Образовательная программа «Веселый художник» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель icon

Образовательная программа «Веселый художник» Возраст учащихся: 7-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Авторская образовательная программа «час православия» Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 2...
Образовательная программа «Учимся решать текстовые задачи» возраст детей (13-15 лет) Срок...
Образовательная программа объединения «Ниточка-иголочка» Возраст детей 6-14 лет Срок реализации...
Дополнительная образовательная программа объединения «экоша» Возраст учащихся: с 7 лет Срок...
Образовательная программа «патриот отечества» военно-патриотической направленности Срок...
Дополнительная образовательная программа «русские умельцы» Возраст детей 7-11 лет Срок...
Дополнительная образовательная программа «Мастерок» Возраст детей: 6-10 лет Срок реализации: 3...
Образовательная программа кружка «Волшебный крючок». Направление: образовательная...
Дополнительная образовательная программа «Знатоки Приневья» Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок...
Тип программы: адаптированная Направление: образовательная, декоративно-прикладной ориентации...
Образовательная программа «Художественная обработка древесины» Возрастной диапазон: 11-13 лет...
Элективный курс Основы изобразительной грамоты и дизайна Возраст обучающихся: 12-15 лет Срок...



Загрузка...
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на Педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.



Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

__________________Киселева О. А.

Приказ № 5 от 30.08.2010 г.






Образовательная программа

«Веселый художник»


Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Баранова Наталия Геннадьевна, педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»


г. Буй, 2010 год

^ Пояснительная записка

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский

Направленность программы: художественно-эстетическая

Новизна программы состоит в следующем: программа носит комплексный интегративный характер, т.к. совмещает в себе художественное образование и экологическое. Также предполагает связь содержательного компонента программы со школьными предметами: рисование, труд, литература, биология. Программа направлена на интеграцию различных видов деятельности ребёнка с целью всестороннего развития личности. Предполагает использование нетрадиционных техник рисования.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В качестве главной цели общего образования определено формирование «личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях». Для достижения этой цели выделен ряд задач, среди которых специально рассматривается развитие у учащихся творческих способностей, а также умения применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Для решения этих задач разработана программа кружка художественного творчества «Веселый художник». Занятия по программе должны стать отправной точкой, толчком для развития способностей, раскрытия потенциала каждого ребёнка, неиссякаемым источником творческих решений.

Программа «Веселый художник» это увлекательный цикл занятий, который поможет детям поверить в свои возможности, открыть способности, о которых они не подозревают, получить удовлетворение от художественного творчества. Помимо изобразительной деятельности дети научатся приёмам работы с пластилином, с бумагой и природными материалами; овладеют нетрадиционными техниками рисования.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цели и задачи образовательной программы

Цель: Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Задачи:

- Познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;

- Научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;

- Познакомить с различными материалами и способами создания изделий;

- Сформировать представление о различных техниках художественного творчества;

- Помочь освоить детям различные виды художественной деятельности (рисование, скульптурная лепка, пластилиновый рисунок, аппликация, коллаж, роспись и т.д.);

- Дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и т.д. при проведении интегрированных занятий;

- Научить детей создавать выразительных образы;

-Сформировать у детей устойчивый интерес к художественному труду, усидчивость, настойчивость;

- Воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;

- Прививать любовь к труду;

- Формировать творческую направленность личности;

- Развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;

- Развивать креативные способности и творческую активность;

-Самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;

- Развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.

Отличительные особенности программы

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник, Но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому программа предполагает использование нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках и поделках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу создания художественного произведения. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать

учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Организация занятий кружка

В кружок объединяются дети 7-12 лет с учётом интересов, индивидуальных способностей, увлечений.

Рассчитана на 1 год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа с общим охватом 144 часа в год.

Групповая форма организации детей.

Ожидаемые результаты

По истечении учебного года кружковцы будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- Освоят различные виды художественной деятельности (рисование, лепка, коллаж и т.д.)

- Знать понятия композиция, перспектива, светотень, сюжет и т. д.

- Уметь работать с различными материалами: бумагой, картоном, природными материалами.

- Владеть различными приёмами работы и техниками.

- Научатся планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции.

- Научатся работать с различными инструментами.

- Знать правила техники безопасности при работе колюще-режущими инструментами.

Для подведения итогов работы кружка используются выставки рисунков, поделок, конкурсы различного уровня.

^ Учебно – тематический план


п/п

Название темы

Кол –во

часов

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1


Организационное занятие.


2

2




2



Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

6


2

4

3

Мир реальных и фантастических растений. Контрасты холодного и теплого

6

2

4

4

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов

6

2

4

5

Растительный мир. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)

8

4

4

6

Яркие краски золотой осени

10

4

6

7

Пейзажи родной земли

6

2

4

8

Мир вокруг нас (коллективная работа).

8

2

6

9

Прикосновение (печатные техники)


10

2

8

10

В ожидании праздника. Новогодние затеи

10

2

8

11


Зимние фантазии.


6

2

4

12

В гостях у сказки


8

2

6

13

Домашние любимцы


4

2

2

14

Зимний пейзаж


4

2

2

15

На страже Родины


4

2

2

16

Портрет моей мамы


6

2

4

17

Подводный мир


4

2

2

18

Сказочные птицы


6

2

4

19

Волшебные цветы


6

2

4

20

Космические дали


6

2

4

21

Натюрморт


4

2

2

22

Город мастеров. Декоративно-прикладное искусство.

8

4

4

23

Краски весны.


4

2

2

24

Выставка работ. Итоговое занятие.


2




2




Итого

144








^ Содержание программы

Тема 1. Организационное занятие.

Знакомство с планом работы объединения. Формирование учебной группы. Выбор старосты. Ознакомление с перечнем необходимых материалов и инструментов для работы. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка.

^ Тема 2. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме). Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага. Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

^ Тема 3.  Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого. Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый. Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах). Материалы: кисти, гуашь, бумага. Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

^ Тема 4  Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.

Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства. Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах. Практическая работа

Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений. Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне. Материалы: бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей). Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали. 4Тема 5.  Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения).

Рассматривание произведений графики с изображением растений. На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку. Практическая работа: Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской, процарапывание заостренной палочкой).Вариант Б: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой. Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо, палочка; кисть. Зрительный ряд: веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских

^ Тема 6. Яркие краски золотой осени.

Экскурсия в природу с целью наблюдения за сезонными явлениями в жизни растений: листопад, изменение окраски листьев. Сбор природного материала, красивых осенних листьев. Правила сушки и хранения листьев. Изготовление аппликаций из сухих листьев. Участие в подготовке и проведении «Праздника осени».

^ Тема 7. Пейзажи родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времён года. Роль искусства в понимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов. Повторение и развитие навыков живописи.

^ Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер русской природы – И. Левитан, И. Шишкин и др.

^ Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

Тема 8. Мир вокруг нас (коллективная работа).

Животные и растения, которые нас окружают. Человек в мире природы. Познавательное занятие «Войди в природу другом».

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Практическая работа: 1 этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).II этап — изображение на заранее прописанном фоне растений (2 ч). III этап — изображение — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением животных и растений, людей.

Тема 8. Прикосновение. Печатные техники.

Занятие 1. Создание образов насекомых, животных, растений. Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти. Занятие 2. Создание сюжетной композиции на свободную тему. Материалы: пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги (формат А-4); бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.

Печать растениями Занятие 1. Создание композиции из растительных форм. Материалы: масляная краска или гуашь; два фотографических валика: один для накатки краски на формы, другой для соприкосновения форм с бумагой; бумага белая, газеты; растения: трава, листья, плоские цветы. Занятие 2. Создание композиции из растительных форм. Материалы: те же, но добавляется цветная и фактурная бумага (которая может быть слегка тонированной). При желании в качестве основы для печати можно использовать ткань. Возможно также введение в композицию другого цвета.

 Печать губкой Занятие 1. Создание образов животных, цветов, птиц. Материалы: темная бумага; белая гуашь; кусочки губки для печатания в виде цилиндрических, прямоугольных или других форм; тонкие кисти.

Печать тканью, кружевом, веревками. Создание образов сказочных героев — принцев, принцесс, фей, разбойников. Этапы работы: 1. Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги. 2. Создание в карандаше эскиза образа героя сказки с учетом будущего использования выразительности увиденных фактур.3. Перенос эскиза на общий лист.4. Создание образа героя (в том числе головных уборов, одежд, других деталей) сказки известными способами передачи фактуры. Материалы: гуашь или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.

Печать заданной формой. Создание образа сказочного дворца (города). Материалы: готовые полые формы-штампики, например: крышка от спичечного коробка, крышка от гуаши, колпачок от фломастера и т. д.; бумага белая или тонированная; шариковые или гелевые ручки, гуашь.

^ Тема 10. В ожидании праздника. Новогодние затеи.

Подготовка работ и участие в выставке зимнего Новогоднего и Рождественского букета. Новогодние украшения: помещения, ёлочные игрушки, их изготовление. Поздравительные открытки.

^ Тема 11. Зимние фантазии. Снежинки. Морозные узоры.

Ознакомление с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнения в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Знакомство с разнообразными формами снежинок, их происхождением. Выполнение эскизов снежинок разных форм. Выполнение работы в технике граттаж.

Закрепление умений работы в технике граттаж. Закрепление понятия композиция. Упражнение в использовании таких средств выразительности как штрих, линия.

Практическая работа: выполнение в технике граттаж морозного рисунка на окне. Материалы: свеча, белый картон, синяя тушь или гуашь, острая палочка.

Зрительный ряд: иллюстрации и фотографии морозных узоров.

^ Тема 12. В гостях у сказки.

«Гуси-лебеди», русская народная сказка.

Коллективный просмотр фрагментов сказки; ознакомление с разнообразием мира птиц, наблюдение за дикими и домашними птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пластическая игра «Летят Гуси-лебеди»; выявление отличий разных пород деревьев, сказочных и реалистических изображений яблони. Практическая работа: выполнение зарисовок деревьев на пленэре, а затем составление тематической композиции «Чудо-яблоня», создание коллективного панно «Гуси-лебеди». Материалы: краски (гуашь или акварель), кисти, бумага разного формата, текст сказки, видеозапись сказки.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкина.

Чтение по ролям «Сказки о царе Салтане...» и беседа о ней; анализ сказочного города — атмосферы, разных покрытий и венцов архитектурных сооружений, деревянных и белокаменных построек; анализ костюмов царя, царицы, царевны Лебеди, князя Гвидона, бояр (их богатство и многослойность). Практическая работа: моделирование пространства города в сказке — составление объемной (макет) или плоскостной (аппликация и красочное изображение) коллективной композиции «Город князя Гвидона». Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, краски, кисти, бумага. Зрительный ряд: иллюстрированные пособия по древнерусской архитектуре.

«Аленький цветочек» С. Аксакова.

Чтение вслух отрывков из сказки и пересказ остального текста детьми и преподавателем, проведение беседы о выражении настроения в искусстве. Практическая работа: зарисовки с натуры (на пленэре) различных цветов и трав; создание живописной фантазии на тему цветка. Материалы: краски, кисти, цветные карандаши, бумага разного формата.

«Конек-горбунок» П. Ершова.

Чтение сказки вместе с детьми, акцентирование внимания на образах волшебных персонажей. Особенности древнерусского костюма. Рассматривание иллюстрации к сказке. Особенности графического изображения. Практическая работа: создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чуда-юда рыбы кита, девицы-красавицы и др.). Материалы: черная или коричневая тушь, маркер, гелевая ручка или фломастер, бумага. Подготовка к выставке работ «По страницам сказок».

^ Тема 13. Домашние любимцы.

Изображаем свое любимое животное. Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники. Закрепление умения продумывать расположение рисунка на листе. Развитие чувства композиции. Совершенствование умения использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. Экскурсия в живой уголок. Наблюдение за животными. Эскизы. Выполнение работы, используя нетрадиционную технику раскрашивания тычок жёсткой кистью. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного. Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка, жёсткая кисть. Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина

^ Тема 14. Зимний пейзаж.

Отражение особенности изображаемых объектов, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (свеча – акварель, пальчиковые рисунки). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. Знакомство с произведениями художников-пейзажистов. Экскурсия в парк «В зимнем царстве »

Пейзаж в графической технике граттажа. Изображение на бумаге небольшого формата зимнего пейзажа. Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка. Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.

^ Тема 15. На страже Родины.

Знакомство с техникой выполнения аппликаций из различных материалов: бумага, картон, кожа, пластик и т.д. Разработка эскизов авторских поздравительных открыток и панно в технике аппликации. Работа над коллективной композицией «На страже Родины».

^ Тема 16. Портрет моей мамы.

Жанр портрета. Закрепление умения изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования, графически выразительными средствами. Композиция. Портрет в живописной технике.

Практическая работа: а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали; б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры. Материалы: бумага, гуашь, кисти. Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой.

^ Тема 17. Подводный мир.

Совершенствование умений в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Превращение отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисование различных водоросли и т.д. Использование элементов тиснения при изображении подводного грунта.

Просмотр презентации «В мире безмолвия», фотоальбома «Жизнь в океане» и т.д.

^ Тема 18. Сказочные птицы.

Познавательное занятие «Удивительный мир птиц»

Знакомство с технологией изготовления поделок из папье-маше. Скульптурная лепка из пластилина фигурок птиц. Ознакомление со всеми этапами работы. Роспись готовых изделий. Оформление коллективной работы «В сказочном саду»

^ Тема 19. Волшебные цветы.

Познавательное занятие «Карнавал цветов». Многообразие видов дикорастущих и декоративных цветущих растений. Легенды о цветах.

Пластилиновый рисунок. Знакомство с технологией изготовления. Закрепление умений рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы. Выполнение эскиза. Нанесение пластилинового рисунка на картон или фанеру.

^ Тема 20. Космические дали.

Создание образа звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развитие цветовосприятия. Упражнения в рисовании с помощью данных техник.

Подготовка к работе: просмотр фильма о космосе, знакомство с фотографиями и иллюстрациями по теме.

^ Тема 21. Натюрморт.

Закрепление умения составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнение в рисовании ватными палочками и кистью. Развитие чувства композиции.

Основы композиции натюрморта. Рассматривание произведений живописи и графики. Практическая работа: а)поиски удачных для постановки натюрморта предметов;

б) композиционное размещение изображения на листе; в) выполнение натюрморта в цвете. Материалы: бумага, гуашь. Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, К. Петрова-Водкина, В. Стожарова.

Тема 22. Город мастеров. Декоративно-прикладное искусство.

Игрушки и игры в Древней Руси. Моя любимая игрушка.

По-возможности продемонстрировать народные игрушки из разных материалов и объяснить функции игрушек в Древней Руси и в наше время, а также, какой была кукла в старину, почему у нее не было лица. Соломенная игрушка как самая простая в изготовлении. Богородская игрушка и ее особенности. Практическая работа: а)создание коллективного панно «Игрушки»: дети делают красочное изображение любой старинной игрушки, затем вырезают его и наклеивают на общий картон. Каждый ребенок создает свой рассказ-обоснование, как играть с изображенной им игрушкой; б) изготовление игрушек из природного материала: соломенной куклы, ежика из шишки и др. Материалы: краски, кисти, бумага, ножницы, картон, природные материалы (солома, шишки, пластилин, поленья). Зрительный ряд: несколько глиняных, соломенных, деревянных и тряпичных народных игрушек, иллюстрации игрушек.

Жостовские чудо-подносы.

Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности. Прослушивание фрагмента «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. «Волшебные цветы»— танец-импровизация под музыку П. Чайковского. Рассказ учителя о технологии изготовления волшебных подносов в Жостово. Практическая работа: создание своего подноса (роспись бумажной тарелки или картонного шаблона) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной работы «Чудо-поднос». Материалы: бумажные тарелки или картонные шаблоны круглой и овальной формы, кисти (толстая и тонкая), краски (обязательно гуашь), жостовские подносы любых форм и размеров или репродукции с их изображениями. Музыкальный ряд: П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Гжель — синяя сказка.

Демонстрация изделий гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий и наиболее распространенные сюжеты росписи гжельского фарфора. Практическая работа: выполнение упражнений для освоения технических приемов гжельской росписи. Изображение сказочной птицы или животного по мотивам гжельской росписи, составление коллективного панно «Цветы и птицы». Материалы: краски, кисти, картон, ватман. Зрительный ряд: произведения гжельских мастеров.

Городецкая роспись. Беседа о важности украшения различных предметов быта. Мотивы городецкой росписи: основные краски, используемые мастерами; технология производства, особенности композиционного решения. Практическая работа: выполнение упражнений на бумаге по мотивам городецкой росписи, сочинение декоративной композиции и роспись деревянной заготовки. Материалы: доски или другие деревянные заготовки, гуашь, бумага, кисти, лак. Зрительный ряд: образцы городецкой росписи (деревянные изделия или репродукции). Экскурсия в Дом ремёсел, Краеведческий музей на выставки декоративно-прикладного искусства.

^ Тема 23. Краски весны.

Весна в природе. Приметы весны. Растения весной. Наброски и зарисовки растений. Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись). Практическая работа: а) выполнение зарисовок цветов, трав. б)создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки; в)выполнение декоративной композиции в цвете. Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти. Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи. Подготовка к работе: Экскурсия в парк «Весенний день». Знакомство с раннецветущими растениями. Эскизы, зарисовки.

^ Тема 24. Итоговое занятие.

Выставка работ. Награждение лучших кружковцев. Праздничное чаепитие.

Методическое обеспечение

В процессе реализации программы используются различные формы проведения занятий: Комбинированные занятия, практические занятия, экскурсии, творческие мастерские, конкурсы и т.д.

Изобразительная деятельность - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

Работа по программе включает руководство практической работой детей, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.

На занятиях кружка особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.).

Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материалами.

Программа базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.

Художественная деятельность на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

При объяснении теоретической части занятия используются репродукции картин, иллюстрации, фотографии, карточки, диафильмы, презентации, готовые поделки.

При проведении практических работ сначала производится инструктаж по ТБ, проведению занятий, а затем дети самостоятельно под наблюдением педагога выполняют задание. В конце занятия подводятся итоги.

Проводятся экскурсии на выставки прикладного искусства в музей, Дворец культуры железнодорожников, Дом ремёсел.

Для успешного проведения занятий имеется следующий дидактический материал

  • Наборы репродукций картин художников;

  • Готовые работы и поделки;

  • Презентации по темам;

  • Готовые изделия.

Программой предусмотрено ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью

^ Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

^ Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

^ Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

^ Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

^ Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

^ Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

^ Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

^ Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

^ Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

^ Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

^ Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

^ Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

^ Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

^ Черно-белый граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

^ Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Набрызг

^ Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

^ Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

^ Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

^ Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

^ Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

^ Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

^ Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

^ Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Программой предусмотрено использование в процессе создания работ печатных техник:

Монотипия

Занятие1

Нанося цветные капли краски на одну из сторон сложенного листа бумаги, можно расположить их близко друг к другу с целью дальнейшего слияния. Возможен вариант соединения красок с помощью белил. Прикосновение ладони к сомкнутым половинкам листа бумаги может быть и плавным, и резким — в виде хлопка, в результате чего краска разбрызгивается между листами, создавая неожиданные эффекты цвета.

Занятие 2. Легкое прикосновение пальцев к поверхности бумаги дает на отпечатке эффект воздушных пятен, которыми можно обозначить тени. Обезжирить масляную краску можно следующим образом: на несколько слоев газеты выдавить из тюбика полоску масляной краски. Через два дня максимальное количество масла впитает газета и останется лишь пигментный состав, который при печати не будет оставлять масляного ореола.

Печать растениями

Занятия 1—2. В растительные композиции могут входить разнообразные листья, травы, плоские цветы. Однако необходимо следить за тем, чтобы изображение не было слишком пестрым и имело определенный ритм. Заметим, что выполнение нескольких оттисков с одного элемента без дополнительного нанесения краски создает эффект плановости, т. е. разной степени яркости изображения.

Печать губкой

Занятие 1 При создании образа животного его хвост, уши, лапы также следует «набирать» прикосновением губкой, т. е. печатанием. Необходимо следить за тем, чтобы изображение (например, крылья птиц, пушистый хвост, хвост-веер и т. д.) было как бы легким, воздушным, поскольку именно для этого выбран данный печатный материал. Выполнять каждую работу следует штампиком одной формы, так как использование разнообразных форм при отсутствии опыта может привести к хаосу в изображении.

Занятие 2. При создании образа животного или цветка необходимо аккуратно вводить один цвет в другой, не допуская их путаницы или потери воздушного пятна. Перед нанесением очередного цвета предыдущий должен слегка просохнуть. Кроме того, следует избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов — красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим.

Печать тканью, кружевом, веревками

Занятия 1—2. Сначала дети выполняют упражнение — знакомятся с выразительными фактурами от печатания разными материалами, работая поочередно с каждым из них. В дальнейшем можно использовать наиболее удачные отпечатки, комбинируя их между собой и соединяя с основной печатью на листе. В этом случае композиция будет сделана в смешанной технике.

Печать заданной формой

Занятия 1—2. При желании следы (кирпичики, кружочки и т. д.), получившиеся от соприкосновения со штампиками, можно закрасить цветом.

Подготовка экспозиции выставки

Организовывается просмотр работ всех участников группы. Для этого на полу по периметру всего помещения класса раскладываются рисунки. Дети выбирают наиболее выразительные композиции, аргументируя свой выбор. Обращается также внимание на работы, требующие завершения. Педагог строит обсуждение таким образом, чтобы среди участников творческого коллектива нашлись дети, которые захотели бы помочь тем, кто хочет довести работу до более высокого уровня выразительности. Таким образом, во время обсуждения формируется группа «художников-консультантов».

Материально – техническое обеспечение

Место проведения кружка: Учебный кабинет МОУ ДОД ЦДОД «Уникум», кабинет соответствует всем санитарным нормам и требованиям противопожарной безопасности. Однако возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. Имеется учебно-опытный участок, живой уголок.

^ Материалы и оборудование:

Инструменты, репродукции картин, презентации, гербарии, дидактические игры на печатной основе, кинофильмы, компьютер.


Литература для детей

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 7-8 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

3. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

Литература для педагога

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Школьник: обучение и развитие. Учителям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия со школьниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие школьников. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

5. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 7- 10 лет. – Москва, 2001.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.







Скачать 294.16 Kb.
оставить комментарий
Дата22.11.2011
Размер294.16 Kb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх