Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности icon

Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности (032401...
Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделений...
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями госта...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений сд. Ф...
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений...
Учебно-методический комплекс Составитель: В. В. Корякова...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансы и кредит для студентов дневного и заочного...
Учебно-методический комплекс (специальность 021100 «Юриспруденция») Издание Омск...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса дневного и 6 заочного отделений по...



Загрузка...
скачать
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры и искусств

и социальных технологий

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников


ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ


Учебно-методический комплекс

для студентов дневного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070209. 65 «Режиссура театрализованных

представлений и праздников»

Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»


Тюмень 2011.

Авторы - составители: А.С. Усов, Е.А. Воробьева


Тюмень 2011

^ Основы сценического движения: учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / сост. А. С. Усов, Е. А. Воробьева. - ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ». – Тюмень, 2011. – 39 с. – (Учебно-методический комплекс).


Дисциплина «Основы сценического движения» входит в блок (СД.Ф.06) специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель». Представляет собой практические рекомендации и методические указания для освоения сценического движения.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу по дисциплине «Основы сценического движения», основное содержание дисциплины, формы итогового контроля, перечень необходимой литературы, учебно-методические указания для студентов, задания для самостоятельной работы студентов, глоссарий.

При составлении учебно-методического комплекса использованы материалы из учебных пособий и рабочих программ И. Э. Коха, Л. Л. Корневой, В. В. Коряковой, Н. В. Скрипиной.


Рецензенты:

В. В. Корякова, доцент, Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов сценарно-режиссерского мастерства, Почетный работник сферы молодежной политики;

В. В. Орел, засл. артист России, председатель Тюменского отделения Союза театральных деятелей России, доцент кафедры РТПиП


Утвержден на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников Института музыки, театра и хореографии ТГАКИСТ (протокол № 7 от 28 марта 2011г.)

Содержание

I. Пояснительная записка 5

1.1. Цель дисциплины 7

1.2. Основные задачи дисциплины 7

1.3. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста. 7

1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 7

1.5.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства 8

1.6. Распределение часов по курсам………………………………………9

II. Тематический план 10

2.1. Вводная часть 10

III. Содержание дисциплины 10

3.1. Тематический обзор теоретических, практических и творческих заданий 10

3.2. Анализ двигательных навыков и умений…………………….....…. 11

3.3. Основы ритмики. Овладение психотехническим тренингом……..11

3.4. Организационно-пространственные упражнения………………….11

3.5. Учебно-тренировочная работа………….......……………………….11

3.6. Сценическое движение в театрализованном представлении….…..11

3.7. Приемы сценического боя без оружия……………………………...12

3.8. Работа с предметом» – пластическое решение……………………..12

3.9. Основные законы постановки эстрадного номера…………………12

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. 13

4.2. Контрольные практические задания 15

4.3. Вопросы для самоподготовки к зачету 16

4.5. Список рекомендуемой литературы по дисциплине 17

V. Формы промежуточного и итогового контроля 20

5.1. Зачетно - экзаменационные требования 20

5.2. Критерии оценки знаний студента по дисциплине 21

vi. Глоссарий 22

Iiv. Обучающие материалы…………………………………………………….36

Материальное обеспечение дисциплины…………………………………..…36



^ 1. Пояснительная записка

« Режиссер не свободен

от ответственности - он отвечает за все,

но он не свободен также

и от участия в самом процессе,

он составляет часть этого процесса».

Питер Брук

Основы сценического движения – одно из важнейших звеньев в цепи воспитания квалифицированного специалиста, режиссера. Виртуозное владение своим телом позволяет не только соответствовать высокому уровню исполнителя, но и увеличивает палитру выразительных средств, которыми режиссер ведет диалог со своим зрителем в постановках спектаклей, театрализованных представлениях, праздниках. Режиссер должен быть всесторонне образованным и воспитанным человеком, прекрасным специалистом, человеком творческим, который в работе с актерами должен помочь им понять содержание пьесы и роли, установить их взаимодействие с партнерами и найти выразительные средства для сценического действия. Сценическое действие рассматривается в тесной связи со сценическим действием, т.е. мастерством режиссера, он должен владеть знаниями и навыками для того, чтобы в производственной работе они могли создавать верные схемы физического поведения даже в том случае, если необходимы сценические трюки или сценические бои. «»Правильно обученный режиссер должен поставить все сам» И.Э. Кох. Изучение дисциплины заканчивается творческими заданиями, которые позволяют студенту показать уровень освоения не только теоретических знаний, но и практических технических навыков. В сценических показах, на контрольных уроках синтезируются все умения и навыки, которые были освоены, в том числе и на «параллельных» предметах. Обучение по дисциплине завершает работа над постановкой эстрадного сценического номера. Для того, чтобы ярче выразить тематическую и идейную сущность представления, используется одно из самых ярких и выразительных средств режиссуры – пластика и хореография. Будущий режиссер обязан знать, как наиболее точно использовать пластическую образность в постановке праздника: необходимо, чтобы он изучал дисциплину не отвлеченно от своей профессии. Для этого режиссер должен разбираться в вопросах теории и истории пластики, сценического движения, в актерском и режиссерском мастерстве, сам обладать профессиональными навыками движения, пластической культурой, уметь правильно применять их в постановке представления, знать основные принципы методики обучения дисциплине.

Программа рассчитана на шесть семестров 1-3 курсов обучения. Как правило уровень до вузовской подготовки ограничен рамками программы средней общеобразовательной школы, в связи с этим на занятиях ставятся задачи развития общей пластической культуры: тренировка тела, музыкально-ритмическое развитие, освоение практических навыков сценического движения, пантомимы, танца, а также задачи развития образно-пластического мышления, применения пластики и сценического движения как средства режиссуры праздников.

Изучение дисциплины идет параллельно по всем разделам, усложняясь по мере усвоения навыков. Основными формами обучения являются практические, индивидуальные и самостоятельные занятия. На практических занятиях студенты выполняют упражнения, тренинги, ряд заданий по одному из разделов программы. При самостоятельной работе они отрабатывают полученные навыки, и так же выполняют работу с необходимой литературой по дисциплине. После разучивания упражнений им предлагается на основе приобретенных знаний самостоятельно придумать какое-либо упражнение и затем перевести его в этюд, сюжет которого построен на пластике и сценическом движении. При этом, придумывая, студент закрепляет материал, фантазирует, технически усложняет упражнение, тренирует свое пространственное образно-пластическое мышление. Обучение направлено на то, чтобы студент непосредственно привносил в свою самостоятельную работу по режиссуре все навыки и знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, творчески преломляя их в своем сознании.


    1. ^ Цель дисциплины:

Главной целью программы дисциплины «Основы сценического движения» является формирование практическо-режиссерской технологии в выявлении зрелищности и выразительности представления.

    1. ^ Основные задачи дисциплины:

- дать конкретные и осуществимые понятия о методах работы режиссера над формой театрализованного представления

- овладеть навыками выстройки синтетического зрелища и профессиональными навыками движения, пластической культурой

- развить образно-пластическое мышление с помощью пластики, сценического движения как средства режиссуры праздников.

- уметь правильно применять знания и умения в постановке представления и в работе с актером

- знать основные принципы методики обучения дисциплине.

    1. ^ Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста.

Процесс познания выразительных приемов пластического решения театрализованного представления и праздника занимает одно из важнейших мест в системе обучения студента – будущего режиссера, который должен уметь квалифицированно руководить большими массами участников праздника и быть всесторонне оснащенным профессиональными теоретическими знаниями и практическими навыками. Будущим режиссерам важно владеть основными методическими знаниями и практическими приемами необходимыми для полного и яркого выражения замысла и осуществления режиссерских задач в оригинальной постановке, которая должна обладать не только богатым идейным содержанием, но и отличаться высокой культурой формы.

    1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студентам – будущим режиссерам необходимо посредством практических упражнений повысить пластическую культуру, овладеть методикой постановочной работы с учетом не только будущей режиссерской, но и педагогической деятельности. Проходя индивидуальную систему занятий, студенты должны познать изнутри весь подготовительный процесс работы с актерами, а также выступать в представлении и празднике в качестве исполнителя.

Педагогический контроль знаний студентов осуществляется в форме опроса, тренинговых занятий, репетиций, практического активного включения группы в процесс урока с опорой на выученный и изучаемый материал, а также подготовкой сообщений, докладов, конспектов на практические занятия. Данный учебный комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к содержанию по данной дисциплине, и общей целевой установки всей образовательной программы по данной специальности (режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель).

При составлении учебно-методического комплекса использованы материалы из учебных пособий и рабочих программ И. Э. Коха [Основы сценического движения / И. Э. Кох. – Москва : Искусство, I970. – 559с.], В. В. Коряковой [История и теория массовых праздников: учеб.- метод. комплекс для студентов, обучающихся по дисциплине «История и теория массовых праздников». Специальность 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» / сост. В. В. Корякова. – Тюмень : РИЦ ТГАКИСТ, 2011. –104 с.], Н. В. Скрипиной [основы сценического движения: рабочая программа для студентов обучающихся по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Сдано в РИО 28.11.2007 Тираж 100 экз.]


^ 1.5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусств

СД.Ф.04. Основы сценического движения

Свобода мышц, динамичность, сила, пластичность, гибкость ловкость, равновесие, координация, выразительность: сценический бой, падения. Физическая культура профессионально-прикладная физическая подготовка студентов — гимнастика, основы акробатики, спортивные и подвижные игры, спортивные танцы, жонглирование, эквилибристика, конный спорт, водные виды спорта и т.д.

^ 1.6. Распределение часов по курсам

frame1


II. Тематический план

Вводная часть

  1. Раздел (1-2 семестр)

    • Основы ритмики. Овладение психофизическим тренингом

    • Организационно-пространственные упражнения

    • Учебно-тренировочная работа

  2. Раздел (3-4 семестр)

    • Сценическое движение в театрализованном представлении

    • Приемы сценического боя без оружия

  3. Раздел (5-6 семестр)

  • Работа с предметом- пластическое решение

  • Основные законы постановки эстрадного номера

III. Содержание дисциплины

^ 3.1. Тематический обзор теоретических, практических и творческих заданий

1-й год обучения

Вводная часть

Раздел 1.1 Общеразвивающие упражнения

Раздел 1.2 Силовые упражнения

Раздел 1.3 Координация.

Раздел 1.4 Развитие гибкости

Раздел 1.5 Упражнение на развития чувство ритма

2-ой год обучения

Вводная часть

Раздел 2.1 Общеразвивающие упражнения

Раздел 2.2 Работа с партнером

Раздел 2.3 Сценический бой

3-ий год обучения

Вводная часть

Раздел 3.1 Общеразвивающие упражнения

Раздел 3.2 Сценические бои

Раздел 3.3 Работа с предметом

^ 3.2. Анализ двигательных навыков и умений

Что такое пластичность, двигательные навыки (простые и сложные), осанка и походка, положение тела, жесты, целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц, непрерывность и прерывность движений, характер движения)? Вот вопросы, составляющие лекционный курс этого семестра.

^ 3.3. Основы ритмики. Овладение психотехническим тренингом.

Овладение упражнениями, развивающими и совершенствующими способность тела к ритмичности и музыкальности в движениях. Психотехнический тренинг – это упражнения на понимание ритмичности, координации, внимания, скорости, темпо - ритма физических действий.

^ 3.4. Организационно-пространственные упражнения

В учебном процессе по любому «движенческому» предмету студенческую группу следует организовать так, чтобы было удобно управлять, быстро перестраивать и располагать ее в помещении. Поэтому упражнения этого раздела направлены на формирование создания единого коллектива, на ощущение партнера и пространства.

^ 3.5. Учебно-тренировочная работа

Изучение упражнений, дающих ритмические навыки, понятие ритма, музыкального размера.

На экзамен выносятся вопросы теории по основам сценического движения и показ упражнений психофизического тренинга.

^ 3.6. Сценическое движение в театрализованном представлении

В основе любого театрализованного представления лежит принцип единства формы и содержания. Форма служит конкретизацией содержания, содержание вызывает к существованию форму. Чтобы точно создать форму театрализованного представления, необходимы знания, лежащие в основе техники сценического движения. В лекционном курсе этого периода раскрывается значение сценического движения в театрализованном представлении, предлагается содержание определений и требования, предъявляемые к правильной настройке «тела», законы общих и частных сценических двигательных навыков.

^ 3.7. Приемы сценического боя без оружия

В изучении сценической борьбы без оружия студенту необходимо освоить такую технику приемов нападения и защиты, чтобы у зрителя создалось впечатление рукопашной схватки в то время как исполнители лишь касаются друг друга. Изучение приемов ведения боя с противником практически невозможно без знания основных стоек и позиций, техники бросков и трюков.

^ 3.8. Работа с предметом – пластическое решение

Приспособления и отношения к тому или иному предмету. Фантазия и воображение во взаимодействии с предметом. Сценическая вера в предлагаемые обстоятельства. Свобода в физическом действии.

^ 3.9. Основные законы постановки эстрадного номера

Выразительные средства номера – рисунок, пластический текст; законы драматургии и их применение в эстрадном номере; музыка; костюмы исполнителей. Законы создания действенного эстрадного пластического номера. Сценическое пространство и время в эстрадном номере. Формы организации действия


^ IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Вопросы к зачету 1 год бучения: «Анализ психических и психофизических качеств»

  1. Волевые действия - раскрыть понятие деятельность

  2. Волевые действия - раскрыть понятие дробные действия

  3. Волевые действия - раскрыть понятие движения

  4. Волевые действия - раскрыть понятие локомоторные движения

  5. Волевые действия - раскрыть понятие рабочие

  6. Волевые действия - раскрыть понятие семантические

  7. Волевые действия - раскрыть понятие иллюстративные

  8. Волевые действия - раскрыть понятие пантомима

  9. Воля и активность (стремление, желание, хотение, самостоятельность)

  10. Воля и активность (инициативность, решительность, настойчивость, смелость, самообладание);

  11. Внимание, память, и контроль за движениями

  12. Темп физического действия

  13. Рит физического действия

  14. Темпо-ритм физического действия

  15. Простые двигательные навыки

  16. Целенаправленные физические действия

  17. Рече-двигательные и вокально-двигательные координации

  18. Частные двигательные навыки

Вопросы к зачету 2 год обучения: «Анализ двигательных навыков и умений»

  1. Совершенствование ритмичности

  2. Развитие правильного дыхания

  3. Совершенствование осанки и походки

  4. Совершенствование внимания и координации движений

  5. Совершенствование рече-двигательных координаций

  6. Совершенствование вокально-двигательных координаций

  7. Акробатические упражнения

  8. Акробатические упражнения с партнером

  9. Воспитание выразительно действующей руки актера

  10. Сценические прыжки

  11. Сценические переносы

  12. Приемы сценической борьбы без оружия

  13. Приемы работы с предметом

  14. Приемы соединения речи и движения

  15. Равновесные стойки

  16. Равновесные стойки с партнером

  17. Сценические падения

  18. Сценическое фехтование

Вопросы к зачету 3 год обучения: Сценическое движение в театрализованном представлении

  1. Приемы соединения речи и движения

  2. Приемы работы с предметом

  3. Особенности стилевого поведения в спектаклях современных режиссеров

  4. Пластические выразительные средства в театрализованном представлении

  5. Пластическая композиция театрализованного представления как произведение режиссерского искусства

  6. Пластическая композиция и декоративное

  7. оформление спектакля

  8. Отбор средств при создании пластической композиции спектакля

  9. И. Э. Кох – основатель направления сценического движения

  10. В. Э. Мейерхольд – новатор

  11. В. Э. Мейерхольд и биомеханика

  12. А. Я. Таиров и В. Э. Мейерхольд

  13. Стилевое поведение мужчины 17-го века

  14. Стилевое поведение женщины 17-го века

  15. Стилевое поведение мужчины 18-го века

  16. Стилевое поведение женщины 18-го века

  17. Стилевое поведение мужчины 19-го века

  18. Стилевое поведение женщины 19-го века

  19. Стилевое поведение мужчины 20-го века

  20. Стилевое поведение женщины 20-го века


^ 4. 2. Контрольные практические задания

1 курс (1-2 семестры)

  1. Показ упражнений психотехнического тренинга

  2. Показ упражнений основанных на двигательных навыках (простые и сложные), осанка, походка, положение тела, жесты, характер движения

  3. Выполнение заданий на ритмический рисунок

  4. Выполнение упражнений на внимание, основанных на разных музыкальных размерах

  5. Показ упражнений на пространственный рисунок

2 курс (3-4 семестры)

  1. Показ упражнений на совершенствование координации

  2. Показ упражнений рече-двигательного характера

  3. Выполнение заданий тренировку смелости и решительности

  4. Выполнение сценических прыжков и сценических падений

  5. Показ упражнений на развитие выразительных рук

3 курс (5-6 семестры)

  1. Выполнение упражнений на основе пантомимических движений

  2. Показ приемов сценической борьбы без оружия

  3. Показ стилевого поведения мужчины века

  4. Показ стилевого поведения женщины века

5. Выполнение упражнений на взаимодействие с предметом.

  1. Выполнение заданий на создание этюдов пластического решения «работы с предметом».




^ 4.3. Вопросы для самоподготовки к зачету.

Вопросы для самопроверки к зачету: «Анализ психических и психофизических качеств»

  1. Объясните понятие «Деятельность», назовите ее виды.

  2. Что такое «действие»?

  3. Назовите виды движений.

  4. Назовите важные качества актера.

  5. Что является одним из существенных признаков творческой одаренности актера?

  6. Объясните понятие «многоплоскостное внимание актера».

  7. В чем отличие «скорости» и «быстроты» в движении актера?

  8. Зачем необходима актеру ловкость?

  9. Что представляет собой темпо-ритм физического действия?

Вопросы для самопроверки к зачету: «Основные законы постановки эстрадного номера»

  1. Как определить тему, идею эстрадного номера?

  2. В чем заключается отбор выразительных средств для эстрадного номера?

  3. В чем особенности пластического эстрадного номера?

  4. Что такое композиция эстрадного номера?

  5. Как определить стиль и жанр эстрадного номера?

  6. Что такое драматургия пластического эстрадного номера?

  7. Место музыкального оформления в эстрадном номере.

^ 4.5. Список рекомендуемой литературы по дисциплине


Основная литература

  1. Кох, И. Э. Основы сценического движения: учебник. 2-е изд., испр.-

СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ ; (Лань), 2010.-512с.

  1. Маркова, Е. В. Пантомима ХХ века: учеб. пособие / сост. Е. В. Маркова. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2006. - 160 с.

  2. Маркова, С. В. Сценическая жизнь «человеческого тела»: учеб. пособие / С. В. Маркова. – Краснодар: КГУКИ, 2004. – 196с.

  3. Морозова, Г. В. Пластическое воспитание актера / Г. В. Морозова. – Москва: Искусство, 1998. – 240с.

  4. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 т. / В. Э. Мейрхольд. – Москва : Искусство, 1986. – Т.2. – 644 с.

  5. Немировский, А. Б. Пластическая выразительность актера / А. Б. Немировский. – Москва : Искусство, I976. – 162с.

  6. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театр. высш. учеб. заведений. - Изд. 3-е, испр./ И. Г. Шароев – Москва : РАТИ- ГИТИС, 2009. – 336 с.



Дополнительная литература


  1. Вахтангов, Е. Б. Материалы, статьи / Е. Б. Вахтангов. – Москва : ВТО, 1959. – 371 с.

  2. Генкин, Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие /Д. М. Генкин. - Москва : Просвещение, 1975. – 286 с.

  3. Гипиус, С. Гимнастика чувств / С. Гипиус. – Москва : Искусство, I967. – 94с.

  4. Гринер, В. А. Ритм в искусстве актера / В. А. Гринер. – Москва : Просвещение, 1966. – 145с.

  5. Корякова, В. В. Анимация в туризме: теория, методика и практика: учеб. метод. пособие. Выпуск 1 / В. В. Корякова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008 – 224 с. ил. – Серия «Школа аниматора».

  6. Кох, И. Э. Сценическое фехтование [Текст] / И. Э. Кох. – Ленинград – Москва : Искусство, I948. – 69с.

  7. Мастерство режиссера / под ред. Н. А. Зверевой – Москва : ГИТИС, 2002.- 472 с.

  8. Морозова, Г. В. Понятие темпо-ритма сценического действия / Г. В. Морозова. – Москва : МГИК, I968. – 34с.

  9. Морозова, Г. В. Сценический бой / Г. В. Морозова. – Москва : Искусство, I975. – 52с.

  10. Новицкая, Л. Тренинг и муштра / Л. Новицкая. – Москва : Сов.Россия, I966. – 68с.

  11. Рутберг, И. Пантомима (Первые опыты) / И. Рутберг. – Москва : Сов.Россия, I972. – 135с.

  12. Славский, Р. Искусство пантомимы / Р. Славский. – Москва : Искусство, I962. – 58с.

  13. Станиславский, К. С. Работа актера над собой : в 3 т. / К. С. Станиславский. – Москва : Искусство, 1989. – Т.2. – 511 с.

  14. Таиров, А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма / А. Я. Таиров; вступ. ст. П. Маркова, Ю. Головащенко. – Москва : Искусство, 1970. – 603 с.: ил., 40 л. ил., портр.

^ V. Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый

Для профессионального уровня режиссера праздника является необходимым овладение практическими навыками пластической культуры и сценического движения, позволяющими эффективно применять эти знания в досуговой деятельности. Поэтому в ходе изучения дисциплины используются разные формы, позволяющие отслеживать процессы «погружения» в материал: контрольные уроки, внутригрупповые творческие репетиции, контрольные работы, подготовка и творческих заданий, зачеты и экзамены, творческие показы, мастер - классы.

^ 5.1. Зачетно - экзаменационные требования:

    1. студент должен участвовать во всех упражнениях, предложенных преподавателем в процессе изучения дисциплины;

    2. студент должен показать свои возможности в формировании замысла по всем темам дисциплины;

    3. студент обязан принять участие в организации процесса репетиции;

    4. студент должен принять участие в изготовлении реквизита, подборе или изготовлении элементов декорации, одежды;

    5. студент должен проявить готовность работать в коллективе для достижения необходимого результата;

    6. студент должен в практических опытах, показах и выступлениях проявить свои исполнительские возможности, умения и понимание технологических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Изучение курса завершается экзаменом, который включает показ сценической версии музыкального зрелища и устную защиту замысла и своего сценического образа. Обязательным условием допуска студента к экзамену (зачету) является выполнение всех практических заданий в течение курса, предоставление письменного варианта замысла своего эпизода или отрывка, защиты работы в качестве исполнителя.

    1. ^ Критерии оценки знаний студента по дисциплине «основы сценического движения»

Результаты оцениваются по следующей схеме:

    • «отлично» - студент имеет комплексные систематизированные теоретические и практические знания по дисциплине, способен свободно высказывать свою точку зрения по вопросу с достаточной аргументацией, делает творческие самостоятельные работы, участвует в групповом творческом показе.

Использует знания, полученные при изучения смежных дисциплин и на практике.

    • «хорошо» - студент имеет знания по теме, может проанализировать материал, участвует в групповых показах, но не в состоянии сделать самостоятельный творческий показ, провести мастер-класс, сопоставить факты и события.

    • «удовлетворительно» - студент владеет минимумом знаний по вопросу, но не может ответить на дополнительный вопрос, привести примеры, наглядно продемонстрировать свои практические навыки и умения.

    • «неудовлетворительно» - студент отвечает не по существу вопроса, не знает материал, редко участвует в творческих показах, не может сделать постановку творческих этюдов.

^ Форма контроля

Очное

отделение

Заочное

отделение

семестр

семестр

Промежуточная







Контрольный урок

1

1

Творческий показ

2

2

Итоговая







Зачет

2; 4; 6

2; 4; 6


VI. Глоссарий*


БИОМЕХАНИКА – (гр. Bios –жизнь и mechane – орудие, машина), система воспитания актера в театре Мейерхольда, которая опираясь на гимнастику, акробатику, музыкальную ритмику, позволяла им виртуозно управлять телом и голосом.

ДВИЖЕНИЕ - 1) внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы). Различают непроизвольные и произвольные. Непроизвольные - осуществляются без контроля сознания (мигание, отдергивание руки от болевого раздражителя, хаотичные при помутнении сознания). Произвольные - сознательно регулируются человеком на основе, имеющейся у него потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. Произвольные предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели, как в речевом плане, так и в плане представления (воображения). 2) Перемещение в определенном направлении. 3) Изменение положения тела или его частей. 4) Внутреннее побуждение, вызванное каким-л. чувством, переживанием. 5) Езда, ходьба, в разных направлениях. 6) Оживленность, напряженность действия. 7) Общественная деятельность, преследующая определенные цели. 8) Переход из одного состояния, стадии в другое состояние, стадию развития.

ДЕКОРАЦИЯ– (позднелат. decoratio,- украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и другие. Создающие зрительный образ спектакля, кинофильма, театрализованного представления, праздника, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла.



*Глоссарий (лат. Glossarium- словарь, глосс)- словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, объясняющий малоизвестные слова.

ДИНАМИКА (гр. Dynainikos –сильный, относящийся к силе). 1). состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов (противоположное – статика). 2). Обилие движения, действия.

ЖЕСТ (фр. gestes, букв. - деяния), 1) движение рукой или др. телодвижения, что-то обозначающее или сопровождающее речь. 2) Волевое телодвижение, выражающее воздействие человека на окружающую среду или других людей, (например, магический жест). Различают внешний жест; физический, зримый (например, решительный жест, выразительный жест) и внутренний жест; скрытый, воображаемый образ жеста, внутреннее стремление, вызывающее внешний физический жест. В сценической практике выделяют также жест психологический – по определению М. Чехова, «внутренние прообразы наших физических бытовых жестов. Они стоят за ними ( как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу, выразительность. В них невидимо жестикулирует наша душа». ( ср. внутр. жест): фантастический – средство актерской психотехники, позволяющее выразить самые оригинальные вымыслы художественной фантазии (передать жизнь деревьев и растений, горных скал и окружающих вещей, архитектурных сооружений и сказочных персонажей); Жест художественный – выразительное средство артиста, «рисующего» в условном движении тела душевное состояние, внутреннее стремление сценического образа, пластический жест – условное, внутренне свободное телодвижение, имеющее образное содержание и художественную выразительность. (Язык жестов).

МЕТОД - (гр, methodos - путь исследования, теория, учение), образ действия, способ достижения какой-л. цели. решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (исследования, познания) действительности (явлений природы и общественной жизни). (М. ассоциации, М. графический. М. действенного анализа, драматургический М, М иллюстрации, М. инсценировки, М. монтажа, М. театрализации, М. физических действий. Фотомакетный М.).

^ МЕТОД АССОЦИАЦИИ - образная обработка художественного материала при котором монтажное столкновение и условная образность выразительных средств вызывает личное сотворчество зрителей, включая их воображение и личную образную память. (Ассоциация).

^ МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА - исследование драматургического произведения с помощью сценического действия. К. С. Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль и волевой посыл, и в конечном счете ту эмоцию, чувство, ради которого и существует театр. Была найдена изначальная отправная точка в процессе, который безошибочно ведет актера "от сознательного к подсознательному" М. д. а. позволяет сквозное действие, куски и задачи, общение сразу включать в жизнь духовную, не отрывать на долгое время (на время застольного периода) в стороне. С самого первого этапа работы актер переходит от "разведки умом" к "разведке телом" (руками, ногами, спиной, всем своим физическим существом). Раскрывается действенная основа роли, а не ищется интонация. Спектакль считается построенным по М. д. а., если создана партитура жизни каждого образа через сплошную цепь внутренних конфликтов, партитуру, которая вскрывает столкновение групп, действие и контрдействие. Существо М. да. в том, чтобы найти в пьесе событийный ряд от крупных до самых малых, найти что называется, молекулу сценического действия. дальше которой действие не дробится. В современной театральной практике М. д. а. сближается с методом физических действий. Если М. д. а. идет от целого к частностям, от крупных, больших событий - к мелким, огромное внимание уделяет этюдным, импровизационным пробам, то метод физических действий - путь от частностей к целому, от фактов к событиям - ставит в центр репетиционных поисков обнаружение борьбы в каждом мельчайшем "атоме" сценического действия, доведение этой борьбы до конкретно ощутимой, материальной, физической схватки. Оба метода дополняют, обогащают друг друга, взаимодействую один с другим.

^ МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ - образная обработка художественного материала, при котором описание объекта совпадает с его изображением (напр., радостное настроение героя подчеркивается мажорной, бравурной музыкой или после рассказа о творчестве композитора звучит одно из его произведений). "Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно прост: подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.) монтируется "встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события. М. и. используется в лекции-концерте, кинолекции, в вечере вопросов и ответов, дискотеках и т. п. формах работы клуба. Задача этого приема - дать определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания клубного мероприятия, дополнить это восприятие своеобразным художественным комментарием. В целом же иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. В массовых театрализованных представлениях М. и. -противостоит метод театрализации, который образует все выразительные средства в художественно-образное действие. (Законы сценические)

МИМ (гр. Iniinos – подражание, подражатель). 1) комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизированные сценки сатирического, развлекательного содержания, изображавшие жизнь низших слоев города и деревни. 2) Исполнитель мима. 3) В современном театре – актер пантомимы (театра без слов). Искусство мимов отличается от искусства пантомимы тем, что мим путем иллюзии действия с людьми и предметами посредством мимики и жеста создает сценические образы в одиночестве.

^ МИМИКА (гр. Mimikos – подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре, на эстраде – важный элемент искусства актера.

МИМОДРА'МА, пластическое выражение внутренней жизни артиста-образа, цельное действие, логически связывающее трюки и игру пауз. (Пантомима).

НАБЛЮДЕНИЕ - 1) (Психол.) изучение ми­ра на уровне чувственного познания, целена­правленное и осознанное. В нем проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности 2) Один из важнейших видов тренинга режиссерской наблюдательно­сти и способности раскрывать смысл и драма­тургию жизненных фактов и событий и перево­да их в театрализованное действие. Оно осуще­ствляется в период обучения в этюдах на жиз­ненный факт, где режиссер, показывая привлекший его внимание жизненный факт осмысливает его и выстраивает композиционное целое.

HOMEP - (лат. numerus - число), основной составной элемент театрализованного действия, представляющий собой оригинальное законченное произведение исполнительского искусства. К признакам, отличающим номер от других форм сце­нического искусства, относятся: лаконизм, приори­тет рассказа как средства отображения действи­тельности, новизна материала (собственно, новизна содержания, новизна трактовки), индиви­дуальность исполнителя (его темперамент, склад характера, своеобразие речевых и вокальных данных, сценическое обаяние заставляют триж­ды знакомое содержание звучать по-новому), непосредственность общения с публикой. Номер -первооснова театрализованного представления. Различают два типа номеров: поставленные самостоя­тельно, вне зависимости от замысла тематиче­ского представления, или эстрадные (концерт­ные), поставленные специально для рас­крытия темы и идеи определенной композиции, постановки.

^ ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ - внутреннее впечатле­ние, настроение, вызванное духовным смыслом массового действия и личным соучастием в нем. Это впечатление часто ассоциируется со зримы­ми, ощутимо символическими образами, фоку­сирующими духовный смысл праздничного со­бытия (напр., песня А. Пахмутовой ассоциирует­ся с взлетевшим в небо талисманом Мишкой во время прощания с Олимпиадой-80 в Москве).

ОБРАЗНОСТЬ - изобразительность, яркость, наделенность образами. Поиск О. не может быть сведен к какому-то единому правилу или усло­вию, ибо он заложен в том богатстве художест­венных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В теат­рализованных представлениях и праздниках спе­цифика О. состоит в том. что он определяется конкретным событием, с которым связана, ухо­дит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, обобщение реаль­ного факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения ре­альности.

ОБЪЕКТ - (позднелат. objectum - предмет, лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю), 1) философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая незави­симо от человека и его сознания, являющаяся предметом познания, практического воздействия субъекта в формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества. 2) Предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-л. деятельно­сти (напр., места праздничного действия). 3) Предмет, явление, на который направлена какая-л. деятельность (напр., О. внимания).

^ ОДЕЖДА СЦЕНЫ, мягкие (бескаркасные) декорации .Относятся арлекин, кулисы, падуги, занавесы, раздержки, задники, панорамы, горизонты, половики, витражи, экраны и т.д. Рассчитывается так, чтобы ни при ка­ких условиях ни с одного места зрительного зала не было видно ничего лишнего. Кроме этого - О.с. должна служить декоративным фоном, на котором с добавлением некоторых деталей, можно играть целые пьесы, представления

^ ОТКРЫТЫЙ МОНТАЖ - один из видов технического монтажа; применяемый в театра­лизованных представлениях на стадионе с кру­говым расположением зрителей. О. м. характери­зуется тем, что переход от одной части представ­ления к другой, от эпизода к эпизоду выполняет­ся открыто, на глазах у зрителя. Монтажное пе­рестроение в этом случае должно быть ориги­нальным и смотреться

^ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЖАНР – ряд необычных достаточно редко встречающихся цирковых жанров (мнемотехника, вентрология, звукоподражание), а также некоторые популярные цирковые жанры, исполняемые в цирке и на эстраде: пантомима, акробатический номер, воздушный полет, жонглеры, эквилибристика, партерные акробаты, клоунада, иллюзионный аттракцион, конно - спортивный номер. Специфика режиссуры оригинального жанра существенно отличается от смежных профессий на эстраде. Сценарий номера создается чаще всего в процессе его постановки, в самый момент работы с исполнителем. «Текст» номера оригинального жанра «пишется» на языке трюков. Толчком к рождению замысла как литературной канвы, так и режиссерского решения часто бывают творческие и технические возможности конкретного исполнителя. То есть, режиссер оригинального жанра является одновременно и номера, и отдельных «трюков» и тренером: должен уметь мыслить эксцентрическими образами. Он должен не столько виртуозно владеть трюками, сколько уметь понять их логику, механизмы управления ими. В номерах оригинального жанра внимание режиссера должно быть сосредоточено на соотношении трюка и образа, создаваемого артистом. Как самостоятельно организованное действие.

ПЛАСТИКА (от греч. plastikos – податливый, пластичный) – 1) искусство лепки, ваяния, скульптуры. 2) в танце – совокупность телодвижений, соответствующих характеру и манере танца. 3) плавность, изящество движений; гармония, согласованность движений и жестов.

^ ПЛАСТИКА ТЕЛА - выражение внутренней свободы в физическом поведении человека. Она достигается способностью целесообразно распределять движение, достигать мускульной свободы, т. е. такого состояния организма, при котором каждое движение затрачивает столько мускульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве - основной закон пластики. Задача режиссера - подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обеспечить полнейшую свободу движения внутри каждой ритмической единицы.

^ ПОВЕДЕНИЕ – система действий и поступков человека, в которой проявляются его взаимоотношения с социальной средой.

ПОКАЗ - итоговое представление учебных работ студентов по специальным предметам обучения ( актерского, режиссуры, сцен. речи, пластики, вокала, танца и т.д. ) перед зрителями. Прием, которым пользуется режиссер в работе с актером.

^ ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА – группа, которая во время репетиции театрализованного представления обеспечивает своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены - в ы п у с к а ю щ и е. П. р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П.р. определяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. л), к которым добавляется еще один помощник - ведущий театрализованного представления. В задачу выпускающих входит и организация порядка за кулисами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). При необходимости определяются и др. помощники: следящие за своевременным приходом коллективов и исполнителей на сцену и их уходом после исполнения номера за пределы сценического пространства, по компьютерному обеспечению, по сувенирам и реквизиту, по работе с реальными героями и т. п.

^ РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА - 1) группа людей, создаваемая главным режиссером при орга­низации масштабной художественной акции (особенно праздника), в которой за каждым эпизо­дом закрепляется свой режиссер, создающий, в свою очередь, постановочную группу. 2) Члены постановочной группы, осуществляющие режис­серские функции: режиссер по пантомиме, ре­жиссер по спорту, режиссер по видео и т. д., а также режиссеры эпизодов.

^ РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ - описа­ние режиссерского воплощения литературного сценария в живом образном действии. Жизнен­ная основа режиссуры массового театрализован­ного действия предполагает изначальную родст­венность функций и совместную работу сценари­ста и режиссера. Но в отличие от литературного сценария, описывающего предполагаемое празд­ничное действо как будущий результат, режис­серский сценарий содержит режиссерское реше­ние, конкретные художественные приемы поста­новки самого процесса действия и использования выразительных средств, в реализации сценарно­го и режиссерского замысла.

^ РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД - зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, но­мера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включаю­щее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта.

РЕЖИССУРА - своеобразный вид художест­венного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно- тематического замыс­ла произведения одного из "зрелищных искусств" с помощью только ему присущих выразительных средств.

РЕКВИЗИТ - (лат. requisitum - необходи­мое), совокупность предметов, вещей (подлин­ных и бутафорских), используемых в театраль­ном и театрализованном представлениях, на ки­носъемках. К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время представления на сцениче­ской площадке (картины, часы, вазы, обручи, мячи, и т. д.) или с которыми выходят исполни­тели (ручка, блокнот, бинокль, ружье, шпага и т. п.). В реквизите всегда много подлинных предметов. В зависимости от жанра, от стилистики постановки реквизит имеет разный характер. В одних спектаклях используются в основном натуральные предме­ты, в др. - предметы могут быть упрощенными или преувеличенными в размерах (фарс, коме­дия) или фантастически видоизмененными, при­украшенными (сказка). (Ср. бутафория, аксес­суар)

^ РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio – ослабление) – уменьшение напряжения, расслабление, процесс возвращения человека в состояние равновесия.

РЕПЕТИЦИЯ -(лат. repetitio - повторение), 1) быстрое повторение одного и того же звука на клавишных и некоторых др. инструментах. 2) Основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельно­го номера, сцены путем многократных повторе­ний (целиком или частями).

^ СВОБОДА МЫШЦ, УМЕНИЕ МЫШЦ – умение актера целесообразно распределять и затрачивать свою физическую энергию, освобождаясь от излишнего мышечного напряжения; достигается тренингом. В совокупности с занятиями пластикой, ритмикой, танцами и т.д. у авторов вырабатывается умение двигаться выразительно и правдиво.

СИСТЕМА - гр. systema - целое, составленное из частей соединение), 1) техническое устройство, конструкция. 2) то, что стало нормальным, обычным, регулярным. 3) форма организации чего- либо. 4) определенный порядок в расположении чего- либо, в действиях. 5) нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. (Система Станиславского)

^ СЦЕНИЧЕСКИЙ НОМЕР – небольшое драматическое произведение или маленький рассказ, изображающий живые, житейские эпизоды.

СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - устойчивые принципы, выработанные многолетней практикой режиссуры, категоричные в силу логики человеческого восприятия. 1) Пластика сильнее слова. Это значит, что движением слово можно убить, «если строить мизансценический ряд, игнорируя степень значительности словесного ряда. 2) Прием помноженный на прием, шутка - на шутку, фокус - на фокус, - взаимно уничтожаются. Напр., если блестящий диалог (а это уже фокус) помножить на пластический трюк, одно будет убито другим. 3) Закон самоограничения предполагает экономию выразительных средств при богатстве художественных возможностей. "Умение ограничивать свою фантазию, обуздать ее, жестоко отказываться от всего возможного, но необязательного, а, следовательно, приблизительного - высшая добродетель и святая обязанность режиссера" (Товстоногов.) Вводить выразительное средство не раньше, чем это станет жгучей потребностью. 4) Если зрительный и словесный образы однозначны (напр., взрыв смеха и упоминание о нем), то зрительный образ предшествует словесному (сначала смех, затем упоминание). 5) Чем больше физиологии в предмете изображения (напр., боль, смерть, работа с тяжестью), тем более условный характер должно приобретать ее воспроизведение. 6) В каждой сцене искать пропорцию как главного и второстепенного, так и активного и пассивного. 7) Одна и та же мизансцена (положение, трюк) не может повторяться трижды, но для достижения полного эффекта (чаще комедийного) должна повторяться два с половиной раза. 8) Глаза - тому, с кем говоришь, жест - тому, о ком говоришь, о ком думаешь.

СЦЕНОГРАФИЯ – (от греч. skene + графия) – искусство художественного оформления театральной сцены, а также само такое оформление. Сценография - искусство создания зрительного образа сценического зрелища посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительно искусства, архитектуры, драматургии, кино.

СЮЖЕТ – (фр. sujet, букв, предмет) совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности.

^ СЮЖЕТНАЯ МУЗЫКА – музыка, введение которой всегда оправдано ситуацией в той или иной сцене, эпизоде. Она присутствует, и действующие лица её слышат и реагируют на неё (иногда подобна внутреннему монологу или диалогу, возникает в воображении героев).

^ СЮЖЕТНЫЙ ХОД - (Ср., со сценарным ходом) драматургический ход, отображающий порядок построения эпизодов, логику развития действия массового представления. Задача сюжетного хода точно и ярко выразить тему и идею представления и стать стержнем, на который нанизываются номера и эпизоды представления.

ТАЛАНТ - (гр. talamon - первоначально вес, мера, потом в переносном значении – уровень способностей). 1) выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, одаренность; 2) одаренный человек, высокий уровень развития способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Высшая степень таланта - художественный гений.

^ ТАНЕЦ - (нем. Tanz), вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально- хореографический образ (Хореография). Одним из видов сценического танца является эстрадный танец - небольшая сценка, хореографическая миниатюра, включающая эксцентрику, акробатику, ритмический танец и др.

ТРЮК - (фр. true), 1) - ловкий, эффектный прием; искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) одно из главных выразительных средств, отдельный законченный фрагмент любого циркового номера, даже если трюк самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, он вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Трюк является простейшим возбудителем реакции, действующей на зрителя таким реально выполняемым разрешением задания, которое лежит вне обычного круга представления и кажется неразрешимым. Трюк включает в себя необычность, алогизм. 3) (На эстраде) Трюк - язык оригинального жанра, средство его выражения. С его помощью создается эстрадное произведение - в этом его существенное отличие от спорта, где демонстрация самого трюка. Техническая виртуозность исполнения является конечной целью выступления спортсмена. Трюк - не самоцель, а краска, особый язык, строительный материал, которым создается произведение. Любой трюк можно рассматривать как художественную метафору.

^ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – одно из направлений досуговой работы, способствующее физическому развитию и совершенствованию личности, осуществляемое учреждениями культуры в содружестве со спортивными организациями.

ФОНОГРАММА ( гр. phone - голос, звук, речь, слово + греч. gramma - письменный знак, черта, линия), запись звука речи, музыки или условного сигнала, сделанная на грампластинке, магнитофонной ленте, лазерном компакт-диске, кино- или видеопленке и т. п.

^ ХОРЕОГРАФИЯ – (греч. – пляска + пишу) – 1) искусство танца; 2) весь объём танцевальных компонентов, входящих в хореографическую постановку; 3) запись танцевальных движений при помощи особой системы знаков. 4) Синтез литературной первоосновы (либретто), замысла балетмейстера и художника, музыки, исполнительское искусство танцующего актера. Жанровое деление хореографии: танец лирический и героический, шуточный и пародийный, народный и классический, бальный и эстрадный.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ - мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты. Критерий X. предполагает соответствие специфического содержания искусства реальной действительности, а также соответствие содержания его форме, достигаемое талантом и мастерством художника. Методически сущность элемента художественности может быть осмыслена как широкое синтезированное использование разнообразных эмоциональных средств выражения в драматургии представления (образного слова, музыкальных фрагментов, кинодокументов, театрального, пантомимического или хореографического действия и т.п.)

ЭКСЦЕНТРИКА - (вне центра: лат. ех - из, от centrum - центр круга, сердцевина), 1) в театре, цирке, кино, на эстраде, заостренно-комедийное изображение алогичных, нелепых действий персонажа; эксцентрика - музыкально - трюковое исполнение музыкального произведения на обычных или особых эксцентрических музыкальных инструментах - колокольчиках, бубенчиках, пилах и т. п. 2) Художественный прием заостренно-комедийного изображения действительности, основанный на нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками, явлениями.


Обучающие материалы

CD, Видео


Материальное обеспечение дисциплины

  • Аудитория не менее 50 кв. м.

  • Световое оснащение сценической площадки

  • Аудио, CD проигрыватель

  • Интерактивная доска

  • Спортивные маты

  • Гимнастические коврики

  • Столы

  • Стулья

  • Кинокамера, фотоаппарат

  • Душевые кабинки




Скачать 395,89 Kb.
оставить комментарий
Дата28.11.2011
Размер395,89 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх