Программа факультатива для VIII класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения icon

Программа факультатива для VIII класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения


Смотрите также:
Программа курса по выбору для Xкласса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским...
Программа курса по выбору для IX класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским...
Программа курса по выбору для XII класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским...
Программа курса по выбору для 9 класса общеобразовательных школ (классов) с художественным...
Программа факультативных занятий для V-VI классов общеобразовательных учреждений с белорусским и...
Программа факультативных занятий для VI класса общеобразовательных учреждений с белорусским и...
Программа курса по выбору для XI класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским...
Программа факультативных занятий для VІ класса общеобразовательных учреждений с белорусским и...
Программа курса по выбору для XI xii классов общеобразовательных учреждений с белорусским и...
Программы для учреждений...
Программа курса по выбору для 11- 12 классов общеобразовательных учреждений с русским...
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с...



Загрузка...
скачать
Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


Н.Н. КОВАЛЕВА


Сатирические сказки

М.Е. Салтыкова-Щедрина


Программа факультатива для VIII класса

общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения


Минск 2007

Пояснительная записка


Главная цель данного факультатива заключается в том, чтобы через расширение, углубление, обогащение знаний и представлений учащихся о творчестве Салтыкова-Щедрина показать роль сатиры «в сохранении идеалов человечества», во имя чего действует сатирик, обличая пороки общества и отдельных людей.

Щедрин считал, что жизнь без идеалов есть «совокупность развращающих душу мелочей». Писатель всеми силами пытался восстановить в жизни «забытые» слова, означающие высокие человеческие идеалы: «совесть», «отечество», «человечество».

Идеалы в сатирических произведениях присутствуют в скрытом виде, их надо уметь увидеть и почувствовать.

В этой связи изучение сказок Салтыкова-Щедрина преследует ряд задач:

– расширить представления учащихся о Салтыкове-Щедрине как создателе социально-политической сатиры;

– показать политическую остроту, философскую насыщенность и тематическое многообразие «Сказок»;

– выявить связь конкретно-исторического и общечеловеческого, нравственно-политического и эстетического аспектов в толковании его произведений;

– определить своеобразие реализма сатирика, выяснить роль художественной гиперболы, реалистической фантастики, эзоповского иносказания в системе эстетических воззрений и художественного творчества писателя;

– дать критерии оценки сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.


^ Программа факультативного курса

(17 часов)


Тема 1. «Прокурор русской общественной жизни» (1 час).

Сведения о жизни и творчестве писателя. Салтыков-Щедрин как создатель социально-политической сатиры. Сатира и сатирик в истории литературы.


Тема 2. «Сказки для детей изрядного возраста» (1 час).

Сказка как синтез идейно-творческих исканий сатирика. Поиски диалога с массовым демократическим читателем. Своеобразие жанра литературной сказки Салтыкова-Щедрина. Связь с фольклорной и литературно-басенной традицией.


^ Тема 3. «Что же сделалось, однако, с помещиком…» (2часа).

(Сказки «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»).

Обличение паразитизма, эгоизма, неблагодарности господствующих классов, бесстыдно эксплуатирующих народ. Рабская покорность мужика своим угнетателям. Близость некрасовской и щедринской позиции в оценке духовного состояния народа, отношения к нему. Совмещение элементов реального и фантастического в повествовании. Подчинение индивидуального начала в обрисовке образов социально-психологическому.


^ Тема 4. Сатира на правительственные верхи (сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь») (3 часа).

Обличение деспотизма и насилия, невежества и жестокости властей, критика единоначалия в любых формах, враждебность монархического строя «просвещению».

Природа гротеска и символической образности в сатире Щедрина. Элементы фольклора.


Тема 5. Сказки о «зайцах» и «рыбах» (4 часа).

(«Самоотверженный заяц», «Бедный волк», «Вяленая вобла», «Карась-идеалист»).

Сатира на русскую либеральную интеллигенцию. Наивность мечты о том, что достижение счастья возможно без борьбы. Значение народной массы как движущей силы истории и горечь от осознания ее служения произволу и насилию. Бесплодность одиноких усилий в изменении существующего порядка вещей.

Использование гротеска, аллегории, пародии для создания сатирических образов. Эзопов язык писателя.


^ Тема 6. «Кто об его существовании вспомнит?» (сказка «Премудрый пискарь») (1 час).

Продолжение Щедриным традиционной в русской литературе темы счастья и несчастья, смысла человеческой жизни. Неприятие философии «умеренности и аккуратности», пассивного подчинения существующим обстоятельствам как свидетельства безразличия к интересам общества, народа, истории.


^ Тема 7. «…Есть в моей судьбе что-то трагическое…» (сказка «Приключение с Крамольниковым») (1 час).

Салтыков-Щедрин «писатель по преимуществу скорбный и негодующий» (Н.Г. Чернышевский). Мотив вековой покорности, гражданской незрелости и пассивности народа. Судьба литератора Крамольникова в условиях народного безгласия.


^ Тема 8. Драма человеческой совести (сказки «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Христова ночь»). (3 часа).

Христианская народная культура как основа мировоззрения писателя.

Сквозная тема христианской совести, евангельской Правды как ведущая в книге, объединяющая отдельные сказки в единое художественное полотно. Высока правда Спасителя и реальная жизнь людей. Христос как вершитель Страшного суда на земле. Вера писателя в торжество правды и добра, в свой народ и свою историю.


^ Тема 9. Уроки Щедрина (1 час).

Духовная свобода как главное условие существования гражданского общества, ненависть к любым проявлениям произвола и насилия.

Глубокий демократизм как «конечная цель всех наших стремлений и усилий» (Салтыков-Щедрин).

Критика пассивности, неорганизованности, чинопочитания, чинобоязни.

Неприятие философии «умеренности и аккуратности», подчинения существующим обстоятельствам как свидетельства безразличия к интересам общества, народа, истории.

Презрение ко всем видам лжи, пустословия, пустомыслия.

«Исключительное русское бесстрашие перед самоосуждением и самоосмеянием» (Л. Толстой).


^ Планируемые результаты обучения

В процессе работы учащиеся расширяют знания о:

– своеобразии жанра литературной сказки Салтыкова-Щедрина, её связи с фольклорной и литературно-песенной традицией;

– теоретико-литературных понятиях: сатира, гротеск, иносказание, эзопов язык, условность в искусстве;

– связи мировоззрения и творчества писателя;

– принципах и приемах сатирического изображения: гротеск как принцип художественного обобщения, двуплановость речи.

В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:

– анализа сатирических произведений;

– выявления гоголевских традиций в произведениях писателя;

– сочинения собственных сказок.


Рекомендуемая литература:


1. Базанова В. Сказки Салтыкова-Щедрина. – М.; Л., 1966.

2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. – М., 1976.

3. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. – Л., 1976.

4. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л., 1984.

5. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина.—Л., 1987.

6. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. – М., 1976.

7. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

8. Николаев Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. – М., 1985.

9. Николаев Д.П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. – М., 1988.

10. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. – М., 1988.




Скачать 53.61 Kb.
оставить комментарий
Дата30.11.2011
Размер53.61 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх