Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«Гармония»

Учебно-методический комплекс для студентов,

обучающихся по специальности 070106 «Хоровое дирижирование»

специализации 070106.01 «Хоровое дирижирование» и

070106.02 «Руководитель народного хора»


Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………………………….……..4

Краткие методические указания…………………………………………………………………....5

Требования к знаниям…………………………………………………………………………….…5

Учебно-тематический план………..………………………………………………………………..6

Содержание дисциплины……………………………………………………………………………7

Учёт и контроль успеваемости……………………………………………………………...………16

Вопросы к устному экзамену…………………………………………………………….………….16

Критерии оценки………………………………………………………………………………….….17

Задания для самоконтроля студентов……………………………………………………………….17

Библиографический список…………………………………………………………………………19


^ Пояснительная записка


Общий объем курса– 185 часов

Аудиторные занятия – 140 часов ( из них 104 часа- групповые занятия, 36 часов- индивидуальные занятия в 5 и 6 семестрах).

Самостоятельная работа- 45 часов .

Экзамены 5,7,8 семестры.


Курс «Гармонии» входит в блок общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных для подготовки музыкантов-профессионалов по специальности 070106 «Хоровое дирижирование».Согласно требованиям ГОС, изучение данной дисциплины должно выявить важнейшую роль гармонии в музыкальной ткани как средства координации голосов по вертикали и горизонтали. Изучение дисциплины предполагает также выявление выразительных и формообразующих возможностей гармонии путем последовательного изучения всего объема аккордовых средств. Формирование навыков гармонизации заданного голоса, анализа нотного текста, применения изучаемых аккордовых средств в упражнениях на фортепиано также является целью изучения дисциплины гармония. Важность данного предмета в системе обучения будущего хормейстера и руководителя творческого коллектива очевидна. Курс продолжает начатое в «Теории музыки» знакомство с аккордовыми средствами, их выразительными возможностями, логикой их применения в музыкальной форме, выявляет предпочтение определенных средств композиторами разных эпох. При сравнении курсов «Гармонии» для исполнительских специальностей и для дирижеров-хоровиков очевидна несколько различная ориентация предмета на профиль подготовки обучаемых. Исполнителям «Гармония» должна дать цельное и панорамное представление об определенном круге аккордовых средств и их стилевом предпочтении конкретными композиторами; навыки грамотного и глубокого анализа нотного текста, по возможности делая сам анализ на завершающем этапе изучения предмета целостным; расширение общего и музыкального кругозора, что в итоге должно помогать студентам данной группы специальностей создавать и обосновывать собственный исполнительский замысел того или иного произведения.

Для дирижеров-хоровиков очевидно более прикладное, практическое значение программного курса гармонии. Знания и навыки, полученные на уроках гармонии, будут востребованы в курсе «Чтения хоровых партитур», «Аранжировки», в практике работы с разного рода переложениями, обработками для ансамблей, хоров и т.п. С учетом изначально различной ориентацией предмета на подготовку специалистов в Государственном образовательном стандарте и предлагаемом на его основе примерном учебном плане отличается часовой объем, отводимый на предмет (178 часов аудиторных занятий для исполнительских специальностей и 140 часов для специальности «Хоровое дирижирование»).

С учетом большей практической направленности занятий по дисциплине для дирижеров хора, учебный план предусматривает для них и индивидуальную форму занятий в объеме 0,5 часа в неделю с 3 по 7 семестр.

В отличие от исполнителей, дирижеры имеют время для групповых занятий 1 час в неделю (исключая 7 семестр), что достаточно проблемно для построения лекционного курса. Преподаватель успевает за отведенное время дать лишь общие положения, заложить лишь основы аналитических навыков и навыков игры на фортепиано аккордовых последовательностей, секвенций, модуляций и т.п. Большая часть работы в программном курсе гармонии смещается с традиционного группового занятия на занятия индивидуальные и домашнюю работу.

^ Краткие методические указания.

Данная рабочая программа основывается на так называемом «бригадном» Учебнике гармонии( авторы - Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В.), в соответствии с которым ниже будет предложен тематический план построения учебного курса. Учитывая минимальное время, отведенное на групповые занятия (1 час в неделю), педагог должен излагать лекционный курс очень емко и концентрированно, отслеживая в теоретическом материале на всем его протяжении общую магистральную линию, которая позволит выстроить программный курс в виде единой цельной картины знакомства с ведущими гармоническими средствами разных эпох. Напротив, домашние задания и их проверка на индивидуальных занятиях должны в значительной мере детализировать работу обучаемых, придавать ей практический оттенок. Формы работы в целом на уроках гармонии сводятся к следующему: 1. Гармонизация заданного голоса (преимущественно мелодии) с опорой на изучаемые в курсе гармонические средства; 2. Гармонический анализ, значение которого благодаря наличию индивидуальных занятий в работе с дирижерами - хоровиками может быть значительно усилено; 3. Игра на фортепиано гармонических последовательностей, отдельных оборотов, моделей кадансов, модуляций разной степени сложности, секвенций разных типов. Значение данной практической формы в подготовке дирижеров-хоровиков не стоит недооценивать. Регулярная игра на фортепиано в процессе изучения «Гармонии» способствует совершенствованию и развитию слуховых представлений, вырабатывает вкус к хорошему голосоведению, что для дирижеров, имеющих «вокальную» составляющую их профессии, немаловажно.

В группах с хорошей подготовкой и положительной динамикой занятий по гармонии можно в отдельных случаях предусматривать творческие задания на сочинение, досочинение и даже стилизацию для наиболее способных студентов.


Требования к знаниям, умениям и навыкам

В итоге изучения дисциплины «Гармония» студент должен:

1/ иметь развернутое представление об аккордовых средствах, используемых композиторами в классико-романтическую эпоху, знать их структуру и возможное функциональное истолкование.

2/ уметь анализировать музыкальное произведение с целью выявления в нем гармонических средств, отобранных автором для раскрытия образного строя произведения.

3/уметь использовать знания, полученные в процессе анализа музыкального произведения, для создания собственного исполнительского замысла при работе с хоровой партитурой.

4/уметь применить знания по дисциплине «Гармония» на практике при подготовке различных переложений, аранжировок и т.д.

Учебно-тематический план




п/ п

Наименование тем.

Количество аудиторных групповых часов

Часы для самостоятельной работы


1.


2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.


9.

10.

11.


12.

13.

14.


15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.


22.

23.

24.

25.

26.

27.


28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.


38.

39.

40.

II курс, 3 семестр.

Предмет гармонии. 4х-голосный склад. Функциональная система главных трезвучий.

Соединение главных трезвучий.

Гармонизация мелодии главными трезвучиями.

Перемещение трезвучий.

Гармонизация баса.

Скачки терций при соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения.

Период. Предложение. Каденции. К64.

Секстаккорды главных трезвучий.


^ II курс, 4 семестр.

Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.

D7 с обращениями.

Полная функциональная система мажора и гармонического минора (диатоника).

Секстаккорд и трезвучие II ступени.

Гармонический мажор.

Трезвучие VI ступени. Прерванный каданс. Приемы расширения периода.


^ III курс, 5 семестр.


Септаккорд II ступени.

Вводные септаккорды.

Доминантовый нонаккорд.

Менее употребительные аккорды D-группы.

Фригийский оборот.

Диатонические секвенции.

Диатоника русской школы.


^ III курс, 6 семестр.

Аккорды с 1V# ступенью в каденциях.

Аккорды с 1V# ступенью в середине построения.

Альтерация аккордов с IV# ступенью.

Типы тональных соотношений.

Хроматическая система. Отклонения.

Модуляция в тональности I степени родства.


^ IV курс, 7 семестр

Виды неаккордовых звуков и их выразительное значение

Альтерация аккордов D-группы.

Альтерация аккордов субдоминантовой группы.

Органный пункт.

Мажоро-минорные системы.

Секвенции (классификация В.Беркова).

Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд.

Энгармоническая модуляция через малый мажорный септаккорд.

Экзаменационная письменная работа


^ 4 курс, 8 семестр

Степени родства тональностей

Эллипсис

Экзаменационная письменная работа




1


2

1

2

1

1


2

8

Итого:

18 часов.


2

4

2


4

2

4


Итого:

18 часов.


4

4

1

3

2

2

2

Итого:

18 часов.


2

3

1

2

4

8


Итого: 18часов.


4

2

2

2

6

2

4

2


2


Итого:

26 часов


2

2

2


Итого:

6 часов



1

1

1


1


2

4


Итого: 10 часов


1

2


2

1

3


Итого: 9 часов


2

2


1


1

2


Итого: 8часов


1

1

1


2

3


Итого:8 часов.


1

1

1

1

2

1

1

1


Итого:9 часов.



^ Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет гармонии. 4х-голосный склад. Функциональная система главных трезвучий.

Трактовка термина «гармония» в широком и узком смыслах. Содержание учебного курса гармонии, его структура, формы работы и контрольных заданий. Динамика требований к текущим и итоговым формам отчетности.

4х-голосный склад, специфика изложения в нем аккордов с разным числом звуков (нормативный состав, пропуск тона, удвоение тона). Расположение аккорда и его мелодическое положение. Практические указания в записи аккордовой вертикали на основе заданных условий.

Понятие функции. Функциональность. Типы гармонических оборотов в зависимости от функционального состава.

^ Тема 2. Соединение главных трезвучий.

Соединение трезвучий как основа гармонического оборота. Понятие голосоведения. Различные виды совместного движения голосов(прямое, противоположное, параллельное, косвенное).

Понятие соотношений, возможных на основе главных трезвучий. Техника соединений при кварто-квинтовом соотношении (гармоническое и мелодическое), при секундовом соотношении (мелодическое).

^ Тема 3. Гармонизация мелодии главными трезвучиями.

Определение гармонизации. Основа гармонизации - функциональное истолкование звуков заданного голоса. Необходимость учета логики гармонических оборотов в процессе гармонизации (возможность двоякого истолкования отдельных звуков). Необходимость учета гармонической пульсации. Контроль техники соединений в каждой паре аккордов в процессе продвижения по музыкальной форме.

^ Тема 4. Перемещение трезвучий.

Определение перемещения аккорда. Техника перемещения (обязательные смены расположения, их показатели в интервальном движении мелодии; вариантность подхода к выбору расположения при перемещении трезвучий). Роль перемещений аккордов в технике гармонизации мелодии.

^ Тема 5. Гармонизация баса.

Сравнение техники гармонизации баса с техникой гармонизации мелодии:

а) очевидная простота выбора гармонических функций;

б) определенная сложность - в создании мелодической линии как верхнего голоса гармонической вертикали. Возможность выбора вариантов, необходимость опоры на волнообразный принцип построения мелодии (с учетом стадий становления музыкальной формы - начальной, развивающей, каденционной).

Возможная корректировка ритма заданного баса за счет введения перемещения аккордов. Необходимость обеспечения совершенного каданса в момент окончания музыкальной формы.

Контроль техники соединений аккордов в зависимости от интервального шага:

а) шаг баса на кварту - возможность выбора вида соединения;

б) шаг баса на квинту - использование только гармонического соединения.

^ Тема 6. Скачки терцовых тонов при соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения.

Понятие плавного движения и скачков в голосоведении. Возможность скачков терции в двух голосах - сопрано и теноре. Выразительный смысл скачков терций в мелодии.

Техника скачков:

а) обязательная смена расположения (варианты регулируются направлением скачка);

б) опора оборота со скачком терций на гармоническое соединение.

Техническое назначение скачков терций в теноре.

^ Тема 7. Период. Предложение. Каденции. Кадансовый квартсекстаккорд.

Членение музыкальной речи. Цезура как момент смыслового перерыва между музыкальными построениями, зависимость глубины цезуры от масштаба построений.

Определение периода как формы экспонирования музыкального материала.

Строение нормативного классического периода. Понятие каденции. Классификация каденции по трем признакам: местоположению в форме, функциональному составу оборота и степени законченности.

Определение кадансового квартсекстаккорда, его функциональное своеобразие (бифункциональность). Метрические условия появления кадансового квартсекстаккорда в музыкальной форме. Функциональная подготовка аккорда и дальнейший переход его в доминантовую гамонию.

Возможность перемещений на общих основаниях.

^ Тема 8. Секстаккорды главных трезвучий.

Отличие записи вертикали секстаккорда от трезвучия: удвоения, расположение, интервальные расстояния в парах трех верхних голосов (от унисона до октавы максимально). Меньшая устойчивость секстаккордов в сравнении с трезвучиями, преобладание их в развивающих разделах. Соединение трезвучия с секстаккордом кварто-квинтового и секундового соотношения.

Возможные осложнения с голосоведением при возникновении оборотов с секстаккордами (параллелизмы октав и квинт). Техника скачков при соединении трезвучия с секстаккордом (скачки прим, квинт, двойные и смешанные скачки и их техника). Скрытые квинты и октавы как нежелательный дефект голосоведения. Пути их устранения. Значение скачков. Соединение двух секстаккордов кварто-квинтового и секундового соотношения (детализация техники работы в минорном ладу).

^ Тема 9. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.

Ограниченность практического применения квартсекстаккордов, сведение их роли к трем возможностям: появлению в форме в качестве кадансовых, в виде проходящих и вспомогательных аккордов.

Определение проходящего квартсекстаккорда, его функциональное выражение в оборотах с главными трезвучиями и секстаккордами (Т-D64-Т6 и наоборот, S-Т64-S6 и наоборот).

Условия голосоведения в проходящих оборотах, ступеневые признаки наличия указанных оборотов в мелодии и басу.

Определение вспомогательного квартсекстаккорда. Варианты оборотов с вспомогательными квартсекстаккордами (Т-S64-Т; D-Т64-D). Нормы голосоведения во вспомогательных оборотах.

^ Тема 10. D7 с обращениями.

Определение D7, его внутренняя структура, бифункциональность звукового состава. Полный и неполный виды D7. Аккордовое окружение (подготовка и разрешение). Септима аккорда, способы ее введения (проходящая, приготовленная, взятая скачком). Техника разрешения D7 в устой (движение тонов аккорда). Применение D7 в музыкальной форме в качестве важнейшей гармонии зоны каданса.

Применение всех обращений в полной структуре, их традиционное местоположение - развивающие серединные разделы музыкальной формы. Септима в структуре аккордов как проходящая, приготовленная, взятая скачком. D43 в роли проходящего аккорда между Т и Т6 (техника построения оборота, ступеневые показатели движения сопрано и баса). Перемещение D7 и его обращений. Скачки при разрешении обращений D7 в Т.

^ Тема 11. Полная функциональная система мажора и гармонического минора (диатоника).

Подразделение всех трезвучий на ступенях мажора и минора на три функциональные группы (тоническую, субдоминантовую и доминантовую). Обзор состава каждой группы.

Возрастание неустойчивости в крайних трезвучиях функциональных групп (II53 в субдоминантовой группе и VII35 - в доминантовой). Функциональная специфика медиант (переменность функций). Сходство функциональных отношений гармонического минора с мажором.

Главные и побочные септаккорды лада.

Полная диатоническая функциональная система мажора и минора как совокупность главных и побочных аккордов.

^ Тема 12. Секстаккорд и трезвучие II ступени.

II6 как представитель субдоминантовой функции в ладу, но с большей функциональной неустойчивостью. Техника применения II6 в музыкальной форме (аккордовое окружение, нормы удвоения, техника соединения II6 в оборотах с другими аккордами).

Использование трезвучия II ступени только в мажоре. Соединение аккордов в оборотах Т-II (аналог оборота S-D), S-II (опора на терцовое соотношение трезвучий; три способа соединений: гармоническое, мелодическое и со скачком терций в мелодии). Проходящий Т6 в окружении его II53 и II6 (ограниченность оборота только тесным расположением по причине неизбежных параллелизмов квинт в широком). Проходящий Т64 между S6 и II6.

^ Тема 13. Гармонический мажор.

Преобразование структуры аккордов субдоминантовой группы в гармоническом мажоре (аналог их строения с аккордикой одноименного минора). Техника голосоведения при использовании аккордов группы субдоминанты гармонического мажора.

Предупреждение переченья как дефекта голосоведения и источника фальшивого звучания оборота.

Тема 14. Трезвучие VI ступени. Прерванная каденция. Приемы расширения периода.

Медиантовая природа функции VI53. Варианты гармонических оборотов с проявлением тонического и субдоминантового значения VI53. Прерванный оборот, голосоведение в оборотах D-VI, D7-VI. Трезвучие VI ступени в промежуточном значении в обороте Т-VI–S. Техника соединения трезвучий с терцовым соотношением (по аналогии с оборотом S- II). Прерванная каденция как один из способов расширения периода. Другие приемы расширения периода.

^ Тема 15. Септаккорд II ступени.

Интервальное строение II7 в мажоре (малый минорный) и миноре (полууменьшенный). Применение обращений II7 (II65 и II43 чаще используются в каденциях, II7 – в середине построения; ограниченность применения в целом II2 в силу его статичности при ладовом положении на басу тоники).

Аккордовое окружение обращений II7, их подготовка и последующее разрешение в гармонию D. Цепочки септаккордов (закономерности перехода обращений II7 в обращения D7). Варианты проходящих оборотов с участием обращений II7.

^ Тема 16. Вводные септаккорды.

Две разновидности вводных септаккордов, их структурные особенности. Аккордовое окружение: а) условия подготовки; б) разрешение обращений вводных септаккордов в тоническую гармонию; в) внутрифункциональный переход и его внутренние закономерности (в отношении связи обращений аккордов и деталей голосоведения). Варианты проходящих оборотов при участии обращений вводных септаккордов.

^ Тема 17. Доминантовый нонаккорд (D9).

Специфика построения вертикали D9 в условиях 4х-голосного склада (пропуск квинты). Применение D9 в основном виде в каденционных участках музыкальной формы.

Приготовление D9. Разрешение D9 как бифункционального аккорда в тонику. Возможность двоякого истолкования звука ноны: а) как задержания при переходе D9 в D7; б) как самостоятельного тона аккорда при разрешении в тонику. Рекомендация к расположению тонов D9 в разных голосах для улучшения звучания аккорда (нона не должна находиться на расстоянии секунды от баса).

^ Тема 18. Менее употребительные аккорды доминантовой группы.

1. Секстаккорд VII ступени. Норма удвоения при записи вертикали. Связь применения данного аккорда с определенными мелодическими оборотами: а) участие VII6 в проходящем обороте между Т и Т6 (аналогично применению D64); б) применение VII6 для гармонизации верхнего восходящего тетрахорда гаммы (в условиях минора возникает оборот с мелодической субдоминантой во избежание увеличенной секунды в сопрано).

2. Трезвучие III ступени. Медиантовая природа функции данного трезвучия. Варианты оборотов с выявлением тонического и доминантового значений указанной гармонии.. Связь трезвучия III ступени с определенными интонационными оборотами мелодии (движение VII ступени лада вниз на секунду). Распространение верхней медианты в музыке композиторов славянских национальных школ.

3. ^ Доминанта с секстой. Понятие об аккордах с замещенными тонами. Замена квинты секстой в доминантовой гармонии (трезвучие D с секстой и D7 с секстой). Обращения D7 с секстой. Ступеневые комбинации звуков мелодии, показывающие возможность применения доминанты с секстой: 1. III-II-I; 2. II-III-I; 3. III-I.

Тема 19. Фригийский оборот.

Эпизодическая, фрагментарная роль натурального минора в контексте ладовой картины произведения в целом. Интонационная основа фригийского оборота (нисходящий верхний тетрахорд натурального минора). Окончание фригийского оборота доминантой гармонического минора («нелогичность» последования доминантовой и субдоминантовой функций при гармонизации оборота).

Варианты гармонизации фригийского оборота в мелодии и басу.

^ Тема 20. Диатонические (тональные) секвенции. Диатоника русской школы.

Определение секвенции. Слагаемые секвентного процесса (звено, шаг, направление, вид секвенции). Функциональные соотношения в пределах звена.

Варианты построения секвентных звеньев: а) мотив из двух трезвучий; б) мотив из септаккорда и трезвучия; в) мотив из двух септаккордов.

Принцип диатонической секвенции – сохранение в процессе движения звеньев господства основной тональности. Видоизменение внутренней структуры аккордов в очередном звене. Секвенцаккорды (обращения побочных септаккордов лада в секвентном потоке в музыке эпохи Барокко). Применение побочных септаккордов вне секвенций.

Широкое распространение диатонической ладовой сферы в русском народном музыкальном творчестве и у композиторов русской школы. Господство натурального минора над остальными ладами, применение его как самостоятельной ладовой структуры, формирование на такой основе своеобразных гармонических оборотов. Большая распространенность плагальных оборотов в творчестве композиторов русской школы. Преобладание секундовых и терцовых соотношений аккордов, представленных в достаточном разнообразии (t-VII, VII-VI, d-VI и т.д.). Своеобразие аккордовых структур в русской народной и профессиональной музыке (неполные аккорды с пропуском терции, а не квинты, традиционно практикуемые в западноевропейской музыке; свободно применяемые квартсекстаккорды; кадансирование на унисоне или октаве; свободные удвоения в аккордах). Дополнение натурального минора особыми диатоническими ладами в ладовой картине произведений композиторов русской школы (обзор ладовых вариантов и возникающих в связи с ними специфических гармонических оборотов). Параллельно-переменный лад, своеобразие его мелодико-гармонических оборотов. Комплексная тоника без выявления приоритета какого-либо из устоев. Своеобразие многоголосного склада русской народной песни с проекцией на творчество профессиональных композиторов. Особенности формообразования русских народных песен. Проявление их в творчестве композиторов русской школы (преобладание разнообразных, свободных, несимметричных, постоянно меняющихся видов синтаксического членения). Нерегулярная метрика как отражение в музыке своеобразия строения стихотворных текстов.

Тема 21. Аккорды с 1V высокой ступенью в каденциях.

Смысл термина «двойная доминанта». Две разновидности аккордов DD с возможностями структурных вариантов в пределах группы: 1. DD, DD7, DD9 большой и малый; 2. DDVII7 (малый), DDVII7 (уменьшенный). Характерная особенность состава аккордов DD – наличие IV# ступени лада. Приготовление аккордов DD. Введение хроматизма в одном голосе во избежание переченья.

Разрешение аккордов группы DD в доминанту (ограничение выбора обращений аккордов DD в кадансовой зоне).

^ Тема 22. Аккорды с 1У высокой ступенью в середине построения.

Смена аккордового окружения аккордов с 1У высокой ступенью в середине построения по сравнению с кадансами. Применение аккордов с 1У# ступенью в качестве вспомогательных между различными видами тонической гармонии. Переход аккордов группы DD в диссонирующие аккорды доминантовой группы (обороты с дезальтерацией IV# ступени): в обращения D7 и в обращения вводных септаккордов).

Необходимость пересмотра термина DD в зависимости от дальнейшего следования аккорда с 1У высокой ступенью: 1. При движении DD в аккорды D- группы традиционное название функции сохраняется; 2. При движении аккордов с 1У высокой ступенью в тоническую гармонию логично обозначать их как аккорды альтерированной субдоминанты.

^ Тема 23. Альтерация аккордов группы DD.

Понижение VI ступени мажора и восстановление VI ступени минора – основа альтерации аккордов DD. Группа аккордов с увеличенной секстой. Приготовление аккордов альтерированной DD (проблемы голосоведения при введении IV# ступени, VI низкой ступени). Разрешение аккордов с увеличенной секстой в D. «Моцартовские» квинты при разрешении альтерированной DDVII65 в D.

^ Тема 24. Типы тональных соотношений.

Однотональное и разнотональное изложение музыкального материала. Типы тональных соотношений как приемы введения побочных тональностей в музыкальной форме. 1. Модуляция – переход в новую тональность с последующим ее каденционным закреплением; 2. Отклонение как кратковременный выход в новую тональность без ее каденционного закрепления; 3. Сопоставление – появление новой тональности без модулирующего перехода, чаще на грани двух построений.

Тема 25. Хроматическая система. Отклонения.

Определение отклонения. Техника отклонения и слагаемые процесса: 1. Временная тоника; 2. Побочная доминанта (субдоминанта). Отклонения полным оборотом. 3. Нормы голосоведения при введении побочных доминант и субдоминант, выбор их некаденционных форм; 4. Метрическое положение побочных доминант и субдоминант в такте. Распорядок отклонений в периоде. Признаки отклонений в заданной мелодии.

^ Тема 26. Модуляция в тональность диатонического родства.

Определение модуляции, ее роль в процессе становления музыкальной формы. Понятие о функциях высшего порядка. Тональности I степени родства, их количество и принцип отбора по отношению к заданной тональности. Четыре этапа модуляции с подробной характеристикой каждого из них в едином процессе: 1. Показ исходной тональности; 2. Введение общего (посредствующего) аккорда; 3. Введение модулирующего аккорда; 4. Каданс в новой тональности. Отклонение в тональность общего аккорда как прием выделения узлового момента модуляционного процесса. Аккорды натурального минора в качестве посредствующих. Техника дальнейшего построения модуляционного перехода и кадансирования в новой тональности.

^ Тема 27. Общее понятие о видах неаккордовых звуков.

Понятия аккордового и неаккордового диссонанса. Введение неаккордовых звуков в мелодию как способ ее интонационного обогащения и прием разнообразия звучания гармонической вертикали. Возможность обогащения неаккордовыми звуками средних голосов. Их ритмическое раскрепощение, интонационное обновление. Полифонизация линий 4х-голосного целого.

Виды неаккордовых звуков с пояснением техники их применения: 1. Задержания (приготовленные и неприготовленные); 2. Проходящие (диатонические и хроматические); 3. Вспомогательные звуки (диатонические и хроматические); 4. Предъем; 5. Скачковые вспомогательные звуки; 6. Звуки, покидаемые скачком (камбиаты). Запаздывающее разрешение неаккордовых звуков.

Тема 28. Альтерация аккордов D- группы.

Сущность ладовой альтерации. Связь альтерации аккордов D с изменением II ступени лада (в мажоре – повышенная и пониженная, в миноре – пониженная).

Группа альтерированных аккордов группы D в мажоре и миноре (D, D7, D9, VII7 с соответствующими изменениями тонов). Подготовка альтерированных аккордов группы D, их разрешение (детали голосоведения). Возможность участия в альтерации аккордов группы D IV низкой ступени лада, существенное изменение их фонической окраски.

^ Тема 29. Альтерация аккордов субдоминантовой группы.

Возможности двоякого изменения II ступени мажора и применение II пониженной ступени минора в альтерированных аккордах субдоминантовой группы.

^ Неаполитанская гармония (II6 с пониженной примой и II53 с пониженной примой); альтерированная субдоминанта в мажоре (II65#1, II65#1#3). Разные точки зрения на происхождение неаполитанской гармонии:

- «бригадном» учебнике гармонии – альтерационное происхождение аккордов;

  • в «Гармонии» Ю.Холопова – связь неаполитанской гармонии с фригийским ладом.

Тема 30. Органный пункт.

Определение органного пункта, его функция. Основные разновидности органного пункта – тонический и доминантовый, двойной.

Приемы работы с органными пунктами: 1. Введение и выключение; 2. Смена аккордовых функций над органным пунктом. Техника гармонического анализа подобных фрагментов; 3. Фигурация органного пункта.

Подробно – тонический и доминантовый органный пункты (их место в форме, выразительный смысл, протяженность). Как исключение – медиантовый и субдоминантовый органные пункты.

Тема 31. Мажоро-минорные системы.

Предвестники мажоро-минорных систем, более ранние формы взаимодействия мажора и минора: 1. Ладовая модуляция; 2. Параллельно-переменный лад; 3. Присутствие в ладовой организации музыкального произведения аккордовых средств, одинаково убедительных для функциональной логики гармонических оборотов в обоих ладах (без выявления тоники обеих тональностей).

Определение мажоро-минора и миноро-мажора. Разновидности систем: одноименная, параллельная, однотерцовая. Одноименный мажоро-минор как исторически более ранняя форма и наиболее распространенная в творческой практике. Полная картина средств одноименного мажоро-минора (18 трезвучий). Одноименный миноро-мажор. Параллельные мажоро-минор и миноро-мажор (с выделением в них соответственно трезвучий III мажорной и VI минорной ступеней («шубертовой»). Особый акцент на медиантовых аккордах в мажоро-минорных системах в их контрастной ладовой версии к диатоническим медиантам. Общая тенденция систем: омажоривание мажора и оминоривание минора. Мажоро-минорные медианты в русле общеромантических поисков новых колористических качеств гармонии. Мажоро-минорные проявления в построении тональных планов произведений (большетерцовые и малотерцовые циклы).

^ Тема 32. Степени родства тональностей.

Наличие общих аккордов – критерий близости либо отдаленности тональностей. Изложение идеи степеней родства – впервые в «Учебнике гармонии» Н.Римского-Корсакова. Московская и ленинградская школы в изложении подходов к степеням родства тональностей. Большая убедительность позиций ленинградской школы с выделением трех степеней родства.

^ I степень родства. 6 тональностей (знаковая разница – 0, 1, 4 знака). Количество общих аккордов в каждом случае знаковой разницы.

II степень родства – 3 подгруппы:

а) 4 тональности с разницей на 2 знака в диезном и бемольном направлениях;

б) 6 одноладовых к исходной с расстоянием на м.2, м.3., б.3 вверх и вниз от тоники;

в) 2 тональности (одноименная и разноладовая из мажора на тон вниз и из минора на тон вверх).

^ III степень родства (отдаленные тональности).

5 тональностей: однотерцовые к тонике, субдоминанте, доминате + одноладовая на тритон к исходной с ее параллельной тональностью.

Наличие техники ускорения в модуляционном процессе. Осуществление модуляционного перехода в тональности II степени родства за один шаг. Наличие дополнительного тонального перехода при модуляциях в отдаленные тональности. Разделение понятий степени родства и виды родства:

I степень – диатоническое родство; II степень – мажоро-минорное родство; III степень – хроматическое родство.

^ Тема 33. Секвенции (классификация В.Беркова).

Рассмотрение классификации секвенций, предлагаемой «бригадным» учебником. Варианты данного источника: секвенции диатонические, хроматические, модулирующие. Недостаток данной классификации в том, что в ней смешаны разные критерии оценки, т.е. ладовый и тональный факторы. Поэтому следует признать более обоснованной классификацию В.Беркова. Согласно этой классификации по ладовому признаку секвенции логично подразделять на диатонические и хроматические, по тональному фактору – на единотональные и модулирующие.

Недостаточная убедительность термина О.Л. и С.С.Скребковых «транспонирующие» секвенции (сведение музыкального явления к чисто технической задаче – транспонированию). При делении на диатонические и хроматические В.Берков имеет в виду их однородность на протяжении секвентного процесса. Термины единотональные и модулирующие говорят о результатах модуляции, но не о ее процессе.

^ Тема 34. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд.

Определения энгармонизма и энгармонической модуляции. Мнимый и истинный энгармонизм. Преобразование интервальной структуры аккорда при энгармонизме и возникновение новых тяготений как необходимое условие осуществления энгармонических модуляций. Положение данного вида модуляций в музыкальной форме (подготовка новой темы, нового раздела и т.п.). Яркость, красочность звучания энгармонических модуляций; краткость и лаконичность самого перехода (совмещение в одной гармонии ролей посредствующего и модулирующего аккордов).

Уменьшенный септаккорд – универсальное средство модуляции. Наличие лишь трех различных по звучанию уменьшенных септаккордов, обязательно входящих в любую тональность в качестве вводного к тонике, субдоминанте и доминанте. Введение вводного септаккорда в исходной тональности, новое истолкование в последующей тональности (новая нотация состава аккорда), разрешение (в зависимости от функционального значения в новой тональности).

Техника энгармонической модуляции через уменьшенный септаккорд в исторической эволюции (от опытов И.С.Баха к творчеству композиторов-романтиков).

^ Тема 35. Энгармоническая модуляция через малый мажорный септаккорд.

Сохранение в данном варианте всех основополагающих свойств энгармонических модуляций. Общая тенденция – переключение диатонического аккорда начальной тональности на альтерированный аккорд во второй тональности (использование в начальной тональности как основного D7, так и побочных доминант).

Варианты функционального переключения малого мажорного септаккорда:

  1. D7=DDVII65 с низкой терцией (переход в тональность на полтона вниз от исходной).

  2. D7=VII65 с низкой терцией (переход в тональность на тритон от исходной).

  3. D7=II65#1 (переход в мажорную тональность тоном выше исходной).

  4. D7=VII43 с низкой квинтой (переход в минорную тональность на м.3 выше исходной).

Условия введения общего аккорда в исходной тональности и разрешение его в новой тональности.

^ Тема 36. Эллипсис.

Определение эллипсиса. Наиболее частое выражение эллипсиса - усложнении последовательности аккордов. Характеристика заменяемого аккорда (нарушение ожидаемого следствия в функциональном взаимодействии аккордов либо в характеристике их акустических свойств: D7-(Т)D7→S; D43-(Т)Т7 и т.д)

Характеристика заменяющего аккорда (в плане сохранения в нем какой-либо связи с нормативным сочетанием аккордов).

Проявление эллиптических качеств в так называемой цепочке доминант (возможные варианты сочетания обращений септаккордов в цепочках). Эллипсис как расширение и усложнение периферии тонального центра, прием обогащения главной тональности за счет расширения круга подчиненных ей побочных тональностей.


^ Учет и контроль успеваемости

В 5,7 и 8 семестрах в курсе гармонии для студентов специальности 070106 «Хоровое дирижирование» предусмотрены экзамены в письменной и устной формах.

В 3, 4 семестрах предусматриваются контрольные уроки, в 6 семестре -зачет . Оценки в последнем случае могут быть выставлены студентам в виде среднего балла по всем видам отчетности за семестр либо в виде оценки за ответ по наиболее важных темам конкретного семестра (по усмотрению преподавателя). Педагогу необходимо иметь в виду при выставлении зачета или результата контрольного урока также итоговую оценку за работу студента на индивидуальных занятиях по гармонии.


Вопросы к устному экзамену в 5 семестре.

1.Четырехголосный склад. Функциональная система главных трезвучий. Соединение главных трезвучий. Гармонизация мелодии с учетом техники перемещения трезвучий.

2.Гармонизация баса.

3.Период. Предложение. Каденции. К64.

4.Секстаккорды главных трезвучий.

5.Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.

6.D7 с обращениями.

7.Полная функциональная система мажора и гармонического минора (диатоника).

8.Секстаккорд и трезвучиe II ступени. Гармонический мажор.

9.Трезвучие VI ступени. Прерванный каданс. Приемы расширения периода.

10.Септаккорд II ступени.

11.Вводные септаккорды.

12.D9, менее употребительные аккорды D группы.

13.Фригийский оборот.

14.Диатонические (тональные) секвенции. Диатоника русской школы.


Образец экзаменационного билета для устного ответа

  1. Ответ по теоретическому материалу программного курса.

  2. Игра на фортепиано гармонической последовательности по заданной цифровке на базе пройденных аккордовых средств.

  3. Гармонический анализ фрагмента из музыкального произведения.


Письменная часть экзамена предполагает гармонизацию мелодии с участием пройденных аккордовых средств (без неаккордовых звуков).


Вопросы к экзамену в 7 семестре

  1. Группа аккордов с 1У высокой ступенью. Альтерация в аккордах с IV# ступенью.

  2. Типы тональных соотношений. Хроматическая система. Отклонения в тональности диатонического родства.

  3. Модуляция в тональности I степени родства.

  4. Общее понятие о неаккордовых звуках и мелодической фигурации как форме обогащения гармонизации заданного голоса.

  5. Альтерация аккордов доминантовой группы.

  6. Альтерация аккордов субдоминантовой группы.

  7. Органный пункт.

  8. Мажоро-минорные системы.

  9. Степени родства тональностей.

  10. Классификация секвенций (основа- классификация В.Беркова)

  11. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд.

  12. Энгармоническая модуляция через малый мажорный септаккорд.

  13. Эллипсис.


Образец экзаменационного билета в 7 семестре

  1. Ответ на вопрос по теоретической части курса.

  2. Игра модуляции в тональность 2 степени родства по заданному тональному плану.

  3. Игра хроматической секвенции по родственным тональностям на основе заданного звена.

  4. Гармонический анализ фрагмента из музыкального произведения (вокальной или инструментальной миниатюры)


Письменная часть экзамена предполагает гармонизацию мелодии с модуляцией в тональность 2 степени родства (с наличием в ней неаккордовых звуков).


^ Критерии оценки ответов на экзаменах по гармонии


Оценка «отлично» выставляется при следующих условиях:

1/ вопрос по теоретическому материалу изложен полно, логично, с верным истолкованием понятийного аппарата, оснащен необходимым количеством примеров.

2/задания по игре на фортепиано исполнены с точным текстом, в оптимальном темпе, без остановок, с ощущением формы и этапов ее развертывания.

3/ гармонический анализ музыкального произведения выполнен точно и приближен к целостному.


Оценка «хорошо» выставляется при следующих условиях:

1/ вопрос по теоретическому материалу изложен недостаточно полно, допущены неточности в терминологии, приводимые музыкальные примеры недостаточно убедительны либо страдает качество их исполнения.

2/ в игре гармонической последовательности, секвенции или модуляции допущены остановки, повторы при правильном в целом варианте текста.

3/ в процессе гармонического анализа допущены неточности в оценке тонального плана музыкального фрагмента, в оценке функций аккордов ,техники модуляции, видов каденций и т.п.


Оценка «удовлетворительно» выставляется при следующих условиях: 1/ ответ по теоретическом материалу неполный, фрагментарный, страдает отсутствием логики изложения, неточным истолкованием понятийного аппарата ,речевыми погрешностями. 2/ игра гармонической последовательности, секвенции или модуляции содержит неоднократные текстовые ошибки, в ней отсутствует ощущение формы и этапов ее развертывания, игра содержит неоднократные остановки, нестабильна по темпу.

3/ гармонический анализ лишен необходимой последовательности изложения, содержит неоднократные ошибки либо неточности в оценке нотного текста, допускает неточности в истолковании терминологии.


^ Задания для самоконтроля студентам 3 курса


1.Определить различие понятий: а/ структура аккорда б/ функция аккорда. 2. В приведенных примерах выделить фригийский оборот: а/ T-S-YII43-T6;

б/ II65-K64-D7-YI; в/ T-YII-S6-II43-D; 3/ Назвать виды соотношения аккордов и способы соединения аккордов.

4/ В качестве дефектов голосоведения вскрыть разницу параллельных и скрытых октав и квинт. 5.Какой тип структуры подразумевают следующие аккордовые функции: а/септаккорд II ступени в мажоре? б/ доминантсептаккорд? в/ малый вводный септаккорд?

г/ септаккорд II ступени в миноре?

6. Выделить из приведенного перечня свойства, присущие медиантовым аккордам: а/функциональная активность; б/ противоречие ладовой окраски аккорда ладу исходной тональности; в/принадлежность аккордов зоне кадансов; г/фунциональная переменность; 7. Внутрифункциональный переход – это: а/ переход Д7 в трезвучие YI ступени; б/ переход обращений вводных септаккордов в обращения Д7; в/ разрешение Д7 в тонику.

8. Основной Д7 –это: а/ аккорд, часто применяемый в развивающих построениях; б/ типичное средство вспомогатеьных оборотов; в/ важнейшая гармония заключительного каданса в музыке классико-романтического периода;

9. Выявить выразительную и техническую роль скачков. практикуемых в голосоведении. 10. Фонизм аккорда-это: а/ его функциональная определенность 2/ окраска аккорда 3/ его формообразующая роль.

11. В перечне аккордов выделить средства одноименного миноро-мажора: II65 III# D9 YI# YII43

12. Определить особенности совершенной каденции и составить практически 3-4 варианта подобной каденции.


Задания для самоконтроля студентам 4 курса


1.Рядом с каждой тональной парой указать степень родства тональностей: ре-бемоль мажор- ре-минор; до-диез –минор –л я минор; си-минор – ми-минор; ля-минор – ми-бемоль- мажор; ре-минор – фа-диез-минор;

2.В приведенных примерах выделить обороты с нарушением функциональной логики: S-II43-K64-D7-YI ; T6-D43-II-D7-T; T6-S-YI-II65-D2-T6; T-III-YI-II43-D;

3.В обозначениях аккордов отметить средства одноименного миноро- мажора: S T6 YI# D6 S6 YII43 III# D9

4/Указать перечень признаков, на основе которых классифицируются каденции

5/ Выписать варианты общих аккордов при модуляции из As- c/

6/ В приведенных примерах выделить плагальную каденцию: a/II43-_K64-D7-T:

б/ S6-S-DD65- D; в/S6-II65-T;

7. Эллипсис –это:

а/ способ тональной смены; б/ подмена ожидаемого следствия во взаимоотношениях аккордов в обороте; в/ дефект голосоведения;

8. Какой тип секвенции предусмотрен по условию, если тональный план движения звеньев из начального ля-мажора выглядит следующим образом: fis- E-D-cis-h ?

9. В каких значениях по роли 64-аккорды могут применяться в музыкальной форме?

10. При каком условии аккорды с 4 высокой ступенью функционально обозначаются как ДД ?

11. Назвать вид неаккордовых звуков, появление которых связано с сильным временем,

12. Что избегается в технике голосоведения: а/параллельное движение б/ противоположное движение в/ прямое движение одновременно во всех голосах


Библиографический список


  1. Абызова, Е. Гармония / Е. Абызова. – Москва, 1996.

  2. Дубовский, И. Учебник гармонии / И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, С. Соколов. – Москва, 1984.

  3. Зелинский, Н. Курс гармонии в задачах / Н. Зелинский. – Москва, 1982.

  4. Мюллер, Т. Гармония / Т. Мюллер. – Москва, 1976.

5. Григорьев, С. Теоретический курс гармонии / С. Григорьев. – Москва, 1981.


Сборники упражнений по игре на фортепиано


  1. Максимов, С. Упражнения по гармонии на фортепиано / С. Максимов. – Москва, 1977.

  2. Мясоедова, Н. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии / Н. Мясоедова, А. Мясоедов. – Москва,1986.

  3. Соловьева, Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии / Н. Соловьева. – Москва,1989.


Пособия по гармоническому анализу

1. Берков, В. Пособие по гармоническому анализу / В. Берков. – Москва,1960.

2.Привано, Н. Хрестоматия по гармонии. Ч.1, 2, 3 / Н. Привано. – Москва, 1972.

3.Скребкова, О. Хрестоматия по гармоническому анализу / О. Скребкова, С. Скребков. – Москва, 1978.




Скачать 347.73 Kb.
оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер347.73 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх