Программа «Жемчуг исканий» к выставке репродукций картин Николая Константиновича Рериха icon

Программа «Жемчуг исканий» к выставке репродукций картин Николая Константиновича Рериха


Смотрите также:
Б. Н. Абрамов (1897-1972), проживший многие годы (1917-1959) за рубежом, в Харбине...
Рерих Н. К. О вечном...
Л. В. Шапошниковой Второе издание, исправленное, дополненное...
Выставки репродукций картин в Самаре и Самарской области на февраль 2011 г...
Реферат по предмету «Культурология...
«Грани Агни Йоги»...
Тема: «Сила «Воскресения Христова»...
«Главы «Августейшего»...
Важнейшая задача программы духовно-нравственного воспитания «жемчуг исканий» Исполнители: ст...
Программа «Жемчуг исканий» ступень духовно-нравственного воспитания дошкольников Н. И...
К. В. Козлов
Ю. Н. Рерих: материалы юбилейной конференции...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать

Институт Педагогики и Психологии


РГПУ

Культурно-просветительский отдел


Программа



«Жемчуг исканий»


(к выставке репродукций картин

Николая Константиновича Рериха

1874 – 1947)


Составители:

Дементьева Н.И.

Кишельгоф Н.Б.


Редактор:

Чумичева Р.М.

Доктор педагогических наук,

Профессор.


Ростов-наДону

2004

Программа апробирована на базе ДОУ № 272 «Северяночка»


Ворошиловского района г. Ростова-на-Доу в 2003/2004 гг.


Заведующая детским садом № 272 - Иванова Антонина Фёдоровна.


Старший воспитатель - Туркова Надежда Алексеевна.


Изоруководитель - Иванова Татьяна Анатольевна.

^

Музыкальный руководитель – Щербинская Алла Джалаловна




Психолог – Винник Марина Олеговна



Воспитатель – Щипова Людмила Леонидовна


Воспитатель – Опрышко Наталья Александровна


Введение


«Природа и человек, жизнь природы в человеке и человека в природе являются теми вечными проблемами, в раскрытии которых искусство выступает важнейшим фактором становления общечеловеческого сознания».

П.Ф.Беликов.


«Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление даёт мир чудесный. Открыть глаза ученика – значит вместе с ним полюбить великое творение».

Учение Живой Этики.


Во все исторические времена человечество обращалось к духовному миру и культуре, как форме существования духа на Земле. Такая устремлённость к высшим ценностям помогала обществу не только выживать в жёстких условиях экономических и политических битв, но и создавать прочные устои духовной Культуры, благодаря которым продолжалась эволюция земного человечества.

История всех времён знает великих Светочей, которые, благодаря подвижнической жизни и творчеству, служили примером для людей, способствовали формированию гуманистического мировоззрения, приобщали к системе культурных ценностей.

Одним из таких подвижников человечества был великий русский художник Н.К. Рерих. Его творчество по праву можно назвать эпохальным, так как Он в своих художественных, философских, литературных произведениях создал образ современной эпохи, устремил мысли и деятельность человечества в будущее, раскрыл людям пути к достижению гармонии на Земле.

Его творчество затрагивает обширный круг проблем. Н.К. Рерих касается славянского прошлого и древнерусской легенды, скандинавского и индийского эпоса, создаёт многочисленные росписи, фризы, панно на христианскую тему, пишет монументальные литературные произведения.

Произведения Н.К. Рериха – это художественно-философские поэмы, насыщенные героическими чувствами, тревогой и исканиями бурного 20 века.

Наше время – это время Синтеза, Объединения философского, научного, художественного творчества. И Н.К. Рерих являет нам пример такого Синтеза, своей жизнью, своим искусством, в котором объединены научное познание и художественное творчество.

Искусство Мастера, воплощённые в нем красочные образы, чувства и мысли, имеют мощную силу созидательного воздействия. Поэтому, как верно отметил П.Ф. Беликов, исследователь творчества Н.К. Рериха, соприкосновение с искусством художника, это всегда творческий диалог. Тему беседы подсказывает название картин Мастера. «И в таком диалоге, - пишет П.Ф. Беликов, - он покоряет не талантом уговаривать, а именно убеждать».

Воспитывающую роль творчества Н.К. Рериха трудно переоценить. Вот общие моменты ценностных ориентиров искусства Мастера в пространстве гуманной педагогики, отвечающие духу времени:

  1. Искусство Н.К. Рериха учит воспринимать Красоту как реальное понятие. Помогает понять интернациональный язык Прекрасного и увидеть пути обмена духовными ценностями народов планеты:




  1. Воспитывает любовь к природе, понимание единства Природы и человека. Помогает осознать природу, как «Чашу неотпитую» творческих возможностей»;

  2. Пробуждает любовь к Родине, помогает осознать русскую национальную самобытность. Раскрывает строгий, суровый и истинно прекрасный лик народа, осознавшего свой долг строителя жизни;

  3. Показывает красоту народного подвига;

  4. Способствует расширению сознания, формированию философского мировоззрения, ориентации личности в понимании смысла жизни и нахождению своего места в схеме Вселенной;

  5. Помогает оценить и восхититься духовными сокровищами других стран и народов;

  6. Устремляет человеческое сознание в будущее.

  7. Пробуждает импульс творчества, способствует реализации творческого потенциала личности;

  8. Способствует воспитанию сердца, утончённому восприятию окружающего мира;

  9. Укрепляет в сердце оптимизм, радость созидательного труда, веру в себя, в свои возможности.

Настоящая программа «Жемчуг исканий» составлена для Дошкольных Образовательных Учреждений, но может быть использована и для детей младшего школьного возраста. При составлении программы мы исходили из положения, что программа должна соответствовать возможностям ребёнка и обеспечивать поступательное духовно-нравственное развитие средствами искусства, помогать ребёнку познавать мир и формировать свои убеждения. Программа базируется на художественном, философском, литературном наследии Н.К. Рериха.

Таким образом, программа «Жемчуг исканий» - это опыт проведения уроков духовной жизни и уроков постижения Красоты, попытка наполнить жизнь детей «драгоценным чувством Прекрасного». Ведь по справедливому утверждению Н.К. Рериха: «Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, постоянное творчество, героизм и подвиг. Из того же источника истекает и оптимизм, так необходимый, ибо каждое отрицание не творяще».

Названа программа по одноимённой картине Мастера «Жемчуг исканий». В этой картине в прекрасной художественной форме отражён космический закон Учительства, который является основой эволюционного продвижения человечества. От сердца Учителя к сердцу ученика передаются великие Знания о Бытие, смысле человеческой жизни, месте человека в мире. Эта идея передачи Знаний и положена в основу программы.

Программа-выставка «Жемчуг исканий» - это парциальная воспитательная программа духовно-нравственного развития ребёнка, что в свою очередь, способствует укреплению психофизического здоровья. Здесь целесообразно привести высказывание академика Ш.А. Амонашвили: «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, направленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает… Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками».

В программе сделана попытка синтеза различных видов искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Программа состоит из шести блоков-встреч:

  1. Обзорная экскурсия по выставке репродукций картин Н.К. Рериха;

  2. Русь древняя;

  3. Русь героическая;

  4. Русь Святая;

  5. Сказание о Новом Мире;

  6. Устремление в прекрасное будущее.


Цель программы: Раздвигать грани духовной и нравственной жизни Ребёнка, грани его познаний, деятельности и творчества;

Создать условия для проявления и развития в Ребёнке способности постигать и переживать Красоту в разных её проявлениях.

^ Работа по блокам выстраивается по этапам:



  1. Экскурсия-диалог, направленная на раскрытие смыслового содержания картин Н.К. Рериха;

  2. Создание детьми собственных «произведений» как выражения своего отношения к миру как общечеловеческой ценности;

  3. Анализ деятельности детей в их реальной жизни как показатель степени утверждения прекрасного в себе и вокруг себя.


Основные способы проведения уроков духовной жизни и уроков постижения Красоты:


1. Эмоциональные рассказы о жизни семьи Рерихов;

2. Рассматривание качественных репродукций картин Н.К. Рериха;

3.Повествование сказок, легенд, по которым написаны картины Н.К. Рериха;

  1. Прослушивание классической русской и мировой музыки;

  2. Творческие диалоги;

  3. Поиск чувств, отражённых в картинах;

  4. Рисование с заданием изображать чувства, стремления, настроения.


Уроки состоят из двух частей:


  1. Рассказ воспитателя, рассматривание качественных репродукций картин Н.К. Рерих, творческая беседа;

  2. Рисование понравившегося сюжета, образа.






^ ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ - СКАЗКА ПО ВЫСТАВКЕ


«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

В.А. Сухомлинский.

«Я тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

В.А. Сухомлинский.


^ Художественный ряд: Репродукции картин Н.К. Рериха.


Музыкальный ряд: Музыка С.В. Рахманинова, А.П. Бородина, М.П. Мусорского, Р. Вагнера, И.С. Баха.


Содержание:


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был маленький мальчик, который очень любил мечтать.

Звали этого мальчика Николай Рерих, и взрослые говорили, что Рерих означает «Славой богатые».

Мальчик родился и жил в стране, которую вы все хорошо знаете, потому что сами в ней живете. Имя этой страны «РОССИЯ».

В этом имени Рериху виделись синие моря горы, увенчанные белым льдами, бесконечные зеленые леса, луга, покрытые разноцветными цветами. Россия представлялась ему могучим хрустальным водопадом, в котором он слышал звон церковных колоколов и шум священных деревьев.

Мальчик очень любил свою страну и хотел, чтобы она была счастливой и богатой, а ее народ - красивым и здоровым. В белоснежных облаках, пробегающих по синему небу, ему чудились богатыри, Иваны Стотысячные, готовые всегда защищать свою Родину. Богатыри мчались на белых конях за Змеем Горынычем и освобождали прекрасную царевну, Василису Премудрую.

Вскоре Рерих подрос и стал учиться в гимназии. На уроках он лепил свою страну из пластилина, и страна получалась прекрасной. Величаво высились суровые горы, в лесах жили звери и птицы, синие реки несли свои воды в моря, а добрые люди строили города и храмы.

А когда мальчик стал знаменитым художником, он стал писать картины, на которых оживала его мечта.

Сначала он писал о том, как жили люди на Руси в далекой древности. Как ранним утром в светлой молитве Василиса Премудрая собирала добрые травы, и добрые травы открывали ей свои тайны и давали чудодейственную силу. Как пастушок на пригорке играл на свирели, а бурые медведи выходили из леса, усаживались вокруг пастушка и зачарованно слушали волшебную мелодию. Рерих рассказывал о том, как древние люди любили и понимали Природу, умели радостно и дружно трудиться, строить красивые города и корабли. Как древние люди верили в Бога и почитали Высшие Силы. Вот на картине «Идолы» Рерих « изобразил священное место, капище, огороженное сплошным частоколом из бревен. Посреди капища возвышается большой деревянный идол, рядом с ним несколько меньших. Яркие идолы разукрашены резьбой. На частоколе черепа жертвенных животных. Мимо капища течет река, и по ней бегут краснопарусные ладьи. К языческому святилищу пришел седовласый старец. Бег кораблей и недвижный оскал черепов говорят ему о единстве жизни и смерти. Он постиг эту истину, и она не пугает его».

Погружаясь в мир искусства Рериха, мы начинаем понимать, какой прекрасной может быть жизнь человека, если он любит и чувствует природу, радостно трудится для людей, стремится к красоте жизни, верит в Бога и почитает Его!

Как во всякой хорошей сказке встретил наш царевич Николай Рерих свою красу ненаглядную – царевну Елену Прекрасную из славного рода Кутузовых. Не хотели родные выдавать замуж красавицу Елену за художника. Но она была умной, доброй, смелой девушкой и очень полюбила Рериха, и поэтому вышла за него замуж. Елена Прекрасная тоже любила свою страну, Россию, мечтала, чтобы она стала счастливой. И Николай Рерих и Елена Прекрасная стали мечтать вместе.

Вскоре у Рерихов родились два сына, два славных русских богатыря. Рерихи научили их любить свою Родину. И уже вчетвером мечтали сделать Россию счастливой. Но просто мечтать им было мало. Они хотели, чтобы мечта превратилась в настоящую жизнь. А для этого надо очень много знать и очень много трудиться. Но Рерихи никогда не боялись учиться и трудиться, так как были смелыми и мужественными людьми.

Но где же найти волшебные знания о том, как помочь любимой Родине и ее народу?

Чтобы узнать, как сделать свою страну и весь мир счастливым, Рерихи стали много путешествовать. Сначала по России, а затем и по всему миру. В разных странах они встречали людей, которые рассказывали им красивую сказку, что далеко-далеко на Востоке, за синими морями и дремучими лесами, в самых высоких горах, всегда покрытых снегами и льдами, где воют страшные ветры и человек может замерзнуть от холода, есть прекрасная страна, в которой живут великие мудрецы и хранят тайну о том, как человек может стать счастливым. И днем и ночью мудрецы охраняют волшебный камень, который пришел к нам на Землю с далекого созвездия Орион. В волшебном камне заключена чудесная сила, которая помогает добрым людям побеждать зло. Но как найти эту страну? На этот вопрос знающие люди только качали головой и погружались в молчание.

Рерихи решили во что бы то ни стало найти чудесную страну, где живут мудрецы и узнать Великую Тайну о Счастье.

Однажды, когда Рерихи были в Париже, на их имя пришла самая обыкновенная маленькая посылка. В посылке была старинная шкатулка, а в ней – волшебный камень, такой красоты и силы, что и глаз оторвать нельзя. Посмотрели друг на друга Николай Рерих и Елена Прекрасная, и сердца их затрепетали. Какой-то внутренний голос подсказал им, что это не простой камень, а кусочек того волшебного камня, который хранится в таинственной горной стране. Это был знак, зовущий их в путь!

Они стали собираться в дорогу. Так началось великое путешествие Рерихов в страну за Знаниями! Много трудностей и препятствий пришлось встретить им на пути. Приходилось преодолевать гибельные пропасти, проходить по шатким мостикам, под которыми пенились и бурлили горные реки. Ураганные ветры пытались снести их палатки, а трескучие морозы старались заморозить путников. Но Рерихи были бесстрашными людьми, потому что в груди у них пылали горячие сердца, наполненные любовью к России и ко всем людям на Земле. Даже в таких трудных условиях Рерихи умели видеть Красоту окружающего мира. Эта Красота оживала на полотнах художника.

Н.К. Рерих работал всегда: он писал картины и сидя на коне, и в палатке во время отдыха после трудного перехода. Краски готовил сам: он умел так смешивать краски, что они начинали сверкать, как прекрасные алмазы, сиять, как драгоценные жемчужины. Нанесённые на полотно, краски начинали излучать волшебный свет и мелодично хрустально звучать. Поэтому вокруг картин художника создавался прекрасный сказочный мир, как будто зовущий в неведомые дали!

Как бы не было трудно, Рерихи всегда верили, что найдут волшебную страну. Их вера помогла им.

Много ли, мало ли времени прошло, но однажды они встретили Великих Мудрецов. Мудрецы жили уединённо в самых высоких горах мира – Гималаях. Они увидели, что путешественники чисты и открыты сердцем, любят свою Родину и очень хотят помочь людям стать счастливыми. Поэтому дверь в волшебную страну Знаний открылась для Рерихов, и мудрецы открыли им Тайные Знания. А потом понесли Рерихи людям драгоценный сосуд Знаний и рассказали обо всем, что увидели и узнали, написали чудесные книги, которые назвали огненными. Но так просто невозможно прочитать эти книги. Эти книги могут понимать только добрые и отважные, смелые и мужественные, много знающие, только те, кто всегда спешит на помощь людям. Такие люди могут найти золотой ключик, открыть волшебные книги и прочитать их.

И еще великий художник Рерих написал много-много картин. Целых семь тысяч! Картины тоже много могут рассказать человеку, если у него в груди бьется горячее и преданное сердце.

Где же найти золотой ключик в волшебную страну Знания? У каждого человека есть сердце. А в сердце хранится золотой ключик, открывающий дверь в царство Счастья и Радости. Но только добрый, честный отважный человек, который не боится бороться за счастье с самыми страшными врагами, может найти свой золотой ключик.

Наша сказка подходит к концу. Но это была вовсе не сказка, а самая настоящая быль. И каждый из вас может сделать свою жизнь прекрасной сказкой, которая будет вовсе не сказкой, а самой настоящей жизнью ради Любви и Мира! «Жизнь – прекрасная сказка!»

Сочиняя сказку для детей о великой семье Рерихов, мы следовали мысли, высказанной В.А. Сухомлинским: «Я тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребёнок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но всё же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить».


^ БЛОК-ВСТРЕЧА «РУСЬ ДРЕВНЯЯ».


«Начало Руси. Славяне».



«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Н.К.Рерих.


Цель:


Способствовать созданию в душе ребёнка Духовного Образа Древней Руси.


Задачи:


  1. Помочь детям почувствовать красоту мысли и жизни древнего человека.

  2. Показать единение древнего человека с Природой.

  3. Раскрыть красоту устремления древних людей к Высшему Миру.

  4. Направить внимание детей на созидательную силу добра и разрушительную силу зла.


^ Ключевые метафоры:

Россия, Русь, Природа, Род, Родина, Мир, Красота, Любовь.

Художественный ряд:

Репродукции картин Н.К.Рериха - «Баян», «Город строят», «Славяне на Днепре», «Волокут волоком», «Человечьи праотцы», «Добрые травы», «Идолы», «Веление неба», «Заморские гости», «Гонец».

^ Поэтический ряд:

Фрагмент из сказки Василиса Премудрая. Н. К. Рерих «На пути из варяг в греки», Н.К. Рерих «Строение».


Музыкальный ряд:


Произведения русских композиторов – А. П. Бородина, М.П. Мусорского, С.В. Рахманинова.


Содержание:


Название данного раздела программы «Жемчуг исканий» отражает художественно-поэтическую сюиту, созданную Н.К.Рерихом на заре своего творчества. Н.К.Рерих был ярким представителем новой русской исторической живописи, для которой важно не столько воссоздание действительности, сколько отношение к ней художника. В центре нового искусства находилось не изображение факта, а душа Мастера, его отношение к изображаемому, его внутренний мир. «Факты, люди, их отношения, - писал художник и критик конца 19 века М.Далькович, - являются не целью, а только средством для выражения духовного мира художника. Такие картины прямо и непосредственно действуют на душу зрителя, и впечатление, производимое ими, отличается силой и цельностью».

Рерих, художник, историк, писатель, создал истинный шедевр о древней жизни нашего народа. Его сюиту «Начало Руси, Славяне» можно назвать музыкальными картинами на историческую тему.

Давайте обратимся к миру живописных образов, созданных Н.К.Рерихом, и постараемся увидеть жизнь наших древних предков, почувствовать силу и красоту их жизни. Творчество Мастера разворачивает перед нами величественную картину духовного мира славян, их радости и печали, любовь к Природе, единение с Ней, почитание Высших Сил, труд на Общее благо, мужество и героизм. Именно в далекой седой старине формировались характерные национальные качества российского народа: доброта, дружелюбие, милосердие, сотрудничество, содружество, смелость, мужество, патриотизм, героизм, стремление к подвигу.

^ На картине «Баян древний певец играет на гуслях и под нежные звуки музыки плавно течет его рассказ о славных богатырях, сражающихся со злом, о сказочных городах, о заморских странах, о волшебном Алатыре-камне, о прекрасной царевне, которая ждет своего героя.

^ На картине «Город строят мы видим общинный, радостный труд наших предков. Рисуя быт древних славян, Рерих утверждает радость труда, созидания. Деревянный город вырастает над рекой – люди ловко и хлопотливо возводят срубы, башни, тешут дрова – род человеческий возводит себе и своим детям доброе гнездо. Строят радостно, дружно, в едином трудовом порыве. Хорошо жил и чувствовал древний человек! В очерке «Строение» Н.К.Рерих так пишет об этой картине: «…была у меня картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. С тех пор радостно было возвращаться к тому же понятию созидательства, которое является естественным противоположением разрушению».

Рерих-историк утверждает, что характерной особенностью древних славян было стремление к Красоте, любовь к Природе, умение жить в гармонии с Природой. На картине «Добрые травы» ходит на заре по сказочному лугу Василиса Премудрая, в светлой молитве собирает травы. И добрые травы открывают ей свои тайны и дарят чудодейственную силу. Настроение картины созвучно очерку Н.К.Рериха «Неотпитая чаша»: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша, полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила».

Чарующее единение человека и Природы выражено на картине «Человечьи праотцы»: На пригорке играет на свирели пастушок, и бурые медведи вышли из чащи леса и сели вокруг послушать песни своего собрата. Чудесный многоцветный, бескрайний мир на картине вызывает мысли о Вечности, таинстве жизни.

С помощью живописных образов Н.К.Рерих показывает высокий уровень культуры древних славян. Наши древние предки считали себя частью Вселенной, поклонялись Высшим Силам, почитали Их. На картине «Идолы» «изображено капище, огороженное сплошным частоколом из бревен. Посреди капища возвышается большой деревянный идол, рядом с ним несколько меньших. Яркие идолы разукрашены резьбой. На частоколе черепа жертвенных животных. Мимо капища течет река, и по ней бегут краснопарусные ладьи. К языческому святилищу пришел седовласый старец. Бег кораблей и недвижный оскал черепов говорят ему о единстве жизни и смерти. Он постиг эту истину бытия, и она не пугает его».

Заморские гости часто бывали на Руси, обменивались товарами, дивились красоте русской земли. В очерке «По пути из варяг в греки» Н.К.Рерих описывает события на картине «Заморские гости»: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями – всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное…». « Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовы борта, завершившись высоким стройным носом – драконом. Полосы красные, зеленые, желтые и синие наведены вдоль ладьи. У дракона пасть красная, горло синее, грива и перья зеленые. На килевом бревне пустого места не видно – все резное: крестики точки, кружочки переплетаются в самый сложный узор… Около носа и кормы на ладье щиты привешаны, горят под солнцем. Паруса своей пестротой наводят страх на врагов; на верхней белой кайме нашиты красные круги и разводы; сам парус редко одноцветен _ чаще он полосатый: полосы на нем или вдоль или поперек, как придется…».

Возвышенную поэзию старины, переданную Н.К.Рерихом, нарушают междуусобные войны. Глубокий психологизм раздоров между людьми выражен в картине «Гонец». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. По тихой, словно застывшей реке в легкой лодке-однодеревке пробирается седой старец-гонец. Он погружен в тяжкие думы – спешит оповестить своих соплеменников о том, что восстал соседний род. Гребец бесшумно ведет лодку, отталкиваясь багром. На берегу реки на высоком холме – укрепленный славянский городок. Таинственен своей тишиной залитый спокойным лунным светом пейзаж. Тревогу, настороженность, предчувствие смертельной опасности вызывает картина у зрителей. Внутреннее содержание картины посвящено кризису общественно-родового строя, когда среди славянских племен начались междуусобные войны. Картина «Гонец» имеет еще одно название «Восстал род на род». Это строка из начальной летописи: «И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой».


^ Ход занятия:

«Какие правдивые, точные, художественно вы-

разительные образы творят дети, насколько яр-

кий, красочный их язык».

В.А. Сухомлинский.


Воспитатель вместе с детьми рассматривает репродукции Н.К.Рериха, на которых изображена древняя жизнь нашего народа.

Дети рассказывают, что видят на картине «Баян» и отвечают на вопросы:

-Что Вы видите на картине?

  • Человек играет и поёт песню.

Воспитатель рассказывает, что певца-сказителя в древности на Руси звали Баяном, он путешествовал по городам и сёлам, играл на гуслях и сказывал сказки.

  • Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

  • Артём: «Хочется послушать его сказку». Миша: «И как он поёт».

Затем воспитатель предлагает рассказать, что видят дети на картинах «Город строят», «Строят ладьи».

  • Настя: «Люди строят дома и корабли».

  • Воспитатель: «А как они строят? Нравится ли им работа?»

  • Юля: «Люди очень дружные».

  • Миша: «Весёлые. Они не боятся работать».

Воспитатель обращает внимание на то, как люди дружно, радостно, увлеченно работают.

Далее дети рассматривают картины, где великий художник отразил гармоничную жизнь древних людей с Природой: «Человечьи праотцы», «Добрые травы». Воспитатель задает вопросы, которые заставляют задуматься о единении человека с Природой, обращают внимание на Красоту окружающего мира. Дети делятся мыслями, что изображено на картинах, что делают люди, какая Природа вокруг них, как люди относятся к Природе.

Вот пример творческой беседы у репродукции картины «Добрые травы»:

Воспитатель: « Дети, что вы чувствуете, рассматривая эту картину?»

Дети: «Очень красивая картина. Нежная». «Девушка собирает цветы».

Воспитатель: «Как Вы думаете, какое время суток на картине?»

Дети: «Утро, потому что солнышко встаёт и освещает небо». «Небо с краю становится розовым».

Воспитатель: «Девушка – это Василиса Премудрая из сказки. Она встаёт очень рано и собирает травы. Как Вы думаете, зачем?»

Дети: «Травы, наверное, волшебные, а Василиса Премудрая собирает их, чтобы лечить людей». «Она много знает и умеет лечить людей».

Воспитатель: «А почему травы называются добрыми?»

Дети: «Потому что эти травы лечат людей, значит, приносят им добро». «Добрые травы очень вкусно пахнут». «Они красивые, утром на травах лежит прозрачная роса».

А вот творческая беседа у картины «Человечьи праоотцы»:

Воспитатель: «Какое настроение на этой картины?»

Дети: «Радостное. Спокойное. Тихое».

Воспитатель: «А почему на картине радостное, спокойное, тихое настроение?»

Дети: «Пастушок играет радостную, спокойную музыку». «Медведи выползли из леса и спокойно слушают песню. Они отдыхают». «И деревья, и птички слушают музыку. Им хорошо. Они дружат с человеком, потому что человек их не обижает».

Далее воспитатель спрашивает у детей: « Замечаете ли Вы каким бывает красивое небо? Опишите небо на картинах.

  • Лиза: «Небо очень красивое. Оно разного цвета – голубое, синее, жёлтое, розовое».

  • Артём: «Я тоже видел разное небо».

  • Владик: Когда солнце встаёт, то небо и облака становятся розовыми, Очень красиво».

  • Настя: «Я видела разноцветные облака, они были похожи на разноцветных животных».

  • Юля: «Я однажды была в поле и собирала красивые цветы, как Василиса Премудрая. Цветы очень хорошо пахли, и мне было весело».

Древние люди верили в Бога, в Высшие Силы, верили, что добрым людям Бог помогает, злых – наказывает. Искусство Н.К. Рериха помогает понять это возвышенное состояние души древних людей.На картине «Знамение» видно, как человек понимает, о чем говорит ему небо. Воспитатель спрашивает: «Как Вы думаете, о чем человеку рассказывает небо?»

  • Владик: «На небе очень много облаков. Скоро будет дождь и ураган».

  • Славик: «Сильный ветер налетит. Люди должны спрятаться».

  • Артём: «Небо предупреждает человека об опасности».

Воспитатель говорит о том, что древние люди понимали знаки Природы, считали себя частью Природы.

  • «А что изображено на картине Прокопий Праведный»?

  • Славик: «Человек на берегу провожает людей на кораблях».

  • Артём: «А зачем он это делает?»

  • Воспитатель: «Прокопий Праведный посылает добрые мысли мореплавателям, чтобы они благополучно вернулись домой».

  • Воспитатель: «Вам нравится, как жили древние люди? Почему?»

  • Владик: «Люди были добрыми»

  • Миша: «Дружными и любили трудиться».

  • Юля: «Любили Природу».

  • Настя: «Природа помогала людям».

Воспитатель: «Как Вы думаете, все ли было чудесно в древности? Жили ли тогда злые люди»?

  • Карен: «Наверное, жили».

  • Артём: «Злые люди нападали на добрых людей».

  • Славик: «Добрые люди умели защищаться».

  • Воспитатель: «Давайте посмотрим на картину «Гонец». Что Вы на ней видите»?

  • Юля: «На картине ночь, потому что небо тёмное, а на небе месяц».

  • Настя: «По реке плывут два человека в лодке».

  • Воспитатель: «Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?».

  • Настя: «Наверное, этим людям страшно».

  • Юля: «Но ночь всё равно красивая, и река, и небо».

  • Славик: «Людям угрожает какая-то опасность».

После того, как дети высказали свои мысли и чувства, воспитатель рассказывает сюжет картины: Злые люди напали на древнее селение, Стали убивать мужчин и женщин, мучить детей. Тогда старейшины племени послали гонца в соседнее племя за помощью. Когда наступила ночь, путники отправились по реке в дорогу. Темное небо окутало землю, еле слышно катила свои воды река, но вот из-за горы поднялся месяц и осветил все вокруг волшебным серебряным светом. Какая очаровательная ночь! Но гонцы тревожно прислушиваются: «Кто притаился в домиках на берегу? Друзья или враги»? А Река, небо, месяц понимают напряжение людей и тоже напряженно прислушиваются.

Оказывается и в древние времена на Земле жили не только добрые, но и злые люди. Но добрые люди были сильными, мужественными и бесстрашными, умели любить и дружить, поэтому добро всегда побеждает зло!

«А как Вы думаете, дети»?

  • Миша: «Мы тоже будем сильными, если будем дружить».

  • Владик: «Если будем помогать друг другу».

  • Настя: «Мы должны радоваться и трудиться».

Ребята делятся впечатлениями.

В заключении воспитатель предлагает ответить на вопросы: «Что понравилось в рассказе о жизни наших древних предков?

  • Юля: «Понравилось, как люди строили город»

  • Карен: «Понравилось, что святой человек помогает морякам».

  • Владик: «Понравилось, что люди в лодке плывут за помощью».

  • Настя: «Как Василиса Премудрая собирает травы, чтобы помогать людям».

  • Миша: «Понравилось, что красиво».


Какая картина больше всего понравилась? Чтобы Вы хотели нарисовать»?

Вторая часть занятия посвящена рисованию по теме картин Н.К.Рериха «Начало Руси.Славяне». Дети выбирают понравившуюся картину и рисуют.


Фотографии и

Рисунки детей.


^ 2.


Блок-встреча «Русь героическая»


«Жизнь героя ведёт человечество. Как исток

вдохновений, как мера прекрасного, как побу-

дитель мужества, - так звучит голос истинно-

го героизма».

Н.К.Рерих «Светлой памяти короля

Александра».


«Подвиг создаёт и накопляет добро, делает

жизнь лучше, развивает гуманность. Неуди-

вительно, что русский народ создал эту све-

тлую, возвышенную концепцию».

Н.К.Рерих «Подвиг».


«Подвиг должен быть предметом беседы в

каждый знаменательный день. Нужно при-

знать подвиг как нечто призванное и не

уставать говорить и мыслить о нём».

Учение Живой Этики.

^ Цель:


Пробуждение и воспитание героического начала в душе ребёнка.


Задачи:


  1. С помощью искусства познакомить детей с героическим прошлым нашей родины.

  2. Раскрыть понятие героя.

  3. Показать значение героя в современной жизни и для будущего.

  4. Пробудить желание детей стать героями.



Ключевые метафоры:

Герой, подвиг, богатырь, воин, победа.


^ Художественный ряд:


Репродукции и иллюстрации картин Н.К.Рериха «Святогор», «Илья Муромец», «Настасья Микулична», «Богатыри просыпаются», «Змиевна», «Поход Игоря», «Александр Невский», «Слава герою», «Победа», «Звезда героя».


^ Поэтический ряд:

Былина о Святогоре, фрагмент из былины об Илье Муромце, фрагмент из «Слова о полку Игореве», сказка о победе Ивана Стотысячного над Змеем Горынычем.


^ Музыкальный ряд:


Произведения русских композиторов А. П. Бородина, М.П Мусоргского, С.В.Рахманинова.


Содержание:


В наше трудное переходное время особо важной в системе воспитания является тема героизма. 20 век можно назвать эпохой отрицания высших духовно-нравственных ценностей. Эгоцентрическая позиция не способствует почитанию героического начала в человеке. По определению С.И. Ожегова, герой – это «выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги». Если мы вникнем в философскую суть понятия героя, то поймём его эволюционную значимость. История учит, что пока живёт в народе героическое начало, живёт и развивается народ. В противном случае наступает процесс разложения основ Бытия, и народ рано или поздно исчезает с лица Земли. Героическое начало является врождённым человеческим качеством, имеет связь с Высшим миром, и поэтому относится к высшим духовно-нравственным ценностям. Героическое начало есть основа самосовершенствования человека в процессе эволюции. Вот почему для расцвета и дальнейшего развития нашего народа и всего человечества необходимо возрождение «героического, созидательного и спасительного начала». Герой мужественен и отважен, он победил в себе страх, он верит в себя, так как самоотверженно действует во имя своего народа, своей Родины, всего человечества. Сегодня, как никогда, мы нуждаемся в проявлении истинного героического начала, которое живёт в сердце нашего народа.

«Жизнь героя вдёт человечество», «Жизнь уныла без героя», - писал Н.К.Рерих.

В российском народе герои изначально являлись тем идеалом, к которому стремились и воспитывали детей. В древности создавались былинные образы героев и богатырей. И в настоящее время героической эпос нашего народа должен стать вновь той воспитывающей силой, которая пробуждает в человеке лучшие духовные качества. Также богата земля наша героями историческими. Подвиг, по убеждению Н.К. Рериха, не отвлечённое понятие, но «прекрасное деяние земное». Напоминание о подвиге, о героях «должно сердечно радовать, вдохновлять и вливать новые силы». Как жизненно звучат в наше время разгула терроризма слова Н.К. Рериха, сказанные им в годы Второй Мировой Войны: «Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца». «Не замай!», - говорит Мастер всем врагам, ополчившимся на народ русский.

Н.К.Рерих в своём литературном и художественном творчестве постоянно обращается к теме героизма. Сборник его очерков на героическую тему ясно показывает важность возрождения спасительного героического начала. Его прекрасные картины «Звезда героя», «Слава герою», «Пламень герою», «Чаша герою», «Святой Сергий Радонежский» и многие другие выражают глубокий философский смысл эволюционно-исторического значения героев. Красота и философия творчества Н.К.Рериха обладает мощной воспитывающей силой, способствуют развитию гармонично развитой личности. Погружение в прекрасный мир, созданный гением великого художника, помогает пробуждению и расцвету лучших качеств души человеческой.


^ Ход занятия:

Воспитатель расставляет на мольбертах репродукции картин Н.К. Рериха. Дети рассматривают картину «Святогор». Занятие проходит в форме творческого диалога.

  • Воспитатель: «Дети, как вы думаете, кто изображён на картине?»

  • Карен: «Я думаю, что изображён большой и сильный человек».

  • Воспитатель: «А почему ты так думаешь?»

  • Карен: «У него большая голова и шлем, и конь у него большой».

  • Артём: «Он поднялся выше облаков».

  • Катя: «Он почти такой же большой, как и горы вокруг него».

  • Воспитатель: «А куда спешит богатырь?»

  • Катя: «Он спешит помогать добрым людям».

  • Славик: «Он будет убивать злых людей».

  • Воспитатель: «Богатыря зовут Святогор».

Воспитатель рассказывает былину о Святогоре: Давным-давно жил на свете только один богатырь. Сил у него было столько, что всю землю он мог бы перевернуть. Не с кем ему было помериться силою. Однажды ехал он по дороге и увидел сумочку. Хотел Святогор её сдвинуть с места, но не смог. Тогда упёрся он в землю, но только по колено в землю ушёл, попробовал ещё – и ушёл в землю по пояс. А сумочка не с места. Собрал Святогор все свои силы – и совсем в землю ушёл. И где он находился, никто не знал. Но настал час последней битвы добра со злом, задрожала земля, загудел ветер, посыпались камни с гор, и проснулся Святогор, и собрался в бой. А тут и конь его верный ждёт, не дождётся. Помчался Святогор на помощь к людям. И ничто не может остановить Святогора и его верного коня. Видите, ребята, как сверкают его глаза и сурово сдвинуты брови? Посторонись, сила тёмная! Сам Святогор выходит на битву!

И просыпаются все богатыри по зову Святогора. Час суровый настал, час последний!

Воспитатель приглашает детей к следующей картине – «Настасье Микуличне». Дети рассматривают картину. Вновь происходит обмен мыслями, чувствами, вызванными картиной Н.К. Рериха «Настасья Микулична».

  • Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, кто изображён на картине»;

  • Дети: «Женщина-богатырь», «Женщина-богатырь на своём могучем коне»;

  • Настя: «А почему у неё на руке маленькие люди? Это маленькие богатыри?»;

  • Миша: «Почему небо такое красное? На земле пожар?»;

  • Юля: «Куда она мчится? На помощь людям?»;

  • Воспитатель: «Настасья Микулична спешит на помощь Святогору, чтобы биться со злыми чудовищами, со Змеем Горыновичем, маленькие богатыри тоже будут помогать большим в этой битве. Спешат и другие богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Поднимается всё воинство русское на борьбу со злом. Трудна эта битва, много сил, отваги и мужества требуется от каждого воина. Но непобедим Иван Стотысячный, который вместе с богатырями воюет с врагами».

Воспитатель показывает картину «Победа». Предлагает детям назвать эту картину.

Дети рассматривают картину, а затем предлагают свои названия:

«Смелый Иван»,

«Иван побеждает Змея Горыновича»,

«Смелый рыцарь»,

«Победа Ивана».

Воспитатель рассказывает детям сказку, как победил Иван стотысячный злого Змея Горыновича.

В заключении воспитатель приглашает детей к картине Н.К. Рериха «Звезда героя».

  • Воспитатель: «Что вы видите на картине?»

  • Дети: «Ночь и звёзды», «Падающую звезду», «Я на море видел, как падают звёзды. Очень красиво», «Человек сидит внизу и смотрит на звёзды»;

  • Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, почему картина называется «Звезда героя»?;

  • Дети: «Наверное, этот человек – герой!», «Он победил врагов», «Помог людям»;

  • Воспитатель: «А почему он смотрит на небо?»

  • Дети: «Герой любит смотреть на звёзды», «Я тоже люблю смотреть на звёзды», «Звёздное небо очень красивое», «Ему повезло, и он увидел падающую звезду»;

  • Воспитатель: «Когда на небе зажигаются звёзды, люди любят смотреть на них. В их сердцах тоже загораются маленькие звёздочки. И тогда люди мечтают о чём-то хорошем и красивом, и хотят стать героями. У каждого на небе есть своя звезда. Тот, кто найдёт свою звезду, становится смелым, мужественным, отважным, справедливым! Он становится героем! Этот человек на картине нашёл свою звезду, ему пришлось проделать очень трудный путь, победить многих врагов. Это его звезда мчится по небу, ярко освещая путь! Ребята, ищите свою звезду. Герои так нужны людям! Только герои могут защитить Родину, спасти людей!

Воспитатель большими буквами пишет на доске слова «ГЕРОЙ, БОГАТЫРЬ, ПОДВИГ, ПОБЕДА», и дети вслух читают написанные слова.

- Воспитатель: «Ребята, какая картина вам больше всего понравилась? Каких героев вы хотели бы нарисовать?»




оставить комментарий
страница1/3
Дата22.11.2011
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
средне
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх