И. В. Гете Вечный вопрос “как учить?” предстает сегодня в более конкретной форме: как обратиться не только к разуму ученика, его памяти, но к целостности личности, как возбудить в нем интерес к человеческой куль icon

И. В. Гете Вечный вопрос “как учить?” предстает сегодня в более конкретной форме: как обратиться не только к разуму ученика, его памяти, но к целостности личности, как возбудить в нем интерес к человеческой куль


Смотрите также:
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?"...
В. А. Сухомлинский Для учителя всегда актуален вопрос...
Культурное наследие как ядро культурной памяти и его роль в сохранении духовной целостности...
Рекомендации по оценке эффективности использования средств икт на уроке...
Сформулируем главные вопросы и дадим на них ответы: чему учить; как учить; кто будет учить...
Программа спецкурса «Фауст» Гёте как философское произведение. Москва...
Царь-Холод идет в Россию...
Внеклассное мероприятие: «Памяти А. С...
Программа курса «Секреты речи»...
«Соционика, ментология и психология личности»...
Анализ работы по созданию единого информационного образовательного пространства Центра...
Лекция 16



В.Н.Козлова,

учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №123»


СУБЪЕКТИВНЫЙ ДИАЛОГ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Каждый слышит только то, что понимает.

И.В. Гете

Вечный вопрос “как учить?” предстает сегодня в более конкретной форме: как обратиться не только к разуму ученика, его памяти, но к целостности личности, как возбудить в нем интерес к человеческой культуре во всем богатстве ее проявлений, как помочь ему выработать собственный способ бытия в культуре, в частности, литературе?

Отвечать на эти вопросы очень трудно, потому что нельзя знать заранее, что именно окажет воздействие - даже не на человека вообще, а на данную конкретную личность, потому что она связана с миром миллионами нитей на уровне сознательного и бессознательного, конкретного и абстрактного.

В конце каждого учебного года мы со старшеклассниками пытаемся отрефлексировать то, что произошло с нами за прошедший год. Результаты оказываются для учителя во многом неожиданными, каждый раз подтверждая открытую Ф.И.Тютчевым истину: “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...”

В этом году анкета для восьмиклассников содержала 6 вопросов:

1. Назовите произведение, которое вам понравилось больше всего. Объясните почему?

2. Назовите произведение, которое вам не понравилось. Почему?

3. Назовите произведение, которое вам вначале не понравилось, а после анализа его на уроке стало понятным и интересным?

4. Надо ли анализировать текст в единстве формы и содержания с привлечением литературоведческих терминов?

5. Что не нравилось мне на уроках?

6. Что на уроках мне нравилось больше всего?

Первой неожиданностью явилось то, что самым любимым произведение явилась повесть И.С.Тургенева “Ася” (назвали 19 из 27) и самым нелюбимым тоже “Ася”.(10 из 20). В чем же дело? Оказывается, понравилось произведение девочкам, которые рано повзрослели. Они объясняют свои симпатии следующими причинами: “я похожа на нее”, “я тоже зачастую не знаю, как себя вести в разных ситуациях”, “мне нравятся книги о любви”, “Ася близка мне своей противоречивостью, я иногда сама себя не понимаю”.

Не понравилась повесть, в основном, мальчикам. Они мотивируют это так: “нет событий, все описывается скучно”, “в повести ничего не происходит”, “много пейзажей”, “Ася какая-то непонятная”. Конечно, уж если 25- летний герой повести, влюбленный в Асю, не понимал ее, что говорить о 13-14 летних подростках?

Психологи уже давно выявили, что девочки в этом возрасте развиваются быстрее, чем мальчики и “ключом к проблеме развития мышления в подростковом возрасте является тот ... факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к ... абстрактному мышлению” от конкретного, к тому же происходит “перенос внимания подростка к своей внутренней жизни” (Л.С.Выготский).

Девочки, уже овладевшие абстрактным мышлением, увидели в повести богатую, сложную противоречивую внутреннюю жизнь главной героини и соотнесли ее со своей. Их субъективный опыт жизни совпал с опытом Аси, и она им стала близкой и понятной.

Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического, его внимание впервые начинает направляться на других лиц. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребенка раннего возраста, раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления. Слово становится не только средством понимания других, сколько средством понимания самого себя.

Мальчики, владеющие пока еще в большей степени конкретным мышлением, вообще не заметили чувств героев и увидели только скучные пейзажи и отсутствие событий, выраженных во внешних формах. Мир внутренних переживаний для них оказался непонятен.

Как же научить старшеклассников глубоко видеть и понимать искусство, главная цель которого, по мнению Л.Н.Толстого - “высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом?”. Как научить ребенка выразить себя, когда, как писал В.Г.Короленко “в душе есть тоже много непонятного говора, который не выразить грубыми словами...”

Учить ребенка понимать текст - значит добиваться того, чтобы изучаемый материал был уложен ребенком в собственную систему понятий и представлений о мире. “Именно образование понятий, считал Л.С.Выготский, - является основным ядром, вокруг которого располагаются все изменения в мышлении подростка”.

Исходя из этого, очень важно у старшеклассников сформировать и понятийный литературоведческий аппарат. На первых уроках в 8 классе мы обобщаем все понятия, которые были известны ранее, вместе приводим их в систему: идея произведения прослеживается через такие компоненты художественного текста, как герой, тема, композиция, сюжет, жанр, звуко-ритмическая оболочка, хронотоп, художественная речь.

Понятия не вводятся путем формального определения в процессе становления языка, они вырабатываются в ходе решения проблем. Памяток анализа художественного произведения существует множество в литературоведении. Главное, чтобы дети сами определили причинно-следственные связи и поняли, что выделение этих компонентов условно, каждый из них является частью единого целого. Самое трудное - научить видеть эту взаимосвязь и единство. Но это возможно, так как в этом возрасте открывается “целый мир глубоких связей..., мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между ее отдельными сферами...” для тех, “кто подходит к нему с ключом понятий” (Л.С.Выготский)

Сейчас много спорят о том, надо ли “анатомировать художественный текст”, “разбирать его на части”, “препарировать”, надо ли так наукообразно говорить о литературе? Мы с детьми на этот вопрос ответили “да” (25 из 27 учащихся).

Психология говорит, что “подростку, как правило, становятся доступны осмысленные взаимные отношения подобных абстрактных понятий” и что “типичной формой мышления детей интересующего нас возраста оказывается частичный синтез, т. е уяснение общего смысла картины” (Л.С.Выготский). А как же воображение, фантазия, творчество? Еще в 1901 году Т.Рибо указал, что переходная эпоха характеризуется тем, что кривая развития воображения, до сего времени шедшая отдельно от кривой развития разума, сейчас сближается с последней, проходя параллельно ей. А Л.С.Выготский сделал вывод о том, что “воображение подростка вступает в тесную связь с мышлением в понятиях... включается в систему интеллектуальной деятельности и начинает играть совершенно новую функцию в новой структуре личности подростка”.

А.С.Пушкин в свое время тоже писал об этом:

... Музыку я разъял, как труп. Проверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты.

(“Моцарт и Сальери”)

Но убить “живое слово” художника на уроке все-таки можно, если не соблюдать следующие правила:

1. Не диктовать детям свое видение и понимание художественного произведения, а вместе с ними устанавливать причинно-следственные связи, синтезировать части целого.

2. Отпустить детей на волю и разрешить им говорить все, что они думают, но научить их аргументировать свои мысли, иначе вырастут демагогами.

3. Не снижать оценки за неверные ответы и никогда не ставить “2” даже за абсурдные, алогичные, на ваш взгляд, ответы.

4. Всячески поощрять живую мысль, неожиданные ассоциативные ряды.

5. Радоваться вместе с детьми необычной мысли, которая расходится с общепринятым мнением.

6. Не требовать одинакового отношения к героям, проблемам, идеям и т.д. всех учащихся, а подчеркивать многообразие взглядов на мир, на человека.

7. Научить видеть и понимать многозначность и метафоричность слова. Это самое главное.

Результаты анкетирования показали, что, отвечая на 3 вопроса анкеты, четверо учащихся из десяти, не принявших повести И.С.Тургенева, после исследовательской работы на уроках поняли ее, и она им даже понравилась. Что произошло на уроке? Уже в начале урока Кирилл К. сказал, что повесть ему не понравилась, так как там много пейзажей и нет никаких событий. Все вопросительно посмотрели на меня. Многим понравилось, что замахнулись на авторитет великого мастера. Все ждали, что будет делать учитель. А я радостно согласилась с учеником и записала на доске вопрос: «Почему в повести много пейзажей и мало событий?» Чтобы проблема была осознана как таковая, она и возникнуть должна в сознании ученика как личная проблема, в процессе безуспешных попыток решения вопроса. Нельзя разорвать истину знания и истину состояния, т.к. только в состоянии некоторой взволнованности, открытости, любви и внимания можно испытать переживание, и только такое переживание становится основой целостного знания. Ученики, которые уже понимали, что ничего случайного в художественном тексте нет, стали размышлять, почему это так (стиль детских высказываний сохранен):

Жанна Т.

- Описаний природы в повести много, так как главный герой NN приехал в Германию из России. И ему интересно наблюдать за тем, что находится вокруг. Он много гуляет по городу и, естественно, любуется красотами.

Катя Г.

- Литературного героя ярче всего характеризуют поступки и речь. NN же ничего не делает, занятий, интересов у него нет никаких и поэтому И.С.Тургенев описывает пейзаж, чтобы показать внутренний мир героя. Он любит природу, романтичен. Чаще всего любуется лунным пейзажем, что говорит о его любви к одиночеству, но это одиночество его не тяготит, он им наслаждается, потому что молод и полон сил.

Оля З.

- Нет событий в повести потому, что их нет в жизни NN (кроме встречи с Гагиным и Асей). Замедленное течение повести передает такую же неторопливую жизнь главного героя, у которого нет даже цели в жизни, он никуда не торопится.

Настя Н.

- Для И.С.Тургенева важна жизнь не внешняя, а внутренняя, так как тема повести - первая любовь. Он показывает развитие чувств героев, а не внешние события.

Вова М.

- Я заметил, что в описании города преобладает стиль готический. На уроке МХК мы говорили, что он олицетворяет устремленность вверх, к небу, стремление к возвышенному. Ася живет высоко на горе, а NN - внизу, потому что он земной, не любит памятники старины и все необычное. Он обыкновенный, такой, как все. А Ася - натура сильная, способна любить по-настоящему.

Максим Д.

- А мне нравится NN, потому что у него много денег, он много путешествует, делает то, что хочет. А Ася мне не нравится, она двуличная и не умеет вести себя.

Здесь Кирилл К, задавший вопрос, не выдерживает и говорит:

- Я понял, почему так много пейзажей и мало событий, согласен с тем, что это оправданно, но мне все равно не понравилась повесть, потому что Ася какая-то непонятная и, вообще, герои любили друг друга и почему-то расстались.

Снова радуюсь возникшей проблеме, потому что мне не надо ее создавать искусственно. Ребенок увидел ее сам и вызвал интерес к ней одноклассников. Все ожили и стали приводить свои аргументы.

Маша А.

- Ася и NN - жертвы любви, им было суждено расстаться. Изначально Ася жила на одном берегу, а NN на другом. Хотя главный герой и переплывал через реку, но каждый раз он возвращался на свой берег. Ася и NN из разных миров, им не суждено быть одним целым, подобно тому, как двум берегам никогда не сойтись вместе. Даже если бы герои и остались вместе, они были бы несчастны, так как Ася не умеет любить вполсилы, а NN боится сильных страстей и всего необычного.

Ксения А.

- NN тоже не понимает Асю. Она представляется ему диким зверьком, что, конечно, влияет на их дальнейшие отношения. “Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!” NN не может оценить искренность и силу ее чувств и понять, что она ведет себя как “хамелеон”, потому что не знает, как вести себя в присутствии молодого человека, которого она полюбила, а полюбила она впервые.

Регина Н.

- Если внимательно прочитать текст, то можно сразу увидеть, что герои не будут вместе. Будущая трагедия чувствуется в каждом слове.

После первого посещения NN Гагиных Ася крикнула ему: “Прощайте!” Именно “прощайте”, а не “до свидания”, хотя она знала, что завтра увидит его. Это слово является вестником будущего героев, их расставания навсегда. Перед тем, как попрощаться, Ася сказала: “Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!”. Лунный столб является символом связи человека и Вселенной, единства земного и небесного. NN бессознательно разрушает свое будущее, “разбивает” любовь, а вместе с тем свою жизнь, и жизнь Аси.

На следующий день встреча произошла на “развалинах”, то есть остатках феодального замка. Ася ищет рыцарскую любовь, как дама средневековья, она бросает брату ветку “гераниума” со словами: “Вообрази, я дама твоего сердца. Почему встреча происходит на “развалинах”, а не на лужайке?” Это тоже предсказание будущего их отношений.

Последняя встреча происходит в маленькой “темной” комнатке ночью, а не в светлой зале, потому что это их последняя встреча, у этой любви не будет продолжения.

На протяжении всего свидания NN говорит: “Я должен... нам должно...”. В нем говорит разум, а не чувства. Не дав развиться чувству, он обрек себя на холодную, одинокую жизнь.

Художественный текст - знаковая система, набор символов. Символ же имеет бесконечное множество смыслов, поэтому восприятие текста - бесконечный процесс. Каждый человек воспринимает символ по-своему и поэтому двух одинаковых прочтений произведения не может быть.

Больше всего радуют ответы, когда ученик выстраивает свои ассоциативные ряды при осмыслении незнакомого художественного текста.

Даша А.

- NN живет бессмысленной и бесцельной жизнью, плывет по течению, избегает трудностей. У группы “Машина времени” есть хорошая песня как раз о таких людях, как NN:

Другой держался русла

И течение ловил

Подальше от крутых берегов.

Он был, как все,

И жил, как все.

И вот он приплыл:

Ни дома, ни друзей,

Ни врагов.

Вот финал, который ожидает человека, бессмысленно прожившего жизнь. Об этом и повесть И.С.Тургенева.

Думаю, Ася и NN расстались потому, что NN побоялся ответственности, побоялся потерять свободу и не сделал решительного шага в нужный момент на пути к своему счастью.

Каждый ученик нашел свое объяснение причины расставания героев, уложив новые знания в свою понятийную систему. Непосредственным выражением глубины понимания является полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми вступает в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание.

Услышал ли Кирилл К. то, что говорилось на уроке? Нет! В анкете он написал: “Мне не понравилось это произведение с первого прочтения, я понял, что это произведение ни о чем”.

Да, первое прочтение, как первая любовь, - навсегда и всегда трагично. Это еще раз доказывает, что мы должны научить детей самостоятельному, но грамотному прочтению художественного текста, и тогда они смогут понять настоящего Мастера с первого прочтения.

Но зато 4 человека изменили свою точку зрения и приняли повесть, мало того, она им понравилась.

Круг понимания - не порочный и не замкнутый, он способен расширяться при приближении к его границам.

“Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: “Это моя точка зрения” (Д.Гильберт). Когда круг понимания сжимается в точку, и человек придерживается только такой вот точки зрения, а остальные отвергает как неправильные, это, конечно, тоже есть некий способ бытия в культуре, но такой способ не дает возможности продвижения в понимании. Как сказал С.Е.Лец, несгибаемая позиция - результат паралича. Осознание собственной ограниченности колоссально расширяет границы понимания, позволяет держать установку на выход за пределы собственных предрассудков. Но не все понимают это, да еще в подростковом возрасте. Есть дети, у которых мышление еще настолько конкретно, что они вообще отождествляют художественное произведение с героями и пишут в анкетах: “Мне не понравилась комедия “Недоросль”, потому что я не люблю таких людей, как Митрофанушка”. “Больше всего мне не понравилась комедия Гоголя “Ревизор”, потому что там описывается много пороков”, “На меня плохое впечатление произвел рассказ В.Г.Короленко “Парадокс”, после его прочтения мне стало нехорошо”. Ребенок почувствовал силу искусства интуитивно, он потрясен, но еще не способен к синтезу эмоционального и интеллектуального, абстрактного и конкретного. Будем надеяться, что это и есть гениальные дети, т.к. по мнению психологов, одаренные дети задерживаются на ступени конкретных представлений дольше, чем малоодаренные: интеллект вначале должен насытиться наглядным созерцанием и создать таким образом конкретную основу для последующего развития абстрактного мышления.

Субъективный диалог с культурой позволяет идти по пути самоактуализации. “Следуйте той воле и тому пути, которые опыт подтверждает как ваши собственные, т.е. как подлинное выражение вашей собственной индивидуальности” (К.Юнг). Тогда социализация личности будет протекать как самоопределение в культуре под руководством учителя без потери свободы личности. Но случится ли диалог с культурой, возникнет ли настоящий контакт, заранее предсказать нельзя, и лучше не иметь по этому поводу слишком больших ожиданий. Своеобразная “молитва гештальт-терапии” хорошо выражает это:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим желаниям,

А ты - не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты есть ты, а я есмь я.

Если нам случится найти друг друга - это прекрасно,

Если нет, этому нельзя помочь.

Очень большая доля случайности присутствует и в учебном процессе, любом, как построенном на гуманистических принципах, так и в сугубо жестком, авторитарном. Об этом говорят и результаты анкетирования.

“Слово о полку Игореве” не поняли многие восьмиклассники. Это еще раз доказало, что его надо изучать позже, когда у детей будет сформирован навык прочтения художественного текста в единстве формы и содержания. Но один ученик написал: “Слово” побудило меня заниматься историей древнерусского языка”. Вот уж воистину, “человек думает, что ум управляет его словами, но случается также, что слова имеют взаимное и возвратное влияние на наш разум”, - заметил в свое время Френсис Бэкон.

Что же детям понравилось на уроках?

- Каждый может сказать, что думает, каждое мнение имеет место быть.

- Интересные темы, открытия.

- Учитель выслушивает каждую точку зрения.

- Рассмотрение интересных деталей в художественном произведении.

- Непринужденность на уроках.

- Глубокий анализ произведений (5 чел.).

- Много интересных идей находим вместе.

- Анализировать произведение с точки зрения философии, психологии, МХК.

- Читать книги.

- Разнообразие видов работы.

- Связь мировоззрения писателя с творчеством.

- Слушать чужие ответы и сочинения.

- Литература помогает понять смысл жизни, себя, других, понимать чужое мнение.

- Можно высказывать свои мысли и, если неверно, не получишь “2”.

- Я впервые начала анализировать тексты и писать сочинения.

- Узнали много нового.

Знание, получаемое в процессе образования, должно быть не только востребовано обществом, но и максимально приближено к познавательным потребностям и практическим нуждам каждого ученика. Познавая мир вокруг себя, человек хочет одновременно познавать и самого себя. Нужен такой подход к образованию, который способен обеспечить не только запоминание информации, но и переживание ее, что обеспечивает в дальнейшем понимание этой информации и выработку осознанного отношения к ней. Один из путей - это предоставление возможности каждому человеку самому вести диалог с культурой.

Список использованной литературы.


1. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. (О соотношении языка, сознания и действительности). Фрунзе: Илим, 1972.

2.Выготский Л.С. Собрание соч. Детская психология. М.: Педагогика, 1984.

3. Гусинский Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпрак., 1994.

4.. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным.// Вопросы философии, 1992, № 12.

5. Корчак Я. Педагогическое наследие. /Пер. с польск.. М.: Педагогика, 1990.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

7.Сборник методических материалов: теория и практика психолого-педагогического обеспечения модели общего образования “Экология и диалектика”. М.: Авангард. 1993.

8.Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1980. М.: Наука, 1981.

9. Слобин Д., Брин Дж. Психолингвистика./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.

10.Стоунс Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения./Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984.

11. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.

12. Фейгенберг И.М. Мозг. Психика. Здоровье. М.: Наука, 1972.

13. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

14. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб. М.: Мысль, 1985.




Скачать 135.29 Kb.
оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер135.29 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх