Рабочая программа дисциплины «Философия культуры» од. А. 04; цикл од. А. 00 «Дисциплины по выбору» icon

Рабочая программа дисциплины «Философия культуры» од. А. 04; цикл од. А. 00 «Дисциплины по выбору»



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «История философии» од. А. 04; цикл од. А...
Рабочая программа учебной дисциплины мировые цивилизации, философия и мировые культуры цикл...
Рабочая программа дисциплины «Управление конкурентоспособностью нефтегазовых предприятий»...
Рабочая программа дисциплины «Управление конкурентоспособностью горных предприятий» Направление...
Рабочая программа по дисциплине Философская антропология...
Рабочая программа учебной дисциплины история информатики Уровень основной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины история информатики Уровень основной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины мировые цивилизации, философии и культуры Цикл...
Рабочая программа учебной дисциплины мировые цивилизации, философии и культуры Цикл...
Рабочая программа учебной дисциплины мировые цивилизации, философии и культуры Цикл...
Рабочая программа дисциплины современные модели правосудия од. А. 09. 2; цикл од. А...
Рабочая программа дисциплины «Квалификация преступлений» од. А. 06...



страницы:   1   2
скачать
Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Кафедра философии гуманитарных факультетов





УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________ А.Ф. Крутов




«____»_______________ 2011 г.



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«Философия культуры»

(ОД.А.04; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 09.00.00. - Философские науки,

специальность 09.00.11 – Социальная философия)


Самара 2011

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 09.00.11 – Социальная философия, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 09.00.11 «Социальная философия» по философским наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.


Составители рабочей программы: Конев Владимир Александрович, профессор, доктор философских наук; Голенков Сергей Иванович, профессор, доктор философских наук.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии гуманитарных факультетов от 26.01.2011 г. протокол № 6.


Заведующий кафедрой


«___»____________2011 г. ____________ В.А. Конев

(подпись)


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины


^ 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний по философии культуры.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление о философии культуры как способа рефлексивного осмысления феномена культуры, феноменологии культурных форм и их содержательного синтеза в границах определенных исторических эпох;

  • сформировать представление об истории европейской и отечественной культурфилософской мысли;

  • сформировать представление о месте философии культуры в системе наук о культуре и ее методологической значимости в исследовании феноменов культуры;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных социальных исследований.


^ 1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление: о месте философии культуры в системе гуманитарных наук; о функциях философского знания на различных этапах мировоззренческой эволюции культуры; о философии культуры как необходимой теоретической и методологической базе современного научного знания о культуре, не имеющей вид единственного, законченного и целостного учения.

  • знать: специфику научной интерпретации культуры как формы и способа жизнедеятельности общества, а также как самореализацию субъекта, воплощенного в многообразии форм рационализации жизненного мира.

  • уметь: критически анализировать культурологические системы; выявлять их онтологические и гносеологические основания; определять используемую в них методологию; критически оценить продуктивность и границы различных культурологических учений и применяемых ими методов.


^ 1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по философии и истории в объеме программы высшего профессионального образования.


^ 1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 09.00.11 – Социальная философия.


^ 2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)

1-3 годы аспирантуры; вид отчетности – экзамен кандидатского минимума.
^

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


180/5

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

0

в том числе:




лекции

0

семинары

0

практические занятия

0

^ Самостоятельная работа аспиранта (всего)

180

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

0

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

180



^ 2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа

1

^ Культура как предмет философского знания

4

0

0

0

2

^ История культуры и история знания о культуры

0

0

0

14

3.

^ Классическая философия культуры

0

0

0

70

3.1

Классическая модель культуры: гуманизм-рационализм-историзм

0

0

0

12

3.2

Просветительская философия культуры

0

0

0

10

3.3

Философия трансцендентального идеализма как философия культуры (И. Кант)

0

0

0

8

3.4

^ Романтическая философия культуры

0

0

0

12

3.5

Проблематика культуры в философии Гегеля

0

0

0

8

3.6

Историко-материалистическая философия культуры

0

0

0

12

3.7

Позитивистская философия культуры

0

0

0

8

4.

Постклассическая философия культуры

0

0

0

96

4.1

Аксиологическая философия культуры (неокантианство Баденской школы)

0

0

0

10

4.2

^ Символическая философия культуры

0

0

0

12

4.3

«Философия жизни» как неоромантическая философия культуры

0

0

0

10

4.4

Экзистенциалистская философия культуры

0

0

0

8

4.5

Философия культуры русской религиозной метафизики начала XX в.

0

0

0

10

4.6

Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)

0

0

0

8

4.7

Психоаналитическая философия культуры

0

0

0

8

4.8

Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа)

0

0

0

6

4.9

Структуралистская и постструктуралистская философия культуры

0

0

0

8

4.10

Философия культуры постмодерна

0

2

0

8

4.11

^ Философия культуры на пороге XXI века

0

2

0

4




Итого:

2

4

0

172


^ 2.3. Лекционный курс. (4 часа)

Тема 1. Культура как предмет философского знания

Граница между научным и философским знанием о культуре (культурология и культурфилософия). Философия культуры как культур­ное самосознание европейского человека. Место философии культуры в системе философских дисциплин. Культура как ценность (идея) и как понятие. Философия культуры как онтология и теория познания культу­ры. Основные этапы становления культурфилософского знания - класси­ческий и постклассический (современный).

^ Тема 2. История культуры и история знания о культуре.

Предпосылки этого знания в философии античного и средневекового общества. Евро­пейская культура как синтез античной и христианской традиции. «От­крытие культуры» - «реабилитация» античной (языческой) культурной традиции в глазах средневекового (религиозно-ориентированного) чело­века: эпоха Возрождения. Понятие «секуляризация культуры» (отделе­ние культуры от культа). Гуманизм («открытие человека») - исходное ос­нование культурфилософского знания. Границы человеческого суще­ствования в мире как границы культуры. Осознание этих границ в пе­риод от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения.

Тема 3. Классическая философия культуры

^ 3.1. Классическая модель культуры: гуманизм-рационализм-историзм

Общая характеристика классического гуманизма, рационализма и историзма в качестве базовых элементов истолкования культуры в класси-ческой философии Нового времени. Антропоцентристская и европоцен­тристская конструкция классической модели культуры. Основные оппози­ции классической модели культуры: естественное и искусственное, циви­лизация и культура, личное и общественное, традиция и творчество.

    1. ^ Просветительская философия культуры

Просветительский «культ разума». Культура как разумность че­ловека. Критика авторитета и традиции («предрассудков»). «Энциклопе­дия» Дидро и Даламбера - теоретико-культурная программа Просвеще­ния. Культура и природа: культура как «разумная природа». Антимета- физическая направленность и натурализм просветительского сознания. Стремление к счастью (Эвдемонизм) и «разумный эгоизм» - базовые ценности культуры. «Идея прогресса» как совершенствования человече­ского рода, ее историко-культурный смысл. Нравственная апология «естественного состояния» и критика цивилизации (Ж.-Ж. Руссо). Руссоизм в России: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев. Масонство в споре с материализмом и вольтерьянством - столкновение двух концеп­ций Просвещения. Просветительская философия XIX века в России: П.Л. Лавров, его разделение цивилизации и культуры. «Просвещенческий» гуманизм В.Г. Белинского, идеи просвещения и «разумного миросозерцания» Д.И. Пи­сарева, историософские идеи «просвещенства» Н.Г. Чернышевского.

    1. ^ Философия трансцендентального идеализма как философия культуры (И. Кант)

Кантовская «критика разума» как всеобъемлющая философия культуры» (В. Виндельбанд): основания для такой оценки кантовской философии. Отношение Канта к Просвещению. Трансцендентальный метод обоснования науки, морали и искусства. Природа и свобода как условия возможности культуры. Моральная ценность культуры: полеми­ка Канта с Руссо относительно назначения и цели человеческой культу­ры. Культура как развитие природных человеческих задатков («культура умения») и моральное совершенствование человека («культура воспита­ния»), Социальный антагонизм как условие развития культуры. Кант о духовной ситуации своего времени: переход от цивилизации к «мораль­ному состоянию». Учение Канта о прекрасном и возвышенном. Антина­турализм и моральный утопизм кантовской философии культуры.

^ 3.4. Романтическая философия культуры

Классицизм и романтизм - основные культурфилософские и эс­тетические системы Нового времени. Хронологические, географические и дисциплинарные рамки романтизма. Особенности романтического сознания: критика просветительского «разума», апология средневековой культуры в противоположность античной, приоритет свободы над необходимостью, бесконечного над конечным, творчества над результа­том, автора над произведением, духа над разумом, индивидуального над всеобщим. Предтечи романтизма: 1) культура как воспитание гуманно­сти (И.Г. Гердер); 2) культура как «царство эстетической игры и видимо­сти», как синтез естественного и разумного (Ф. Шиллер); 3) пантеисти­ческие мотивы в творчестве Гете; 4) проблема свободы в философии Фихте; 5) творчество и свобода в философии Шеллинга. «Романтическая ирония» (Ф. Шлегель). Культура как «естествен­ное» и «искусственное образование» (соотношение природы и свободы в развитии культуры). Критика современной и идеал будущей культуры. Культура как историческая индивидуальность: открытие национальной культуры. Соотношение сознательного и бессознательного в культурном творчестве. История культуры как история литературы. Становление «наук о культуре». Романтическая философия культуры в России. Русские романтики 1820-30-х годов: В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырев. Романтическая крити­ка новоевровропейской цивилизации и русское славянофильство - цель­ность духа в противоположность западному рационализму. Критика рационализма (европейского зона) как опыт построения новой философии культуры. Православие как основа нового подхода к культуре и жизни. Судьба философии в качестве «судьбы всей умствен­ной жизни, всей культуры» (И.В. Киреевский). Ф. Степун о влиянии не­мецкого романтизма на философию культуры славянофилов. («Жизнь и творчество»). К. Леонтьев как предтеча неоромантического движения в России рубежа Х1Х-ХХ веков.

    1. ^ Проблематика культуры в философской системе Гегеля

Синтез разума и истории: попытка преодоления противополож­ности между Просвещением и романтизмом. Культура как «образование индивида»: его подъем от природной единичности к духовной всеоб­щности, выражающей тождество мышления и бытия. «Дух» как «субъект» и «субстанция» культуры, основные формы его становления - религия, искусство, философия. Культура в виде понятия - высшая фор­ма культурного развития. Диалектика как логика этого развития. Культу­ра в системе социально-политических координат: разделения труца, гражданского общества, государства. Абстрактное и конкретное, логиче­ское и историческое. Русское гегельянство. Усвоение идей Гегеля в России XIX века. Атмосфера философской культуры России 1830-х- 1840-х годов. Гегель­янские кружки (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский). Идея строительства культуры на путях, проложенных Западом. Ответствен­ность за историю, непосредственное влияние на жизнь культуры - ос­новные вопросы русской философской публицистики как особого типа философствования. Эстетический гуманизм В.Г. Белинского: от гегельянства к начат­кам философского персонализма. А.И. Герцен и тип русского гегельян­ства, вырастающего из французской культуры. Эволюция взглядов Герце­на: от раннего провиденциализма к пониманию истории культуры как са­мораскрытию абсолютного духа. Критика европейской культуры («С того берега»). Крушение панлогизма Гегеля и кризис секулярной идеологии. Позднее гегельянство. Разведение сферы познания и веры, культу­ры и церкви. Б.И. Чичерин: диалектика - «верховная философская нау­ка», движущая причина развития культуры. Идея абсолютного разума как основа понимания истории культу­ры Н.Г. Дебольского. Феномен культуры в системе «умеренного» гегельянства П. А Бакунина.

^ 3.6. Историко-материалистическая философия культуры

К. Маркс: «Общественный» и «всеобщий труд» - источник куль­туры. «Практика» и «отчуждение». Трудовая теория культуры. История как «самопроизводство человека» в процессе труда. Культура в соотно­шении с природой и обществом. Соотношение экономики, политики, культуры. Классовая природа культуры: формационный принцип члене­ния культурно-исторического процесса. Роль сознания в развитии куль­туры: культура и идеология. Культура в системе капиталистических от­ношений: понятие «духовного производства». Социальная база культу­ры: буржуазия, рабочий класс и интеллигенция. Культура и нации: на­циональное и интернациональное в развитиии культуры. Проблема культурного кризиса капитализма. Коммунизм как культурная альтернатива буржуазной и всей предшествующей цивилизации. Частное и индивиду­альное: «свободная индивидуальность» как основной результат и усло­вие культурного творчества. Свободное время как базовое условие буду­щей организации общественной жизни. Марксизм в России. Социально-практическая направленность философии «русского марксизма» 10-х - 20-х годов (Г.В. Плеханов, A. Богданов, A.B. Луначарский, М.Н. Покровский, И. И. Иоффе, H. Пунин и др.). Критика «умозрительного историзма» наук о куль­туре. Тотальная детерминированность культуры горизонтом практики. Замена категории «абсолютного» категорией «должного» и включение ее в систему реалий культуры. Сфера социального потребления как единственная сфера бытия культуры. Принципы монистического социокультурного единства и со­циологического детерминизма (Г.В. Плеханов). Зависимость культуры от формационного развития общества. Функциональный метод анализа культуры (И.И. Иоффе). Философия эмпириомонизма A.A. Богданова и его концепция пролетарской культуры. Развитие идеи пролетарской культуры Богдано­ва в трудах A.B. Луначарского, H.H. Пунина, Е.Н. Полетаева. Деятель­ность Пролеткульта и его критика В.И. Лениным и Л.Д. Троцким. Культурная революция как созидательная революционная сила («революция культурой» - В.И. Ленин). Понятие социалистической культуры.

    1. ^ Позитивистская философия культуры

Абсолютизация естественных наук в качестве образца для со­циального и гуманитарного познания. Методологический и онтологи­ческий натурализм. Наука - высший (позитивный) этап культурно-ис­торического развития, приходящий на смену теологическому и мета­физическому (закон «трех стадий» О. Конта). Утилитаристские истол­кования морали и культуры (И. Бентам). Культура и свобода частного лица (Д.С. Милль). Культурный эволюционизм и органицизм (Г. Спен­сер). Позитивизм как методология эмпирических наук о культуре. Русский позитивизм. Влияние позитивизма на опыт подчинения философии науке в России. О. Конт и философия культуры П.Л. Лав­рова, И.И. Лапшина, В.В. Лесевича. Научно-философское творчество В.В. Вернадского. Судьба поисков «научной философии» Н.Я. Грота. Социология культуры в русском позитивизме.

^ Тема 4. Постклассическая философия культуры

    1. Аксиологическая философия культуры (неокантианство Баденской школы)

Номотетические и идеографические науки. Генерализирующий (обобщающий) и индивидуализирующий методы познания. Культура как ценность. «Отнесение к ценности» - методологическая основа «наук о культуре». Понятие ценности как априорной нормы человеческой дея­тельности и особой метафизической реальности. Ценности как истори­ческие универсалии (против исторического релятивизма). Несовмести­мость ценностных суждений и оценок, т. е. логических операций и психологических реакций. Логико-методологическое обоснование «наук о культуре» как продолжение и развитие линии трансцендентального идеализма. Влияние Канта и неокантианства на развитие русской философ­ско-культурологической мысли. Многообразие форм русского неоканти­анства. Близость запросов русской философской мысли к ценностным установкам Баденской школы неокантианства. Культура как особая область «доопытного» бытия - сферы ценностей, где человек находит основания собственной жизни. Деятельность международного журнала по философии культуры «Логос». «Плюралистический трансцендентализм» Б. Яковенко, «метафи­зический мистицизм» С. Гессена, «философия абсолютного» Ф. Степуна. Культура как «бесконечное восхождение к идеалу» П.И. Новгородцева. Критика отдельных положений неокантианства в работах Е.Н. Тру­бецкого («Метафизические предположения познания»). В.Ф. Эрн: «Борь­ба за логос».

    1. ^ Символическая философия культуры

Марбургская школа неокантианства как обоснование возможности научного познания культуры в ее систематичности и историчности (Г. Ко­ген). Культура как символическая система. Эрнст Кассирер. «От критики разума к критике культуры». Природа символа и понятие символической формы. Принцип систематизации символических форм. Проблема языка, мифа и сознания в качестве символических образований. Человек и культура. Определение человека в терминах человече­ской культуры. Примат структурного подхода к анализу культуры по от­ношению к исторической точке зрения. Культура как целостность. Фило­софия в поисках основополагающего единства мира культуры. Символизм как проявление русского неоромантизма начала XX ве­ка. А. Белый. Символизм и религиозная метафизика: П. Флоренский, Вяч. Иванов. Символизм и феноменологическая диалектика А.Ф. Лосева.

    1. «Философия жизни» как неоромантическая философия культуры

«Философия жизни» как обоснование культуры с позиции не ра­зума, а жизненной ситуации человека. Культура перед лицом мира «как воли» (А. Шопенгауэр). Культуроборчество («переоценка всех ценно­стей») Ф. Ницше: переосмысление античного («дионисийское» и «апо- лоновское» в греческой культуре, «проблема Сократа») и христианского («смерть Бога», разоблачение морали, апология нигилизма, тема сверх­человека и вечного возвращения) культурного наследия. «Философия жизни» как герменевтика (теория познания) культу­ры. Герменевтика - искусство понимания чужой индивидуальности (Шлейермахер). «Критика исторического разума» В. Дильтеем: обосно­вание историчности человеческой жизни и герменевтики как метода поз­нания исторических наук. Проблема «герменевтичекого круга». «Философия жизни» как осознание «трагичности» культуры перед лицом жизни. Г. Зиммель о «конфликте современной культуры». О. Шпен­глер о судьбе европейской («фаустовской») культуры на ступени цивили­зации. Диагноз состояния западной культуры в «массовом обществе» (Ор­тега-и-Гассет). Влияние «философии жизни» на состояние русской философской мысли. «Воля к жизни» и «воля к культуре» как признаки цивилизации и культуры в работе H.A. Бердяева «Смысл истории». Критика орудий­ной цивилизации М.О. Гершензоном. Спор о культуре и жизни в «Пере­писке из двух углов» Вяч. Иванова и М О. Гершензона.

    1. ^ Экзистенциалистская философия культуры

Существование человека в мире - главная тема философии куль­туры экзистенциализма. Конечность, рациональная невыводимость, выхождение за собственные пределы (самоконструирование) - основные черты экзистенции, человеческого бытия. К. Ясперс: человек в ситуации исторического мира. Историчность и необъективируемость экзистен­ции, ее связь с разумом и коммуникацией. Проблема «осевого» времени и «философской» веры. Ж.-П. Сартр: человеческое бытие как «свобода» и как «ничто». Одиночество человека в мире: «ад - это другие». Экзи­стенциализм как гуманизм, его отличие от классического гуманизма. М. Хайдеггер: поворот от культурно-исторической герменевтики к гер­меневтике бытия. Аналитика бытия: «здесь-бытие», «бытие-в-мире» и «бытие-с-другими, «бытие-к-смерти», бытие и время. Бытие и сущее: попытка преодоления западной метафизики. Язык как «дом бытия». Тех­ника, наука, искусство в интерпретации позднего Хайдеггера. Экзистен­циализм как осознание глубокой кризисности и трагичности человече­ского существования в эпоху торжества рационалистической мысли и научно-технического прогресса. Русский экзистенциализм. Романтическая духовная установка A. Бердяева и экзистенциализм. Творчество и объективация. Примат свободы над бытием. Персоналистическая метафизика Н. Бердяева. Ир­рационализм Л.И. Шестова. Критика теоретического и этического ра­ционализма. Сверхрациональная природа бытия. Философия как путь приближения к подлинному бытию. Философия трагедии Л. Шестова.

    1. ^ Философия культуры русской религиозной метафизики начала XX века

Концепция всеединства Вл. Соловьева и новая «утопия религиоз­ной общественности» первой четверти XX века (С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, П.А. Флоренский, C.JI. Франк, JI.H. Карсавин, В.Ф. Эрн и др.). Коллективные творческие проекты, воплощенные в сборниках «Вехи», «Из глубины». Концепция кризиса классической культуры в русской ре­лигиозной метафизике как исходная позиция собственной философии культуры. Рождение метафизики культуры и идеи эсхатологического ра­звития общества. Культура как воплощение духовного всеединства мира и условие рождения личности. Диалектика личностного и всечеловече­ского в духе, воплощенном в культуре (H.A. Бердяев). Культура как путь приобщения к духовной сущности мира.

    1. ^ Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)

Герменевтика как «опыт» существования человека в мире. Роль «предрассудков» (традиции) в формировании человеческого опыта: по­лемика с Просвещением. Понимание прошлой культуры как способ су­ществования в собственной культуре. Процедура интерпретации текста как рождение нового смысла. Язык как посредник между разными куль­турами, как условие их диалога.

    1. ^ Психоаналитическая философия культуры

Происхождение культуры в свете психоанализа. Теоретические основания культурогенеза 3. Фрейда. Понятие онтологического бессоз­нательного. Сверх-Я и представление об идеале. Бессознательное - кон­цепт объяснения истории культуры. Трагическое противостояние лично­сти и культуры. Формы культурной деятельности как продукты сублима­ции первичных инстинктов. Религия и искусство - культурные формы разрядки социальных напряжений («Недовольство культурой»). Борьба между Эросом и Танатосом и судьба культуры. Репрессивная функция культуры: подавление инстинкта агрессии и разрушения. Три важней­ших этапа рождения-смерти сущностной системы «человек-культура» Основные методологические принципы изучения культуры: историзм, критицизм, амбивалентность. Методология контроля за мерой репрес­сивности культуры («метапсихология»). Развитие культурфилософской проблематики в творчестве постнео­фрейдистов (К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм). Психологический онтологизм русской философии. Основные этапы российской рецепции психоанализа как феномена научной и фи­лософской мысли. С. Франк. «Психоанализ как мировоззрение». Ис­пользование теоретических подходов психоанализа к рассмотрению раз­личных феноменов культуры, взаимоотношению личности и культуры в работах отечественных ученых (А.Р. Лурия, М. Вульф, Н. Осипова, С. Шпильрейн). А.М. Пятигорский «О психоанализе из современной России».

^ 4.8. Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа)

Критическая теория общества как путь выявления сферы культу­ры. Философия в качестве способа самопознания культуры, ее истока и тайны (Г. Маркузе. «Философия и критическая теория»). Оценка Просвещения Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Анализ фе­номена философии в культуре у М. Хоркхаймера. Критика инструмен­тального разума. Идея кризиса буржуазного общества и элитарности культуры. Проблема культурной индустрии. Концепция «счастливого сознания» одномерного человека Г. Маркузе. Эрос против цивилизации и одномер­ности человеческого существования в обществе. Проблема соединения философии и искусства в философии куль­туры франкфуртской школы. Идея трансформации статуса культурной ценности и забвения традиций в культурфилософии В. Беньямина. Проблема «новой общественности» и «коммуникативного разу­ма» в работах Ю. Хабермаса. Критическая теория как одна из попыток соединения «экзистенциальных» проблем с теорией марксизма. Философия культуры франкфуртской школы как путь социально­го эскапизма.

^ 4.9. Структуралистская и постструктуралистская философия культуры

Структурализм как философия и методология науки XX века. Структурная антропология Клода Леви-Стросса - философская основа структурализма. Роль бессознательного в научной методологии К. Леви- Стросса. Культура как проекция универсальных законов, регулирующих бессознательную основу человеческого разума. Структурный психоанализ Жака Лакана. Структуралистский те­зис «смерти человека». От структурализма к постструктурализму: Ми­шель Фуко. Проблема власти и репрессии в археологиях М. Фуко. Ролан Барт структуралистского периода. «Сущность дискурсивных практик». Философские основы семиологического анализа культурных фактов. Деконструктивизм Жака Деррида. «Против западноевропейской метафизики». Деконструкция текстов гуманитарной культуры как способ выявления в них базовых понятий бытия. Уничтожение центрального по­ложения Запада в качестве традиционного ядра современной культуры. Понятие эпистемы как общего пространства знания, сети отноше­ний между «словами» и «вещами», сферы формирования специфическо­го языка различных культурных эпох. Постструктурализм Ж. Делеза, Ф. Гваттари - проблема ризомати- ки культуры. Философско-историческая концепция шизоанализа («Ка­питализм и шизофрения»). Относительность методологических границ структурализма и постструктурализма в философской интерпретации культуры.

^ Тема 5. Философия культуры постмодерна

Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззрен­ческих установок постренессансной культуры. Отрицание классическо­го способа теоретизирования, формирование радикально нового типа культурфилософской рефлексии в рамках постмодернизма. Зависимость человека от априорно заданного культурно-исторического мира. Плюрализм смыслов, смысловых предпосылок и интер­претаций потерявшего прозрачность мира. Плюрализация жизненных стилей. Стирание пространственных и временных границ между видами и формами культурной деятельности. Понятие интертекстуальности. Лингвистическая методология как основа сближения различных культурфилософских учений постмодернистской ориентации. Претен­зия структурализма и постструктурализма на наиболее полное выраже­ние духа постмодернизма. Постмодернизм как бесконечная комплектация культурных вари­антов духа предшествующих эпох. Дискуссия о постмодернизме в России: постмодернизм и архаика. Постмодернизм как завершение миссии постклассической куль­туры XX века.

^ Тема 6. Философия культуры на пороге XXI столетия

Трактовка культуры (ее общественной роли и содержания) в со­временных теориях и моделях постиндустриального, информационного и глобального общества. Понятие «культурного капитала» и его значе­ние в процессе формирования нового типа производительного работни­ка. Культура в контексте всеобщей информатизации общества и создания глобальных информационных сетей. Понятие «виртуальной культуры». Судьба национальной культуры в глобализирующемся мире. Возможные формы международного культурного сотрудничества и диалога в обще­стве XXI века. Основные ценности и приоритеты в культуре XXI века: защита природной среды, культурная экология и сохранение культурно­го наследия, обеспечение равного для всех права на свободный доступ к информации и индивидуальное самовыражение, предотвращение угро­зы «столкновения цивилизаций» и межнациональных конфликтов на почве противостояния религий и культур. Проблема культурного много­образия и единства в глобализирующемся мире. Образ человека в куль­туре нового века: что сулит она человечеству и каждому из нас?


^ 2.4. Практические (семинарские) занятия. (4 часа)


Тема 1. Философия культуры постмодерна (2 часа)


  1. Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззрен­ческих установок постренессансной культуры.

  2. Плюрализм смыслов, смысловых предпосылок и интер­претаций потерявшего прозрачность мира. Плюрализация жизненных стилей.

  3. Стирание пространственных и временных границ между видами и формами культурной деятельности. Понятие интертекстуальности.

  4. Лингвистическая методология как основа сближения различных культурфилософских учений постмодернистской ориентации.

  5. Дискуссия о постмодернизме в России: постмодернизм и архаика. Постмодернизм как завершение миссии постклассической куль­туры XX века.


Литература основная


  1. Культурология : Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча .— 13-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

  2. Культурология : учебник для вузов / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана .— М. : Высшее образование, 2008.

  3. Культурология. ХХ век : Энциклопедия / Гл.ред., сост: Левит С.Я. – Т.2: М-Я .— 1998.

  4. Культурология. ХХ век : Словарь / Гл.ред. Левит А.Я. — СПб. : Университетская книга, 1997.

  5. Антология культурологической мысли / авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов .— М. : Изд-во РОУ, 1996.

  6. Постмодернизм : Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко .— Минск : Интерпрессервис: Кн.дом, 2001 .— 1040с. — (Мир энциклопедий) .— 3.


Литература дополнительная


  1. Ильин, Илья Петрович. Постмодернизм : Словарь терминов .— М. : Intrada, 2001 .— 384с. — 2.

  2. Интерпретация в культуре : Сборник статей / Ред.-сост. И.А.Кузьмина .— СПб. : РИК РИИИ, 2000 .— 167с. —1.

  3. История отечественной культуры 20 века. Ч.1 .— 2000 .— 293 с. — 1.

  4. Коллин, Мэттью. Измененное состояние : История экстази и рейв-культуры / М. Коллин в соавт. с Д. Годфри ; [Пер. с англ. И. Шебукова] .— 2-е изд., доп .— М. : Ультра. Культура, 2004 .— 357с : ил .— 2.

  5. Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века : Форум немецких и российских исследователей / Под ред. К. Аймермахера; Г. Бордюгова; И. Грабовского .— М. : АИРО-ХХ, 2002 .— 480с. – 3.

  6. Кутырев, Владимир Александрович. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев .— М. : Прогресс-Традиция, 2001 .— 240с. — 1.

  7. Лексикон нонклассики. Художественно - эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова .— М. : РОССПЕН, 2003 .— 607с. — (Summa culturologiae).— 1.

  8. Лелеко, Виталий Дмитриевич. Пространство повседневности в европейской культуре .— СПб. : С.-Пб.ун-т культуры и искусств, 2002 .— 320с. – 2

  9. Мириманов, Виль Борисович. Изображение и стиль : Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х .— М. : Российск.гос.гуманит.ун-т, 1998 .— 80с. — (Чтения по истории и теории культуры; Вып.23) .— 1.

  10. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / Гл.ред. и сост. Гальцева Р.А. — М.-СПБ. : Университетская книга, 2000 .— 640с. — (Культурология ХХ века/ Гл. ред С.Я.Левит) .— 4.



Тема 2. Философия культуры на пороге XXI столетия (2 часа)


  1. Трактовка культуры (ее общественной роли и содержания) в со­временных теориях и моделях постиндустриального, информационного и глобального общества.

  2. Культура в контексте всеобщей информатизации общества и создания глобальных информационных сетей. Понятие «виртуальной культуры».

  3. Проблема культурного много­образия и единства в глобализирующемся мире.

  4. Образ человека в куль­туре нового века: что сулит она человечеству и каждому из нас?


Литература основная


  1. Антология культурологической мысли / авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов .— М. : Изд-во РОУ, 1996 .— 352 с. — 10.

  2. Ильин, Илья Петрович. Постмодернизм : Словарь терминов .— М. : Intrada, 2001 .— 384с. — 2.

  3. Культурология : Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча .— 13-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007 .— 570, [1] с. — (Высшее образование) .— (Реком. МО). – 52.

  4. Культурология : учебник для вузов / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана .— М. : Высшее образование, 2008 .— 566 с. — (Университеты России) .— (Реком. НМС) .— 5.

  5. Культурология. ХХ век : Энциклопедия / Гл.ред., сост: Левит С.Я. -- Т.2: М-Я .— 1998 .— 447с. — 1

  6. Культурология. ХХ век : Словарь / Гл.ред. Левит А.Я. — СПб. : Университетская книга, 1997 .— 640с. — (Культурология. ХХ век) .— 1.


Литература дополнительная


  1. Интерпретация в культуре : Сборник статей / Ред.-сост. И.А.Кузьмина .— СПб. : РИК РИИИ, 2000 .— 167с. —1.

  2. Коллин, Мэттью. Измененное состояние : История экстази и рейв-культуры / М. Коллин в соавт. с Д. Годфри ; [Пер. с англ. И. Шебукова] .— 2-е изд., доп .— М. : Ультра. Культура, 2004 .— 357с : ил .— 2.

  3. Культура и власть в условиях коммуникационной революции ХХ века : Форум немецких и российских исследователей / Под ред. К. Аймермахера; Г. Бордюгова; И. Грабовского .— М. : АИРО-ХХ, 2002 .— 480с. – 3.

  4. Культура "своя" и "чужая" : Материалы междунар. интернет-крнференции, проходившей 16 сент.-16 нояб. 2002 г. на информационно-образовательном портале WWW.AUDITORIUM.RU / Под общ. ред. И.М. Быховской; Под ред. О.И. Горяиновой .— М., 2003 .— 256с. – 3.

  5. Кузнецов, В.Н. Геокультура : Основы геокультурной динамики безопасности в мире ХХI: Культура - Сеть .— М. : Книга и бизнес, 2003 .— 632с. — (За нашу и вашу безопасность) .— (Приложение к журналу "Безопасность Евразии") .— 1.

  6. Кутырев, Владимир Александрович. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырев .— М. : Прогресс-Традиция, 2001 .— 240с. — 1.

  7. Лелеко, Виталий Дмитриевич. Пространство повседневности в европейской культуре .— СПб. : С.-Пб.ун-т культуры и искусств, 2002 .— 320с. – 2

  8. Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США / Гл.ред. и сост. Гальцева Р.А. — М.-СПБ. : Университетская книга, 2000 .— 640с. — (Культурология ХХ века/ Гл. ред С.Я.Левит) .— 4.

  9. Параллельная культура : Интегративное направление в современной российской культуре / Сост.Грибков В.С. — М. : СМЫСЛ, 1999 .— 63с. — 1.

  10. Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов .— М. : Едиториал УРСС, 2002 .— 448с. — 1.


^ 3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний


3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

  • библиография по проблемам философии культуры

  • публикации (в том числе электронные) источников по философии культуры;

  • научно-исследовательская литература по актуальным философским проблемам культуры.

Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.


^ 3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх