«История создания, особенности жанра, композиции, сюжета, система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» icon

«История создания, особенности жанра, композиции, сюжета, система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»


7 чел. помогло.

Смотрите также:
Викторина. Где и когда родился Н. В. Гоголь?...
Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» План...
Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место...
"Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н. В...
Народа и его судьбы в лирике Н. А. Некрасова...
Мертвые и живые души” в повести Н. В. Гоголя “Мертвые души”...
В. В. Набоков Актуальность темы "Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н. В...
Конспект урока по литературе в 9 классе с использованием элементов технологии исследования...
Конспект урока по литературе в 9 классе с использованием элементов технологии исследования...
«Мертвые души»...
План урока литературы в 9 классе Тема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент...
План урока литературы в 9 классе Тема: «Деталь как средство создания образов помещиков и элемент...



скачать

Тема урока: «История создания, особенности жанра, композиции, сюжета, система образов поэмы Н.В .Гоголя «Мёртвые души»

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания произведения; рассмотреть композицию поэмы особенности, более подробно рассмотреть главы, посвящённые помещика;

учить аналитическому восприятию произведения, учить делать выводы и обобщать.




Оборудование: компьютерная техника, проекты учащихся, электронное приложение к альбому «Н.В.Гоголь»,

фильм о Гоголе.


Ход урока:

1.Орг. момент. Объявление темы и цели урока.

2.Дем. фрагмента из фильма о Гоголе.

3.Вступительное слово учителя:

Вы уже знакомы с некоторыми произведениями великого писателя, в том числе с его бессмертной комедией «Ревизор». Вспомним её

4. - дем. проекта ученицы «Говорящие фамилии в комедии «Ревизор»

Хлестаков

«Фамилия образована от слова «хлест» или «хлюст (просторечие), что означало «ветреный» и выражало крайнюю степень возмущения поведением человека.

Городничий Сквозник-Дмухановский .

Фамилия напоминает слово «сквозь», характеризующее его : выйдет «сухим из воды», пройдёт «сквозь игольное ушко». Этот человек-пройдоха «мошенников над мошенниками обманывал, трёх губернаторов обманул»

Судья Ляпкин-Тяпкин

Гоголь намекает на фразеологизм « тяп-ляп», т.е. кое-как. Так автор характеризует этого судью, который взятки берёт борзыми щенками, а символ его власти – охотничий арапник.

Друг Хлестакова, журналист.

«Тряпичная душа» у Гоголя – это Булгарин, делец от литературы, пишущий на потребу публики. Враг Пушкина, с которым Гоголь мечтал свести счёты..

Бобчинский и Добчинский:

Городские «шуты», т.к. фамилии напоминают имена клоунов Бим и Боб, чрезвычайно похожи друг на друга, говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают себе жестами и руками.ым Гоголь мечтал свести счёты.

Вывод:

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива,»-

гласит пословица, которая относится к каждому из героев.

(эпиграф к комедии)


5. - дем. «Первая постановка «Ревизора»

6. Учитель:

Вслед за Пушкиным, который всю жизнь «сеял великое, доброе, вечное» , Гоголь в «Авторской исповеди пишет: «Я сделаю что-то для общего добра» (далее слова Гоголя)

«… Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так эти достоинства русского народа, что к ним возгорится любовью русской человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так ярко изобразить его недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом», — писал Гоголь.

Все эти слова относятся к его поэме «Мёртвые души», о творческой истории создания которой сделает сообщение Самвел, Нижегородова Таня и Детяткина Настя.

Ученица:

^ 7.Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души»

Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. В начале XIX века на юг Рос­сии, в Бессарабию, бежали с разных концов страны тысячи крестьян, спасавшихся от жестоких хозяев-помещиков. Их ловили и водворяли на место. Но хитроумные мужики на­шли выход: они меняли свои имена и фамилии на имена и фамилии умерших на юге крестьян и мещан. Например, об­наружилось, что город Бендеры населен «бессмертными» людьми: в течение многих лет там не было зарегистрирова­но ни одной смерти, потому что было принято умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда крестьянам: местным владельцам приток живой силы был выгоден. Сюжет поэмы состоял в том, как ловкий пройдоха нашел в русских условиях головокружительно смелый способ обо­гащения. При крепостном праве крестьяне приписывались к помещикам в качестве рабочей силы и подданных им лич­ностей. Помещики платили государству налоги за каждого крестьянина, или, как тогда говорили, за каждую крестьян­скую душу. Государственные ревизии этих душ проводились редко — один раз в 12—15 лет, и помещики годами вноси­ли деньги за давно умерших крестьян. На бумаге они все еще существовали, а на деле были «мертвыми душами».

Герой поэмы Чичиков решается на такую аферу: за не­большую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, в Херсонскую губернию, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпи­демии и прикарманивает полученные деньги. За одну тыся­чу «мертвых душ» он получает чистый доход в 100 тысяч рублей.

Работу над поэмой Гоголь начал осенью 1835 года, до то­го, как приступил к «Ревизору». В том же письме, в кото­ром Гоголь просит у Пушкина сюжет для комедии, он сооб­щает: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, спе­циально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление 250

охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя иная — показать лишь темные стороны жизни, со­брав их, как и в «Ревизоре», «в одну кучу».

( В это время демонстрация слайдов о поэме: «Сюжет….

Ученик:

Перед отъездом за границу Гоголь познакомил Пушкина с началом своего произведения: «...Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемно­гу становиться все сумрачней, сумрачней и, наконец, сделал­ся совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он про­изнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!»

Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влия­ние на душу читателя. Неудача с «Ревизором» еще более ук­репила Гоголя в правоте своих сомнений. За границей писа­тель приступает к доработке уже написанных глав. В письме к Жуковскому в ноябре 1836 года он сообщает: «...Я при­нялся за «Мертвых душ», которых было начал в Петербур­ге. Все начатое переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огром­ный, какой оригинальный сюжет\ Какая разнообразная ку­ча! Вся Русь явится в нем!»

Теперь он знает, как опасна односторонность изобра­жения, и ставит себе целью полноту. Вся Россия должна от­разиться в поэме». Теперь он решает придать повествованию о путешествии Чичикова общенациональный масштаб.

Сюжет о плутнях пройдохи и авантюриста остается, но на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающие в себя яв­ления всероссийской значимости («маниловщина», «ноздрев­щина», «чичиковщина»). Само повествование о них приобре­тает летописный характер, претендующий на всесторонность воссоздания русской жизни, переносящий писательский интерес с авантюрной интриги на глубокий анализ проти­воречий русской жизни в их широкой исторической пер­спективе.

Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку» уступает место более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хоро­шее, дающее надежду на будущее национальное возрождение. Это возрождение Гоголь связывает не с социальными переменами, а с духовным преображением русской жизни. Социальные пороки он объясняет духовным омертвением лю­дей. Название «Мертвые души» принимает у него символи­ческий смысл.

Демонстр. Слайдов из приложения


Ученица: Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. Этот замысел ориентируется уже на «Божественную комедию» Данте с ее трехчастным пост­роением: «ад», «чистилище» и «рай». Соответственно у Гоголя первый том «Мертвых душ» мыслится как «ад» сов­ременной, сбившейся с прямого пути русской действитель­ности, во втором томе намечается выход из ада к ее очище­нию и возрождению («чистилище»), а третий том должен показать торжество светлых, жизнеутверждающих начал («рай»).

Если раньше «плодотворное зерно» русской жизни Гоголь искал в историческом прошлом («Тарас Бульба»), то теперь он хочет найти его в современности. Гоголь верит, что душа русского христианина, пройдя через страшные искушения и соблазны, вернется на путь православной истины. В глубине своего падения, на самом дне пропасти, ощутит христианин загорающийся в его душе праведный свет, голос совести. Один из героев незаконченного второго тома, обращаясь к Чичикову, говорит: «Ей-ей, дело не в этом имуществе, из-за которого спорят и режут друг друга люди, точно как можно завести благоустройство в здешней жизни, не помысливши о другой жизни. Поверьте-с, Павел Иванович, что покамест, брося все то, из-за чего грызут и едят друг друга на земле, не подумают о благоустройстве душевного имущества, не ус­тановится благоустройство и земного имущества. Наступят времена голода и бедности как во всем народе, так и порознь во всяком... Это-с ясно. Что ни говорите, ведь от души за­висит тело... Подумайте не о мертвых душах, а о своей жи­вой душе, да и с Богом на другую дорогу!»

. Именно в духов­ной перспективе, открывшейся перед Гоголем, можно пра­вильно понять направление и пафос первого тома «Мертвых душ», работу над которым он завершил летом 1841 года.

Цензура, признав «сомнительными» тридцать шесть мест, потребовала также решительной переделки «Повести о капи­тане Копейкине» и изменения в заглавии поэмы — вместо «Мертвые души» «Похождения Чичикова, или Мертвые ду­ши». Гоголь согласился на переработку, и 21 мая 1842 года первый том поэмы вышел из печати. Слайды:

^ Замысел поэмы«Мёртвые души» -
ориентировка на
«Божественную комедию»
1 часть – осмысливание «ада» российской действительности


2 часть – герои в «чистилище»

^ 3 часть – герои в «раю»

Законченным оказался 1 том

«Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» (Л.Н.Толстой)

Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как ПОЭМУ, подчеркнув тем самым равноправие лирического и эпического в своём произведении.

8. - Демонстрация : «Отзывы о поэме»

9.Демонстрация проекта «Композиция «Мёртвых душ» -

- Запишите вопросы , на которые после вы должны ответить:

1.Что предполагал изобразить Гоголь в 1 томе ?

2.Каково построение поэмы?

3.Название вставного элемента поэмы.

4.Последовательность представления помещиков. Какова цель автора?


Композиционные звенья поэмы:


Построение поэмы:


^ Вставной элемент:

Последовательность представления помещиков.

Цель:

«Удивительная книга, горький упрек современной России, со всей отвратительной действительностью. Тут, переходя от Собакевичей к Плюшкиным, обдает ужас, с каждым шагом вязнете, тонете глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рву ада находимся... а слова веселого автора раздаются. «"Мертвые души" •- поэма глубоко выстраданная. Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать… все эти Ноздревы, Маниловы... — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу», — писал А.И. Герцен, прочитав первый том поэмы.

.


10.- Проект «Галерея помещиков в поэме»

- задание классу: рассказать об одном из помещиков.

Манилов: Фамилия ассоциируется со словом «манить», т.е. обещать. Это инфантильный человек праздной мечтательности, от безделья строит прожекты: огромнейший дом с таким огромным бельведером, что можно оттуда увидеть даже Москву. Оттого-то это человек «ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

Коробочка :«Набирает деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В одном мешочке – всё целковые, в другом полтиннички, в третьем – четвертачки», «бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом.»

Ноздрёв:

Полный, лет тридцати , разбитной малый», «черномазый», шумный. Сама фамилия говорит о природном чутье к карточной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам

Собакевич: Над отделкой таких людей, как Собакевич, природа не мудрила, не применяла тонких инструментов, «просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства звали его Михаилом Семеновичем. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

^ Плюшкин : «Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».


11. Характеристика героя по плану:

  • - детализация пейзажа ( деревня, погода)

  • -детализация портрета героя;

  • - характер героя;

  • - род занятий;

  • - детали интерьера;

  • - поведение героя;

  • (деталь – значимая подробность)

12. Подведение итогов.


Хлестаков

«Фамилия образована от слова «хлест» или «хлюст (просторечие), что означало «ветреный» и выражало крайнюю степень возмущения поведением человека.

Городничий Сквозник-Дмухановский .

Фамилия напоминает слово «сквозь», характеризующее его : выйдет «сухим из воды», пройдёт «сквозь игольное ушко». Этот человек-пройдоха «мошенников над мошенниками обманывал, трёх губернаторов обманул»

Судья Ляпкин-Тяпкин

Гоголь намекает на фразеологизм « тяп-ляп», т.е. кое-как. Так автор характеризует этого судью, который взятки берёт борзыми щенками, а символ его власти – охотничий арапник.

Друг Хлестакова, журналист.

«Тряпичная душа» у Гоголя – это Булгарин, делец от литературы, пишущий на потребу публики. Враг Пушкина, с которым Гоголь мечтал свести счёты..

Бобчинский и Добчинский:

Городские «шуты», т.к. фамилии напоминают имена клоунов Бим и Боб, чрезвычайно похожи друг на друга, говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают себе жестами и руками.ым Гоголь мечтал свести счёты.

Вывод:

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива,»-

гласит пословица, которая относится к каждому из героев.

(эпиграф к комедии)


- Запишите вопросы , на которые после вы должны ответить:

1.Что предполагал изобразить Гоголь в 1 томе ?

2.Каково построение поэмы?

3.Название вставного элемента поэмы.

4.Последовательность представления помещиков. Какова цель автора?


Манилов: Фамилия ассоциируется со словом «манить», т.е. обещать. Это инфантильный человек праздной мечтательности, от безделья строит прожекты: огромнейший дом с таким огромным бельведером, что можно оттуда увидеть даже Москву. Оттого-то это человек «ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

Коробочка :«Набирает деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В одном мешочке – всё целковые, в другом полтиннички, в третьем – четвертачки», «бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом.»

Ноздрёв:Полный, лет тридцати , разбитной малый», «черномазый», шумный. Сама фамилия говорит о природном чутье к карточной игре, выпивке и скандалу, ярмаркам и балам

Собакевич: Над отделкой таких людей, как Собакевич, природа не мудрила, не применяла тонких инструментов, «просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства звали его Михаилом Семеновичем. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

Плюшкин : «Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».


Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся, был от него без памяти. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, какие только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления"; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казались, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем,

Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!" В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать

сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: "Хорошо бы, барин, то и то сделать", - "Да, недурно:, - отвечал он обыкновенно, куря трубку,

Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: "Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы". В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: "Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: "Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек". Само собою разумеется, что ротик раскрывался при этом случае очень грациозно. Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку.

Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество в хороших каретах, где обворожают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает что такое,




Скачать 149,85 Kb.
оставить комментарий
Дата02.12.2011
Размер149,85 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  7
не очень плохо
  1
средне
  1
хорошо
  2
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх