибоедовский и Молчалин щедринский («Господа Молчалины»). «Благонамеренные речи»: сатира на «охранительный» образ мысли и «благонамеренную» психологию. Образы «столпов», «чумазых», «простецов».

«Господа Головлевы» как социально-психологическая сатира и семейный роман. Образ Иудушки Головлева в ряду типов русской и мировой литературы. Иудушка и Тартюф. Трагическое «прозрение» Порфирия Головлева.

«Убежище Монрепо». Образы Колупаева и Разуваева. Предсказание судьбы «чумазого» (заключительная глава «Предостережение). «За рубежом» как «путешествия». Сопоставление западноевропейских и российских социально-политических институтов. Сатирическая поэтика; меняющиеся облики автора-повествователя.

Творчество Щедрина в 1880-е гг. Цикл «Письма к тетеньке»: проблема интеллигенции. «Сказки». Сатирическое изображение власти («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), либерального отступничества («Либерал»), политической реакционности («Вяленая вобла»). Изображение народной жизни («Хозяйственный мужичок», «Портной Гришка», «Коняга», «Путем-дорогой»), проблема социальных и религиозных идеалов («Карась-идеалист», «Ворон-челобитчик», «Гиена», «Христова ночь», «Рождественская сказка»). Своеобразие жанра сказок: элементы басенной поэтики, «животного эпоса», сочетание сказочной образности и гротеска.

«Современная идиллия» как сатирический роман; новые формы поэтики: авантюрно-фантастический сюжет, острогротескные персонажи, внесюжетные жанровые образования.

«Пошехонская старина»: автобиографизм и художественный вымысел; образ автора-повествователя. Тема «воспитания идеалов будущего». Предсмертный замысел произведения «Забытые слова».

Органический «сплав» «эзопова языка» с глубоким социально психологическим реализмом. 3 часа.


Тема 7. Н. С. Лесков

Творческий путь Лескова-писателя («трудный рост»). Творчество 1860-х гг.: участие в литературной и общественной полемике. Роман из крестьянской жизни («Житие одной бабы»), Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза» Островского. «Антинигилистические» романы Лескова («Некуда, «На ножах»); образы «новых людей» в романе «Некуда»; идея траги- ческой бесперспективности революционного движения в России.

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870-1890-е гг., сближение с Л. Н. Толстым. Усиление критических и сатирических тенденций («Смех и горе», «Железная воля», «Мелочи архиерейской жизни», «Чертовы куклы», «Полуношники», «Заячий ремиз»). Жанр хроники в творчестве Лескова («Старые годы в селе Плодомасове», «Соборяне», «Захудалый род»); обращение к национально-исторической проблематике. Создание Лесковым галереи поло- жительных образов. Цикл произведений о «праведниках» («Однодум», «Несмертельный Голован», «Кадетский монастырь», «Человек на часах», «Интересные мужчины» и др.). Произведения о таланте и судьбе русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»).

Лесковские образы-мифологемы («Левша», «Загон»). Патериковые легенды Лескова («Скоморох Памфалон», «Прекрасная Аза», «Легенда о совестливом Даниле» и др.).

Народная языковая стихия в произведениях Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ. Роль анекдота, предания, «рассказа кстати» в сюжетах; поиски новых жанров прозы. Лесков и фольклор. Чехов и Горький о Лескове. – 2 часа.


Тема 8. Л. Н. Толстой

Раннее творчество Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность» — художественное исследование душевной жизни и духовного развития; нравственный идеал, «чистота нравственного чувства» как основа такого исследования. Роль самонаблюдения и самоанализа (дневник Толстого). Единство и различие трех частей трилогии.

Народ на войне: образы солдат и офицеров (рассказы кавказского цикла, «Севастопольские рассказы»). Изображение «диалектики души» как метод и форма психологического анализа. Чернышевский о «Детстве» и «Отрочестве» и военных рассказах Толстого.

Крестьянская тема в творчестве Толстого 1850-х гг. Замысел «Романа русского помещика». Отношения барина и мужика в крепостной деревне («Утро помещика», «Поликушка.

Рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн». Противопоставление естественной и вечной красоты природы и поэзии эгоизму и искусственности современной цивилизации. Идейный смысл эпилога. Развитие темы в рассказах «Два гусара», «Альберт», «Три смерти», повести «Казаки».

«Война и мир» как национальная эпопея и как исторический роман. «Мысль народная». Философско-исторический смысл категорий «война» и «мир». Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова. Символический образ Платона Каратаева. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Оценка характеров героев в свете антиномии естественности (правды, «чистоты нравственного чувства») — искусственности (лжи, аморализма). Семейная тема; многообразие форм психологического анализа. Образы Москвы и Петербурга, их обобщающий символический смысл. Место в художественно-образной структуре эпопеи философско-исторических фрагментов и глав. Роман в восприятии современников и последующих поколений.

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Разработка этой идеи в связи с общественной, духовной, умственной жизнью России послереформенного времени. История текста романа. Анна Каренина и толстовский нравственный идеал естественности, правды, духовной красоты. Трагизм положения Анны в мире ложных общественных, семейных, любовных отношений. Вина Анны и осознание ею этой вины. Нравственная концепция романа в свете библейского эпиграфа. Соотношение линий Анны и Левина. Философско- религиозные искания Левина, их смысл и итоги; выражение в них духовных исканий Толстого. Жанровые черты семейного и психологического романа; пути психологического анализа

Духовный кризис («перестройка всего миросозерцания») на рубеже 1870-1880-х гг. Автобиографическая «Исповедь», трактат «В чем моя вера?». Найденный в «жизни народной» ответ на вопрос «о смысле жизни». Отношение к церкви и церковнохристианскому вероучению. Трактат-памфлет «Так что же нам делать?». Отрицание цивилизации как формы рабства. Социально-нравственная утопия Толстого. Изображение крестьянской жизни и крестьянских идеалов в «народных рассказах».

Толстой-драматург. Духовная трагедия из крестьянской жизни «Власть тьмы»: нравственная проблематика, характеры. Сатирическая комедия «Плоды просвещения». Драма «Живой труп». Трагический характер Федора Протасова.

Повести второй половины 1880-х гг. («Холстомер», «Смерть Ива- на Ильича», «Крейцерова соната»): изменение типа героя и композиции повестей, открытая идейная тенденциозность как важнейший принцип художественной организации. «Послесловие к «Крейцеровой сонате». Разработка темы истинной и. ложной жизни в рассказах «Хозяин и работник», «Отец Сергий».

Роман «Воскресение» — синтез идей и художественных открытий «послепереломного» периода, итог творческого пути Толстого. История замысла, создания и публикации. Художественное «пространство» романа — всеобъемлющее отражение общественных, политических, духовно-нравственных явлений русской жизни. Образы революционеров. Судьба Масловой, ее «воскресение». Нехлюдов как выразитель авторской позиции и художественный характер. Своеобразие жанра: роман-эпопея современности. Архитектоника романа, сложная сюжетная композиция. Обогащение форм и способов психологического анализа; психология характеров («люди как реки»). Сатирическое начало в поэтике «Воскресения». Проблемы церкви и христианства. Эпилог романа. Чехов о романе «Воскресение».

Повесть «Хаджи-Мурат». Осуществление художественного приема «смело накладываемых теней». Трагизм положения и судьбы свободной личности (Хаджи-Мурат), оказавшейся между «двумя полюсами абсолютизма — азиатского и европейского» (Шамиль и Николай I). Нравственный принцип «непротивления злу насилием» и его доказательство художественными средствами в повести «Фальшивый купон». Рассказы «После бала», «Алеша Горшок».

Отношение Толстого к революции, протест против смертных казней в эпоху реакции после 1905 г. («Не могу молчать»).

Толстой и русская литература. Мировое значение Толстого как художника и мировая известность его как мыслителя. – 6 часов.


Тема 9. В. М. Гаршин, В.Г.Короленко.

Трагическое мироощущение В.М.Гаршина. Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Темы социальных язв, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский.

Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства («Встреча», «Художники»). Черты героя Гаршина: чуткая совесть, осознание личной ответственности за зло мира. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). Философская и политическая символика рассказа «Красный цветок»; мифологическая основа его образов. Роль аллегорий и символов в творчестве писателя. Влияние толстовства, появление непротивленческих тенденций: «Сказание о гордом Аггее», «Сигнал». Своеобразие реалистического метода Гаршина. Отказ от больших эпических форм. Черты литературного импрессионизма. Чехов о Гаршине

Жизненные испытания и литературная судьба Короленко. Украинские, восточносибирские, приволжские истоки тем и сюжетов. Соотношение в его творчестве беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной .

Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов («Сон Макара», «Река играет», «Марусина заимка»); изображение драмы «революционеров без народа» («Чудная»). Поэзия «вольной волюшки» в рассказах Короленко («Лес шумит», «Соколинец», «В дурном обществе»).

Полемика с толстовскими идеями аскетизма, отказа от счастья («Слепой музыкант», «Парадокс»). Цикл аллегорических повестей и рассказов, отражающих общественный оптимизм и гуманизм Короленко («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Тема ответственности интеллигенции перед народом и обществом («Не страшное»). Повесть «Без языка».

«История моего современника» как художественные мемуары. Общественная позиция Короленко в последние годы жизни. «Письма к Луначарскому».

Сочетание в творчестве писателя реалистической манеры и интереса к проявлениям романтического и героического в жизни. Аллегоризм, символизм, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описаний, музыкальность речи. Художественность публицистики Короленко. – 2 часа.


Тема 10. А. П. Чехов

Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути.

Ранний период творчества. Опыт создания проблемной драмы «Платонов (Безотцовщина)». Сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и переосмысление традиционных тем и образов русской литературы XIX в. («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Шведская спичка»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Игровое начало («Жалобная книга», «Роман с контрабасом», «Скоропостижная конская смерть, или Великодушие русского народа»).

Значение медицинского образования для формировании литературной позиции. Произведения середины 1880-х гг. («Тоска», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, лиризм, музыкальность этих произведений. Неразрывность принципов правды и красоты.

Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. Переосмысление традиций Островского и Тургенева. Особенности жанра, композиции и языка водевилей («Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей», «О вреде табака»).

Чехов и Толстой. Тематическая перекличка и полемика (повести «Скучная история», «Жена»).

Значение поездки на Сахалин; своеобразие книги «Остров Сахалин». Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в произведениях «Палата № б», «Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Дом с мезонином». Принцип объективности; своеобразие способов выражения авторской позиции. Переосмысление «вечных образов» (Христос, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст) в творчестве Чехова. Рассказы «Черный монах», «Студент». Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»); интерес к формам сознания представителей различных слоев общества («Бабье царство», «Три года», «Случай из практики»). Крестьянская трилогия («Мужики», «Новая дача», «В овраге»); соединение в рассказах и повестях романной проблемности с лаконизмом формы. Рассказ «Душечка»; Л. Толстой о «Душечке».

Своеобразие произведений конца 1890 — начала 1900-х гг. («По делам службы», «У знакомых», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). Темы «высших целей бытия», ухода от старой жизни; изменения в повествовании, открытые финалы чеховских произведений, символика.

Пьесы Чехова — новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Традиции античной драмы, драматургии Шекспира. Чехов и европейская «новая драма» его времени. Драматургическое новаторство Чехова в «Чайке», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый характер конфликта, роль лирического «подводного течения», жанровое своеобразие чеховских пьес; принцип соединения драматического и комического. Связь драматургии и прозы Чехова: общность проблематики, широта обобщений при минимуме затраченных средств, роль выразительной детали, соотношение текста и «подтекста».

Чехов и мировая литература XX в. – 4 часа.


3.Учебно-методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века ( вторая половина).

3.1. Основная литература.

1. Тексты (список прилагается).

2. История русской литературы: В 4-х томах. М.;Л.: Наука, 1980-1983. Т.2-3.

3. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х томах. М.: Наука, 1972-1974.

4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Худ.лит., 1972.

3.2. Учебники и учебные пособия.

5. История русской литературы XIX века. Вторая половина/Под ред. . Н.Н. Скатова.

6. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века (70-90 гг.).

М.: Наука, 1983.

3.3. Дополнительная литература.

7.Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман. Л., 1982.

8.Муратов А. Б. Тургенев-новеллист: 1870-180-е гг. Л., 1985.

9.Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Литературный комментарий. М., 1991.

10.Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. М., 1996.

11. Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф М., 1981.

12.Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982.

13. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Тютчев Ф. И. Стихотворения. М. -Л., 1962. С.5-78.

14. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М., 1978.

15. Пигарев К. Ф. Тютчев: Жизнь и творчество. М., 1962.

16. Благой Д. Д. Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. М., 1971.С. 760-785.

17. Эйхенбаум Б. М Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.

18. Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов: Проблемы творчества. Л., 1989.

19. Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.

20. Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. М., 1986.

21. Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М., 1971.

22. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

23. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худ.лит., 1977.

24. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука, 1974.

25. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». Военные рассказы графа Л.Н.Толстого. // П.С.С. Т.3. С.421-431.

27. Сабуров А.А. Война и мир Л.Н.Толстого: проблематика и поэтика. М., 1959.

28. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

29. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.

30. Соколов Н.И. Жизнь и творчество Г.Успенского. Л., 1968.

31. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л., 1983.

32. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

33. Паперный З.С. Вопреки всем правилам. М., 1982.


Список литературы

по курсу «История русской литературы XIX века (60-90 годы)»


Тургенев И.С. Дневник лишнего человека. Фауст. Ася. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь.

Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов.

Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца найдется простоты. Горячее сердце. Лес. Волки и овцы. Бесприданница. Снегурочка.

Тютчев Ф.И. Фет А.А. Стихотворения.

Некрасов А.Н. Стихотворения. Саша. Коробейники. Дедушка. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо.

Салтыков Щедрин М.Е. Помпадуры и помпадурши. История одного города. За рубежом. Господа Головлевы. Современная идиллия. Сказки.

Достоевский Ф.М. Записки из подполья. Преступление и наказание. Бесы. Идиот. Братья Карамазовы.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Люцерн. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. Отец Сергий. Хаджи Мурат.

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Запечатленный ангел. Тупейный художник. Левша. Человек на часах.

Гаршин В.М. Трус. Сигнал. Сказание о гордом Аггее. Красный цветок. Attalea princeps.

Короленко В.Г. Чудная. Сон Макара. Река играет.

Чехов А.П. Ранние юмористические рассказы. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Черный монах. Учитель словесности. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Дом с мезонином. Дама с собачкой. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.


Форма 2


Рабочая учебная программа дисциплины

^ История русской литературы сер. XIX в. (вторая половина))

неделя

темы

Тема

Примечания

На самостоятельную работу

Контроль

1

2

3

4

5

6

36

1

Литературное движение 1856-1905 годов










36-38

2

И.С.Тургенев










38-39

3

И.А.Гончаров




Роман «Обрыв»




40-41

4

А.Н.Островский










41-42

5

Поэзия середины XIX века










43-44

6

М.Е.Салтыков-Щедрин










45-46

7

Н.С.Лесков










46-49

8

Л.Н.Толстой




Анализ текстов драматических произведений




50

9

В.М.Гаршин. В.Г.Короленко










51-52

10

А.П.Чехов











Доцент Яковлев В.В. ____________ дата:____









Скачать 208.2 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер208.2 Kb.
ТипРабочая учебная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх