Рабочая программа дисциплина Высокоуровневые методы информатики и программирования (название дисциплины) icon

Рабочая программа дисциплина Высокоуровневые методы информатики и программирования (название дисциплины)


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплина Высокоуровневые методы информатики и программирования (название...
Учебно-методический комплекс дисциплины высокоуровневые методы информатики и программирования...
Учебно-методический комплекс дисциплины высокоуровневые методы информатики и программирования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине высокоуровневые методы информатики и программирования...
Рабочая программа по дисциплине: «высокоуровневые методы информатики и программирования» Для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине высокоуровневые методы информатики и...
«Высокоуровневые методы информатики и программирования»...
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Белгород 2004...
Учебно-методический комплекс «Высокоуровневые методы информатики и программирования» (для...
Программа дисциплины по кафедре Экономическая кибернетика высокоуровневые методы информатики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Высокоуровневые методы информатики и программирования...
Учебная программа дисциплины сдм. Ф. 05...



Загрузка...
скачать




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»


Факультет___________Экономический факультет __________________

(название факультета)

Кафедра ___Корпоративное управление и электронный бизнес _______

(название кафедры)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор


________________________Новикова Н.Г.

«_____»_______________________2009г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Высокоуровневые методы информатики и программирования

(название дисциплины)

Специальность____ Прикладная информатика (по областям) 080801_____

(название специальности)

Специализация:_____Мультимедиа и Internet технологии в экономических
информационных системах
__________________

(название специализации)


Москва 2009г.

Рабочая программа составлена на основании примерной программы дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования»


При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности «Прикладная информатика» 0808001


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

«Корпоративное управление и электронный бизнес»


Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.


Зав.кафедрой Потемкин А.И.


Рабочая программа одобрена Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»


Протокол №_______ «_____»______________________200__г.


Ученый секретарь

Научно-методического совета

к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.


^ Рабочую программу разработал:


Преподаватель кафедры

«Корпоративное управление

и электронный бизнес» Ю.В. Боковой.

(название кафедры)



  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью изучения дисциплины является базовая подготовка студентов к освоению блока информационных дисциплин специальности.

Полученные студентами знания и практические навыки программирования существенно помогут будущим специалистам в организации основ управления производством, в разработке программных средств, используемых для решения различных задач экономики в сфере сервиса, автоматизации обработки информации, а также при проектировании и эксплуатации экономических информационных систем.

Задачами изучения дисциплины являются изучение современных систем программирования, их инструментария, новых методов создания эффективного программного обеспечения. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • принципы процедурного программирования;

  • основные понятия объектно-ориентированного проектирования и программирования;

  • основные понятия визуального и событийного программирования;

  • уметь использовать возможности современных средств разработки программных продуктов;

  • уметь создавать удобный для пользователя интерфейс информационной системы.




  1. ^ ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ГОС ОПД.Ф.04. ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования, объектно-ориентированное проектирование и программирование.

Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты.

Конструкторы и деструкторы. Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Среда разработки; система окон разработки; система меню. Отладка и тестирование программ. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.


2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля.


Вид занятий и

контроля

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

полная программа

сокращен-ная программа

полная программа

сокращен-ная программа

полная программа

сокращен-ная программа

Всего часов

68




68

68







Лекции

17




6

4







Практические занятия



















Семинары



















Лабораторные работы

17




4

4







Консультации по курсу



















Всего

Аудиторных занятий

34




10

8







Самостоятель-ная работа

студента



















Курсовой

проект или

работа



















Реферат




-

-

-

-

-

Контрольная

работа







+

+







Зачет

+

+

+

+

+

+

Экзамен

-

-

-

-

-

-



2.2. Наименование тем их содержание и объем в часах аудиторных занятий.


№ п/п

Наименование тем

^ Очная форма

Заочная форма


Очно-заочная форма

Л

п

Л

п

Л

П

1.

Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения.

1

-

-

-







1

Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

2

2

2

2







2

Особенности программирования в оконных операционных средах. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Среда разработки; система окон разработки; система меню.







3

Программирование в средах современных информационных систем. Создание модульных программ. Элементы теории модульного программирования.

6

6







4

Отладка и тестирование программ.

2







5

Программирование в средах современных информационных систем. Объектно-ориентированное проектирование и программирование. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты. Конструкторы и деструкторы.

6

9

4

2










Итого:

17

17

6

4








Л- объем лекционных занятий в часах;

П- суммарный объем практических занятий, семинаров, а также лабораторных работ.


2.3. Тематическое содержание дисциплины и дидактические единицы.




Тема
Содержание темы

Вид занятий *)

1

Новейшие направления в области создания технологий программирования.

Важнейшие принципы положенные в основу современных вычислительных машин.

Законы эволюции программного обеспечения.

Л, С

2

Программирование в средах современных информационных систем. Создание модульных программ.

Элементы теории модульного программирования. Процедуры и функции. Передача параметров по имени и по значению.

Л, ЛР

3

Программирование в средах современных информационных систем. Объектно-ориентированное проектирование и программирование.

Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты; конструкторы и деструкторы.

Л, С, ЛР

4

Основы визуального программирования.

Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты; использование компонентов.

Л, ЛР

5

Особенности программирования в оконных операционных средах.

Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Среда разработки; система окон разработки; система меню.

Л, ЛР

6

Отладка и тестирование программ.

Структурное и функциональное тестирование программ.

Л, ЛР


*) Примечание

В графе «Вид занятий» используются обозначения:

Л – лекции;

С – семинары;

ЛР – лабораторные работы.


2.4. Формы текущего контроля и активных методов обучения.


2.4.1. Вопросы к зачету.

  1. Законы эволюции программного обеспечения.

  2. Новейшие направления в области создания технологий программирования.

  3. Машина фон Неймана. Работа процессора. Машинный код.

  4. Программирование в средах современных информационных систем.

  5. Сущность объектно-ориентированного проектирования и программирования.

  6. Алгоритм, программа, подпрограмма, их структура и свойства

  7. Создание модульных программ и элементы теории модульного программирования.

  8. Структурное программирование, области использования, свойства и достоинства.

  9. Поколения языков программирования, обзор языков программирования высокого уровня.

  10. Нисходящее проектирование программных продуктов.

  11. Управление проектом и библиотеки программ в системах объектно-ориентированного программирования.

  12. Средства создания программ. Интегрированные системы программирования.

  13. Иерархия классов в интегрированных системах объектно-ориентированного программирования.

  14. Среда разработки в системах программирования. Проект и его структура, главный модуль, окно кода.

  15. Структура представления данных и механизм их представления на машинных носителях.

  16. Описание нового класса в системах объектно-ориентированного программирования.

  17. Компиляторы и интерпретаторы, принцип действия, свойства и характеристики.

  18. Виды адресации в программах, назначение и методы использования.

  19. Языки программирования для Интернета и их свойства.

  20. Языки программирования баз данных, их особенности и характеристики.

  21. Объектный тип данных, переменные объектного типа.

  22. Этапы сеанса работы при разработке программ на языках высокого уровня.

  23. Классы и объекты в системах программирования.

  24. Постановка задачи на создание приложения. Директивы компилятора.

  25. Конструкторы и деструкторы в системах программирования.

  26. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

  27. Реакция на события в системах визуального программирования.

  28. Интерфейс визуальной системы программирования, система окон инструментов разработки, система меню.

  29. Типы данных, их характеристики. Переменные и константы, их свойства.

  30. Основные свойства компонентов в палитрах системах визуального программирования.

  31. Использование невизуальных компонентов в системах программирования.

  32. Состав и назначение составляющих компонентов интегрированных систем программирования.

  33. Свойства и методы объектов. Форма и ее свойства.

  34. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм в системах программирования

  35. Процедуры и функции, формальные и фактические параметры.

  36. Отладка и тестирование программ.



^ 2.4.2. Темы контрольных работ

Вариант 1


  • Машина фон Неймана. Работа процессора. Машинный код.

  • Создание модульных программ, элементы теории модульного программирования.

  • Операции и выражения: арифметические, строчные, логические. Примеры использования.


Вариант 2


  • Законы эволюции программного обеспечения.

  • Компиляторы и интерпретаторы, принцип действия, свойства и характеристики.

  • Алгоритм, программа, подпрограмма, их структура и свойства, примеры реализации.


Вариант 3


  • Программирование в средах современных информационных систем.

  • Виды адресации в программах, назначение и методы использования.

  • Сложные типы данных: массивы, списки, указатели, структуры. Примеры использования.


Вариант 4


  • Новейшие направления в области создания технологий программирования.

  • Языки программирования для Интернета и их свойства.

  • Ветвления, циклы и их виды, подпрограммы, их синтаксис, методика и примеры использования.


Вариант 5


  • Объектно-ориентированное проектирование и программирование.

  • Языки программирования баз данных, их особенности и характеристики.

  • Процедуры и функции, формальные и фактические параметры. Примеры использования.


Вариант 6


  • Поколения языков программирования обзор языков программирования высокого уровня.

  • Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ.

  • Нисходящее проектирование программных продуктов. Примеры выполнения.


Вариант 7


  • Сущность объектно-ориентированного подхода в программировании.

  • Языки моделирования, области их применения и характерные особенности.

  • Синтаксис языков высокого уровня Basic, Pascal, C. Примеры использования.


Вариант 8


  • Создание модульных программ и элементы теории модульного программирования.

  • Объектный тип данных, переменные объектного типа.

  • Инкапсуляция, наследование, полиморфизм в системах программирования. Примеры использования.


Вариант 9


  • Структурное программирование, области использования, свойства и достоинства.

  • Этапы сеанса работы при разработке программ на языках высокого уровня.

  • Свойства и методы объектов. Форма и ее свойства. Отражение свойств в инспекторе объектов. Примеры использования.


Вариант 10


  • Поколения языков программирования, обзор языков программирования высокого уровня.

  • Классы и объекты в системах программирования.

  • Проект среды Delphi. и его структура. Создание программ для Windows. Примеры использования.


Вариант 11


  • Управление проектом и библиотеки программ в системах объектно-ориентированного программирования.

  • Постановка задачи на создание приложения. Директивы компилятора.

  • Состав и назначение составляющих компонентов интегрированных систем программирования. Примеры использования.


Вариант 12


  • Средства создания программ. Интегрированные системы программирования.

  • Конструкторы и деструкторы в системах программирования.

  • Особенности программирования в оконных операционных средах, примеры реализации простых программ.


Вариант 13


  • Иерархия классов в интегрированных системах объектно-ориентированного программирования.

  • Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.

  • Примеры использования невизуальных компонентов в системах программирования.


Вариант 14


  • Среда разработки в системах программирования. Проект и его структура, главный модуль, окно кода.

  • Реакция на события в системах визуального программирования.

  • Компоненты, их свойства и методы. Использование компонентов как основного метода конструирования программного продукта. Примеры использования.


Вариант 15


  • Структура представления данных и механизм их представления на машинных носителях.

  • Интерфейс визуальной системы программирования, система окон инструментов разработки, система меню.

  • Основные свойства компонентов в палитрах системах визуального программирования. Примеры использования.


Вариант 16


  • Описание нового класса в системах объектно-ориентированного программирования.

  • Отладка и тестирование программ.

  • Типы данных, их характеристики. Переменные и константы, их свойства. Примеры использования.


^ 2.4.3. Проведение экзамена.

Экзамен учебным планом не предусмотрен.


2.5. Курсовая работа, ее характеристика.

Курсовая работа (проект) учебным планом не предусмотрена.

2.6. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу.


В рамках самостоятельной работы студентов предусмотрена подготовка к выполнению и защите лабораторных работ, куда включается:

1. Изучение теоретического материала.

2. Отчет по лабораторной работе, сохраненный на дискете и в копии в папке «Временная».

На подготовку к каждой лабораторной работе и отчета по ней выделяется от 0,5 до 1 часа в зависимости от сложности изучаемой темы.

На каждую 2-х часовую лекцию в рамках самостоятельной работы предусмотрено 0,5 – 1 час индивидуальной подготовки студентов, для закрепления лекционного материала.


  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


Основные положения дисциплины "Высокоуровневые методы программирования и информационных технологий" должны базироваться на использовании современных систем программирования, и международных стандартов в этой области ИСО-9001.

Дисциплина ориентирована на получение студентом знаний по:

  • новейшим направлениям в области создания технологий программирования;

  • элементам теории модульного программирования;

  • созданию модульных программ;

  • объектно-ориентированному проектированию и программированию и его основных принципов (объектный тип данных, классы и объекты, инкапсуляция, наследование, полиморфизм);

  • основам визуального и событийного программирования и использованию компонентов;

  • проектированию и разработке программ на основе объектно-ориентированного подхода;

  • особенностям программирования в оконных операционных средах;

  • отладке и тестированию программ.


В процессе разработки программных средств для ЭИС первоначально следует обратить внимание студентов на то, что развитие новейших направлений в области создания технологий программирования не отвергает более ранние методы структурного программирования, а органичным образом включает их в современный инструментарий самых современных систем программирования.

Следует также отметить, что основные приложения программных продуктов относятся к созданию информационных систем, обслуживающих задачи бизнеса, хотя в последнее время бурно развивается индустрия электронных игр (но используемые в них программные решения имеют свою особую специфику и в данном курсе не рассматриваются).

Важное место в курсе следует отвести изучению наиболее эффективной на сегодня среде программирования Delphi. Следует отметить, что структура любого создаваемого приложения состоит из нескольких создаваемых автоматически элементов, объединенных в проект (в скобках указаны расширения имен файлов):

□ код проекта (DPR);

□ описания форм (DFM);

□ модули форм (PAS);

□ модули (PAS);

□ параметры проекта (DOF);

□ описание ресурсов (RES).

Взаимосвязи между отдельными частями (файлами) проекта показаны на рис. 1.



Рис. 1. Связь между файлами проекта


В изучаемом курсе следует уделить внимание проектированию интерфейса пользователя будущего приложения, так как программные приложения ЭИС создаются для пользователя менее квалифицированного, чем проектировщик и разработчик программных инструментальных средств. При этом важно, что интерфейс изначально создается параллельно с созданием приложения и отражается в виде автоматического создания, как минимум, одной формы, имеющей по умолчанию имя Form1.

Обычно файлы проекта располагаются в одном каталоге, так как даже относительно простой проект включает в себя достаточно много файлов, а при добавлении к проекту новых форм количество этих файлов увеличивается. Поэтому методически следует рекомендовать для каждого нового проекта создавать отдельную папку (каталог), где и сохранять все файлы проекта, а саму папку помещать в специально созданную папку с именем "Временная".

Конкретное содержание лекций по курсу должно отражать вопросы, приведенные в разделе 2.3. "Тематическое содержание дисциплины …".



  1. ^ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Технические средства обучения (ТСО)


4.1.1. В лекционной аудитории - компьютер с проектором.


4.1.2. Для проведения практических и лабораторных работ - компьютерный класс.


Состав предустановленного ПО на компьютерах



ПО

Обоснование ПО

1

Delphi

Среда разработки программ на языке программирования Паскаль, для выполнения практических и лабораторных работ.

3

Архиваторы (WinRAR, Zip)

Архивация учебных баз данных для сохранения их на дискетах или Flash-носителях необходима для самостоятельной работы студентов.

4

MS Office

Офисный пакет, для выполнения практических работ и составления отчетов.

4

Windows

Операционная система для работы MS Office и т.д.

5

Антивирус

Желательно Kaspersky. Обязательная установка антивирусной программы необходима для блокирования вредоносных программ, которые часто бывают на носителях, используемых студентами.




  1. ^ УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ




    1. Основная литература




  1. Бобровский С.И. Delphi 7. Учебный курс. С-Пб. : Питер, 2007 – 736 с.

  2. Климова Л.М. Delphi 7. Основы программирования. Решение типовых задач. Самоучитель. 3-е изд. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006 – 480 с.

  3. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник 5-е изд. стер. М.: Изд. Центр Академия, 2006 – 434 с.

  4. Марченко В.С. Высокоуровневые методы информатики и программирования. Учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУС. – 2006, 99 с.

  5. Истомин Е.П., Новиков В.В., Новикова М.В. Высокоуровневые методы информатики и программирования. Учебник. СПб. ООО "Андреевский издательский дом" – 2006, 228




    1. Дополнительная литература

  1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Самоучитель – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.

  2. Хомоненко А. Д., Гофман В. Э. Самоучитель Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 576 с.

  3. Альфред Ахо, Джон Хопкрофт, Джеффри Д. Ульман Структура данных и алгоритмы: Уч. Пособие, М. : Изд. Дом "Вильямс", 2007 – 400 с.

  4. Журнал "Мир ПК" (для многих статей имеются копии на его сайте).

  5. Сайт http://www.delphikingdom.com.



- ххх –




Скачать 203.54 Kb.
оставить комментарий
Дата28.09.2011
Размер203.54 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх