Программа курса Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления icon

Программа курса Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления


Смотрите также:
Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения...
Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики...
Рабочая программа тюмень 2006 Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической...
Программа курса «Социальная психология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической...
Программа спецкурса «Методы социально-психологических исследований» Ростов-на-Дону 2006...
Программа спецкурса «Основы групповой психотерапии» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению...
Программа спецкурса «Этнопсихология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической...
Программа курса и практических занятий ижевск 2006 ббк 63. 3 Удк 930. 9...
Рабочая программа курса «государственное регулирование экономики» для студентов специальности...
Рабочая программа курса «государственное регулирование экономики» для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс...



Загрузка...
скачать
Требования ГОС к содержанию курса

Художественно-выразительные средства скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей, предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре.

Объемная скульптура. Лепка черепа, скелета и фигуры человека. Лепка живой модели (мужской и женской). Скульптура обнаженной женской фигуры. Скульптурная композиции.

Пластическая анатомия человека, животных и птиц. Строение скелета, черепа, конечностей. Мышцы головы человека и животных. Характерные пластические движения группы мышц человека и животных. Пропорции фигуры человека.


^ Программа курса

Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической

комиссии Института педагогики, психологии и управления.


Скульптура и пластическая анатомия (рабочая программа по дисциплине «Скульптура и пластическая анатомия» для студентов 2 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Учитель изобразительного искусства»)


Автор: Постоногов Юрий Иванович, профессор, зав. кафедрой

изобразительного искусства ИППиУ


Рецензенты: Станковский В.Д., Заслуженный архитектор РФ, профессор ТюмГУ

Щетинин И.Д., Заслуженный художник РФ, доцент ТюмГУ


Ответственный за выпуск: Постоногов Юрий Иванович, профессор,

зав. кафедрой изобразительного искусства ИППиУ


^ ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Развивать у студентов пространственные представления, умение видеть и передавать в скульптуре трехмерность объектов действительности, пластику форм.


^ ЗАДАЧИ КУРСА СКУЛЬПТУРЫ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:


  • содействовать нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию;

  • развивать художественное мышление, творческое воображение , зрительную память, пространственные представления, художественные способности;

  • развивать эстетическое отношение к произведениям искусства, интерес и любовь к прекрасному;

  • дать сведения об истории скульптуры на примере выдающихся произведений русской, советской и зарубежной скульптуры;

  • обучать основам пластического решения в скульптуре;

  • показывать неразрывную связь содержания и художественной формы в произведении скульптуры;

  • формировать у студентов умение лепить разнообразные объекты действительности и знакомить со спецификой работы с твердыми материалами (дерево, мягкий камень, гипс и т.д.);

  • формировать умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами в скульптуре (линия, силуэт, композиция, динамика и т.д.);

  • знакомить студентов с пластической анатомией человека, животных и птиц;

  • раскрывать содержание, научно-теоретические основы и методику обучения скульптуре.

Наряду с выполнением скульптурных работ студенты знакомятся с творчеством знаменитых скульпторов: Э. Фальконе, И.П. Мартоса, Н.А. Андреева, И.Д. Шадра, С.Т. Коненкова, В.И. Мухиной и др.

Обучение предмету начинается с сообщения сведений по истории скульптуры и практических занятий. Позже, когда студенты приступят к лепке животных и фигуры человека, необходимо познакомить их с пластической анатомией. Свободное владение пластической анатомией плодотворно сказывается в деятельности любого художника, будь он скульптор или живописец, график или керамист. В воспитании студентов-педагогов пластическая анатомия является одной из основных дисциплин, которая формирует правильное творческое мышление и дает необходимые профессиональные навыки при решении творческих задач в практической работе. Глубокое изучение пропорций конструкции, закономерностей строения внешней формы обогащает студентов знанием и чувством живого пропорционального строя, способствует преодолению произвольности и пропорционирования, расширяет представление о живой конструкции.

Работа над этюдами в круглой скульптуре и рельефе, а также выполнение творческих заданий по композиции, дают студентам представлении о пластических возможностях синтеза архитектуры и скульптуры, о декоративных и идейных особенностях скульптуры при умелом включении ее в архитектурных образ.

Кроме того, студентам дается представление об организации работ в учебной мастерской: установке станков, построении каркасов, об инструментах материалов, кусковой и черновой формовке.

Все основные задания по скульптуре выполняются из глины, пластилина, эглина.

Ознакомление с произведениями выдающихся скульпторов осуществляется с помощью репродукций, видеофильмов. Необходимо использовать экскурсии в художественные музеи, на художественные выставки, в мастерские скульпторов.

Для проведения практических занятий лепкой необходимы мастерская, соответствующие материалы, оборудование и инструменты (глина, пластилин, гипс, скульптурные станки, стеллажи, стенки из дерева и металла).

После прохождения курса обучения организуется итоговая выставка-просмотр студенческих учебных и творческих работ по скульптуре.


№ п/п

Курс, семестр

Распределение часов

ОДО

ОЗО

Ауд.

работа


Самост работа

Ауд.

работа


Самост работа







ОДО

ОЗО

1.

Курс 2, семестр 3

68

6

34

12

2.

Курс 2, семестр 4

158

10

16,5

20

Трудоемкость дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия»

3 семестр

ОДО: аудиторные – 68 часов

внеаудиторные – 6 часов

ОЗО: аудиторные – 34 часа

внеаудиторные – 12 часов

4 семестр

ОДО: аудиторные – 158 часов

внеаудиторные – 10 часов

ОЗО: аудиторные – 16,5 часов

внеаудиторные – 20 часов


Содержание дисциплины


^ 1. ВВЕДЕНИЕ. СКУЛЬПТУРА КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Задачи обучения скульптуре. Скульптура как вид изобразительного искусства. Общие сведения о скульптуре, лепке. Особенности скульптуры как вида изобразительного искусства. Виды скульптуры. Скульптурные материалы. Керамика как вид скульптуры.

Сведения из истории скульптуры. Краткое знакомство с выдающимися произведениями скульптуры Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, эпохи Возрождения, Западной Европы XVI – начала XX веков.

Оборудование скульптурной мастерской. Станки для лепки головы человека; станки для лепки фигуры человека; скульптурные станки, подиумы, тубы под бюсты; гипсовый методический фонд; каркасы для лепки головы, бюста; каркасы для лепки фигуры; каркасы для лепки животных и птиц; деревянные щиты для леки рельефов; подставки под натуру.

Знакомство студентов с разновидностями скульптуры (монументальная, станковая, монументально-декоративная, бытовая, анималистическая, скульптура малых форм).

Мягкие и твердые материалы, применяемые в скульптуре. Мягкие материалы: разновидности глины, воск, пластилин, эглин.

Твердые материалы:

Гипс как материал для скульптуры и его физико-механические свойства (высокопрочный формовочный гипс).

Бетон в скульптуре: изготовление и обработка скульптуры из бетона, имитация бетона под чугунное литье, бронзу.

Дерево: разновидности и свойства дерева; обработка дерева различными инструментами.

Металлы: бронза, чугун, алюминий, медь, олово.

Инструменты, применяемые при лепке и формовке скульптуры: стеки различной формы, металлические кольца, деревянные молотки, скальпели, топор, металлические лопатки, циклевки, резиновые гипсовки, пластмассовые ведра, щетиновые кисти, зубило, молотки, фольга, ножи, мутовки.


^ 2. ЛЕПКА МАСКИ С ГИПСОВОГО КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗЦА. Практическое занятие.

Для выполнения задания можно взять маску Венеры Милосской, Гермеса или Антиноя.

Задачи: передать характер формы маски, особенности ее строении, пропорций, распределения в пространстве глубинных соотношений форм, нахождения основных планов лица; развивать объемно-пространственное видение формы, а также умение детально проработать маску.


^ 3. ВВЕДЕНИЕ. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ КАК НАУКА.

Общие сведения о пластической анатомии. Методы анатомического исследования. Основные этапы развития пластической анатомии (Древний Египет и Греция, Китай, Индия, Россия).

Пластическая анатомия животных и птиц. Строение скелета четвероногих животных с разных сторон: в ракурсе, спереди и сзади. Особенности строения плечевого пояса, таза, конечностей и черепа. Мускулатура четвероногих животных. Движения животных.

Строение скелета птиц (позвоночник, грудная клетка, таз, кости конечностей, череп).


^ 4. ЛЕПКА РЕЛЬЕФА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА С ОБЪЕМНЫХ КЛАССИЧЕСКИХ СКУЛЬПТУР. Практическое занятие.

Задачи: композиционно решить плоскость средствами скульптурного рельефа; уметь подчинять рисунок задачам скульптурного рельефа; уметь сокращать объемные формы в рельефе, воспринимать условности пространства в рельефе.

Заданию сопутствует рассказ о применении рельефа в архитектуре, об истории его возникновения и развития, о разновидностях рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф, одноплановый и многоплановый рельеф, картинный или иллюзорный рельеф, врезной рельеф), о сфере применения рельефа в архитектуре интерьера и экстерьера.


^ 5. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕРЕПА ЧЕЛОВЕКА.

Построение черепа. Мозговая и лицевая части черепа. Наружная поверхность костей: затылочной, височной, теменной, лобной. Верхняя челюсть, скуловая, носовая, решетчатая кости. Нижняя челюсть, ее сочленения и движения. Глазницы, полости рта и носа. Движения головы. «Крестовина» - срединная линия и линия, проходящая по нижнему краю лба.

Костные выступы на черепной коробке. Костные выступы на лицевой части. Основные типы форм черепа. Лицевой угол. Различия между пластическими очертаниями головы ребенка, юноши, взрослого и старого человека.

Практическое занятие. Лепка черепа.

Задачи: закрепить полученные знания о форме черепа с помощью лепки, обратив особое внимание на наружную поверхность костей: затылочной, височной, теменной, лобной; показать верхнюю челюсть, скуловую, носовую, решетчатую кости, нижнюю челюсть (ее сочленения и движения), глазницы, полости рта и носа, движения головы, ориентируясь на «крестовину» - срединную линию и линию, проходящую по нижнему краю лба; показать костные выступы на черепной коробке, на лицевой части, мозговые и лицевые части черепа.


^ 6. ЛЕПКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА С ГИПСОВЫХ КЛАССИЧЕСКИХ СКУЛЬПТУР. Практическое занятие.

Задачи: изучить в лепке конструктивно-анатомическое строение головы человека, ее основные пропорции; проработать детали и формы, очертания головы; разв вать умение создавать образ портретируемого человека; развивать и закреплять знание пластической анатомии человека.


^ 7. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ МЫШЦ ГОЛОВЫ И ШЕИ.

Мимика и мимические мышцы. Мышца лобная; три стадии ее совместного с глазами действия: внимание, удивление, ужас. Пирамидальная мышца – мышца угрозы. Мышца, сморщивающая брови. Круговая мышца глаза: вековая, орбитальная части; мышца размышления. Большая скуловая мышца – мышца смеха: улыбка, смех, хохот; побочное действие мышцы на нижние веки. Квадратная мышца верхней губы. Мышца, опускающая перегородку носа. Круговая мышца рта – мышца презрения. Квадратная мышца нижней губы – мышца отвращения. Подбородочная мышца. Жевательные мышцы.

Мышцы и пластика шеи: трапециевидная, грудино-ключично-сосцевидная и т. д.

Практическое занятие. Лепка головы человека с шеей (живая натура).

Задачи: изучить конструктивно-анатомическое строение головы человека, пространственные взаимосвязи основных масс и объемов пластической формы, ее типичные и индивидуальные особенности; изучить основные пропорции деталей лица, носа, глаз, губ, уха, очертаний головы.

Развивать умение видеть и передавать образ портретируемого человека, влияние строения черепа и мышц ни внешнюю форму головы.

Продолжать развивать координацию глаза и руки; закреплять знание пластической анатомии человека, умение видеть основной конструктивный строй формы; развивать объемно-пространственное видение, умение соподчинить отдельные формы в едином пластическом объеме.


^ 8. ЛЕПКА ЭТЮДА ЖИВОТНОГО ИЛИ ПТИЦЫ. Практическое занятие.

Задачи: развивать умение лепить животных и птиц с натуры (с чучел или живой модели). Моделью могут быть тур, лось, лань, зубр, олень, верблюд, лошадь, ворона, утка, попугай, петух, индюк, лебедь, коршун, гусь, кролик, собака, лиса, корова и т.д.

Изучить и передать в скульптуре характерные формы, пропорции, объемы, силуэты, общее пространственное положение изображаемых животных и птиц, используя знание пластической анатомии; развивать эстетическое восприятие живой природы.

Изучить пространственное изменение основных частей фигуры в зависимости от ракурса, позы, характерные очертания силуэта в различных движениях; передать в скульптуре правильное конструктивное строение и типичные позы.


^ 9. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПЛАСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА.

Анатомические пропорции, пропорциональность мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка. Изменение пропорций с возрастом. Умение видеть форму человеческого тела в целой системе. Распределение веса и весовых категорий. Познания важнейшей конструкции формы объемов, развитие внешней формы по спирали, строение внешней формы человека в целой системе.


^ 10. ЛЕПКА ОБНАЖЕННОЙ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА (живая натура). Практическое занятие.

Изучить с помощью лепки конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, ее пропорции и пропорционирование в пространстве, основные объемы грудной клетки, таза, а также центр тяжести, положение фигуры стоя, прямо на двух ногах и при упоре на одну ногу, устойчивость сидящей, лежащей фигуры, перемещение центра тяжести при вставании со стула или с пола, при работе (копание земли и т.д.).

Научиться выражать конкретное пластическое содержание натуры во всем богатстве и цельности составляющих ее элементов, в конкретной среде, использовать канон в индивидуальной модели; овладеть в модели основной конструкцией, равновесием ее объемных форм; установить центр тяжести, точки опоры и связи с постаментом.

Научиться видеть в живой модели гармонию, ритм, композиционный строй, что подготовит к решению творческих задач.


^ 11. ЛЕПКА КОМПОЗИЦИЙ НА ТЕМЫ: ПАМЯТНЫЙ ЗНАК, ПАМЯТНИК ЖИВОТНЫМ, ПАМЯТНИК УЧИТЕЛЮ, ХУДОЖНИКУ, ДИЗАЙНЕРУ, АРХИТЕКТОРУ.

Задачи: выявить главное в композиции; раскрыть динамику сюжета; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение, наблюдательность, умение оригинально строить композицию, выражать эстетические чувства в конкретной работе.

Найти выразительную композицию, предварительно выбрав главную точку зрения и решив основные объемные массы.

Студенту необходимо владеть техническими средствами изображения, так как без этого профессионально грамотное и оригинальное выражение творческих замыслов невозможно.

Рекомендуемая литература:


Основная литература:


  1. 1.Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986.

  2. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. – М., 1976.

  3. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. – М., 1982.

  4. Скульптура: Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: художественные кружки. – М., 1981.

  5. Рабинович М. У. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. – М., 1971.

  6. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982.

  7. Щипанов А. С. Юным любителям кисти и резца. – М., 1981.


Дополнительная литература:


  1. Бараски К. Трактат по скульптуре. Бухарест: Меридиан, 1964.

  2. Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура. 1960 -1980. М.: Искусство, 1984.

  3. Громов А.Е. Работа скульптора-модельщика. М.: Гос. изд. лит. по строит. и арх-ре, 1955.

  4. Мельник А.А. Архитектурно-декоративная пластика. Основные закономерности построения рельефа. М.: МАРХИ, МВХПУ, 1983.

  5. Механик Н.С. Основы пластической анатомии. М.: Искусство, 1959.

  6. Павлов Г.М., Павлов В.М. Пластическая анатомия. М.: Искусство, 1967.

  7. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. М.: Сов. худ., 1982.

  8. Сенаторов Н.Я., Коршунова А.П., Муштаева Н.Е. Лепные работы: Учебник для средних профтехучилищ. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1982. – 224с., ил.

  9. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире.: Справ. пособие. – 2-е изд. – М.: Стройздат, 1995. – 408 с.: ил.


Контрольные вопросы к зачету

  1. Что такое скульптура, как вид искусства.

  2. Пластическая анатомия как наука.

  3. Характерные точки на мозговом и пищевом отделах черепа.

  4. Основные типы форм черепа.

  5. Различие пластических характеристик черепа ребенка, юноши, взрослого и старого человека.

  6. Основные кости черепа: затылочная, височная, теменная, височная, лобная, верхняя челюсть, нижняя челюсть.

  7. Виды рельефа (горельеф, барельеф, контррельеф, прорезной рельеф и др.).

  8. Рельеф в интерьере и экстерьере.

  9. Мимические мышцы головы человека.

  10. Мышцы фигуры человека.

  11. Мышцы плечевого пояса.

  12. Мышцы спины, живота.

  13. Мышцы конечностей.

  14. Композиция в скульптуре.

  15. Станковая скульптура.

  16. Монументальная скульптура.

  17. Памятники, мемориалы.

  18. Мастерская скульптуры, инструменты.

  19. Материалы в скульптуре.


Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается в том, что студент самостоятельно изучает скелет и мышечную основу различных животных и птиц (лось, лошадь, олень, утка, ворона, петух) для последующей композиционной работы.




Скачать 126.91 Kb.
оставить комментарий
Дата27.11.2011
Размер126.91 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх