Бакалаврская программа №520400 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия Дисциплина : Субъективность как философская проблема. Кредит icon

Бакалаврская программа №520400 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия Дисциплина : Субъективность как философская проблема. Кредит


Смотрите также:
Бакалаврская программа №520400 Кафедра Онтологии и теории познания (ком...
Бакалаврская программа №520400 Кафедра: онтологии и теории познания Направление : Философия...
Бакалаврская программа №0000 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия...
Бакалаврские программы №№520400, 520900, 521200...
Программа курса онтология и теория познания Профессор кафедры онтологии и теории познания...
Бакалаврская программа 20 10/2011 уч г...
Бакалаврская программа № Кафедра истории философии направление : философия Дисциплина :...
Бакалаврская программа № Кафедра истории философии направление : философия Дисциплина :...
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит...
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит...
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит...
Бакалаврская программа № Кафедра: этики Дисциплина: Проблемы современного гуманитарного познания...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА № 520400


Кафедра Онтологии и теории познания


Направление: Философия

Дисциплина: Субъективность как философская проблема.

Кредит 3


(III семестр, лекций – 36 часов, семинаров – 18 часов, самостоятельная работа – 54 часа)

Статус ОПД.Ф.02 ( дисциплина по выбору)


Преподаватель: к.ф.н., ассистент Дуденкова И.В.

Кафедра: Онтологии и теории познания (каб. №607)


Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

Понедельник 16.00 – 17.30 (или по договоренности).

Телефон: 434-50-88

Email: irinafil@bk.ru


СОДЕРЖАНИЕ


Статус ОПД.Ф.02 ( дисциплина по выбору) 1

Описание курса 3

Цель курса: 3

Содержание курса: 3

Организационно-методическое построение курса. 3

Обязательная литература: 3

Дополнительная литература: 4

^ Условия и критерии выставления оценок: 5

Балльная структура оценки: 6

Шкала оценок: 6

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ) 6

Академическая этика 6

Темы лекций 6

Неделя I: 6

Неделя II: 7

Неделя III: 7

8

Неделя IV: 8

Неделя V: 8

Неделя VI: 9

Неделя VII: 10

Неделя VIII: 10

Неделя IX: 11

Неделя X: 11

Неделя XI: 11

Неделя XII: 12

Неделя XIII 12

Неделя XIV: 13

Неделя XV: 13

Неделя XVI: 14

Неделя XVII: 14

Неделя XVIII: 15



^

Описание курса




Цель курса:


овладение понятиями и проблемами философии субъективности, формирование представлений о попытках преодоления субъектцентрированного разума в современной философии.
^

Содержание курса:


Главные моменты содержания понятия субъект. Различные интерпретации места и роли субъекта в познавательном отношении. Исторические, культурные и философские предпосылки формирования понятия «субъект». Картезианский субъект. Монадология как аналитика индивидуальности. Трансцендентальный субъект. Имманентная критика философии субъективности. Современная история идеи субъекта.

^

Организационно-методическое построение курса.


Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). На семинарах обсуждается и анализируется теоретический материал, излагаемый на лекциях, и выполняются практические задания. Необходимым условием подготовки к лекциям и семинарам является чтение обязательной учебной литературы.
^

Обязательная литература:


Гарнцев М. А. Проблема самопознания в западноевропейской философии. – М., 1987.

Гегель. Г.В.Ф. Система наук. Ч.1. Феноменология духа. СПб., 1992.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология. \\ Логос, М., 1992 №3

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ., 1998.

Гуссерль Э. Переписка с Дильтеем \\ Вопросы философии. 1995. №10

Делез Ж. Критическая философия Канта. М., 2001.

Доброхотов А.Л. Апология когито или проклятье Варлаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Кьеркегора \\ Логос. №10. 1997.

Доброхотов А.Л. Онтология и этика когито. \\ Встреча с Декартом. Философские чтения , посвященные М.К. Мамардашвили, М., 1996.

Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучениии Фихте старшего.\\ Вопросы философии и психологии – кн.12. – М., 1912.

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. – М., 1998.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Этическая мысль. Т.2, М., 1990.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Никулин Д.В. Метафизика и этика. М., 2005.

Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. – М., 1999.

Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. Спб., 1998.

Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. – М., 2000.

Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. – М., 2004.

Лейбниц Г.В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей мужду душой и телом. \\ Лейбниц Г.В. Сочинения Т.1. М., 1982.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм. \\ Вопросы философии. 1996 .№10.

Молчанов В.И. Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Гуссерля. // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. – Вильнюс, 1983.

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Сартр Ж.-П. Трансцендентальное эго. www.elenakosilova.narod.ru

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фуко М. Воля к истине. – М., 1996.

Фуко М. Герменевтика субъекта. \\ Социологос. – вып.1 – М., 1994.

Фуко М. Субъект и власть. \\ Интеллектуалы и власть. Часть 3. М., 2006.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

Хайдеггер М. Феноменологическая и трансцендентальная философия ценности. Киев, 1996.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

^

Дополнительная литература:


Антология гендерной теории. – М., 2000.

Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб, 2000.

Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции.- Харьков. 2002.

Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: о замысле феноменологии и логики у Гегеля. М., 1996.

Вандельфельс Б. Мотив Чужого. – Минск, 1999.

Вдовина И.С. Левинас: Этическая феноменология. \\ История философии и современные проблемы. М., 1992.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э.Гуссерля. \\ Вопросы философии. М., 1992.

Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

Делез Ж. О смерти человека. www.elenakosilova.narod.ru

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. Спб., 1998.

Деррида Ж. Насилие и метафизика. \\ Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

Калиниченко В.В. Приключения трансцендентальной субъективности \\ Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. Сборник статей. М., 1998.

Кляйн М. Развитие в психоанализе. М., 2001.

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. www.elenakosilova.narod.ru

Коплстон Ф.Ч. От Фихте до Ницше. М., 2004.

Кристева Ю. Знамение на пути к субъекту. \\ Интенциональность и текстуальность. Томск, 1997.

Кристева Ю. Силы ужасы. М., 2003.

Кюнг Г. Брентано, Гуссерль, Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. \\ Логос. М., 1994. №6

Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «философским крохам». Минск, 1997.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1994.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М., 1996.

Мартин Хайдеггер. Сборник статей. Спб., 2004.

Мерло-Понти М. Тело как выражение и речь. \\ Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Вып.2. Спб., 1993.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – Спб., 2001.

Метафизические исследования – Вып.14. Спб., 2000.

Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркегора. М., 1994.

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта. \\ Логос. М, 1992. №3.

Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М., 2004.

Нанси Ж-Л. Бытие единичное и множественное. Минск, 2004.

Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.

Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.

Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций. – М., 1989.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Рикер П. Понятие ответственности: Опыт семантического анализа. \\ Справедливое. М., 2005.

Роде П. Серен Кьеркегор. Екатеринбург, 1998.

Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.

Серен Кьеркегор: Жизнь. Философия. Христианство. СПб.,2004.

Сигов К. Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке. \\ Альфа и Омега.- 2002. №2.

Слинин Я. Трансцендентальный субъект. СПб., 2005.

Чернов С.А. Субъект и субстанция. СПб., 1993.

Философия сознания: история и современность. М., 2003.

Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс. \\ Кентавр. –1994, №2

Фуко М. Слова и вещи. – Спб., 1994.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. М., 2001.

Alquie F. Le decouverte metaphisique de I’homme chez Descartes. P., 1950.

Buzon Fr. Penser le suget augourd’hui. P., 1988.

Cassirer E., Heidegger M. Debat sur le Kantisme et la Philosophie. P., 1973.

Ferry L. et Renaut A. Le Suget en process. Oldenbourg, 1987.

Ferry L. et Renaut A. Itineraires de I’individu. P., 1987.

Haar M. La Philosophie francaise entre phenomenology et metaphisique. P., 1999.

Nancy G-L / Lacou-Labarthe. Le titre de la letter. P., 1973.

Guranville А. Lacan et la philosophie.P.,1984.

Lacou-Labarthe P. Suget de ia Philosophie, P., 1979.

Levinas E. Hors suget, P., 1987.

Levinas E. Transcendance et intelligibilite. P., 1996.

Neuhouser F. Fihte’s Theory of Subgectivity. Cambrige, 1990.

Heidegger M. Chemins qui ne menent nulle part. P., 1962.

Ricoeur P. Soi-meme comme un autre. P., 1990.

Strawson P. F. Les Individus. P., 1973.

Weinberg G.R. The Sourses and Nature of Descartes Cogito. London, 1977.

^

Условия и критерии выставления оценок:


От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение творческих письменных работ (эссе) и научных докладов. Поощряется активная работа на семинаре. Написание рефератов не предусматривается, попытки компенсировать рефератами пропуски учебных занятий и невыполнение практических заданий не допускаются.
^

Балльная структура оценки:


Активная работа на семинаре - 24 балла

Внутрисеместровая аттестация - 30 баллов

Итоговая работа - 30 баллов

Творческая письменная работа (эссе) или научный доклад - 24 балла.

Всего- 108 баллов

^

Шкала оценок:











Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

Менее 37

37

55

64

73

91

100

Пояснение оценок














































A

Выдающийся ответ



















B

Очень хороший ответ
















C

Хороший ответ



















D

Достаточно удовлетворительный ответ










E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)



^

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)


При написании внутрисеместровой аттестационной работы и итоговой работы не допускается использование конспектов, учебной и справочной литературы.
^

Академическая этика


Обычная. Специальных требований нет.

Темы лекций




Неделя I:


Главные моменты содержания понятия субъект. Принцип автономии разума. Принцип рефлексии. Самопрозрачность сознания. Субъект и субстанция.

Различные интерпретации места и роли субъекта в познавательном отношении. Репрезентационизм. Операционализм. Марксистская концепция отражения.

Отношение понятия субъект с другими философскими категориями, обозначающими бытие самости: душа, личность, индивидуальность. Параметры субъективности: знание (Декарт), свобода (Фихте), власть (Гегель).

Основные методологические установки курса. Главная линия концептуального анализа: соотношение метафизики и этики. Проблема разрыва онтологии и этики в философии субъективности. Дополнительные линии концептуального анализа: универсальное и индивидуальное, идентичность и проблема другого.


Литература:

Обязательная:

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Никулин Д.В. Метафизика и этика. М., 2005.

Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. – М., 2000.

Фуко М. Герменевтика субъекта. \\ Социологос. – вып.1 – М., 1994.

Сигов К. Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке. \\ Альфа и Омега.- 2002. №2.

Дополнительная:

Йонас Г. Принцип ответственности. М., 2004.

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Чернов С.А. Субъект и субстанция. СПб., 1993.

Рикер П. Понятие ответственности: Опыт семантического анализа. \\ Справедливое. М., 2005.
^

Неделя II:


Исторические, культурные и философские предпосылки формирования понятия «субъект».

«Забота о себе» в античности. Гносеологическое основание новой философии – платоническое учение о естественном свете разума. Самомышление субстанционального ума у Аристотеля. Аргумент Августина против скептиков. «Христианский сократизм» ранней схоластики. Номинализм XIV века и учение об интеллектуальной интуиции. Интеллектуализация сознания у Дунса Скотта и Оккама. Внедрение принципов волюнтаризма в теологию


Литература:

Обязательная:

Гарнцев М. А. Проблема самопознания в западноевропейской философии. – М., 1987.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Фуко М. Герменевтика субъекта. \\ Социологос. – вып.1 – М., 1994.

Дополнительная:

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

Чернов С.А. Субъект и субстанция. СПб., 1993.

Alquie F. Le decouverte metaphisique de I’homme chez Descartes. P., 1950.

Weinberg G.R. The Sourses and Nature of Descartes Cogito. London, 1977.
^

Неделя III:


Декарт. Первичное метафизическое усилие – радикальное сомнение место удивления. Cogito ergo sum. Саморефлексия как минимум достоверности. Учение об интеллектуальной интуиции. Проблема соотношения недискусивного и дискурсивного мышления как проблема соотношения интуиции и дедукции. Опрокидывание отношения между мыслью и действием. Мышление как сущностное свойство души: сближение понятий мышления и сознания. Вневременной характер человеческого самосознания у Декарта. Тезис о непрерыаности мышления. Колебания Декарта между платонической трактовки души как духовной субстанции и аристотелевской трактовки души как энтелехии или формы тела.

Новые моменты в истолковании положения человека в мире в сравнении с античным и средневековым мировоззрением. Мышление как власть субъективности. Структура разума. Психофизический дуализм. Бытие Бога выводится из самосознания. Изменение соотношения теоретической и практической философии и его последствия. Автономная воля и субъективность.


Литература:

Обязательная:

Гарнцев М. А. Проблема самопознания в западноевропейской философии. – М., 1987.

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

Дополнительная:

Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб, 2000.

Доброхотов А.Л. Апология когито или проклятье Варлаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Кьеркегора \\ Логос. №10. 1997.

Доброхотов А.Л. Онтология и этика когито. \\ Встреча с Декартом. Философские чтения , посвященные М.К. Мамардашвили, М., 1996.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1994.

Чернов С.А. Субъект и субстанция. СПб., 1993.

Alquie F. Le decouverte metaphisique de I’homme chez Descartes. P., 1950.
^

Неделя IV:


Посткартезианская философия: Лейбниц. Монадология как аналитика индивидуальности. Дистанция в отношении картезианского дуализма. Принцип несоизмеримости. Спиритуализация реального: теория поглощения бытия в субъективности. «Субстанция есть субъект». Принцип индувидуации у Лейбница. Проблема различия между монадами.

«Монады вовсе не имеют окон». Субъективность как тождественость в себе, которая устанавливается вне отношения к инаковости мира или другого я.

Релятивизация субъективности: модификация состояний, понятия перцепции и апперцепции. Внутренний динамизм, разнообразие состояний в качестве моментов саморазвертывания тождества: аппетиция.

Первый глубокий надлом идеи субъективности – рождение идеи бессознательного. Монада – саморазвертывание собственной определенности, но не самоопределение. Философский индивидуализм Лейбница. Индивидуальное и универсальное.

Русское неолейбницианство. Лейбниц и Стросон.

Литература:

Обязательная:

Лейбниц Г.В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей мужду душой и телом. \\ Лейбниц Г.В. Сочинения Т.1. М., 1982.

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

Дополнительная:

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. Спб.. 1998.

Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М., 1989.

Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. М., 2004

Strawson P. F. Les Individus. P., 1973.


Неделя V:


Трансцендентальный субъект. Внутренняя структура субъективности у Канта.

Феноменальное и ноуменальное Я. Дезонтологизация метафизического субъекта. Трансформация субъективности в активность. Проблема практического субъекта. Хайдеггеровская интерпретация практической конечности. Кассирер – критик Хайдеггера: статус практического разума. Автономия и конечность.

Парадоксы свободы в учении Фихте. Самотождественность я как принцип философии. Три аргумента в защиту самотематизации я. Сознание как чистая деятельность. Акт рождения самосознания - акт свободы – акт самоограничения. Проблема относительного и абсолютного я. Дедукция другого я. Понятие бесконечной воли в «Назначении человека». Фихте, романтики, Ницше.


Литература:

Обязательная:

Фихте И. Г. Сочинения. Т.1-2, Спб., 1993

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

Дополнительная:

Делез Ж. Критическая философия Канта. М., 2001.

Философия Фихте в России. Спб.. 2000.

Фихте и конец 20 века. Уфа. 1992.

Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучениии Фихте старшего.\\ Вопросы философии и психологии – кн.12. – М., 1912.

Коплстон Ф.Ч. От Фихте до Ницше. М., 2004.

Cassirer E., Heidegger M. Debat sur le Kantisme et la Philosophie. P., 1973.

Neuhouser F. Fihte’s Theory of Subgectivity. Cambrige, 1990.


^

Неделя VI:


Принцип субъективности в философии Гегеля. Репрессивный характер разума и структура самосознания. Отчужденная субъективность. Эволюция сознания в «Феноменологии духа». Понятие признания. Субъективность и власть.

Специфика геглевского подхода к субъективности – субъективность как спекулятивное понятие. Разворачивание аспектов субъективности: логическое понятие, род, эмпирический индивид. Рефлексия как негативность, отрицательность, момент движения. Попытка средствами философии субъекта преодолеть субъект-центрированность разума. Двойственность гегелевского определения субъективности. Абсолютное – не субстанция, не субъект, но опосредствующий процесс свободно продуцирующей самоотнесенности. Субъективность и индивидуальность. Индивидуальное и универсальное. Полемика по проблеме интерсубъективности у Гегеля.


Литература:

Обязательная:

Гегель. Г.В.Ф. Система наук. Ч.1. Феноменология духа. СПб., 1992.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

Дополнительная:

Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: о замысле феноменологии и логики у Гегеля. М., 1996.

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. www.elenakosilova.narod.ru

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. – М., 1998.

Коплстон Ф.Ч. От Фихте до Ницше. М., 2004.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

^

Неделя VII:


Кьеркегор и апории философии субъекта. Спор Кьеркегора с Гегелем. «Единичный индивид» и «всеобщее». Проблема Сократа. Принцип иронии. «Истина есть субъективность».

Критика cogito. Структура человеческого я – «быть самим собой». «Молчание», «повторение», псевдонимы как инструменты разрушения субъективности. Преимущество этического опыта. Понятие интенсивности.

Взаимоисключение онтологического и этического измерения в философии Кьеркегора.


Литература:

Обязательная:

Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Этическая мысль. Т.2, М., 1990.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Доброхотов А.Л. Апология когито или проклятье Варлаама. Критика Декарта в «Ненаучном послесловии» Кьеркегора \\ Логос. №10. 1997.

Дополнительная:

Кьеркегор С. Повторение: опыт экспериментальной психологии Константина Констанция. М., 1997.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Роде П. Серен Кьеркегор. Екатеринбург, 1998.

Серен Кьеркегор: Жизнь. Философия. Христианство. СПб.,2004.


^

Неделя VIII:


Парадигма сознания в феноменологии. Гуссерль и реставрация идеи трансцендентального субъекта. «Феноменологическая установка» и чистая субъективность. Ступени феноменологической редукции: эпохе, трансцендентальная редукция, эйдетическая редукция. Субъективность – «абсолютный регион бытия».

Интенциональный акт – основополагающая структура сознания. Феноменологический горизонт как гарантия целостности сознания. Конституирование смысла.

Проблема интерсубъективности и отношение трансцендентального субъекта к своему «эмпирическому я». «Жизненный мир». Учение о ценностях: между этикой чувств и этикой разума. Можно ли избавиться от сознания с помощью самого сознания? Философия как исследование опыта.


Литература:

Обязательная:

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология. \\ Логос, М., 1992 №3

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ., 1998.

Гуссерль Э. Переписка с Дильтеем \\ Вопросы философии. 1995. №10

Сартр Ж.-П. Трансцендентальное эго. www.elenakosilova.narod.ru

Дополнительная:

Вандельфельс Б. Мотив Чужого. – Минск, 1999.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э.Гуссерля. \\ Вопросы философии, 1992, №7.

Кубанова О.Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Э.Гуссерля. \\ Историко-философский ежегодник’91. М., 1991.

Кюнг Г. Брентано, Гуссерль, Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. \\ Логос. М., 1994. №6

Калиниченко В.В. Приключения трансцендентальной субъективности \\ Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. Сборник статей. М., 1998.

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта. \\ Логос. М, 1992. №3.

Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М., 2004.

Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.

Слинин Я. Трансцендентальный субъект. СПб., 2005.
^

Неделя IX:


Внутрисеместровая аттестация.

Неделя X:


Предварительные итоги. Имманентная критика философии субъективности. Отчуждение и раздвоение эго в результате рефлексивного отношения. Психофизическая проблема.

Тавтологичность и парадоксальность самореференции. Проблема самообоснования.

Субъективность и время.

Проблема интерсубъективности. Проблема разрыва между онтологией и этикой.


Литература:

Обязательная:

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Хесле В. Гении философии нового времени. – М., 1992.

Дополнительная:

Фуко М. Герменевтика субъекта. \\ Социологос. – вып.1 – М., 1994.

Фуко М. Субъект и власть. \\ Интеллектуалы и власть. Часть 3. М., 2006.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
^

Неделя XI:


Современная история идеи субъекта.

Критика идеи субъекта и разложение западного рационализма в философии Хайдеггера.

Европейский нигилизм как следствие субъективистского поворота философии Нового времени (Декарт) и далее усилившейся антропоцентристской парадигмы (Маркс).

Dasein против представления об изолированном «субъекте», вступающем в процессе опыта в то или иное отношение к вещам. Daseinanalise как герменевтика человеческого опыта мира. Дихотомии онтологического и онтического, экзистенции и экзистенциального и их значение. Время – горизонт понимания бытия.

Задачи последнего периода творчества с точки зрения вклада в разрушение субъекцентрированной философии. Проблемы истины как несокрытости, языка, события. Уязвимость попытки темпорализированной философии первоистока преодолеть магический круг философии субъекта. Субъективность как событие: Ж.-Л.Нанси


Обязательная:

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме. \\ Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Феноменологическая и трансцендентальная философия ценности. Киев, 1996.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Дополнительная:

Бимель В. Мартин Хайдегер сам о себе. Челябинск, 1998.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Игнатович Е. Событие и современный философ. \\ Опыт и чувственное в культуре современности. М., 2004.

Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М., 1990.

Нанси Ж-Л. Бытие единичное и множественное. Минск, 2004.

Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991.

Мартин Хайдеггер. Сборник статей. Спб., 2004.

Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. М., 2001.

^

Неделя XII:


Субъективность и телесность у Мориса Мерло-Понти. Критика интеллектуалистской рефлексии и трансцендентального эго. Тело как предельная, онтологически изначальная структура укореннености человека в мире. Онтологическая трактовка восприятия: интенциональный акт и трансцендирование.

Теория «феноменального тела» - попытка преодолеть альтернативу субъективного и объективного. «Стиль жизни», мимика и жест и их экзистенциальное значение. Интерсубъективная коммуникация. Мерло-Понти и Бергсон. Главные проблемы феноменологии восприятия.


Литература:

Обязательная:

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб., 2001.

Дополнительная:

Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

Мерло-Понти М. Тело как выражение и речь. \\ Онтология. Эстетика. Религиозная философия. Труды высшей религиозно-философской школы. Вып.2. Спб., 1993.

Мерло-Понти М. Феноменология языка \\ Логос. 1995, №6

Кошелева В.Л. Морис Мерло-Понти. \\ Философы двадцатого века. М., 2004.

Подорога В. Феноменология тела. М., 1995.


^

Неделя XIII


Критика философского тоталитаризма новоевропейской идеи субъекта в концепции Эманюэля Левинаса. Проявления насилия метафизики у Декарта, Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера. Задача философии Э.Левинаса – взорвать тождественность субъекта и бытия.

Переинтерпретация интенциональности. Глубинная структура человеческой субъективности – изначальная трансцендентность, понятая как открытость иному. Проявления открытости: феномен времени, эроса, отношения детей и родителей.

Принципиальная нетождественность меня и другого. Иное как лицо другого. Иное как бесконечность. Феномен ответственность определяет возможность этики. Определение субъективности через этическое отношение ответственности и «гостеприимства». Предстояние перед другим и движение к другому – первичная и фундаментальная структура субъективности. Критика философии диалога.

Постановка и решение проблемы соотношения метафизики и этики в концепции Э.Левинаса.


Литература:

Обязательная:

Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. – М., 2000.

Вдовина И.С. Левинас: Этическая феноменология. \\ История философии и современные проблемы. М., 1992.

Деррида Ж. Насилие и метафизика. \\ Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

Дополнительная:

Вдовина И.С. Эманюэль Левинас. \\ Философы двадцатого века. М., 2004.

Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. Спб., 1998.

Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. – М., 2004.

Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. Спб., 2002.

Haar M. La Philosophie francaise entre phenomenology et metaphisique. P., 1999/

Levinas E. Hors suget, P., 1987.

Levinas E. Transcendance et intelligibilite. P., 1996.

^

Неделя XIV:


«Теоретический антигуманизм» структурализма. «Смерть человека» - субъективность как функция дискурсивных практик. Субъективность и власть: рефлексивное сознание не способно быть источником смысла, поскольку встроено в дискурсивные практики власти. «Критическая история» субъективности Фуко. Порядок дискурса и пределы его интерпретации.

Смерть субъекта как фундаментальная открытость иным типам опыта, которые не могут быть схвачены средствами традиционной рациональности. Концепты «складка» и «двойник», характеризующие пространство внутреннего опыта у Фуко. Главные аспекты проблемы удвоения: генетический, эпистемологический, этический. Апории теории власти.


Литература:

Обязательная:

Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

Фуко М. Герменевтика субъекта. \\ Социологос. – вып.1 – М., 1994.

Фуко М. Субъект и власть. \\ Интеллектуалы и власть. Часть 3. М., 2006.

Дополнительная:

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., 1994.

Делез Ж. Фуко. М.. 1998.

Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. М., 1998.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.. 1996.

^

Неделя XV:



Отчуждение пространства внутреннего эго в психоанализе и у Жака Лакана. Метапсихология или психология бессознательного. Описание психического процесса в его топографических, динамических и экономических аспектах. Четыре центральных концепта психоаналитической теории: «бессознательное», «влечение», «повторение», «перенос».

«Структурный психоанализ» Лакана. Центральная проблема: роль языка и символа в структуре бессознательного. «Бессознательное структурировано как язык». «Бессознательное – речь другого.» Триада «реальное – воображаемое – символическое». Стадия зеркала.

Неизбежная отчужденность человеческого бытия, изначальная неотделимость от бытия другого. Проблема индивидуальной идентичности. Лакан и Кант: императив желания в противовес императиву долга. Онтологизация бессознательного Лаканом. Противоречивость принципиальных положений психоанализа.


Литература:

Обязательная:

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Лакан Ж. Семинары 1, 2. М., 1998, 1999.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Дополнительная:

Фрейд З. Я и Оно. В 2 т. Тбилиси, 1991.

Зигмунд Фрейд. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.

Кляйн М. Развитие в психоанализе. М., 2001.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.

Nancy G-L / Lacou-Labarthe. Le titre de la letter. P., 1973.

Guranville А. Lacan et la philosophie.P.,1984.
^

Неделя XVI:


Субъективность и идентичность. Проблема субъекта в гендерных исследованиях. Главные теоретические истоки гендерных исследований: либеральная мысль, социалистическая традиция в общественной мысли и психоанализ. Механизмы изменения понятия «субъект мышления и действия» на понятие «гендер». Символический порядок как порядок воспроизводства, «выживания рода, жизни и смерти» (Кристева). Основная познавательная задача гендерных исследований в последние годы: каким образом в различных дискурсивных образованиях осуществляется воспроизводство полового различия как дуального и полярного.


Литература:

Обязательная:

Кристева Ю. Знамение на пути к субъекту. \\ Интенциональность и текстуальность. Томск, 1997.

Дополнительная:

Антология гендерной теории. – М., 2000.

Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции.- Харьков. 2002.

Бовуар С. Второй пол. М., 1998.

Кристева Ю. Силы ужасы. М., 2003.

Пол. Гендер. Культура. М., 2003.

Чедороу Н. Воспроизводство материнства. М., 2006.

G.Lloyd. The man of Кeason. Mal and femal in Western Philosophy. L., 1984.

^

Неделя XVII:


Концепция Ю.Хабармаса. Еще один выход из философии субъекта: коммуникативный разум против субъектцентрированного. Теория коммуникативного действия. Отказ от предпосылок теории субъекта. Гипотеза о существовании особого типа рациональности, сущность которого не в управлении, а во взаимном понимании. Два типа социального поведения: стратегическое и коммуникативное.

Субъективность и стратегическое действие: извращенная коммуникация. Последствия извращенной коммуникации в сфере общественного взаимодействия, в сфере культуры, в сфере личности.

Понятия системы и жизненного мира, конституирующие бытие самости. Интерсубъективная или «процедурная» рациональность. Философия практики против философии самосознания.

Соотношение философского дискурса о субъективности и проблематики сознания современной англо-американской философии.


Литература:

Обязательная:

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Дополнительная:

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

Хабермас Ю. Вовлечение другого. Спб., 2001.


Неделя XVIII:



Итоговая работа.




Скачать 221,35 Kb.
оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер221,35 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх