Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства icon

Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства


8 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа декоративно-прикладного творчества «Мастерская Чудес»...
Программа дисциплины дпп. Ф...
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные...
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные...
Положение о проведении III международного конкурса выставки изобразительного искусства и...
Конкурс чтецов. Выставка работ декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства...
Программа дисциплины опд...
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок изобразительного искусства...
Образовательная программа кружка «Волшебный крючок». Направление: образовательная...
Урока по технологии в 5 классе Тема : «Виды декоративно-прикладного искусства...
Образовательная программа «Цветы и дизайн» для учащихся среднего школьного возраста Педагог...
Экспресс-информация об итогах районной выставки декоративно-прикладного творчества и...



Загрузка...
скачать
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района

Чувашской Республики


Образовательная программа

дополнительного образования детей

Кружок декоративно-прикладного искусства




Педагог дополнительного образования

Васильева О.В.

Возраст детей: 12 -15 лет

Срок реализации: 2 года


УРМАРЫ - 2007

Введение

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и метериалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоротивно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные тусса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.


Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.


Н. Майоров.


Пояснительная записка.


Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.

  • Формирования у учащихся целостной картины мира.

  • Развития общей способности к творчеству.

  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.


Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.


Задачи программы


Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.


Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.



Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.



Структура программы

Программа кружка «Подарочек» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой

  2. Роспись

  3. Лепка

  4. Работа с тканью

  5. Творческий проект

  6. Выставки, экскурсии, праздники.



Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз

  2. воплощение в материале

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 5-6 классов, второго года обучения – 7-8 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.


Характеристика ожидаемых результатов.


В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения уч-ся должны получить

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

  • о чувашских народных промыслах;

  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;

  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;

  • о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;

  • о вышивке лентами;

  • о проектной деятельности.


умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

  • вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;

  • работать в программе Power Point.



В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 2– го года обучения учащиеся должны получить


знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;

  • расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

  • об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном;

  • о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;

  • о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке;

  • о работе с соленым тестом;

  • о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.


умения:

.

  • трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;

  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);

  • свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;

  • лепить разными способами;

  • привлекать к работе над орнаментом произведения чувашских мастеров;

  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;

  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;

  • работать в программе Pablisher.



^ Учебно-тематический план

I год обучения (72 часа)

^ Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

^ Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

^ Работа с бумагой

a)Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация;

б) Бумагопластика или объемное конструирование



4


6



1


1



3


5

3.

^ Роспись по дереву.

Городецкая роспись


12


2


10

4.

^ Художественная обработка ткани.

a)Аппликация из ткани;

б) Вышивка лентами



10


10



2


2



8


8

5.

^ Лепка. Глина

a)Дымковская игрушка

б) Гжельская керамика


10


10


2


2


8


8

6.

^ Творческий проект


4


2


2

7.

Выставки, экскурсии, праздники.


4


-


4




ИТОГО:

72

15

57



II год обучения (72 часа)


^ Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

^ Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой

a)Работа с гофрокартоном

б) Папье-маше


6


4


1


1


5


3

3.

^ Роспись по дереву.

Золотая хохлома



12


2


10

4.

^ Художественная обработка ткани.

a)Декоративные куклы

б) Вышивка лентами



12


12



2


2



10


10

5.

^ Лепка. Соленое тесто

a)Плоскостные композиции

б)объемные композиции



8


8



2


2



6


6

6.

^ Творческий проект

4

2

2

7.

Выставки, экскурсии, праздники.


4


-


4




ИТОГО:

72

15

57



^ Содержание Программы


I год обучения (72 часа)


Вводное занятие (2 часа)


Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».


^ Работа с бумагой (10 часов)


I. Плоскостные композиции из бумаги . Аппликация. (4 часа).

Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания.

Знакомство с техникой аппликации народных мастеров Украины, Польши («вырезанки».)

Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Клоуны».

^ II. Бумагопластика или объемное конструирование (6 часов).

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

Беседа: «Вологодское кружево».

Творческая работа: Панно «Вологодское кружево» (из полосок бумаги).


^ Роспись по дереву (12 часов)


Городецкая роспись.

Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.

Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).

Творческая работа: «Роспись разделочной доски».


Художественная обработка ткани (20 часов)


^ I.Аппликация из ткани (10 часов)

Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.

Беседа: «Из истории Древнего Египта».

Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».


^ II.Вышивка лентами (10 часов)

Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурной шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».

Творческая работа: панно « Букет».


Лепка (20ч)

Глина


^ I. Дымковская игрушка (10ч)

Сведения о глине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) Дымковская роспись: волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка.

Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т.п.)

Твор.раб.: «Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись).


^ II. Гжельская керамика (10ч)

Искусство Гжели. Инструменты и приспособления. Роспись «Мазок на одну сторону» или «Мазок с тенями», «Сеточка».

Упражнения: способы лепки посуды 1)заготовки – лепёшки, доведение их до формы тарелочки, чашки; 2)заготовки – жгутики; 3)заготовке шаровидной формы: выбирание глины стекой.

Творческая работа: «Керамическая посуда Гжели» (лепка и роспись).

^ Проект (4ч)

Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.

Работа по программе Power Point.

Творческая работа: Компьютерная презентация «Проект» (по теме ДПИ).

Создание и защита.

^ Выставки, экскурсии, праздники (4ч).

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.


II год обучения (72ч)


^ Вводное занятие (2ч).


Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.


^ Работа с бумагой (10ч).


I.Работа с гофрокартоном (6ч)

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.

Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика.

Знакомство с государственной Чувашской символикой.

Творческая работа:«Герб моей семьи».

^ II. Папье-маше (4ч).

Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.

Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.

Беседа: «Посуда в твоем доме».

Творческая работа: Изготовление шара и тарелки.


^ Роспись по дереву (12ч).

Хохломская роспись.

Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.

Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).

Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».

Художественная обработка ткани (24ч).

^ I.Декоративные куклы (12ч)

Кукла – образ живого человека. Разнообразие кукол.

Чувашский национальный орнамент. Древние образы в нарядном искусстве.

Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку.

Творческая работа: Изготовление сшивной куклы в чувашском нарядном костюме с использованием для украшения вышивки, бисера, бус, тесьмы.

^ II. Вышивка лентами (12ч)

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза. Создание схем узоров.

Творческая работа: «Панно розы».

Лепка (16ч). Соленое тесто.

^ I.Плоскостные композиции (8ч)

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

Стилизация форм. Создание эскизов.

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».

^ II. Объемные композиции (8ч).

«Искусство России. Скульптура». Беседа.

Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного.Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)

Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»


^ Проект (4ч).

Работа по программе Publisher.

Твор.раб.: Домашний сайт по теме ДПИ.

Создание и защита.


Выставки, экскурсии, праздники (4ч)

«Чувашский национальный костюм» - экскурсия на Урмарскую швейную фабрику «Паха-тере».

«Умелые руки не знают скуки» - конкурс мастериц.


Список литературы.


1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.

3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.

6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г.

7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г.


Тема: Знакомство с проектной деятельностью на занятиях художественного кружка.

Проект «Новогодний сувенир»


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с последовательностью (этапами) выполнения проекта.

  2. Совместно с учащимися разработать и выполнить проект.

  3. По проекту изготовить изделие.

  4. Развивать творческую активность учащихся.

  5. Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.


На доске: Название темы, сувениры-магниты.

Цели проекта:

  1. Оценить свои возможности в области проектной деятельности.

  2. Разработать и выполнить проект.

  3. По проекту изготовить изделие.

  4. Оценить проделанную работу.


Этапы проекта:

  1. Обоснование проблемы и потребности.

  2. Разработка идей, вариантов.

  3. Составление схемы обдумывания.

  4. Выбор оптимального варианта.

  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.

  6. Технологическая последовательность.

  7. Экономическое обоснование.

  8. Экологическое обоснование.

  9. Реклама.

  10. Защита проекта.


Материалы и оборудование: ММП, Слайды «Новогодний сувенир», соленое тесто, разделочные доски, баночки для воды, ножи, кисточки и др.


^ ХОД УРОКА


I.Теоретическая часть.

Девочки! Нас окружает много вещей. Одежда, мебель, книги и др. Вы когда-нибудь задумывались о том какой они прошли путь, чтобы попасть сюда?

Возьмем, например, платье. Сколько этапов надо пройти, чтобы оно было готовым одето на вас? 1)нужно собрать хлопок, 2)изготовить ткань, 3)нанести рисунок на ткань, 4)придумать модель платья,5)сшить платье, 6)продать платье.

Т.е. изделие вначале проектируется, а потом изготавливается по проекту.

Проектирование, проект. Что это такое?

Проект – разработанный план какого-нибудь устройства, изделия.

Проект может состоять из отдельных частей, например, рисунков, чертежей, расчетов, результатов исследования и т.д. Проект можно выполнять одному, группой, коллективом.

Проекты могут быть из разной области науки: биологии, экологии, технологии и др.

Давайте вместе с вами изготовим проект к новогоднему празднику.

Этапы проекта:

  1. Организационно-подготовительный

  2. Технологический

  3. Заключительный (защита)


1. Обоснование проблемы. Скоро Новый год. А на Новый год принято дарить подарки.

2.В схему обдумывания можно включить множество различных пунктов. Например, социологический опрос, мода, история и др. Также охрана труда и т.п. Какие бы вы предложили идеи, связанные с новогодними поздравлениями?

3-4. Разработка идей, вариантов и выбор оптимального варианта. Можно выразить в сравнительной таблице и обосновать.

5.Выбор инструментов, приспособлений, инструментов. Перечисляете основные инструменты и приспособления.

6.Технология изготовления. Лучше изготовить технологическую карту.

7.Экономический расчет нам нужен для того, чтобы мы знали, сколько нужно затратить денег на это изделие или иное изделие.

8.Экологическое обоснование – вредно или полезно наше изделие.

9.Реклама – «двигатель» торговли. Может включать в себя:

  1. Товарный знак фирмы (логотип).

  2. Наименование изделия, его назначение.

  3. Несколько рекламных фраз.

Например, Магазин «Талисман» производит Н.Г. распродажу сувениров с 50% скидкой и желает своим покупателям:

Пусть дарит год Свиньи удачу,

Счастливым станет жизнь, богаче,

Друзей улыбки сердце греют,

Мечты сбываются скорее!

^ II. Практическая часть урока.

Девочки по технологической карте делают Н.Г. сувенир – макет «Поросенок»

Текущий инструктаж :ТБ при работе с ножом – резаком.

III. Заключительная часть урока. Анализ выполненной работы.


^ ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Изучение техники росписи по дереву

мастеров Городца.


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучение приемов кистевых письма городецских мастеров. Развитие навыков и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Городца.

^ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА: изделия городецких мастеров, иллюстрации работ городецких мастеров, таблицы с изображением элементов городецкого орнамента, кисти, краски, бумага.

^ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ КРУЖКОВЦЕВ: белила, гуашь или акварель, круглые кисти, палитра, бумага с водой, лоскут ткани для протирания кисти, два прямоугольных листа бумаги.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2 Беседа: «Городец – центр народного художественного промысла, (история его развития, народные умельцы, их работы)» Рассказ сопровождается показом дипозитивов, фотоматериалов, открыток и таблиц.

3 Показ преподавателем приемов городецкого письма.

4 Упражнения кружковцев в исполнении элементов городецкой росписи.

5 Проверка руководителем выполненных работ.

6 Анализ работы.

7 Задания на дом.

8 Уборка рабочих мест и помещения.


Начать беседу с ребятами следует с описания городецких изделий. Изделие городецких мастеров настолько своеобразны, красочны и самобытны, что не уступают по красоте племенной хохломе с ее чарующим золотым блеском. Городецкая роспись, возникшая приблизительно во второй половине XIX в. В деревнях по реке Узоле, получила название по месту сбыта изделий народных мастеров – старинному селу Городцу. Основанному еще в 1152 году Юрием Долгоруким. В XVII веке в этих местах начал развиваться древнеобрабатывающий промысел. Местные жители делали из дерева посуду, игрушки, колыбели, сани, орудия труда (веретена, прялки). В одних селах изготавливали веретена, в других – прялки и донца прялок. У прялок расписывалось донце, поэтому надо объяснить ребятам, что донце – это место у прялки, на которое садиться пряха при работе. Наиболее известные села, изготавливавшие донца – Косково, Курцево, Хлебалха.

По декоративному оформлению донца делятся на четыре группы: резные, резные с инкрустацией, инкрустированные с подкраской; живописные.

Именно в такой последовательности развивался промысел в Городце.

В первой половине XIX веке резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи пришли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.

Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап. Который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой преварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия – прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два – три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющей или контрастный, а сверху свободным движением

нанесёт “оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы, заблоухают сказочные розы и нежные купавки. Придёт мастер по работе ещё один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городские цветы.

Очень интересно решались фигуры людей на городских изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги – брови, черточки – глаза, дуги – губы.

В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масленая краска стала применяться позже, только в начале XX в.

На этом занятии дети детально изучают принцип построения орнамента в работах городских мастеров, овладевают грамотой городского письма. Кружковцы учатся наносить на бумагу осевые цветные пятна (подмалевок), вначале отрабатывая только круговые движения. Учащиеся должны научиться брать нужное количество краски на кисть, чтобы её оказалось достаточно для нанесения одного цветного пятна.

После выполнения основного цветового пятна – подмалевка, ребята приступают к детальной разработке орнамента. Таблицы с образцами последовательного изготовления городского орнамента должны быть всегда перед глазами круговщиков; с их помощью каждый работает самостоятельно.

Для исполнения элементов необходимо научится “прикладывать” кисть вокруг намеченной основе – подмалевка. Для того кончиком кисти только слегка прикоснутся к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, быстро прикладывают и резко отрывают. В результате получается мазок широкий посередине и тонкий вначале и в конце. Завершением важным этапом в работе над созданием орнамента городских росписей является так называемая оживка. Оживка служит для создания выразительных элементов орнамента. Оживкой в работе является точки, разной вылечены, кружки, наносимые кистью поверх орнамента или близко к нему.

На заключительном занятии по теме проводится анализ выполнения образцов. Каждая работа кружковца рассматривается, прежде всего, с полной достоверностью передачи характерных особенностей типовых городских орнаментов, образец сопоставляется с таблицей. Учитывается тонкость, аккуратность исполнения. На обнаруженные недостатки следует сразу же указать, для того, чтобы кружковец смог исправить их к следующему занятию.

Домашнее задание. Отрабатывать написание изученного орнамента. Принести к следующему занятию два листа бумаги, затонированной охрой, краски, зарисовки.




Скачать 234.74 Kb.
оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер234.74 Kb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  4
средне
  2
хорошо
  3
отлично
  25
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх