Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебно-методический комплекс icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебно-методический комплекс


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания...
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» Бийск...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф...
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория обучения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история воспитания и начального образования в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства с...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей...
Учебно-методический комплекс опд. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика (название)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика (название)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом»...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет педагогики и методики начального образования


Кафедра Музыкального образования


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»



Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___» ____________ 200__г.

Составитель: к.п.н., доцент Синдикова Г.М.




Заведующий кафедрой__________________ к.п.н., доцент Ю.А.Носорев


Стерлитамак 2008


2. Оглавление


3. Выписка из государственного образовательного стандарта

3

^ 4. Учебная программа

3

4.1. Введение

4

4.2. Содержание и объем дисциплины

4

4.3.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

6

4.4. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

9

^ 5. Рабочая программа

9

5.1.Пояснительная записка

9

5.2. Содержание дисциплины

9

5.3. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

14

5.4. Методические рекомендации для преподавателя

15

5.5. Методические указания для студентов

16

5.6.Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций

16

5.7.Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

16

6. Глоссарий

17

7. Тексты лекций (в электронном виде)






^ 3. Выписка из государственного образовательного стандарта

Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

^ 4.Учебная программа

4.1. Введение

Актуальность данного курса заключается в необходимости всестороннего развития будущих воспитателей, способных к осуществлению эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. В системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета Дошкольного воспитания изучение курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» приобретает особое значения, поскольку решает важнейшую задачу целостного, духовно-нравственного воспитания студентов, что в современных социокультурных условиях чрезвычайно актуально.

Курс рассчитан на заочную форму обучения, предполагает общую трудоемкость 180ч., из них – аудиторных – 42 ч., на самостоятельную работу – 138ч; осваивается в течение трех семестров. В связи с тем, что данная дисциплина читается студентам, не имеющим базового музыкального образования, его содержание включает в себя теоретический раздел, в котором раскрываются вопросы теории музыкального воспитания; простые средства музыкальной выразительности, их семантические возможности. Центральное место в процессе профессиональной подготовки воспитателей, способных к музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников занимает методический раздел, в котором рассматриваются основные виды музыкальной деятельности и методика их реализации как в рамках музыкального занятия, так и в свободное от занятий время.

^ Межпредметная связь данной дисциплины осуществляется при освоении таких курсов как философия, история, анатомия и физиология, педагогика, общая и возрастная психология. Главными гранями между ними выступают основные концептуальные положения об эстетической природе музыкального искусства и его влиянии на ребенка.

Данная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебно-методическом комплексе имеются: введение, объем дисциплины и учебная работа, содержание дисциплины, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, содержание семинарских занятий, списки литературы, вопросы к зачету, перечень тем рефератов, глоссарий.


^ 4.2. Содержание и объем дисциплины

Наименование разделов и тем

Лекции.

Практич.

Самост.

1

Музыка как вид искусства. Система средств музыкальной выразительности

2

4

8

32

Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

2

2

18

4

^ Всего в 5 семестре

4

6

38

54

Методика как наука на современном этапе музыкального воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности, их цель и задачи

2




6

55

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности

2

2

10

66

Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности

2

2

14

77

Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

2

4

22




^ Всего в 6 семестре

8

8

52

88

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

2

2

10

9

9

Формы детской музыкальной деятельности

2

2

12

110

Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

2

2

12

111

Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

2

2

14

1

^ Всего в 6 семестре

8

8

48




Всего часов

20

22

138


Тема 1. Музыка как вид искусства. Система средств музыкальной выразительности.

Искусство, его сущность и функциональное значение. Классификация видов искусств: общее и специфическое. Музыка в ряду искусств. Природа музыкального искусства. Две грани музыкального искусства: изобразительность и выразительность. Интеграция музыки с другими видами искусств. Музыкальный звук как мельчайший элемент музыкальной материи. Акустические свойства музыки: высота, длительность, громкость, тембр. Эстетические свойства музыкальных звуков. Изобразительно-выразительное значение качеств и свойств музыкальных звуков, их относительность. Простые средства музыкальной выразительности, их семантика.

^ Тема 2. Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей.

Теория музыкального воспитания дошкольников как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка как область эстетического воспитания учащихся. Сущность эстетического воспитания. Цель и задачи эстетического воспитания. Музыкальная эстетика как методологическая основа музыкального воспитания дошкольников. Принципы музыкальной эстетики. Музыкальная психология как методологическая основа музыкального воспитания. Особенности музыкально-эстетического восприятия. Закономерности процесса музыкального воспитания. Понятие "музыкальная культура". Философско-эстетическая и педагогическая основа теории музыкальной культуры. Содержание музыкальной культуры дошкольника. Музыкальность, ее ведущие компоненты. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

^ Тема 3. Методика как наука на современном этапе музыкального образования и воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности

Методика как научная дисциплина, изучающая закономерности процесса образования и воспитания дошкольников средствами музыкального искусства. Сущность и функции музыкального образования. Единство образовательной, воспитательной и развивающей задач в процессе музыкальной работы. Виды музыкальной деятельности дошкольников как способы приобщения детей к музыкальному искусству. Развитие музыкальной культуры детей младшего возраста посредством активизации их музыкально-творческой деятельности

^ Тема 5. Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности.

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности. Восприятие как необходимое и естественное условие для осуществления разных видов музыкальной деятельности. Условия организации процесса восприятия. Психолого-педагогические основы восприятия музыки. Специфика музыкального восприятия, его сущность. Стадии музыкального восприятия (типы классификаций). Структура музыкального восприятия. Показатели адекватности восприятия музыкального произведения дошкольниками. Бессознательный аспект музыкального восприятия. Формирование осознанного слушания средств музыкальной выразительности как смыслонесущих элементов музыкального контекста. Последовательность развития навыков восприятия на музыкальных занятиях. Особенности восприятия музыкального образа в младшем возрасте.

^ Тема 6. Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности.

Всеобщая доступность пения. Цель и задачи певческой деятельности на музыкальных занятиях. Физиология детского голосового аппарата. Охрана и развитие детского певческого голоса. Условия организации вокальной деятельности. Критерии подбора песенного репертуара. Основные певческие навыки и методика их формирования у младших школьников. Методика разучивания песни. Разучивание детской песни с позиции творческого подхода. Взаимодействие певческой деятельности с другими видами музыкальной деятельности.

^ Тема 7. Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструмента

Системы музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. Психофизиологические основы музыкально-ритмического воспитания дошкольников. Цель и задачи ритмики в музыкальном воспитании детей. Условия организации ритмического воспитания на музыкальных занятиях. Виды музыкально-ритмических движений и пластического интонирования, применяемые на занятиях. Понятие «ритмическая интонация». Пластическое интонирование, ритмические интонации, мимика, жесты, элементы танцевальных движений как способ выражения характера произведения, особая передача интонационных, ритмических, динамических и других особенностей музыкального образа. Взаимосвязь музыкально-ритмических движений с другими видами музыкальной деятельности. Методы и приемы работы, способствующие развитию музыкальных способностей (чувство лада, чувство ритма, музыкально-слуховые представления). Игра на детских музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников. Цель и задачи инструментальной деятельности. Условия организации исполнительской деятельности. Психолого-педагогические предпосылки инструментального музицирования. Система музыкального воспитания К.Орфа. Реализация индивидуально-творческого подхода в процессе развития музыкально-творческого мышления детей. Элементарное музицирование как форма самовыражения; импровизационный характер исполнения. Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

^ Тема 8. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

Назначение музыкально-дидактических игр. Спокойное музицирование. Подвижные игры. Игры, построенные по типу хороводных. Творческая деятельность детей. Развитие музыкальности дошкольников в ходе музыкально-дидактических игр. Критерии подбора музыкально-дидактического материала.

^ Тема 9. Формы детской музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия: значение, задачи и требования. Виды музыкальных занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыка в быту детского образовательного учреждения. Музыкальные развлечения: музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, игры и т.п. Праздничные утренники. Музыкальное воспитание в семье.

^ Тема 10. Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

Слушание как самостоятельный вид музыкальной деятельности. Цель и задачи слушания в дошкольном образовательном заведении. Условия организации слушания. Основные этапы процесса слушания и анализа музыкального произведения. Методы и приемы работы в ходе осуществления данного вида деятельности. Слушание пения без музыкального сопровождения. Выразительное исполнение произведения педагогом как основной метод. Взаимосвязь слушания с другими видами музыкальной и художественно-творческой деятельности. Критерии подбора музыкального материала для слушания.

^ Тема 11. Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

Планирование, организация и координация учебно-воспитательного процесса. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Функции музыкального руководителя. Критерии оценки деятельности музыкального руководителя.


^ 4.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников имеет большую актуальность. Смена ценностных ориентаций в современном социуме приводит к ущербу внутреннего духового мира человека. Современный образовательный процесс требует активизации таких подходов, форм и методов, которые способствуют повышению аксиологической культуры подрастающего поколения. Музыкальные занятия желательно строить на основе комплексного и индивидуального подходов к изучению особенностей музыкального языка и методике его освоения дошкольниками. Данный курс ориентирует будущих воспитателей на культурно-просветительский виды профессиональной деятельности с целью развития эстетической природы дошкольников. Дисциплина тесно связана с педагогикой, психологией, эстетикой, физиологией и др. Учебная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебно-методическом комплексе имеются: введение, объем дисциплины и учебная работа, содержание дисциплины, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, содержание семинарских занятий, списки литературы, вопросы к экзамену, перечень тем рефератов, глоссарий.

^ Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы.

-какое значение придавалось музыке в эпоху античности, средневековья, возрождения? Обоснуйте свой ответ.

-какое влияние на развитие отечественного музыкального образования оказало создание хора государевых певчих дьяков и хора патриарших певчих?

-прокомментируйте определение музыки, данное Д.Кабалевским: «Музыкальное искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное»;

-что характерно для элементарного музыкального воспитания К.Орфа?

-раскройте особенности музыкального воспитания в Венгрии.

-какое значение имеют игровые методы и приемы работы на музыкальных занятиях;

-в чем заключается реализация творческого подхода в деятельности музыкального работника выборе и использовании методов музыкального воспитания?

-каким образом осуществляется решение задачи развивающего обучения на музыкальных занятиях?

-охарактеризуйте восприятие как интегративную деятельность, осуществляющуюся в различных видах музыкальной деятельности;

-чем обусловлена целостность восприятия музыкального образа детьми дошкольного возраста?

-каковы пути формирования музыкального восприятия дошкольников на различных ступенях возрастного развития?

-проведите диагностику музыкальных способностей дошкольников в разных возрастных группах.

-составьте план работы над детской песней на основе ее анализа и методики разучивания;

-исполните проанализированную детскую песню с учетом принципа единства технического и художественного.

-в чем заключается развивающее значение игры на детских музыкальных инструментах?

-какие воспитательные задачи решаются в процессе инструментально-исполнительской деятельности на уроке музыки?

-в чем могут быть заключены причины неадекватного выражения характера музыкального произведения детьми младшего школьного возраста?

-разработайте план работы над произведением для слушания, для разучивания с использованием музыкально-ритмических движений.

-какое значение имеет использование игровых методов и приемов работы на музыкальных занятиях. Обоснуйте свой ответ;

-разработайте план и сценарий проведения праздника в виде тематического занятия, вечера развлечений и т.п.

-разработайте сценарий одного из вечеров развлечений с использованием музыки.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Искусство, его сущность и функциональное значение.

2. Классификация видов искусств: общее и специфическое.

3. Природа музыкального искусства.

4. Акустические свойства музыки.

5. Музыкальная интонация. Природа музыкальной интонации.

6. Классические музыкальные направления.

7. Система музыкально-эстетического воспитания в эпоху античности.

8. Особенности содержания музыкального воспитания в эпоху средневековья.

9. Значение музыкального искусства в педагогике эпохи Возрождения.

10. Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка.

11. Цели и задачи музыкального воспитания детей.

12. Структура музыкальности. Возрастные уровни развития детей.

13. Возрастные особенности проявления музыкальности детей.

14. Основные музыкальные способности и способы их развития.

15. Методы и приемы музыкального воспитания, образования и развития детей.

16. Виды детской музыкальной деятельности. Ее цели и задачи.

17. Восприятие музыки как психологический процесс.

18. Специфика музыкального восприятия, его сущность.

19. Структура музыкального восприятия.

20. Цели и задачи слушания. Формы слушания.

21.Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группахдошкольного учреждения.

22. Цели и задачи пения.

23. Физиология детского голосового аппарата. Охрана и развитие детского голосового

аппарата.

24. Основные певческие навыки и методика их формирования у дошкольников.

25. Взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности.

26. Критерии подбора песенного репертуара.

27. Этапы разучивания детской песни.

28. Цели и задачи инструментально-исполнительской деятельности.

29. Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

30.Методы освоения нотной грамотности в процессе игры на инструментах с диатоническим и хроматическим звукорядом.

31. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах.

32. Система музыкального воспитания.

33.Взаимосвязь игры на детских музыкальных инструментах с другими видами музыкальной деятельности.

34. Психофизиологические основы музыкально-ритмического воспитания детей. Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания.

35. Виды музыкально-ритмической деятельности.

36. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям.

37. Методы и приемы работы, способствующей развитию музыкальных способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

38. Назначение музыкально-дидактических игр.

39. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

40. Методы и приемы обучения старших дошкольников нотной грамоте.

41. Формы детской музыкальной деятельности.

42.Виды музыкальных занятий. Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике.

44. Влияние концертов на формирование у детей основ музыкальной культуры

45. Взаимосвязь музыкального воспитания с физическим развитием детей. 46. Виды и формы музыкальных развлечений.

47. Содержание и организация праздников.

48. Руководство педагогом самостоятельной деятельности детей.

Примерная тематика курсовых работ

-Формирование эстетического восприятия дошкольников на музыкальных занятиях.

-Развитие музыкального мышления у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

-Экологическое воспитание дошкольников в условиях музыкальных занятий.

-Особенности музыкального восприятия дошкольников.

-Двигательная импровизация и ее роль в музыкальном развитии детей младшего возраста.

-Освоение нотной грамоты в процессе инструментально-исполнительской деятельности.

-Игровой метод как способ освоения нотной грамоты в старшем дошкольном возрасте.

-Использование музыкально-дидактических игр как средство формирования музыкального мышления дошкольников.

-Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях.

-Музыкально-театральная деятельность как средство обогащения эмоциональной сферы детей младшего возраста.

-Активизация музыкального восприятия детей средствами ритмического воспитания.

-Развитие метроритмического чувства дошкольников в ходе инструментальной деятельности .

-Система Карла Орфа как способ развития ритмической способности детей шестилетнего возраста.

-Музыкальная сказка как способ формирования основ нравственности старших дошкольников.

-Нравственно-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях повседневной жизни детского сада.

^ 4.4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины

-учебная и методическая литература,

-учебно-наглядные пособия: нотные сборники, хрестоматии музыкального материала,

-программы музыкальных занятий,

^ Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

-оборудованные аудитории с наличием музыкальных инструментов (фортепиано), а также детских музыкальных инструментов;

-технические средства обучения: диски, аудио-и видеозаписи зарубежной и отечественной музыки, фольклора и духовной музыки;


^ 5. Рабочая программа

5.1. Пояснительная записка

Цель курса: формирование у будущих воспитателей музыкально-педагогической, духовной культуры.

Задачи курса:

1.Освоение философских, культурологических, исторических, психологических, педагогических, музыковедческих знаний в области теории и практики музыкального воспитания; раскрытие сущности, специфики музыки как средства воспитания, духовного обогащения личности человека;

2.Развитие интереса к музыкальной работе с детьми в единстве с личной эстетической потребностью.

3.Воспитание духовно богатой личности педагога, способного решать задачи, связанные с развитием и совершенствованием духовного мира ребенка.

^ 5.2. Содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Лекции.

Практич.

Самост.

1

Музыка как вид искусства. Система средств музыкальной выразительности

2

4

8

32

Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

2

2

18

4

^ Всего в 5 семестре

4

6

38

53

Методика как наука на современном этапе музыкального воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности, их цель и задачи

2




6

54

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности

2

2

10

65

Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности

2

2

14

76

Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

2

4

22




^ Всего в 6 семестре

8

8

52

87

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

2

2

10

9

8

Формы детской музыкальной деятельности

2

2

12

19

Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

2

2

12

110

Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

2

2

14

1

^ Всего в 6 семестре

8

8

48




Всего часов

20

22

138


Тема 1. Музыка как вид искусства. Система средств музыкальной выразительности.

Искусство, его сущность и функциональное значение. Классификация видов искусств: общее и специфическое. Музыка в ряду искусств. Природа музыкального искусства. Две грани музыкального искусства: изобразительность и выразительность. Интеграция музыки с другими видами искусств. Музыкальный звук как мельчайший элемент музыкальной материи. Акустические свойства музыки: высота, длительность, громкость, тембр. Эстетические свойства музыкальных звуков. Изобразительно-выразительное значение качеств и свойств музыкальных звуков, их относительность. Простые средства музыкальной выразительности, их семантика.

^ Тема 2. Теория музыкального воспитания как область эстетического воспитания дошкольников. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей.

Теория музыкального воспитания дошкольников как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка как область эстетического воспитания учащихся. Сущность эстетического воспитания. Цель и задачи эстетического воспитания. Музыкальная эстетика как методологическая основа музыкального воспитания дошкольников. Принципы музыкальной эстетики. Музыкальная психология как методологическая основа музыкального воспитания. Особенности музыкально-эстетического восприятия. Закономерности процесса музыкального воспитания. Понятие "музыкальная культура". Философско-эстетическая и педагогическая основа теории музыкальной культуры. Содержание музыкальной культуры дошкольника. Музыкальность, ее ведущие компоненты. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

^ Тема 3. Методика как наука на современном этапе музыкального образования и воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности

Методика как научная дисциплина, изучающая закономерности процесса образования и воспитания дошкольников средствами музыкального искусства. Сущность и функции музыкального образования. Единство образовательной, воспитательной и развивающей задач в процессе музыкальной работы. Виды музыкальной деятельности дошкольников как способы приобщения детей к музыкальному искусству. Развитие музыкальной культуры детей младшего возраста посредством активизации их музыкально-творческой деятельности

^ Тема 4. Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности.

Восприятие музыки как основной вид музыкальной деятельности. Восприятие как необходимое и естественное условие для осуществления разных видов музыкальной деятельности. Условия организации процесса восприятия. Психолого-педагогические основы восприятия музыки. Специфика музыкального восприятия, его сущность. Стадии музыкального восприятия (типы классификаций). Структура музыкального восприятия. Показатели адекватности восприятия музыкального произведения дошкольниками. Бессознательный аспект музыкального восприятия. Формирование осознанного слушания средств музыкальной выразительности как смыслонесущих элементов музыкального контекста. Последовательность развития навыков восприятия на музыкальных занятиях. Особенности восприятия музыкального образа в младшем возрасте.


^ Тема 5. Методика формирования певческих навыков у дошкольников в процессе певческой деятельности.

Всеобщая доступность пения. Цель и задачи певческой деятельности на музыкальных занятиях. Физиология детского голосового аппарата. Охрана и развитие детского певческого голоса. Условия организации вокальной деятельности. Критерии подбора песенного репертуара. Основные певческие навыки и методика их формирования у младших школьников. Методика разучивания песни. Разучивание детской песни с позиции творческого подхода. Взаимодействие певческой деятельности с другими видами музыкальной деятельности.

^ Тема 6. Музыкально-ритмическая деятельность и методика ее осуществления. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструмента

Системы музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. Психофизиологические основы музыкально-ритмического воспитания дошкольников. Цель и задачи ритмики в музыкальном воспитании детей. Условия организации ритмического воспитания на музыкальных занятиях. Виды музыкально-ритмических движений и пластического интонирования, применяемые на занятиях. Понятие «ритмическая интонация». Пластическое интонирование, ритмические интонации, мимика, жесты, элементы танцевальных движений как способ выражения характера произведения, особая передача интонационных, ритмических, динамических и других особенностей музыкального образа. Взаимосвязь музыкально-ритмических движений с другими видами музыкальной деятельности. Методы и приемы работы, способствующие развитию музыкальных способностей (чувство лада, чувство ритма, музыкально-слуховые представления). Игра на детских музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников. Цель и задачи инструментальной деятельности. Условия организации исполнительской деятельности. Психолого-педагогические предпосылки инструментального музицирования. Система музыкального воспитания К.Орфа. Реализация индивидуально-творческого подхода в процессе развития музыкально-творческого мышления детей. Элементарное музицирование как форма самовыражения; импровизационный характер исполнения. Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

^ Тема 7 Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

Назначение музыкально-дидактических игр. Спокойное музицирование. Подвижные игры. Игры, построенные по типу хороводных. Творческая деятельность детей. Развитие музыкальности дошкольников в ходе музыкально-дидактических игр. Критерии подбора музыкально-дидактического материала.

^ Тема 8. Формы детской музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия: значение, задачи и требования. Виды музыкальных занятий: фронтальные, небольшими подгруппами, индивидуальные; типовые, тематические, по слушанию, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминирование одного вида деятельности. Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыка в быту детского образовательного учреждения. Музыкальные развлечения: музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, игры и т.п. Праздничные утренники. Музыкальное воспитание в семье.

^ Тема 9. Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах

Слушание как самостоятельный вид музыкальной деятельности. Цель и задачи слушания в дошкольном образовательном заведении. Условия организации слушания. Основные этапы процесса слушания и анализа музыкального произведения. Методы и приемы работы в ходе осуществления данного вида деятельности. Слушание пения без музыкального сопровождения. Выразительное исполнение произведения педагогом как основной метод. Взаимосвязь слушания с другими видами музыкальной и художественно-творческой деятельности. Критерии подбора музыкального материала для слушания.


^ Тема 10. Функции педагогического коллектива в реализации задач музыкального воспитания детей.

Планирование, организация и координация учебно-воспитательного процесса. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Функции музыкального руководителя. Критерии оценки деятельности музыкального руководителя.


^ Вопросы и задания к практическим занятиям


Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме № 1

-В чем сущность искусства?

-Что объединяет все виды искусства?

-В чем заключается специфика музыкального искусства?

-Какова природа музыкального искусства?

-Какая природа отличает временные виды искусства от пространственных?

-Раскройте генезис музыкального искусства.

-Прослушайте и проанализируйте музыкальное произведение с точки зрения их изобразительно-выразительной сторон.

-В чем отличие музыкальных звуков от шумовых?

-В результате чего появляется музыкальный звук?

-Перечислите свойства музыкального звука.

-От чего зависят свойства музыкального звука?

-Что такое музыкальный образ?

-Послушайте и проанализируйте музыкальные произведения К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме № 2

-охарактеризуйте теорию музыкального воспитания как систему взаимодействия научных отраслей: эстетики, этики, психологии, педагогики, музыкознания;

-в чем заключается сущность эстетического воспитания?

-раскройте воспитательное значение музыкального искусства;

-назовите и охарактеризуйте основные музыкальные способности; перечислите разновидности музыкального слуха;

-какова методика определения уровня музыкальных способностей.

-раскройте сущность понятия «музыкальная культура»;

-в чьих трудах получила свою разработку проблема музыкальной психологии?

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме №3

-раскройте взаимосвязь методики музыкального воспитания дошкольников с общей педагогикой, психологией, физиологией;

-как вы понимаете принцип единства эмоционального и сознательного, технического и художественного?

-какую роль выполняют принципы обучения в организации процесса музыкального воспитания?

-какие знания, умения и навыки формируются у дошкольников на музыкальных занятиях?

-в чем проявляется взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности? Приведите примеры.

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме № 4

-охарактеризуйте восприятие как интегративную деятельность, осуществляющуюся в различных видах музыкальной деятельности;

-чем обусловлена целостность восприятия музыкального образа дошкольниками?

-в чем заключается творческий подход музыкального пуководителя при выборе и реализации методов и приемов работы в процессе слушания?

-какое значение имеет использование интонационного подхода в процессе развития восприятия детей младшего возраста, формирования их музыкальной культуры;

-составьте план методической работы над произведением в рамках слушания;

-напишите развернутый конспект фрагмента музыкального занрятия по слушанию и анализу музыкального произведения с учетом темы занятия, его цели и задач (в микрогруппах; индивидуально; произведение по выбору студентов)

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме № 5

-раскройте цель певческой деятельности на музыкальных занятиях;

-каковы требования к подбору детского певческого репертуара?

-назовите и охарактеризуйте певческие навыки, формируемые у дошкольников в процессе исполнительской деятельности;

-какие музыкальные способности развиваются у учащихся в процессе работы над ансамблем?

-исполните проанализированную детскую песню с учетом принципа единства технического и художественного.

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме № 6

-в чем заключается развивающее значение игры на детских музыкальных инструментах?

-охарактеризуйте педагогическую концепцию К.Орфа;

-какие воспитательные задачи решаются в процессе инструментально-исполнительской деятельности на музыкальных занятиях?

-как вводятся детские музыкальные инструменты в музыкальное занятие?

-исполните заданное музыкальное произведение, использовав детские музыкальные инструменты (в микрогруппах);

-разработатйте фрагмент занятия с использованием элементарного музицирования, задачей которого является «развитие чувства ритма», «развитие музыкально-звуковых представлений».

-чья идея положена в основу музыкально-ритмического воспитания детей как способа развития их музыкальности?

-каковы образовательные, воспитательные и развивающие задачи музыкально-ритмической деятельности на музыкальном занятии?

-в чем проявляется взаимосвязь между музыкально-ритмическими движениями и другими видами музыкальной деятельности?

-в чем могут быть заключены причины неадекватного выражения характера музыкального произведения детьми младшего возраста?

-разработайте план работы над произведением для слушания, для разучивания с использованием музыкально-ритмических движений.

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме №7

-в чем заключается назначение музыкально-дидактических игр?

-перечислите виды музыкально-дидактических игр.

-в чем может реализоваться творческий подход музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр? Приведите примеры.

-назовите игры, способствующие развитию музыкальности дошкольников.

-каковы критерии подбора музыкально-дидактических игр?

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме №8

-какие формы музыкальной деятельности вам известны? Их цель и задачи.

-разработайте варианты конспектов музыкальных занятий в группе раннего, среднего и старшего возраста.

-разработайте конспект музыкального развлечения; музыкального утренника.

^ Вопросы и задания к практическим и лабораторным занятиям по теме №9

-охарактеризуйте функции заведующего дошкольным учреждением и старшего воспитателя в реализации задач музыкального воспитания дошкольников.

-каковы функции музыкального руководителя и воспитателя?

-перечислите основные знания, умения, качества личности музыкального руководителя и воспитателя.

^ 5.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. – Воронеж., 1998.

2.Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. –М., 1978.

3. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М.,1999.

4.Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1963.


5.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000. – 304с.

6.Куприна Н.Г. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. – Екатеринбург., 2003. 98с.

7..Куприна Н.Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста. 2003. 234с.

8..Новикова Г Музыкальное воспитание дошкольников. – М.,2000.


Дополнительная литература

1. Меркулова Л. Малыши в оркестре: песни и пьесы для детского оркестра. Партитуры. – М.,1999.

2..Меркулова Л. Оркестр в детском саду // Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнит. образования, работающих с дошкольниками. – М., 1999.

3. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. – М., 1996.

4.Рыцарева М. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М., 1998.

5.Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.


^ 5.4. Методические материалы для преподавателя

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Преподавателю следует учесть, что формирование знаний с помощью пособия на более высоком уровне требует использования комплекса учебно-методических материалов и средств. К ним относятся лекционные и другие аудиторные занятия, учебная и научная литература, сборники педагогических ситуаций и задач, информационные системы типа банков и баз данных, аудиовизуальные средства.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности воспитателя:

в области учебно - воспитательной деятельности:

-осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой с учетом психолого-физиологических особенностей дошкольников;

-планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

-использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;

-использование технических средств обучения, информационных технологий;

-формирование у дошкольников нравственных ориентаций на основе реализации индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно – методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

в области организационно-управленческой деятельности:

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

в области культурно-просветительской деятельности:

-формирование музыкально-эстетической культуры учащихся.

^ Основными видами деятельности и методами работы по освоению тем курса выступают:

-Слушание музыкальных произведений, в рамках которого реализуются такие методы как анализ и сравнение, дискуссия, беседа, интонационно-стилевой метод, метод слуховой наглядности и др.Активно используется метод создания проблемной ситуации с целью активизации музыкального внимания студентов.

-^ Исполнительская деятельность: вокально-хоровая работа, в ходе которой осуществляется анализ музыкальных произведений; практически разрабатывается план работы над песней; дана деятельность может включать в себя музыкально-ритмическую деятельность и игру на музыкальных инструментах.

-Исследовательская деятельность включает в себя работу над произведением; написание реферата на заданную тему.

-Художественно-конструктивная деятельность как способность моделировать урок музыки в соответствии с его темой, целью, задачами; конкретизировать художественно-педагогические задача при освоении музыкального материала в рамках определенного вида учебно-музыкальной деятельности или в их интеграции.

-Художественно-организаторская деятельность, направленная на организацию коллективной, групповой и индивидуальной исполнительской деятельности студентов в ее различных формах: пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмическая деятельность- хлопки, пластическое интонирование, мимическое выражение настроения и т.п.

^ 5.5. Методические материалы для студентов

При подготовке к занятиям студенту необходимо тщательно изучить содержание программы и теоретический материал, изложенный в лекции; изучить основные термины и понятия по теме.

На практических занятиях студенты работают всей группой, основное внимание уделяется обсуждению теоретических вопросов и проблем, вынесенных на рассмотрение с опорой на рекомендуемую к изучению литератур, а также практическое освоение изученного материала. Практические занятия направлены преимущественно на развитие у студентов исполнительских умений и навыков в области музыкально-педагогической деятельности. На лабораторных занятия осуществляется преимущественно индивидуальный подход. С целью повышения образовательного уровня студентам также необходимо активизировать музыкально-исполнительскую, исследовательскую, художественно-коммуникативную деятельность. Реализовывать методы размышления о музыке, сопереживания, художественной интерпретации музыкального образа. В рамках художественно-конструктивной деятельности уметь планировать урок музыки в соответствии с его темой, целью, задачами; конкретизировать художественно-педагогические задачи. Студенты, желающие более глубоко изучить заинтересовавшую их тему, могут подготовить реферативную работу, используя для этого соответствующую литературу


^ 5.6.Материалы для проведения промежуточного контроля

Формами промежуточного контроля выступают: фронтальный опрос, письменная работа, практическая работа – музыкальное, музыкально-ритмическое отражение образа; разработки планов-конспектов музыкальных занятий разного типа, письменная разработка плана-конспекта по изученной теме; выполнение тестовых заданий, заполнения дневника по слушанию, слуховые диктанты, музыкальные викторины.

^ 5.7.Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

-в чем заключается сущность и функциональное значение искусства.

-охарактеризуйте акустические свойства музыки.

-каково значение музыкального искусства в педагогике эпохи античности, средневековья, Возрождения

-обоснуйте роль музыкального искусства в формировании личности ребенка.

-что собой представляет структура музыкальности. Каковы возрастные особенности проявления музыкальности детей.

-какие виды детской музыкальной деятельности вам известны. Их цели и задачи.

-критерии подбора музыкального репертуара для музыкального занятия.

-охарактеризуйте этапы разучивания детской песни.

-в чем заключается закономерность музыкального восприятия.

-классификация и характеристика детских музыкальных инструментов.

-охарактеризуйте методы и приемы обучения старших дошкольников нотной грамоте.

-какие формы детской музыкальной деятельности вам известны. В чем их назначение.

-в чем заключается содержание и организация праздников.

-каковы роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей.


6.Глоссарий.

Альт –1. низкий детский (женский) певческий голос. 2.Струнный смычковый инструмент, большего размера, чем скрипка и звучащий в более низком регистре.

Балет – музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются различные виды искусства.

Барабан - ударный инструмент с неопределенной высотой звучания.

Вальс – парный бальный танец, возникший на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии.

Вариации – музыкальная форма, в которой тема при повторном изложении варьируется, изменяется.

Вокализ – пьеса для пения без слов.

Гавот – старинный французский народный танец. . Гобой - деревянный духовой инструмент, ведущий происхождение от древней пастушеской свирели. Гопак – украинский народный танец, исполняющийся в быстром темпе. Для него характерны прыжки и другие виртуозные движения.

Диссонанс – созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания.

Импровизация – сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). 2.Музыкальное произведение в свободной форме.

Канон – многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Кларнет - деревянный духовой инструмент.

Консонанс – созвучие, согласное звучание, воспринимаемое как благозвучное.

Лад – организация звуков по длительности. Музыкальное настроение.

Мазурка – польский народный танец с четким ритмическим рисунком, резкими акцентами на любых долях такта.

Месса – центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви.

Оркестр – коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных для совместного исполнения.

Полифония – одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Речитатив – вокальная мелодия, приближающаяся к интонациям разговорной речи.

Серенада – лирическая песня – обращение к любимой, исполнявшееся вечером или ночью по ее окнами.

Сюита – циклическое произведение, состоящее из чередования законченных пьес.

Тембр – окраска звука, обусловленная особенностями музыкального инструментаили голоса.

Тесситура – часть диапазона какого-либо музыкального инструмента или певческого голоса, использованная в произведении; высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента.

Фразировка – выразительное исполнение музыкальных фраз.

Хорал – хоровое песнопение, в католической церкви одноголосное, в протестантской – многоголосное.

Челеста – ударно-клавишный инструмент, источником звука которого являются металлические пластинки.

Штрих – способ звукоизвлечения, выбор которого определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее образным содержанием.

Элегия – пьеса задумчивого, печального характера.

Юмореска – небольшая пьеса шутливого, юмористического характера.









Скачать 323,94 Kb.
оставить комментарий
Дата21.11.2011
Размер323,94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
средне
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх