V. Культурные ценности и мировоззренческие устремления древневосточных цивилизаций icon

V. Культурные ценности и мировоззренческие устремления древневосточных цивилизаций


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Темы рефертов. Особенности Древневосточных цивилизаций Культура Древнего Египта Особенности...
Примерный перечень вопросов к экзамену Раздел «История культур и цивилизаций Древнего мира»...
Вопросы по всеобщей истории для государственного полидисциплинарного экзамена по истории для...
Гречнева Е. Ф. Развитие культуры и укрепление здоровья нации. Политика в области культуры...
М. В. Бахтин культурные ценности как основа периодизации истории в теориях о. Шпенглера и а...
Хviii век как эпоха культурной истории России...
Реферат Содержание...
«Территориальные сообщества...
Вопросы для собеседования...
-
Русские и общеславянские культурные ценности являются главной...
Кодексом об административных правонарушениях...



Загрузка...
скачать
Глава V. Культурные ценности и мировоззренческие

устремления древневосточных цивилизаций



Древний

Восток как

географическое,

историческое и социокультурное явление
В Древнем Риме, цивилизация которого является одной из самых величественных, с уважением говорили: «Ex oriente lux» (т.е. «Свет с Востока»). А в XIX в. великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) произнес: «Солнце, свет восходит на Востоке… Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть, безусловно, конец всемирной истории»1. Древний Восток — это большая географическая зона – она простирается с Запада на Восток – от Туниса, где расположен Карфаген – до современного Китая, Японии, Индонезии, – а с Юга на Север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древнейшие времена существовали многочисленные государства: великое Древнеегипетское царство; Шумеро-вавилонское государство; огромная Ассирийская империя; государство Урарту; государственные образования на территории Индостана, Китая, Кореи Юго-Восточной Азии и др. Народы древности – египтяне, халдеи (вавилоняне), китайцы, индийцы, а также греки, римляне и пр. – ушли в своем развитии вперед. От них мы получили в наследство плуг, колесо, календарь, алфавитное письмо, металлургию, водопровод, шоссейные дороги и многое другое. Древний Восток в широком смысле слова был колыбелью мировой цивилизации. Там берет начало раннеклассовое рабовладельческое общество.

Зарождение древневосточных цивилизаций (Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии, Древней Индии, Древнего Китая) относят к V, IV и даже к VI тыс. до н.э. Нижняя хронологическая граница – первобытность, верхняя связывается с возникновением первых мировых религий и нового типа общества – раннеклассового рабовладельческого с государствами монархического типа. Имущественное и социально-культурно-политическое неравенство в них проявилось в отделении племенной знати (вождей, их приближенных, жрецов и пр.) от полноправных тружеников, неполноправных и совсем бесправных (рабов – т.е. военнопленных, обнищавших соплеменников). Рабство на Востоке носило патриархальный характер, так как рабский труд использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, а рабы пользовались некоторыми правами, могли иметь семьи.


^ Формирование рабовладельческого общества




Разложение родовой общины и превращение ее в территориальную, основанную на соседских связях, во главе с выборным вождем, лидером.

^ Экономическая основа – переход от собирательского, присваивающего к производящему типу хозяйства, разделению труда: выделение скотоводства, земледелия, ремесла. Это – толчок для роста производительности труда и прибавочного продукта. Развитие ремесла вызвало рост поселений городского типа и подготовило городскую революцию.



^ Экономическое и общественно-политическое неравенство привело к появлению зависимого населения и полностью бесправного (рабов), что стало основой образования классового общества, где основное противоречие – рабовладельцы – рабы.

^ Рост прибавочного продукта – основа имущественного неравенства за счет его присвоения в пользу власть имущих. В симбиозе власти-собственности первична власть и вторична собственность. Это ведет к появлению и общественно-политического неравенства (возвышению правителей, жрецов и племенной знати).




^ Тойнби А.Д. (1889-1975) – выдающийся английский историк, философ, дипломат, разработавший оригинальный вариант типологии локальных цивилизаций. Автор многотомной работы «Постижение истории».
Развитие ремесла подготовило городскую революцию, появление новой формы поселения – города, выполняющего функции административного, хозяйственного, военного и культурного центра, а перераспределение всех ресурсов, включая землю, породило право сильного.


^ Л. С. Васильев авторитетный современный российский исследователь истории и религий Востока.
Древневосточные государства: Древний Египет, Шумеро-Вавилония, Древние Индия, Китай формировались по берегам крупных рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ и пр.), отвечая, по мнению А. Д. Тойнби, «вызову природной среды, могучих рек и иссушения» почвы. Это во многом определило социокультурные процессы, необходимость координации и консолидации усилий всего населения для создания мощных единых ирригационных систем, позволивших заставить реки служить человеку, что потребовало формирования нового способа производства. Его Л.С. Васильев вслед за К. Марксом называет «азиатским»2, выделяя следующие черты:

1. наличие относительно самостоятельных сельских территориальных общин;

^ 2. сильная надобщинная (государственная) администрация, взимающая ренту (налог), за счет нее существующая, держащая население в повиновении. Это, по словам Л.С. Васильева, – ключ к восточному небу. Древневосточные государства преимущественно были деспотиями, что означает неограниченную власть.

^ Сложные общегосударственные ирригационные сооружения возможны только в крупных, централизованных государствах, их целью было:


  • создание эффективного способа производства как основы развития общества;

  • регулирование внутренних социально-культурных отношений;

  • обеспечение защиты от внешних врагов.



^ Общественно-экономические основы централизации

Экономическая почва единовластия



Крупная собственность на землю (царская, храмовая и пр.). Государство – единый и верховный собственник и всех средств производства (верховный правитель). Слабость частнособственнических отношений характеризует Древний Восток. В симбиозе власти и частной собственности нет равноправия.







^ Право собственности на избыточный продукт, изымаемый властью, все ресурсы, включая землю, их перераспределение (редистрибуция) в пользу «верхов» породило их возвышение, право сильного и феномен власти-собственности.



Идеологические основы неограниченной власти

3


^ Единоличная власть правителя («восточного деспота») стала наследственной (dеspoteia – неограниченная власть) Все остальные (от министра до крестьянина) – его подданные, покорные слуги.







«Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана. Почему огромное количество людей, на стороне которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они носители власти…»3. Правители стали первосвященниками общегосударственных богов как носители их воли.









В В древневосточных цивилизациях первобытные политеистические верования (политеизм – многобожие) со временем становятся упорядоченными, иерархически выстроенными системами с выделением верховного, наиболее могущественного бога подобного земному владыке – Амона-Ра в Египте, Мардука в Шумеро-Вавилонии и пр. Это выявляет тенденцию к монотеизму (единобожию).







^ В древневосточных рабовладельческих цивилизациях с государствами монархического типа сложилась новая форма поселения людей – город, который, формируясь вокруг храма бога – покровителя общины, стал выполнять функции административного, хозяйственного, военного и культурного центра определенной территории. В нем концентрировались ремесленное производство, аппарат управления и служители культа. Помимо духовных и культовых функций, храм играл роль производителя и распределителя богатств страны.



^ Социально-культурные особенности в странах Древнего Востока: Египте, Месопотамии, Китае, Индии








Индивид не вычленен из коллектива (общины); система обычного права – нормы, обычаи, правила и пр. защищают его от произвола власти.


^ Корпоративность – наличие относительно самостоятельных кланов, каст, общин, объединяющих богатых и бедных свободных. Это обеспечивало устойчивость сообществ.


^ Мифологический тип сознания – синкретическое единство знаний, религиозных представлений, трудовых навыков и пр.


Традиционность – следование образцам, сохранение социокультур-ных ценностей.











^ Коллективизм, общинность, солидарность, патриотизм как ценности. Статус человека зависит от принадлежности к социальной группе (общине, семье, семейному клану).



^ Процесс политогенеза (возникновение политических государственных образований) положил начало городам-государствам во главе с правителем, наделенным административной и религиозной властью. Мелкие государственные образования соперничали между собой, что вызывало необходимость налаживания их взаимоотношений, противостояния природным стихиям, организации единых ирригационных и других сельскохозяйственных работ. Это также требовало консолидации населения, централизации. За счет объединения автономных областей сложились крупные централизованные государства. Каждое возглавлялось единовластным правителем – восточным деспотом. В Египте – это фараон, в Шумеро-Вавилонии – царь, в Китае – ван. Концентрация усилий позволила использовать водные артерии, накапливать плодородный ил, улаживать внутренние конфликты, защищать границы. Древняя Индия при более благоприятных природно-климатических условиях меньше зависела от капризов крупных рек (Инда и Ганга), что ослабило объединительные тенденции. Индия оставалась раздробленной до конца I тыс. до н. э. примерно на 20 относительно самостоятельных и не очень устойчивых государств, обладавших при этом культурным и религиозным единством. Их возглавляли раджи (цари), рекрутировавшиеся из племенных вождей.

^ Органы племенной администрации в древневосточных государствах превратились в государственный аппарат с правительством, судом, армией. Восточный правитель обладал неограниченной властью. Могущество власти обеспечивалось ее сакрализацией (сакральный – священный), авторитетом богов, концентрацией в ее руках собственности, что определило строение государственного аппарата и специфическую социальную структуру.


^ Структура власти




Административ-ный аппарат, где все должности, включая жреческие, занимают богатые, знатные, родственники и приближенные правителя.


^ Власть единоличного правителя из выборной превращается в наследственную.








Государственные мероприятиясуд, наложение налогов, ирригация, военные походы, строительство и пр. подчинено единовластному правителю.




^ Все население как подданные властителя, включая важных сановников, считается его рабами, слугами, а не гражданами, имеющими право избирать и быть избранными, как в античном мире.



. .


Наиболее сильная власть сложилась в Древнем Египте, где ее безоговорочно поддерживала религия и мощное жречество. Фараон был вознесен над всем населением, считавшемся его рабами. Он воспринимался как живой Бог. Его культ превосходил культ богов. В Месопотамии государство было более рыхлым и власть правителя более слабой. Индифферентность религии к государственной власти в Индии обусловила ее неустойчивость и слабость. В Китае власть вана, «порядок» в государстве опирался не на религию, а на традиции – культ предков, почитание старших, когда правитель (ван) становился главным, старшим, как отец в семье.

Древний Египет, Древний Китай представляли собой единые государства с единым народом, единой культурой, хотя у их истоков изначально стояло немало различных племен. В Месопотамии (Междуречье), Древней Индии сменяли друг друга, взаимодействовали, сосуществовали, противостояли разные народы. Шумеры, семиты, амореи, ассирийцы, хетты и пр. в Месопотамии; дравиды, мунда, тамилы, индоевропейцы и др. в Индии. Там с древнейших времен шел процесс смешения народов и языков.

^ Социальная структура в странах Древнего Востока иерархична и регулировалась традицией, поддерживалась религией.


Древневосточная социальная структура


Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай

Социальная структура

Древней Индии


Брахманы (жрецы) – высший, надобщинный, надгосударственный наиболее влиятельный социальный слой (варну)

Всевластный правитель (фараон, царь)








. Верховные и другие сановники, жрецы, военачальники, администрация, их статус зависит от степени приближенности к правителю




Кшатрии – (раджи – цари, высшие чиновники, высшие военачальники)





Специалисты: зодчие, писцы, художники и пр.

Вайшьи – свободные труженики: ремесленники, земледельцы





Ремесленники, торговцы, крестьяне

Шудры – (слуги другого) – низшая варна: наемные работники, батраки


Зависимые, полузависимые труженики (разорившиеся)







Чандала – неприкасаемые (вне варн), выполняющие самые грязные работы





Рабы


Варна (санскр.) – цвет, разряд людей; каста – (португ. casta – поколение, род). В Индии это замкнутая общественная группа, объединенная определенным занятием и представлением об общем происхождении.
В сознание населения внедрялась мысль о незыблемости, абсолютности власти правителя и силы жрецов. На самой высшей ступени социальной лестницы в большей части древневосточных государств находился всевластный правитель (фараон, царь и др.). В Индии брахманы почитались выше правителей как священники, ученые, носители сокровенного знания, совершающие жертвоприношение. Жертвоприношение играло главную роль в культе, так как считалось основным способом сношения людей с богами. Жрецы монополизировали молитвы, заклинания, жертвоприношения. Консолидировавшись, они образовали высший социальный слой, высшую варну. Согласно мифологии варны (или по португальски – касты) произошли из тела вселенского человека – Пуруши (позднее это дух, обитающий в теле): из уст его произошли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры.

Варновая структура (кастовая) – специфически индийское явление, которое характеризуется замкнутостью социальных слоев, их жесткой изоляцией от всех других социальных групп. Пожизненное прикрепление человека к определенной варне (социальному слою) сопровождается запретом на общение с представителями других варн, совместную деятельность. Это освящено религией и закреплено в кодексе законов индуизма (законы Ману). Обожествление касты брахманов – специфическая черта кодекса Ману.


Ману – первопредок, первый человек на земле – сын солнечного бога Вивасвата. Важная черта этого кодекса – обожествление брахманов. Памятник законодательства «Законы Ману» составлен, видимо, около V в. до н.э.
В древневосточных странах в отличие от греческой античности с ее мелкой и средней собственностью, преобладала крупная собственность на землю (государственная, царская, храмовая), общинные земли составляли небольшую ее часть. В Индии наряду с крупным землевладением сложилась сельскохозяйственная община как специфическое социально-культурное явление, как форма экономической и социальной организации свободного населения. Это замкнутое самодостаточное образование, характеризующееся натуральным хозяйством, коллективным выполнением многих видов работ, относительной независимостью от государства и от других общин в хозяйственном и политическом отношении. Замкнутость общин ставила их вне политических бурь и потрясений. Их устойчивость тормозила развитие рабовладения и частной земельной собственности. Община с ее традициями, обычаями защищала рядовых общинников от закабаления.

В древности общины существовали и в других странах. В Китае в отличие от Индии это семейный клан во главе с главой семьи, как независимая хозяйственная единица, включающая близких и дальних родственников. Владелец имущества, властелин жизни и смерти домочадцев – глава семьи. Символ клана – храм с храмовыми землями. Здесь на первом месте не личное, а общее. Человек воспринимал себя частью целого и не стремился уйти от внешнего мира в свою внутреннюю духовную жизнь.


^ Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) один из могущественных правителей Двуречья. К концу своего царствования объединивший большую часть долины Тигра и Ефрата, усиливший влияние в регионе вавилонской культуры. Хаммурапи стремился оформить, упорядочить правовые вопросы: судопроизводство, уголовное, долговое, семейное и пр. право. Он создал первый в мировой истории выдающийся памятник правовой мысли, увековеченный на базальтовом столбе, утвердивший эксплуатацию человека человеком, частнособственнические отношения, но и необходимость их ограничения, утверждения государственного контроля.

Во введении к кодексу законов Хаммурапи изложил свою концепцию правления: «заботливый правитель, боящийся богов»; взошел на престол, чтобы «ублажить плоть народа», «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого».
Регулирование имущественных и пр. отношений в государстве вело к формированию правовых норм, правовой культуры. В Древнем Египте законодательные постановления восходили к правовым принципам богини истины и справедливости Маат. Правовой порядок понимался как этический принцип. В Месопотамии законы не содержали указаний на вмешательство богов и восходили к царю Хаммурапи. В Китае следование традициям сменилось в эпоху Хань установлением жестких законов и норм поведения в зависимости от социального статуса и имущественного ценза, здесь не религия, а ритуализированная этика (нравственные нормы) формировала облик традиционной китайской правовой культуры на долгие века, не таинства бытия, а следование высшим эталонам добродетели: это человечность, чувство долга, искренность, мудрость.

^ В Индии регулятором индивидуального и социального поведения человека и даже многих поколений стали этические правила, закрепленные и освященные религией. Они изложены в Законах Ману, которые стали кодексом социального строя Индии на все последующие века. В них определяются функции варн в связи с древними традициями, высоко оценивающими власть царя. «Когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого мира…из частиц …богов...»4. Они определяют жизнь общества и судьбу человека до сего дня.

Это решало по-своему проблему добра и зла в обществе – не отвечай злом на зло, твори добро, совершенствуй свою душу. Это есть путь к спасению, слиянию с божеством, и все зависит от самого человека.

^ В древневосточных цивилизациях, в значительной мере самодостаточных, высоко ценилась стабильность, обусловленная традиционностью и религиозными воззрениями. Уникальность китайской культуры в сохранении традиций, идущих от предков, в течение тысячелетий. Воплощением идеи самодостаточности и автономности стала Великая Китайская стена (длина –3000 км, высота – 10 м). Она – символ величия власти китайского императора.

^ Таким образом, этические, политические, юридические и пр. нормы и проблемы были связаны с религиозно-идеологическими принципами.


Духовная культура народов Древнего Востока




^ Верования, идеология, философско-религиозные системы
В древности на разных этапах духовного развития народов религиозное мировоззрение складывалось в рамках мифологической картины мира.

^ Скудный запас знаний, страх перед силами природы, борьба за выживание способствовали поискам помощи у могущественных сверхъестественных сил, божественных


Становление религиозных представлений


Все пространство Древнего Востока изначально населялось духами, добрыми и злыми, олицетворяющими и одухотворяющими природные стихии, человеческие качества, общественные процессы. Это остатки анимизма (веры в духов). Им приносили жертвы, совершали обрядовые действа. Складывались и укреплялись представления о сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях коллектива, о магической связи между реальным и фантастическим.









.



^ Черты тотемизма – вера в сверхъестественное родство племени, рода с животным, растением, т.е. тотемом. Отсюда различный облик богов: зооантропоморфный (туловище человека с элементами тела животных, насекомых) – египетский бог мудрости Тот с головой ибиса, богиня радости, любви Баст – женщина с головой кошки и пр., наличие природных символов у богов, например, совы как знака мудрости у греческой богини Афины. Появляются боги отвлеченно-абстрактного характера, боги-категории, боги-понятия в Индии, Китае. Боги олицетворяли весь мир, всю Вселенную.


^ Древний Египет, Месопотамия,

Китай, Индия







С течением времени произошло упорядочение сонма духов, божеств, их дифференциация, выделение наиболее могущественных (верховных), называемых царем богов, отцом богов и т.д., чему способствовал страх перед природными стихиями, силой и произволом властителей. Все это привело к образованию религиозно-философских систем (Индия, Китай).



существ, повелевавших Вселенной, у духов-покровителей. Все это вело к олицетворению природных стихий, животных, растений и концентрировалось в образах богов, лежащих в основе древневосточной идеологии.

На первых этапах формирования религиозно-мифологического сознания проявляются некоторые общие черты идеологии разных народов.


Пантеон – гр. pantheon – (pan) все + (teos) бог.

^ А.Н. Чанышев – известный современный русский философ.
Мифологична и космогоническая картина мира (представления о сотворении мира). У многих древних народов первоначалом является Хаос (от греч. – зияние, «разверстое пространство»). Он понимался как некая стихия (часто водная) как в Шумеро-Вавилонии, Древнем Египте, Индии – бесконечная во времени и пространстве, некая смешанность всех элементов, аморфное состояние материи, бесформенная масса (из небытия вышло бытие), когда, по словам Чанышева, не было ни сущего, ни не-сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. В Хаосе зарождаются высшие силы, божества, творец всего сущего, в том числе земли, неба, людей, животных, и, конечно, всего пантеона богов – бог-демиург. У индийцев в Хаосе прорезается свет, оформляется небо, воды, где самозарождается яйцо, из которого появляется бог-творец, у китайцев – противоположности, упорядочивающие кромешную тьму, космические силы Инь и Ян. В Древнем Египте, Шумеро-Вавилонии в мировом океане появляется твердь, порождающая небо, землю, богов.

Происхождение человека вписывалось в традиционную мифологическую картину, варьируясь у разных народов и в разных версиях, и осуществлялось при участии богов. В Шумеро-Вавилонии богиня Нинмах вылепила людей из глины мирового подземного океана Абзу. В Древнем Китае люди возникли из тела первопредка Пань-Гу, по другой версии богиня Нюй-ва из лесса вылепила первых людей, в Индии они произошли из тела Пуруши – великана (позднее духа, обитающего в теле) – человека-вселенной, «которая была и будет» говорится в «Гимне Пуруше»5. Существуют и другие версии.

В древневосточных государствах сложилась политеистическая система (политеизм – многобожие), где боги имели свои функции, свое поле деятельности, в них обожествлялись не только феномены природы, но также сила и мощь деспотического государства. Таковы бог солнца древнеегипетский Амон-Ра, бог неба шумеро-аккадский Ан (Ану), индийский (ведийский) бог света и тепла Индра, мудрец и воин и мн. др. В древних мифах не всегда можно четко выделить главного (верховного) бога, определить функции каждого из богов. Дифференциация богов происходила постепенно.

В Древнем Египте фараон Аменхотеп IV (1424–1406 гг. до н. э.) (позднее Эхнатон – угодный Атону) предпринял попытку провести религиозную реформу, введя культ особого общегосударственного божества Атона, олицетворяющего солнечный диск. Он отменил культы всех прежних богов, ослабив тем самым силу жречества. Это привело к изменению во всех сферах государственной и религиозной жизни и росту недовольства. Однако реформа не удалась, и произошло восстановление былой религиозно-идеологической системы.

Жизнь, смерть, подземное царство мертвых, смена времен года вели к представлению об устойчивой связи между умиранием и воскресением, жизнью и смертью. Это отразилось в культе умирающих (и воскресающих) богов, предков, представлениях о посмертном существовании души, что особенно ярко проявилось в Древнем Египте, где обряды погребения, убранство гробницы жертвоприношения, сохранение тела, почитание умерших стали иметь особое значение, и приобрели не только бытовые, но и общественно-значимые черты, поскольку египтяне верили в посмертное существование человека, его души и посмертное воздаяние. Прошедших благополучно суд Осириса ждало райское блаженство на «священных полях» иару, грешников пожирало чудовище Амт. В Шумеро-Вавилонии не верили ни в загробное блаженство, ни в посмертное воздаяние, представляя преисподнюю как царство мрака, откуда нет возврата, и мечтали обрести бессмертие.

«К дому мрака, жилище Оркаллы,

Откуда входящему нет возврата…

^ Где света не видя, живут во мраке» 6.

По-иному эта проблема выглядит в Древнем Китае, Древней Индии. Здесь разум, по словам Л. С. Васильева, «явно господствовал над свойственной монотеизму (единобожию) слепой верой во всемогущество единого великого Бога»7.

В Индии и Китае происходит усложнение картины мира, которая складывается в религиозно-философские системы, которых не знало Междуречье.


^ Религиозно-философские воззрения

в Древней Индии и Древнем Китае


^ Древня Индия

Древний Китай


Культура Древней Индии величественна и оригинальна, отличаясь от других монотеистических (монотеизм – единобожие) религий, представляется более глубокой и философски насыщенной. Это запечатлено в священных текстах «Брахманах», а также в «Упанишадах» (сидеть у ног учителя, получая наставления). Особенность индийских философско-религиозных направлений – их интровертивность, т.е. направленность внутрь, на поиск собственного пути индивидуального спасения своей бессмертной души в вечной Пустоте, вечном небытии, Абсолютной реальности. В них разум, слитый с интуицией, с идеалистическим видением мира господствовал над слепой верой.

Индийская религия не едина, а включает различные формы. ^ Основы ее заложены в ведических верованиях (ведийскими называют богов, вошедших в священные тексты Веды – от санскр. Vid – ведать, знать), которые принесли в III тыс. до н.э. племена ариев. Она политеистична. Пантеон (все боги данного культа) слабо дифференцирован, включая добрых и злых. Боги, вероятно, человекоподобны, хотя изображений их нет.

В центре религиозной практики брахманизма стоял обряд жертвоприношений с магическими ритуалами, монополизированный жрецами (брахманами). Они заняли ведущие позиции в религиозных действах, знании священных текстов, образовании и т. д. «Мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, – брахманы наши боги».8 На смену кровавым жертвам пришла условность, символика магических жестов во славу богов: Брахмы (Брахмана), Вишну и Шивы.

Основа религиозной философии – мир не случайное сочетание вещей и явлений, а универсальный и вечный космический порядок, удерживающий Вселенную как целое – дхарма (от санскр. держать), ему подчинено все, включая богов. Это некая безличная закономерность, ей подчинены боги, природа, люди. По отношению к отдельному человеку дхарма – долг, совокупность религиозных, этических и общественных обязанностей каждого.

В индийской философии кардинальными являются проблемы бытия; жизни и смерти, взаимоотношения человека и космоса, людей и богов, того, что находится по ту сторону жизни, т.е. философские проблемы. Идея вечного круговорота жизненного начала (сансара): свет-тьма, холод-тепло, смена времен года и пр., видимо привела к мысли о закономерности этого круговорота, о примате духовного начала (бессмертной души) и к мысли о переселении душ (реинкарнации). Данный постулат стал одним из главных принципов всех религиозных течений в Древней Индии. Смерть – не конец и не достижение блаженства. Это просто разрыв непрерывности бесконечного круговорота, за которым будет новая жизненная форма, в которую воплотится душа. Конкретная форма, новый телесный облик зависит от поведения человека, от соблюдения им кастовых законов. Теоретическое обоснование учения о перерождении и идея кармы как суммы злых и добрых дел человека (нравственной нормы) – благодаря своим деяниям человек может изменить свою карму и перейти после смерти в более высокую или более низкую варну (касту).

Не проблемы социальной справедливости, имущественного и пр. неравенства, не борьба за изменение социально-культурных условий, а улучшение собственной кармы – путь к спасению в вечной Пустоте, освобождения (мокши) от круговорота перерождений души стало целью индийца.


Борьба за социальную справедливость,социально-экономическое равенство оказались несущественными в Индии, если все зависит от самого человека – твори добро, терпи, почитай Брахмана как высшую Абсолютную реальность, духовное единство, следуй законам варны. Тем самым обеспечивалась социально-политическая устойчивость, активно поддерживаемая жречеством (брахманами).

В процессе роста социальных противоречий, противоборства разных религиозных течений наиболее широко распространился в государстве Мадагха на рубеже тысячелетий (III в. до н.э. – I в. н.э.) Буддизм, ставший самой ранней мировой религией, явившейся мощной философской системой. В его недрах родилась вероисповедальная связь людей независимо от этнических, языковых, политических связей. Он сформировался в среде кшатриев как альтернативная доктрина мудрости брахманов (жрецов). Будда (Сиддхартха Гаутама), ставший «просветленным», нашел путь к самоуглублению, познанию истины, ведущий к покою и просветлению духа. Буддизм, который поначалу сформировался как религия без Бога и не был связан с варно-кастовой структурой, проявил социально-политическую гибкость.

Это четыре истины: учение о страдании, его причинах, пути преодоления. Причина страдания в жажде жизни, избавление – в уничтожении желаний, привязанностей, и в итоге праведная жизнь. Конечная цель религиозного спасения – состояние полного небытия, угасания (нирвана), когда прекращается круговорот перерождений. Фундамент учения – идея кармы, а также основа всей системы представлений и запретов: воздержание от убийства, воровства, от разврата, лжи и т.д., а также принцип непротивления злу насилием, непричинения зла всему живому (ахимса). Это состояние совершенной мудрости, самообладания, достигаемое путем совершенствования души, улучшения кармы, переживается на земле, а не в потустороннем мире.


Социальная роль философии буддизма определяется идеей равенства людей в страдании, праве на спасение на основе личного самосовершенствования, углубления в себя, размывании варно-кастовых границ.

Соперником буддизма стал индуизм, более ориентированный на условия кастовой Индии, традиционные принципы сельскохозяйственной общины, ее нормы, этические ценности, верования, обряды, мифы. Индуизм – синтез и итог всех длительных религиозно-философских поисков. По мнению А.С. Токарева, это скорее совокупность религий, отразившая пестроту кастового, этнического состава, сложность классовых отношений, сохранившая традиционные догматы – авторитет Вед, веру в реинкарнацию, в справедливость кастового деления, непричинение зла и пр. Множество богов ушло в прошлое. На первый план вышли модифицированные Брахма, Вишну, Шива, выполняя основные функции: созидательную, охранительную, разрушительную. В модернизированном виде они стали ближе и понятнее людям. Будучи приближены к земным условиям, они приобрели человекоподобный облик. Индуизм превратился в основную религию в условиях достаточно пестрой религиозной жизни.


Появлению индуизма способствовало стремление жрецов приспособить культ к потребностям народа, чтобы конкурировать с буддизмом. Культ стал более демократическим, народ получил возможность участвовать в публичных церемониях, обрядах. Именно в эту эпоху стали строиться храмы, появились антропоморфные (человекоподобные) изображения богов.

^ Индуизм оказался тесно связанным с варно-кастовым строем: чтобы стать индуистом, надо принадлежать к какой-либо касте. В этом его ограничение и он не мог стать мировой религией, подобно буддизму.

Главной ценностью ее доныне является приобщение к мудрости, святости, благочестию, а не к накопительству, освобождение от власти кармы.

В Индии и ныне принято оценивать жизнь человека не по размеру вклада в банке, а на основании ее моральности и благочестия, следования индивида религиозным нормам, законам касты, согласия его с общиной, с самим собой, с природой. Отсюда отсутствие традиции энергичного социально-политического сопротивления внешним силам.


В Древнем Китае издревле на первый план выходят не абстракции, не мистика, как в Индии, а «художественно-мифолого-религиоз-ный комплекс» и знания, интеллект, развивающиеся в практике жизнеобеспечения. Китаец не задумывался над таинствами жизни и смерти, но ориентировался на эталон высшей добродетелижить достойно ради жизни на земле, в соответствии с ритуалом, а не ждать посмертного блаженства на том свете. Поэтому в Китае главное не религия, а ритуал, этикет и моральные нормы, правила, в том числе административные, цели управления.

Вперед вышли – строгий рационализм, государственная польза, не личные связи индивида с божеством, а отказ от личного в пользу общественного. Сложившаяся философско-религиозная система рационалистична и равнодушна к мистике и метафизическим спекуляциям. Она обусловила облик китайской цивилизации на века, облик религиозной жизни, характеризующейся ослаблением иррациональности и возвеличиванию рационального начала, этических норм. Религия обернулась этикой.

^ Древний китаец при отсутствии великих богов изначально искал защиту у духов предков умерших правителей. На первый план вышел Шан-ди – легендарный первопредок-тотем, родоначальник народа шан-инь. К нему шли мольбы и просьбы. Он как бы заслонил богов, оттеснил религиозное начало, возвысил ценность материального, практического и абсолютизировал культ предков.

Необходимость укрепления власти вана привело к обожествлению Неба (поначалу местожительства Шан-ди), выступившем как абстрактная безличная сила, космический и нравственный закон, контролирующее и регулирующее начало. Небо – всекитайское божество, символ высшего порядка, космического и нравственного, олицетворение разума. Оно охраняет земное общество, основанное на добродетели, карает недостойных и награждает добродетельных.

Китайский ван – сын Неба, а Китай – Поднебесная. Это означало для вана принятие ответственности за весь мир, за народ. А народ объявлялся глашатаем воли Неба, требовавшем большей заботы, чем духи. В этом случае космически установленный коллективизм снижал значимость личностного начала, индивидуализма, в отличие от Запада.

^ В Китае были канонизированы нормы и стереотипы поведения в зависимости от социального статуса, что поддерживалось Конфуцианством.

Жречества в Китае не было, так как абстрактное божество (Небо) в них не нуждалось, а обязанности первосвященника в ритуалах выполняли правитель, образованные чиновники. Вся деятельность жрецов-чиновников ориентирована на ритуальные функции, на выполнение административных обязанностей, на сохранение устойчивости социальной структуры, санкционированной Небом. Подготовка чиновников – особая задача. Их отбор осуществлялся посредством конкурсного экзамена, предполагающего наличие грамотности, знание классических канонов, классических текстов, умения рассуждать на философские темы, сочинять стихи и пр. Трижды сдавшие экзамен получали высшую ученую степень и право на престижную должность.

Культура Китая, как никакая другая, была необычайно доверчива к мудрости природы, что определило картину мира, где не было враждебности и дисгармонии. Мир изначально целен, совершенен, гармоничен и не нуждается в переделке, человек должен самоустраниться, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Социальные проблемы в реальной жизни китаец стремился решать, опираясь на морально-нравственное начало, на ритуал.

В основе гармонии мира – социо-этико-политическая идея, санкционированная Небом. Китайский мир – некий космос, где совершаются взаимопереходы двух противоположных начал – Инь и Ян, они символизируют священный союз Земли и Неба.

Названные идеи развивались в философско-религиозных учениях даосизма, конфуцианства, буддизма. Их особенность, во-первых, в подчиненности политике в отличие от индийской философии, во-вторых, в оторванности философии от естествознания, от конкретных научных знаний. Таким образом, натурфилософские концепции природы, логика и др. не получили развития, несмотря на склонность китайцев к рациональному мышлению.

Одним из важнейших был вопрос о Небе, Небесном пути, всеобщем законе, высшей Истине и Справедливости (Дао) и первопричине всего сущего, который стоял перед многими философами.

^ Один из них Конфуций (Кун Фу-цзы, 551–479 гг. до н.э.). Он – родоначальник древнекитайской философии, этико-политического направления. Он пережил мятежи, нищету, жестокость и тяготел к ритуалу и старине. В эпоху глубокого кризиса Конфуций искал опору, общепризнанные авторитеты, коими стали полулегендарные предки. Конфуций реанимировал культ предков и придал ему нравственно-этическое и социальное звучание. Одним из основных положений конфуцианства является учение о сяо (сыновней почтительности) с требованием строго повиновения старшим, от отца до государя. Культ предков воспитывал уважение к семье. Ее интересы выше личных, ибо семья – малое государство.

^ На первое место он ставит народ, на второе – божества, на третье – государя. Для него мир – упорядоченное гармоничное начало и человек должен найти в нем свое место, исходя из учения о правилах поведения, о правильной жизни при соблюдении канонов, ритуалов.

В основе – сконструированный Конфуцием умозрительный социальный идеал как эталон для подражания – совершенный человек (цзюнь-цзы – благородный муж) с главными достоинствами: гуманностью (жэнь), основанной на почитании предков: почтительности к родителям, к старшим (принцип сяо), и чувством долга (и), обусловленным моральной обязанностью, но не расчетом. «Кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла». Основная заповедь (изречение) Конфуция – «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Критерием деления общества на верхи и низы стал идеал цзюнь-цзы. Он противостоит простолюдину (низкому человеку). Благородный следует долгу и закону, низкий – выгоде.

^ Жить согласно ритуалу есть основной принцип, а ритуал – мера гармонии в отношениях между людьми. Через обряды и церемонии они становились доступными для людей и приобщали их к добродетели. Так, ритуал стал центральной частью социального взаимодействия и формой религиозно-культового действия.

^ Конфуцианство направлено на приземление древних верований и обрядов, придания им прагматического, социально-нравственного, а не религиозного звучания.

Серьезно занимается вопросами бытия, небытия, становления единого, многого, т.е. картиной мира в абстрактно-философском аспекте – даосизм. (Возник в VII в. до н.э., основатель – легендарный Лао-цзы). Главный символ – Дао (путь), чем-то близок символу Бога Неба, а также к Брахману-Абсолюту. Это своего рода закон бытия, Космоса. Он – основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений, путь, по которому следует все в мире, включая богов.

Цель человека – достичь слияния его бессмертной души с Дао через силу Дэ как индивидуального проявления Дао. В основе лежит недеяние (ву-вей), не деятельность, не добрые дела, а вслушивание в себя, уход в свой внутренний мир, т.е. созерцательное отношение к жизни, слияние с природой

Нравственный идеал даосизма – первобытная община, когда не было неравенства, угнетения, стяжательства. Но не следует сопротивляться, а нужно покорно следовать Дао. Главное – не нарушить путь, а встроиться в него.

Конфуций заложил фундамент этико-политической системы взглядов. Заложил фундамент патриархальной теории государства. Со временем эта система стала государственной доктриной на долгие годы.




^ Письменная культура Древнего Востока



Древний Восток не случайно считают колыбелью цивилизации, кладезем яркой, самобытной культуры. Величайшим достижением древневосточных народов было формирование письменности. Ученые относят это к IVтыс. до н.э. Она прошла долгий путь от пиктографии (рисуночного письма) до алфавитного. В пиктографии знак прямо изображал слово, например, слово «дерево» обозначалось изображением какого-либо дерева.

^ Динамика письменности

Наряду с названными знаками стали развиваться фонограммы, т.е. рисунок получал звуковое значение. Изображение горшочка у шумеров звучало как «га». В написании вместо горшочка можно было поставить слог «га» и наоборот. Это уже слоговое письмо. Рисуночный характер знаков размывался, схематизировался. Рисунки упрощались и превращались в комбинации прямых линий, в глине они приобрели вид клиновидных углублений – клинописи. До алфавита шумеры не дошли.



В Древнем Египте возникли знаки-иероглифы (от греч. hieros - священный и gliphao- режу, высекаю). Иероглифы или изображали слово или напоминали косвенно содержание его. Например, название страны «Ливия» изображалось ее оружием (палицей) и узкой песчаной полоской пустынной земли. Египтяне довели написание иероглифов до совершенства.

Шумерское письмо также восходит к рисуночному письму. Письменные знаки могут быть возведены к первоначальному рисунку (изображению человека, частей его тела, рыб, птиц и пр.). Постепенно пиктограммы превратились в идеограммы (знаки, содержание которых не совпадало с их рисуночным образом). Рисунок ноги стал означать все действия, связанные с ногами (ходить, стоять и пр.). Знаки упрощались, утрачивая облик рисунка.



Клинописное письмо распространилось по многим восточным странам. Через финикийцев оно проникло в Древнюю Грецию. Греки создали на его основе новую систему письменности, где каждый знак получил звуковое выражение. Совокупность знаков (букв) называют алфавитом. Алфавитной системой пользуется большинство народов. Она упростила письменность, облегчила овладение грамотой и явилось мощным рычагом для развития и фиксации всех видов знания, религиозно-философских учений, художественного творчества. Стимулом распространения письменности стало широкое применение ее в хозяйственных и сакральных целях. Первая в истории библиотека Ашшурбанипала (ассирийского царя) в Ниневии – ценнейший материал древней культуры по разным областям знаний.



^ Наука Древнего Востока
Потребности земледелия, необходимость измерений, отчетности и пр. требовали расширения математических, астрономических знаний.




^ Математика Древнего Востока

Математика древних народов носила прикладной характер и содержала не теоретические исследования, а пособия для решения практических задач. Там сложились двоичный, десятичный, шестидесятеричный, смешанный способы счисления, были известны основные арифметические действия .Для умножения вавилоняне использовали таблицы. Шумерские, египетские математики преуспели в геометрии, они рассчитывали объем усеченных пирамид, решали планиметрические задачи, используя свойства прямоугольных треугольников, подошли к основам пифагоровой теоремы, но на 1000 лет ранее Пифагора. Были известны простые дроби. Китайцы оперировали и десятичными дробями. В Индии появилась десятичная позиционная система записи чисел на базе изобретения нуля. Индийцы разработали алгоритмы всех арифметических действий, включая извлечение квадратных и кубических корней. Особенно они продвинулись в алгебре (Ариабхата, Брахмагупта). Китайцы оперировали дробями, пропорциями, отрицательными числами. Шумеры, китайцы и др. знали число пи в разном приближении. Математические знания китайцев изложены в трактате «Математика в девяти главах».








^ Астрономические исследования привели к созданию в Древнем Египте и Шумеро-Вавилонии календарей. Они стали основой современных календарей. Солнечный год в Шумеро-Вавилонии составил 365 дней 5 часов 41 сек. Ошибка по сравнению с современными данными 7 мин. 17 сек. Киден, Набуриан вычислили время обращения Луны вокруг Земли. Индийский год – 365, 25 дней, плюс 21 день каждые 4 года, китайский – 366,25 суток. Важная догадка индийцев – солнце не восходит и не заходит, а поворачивается.

Китайцы разработали систему 12 «земных ветвей» (знаки зодиака), соответствующих определенным созвездиям. Был составлен каталог звезд, карта звездного неба, состоящая из 28 созвездий, расположенных вокруг Полярной звезды. Они имели представление о Млечном пути. Астроном Чжан Хэн создал небесный глобус, в 613 г. н. э. отмечено появление кометы Галлея.








^ Медицина, химия Древнего Востока


Бесценными документами являются описания симптомов болезней, определения диагнозов, записи рецептов снадобий из растительных, животных, химических ингредиентов, рекомендации по их применению. Медицинское знание еще переплеталось с магией. В Индии на высоком уровне находилась хирургия. Известно о 300 операциях и 120 хирургических инструментах. У египтян и индийцев сформировались догадки о кровообращении. Известны достижения китайцев в иглоукалывании, диетологии, лечебной физкультуре. Достижения в химии – стекловарение, крашение, знание свойств смол, кальцинирование, обработка металлов.




Гуманитарные знания преимущественно развивались в Индии, известны труды грамматиков (например, Панини – IV в. до н. э.). Истолкование древних, ведийских текстов привело к появлению фонетики, этимологии, ставшими основой не только древнеиндийской лингвистики, но основой мировой лингвистической науки.

Исторические знания развивались в лоне сказаний, легенд, плачей по погибшим в войнах и пр. История в Древнем Египте, Китае родилась из жизнеописаний правящих династий с достаточно точным летоисчислением, сведениями о войнах. Летописцы-историографы Китая – Сыма Цянь (основоположник историографии. Он излагает историю Китая в труде «Ши цзи» от древности до 140-87 гг. до н. э.), Бань Гу, Лю Сянь и др. оставили богатое наследие. К «историческим данным» можно отнести шумерские плачи, храмовые и мирские, живописующие ужасы войн, набегов, очевидно, реальных. В Индии история не играла особой роли. Исторические события упоминаются редко. В основном это сведения о благочестивых дарителях, жертвоприношениях.


^ Художественная культура народов Древнего Востока



На протяжении своей истории древневосточные народы создали великие творения художественной культуры. Основой ее стало народное творчество. Это большое количество обрядовых, трудовых, исторических, бытовых, лирических, песен, инструментальных наигрышей, произведений декоративно-прикладного творчества, архитектурных сооружений и пр., представлявшее некое синкретическое единство хозяйственной деятельности, общественно-политической, эстетической, религиозной и пр. Выделившись из первоначального синкретического единства, художественное творчество специализировалось, в нем стали вычленяться отдельные виды: музыка, танец, словесные жанры и т.д., которые стали развиваться относительно автономно, хотя не утрачивали взаимосвязь друг с другом.



Литература


^ Египет и Месопотамия


Величайшим памятником мировой литературы стал эпос Шумера, построенный на записях и обработках народных сказаний о героических подвигах правителя города-государства Урука Гильгамеша. Он боролся за независимость с городом Кишем, что, видимо, было историческим фактом. Эпос написан стихами и обладает большой художественной ценностью.





Сохранились древнеегипетские заупокойные тексты – надписи в гробницах, тексты пирамид, саркофагов, составившие книгу мертвых, «Книгу саркофагов» Это заклинаниия, жизнеописания сановников, сочинения житейской мудрости, нравоучения – «Наставления» (Наставление царевича Хардедефа и др.). В Египте появляется литература светской направленности: «Сказание о двух братьях», «Рассказ Сенухета», рассказы о далеких путешествиях, красочные описания заморских стран. В «Сказке о Правде и Кривде» звучит мотив социального протеста обездоленных. В вавилонской литературе появляются элементы драмы, а также лирики (молитвы, гимны).









^ Древняя Индия


Художественная литература Древней Индии возникла и развивалась в лоне религиозно-нравственных ценностей и философских постулатов. Наиболее древние тексты – Веды (сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний, ритуальных формул), а также эпические поэмы «Махабхарата» (о великой войне за власть) и «Рамаяна» (сказание о деяниях царевича Рамы). Они бытовали долго устно и записаны в начале н.э.

Они стали сокровищницей образов и сюжетов для поэтов, художников, энциклопедией народной мудрости. В них переплетается правда и вымысел (миф о потопе и др.). Они содержат огромный материал об экономическом, социально-культурном развитии, государственном управлении, формах политической организации, обычаях, рассуждения на философско-религиозные темы. Эпические поэмы почитаются как священные тексты, в них вошли философские и этические доктрины.







Заповедь – «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» впервые появилась в текстах «Махабхараты». Особенно почитаема VI часть «Махабхараты» – Бхагават Гита («Песня Бога»), содержащая философские идеи о смысле жизни, о сочетании личных интересов с долгом, о назначении человека, о соотношении небесного и земного.

Герои «Рамаяны» – Рама и его жена Сита – идеальные образцы, носители всех добродетелей, заключенных в индийской культуре. Согласно «Рамаяне» сын должен повиноваться отцу, жена – мужу и т.д., а все должны повиноваться дхарме как религиозному и общественному долгу.

^ В Древней Индии появились светские жанры. Такова драма для придворного и городского театра, проистекающая из гимнов и диалогов, содержащихся в Ведах. Появились трактаты по драматургии. Известны имена драматургов (Ашвагхоши), поэтов, например, Калидаса (поэма «Облако-вестник», драмы – «Малявка и Ангимитра», «Шакунтала» и др.). Популярен сборник басен «Панчатантра», основанный на фольклоре. В буддийской традиции работал поэт и драматург Пшавангоша (поэма «Буддачарита»).








^ Древний Китай


Появление письменности стало основой для создания литературы в Китае, поэтической и прозаической. Преемственность традиций обеспечила единство художественного языка. В I тыс. до н.э. в Китае формируются: поэтическая традиция, состоящая из народных ритуальных песен, исполнявшихся под музыку профессиональными сказителями; прозаическая традиция, включавшая исторические предания, летописи, описывающие какие-либо события. В основе китайской классической образованности лежало изучение «Пятикнижия» (Уцзин), содержащего всю систему ценностей китайской культуры. Это исторические, философские, литературные произведения неизвестных авторов (I тыс. до н.э. – II вв. до н.э.). В него входят: Инцин («Книга перемен»), отразившая представления о мире, человеке; Шицзин «Книга песен», содержащая образцы древнейшей народной поэзии, культовых песнопении; Шуцзин («Книга истории», где раскрываются исторические события и официальные документы; а также «Книга обрядов» (Лицзин), «Книга весны и осени» (Чуньцю).

С IV в. до н.э. активно развивается авторская литература. В период V-III вв. до н.э. творил поэт Цюй Юань (340-278). Он заложил основу песенного жанра фу – лирических и лирико-эпических од. В китайской поэзии сложились следующие тематические направления: поэзия на конфуцианские темы – «Воспевание истории», «Поэзия любви»; поэзия на даосско-религиозные темы – «Путешествие к бессмертным»; поэзия на даосско-философские темы – «Призывание сокрывшегося от мира». Два последних направления дали миру блистательное явление – «Поэзию гор и вод». Наиболее известные поэты: Сюнь Цин, Сян Юй, Тап Лэ, Ян Сюн.




^ Китайская художественная проза начинается с небольшого фольклорного рассказа – сяошо, ставшего основой новеллы, повести, романа. Огромно влияние на нее конфуцианства, даосизма, буддизма. Литературное наследие отмечено большим количеством произведений и талантливых авторов. Этому способствовало необходимое для госслужащих знание классической литературы для сдачи экзаменов, а также умение сочинять стихи. Литература и традиции в Китае – «великое дело и канва государственности».





Пластические

искусства

народов

древневосточных цивилизаций

Барельефbasrelief – изображение, орнамент, выступающие на плоской поверхности.
Разнообразная жизнь древневосточных народов породила искусство, способное включать разные впечатления об окружающем мире. При этом бурные исторические события диктовали свои нормы и правила. В искусстве складывался свой идеал человека, властителя, формировался присущий данному времени, данной культуре канон (свод правил), согласно которому положено изображать человека разного социального статуса, возводить здания (дворцы, храмы, усыпальницы и пр.). Дошедшие до сего времени древнейшие памятники искусства Древнего Востока представляют собой в значительной степени культовые сооружения.




^ Древний Египет




Древняя Месопотамия


Фараон как потомок богов должен хранить самое дорогое сокровище – землю и храмы. В Древнем Египте искусству отводилась почетная и священная роль – обеспечивать бессмертие и прославление государственной власти, выражать идеи стабильности и незыблемости общественного порядка, веры в загробную жизнь, воплощать величие правителя. Жилища бессмертной души фараона (пирамиды), храмы строили из камня. Наиболее знаменит комплекс пирамид в Гизе. Это пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена, Микерина. Они – образец монументальности. Пирамида Хеопса высотой 146 м. сложена из 2,5 млн. известняковых и гранитных блоков. Большой сфинкс (лев с головой человека, диной в 57 м, высотой – 20 м), высеченный из скалы, стал символом загадочности и таинственности. Культ сфинкса привел к многократным повторениям скульптур. Храмы строились выходящими фасадом на Нил. Для них характерны строгие геометрические пропорции. (Храмы Карнака, Луксора). Внутреннее пространство густо заполнено таинственным лесом колонн, богато украшено росписями, рельефами, статуями, мелкой пластикой, религиозными текстами.

^ Изобразительное искусство достигло необычайных высот. Скульпторы виртуозно обрабатывали различные материалы, не отступая от канонов, искусно передавали индивидуальность модели.

Портретность. Особенно ярко это отразилось в статуях фараонов, а также фигурках слуг и ремесленников. Не случайно скульптора Итерсена (XXI в. до н.э.) называют «мастером гораздым в ремесле своем». Одно из достижений – настенная живопись, демонстрирующая чувство цвета, мастерское владение линией, поэтическое восприятие мира. Монументальность скульптуры и живописи подчинены канону (обязательным правилам) – голова и ноги в профиль, плечи и глаза в фас. Мастера стремились в изображениях простолюдинов передать суть их профессий, в статуях фараона, верховного жреца – идею божественной власти. Изменения в эпоху Аменхотепа IV привели к тому, что портретный реализм доведен до гротеска, до крайности, и уравновешен с каноном. Скульптору Тутмесу приписывают создание шедевров – портретов Эхнатона и Нефертити.


Богатство и сила власти царей выразились в повсеместном строительстве дворцов и храмов. При отсутствии сложной и пышной заупокойной обрядности в Шумеро-Вавилонии не было грандиозных усыпальниц, подобных египетским пирамидам. Грандиозные трех или семиступенчатые храмы-башни (зиккураты) строились из-за недостатка камня из кирпича-сырца. Они отражали мифические представления: 3 ступени – небо, земля, воды, 7 ступеней – семь астральных (звездных) богов. Наряду с дворцами, они становились центрами городов. Храмы посвящались великим богам. Главный из них стоял на высокой платформе, что возносило его над уровнем земной жизни, и венчался небольшим храмиков – «жилищем Бога», где стояла статуя Бога. Наиболее знаменита Вавилонская башня («Этеменанки») высотой 90 м. В Верхнем храме, который одновременно служил обсерваторией, помещалась статуя верховного Бога Вавилона – Мардука. Памятником архитектуры был сам Вавилон с его двойными стенами, сторожевыми башнями. По мнению древнегреческого историка Геродота, между ними могла проехать четверка лошадей. Комплексы дворцов с богатейшими украшениями, многоцветными барельефами, являлись чудом роскоши.

^ Междуречье знаменито своей керамикой с многоцветной росписью, а также глиптикой (искусство резных печатей). Врезанные рисунки цилиндрических печатей оставляли рельефные оттиски, которые дают представление об идеологии, эстетических принципах, устройстве государства, а также о видах животных, растений, мифологических сюжетах. В Вавилонии изображались крылатые быки, львы, драконы. Человек изображен в различных областях хозяйственной жизни и культурной деятельности. В изображениях заметны схематизм и условность. Непомерно большие уши и широко раскрытые глаза символизировали божественную мудрость и магическое прозрение. Идеализация и обобщение сочетаются с умением подчеркнуть индивидуальные черты. Особняком стоит скульптурное изображение богини Инанны.




Ступа – сооружение в виде полусферического холма, выложенного из кирпича и камня, предназначенное для хранения реликвий Будды, лишенное внутренних помещений.
Достижения художественной, в том числе пластической культуры с уходом с исторической арены Египетского и Шумеро-Вавилонского государств были усвоены другими народами и вошли в мировую сокровищницу. Народы Древних Индии и Китая сумели донести художественные достижения до наших дней, во многом сохранив вековые национальные традиции.


^ Древняя Индия



Древний Китай

Памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства Древней Индии сохранилось немного, возможно из-за запрета на изображения богов и недолговечности древесины. Строительство из кирпича и камня началось поздно, в конце I тыс. до н. э. Сохранившиеся памятники связаны преимущественно с буддизмом: это ступы – мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие его священные реликвии, отождествляемые с небесным сводом, столб (самбха), на котором высекались буддийские проповеди, и скальный храм как символ отшельнической жизни Будды. Их мощь символизирует идею о непоколебимом единстве существующего в государстве порядка с законами Вселенной. Ступу окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Самая большая ступа сопоставима по размерам с египетскими пирамидами, но лишена их величия и чистоты форм. Ступа является принадлежностью пещерных храмов. Своеобразным видом индийского храма были чатьи – пещерные храмы, позднее украшенные резными колоннами и скульптурами.


^ Все сооружения свидетельствуют о высоком мастерстве обработки камня. Храмы, монастыри характеризуются синтезом архитектуры и изобразительных искусств. Ценны колонны, на которых высечены надписи царя Ашоки.

^ В последние века I тыс. до н.э. сформировались местные школы скульптуры, наиболее известны гандхарская, матхурская, школа Амаравати и др. Гандхарская сочетает три традиции: буддийскую, грекоримскую, среднеазиатскую. Именно здесь были созданы первые изображения Будды как Бога. Другие школы более тесно связаны с индийскими традициями. Стены монастырей, храмов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Любимый образ скульпторов – это фигуры духов плодородия (якшинь) в облике юных девушек.


* * *


^ Черты и ценности культуры Древней Индии:

  • ее интровертивность (направленность внутрь), поиск индивидуального спасения в вечной Пустоте (это путь к индивидуализму);

  • особая религиозная утонченность, окрашивающая социальное поведение, политику, психологию, этические нормы;

  • склонность к самоанализу, созерцательность;

  • установка на совершенствование души, а не накопление;

  • традиционность при соблюдении законов варн.



Самобытность индийской художественной и в целом культуры в следовании традициям.

Культура Древней Индии в разных ее проявлениях является одним из оригинальных и самобытных явлений. Обращенность внутрь, особая религиозность, склонность к самоанализу оказали огромное влияние на мировую духовность.

^ В целом индийская художественная культура тесно связана с религией и философией, что требует знания основных философских концепций.


Основы китайской архитектуры и пластических видов искусства, художественного ремесла были заложены в III в. до н. э. в период правления династии Цинь, затем Хань. В Китае сложились устойчивые планировочные принципы зодчества и его типичные силуэты.

это здания в 2-3 этажа, многоярусные башни с изогнутыми вверх карнизами, воздвигаемые в честь божеств и знаменательных событий, крытые черепицей.

храмы и храмовые комплексы, высеченные в скалах;

многоярусные башни – пагоды с изогнутыми карнизами, посвященные высшим божествам буддийского пантеона. Они свидетельствуют о взаимодействии двух древнейших культур – Индии и Китая.

^ Самобытность и поэтичность в том, что архитектурные сооружения искусно вписаны в природную среду. Достоинство садового ландшафта – полная естественность. Главное в Китае не дом, не монументальность, – усадьба, т.е. комплекс огороженных стеной зданий, воплощающий идею семьи как замкнутой общности, воспроизводящей принципы мироздания. Но возводились и крупные инженерные сооружения: каналы, мосты, крепостные стены, оросительные системы (например, Великая китайская стена длиной в 3 тыс. км, высотой в 10 м).

^ Мировой известности достигла живопись. Высочайшим художественным феноменом стала иероглифическая письменность, искусство каллиграфии. Оно – в пластичности, отсутствии симметрии, трепетном отношении к природе, чувствовании материала (кости, шелка, изобретенной в I в. н.э. бумаги). Росписи дворцов, храмов, картины на свитках из шелка, бумаги рисуют сцены жизни разных слоев населения, также отражают религиозные, мифологические, назидательные сюжеты. Велико значение пейзажей. Уникальна живопись «цветов и птиц», «трав и насекомых». В буддийском Китае появилась светская живопись.

Древняя самобытная скульптура связана с ритуалом погребений, заполнением гробниц фигурками зверей, слуг, воинов и пр. (гробница императора Цинь Ши-Хуана, которую теперь называют «восьмым чудом света»). Большое количество монументальной скульптуры найдено в скальных монастырях.

* * *

^ Как и в Индии, в Китае традиции окрашивают не только пластические искусства.

Мудрость, по мнению китайцев, это человечность как воплощенное знание. Эффективны не сами по себе знания и технические приспособления, а воля и разум («техника сердца»). Уважать добродетель, великодушие, правдивость – эти нормы обеспечивают стабильность, устойчивость. Они стали приоритетами китайской культуры.

Основные ценности китайской культуры:

  • это коллективизм, санкционированный сверху;

  • не мистика, а нормированная и ритуализированная этика, прагматизм;

  • рационализм;

  • экстравертность как ориентация на других, а не на себя, человечность, чувство долга по отношению к общине, государству;

  • традиционализм, проявляющийся в уважении к семейным устоям, к старшим (сяо) – от отца до государя, основанный на культе предков.



* * *


^ Древневосточная культура многообразна и величественна, и достижения ее неоспоримы.

  1. Великие восточные цивилизации, как самые древние, по праву стали фундаментом мировой культуры во всех ее сферах: политической, правовой, научной, производственно-экономической, художественной и пр.

  2. Именно в древневосточных цивилизациях родились величайшие культурные ценности: полная тайн и гениальных прозрений мифология, понятие истины, высказанные от лица древних мудрецов, высочайшего уровня искусство, первые ростки философско-религиозных систем, мировые религии.

  3. Культурные достижения Древнего Востока есть результат взаимодействия многих цивилизаций, сформировавшихся посредством взаимообмена между государствами, осуществлявшегося через торговлю, паломничество, даже военные походы. При этом победители и побежденные часто перенимали и усваивали культурные ценности друг друга.

  4. Это свидетельствует о взаимодействии Востока и Запада. Запад немало черпал и черпает из сокровищницы восточной мудрости (принцип алфавита, разные системы счисления, архитектурные и технические находки и многое другое).

  5. Запад нередко смотрит на восточные страны как на что-то отсталое, традиционалистское, но опора на традиции позволила им выстоять под мощным давлением европеизации, указать путь для выживания, сохранения самобытности другим народам.

  6. Западные исследователи в XXI в. все чаще обращают взоры на Восток, противопоставляя «техническому человеку», добивающемуся господства над миром, природой, стремление понять мир не только объективно, но и через себя. Востоку еще предстоит сказать свое слово. Благоговение перед жизнью, нравственную чистоту, уважение к старшим и прочие ценности Восток в отличие от Запада сохранил и по сей день.



Литература


Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Белцхий Л. Забытый мир шумеров. М., 1980.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Буддизм: история и культура. М., 1989.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

Древнекитайская философия. В двух томах. М., 1972.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизации на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.

Керрам К. В. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.

История культуры Китая. СПб., 2003.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1971.

Мировая культура. Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. 2000.

Мифология древнего мира. М., 1987.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1980.

Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Религиозно-философская мысль

Древнего Востока. Ростов-на-Дону. 2004. С. 169-180.

Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., 2003.



1 Гегель Г. Лекции по истории философии. Т. VIII. М., 1935. С. 98.

2 Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

3 Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 315.

4 «Законы Ману». М., 1960. С. 29.

5 Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С.39.

6 Клочков И. Духовная культура Вавилона: человек, судьба, время. М., 1983.

7 Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004. С. 458.

8 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1980. С. 285.






оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер0,5 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх