Тема: \"Влияние программы «Питание» на рост еврейского самосознания\" icon

Тема: "Влияние программы «Питание» на рост еврейского самосознания"


Смотрите также:
«Полноценное питание-залог успеха школьника»...
Тема. «Строение и функции стебля. Рост стебля»...
Краевой заочный конкурс творческих работ «Полноценное питание в школе залог здоровья» «я есть то...
1. Экономический рост как экономическая категория 6...
Тема: Основы рационального питания...
-
-
Программа Школы будет состоять из миникурсов (по 3 лекции в каждом...
Урок биологии в 6 классе. Тема : Обобщение по теме «Питание и пищеварение»...
Влияние особенностей развития транспортных отраслей россии на сгмо...
Задачи данного проекта : Развитие общественно-полезной, научно-образовательной...
Биологические основы овощеводства...



Загрузка...
скачать


Институт социальных и общинных работников

им. В. Розенвальда


Дипломная работа

Тема: "Влияние программы «Питание» на рост еврейского самосознания"




Выполнено слушателем VIII-го набора

курса "Директора благотворительных центров"

Ляришем Альбертом Михайловичем,

директором фонда, г. Ивано-Франковск.

Научный руководитель:

доктор психологии,

профессор Теплинский М. В.


г. Санкт–Петербург.

2001г.


Резюме.


Проблема исследования - люди получающие помощь от еврейских благотворительных фондов не осознают, что смысл жизни находится в их собственном наследии. Дипломная работа ставит своей целью показать возможности воздействия общение – как формы жизнедеятельности индивидума на формирование его убеждений и взглядов. Одна из главных задач программы “Питание” - донести до её участников еврейскую культуру, историю и традицию. Программа “Питание” включает в себя пять подпрограмм:

  • горячие обеды в столовой;

  • обеды на колёсах;

  • ежемесячные продовольственные посылки;

  • праздничные продовольственные посылки.

  • еврейские праздники.

Данное исследование показывает эффективность влияния общения предлагаемого программой «Питание» на изменение самосознания клиентов. Оно также показало, что та группа людей, которая лишена постоянного общения, оказывается за пределами эффективного воздействия. В эту же группу следует также включить клиентов получающих «Горячие обеды на дом». И как перспективу для дальнейшего расширения программы «Питание» следует разработать методы, которыми можно было бы более эффективно воздействовать на группы клиентов получающих «Горячие обеды на дом» и «Ежемесячные продовольственные посылки».
^

1. Вступление. Философско-духовные концепции еврейской кухни.


Кухня каждого народа неповторима и уникальна. Это можно утверждать и в отношении еврейской кухни, её необычность и присутствие внутри традиций многих стран, где живут евреи, является безусловным феноменом, который не встречается ни в какой другой этнической среде.

Питание в традиционной еврейской семье подчинено установлениям Моисеева Закона. Это сознательный духовно – религиозный акт, в полном смысле слово «трапеза».

Только у евреев она непосредственно соотносится с величественными событиями библейских книг и мудростью Талмуда. Мацу едят в память об Исходе евреев из Египта, молочная пища заповедана в праздник Шавуот, гоменташен служат напоминанием об избавлении от Амана в весёлый праздник Пурим, когда дозволено употребить столько вина, чтобы нельзя было отличить праведника Мордехая от нечестивца Амана.

Еда является пищей духовной и интеллектуальной не в меньшей степени, чем физической. Этот фундаментальный принцип был заложен в основу еврейской кухни многие сотни и тысячи лет тому назад. Основной принцип еврейской кухни «Смысл определяет вкус» - даёт возможность реализовать свои представления о культуре, искусстве, политике, истории, добре и зле в рамках древней традиции, придав ей новый индивидуальный аспект.

Комплекс законов о дозволенной и недозволенной евреям пище называют кашрут. Верующий еврей соблюдает кашрут не только потому, что он дорог его сердцу или полезен для здоровья, а потому что он является заповедью Всевышнего. Наши мудрецы говорили: «Человек не должен говорить: «Я не хочу есть свинину, она мне не нравится», но должен сказать: «Я бы ел свинину, но Всевышний запретил мне это». Кашрут – весьма широкое понятие в иудаизме, и различие между пригодными и непригодными в пищу животными – лишь один из множества его аспектов. Еврей должен уметь отличать чистое от нечистого не только в еде, но и во всех областях жизни, в морали и этике. Отсутствие дисциплины, стремление удовлетворить любое желание считается у евреев проявлением слабости и безнравственности. Святость означала и означает способность управлять своими страстями. Накрытый стол ассоциируется в еврейской традиции с алтарём Храма. Талмуд говорит: «Когда стоял Храм, жертвы очищали человека, теперь алтарём стал его стол» (Хагига, 27 а). Вот почему евреи никогда не сидят на столе, солят первый ломоть хлеба во время трапезы, как солили дары, приготовленные для жертвоприношения. Именно поэтому при чтении после трапезной молитвы «Биркат гамазон» убирают со стола все ножи: холодное оружие, символ войны и насилия, было запрещено держать на жертвеннике – символе мира. По той же причине мы моем руки перед едой: омовение – необходимая процедура соблюдения священниками ритуальной чистоты во время жертвоприношения. За едой, в перерывах между блюдами, евреи должны разговаривать на возвышенные темы, подчёркивая тем самым священную символику стола. «Если трое ели вместе и не обменялись ни словом об учении Торы, они как будто ели от жертвоприношений язычников… Но если трое за столом говорили о Торе, то они как будто ели со стола Всевышнего» (Авот, 2:4). Освящение стола молитвой, сама процедура трапезы напоминает нам о присутствии Всевышнего и о служении Ему. Законы Кашрута – это ещё один пример реализации заповеди Торы: «На всех путях своих познавай Его» (Мишлей, 3:6). Сам по себе кашрут не гарантирует святость, но в качестве составной части еврейского образа жизни он создаёт предпосылки для того, чтобы наш народ стал «народом святым», как предначертал ему Всевышний.

В условиях современной жизни в Украине помощь в рамках социальных программ имеет жизненно важное значение. Огромное количество людей, в том числе социально незащищённые пенсионеры и инвалиды оказались за чертой бедности. Зачастую люди оказываются перед выбором, что купить хлеб или лекарство? Государство фактически отказалось от своих пожилых и больных граждан, предоставив их самим себе. Стала привычной на улицах городов картина просящих милостыню стариков. Лишь крайняя нужда толкает людей на такой шаг. Евреи, проживающие в городах, не имеют традиционной для местного населения поддержки из деревень продуктами питания, те минимальные суммы, которые выплачиваются государством периодически задерживаются. К счастью для евреев, «Джойнт» начавший свою работу на территории бывшего СССР, быстро сориентировавшись в обстановке открыл программы социальной помощи. Сегодня мы не видим евреев роящихся в мусорных контейнерах в поисках пищи и одежды. Программы питания, основой которых стала еврейская благотворительность, стали стержнем обрастающим идеями взаимопомощи и любви к ближнему в лучших традициях нашего народа. Одной из подпрограмм в программе питания являются «Горячие обеды в столовой». При подборе кафе для обедов клиентов «Хэсэда» большое внимание было уделено тому, чтобы кафе было уютным, располагало к общению, доверительности, чтобы люди чувствовали заботу о себе и ни в коем случае не вызывало у них ассоциации о столовых для бедных. Ежедневно группа людей встречается в красивом и уютном кафе. Звучит красивая еврейская музыка, проводятся мероприятия связанные с еврейской культурой и традициями. Клиенты питания получают не только горячие обеды, которые необходимы для выживания, но и получают духовную пищу, которая так необходима в наше сложное время для роста самосознания, уверенности, изучения еврейских традиций, которые были забыты и запрещены в СССР. В связи с этим начались активно проводиться культурные мероприятия во время обедов в кафе. Люди общаются между собой, делятся своими проблемами и новостями, слушают еврейскую музыку и песни, могут посмотреть видеофильмы, рассказывающие о жизни и культуре Израиля, о традициях нашего народа. Также приглашаются волонтёры, которые исполняют песни на иврите. В конце каждого месяца проводится день именинника – это праздник души, радости и света. Этого праздника люди ждут с нетерпением целый месяц. Спустя полтора года работы можно с уверенностью сказать, что программа «Питание» способствует возрождению еврейской культуры и традиции.

^

2. Основная часть.

2.1 Проблема исследования


Проблема исследования - люди получающие помощь от еврейских благотворительных фондов не осознают, что смысл жизни находится в их собственном наследии. Дипломная работа ставит своей целью показать возможности воздействия общение – как формы жизнедеятельности индивидума на формирование его убеждений и взглядов. Одной из задач программы “Питание” - донести до её участников еврейскую культуру, историю и традицию. Программа “Питание” включает в себя пять подпрограмм:

  • горячие обеды в столовой;

  • обеды на колёсах;

  • ежемесячные продовольственные посылки;

  • праздничные продовольственные посылки.

  • еврейские праздники.



^

2.2 Мероприятия, проводимые в рамках программы «Питание».


Ежедневно в 4-х уютных кафе встречаются группы людей, отличающиеся друг от друга возрастным, образовательным и духовным уровнями. Каждому уделяется внимание и тёплое отношение со стороны обслуживающего персонала. Звучит еврейская музыка. Клиенты общаются между собой, делятся новостями, впечатлениями от прочитанных книг, телевизионных передач.

Каждую пятницу во время обеда проводим встречу Субботы. В Торе сказано, что после шести дней Творения небес и земли и всего, что их наполняет, Всевышний в седьмой день сотворил покой – венец Творения. Так этот день стал днём шабат – субботой. Шабат напоминает нам также об Исходе из Египта, символизируя переход от рабства к свободе, от будней к святости, от работы к покою. С момента рождения нашего народа евреи бережно хранят шабат и помнят, что «больше чем еврейский народ соблюдает шабат, шабат бережет еврейский народ». Субботу еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты и красоты. Её уподобляют также царице, ибо она – символ величия. В своей книге Герман Вук «Это Б-г мой» (Нью-Йорк, 1959) заметил; «С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией. И наоборот, через её соблюдение чаще всего возвращаются к иудаизму».

_________________________

Поместить здесь Рисунок 1

_________________________

«В наши дни все ищут света, который бы прогнал тьму, в том числе духовную. Света, который согреет усталое сердце и осветит душу. Среди еврейских заповедей есть одна, которая связана со светом в буквальном смысле – зажигание свечей в честь субботы и праздников. Это не просто физическое действие. Это свет Торы, свет Б-га, одевшийся в лепесток золотого пламени. Быть может, мы не видим его, но у души тоже есть глаза – и они видят. Трудно измерить внутреннюю силу этого света. Свечи догорели, но свет остался и согревает еврейский дом всю неделю, от субботы до субботы. Более того. В наших святых книгах сказано об обещании Всевышнего: если евреи будут выполнять заповедь субботних свечей, то удостоятся увидеть свет Сиона – когда в мир, уже совсем скоро, придёт Машиах…» - из обращения Любавического ребе ко всем еврейским женщинам. Более трёх тысячелетий этот праздничный свет приносит в еврейский дом мир и тепло. Право зажечь свечи и первой встретить субботу дано женщине. Время, когда женщины и девушки зажигают свечи, это «время особой милости» Всевышнего.

«От начатков теста вашего возносите лепёшку в приношение… от начатков теста вашего возносите Б-гу приношение во все поколения ваши» (Бемидбар, 15:20-21)

Когда еврейский народ пришёл в Страну Израиля, одной из первых жертв, которую евреи должны были приносить, было пожертвование для ког’аним (священников), обслуживающих Иерусалимский храм, порции теста – «первой и лучшей». Это пожертвованная пища и звалась хала, и от этого слова произошло название субботнего хлеба. В память об этом и в ожидании грядущего возрождения Третьего Храма, мы и сейчас выполняем заповедь отделения халы. Соблюдая эту заповедь, мы выполняем и духовную миссию. Г’афрашат хала воплощает идею, что вся наша пища действительно исходит из рук Б-га. Заповедь отделения халы символизирует внутреннюю суть кашрута, выражая возвышение физического и земного начал до царства святости. Обе халы должны быть целыми, неразрезанными. Они называются лехем мишнэ и символизируют двойную порцию манны, которую евреи во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта собирали в канун субботы. Кроме того, две халы, подобно двум свечам, напоминают два предписания Торы: «Помни день субботний…» и «Соблюдай день субботний…»

Во время обедов также проводят обсуждения прочитанных книг (Одним из последних обсуждений был роман А. Львова «Двор», в котором рассказывается о жизни одного двора довоенной и послевоенной Одессы (журнал «Дружба народов» за 1991 г.)); знакомят с бюллетнем Ивано – Франковского благотворительного областного фонда «Хэсэд Лейб», который выходит ежемесячно. В нём рассказывается об истории еврейского народа, праздниках, узниках гетто и концлагерей, праведников мира, социальных программах и их сотрудниках, печатаются стихи наших волонтёров, поимённо поздравляют с днём рождения членов общины. Библиотекарь также знакомит клиентов с периодической литературой: с журналом «От сердца к сердцу» (ежемесячное издание еврейской религиозной общины ХаБад - Любавич), с газетой «Век», с сборником «Кулинарный Мидраш».

__________________________

Поместить здесь Рисунок 2.

__________________________


В рамках подпрограммы отмечают день именинника раз в месяц. Поздравления пишут сами клиенты программ. Именинникам дарят цветы с поздравительными открытками. Именинникам преподносят различные сюрпризы, например - волонтер исполняющий песни на иврите.

_________________________

Поместить здесь Рисунок 3

_________________________


Торжественный момент, когда вносят торт с зажжёнными свечами и именинники задувают их.

_________________________

Поместить здесь Рисунок 4

_________________________

Недавно во время обеда прошёл интересный диспут, посвящённый творчеству Александра Галича – поэта, композитора, драматурга, сценариста, барда. Это был не просто благотворительный обед, а встреча, объединяющая людей не только по национальному принципу, но и по духу. Рассказ о жизни и творчестве А. Галича подготовила клиент программы. Она рассказала о тяжёлой и сложной судьбе барда, которого практически вывели из всех творческих организаций, лишив тем самим его средств к существованию. Своими воспоминаниями поделился приглашённый на эту встречу, почётный член петербургского клуба авторской песни Ю. Новиков. Он встречался с А. Галичем на знаменитой московской тусовке бардов «У Евгения Бачурина». Именно тогда А. Галич исполнил свою знаменитую песню «Когда я вернусь». Песни «Старательный вальсок», «Облака», «Сентиментальный романс» исполнил волонтёр Хэсэда, один из лучших баритонов Прикарпатья –А. Максаков.

_________________________

Поместить здесь Рисунок 5

_________________________


Торжественно прошёл обед, посвящённый Дню Победы, на который были приглашены узники гетто и концлагерей, участники ВОВ, праведники мира. Присутствующих приветствовали стихами и песнями сотрудники Хэсэда, волонтёры. Все присутствующие пели песни военных лет, тепло поздравляли друг друга с большим праздником.

_________________________________

Поместить здесь Рисунок 6 а, б, в

_________________________________


Также во время обедов клиентам показывают видеофильмы: «С любовь к Израилю», о праздниках, рассказывают о предстоящих праздниках, об их значении, о подготовке к ним.

Клиенты, которые не могут по состоянию здоровья приходить в кафе, обеспечиваются обедами на дому. В день рождения к ним приходят сотрудники Хэсэда, волонтёры, приносят цветы, поздравительные открытки.

_________________________

Поместить здесь Рисунок 7

_________________________


Накануне праздника, к обеду прилагается поздравление. Во время праздника к таким клиентам приходят волонтёры программ «Мазл Тов» и «Клуб», приглашаются студенты Соломонова университета, которые рассказывают о традиции и истории праздника. На праздник клиентов привозят в кафе.

_________________________________

Поместить здесь Рисунок 8 а, б, в

_________________________________


В 35 населённых пунктов доставляются продовольственные наборы. В каждой продовольственной посылке есть вкладыш, на котором с одной стороны указывается состав посылки, с другой рассказывается о событиях и значениях того или иного праздника, как подготовится к нему. Клиентов этих программ поздравляют с днём рождением поздравительными открытками.

_________________________

Поместить здесь Рисунок 9

_________________________

^

2.3 Соблюдение исторических и традиционных аспектов в еврейской кухне.


Помимо субботы – праздника, которым отмечена каждая неделя, - в еврейском календаре есть особые дни, называемые моадим («праздники»). Слова Торы: «Вот праздники, посвящённые Г-споду, которые провозгласите вы святыми днями и будете отмечать в установленное время» (Вайикра, 23:4) – относятся к праздникам Песах, Шавуот, Суккот. Рош–Гашана и Йом-Кипур не называются моадим. В чём же отличие? Моадим отмечаются в память о важнейшем событии нашей истории: Исходе из Египта, в то время как Рош-Гашана и Йом–Кипур не связаны ни с какими знаменательными датами. Общим же для моадим и для Рош - Гашана и Йом–Кипур является запрет работать. На праздничные трапезы в кафе приглашаются все участники программы «Питание». Во время трапез проводятся мероприятия, целью которых является донести до каждого еврея смысл и историю праздника, правила его проведения и рецепты традиционных блюд. Сотрудники Хэсэда, волонтёры, сами клиенты программы готовят праздничные выступления, театрализованные мини – спектакли, связанные с историей и традицией данного праздника.

____________________________

Поместить здесь Рисунок 10 а, б, в

__________________________________


Волонтеры настолько вошли во вкус своего дела, что образовали выездную бригаду, посещающую районы области во время праздника. Они рассказывают об истории, о традиции, о традиционной еврейской кухне, почему именно этим блюдам отдается предпочтение в этот праздник.

__________________________

Поместить здесь Рисунок 11

__________________________


Праздничные продовольственные посылки на Рош–Гашана содержат календарь на наступающий новый год, мёд и рецепты традиционных еврейских блюд, подаваемых на Рош–Гашана. Рош–Гашана («новый год»), с него начинается десятидневный период духовного само углубления и покаяния. Завершением этих 10 дней служит Йом – Кипур. Лейтмотивом особых молитв Рош-Гашана и Йом–Кипура является наше признание власти Всевышнего над Вселенной и покорность человека Его верховной воле. В Рош-Гашана мы слушаем звук шофара – особо обработанного бараньего рога. Звук шофара напоминает о трубном гласе на Синае и призывает к покаянию. «Пробудитесь спящие, ото сна… и взгляните на дела ваши. Вспомните о своём Создателе и обратитесь к Нему с покаянием. Не уподобляйтесь тем, кто в погоне за призрачным теряет реальное, кто тратит жизнь в погоне за суетным, польза и выгода которого мнимы. Проникните в души свои и осмыслите дела свои. Оставьте ложные пути и недостойные мысли и молите Всевышнего, чтобы он был милостив к вам» («Мишнэ Тора» раздел «Гилхот тшува», 3:4). Торжественная трапеза в этот день имеет свои характерные особенности. Чтобы год был сладким, обмакивают халу или яблоко в мёд. При этом говорят «Да будет на то воля Всевышнего обновить для нас год, чтобы он был хорош и приятен».

Праздничные продовольственные посылки к Хануке содержат ханукальные свечи, ханукальный подсвечник, волчок, тексты ханукальных песен, рецепты приготовления пончиков и картофельных оладий. Праздник посвящён событиям во времена Второго Храма. Одержав победу над греками – поработителями, евреи хотели вновь зажечь менору (семи свечник) и восстановить осквернённый врагами Храм. Чтобы приготовить достаточное количество чистого оливкового масла, необходимого для горения меноры, требовалось восемь дней, потому что все запечатанные сосуды с маслом были испорчены и уничтожены греками. И тут среди общего замешательства и уныния, Б-г явил свою доброту. Евреи нашли небольшой запечатанный сосуд, печать Первосвященника была целой, и удостоверяла, что сосуда не коснулась рука греков. Но масла в сосуде могло хватить только на один день. Всё – таки решили зажечь менору и свершилось чудо: масло горело восемь дней, за это время успели приготовить новое масло. Вот это и есть главное чудо Хануки, которое являет нам одну из тайн Хануки, дошедшую до нас через многие поколения. Находясь в преддверии праздника Хануки, мы заново переживаем, события далёких дней, как если бы они происходили сейчас.

______________________

Поместить здесь Рисунок 12

__________________________


Зажигание свечей – главная заповедь Хануки. Она демонстрирует окружающим, каждому прохожему, что у сынов Израиля сияет свет, и тогда, когда в окружающем мире царит тьма. Поэтому свечи зажигают после захода солнца у входа в дом снаружи. Тем самым мы приближаем исполнение пророчества о том, что когда «тьма покрывает землю и народы блуждают во мраке» - «твой путь осветит Всевышний». Существует традиция есть в Хануку пончики или оладьи, поджаренные на растительном масле. Сырные латкес на Хануку напоминают о подвиге знаменитой героине еврейского народа Йег’удит. Во времена Второго Храма страна Израиль была захвачена сирийско – греческой армией. Йег’удит помогла одержать победу своему народу, убив греческого военачальника Олоферна. Она дала ему солёного сыра, а затем крепкого вина, чтобы утолить жажду. Когда он уснул, она убила его, за этим последовала победа евреев.

Праздничные продовольственные посылки на Пурим содержат маковые треугольники и рецепты их приготовления, и текст «Свитки Эстер». «И во всякой области, и во всяком месте, куда только доходила повеление царя и указ его, была радость у иудеев, и веселье, и пиршество, и праздничный день» (Мегилат Эстер, 8: 17).

С наступлением месяца адар нет конца веселью. Еврейский народ вновь переживает своё спасение от полного уничтожения, указ о котором подписал персидский царь Ахашверош. Это месяц, когда «превратилась у них печаль в радость и сетование в день праздничный» (Мегилат Эстер, 9:22). Этот праздник не заповедан Торой, а введён постановлением мудрецов. Название «Пурим» означает «жребий».

__________________________

Поместить здесь Рисунок 13

__________________________


Имеется в виду жребий, который уготовил еврейскому народу первый министр персидского царя Г’аман, предполагая в это день уничтожить евреев. Его затея провалилась: всё закончилось полной победой еврейского народа. История, случившаяся в Пурим, рассказана в Мегилат Эстер, свитке, который мы читаем в вечер наступления праздника и ещё раз утром. Свиток назван по имени еврейской женщины, которой суждено было стать персидской царицей и спасти свой народ. Имя Б-га ни разу не упоминается в Свитке Эстер, и это выделяет его среди 24 книг письменной Торы! Но всмотревшись в эти события, мы увидим незримую руку, направляющую их, в естественном порядке вещей – волю Б–жественного Проведения. Имя Эстер (родственное слову Г’Эстер – «укрытие»), тоже подтверждает, что в окружающем мире скрыты чудеса. Популярный обычай надевать в Пурим маски и маскарадные костюмы материализует эту идею. Случившаяся история произошла в семидесятилетний период между Первым и Вторым Храмами. Царь Ахашверош выбирал себе царицу и выбрал еврейскую девушку Эстер, которая скрыла своё происхождение. При дворе царя был Г’аман, который ненавидел евреев, и больше всего Мордехая, признанного лидера евреев, который приходился Эстер двоюродным братом. И сказал Г’аман Ахашверошу: «… есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют, и царю не следует так оставлять их». (Мегилат Эстер, 3:8). Царь с готовностью издал указ об уничтожении евреев, который должен был вступить 13 адара. Узнав об этом, Мордехай и Эстер обратились к народу. Мордехай собрал еврейских детей и начал изучать с ними Тору, зная, что во имя детей евреи будут спасены. Эстер постилась три дня и призвала евреев к тому же. Это были дни молитвы, раскаяния и объединения людей. Евреи обратились вновь к Торе и мицвот и перестали быть «рассеянным народом», над которым ничего не стоит одержать победу. Б-г явил свою милость и спас народ, а враги были поражены. «И для евреев были свет и радость, счастье и милость» (Мегилат Эстер, 8:16).

В день перед Пуримом мы постимся в память о посте царицы Эстер. Пост начинается на рассвете и заканчивается после вечернего чтения Мегилат Эстер. При чтении Мегилат Эстер стучат ногами или размахивают специальными трещотками, когда упоминается имя злодея Г’амана. Наши мудрецы подчёркивают: «Чтобы выполнить заповедь слушания Мегилы, нужно слушать каждое слово». Мегилу не только нельзя читать в произвольном порядке, но и нельзя вернуться, чтобы перечитать пропущенные места. «Тот, кто читает Мегилат Эстер в произвольном порядке, как историю, которая произошла много лет назад, не осознаёт, что история Пурима, история постоянного присутствия Б-жественного Провидения, направляющего «естественные» события в мире, происходит постоянно. И этот, не осознающий, не исполняет обязанности – слушать Мегилу». Каждый должен послать хотя бы одному другу подарок, состоящий минимум из двух видов еды, готовой к употреблению. Все подают милостыню, по крайней мере по мелкой монете двум беднякам. Мы радуемся в Пурим, пусть и бедные тоже порадуются празднику. Праздничная трапеза завершает Пурим. Зажигают свечи (без благословений), и благословение Г’амоци произносится на сладкую халу. Трапеза в Пурим необычна, сопровождается шутками и смехом. Это единственный праздник, когда предписано как следует выпить. Некоторые даже пытаются достичь той стадии опьянения, о которой в Талмуде сказано «пока язык не начнёт сбиваться с «благословен Мордехай» на «проклят Г’аман»». Это состояние свидетельствует об истинном внутреннем “Я” еврея, который с безграничной радостью принимает Тору целиком, со всеми заповедями. Г’оменташен – треугольные пирожки с вкусной начинкой, которые едят целый день. Часто и праздничную халу в Пурим делают в форме г’оменташа. Первые г’оменташен наполняли маком в память о трёхдневном посте царицы Эстер, в течение которого она молила Б-га отменить ужасный указ об уничтожении еврейского народа. Эстер и её слуги питались маковыми росинками в течение всех дней поста. Конец Пурима указывает, что осталось только тридцать дней до Песаха.

Наборы к празднику Пейсах содержат мацу, рыбные консервы, текст пасхальной Агады, а также рецепты блюд, приготавливаемых из мацы. В набор не включается мука и изделия из муки.

«В каждом поколении каждый из нас должен чувствовать, что это лично его вывели из Египта» (Талмуд Псахим, 116 б).

Исход из Египта, произошедший более трёх тысяч лет назад и описанный детально во второй книге Торы, - центральное событие еврейской истории. Это не только “рождение” еврейского народа, но и вечное напоминание об особом Б-жественном участии в нашей судьбе. Первая из десяти заповедей гласит: “Я Б-г, Всесильный твой, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня” (Шмот, 20:2-3).

Приближение Песах, который всегда выпадает на пятнадцатое нисана, приносит нам чувство обновления, потому что мы полностью меняем весь домашний уклад и провозглашаем кашер в честь праздника Песах. Еврейский вариант весенней уборки подразумевает гораздо больше, чем наведение порядка и мытьё окон. Это поиски и удаление хамеца – квасного во всех видах, в соответствии с заповедями: «с четырнадцатого дня первого месяца с вечера ешьте мацу… Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших: ибо душа того кто будет есть квасное, отторгнута будет от общества Израиля… Ничего квасного не ешьте:во всяком месте пребывания вашего ешьте мацу» (Шмот 12:18-20). Недели приготовления венчаются событием, которое мы предвкушали задолго: пасхальным седером. И кажется, что все вокруг несёт отблеск сияния праздника свободы. Месяц нисан – месяц Исхода – ассоциируется с возрождением, поэтому Тора называет его «первым из месяцев» (Шмот, 12:2), хотя новый год начинается с месяца тишрей. Песах – первый из Шалош регалим и единственный праздник, когда женщины, так же как и мужчины, должны были посещать Святой Храм в Иерусалиме. Песах продолжается вне Страны Израиля восемь дней, а в Стране Израиля семь. Первые два и последние два – праздничные. Мы зажигаем свечи с соответствующими благословениями, произносим Кидуш, халу заменяет маца, готовим праздничную еду и соблюдаем все праздничные законы. Все восемь дней едят мацу. «Исход из Египта» на уровне личности означает отход от всего, что стоит на пути полного духовного самовыражения. Может быть, самое страшное рабство и самое ужасное ограничение наступает тогда, когда раб перестаёт сознавать, что он связан, что он в рабстве, и у него уже нет желания освободиться. Ежедневно мы должны переживать освобождение из Мицраима (из ограниченности). И у каждого должно быть стремление освободиться от рабской привязанности к миру материи, от погони физических и материальных наслаждений. Надо поднять себя до жизни, исполненной смыслом, внутренним ростом и Б-жественным присутствием, чтобы исполнить предназначение и глубочайшую потребность нашей еврейской души. Выполнение заповедей пасхального седера, когда мы едим мацу и горькую зелень, выпиваем четыре бокала вина и рассказываем Г’агаду – историю Исхода, позволяет каждому из нас почувствовать, что это «лично его вывели из Египта». Слово седер означает «распорядок». Это трапеза, проводимая по особым правилам и сопровождаемая молитвами и песнопениями. В этом отношении она отличается от всех других праздничных трапез года. Особая заповедь обеспечить всех нуждающихся необходимым для Седера. На столе должно быть: вино (желательно красное), маца, сельдерей или растёртый хрен (марор), петрушка, салат или отварной картофель (карпас), кусочек мяса с косточкой (зроа), крутое яйцо, харосет – смесь протёртых яблок и грецких орехов с вином, приправленная корицей, блюдце или чашка с солёной водой. Символическое значение приготовленных блюд следующее:

  • маца напоминает «хлеб бедности», который наши предки ели в рабстве, а также то тесто, которое не успело взойти, когда они поспешно вышли из Египта, ведомые Всевышним;

  • вино – символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из–под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…» (Шмот, 6:6,7). Следующий стих начинается словами: «И введу вас в эту землю…» Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый «бокалом Элиягу». Его, однако, не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиягу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец – Исраэль;

  • марор напоминает о горькой участи евреев из Египта;

  • харосет – символизирует глину, из которой еврейские рабы лепили кирпичи на стройках фараона;

  • солёная вода – это слёзы, пролитые еврейскими рабами в Египте;

  • карпас – символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни;

  • зроа и яйцо напоминают разрушении храма и символизируют соответственно пасхальную и праздничную жертвы. Кроме того, яйцо является традиционным символом печали и траура. Зроа можно съесть только на следующий день после Седера. Две мацы из трёх, лежащих на столе, заменяют две халы, над которыми необходимо произносить благословение в субботу и праздники. От третьей же в определённый момент седера отламывают кусок – афикоман – которым завершают пасхальную трапезу. В заключение седера все его участники хором произносят: «В следующем году – в возрождённом Иерусалиме».

«Всему своё время, и свой срок, всякой вещи под небесами…» (Ког’елет, 3:1). Много важных дат, кроме праздничных дней, отмечают евреи в течение года. У нас есть дни памяти, дни радости и скорби. Среди них – дни поста, когда мы снова осознаём своё изгнание. Много памятных дней календаря ассоциируется с особыми обычаями, законами и блюдами.


^

2.4 Исследование, позволяющее выявить рост национального самосознания.


Предметом исследования являются клиенты фонда, получающие помощь по программе «Питание». Каждая из указанных подпрограмм охватывает различные группы людей, которые пересекаются между собой только в праздники. Указанное исследование выделило две группы участников программ «Горячие обеды в столовой» и «Ежемесячные продовольственные посылки». Каждой группе была предложена небольшая анкета.

_________________

Приложения 1 и 2.

_________________

Анкетирование проводилось анонимно группой школьников, которые в период летних каникул разносили обеды, и помогали в кафе. Нет глупых и умных методов - есть умное и глупое их применение. Анкетирование с отказом от психологического анализа, получаемых результатов только с математической обработкой полученных материалов, позволит создать объективную картину исследования. В литературе нигде не встречаются результаты влияния питания учитывающего традицию на изменения самосознания. В двух предлагаемых анкетах встречается общий вопрос: «Какие мероприятия Хэсэда помогли Вам ощутить себя евреем?». Целью этого вопроса было выявить, какое из мероприятий оказало большее влияние на рост самосознания. Было проанкетировано 70 клиентов: 35 клиентов по программе «Горячие обеды в столовой» и 35 клиентов по программе «Ежемесячные продовольственные посылки». Результаты ответов на данный вопрос распределились так:

  • по программе «Горячие обеды в столовой»: 18 клиентов ответили, что мероприятия проводимые в кафе; 10 клиентов ответили, что им в этом помогают концерты и праздники; 2 клиента – ответили, что ничего не повлияло; 5 клиентов затрудняются ответить;

  • по программе «Ежемесячные продовольственные посылки»: 14 клиентов ответили, что вкладыш в продуктовый набор; 16 клиентов ответили, что им в этом помогают концерты и праздники; 1 клиент – ответил, что ничего не повлияло; 4 клиента затрудняются ответить.

Результаты исследования наглядно изображены в таблицах 1 и 2.

____________________________

Поместить здесь Таблицу 1, 2

____________________________


Данное поисковое исследование позволяет сделать следующие выводы, что, используя такие механизмы психологического воздействия, как убеждение и наследование воздействие которых может проявиться только при общении, существует возможность изменения самосознания клиентов.

___________________________

Поместить здесь Рисунок 15

___________________________

^

3. Заключение. Необходимость поиска методов работы с клиентами, лишенными частого общения.


Еда является пищей духовной и интеллектуальной не в меньшей степени, чем физической. Этот фундаментальный принцип был заложен в основу еврейской кухни многие сотни и тысячи лет тому назад. Основной принцип еврейской кухни «Смысл определяет вкус» - даёт возможность реализовать свои представления о культуре, искусстве, политике, истории, добре и зле в рамках древней традиции, придав ей новый индивидуальный аспект.

Данное исследование показало эффективность влияния общения предлагаемого программой «Питание» на изменение самосознания клиентов. Оно также показало, что та группа людей, которая лишена постоянного общения, оказывается за пределами эффективного воздействия. В эту же группу следует также включить клиентов получающих «Горячие обеды на дом». И как перспективу для дальнейшего расширения программы «Питание» следует разработать методы, которыми можно было бы более эффективно воздействовать на группы клиентов получающих «Горячие обеды на дом» и «Ежемесячные продовольственные посылки».
^

4. Список использованной литературы:


1. Донин Х. «Быть евреем». Ростов–на-Дону: ООО «Издательство БАРО - ПРЕСС». 2000. – 352с.

2. Дружинин В. Н. «Экспериментальная психология 2-е издание, дополненное». Издательство «Питер». 2000. – 320 с.

3. Коломинский Я. Л. «Человек: психология». Москва «Просвещение».1986. – 223с.

4. Платонов К. К. «Психологический практикум». Москва «Высшая школа». 1980. – 165с.

5. Орбан Л. Е., Хрущ В. Д. «Соціальна психологія». Івано- Франківськ: Прикарпатський університет. 1994. – 101 с.

6. Рабби Ш. ВАГШАЛ. «Кашрут Практическое Руководство по соблюдению еврейских диетарных законов». Издание «ГЕУЛИМ» Иерушалаим. 5735 г. – 105с.

7. «Ароматы еврейской кухни 900 рецептов». «ЛЕХАИМ» Москва 1997. «ГЕШАРИМ» Иерусалим. 5757. – 420с.

8. «Кулинарный мидраш». Издательство «Еврейский мир» г. Москва СП «Издательство Фолио» г. Харьков. 5761.

5 Таблицы.





Таблица 1






Результаты анкетирования










Факторы убеждения и наследования

Клиенты

Общее количество

35

Лекции,мероприятия в кафе, общение

18

Праздники, концерты

10

Ничего не повлияло

2

Затрудняюсь ответить какое больше

5






Таблица 2






Результаты анкетирования










Факторы убеждения и наследования

Клиенты

Общее количество

35

Вкладыш в продуктовый набор

14

Праздники, концерты

16

Ничего не повлияло

1

Затрудняюсь ответить какое больше

4










6. Рисунки.





Рис. 01.

С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией и наоборот, через её соблюдение чаще всего возвращаются к иудаизму...


Рис. 02.

Знакомство с еврейскими изданиями, периодической литературой.


Рис. 03.

Люди общаются между собой, делятся своими проблемами и новостями, слушают еврейскую музыку и песни, могут посмотреть видеофильмы, рассказывающие о жизни и культуре Израиля, о традиции нашего народа. На концерты приглашаются волонтёры. Волонтер исполняет песни на иврите.


Рис. 04.

В конце каждого месяца проводится день именинника – это праздник души, радости и света. Этот праздник люди ждут с нетерпением целый месяц.


Рис. 05.

Во время одного из обедов прошёл интересный диспут, посвящённый творчеству Александра Галича, поэта, композитора, драматурга. Знаменитые песни А. Галича «Когда я вернусь», «Старательный вальсок», «Облака», «Сентиментальный романс», исполнил волонтёр Хэсэда, один из лучших баритонов Прикарпатья –А. Максаков.


Рис. 06(а, б, в).

Торжественно прошёл обед, посвящённый Дню Победы, на который были приглашены узники гетто и концлагерей, участники ВОВ, праведники мира. Присутствующих приветствовали стихами и песнями волонтёры Хэсэда, сотрудники. Все присутствующие пели песни военных лет, тепло поздравляли друг друга с большим праздником.


Рис. 07.

Клиенты, которые не могут по состоянию здоровья приходить в кафе, обеспечиваются обедами на дому. В день рождения к ним приходят сотрудники Хэсэда, волонтёры, приносят цветы, поздравительные открытки.


Рис. 08 (а, б, в)

Во время праздника к «малоподвижным» клиентам приходят волонтёры программ «Мазл Тов» и «Клуб», приглашаются студенты Соломонова университета, которые рассказывают о традиции и истории праздника.





Рис. 09.

В 35 населённых пунктов доставляются продовольственные наборы. В каждой продовольственной посылке есть вкладыш, на котором с одной стороны указывается состав посылки, с другой рассказывается о событиях и значениях того или иного праздника, как подготовится к нему, и т. п.





Рис. 10.(а, б, в).

Во время трапез проводятся мероприятия, целью которых является донести до каждого еврея смысл и историю праздника, правила его проведения и рецепты традиционных блюд. Сотрудники Хэсэда, волонтёры, сами клиенты программы готовят праздничные выступления, театрализованные мини–спектакли, связанные с историей и традицией данного праздника.


Рис.11.

Волонтеры настолько вошли во вкус своего дела, что образовали выездную бригаду, посещающую районы области.


Рис. 12.

Зажигание свечей – главная заповедь Хануки. Она демонстрирует окружающим, каждому прохожему, что у сынов Израиля сияет свет и тогда, когда в окружающем мире царит тьма.


Рис. 13.

Праздник Пурим введён постановлением мудрецов. Название «Пурим» означает «жребий». Имеется в виду жребий, который уготовил еврейскому народу первый министр персидского царя Г’аман, предполагая в этот день уничтожить евреев. Его затея провалилась: всё закончилось полной победой еврейского народа. Завершает Пурим праздничная трапеза.


Рис. 14.

На праздники клиентов привозят в кафе-клуб.






Рис. 15.

Использование таких механизмов психологического воздействия, как убеждение и наследование, воздействие которых может проявиться только при общении, предоставляет возможность изменения самосознания клиентов.

7. Приложения.


Анкета

  1. Как долго вы связаны с «Хэсэд»?




  1. Нуждаетесь ли Вы в получении какой – либо из услуг?

а) Уход на дому да/нет

б Горячие обеды да/нет

в) Услуги столовой да/нет

г) Участие в культурных мероприятиях да/нет

  1. Достаточны ли Ваши доходы для удовлетворения потребностей в питании?

  1. достаточны

  2. достаточны для покупки самых необходимых продуктов

  3. ограничен в питании.

4. Как часто Вы получали в последний год посылки?

  1. 1 раз

  2. 2-3 раза

  3. регулярно к праздникам

  4. получаю регулярно несколько раз в году (укажите, сколько ___)

5. Всегда ли Вы можете сами приходить за посылкой в благотворительный фонд?

  1. всегда могу

  2. могу, но мне это трудно

  3. совсем не могу, так как не выхожу из дома

  1. Как Вы получали посылку в последний раз?

  1. пришёл в Благотворительный фонд и получил

  2. попросил члена семьи сходить за посылкой

  3. попросил соседа, знакомого

  4. мне доставили посылку из Благотворительного фонда на дом

  5. другое _______________________________________________




  1. Устроила ли Вас процедура получения посылки ?

  1. да

  2. нет, укажите причину __________________________________




  1. Бывали ли Вы в Благотворительном фонде когда – нибудь по другому поводу, кроме получения посылки?

  1. нет

  2. да, укажите, по какому поводу ___________________________




  1. Устраивает ли Вас содержание посылок?

  1. устраивает

  2. в основном, устраивает

  3. в основном, не устраивает

  1. Какие мероприятия Хэсэда помогли Вам ощутить себя евреем?

а) Проднаборы с вкладышем от Хэсэд да/нет

б) Праздники, концерты да/нет

в) Ничего не повлияло да/нет

г) Затрудняюсь ответить какое больше да/нет

9.Можете ли Вы обратиться в Хэсэд в службу питания, если у Вас есть проблемы (получение посылки, обеда, другие)? да/нет

Анкета

  1. Как долго вы связаны с «Хэсэд»?




  1. Нуждаетесь ли Вы в получении какой – либо из услуг?

а) Уход на дому да/нет

б Горячие обеды да/нет

в) Услуги столовой да/нет

г) Участие в культурных мероприятиях да/нет


  1. Достаточны ли Ваши доходы для удовлетворения потребностей в питании?

  1. достаточны

  2. достаточны для покупки самых необходимых продуктов

  3. ограничен в питании.




  1. Сколько раз в день вы едите?




  1. Сколько раз в неделю вы едите обычно горячую пищу?

  1. каждый день или почти каждый день (4-7 раз в неделю)

  2. от 1 до 3 раз в неделю

  3. реже 1 раза в неделю

  4. другое, укажите ___________________________________________________

  1. Довольны ли Вы обычно качеством готовых обедов?

  1. очень доволен

  2. не очень доволен, укажите, почему____________________________________

  3. не доволен, укажите, почему _________________________________________




  1. Достаточны ли для вас размеры порций?

  1. достаточны

  2. не совсем достаточны

  3. не достаточны, укажите почему ______________________________________




  1. Что для Вас предпочтительнее летом:

  1. получать посылку с продуктами длительного хранения

  2. обедать в столовой

  3. получать обеды на дом




  1. Что для Вас предпочтительнее зимой:

  1. получать посылку с продуктами длительного хранения

  2. обедать в столовой

  3. получать обеды на дом




  1. Какие мероприятия Хэсэда помогли Вам ощутить себя евреем?

а) Лекции, мероприятия в кафе, общение да/нет

б) Праздники, концерты да/нет

в) Ничего не повлияло да/нет

г) Затрудняюсь ответить какое больше да/нет


11. Интересны ли Вам мероприятия организованные в столовой во время обедов? да/нет

12.Можете ли Вы обратиться в Хэсэд в службу питания, если у Вас есть проблемы (получение посылки, обеда, другие)? да/нет




Скачать 294,84 Kb.
оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер294,84 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх