В. И. Курашов Ведущая организация icon

В. И. Курашов Ведущая организация


Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
На правах рукописи

Шестун Евгений Владимирович

Православные традиции
духовно-нравственного становления личности
(историко-теоретический аспект)

13.00.01 – общая педагогика,
история педагогики и образования


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Казань – 2006

Работа выполнена на межвузовской кафедре православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии и лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики Института педагогики и психологии профессионального образования Российской Академии образования

Официальные оппоненты: действительный член РАО,

доктор педагогических наук,

профессор ^ В.П. Борисенков;

доктор психологических наук,

профессор Л.М. Попов;

доктор философских наук,

профессор В.И. Курашов


Ведущая организация: Санкт-Петербургская Академия
постдипломного педагогического
образования

Защита состоится « » сентября в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008. 012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, д. 12

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИПП ПО РАО

Автореферат разослан « » августа 2006 года


Ученый секретарь
диссертационного совета А.Р. Масалимова

^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современной отечественной педагогической теории и практике все более заметной и актуальной становится тенденция, определяемая идеей созидания в системе образования форм, обеспечивающих историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, закрепление в череде поколений таких основополагающих ценностей конституционного строя, как общность судьбы на своей земле, память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Каждая педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит. Она выполняет главную роль передачи конкретной личности знаний, умений, навыков, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни и ценностей, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Эти ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего образования.

Главное противоречие в современной системе образования заключается в том, что конкретные проекты реформирования, исходящие из сферы управления, лишь в малой степени выражают эту фундаментальную тенденцию. Они в значительной мере ориентированы на противоположную идею – вхождение в мировую цивилизацию, понимаемое как вестернизация отечественного образования, и прежде всего его ценностных основ.

В историко-педагогическом ключе актуально обращение к традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания, в которых духовно-нравственное содержание православной традиции занимало важное, хотя и не всегда центральное место.

Между тем наследие традиционной российской педагогики, основной целью которой являлось воспитание целостной духовно-нравственной личности, ни в годы секуляризованного по содержанию российского образования (конец XIX – начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было Православие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке. Дореволюционная российская педагогика опиралась на православную традицию, но и в то время православное направление педагогической мысли не получило достаточного научного обоснования. Последние два века в истории российской педагогики знаменательны тем, что создавалась государственная система образования, зарождалась русская религиозная философия, богословская мысль обратилась к конкретным проблемам образования и воспитания. Система народных и церковноприходских школ, создаваемая в России на православной основе, позволяла произвести научно-практическое осмысление основ православной педагогики.

В теоретическом ключе обращение к православной традиции актуально в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Учитывая, что процесс образования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения и происходит в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образовании и воспитании не вообще, а применительно к конкретной культурно-исторической традиции. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

Еще один фактор, определяющий актуальность исследования, – изменения в духовной атмосфере и культурно-исторических формах жизни Отечества в последние десятилетия, выраженные в изменении ее законодательных основ. Так, ст. 44, п. 3 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». Заботиться – значит знать, беречь, передавать это наследие. Таково требование Конституции к каждому гражданину России. Но беречь, сохранять можно только то, что знаешь, ценишь и передаешь детям и внукам, чтобы они тоже это сберегли. Следовательно, Конституция ориентирует на формирование соответствующей государственной политики, на создание соответствующих механизмов и технологий, в том числе в сфере образования.

Принятые Законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяют говорить об особом служении государственной системы образования, которое заключается в защите национальной духовности и культуры. При этом образование рассматривается как существенный фактор в формировании духовно-нравственной культуры общества.

Государственное образование должно решать приоритетную задачу, заявленную во всех основополагающих документах, – приобщения к культурному наследию, воспитания любви к Отечеству, патриотизма, воспитания духовности, нравственности, что предъявляет соответствующие требования к направлению теоретико-педагогических разработок.

^ Проблема исследования состоит в том, чтобы ответить на вопрос, каковы историко-педагогические особенности и теоретические основы православной традиции духовно-нравственного становления личности.

^ Степень разработанности проблемы. В отечественной педагогике хорошо осознают, что приобщение к традиции не может осуществляться сугубо знаниевым путем. В различных исследованиях в области воспитания проблематика традиции рассматривалась в различных аспектах: воспитание как часть культуры (С.И. Гессен, Л.Н. Модзалевский, К. Шмидт), традиция как помеха «глобальной перспективе» (М. Маруяма, В. Освальд, Р. Хенви), сопряжение в образовании традиционного и современного общества (Т.И. Березина, З.В. Видякова, М.Д. Горячев, О. Николаев), изучение традиционного уклада жизни широко представлено в этнопедагогике (Т.А. Бернштам, Г.С. Виноградов, В.В. Головин, И.Я. Неклепаев, З.Г. Нигматов, Е.А. Покровский, Г.А. Станчинский,), исследование детства конкретных народов, ведущих традиционный образ жизни (К. Клакхон, М. Мид, Е. Эриксон), отечественные традиции воспитания и образования в России (А.В. Камкин, С.К. Комков, Г.В. Мухаметзянова, Т.И. Радомская, Н.П. Саблина, В.Ю. Троицкий).

В последние годы все большее внимание исследователей привлекают проблемы духовно-нравственного воспитания, развития и становления личности в различных сферах жизни: в профессиональном образовании (архимандрит Зиновий (Корзинкин), Л.М. Аболин, В.А. Беляева, Л.В. Вершинина, Л.А. Волович, В.Г. Воронцова, Н.А. Коваль, В.Ш. Масленникова), в воспитании школьников (В.В. Абраменкова, Т.А. Берсенева, Т.И. Власова, А.А. Макареня, В.В. Медушевский, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, Т.И. Петракова, Л.Л. Шевченко, Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене). Проблема духовности, нравственности в процессе воспитания и развития личности привлекает внимание многих известных философов и психологов (С.С. Аверинцев, Г.В. Акопов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.В. Захарченко, В.И. Курашов, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Ф. Петренко, Л.М. Попов, В.Н. Расторгуев, Г.И. Челпанов, Р.Х. Шакуров). В отечественной психологии в работах Б.С Братуся, Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, Е.И. Исаева, Б.В. Ничипорова, В.И. Слободчикова и других предпринимается попытка заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

В работах М.И. Воловиковой, С.Л. Рубинштейна говорится, что необходимы не только знания о прошлом, а освоение живых образцов действия, идеалов, ценностей предыдущих поколений.

Категория «духовно-нравственное воспитание» прочно вошла в тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики, нашла отражение в программных документах образования как на федеральном (Программа воспитания в системе образования России, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации), так и на региональном уровне (Новосибирск, Тверь, Курск, Белгород, Нижний Новгород, Кемерово и др.). В большинстве современные подходы к духовно-нравственному воспитанию в той или иной мере учитывают необходимость взаимодействия с православной традицией.

Тем не менее разработка понятия духовно-нравственного воспитания с точки зрения православной традиции требует более отчетливого понимания характера и содержания взаимодействия семьи, школы и Церкви. Главной особенностью православного образования является его онтологичность. Категория духовно-нравственного становления человека, предложенная автором данного исследования еще в монографии «Православная педагогика» (1998 г.), наилучшим образом проводит разграничение деятельностного и онтологического планов в сложном и многокомпонентном процессе духовно-нравственного воспитания, которое в православной традиции может осуществляться только в меру полноты учета Богоданной свободы воспитанника. Данная категория и данный подход нашли благожелательный прием и отклик в педагогическом сообществе. Категория духовно-нравственного становления отражена в научных докладах, конференциях, программных документах. Однако диссертационных исследований, посвященных теоретическому обоснованию и систематическому разворачиванию понятия православной традиции духовно-нравственного становления личности, нет. Категория становления в педагогике широко применяется как в отношении систем (становление системы образования, системы деятельности, педагогической системы школы и пр.), так и в отношении личности и ее качеств (становление личности, профессионализма, личностных качеств и пр.). Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления личности с точки зрения православной традиции представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории.

^ Цель исследования. На основе историко-педагогического и историко-богословского анализа учения Православия и опыта православного воспитания выявить и обосновать теоретико-методологические основания развития православной традиции духовно-нравственного становления личности.

^ Объект исследования. Духовно-нравственное становление личности как онтологический процесс.

Предмет исследования. Православная традиция в условиях, формах и содержании духовно-нравственного становления личности.

^ Задачи исследования:

  1. Определить место и роль православной традиции духовно-нравственного становления личности в многонациональном и многоконфессиональном поликультурном мире Российского государства;

  2. Раскрыть с позиций православной традиции смысловое значение основных категорий педагогики: «развитие», «духовно-нравственное становление», «личность», «образование», «воспитание», «обучение»;

  3. Выявить и обосновать ветхозаветный и новозаветный типы воспитания как основные элементы единой модели. Раскрыть содержание и формы духовно-нравственного становления личности в ветхозаветном и новозаветном типах воспитания;

  4. Раскрыть роль семьи в сохранении и передаче православной традиции духовно-нравственного становления личности, национальной и народной традиции. Рассмотреть особенности духовно-нравственного становления личности в православной традиции в разные периоды жизни человека;

  5. Построить концептуальную модель культурно-образовательного пространства России на православных традициях нравственного воспитания, учитывая при этом, что ориентация образования на православную традицию обеспечивает устойчивость ценностных доминант культурной традиции при смене поколений и способствует формированию духовно-нравственной культуры общества, преемственно связанной с полнотой историко-культурного наследия Отечества. Выявить особенности учительского служения и нравственные качества учителя с точки зрения православной традиции.

^ Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Для решения поставленной проблемы принципиальное значение имели исследования по гуманизации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, Л.П. Буева, Л.А. Волович, А.С. Макаренко, Г.В. Мухаметзянова, А.Г. Козлова, З.Г. Нигматов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, З.А. Малькова, Б.М. Неменский, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов); труды по педагогической аксиологии (Р.Б. Вендровская, В.В. Веселова, В.Г. Воронцова, В.А. Караковский, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.М. Утенков, Г.И. Школьник).

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов (С.П. Аверинцев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий), А. Гусев, О.Г. Дробницкий, И.А. Ильин, архим. Платон (Игумнов), А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвили, прот. Иоанн Мейендорф, В.И. Несмелов, А.И. Осипов, В.С. Соловьев, свящ. Павел Флоренский, Г.В. Флоровский).

Исследование выполнено в традициях культурно-исторического подхода, согласно которому образовательное пространство является пространством возможностей для освоения социальных норм как норм культурно-исторических (Л.С. Выготский, В.В. Рубцов).

Рассматривая понятие «личность» мы опирались на психологическую теорию развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров и др.) и теорию социализации личности (Л.М. Аболин, В.Г. Бочарова, Р.Г. Гурова, В.Ш. Масленникова, А.В. Мудрик, П.Н. Осипов, М.И. Рожков, Л.Ю. Сироткин, Т.М. Трегубова и др.).

Исследуя проблему соотношения церковного и светского компонентов отечественного культурного наследия и отечественной духовной традиции, мы опирались на результаты докторского исследования М.В.Захарченко, предложившей метод типологического моделирования, а также исследователей отечественной традиции в образовании и воспитании (Л.Н. Беленчук, В.В. Большакова, В.И. Додонов, С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, В.С. Леднев, Б.Т. Лихачев, А.В. Овчинников, Т.И. Петракова, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков и др.). Традиции русской педагогики и их практическое воплощение в народной школе исследованы в трудах В.П. Вахтерова, Н.И. Ильминского, Д.И. Менделеева, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского.

Изучая православную традицию как органическую часть православной цивилизации, мы приняли за основу методологические подходы митрополита Иерофея (Влахоса), митрополита Амфилохия (Радовича), архиепископа Василия (Кривошеина), епископа Иллариона (Алфеева), Н.Я. Данилевского, Н.А. Нарочницкой, В.Н. Тростникова. Различия в характере просвещения России и Европы отражены в трудах русских религиозных философов И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева. Рассматривая традиции и обычаи народа в сфере бытовой, социальной и семейной жизни, опыт семейного воспитания, мы взяли за основу исследования А.В. Буганова и М.М. Громыко, доказавших, что народные воззрения являются проявлением религиозных воззрений народа. При рассмотрении христианской антропологии в основу были положены исследования архимандрита Киприана (Керна), В.В. Зеньковского, В.Н. Лосского, В.И. Несмелова, А.И. Осипова, А.А. Ухтомского. Особенности и традиции православного воспитания, соотношение светского и православного образования изложены в трудах святых отцов и учителей Церкви (Иустина Философа, Климента Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста).

Особенности духовного становления ребенка и его взаимовлияние на процесс психофизического развития рассмотрены в творениях святителя Филарета Московского, епископа Феофана Затворника, архиепископа Фаддея (Успенского), святого праведного Иоанна Кронштадтского, трудах В.В. Зеньковского.

При рассмотрении проблем воспитания в православной семье мы опирались на труды протоиерея Бориса Ничипорова, С.С. Куломзиной, Н.Е. Пестова, Г.И. Шиманского.

^ Методы исследования. Для исследования и решения поставленных задач использовались общие и частные методы: анализ историко-педагогической, психологической, философской, богословской литературы, системное и типологическое моделирование, синтез, абстрагирование, конкретизация, интерпретация, сопоставление, обобщение, идеализация, экстраполяция, метод аналогий.

^ Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1993-1997 гг.) включал выявление совокупности источников, их подбор и систематизацию, поиск исторического материала, актуального для нашего времени;

2 этап (1997-2001 гг.) состоял в осмыслении и классификации материала, апробации первых результатов исследования, уточнении целей и задач, подготовке и издании монографии и учебных пособий;

3 этап (2001-2005 гг.) заключался в систематизации, концептуальном и теоретическом обобщении результатов исследования, оформлении его результатов в виде докторской диссертации.

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью методологических позиций, использованием комплекса современных теоретических методов, применяемых в историко-теоретиче­ской работе, адекватных объекту, предмету, целям и задачам диссертации, репрезентативностью источниковой базы исследования, опорой на современные исследования в области педагогики, психологии, философии, богословия, последовательной реализацией исходных теоретических положений и котегориально-понятийного аппарата исследования.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

– впервые на основе личностно-ориентированной методологии исследования традиции построена иерархическая модель, включающая в себя национальную традицию, традицию народную, или цивилизационную, и формирующуюся традицию мирового сообщества. Данная модель позволяет определить духовно-нравственные основания, на которых многонациональный и многоконфессиональный народ России живет как единый народ, сохраняя на личностном уровне свою религиозную и духовную самобытность;

– определено понятие «духовно-нравственное становление личности» с точки зрения православной традиции. Впервые в рамках православной традиции раскрыт смысл сопряжения понятий «духовность» и «нравственность» с энергийной точки зрения. В рамках рассмотрения православной традиции духовно-нравственного становления личности определен смысл основных понятий православной педагогики, таких, как «воспитание», «образование», «развитие», «личность»;

– на основе историко-церковного анализа православной традиции выделены основные элементы системы духовно-нравственного становления личности и ее системообразующая основа. Разработана методология исследования духовно-нравственного становления личности как непрерывного процесса, происходящего на протяжении всей жизни человека;

– на основе типологического метода толкования Божественного Откровения определена единая модель православного воспитания, включающая в себя два основных типа – ветхозаветное и новозаветное воспитание, – проявляющих себя в нерасторжимом единении и специфическом сочетании в рамках конкретной личности и в межличностных отношениях;

– разработана трехуровневая модель культурно-образовательного пространства России с учетом основных положений православной педагогики.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических основ изучения и научного понимания проблем духовно-нравственного становления личности в различных религиозных и культурно-исторических традициях.

Рассмотрение основных педагогических понятий с точки зрения православной традиции расширяет возможности теоретического осознания современных проблем духовно-нравственного воспитания.

Изучение и теоретическое осмысление богословского, религиозно-философского и научно-практического направлений православной педагогической мысли России, касающихся проблем духовно-нравственного становления личности, существенно корректирует устоявшиеся представления о традиционной российской педагогике.

^ Практическая значимость исследования заключается в расширении и дополнении современных курсов педагогики и психологии, лежащих в основе профессионально-педагогической подготовки студентов. Исследование является основой для практического создания системы духовно-нравственного становления личности в России с учетом ее многонационального и многоконфессионального состава. На основании исследования издана монография «Православная педагогика», которая является учебным пособием для педагогических вузов России, духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви. На основе монографии составлены учебная программа курса «Православная педагогика», включенная в учебный план духовных школ Московского Патриархата, программы курсов по подготовке преподавателей православной культуры, разработана программа предмета «Основы православной культуры» и учебно-методические пособия для учителей и студентов высшей школы. Разработанные модели культурно-образовательного пространства России могут служить теоретической основой разработки содержания образования в современной системе образования с учетом национальных, народных и государственных и мировых потребностей. Предложенная концепция духовно-нравственного становления личности на основе православной традиции может являться основанием государственной программы по духовно-нравственному воспитанию детей России.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-ориентированная методология исследования православной традиции позволяет выделить три ее уровня, связанных между собой иерархическими отношениями: национальная традиция, народная, или цивилизационная, традиция и формирующаяся традиция мирового сообщества. Личностно-ориентированная методология исследования традиции позволяет определить духовно-нравственные основания, на которых многонациональный и многоконфессиональный народ России на социальном и государственном уровнях живет как единый народ, сохраняя на личностном уровне свою религиозную и духовную самобытность. Духовно-нравственное становление личности совершается одновременно в национальной и цивилизационной традициях. В православной традиции передача от одного поколения другому традиционных установок, образцов поведения, действий включает не только совокупность знаний, умений и навыков, но и личностный рост, закономерности которого определяет процесс духовно-нравственного становления личности, порождаемый и направляемый церковной жизнью;

2. Онтологический смысл духовно-нравственного становления личности как процесс развития всех сил человека (как плотских, так и разумных сил души), как устремленность доминанты, как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии объясняется с точки зрения энергийного подхода. Направленность становления определяет богословское понятие «совершенство-устремление». Единство развития духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер. Энергийный подход объясняет источники духовно-нравственного становления личности;

3. Использование в педагогике типологического метода толкования Божественного Откровения позволяет выделить два основных типа единой модели православного воспитания – ветхозаветный и новозаветный. В жизни конкретного человека оба типа проявляют себя в нерасторжимом единении. Нерасторжимость типов предполагает специфическое их сочетание в рамках конкретной личности. Используя типологический метод в православной педагогике, различаем «внешнее» и «внутреннее» образование. «Внешнее» связано с освоением культурных образцов, позволяющих человеку постигать нормы и ценности общества. «Внутреннее» связано с пробуждением процесса духовно-нравственного становления личности, направленного к Богу, и тем самым – с благодатным пробуждением личностного начала в человеке;

4. Основой духовно-нравственного становления личности в православной традиции является воспитание в православной семье, рассматриваемой как «малая Церковь» и устроенной иерархически. Признание семьи как системообразующего элемента и как основного субъекта образовательного пространства делает возможным построение образовательного пространства с учетом традиции, носителем которой является семья. Такой подход наделяет новым смыслом процесс непрерывного образования как непрерывный процесс развития и становления личности в течение всей жизни. Православное воспитание в семье направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни, ее развитию в человеке, и осуществляется в синергии Божественной благодати и родительской деятельности христианских супругов;

5. Трехуровневая модель культурно-образовательного пространства как система, включающая в себя уровни национальной, народной, или цивилизационной, жизни и уровень формирующегося мирового сообщества, связанные между собой иерархическими отношениями, позволяет различить задачи государства и задачи образовательных учреждений и дает возможность каждому человеку во всей полноте быть носителем национальной, цивилизационной и мировой традиций. Трехуровневая модель является основой для более точного определения целей, задач, содержания, форм и методов современного отечественного образования в системе образования государства.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование проводилось в рамках программы «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» Российской Академии образования. Отдельные положения работы представлялись на международных конференциях: «Русская культура на межконфессиональных перекрестках» (Москва, 1995 г.), «Одаренность: рабочая концепция» (Самара, 2000 г.), «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2002 г. и 2005 г.), «Здоровое поколение – международные ориентиры ХХI века» (Самара, 2003 г.), «Наука и культура России» (Самара, 2004 г.); на всероссийских конференциях: «Ян Амос Коменский и проблемы современной школы» (Самара, 1992 г.); «Духовно-нравственные традиции российской педагогики» (Тольятти, 1996 г.); «Христианство-2000» (Самара, 2000 г.), «Психология искусства» (Самара, 2004 г.), «Проблемы профилактики, диагностики и лечения лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества» (Самара, 2003 г.); на «Десятых Международных Рождественских образовательных чтениях» (Москва, 2002 г.), на «XIV Международных Рождественских образовательных чтениях» (Москва, 2006 г.), «Иоанновских чтениях» (Самара, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.), «Девятых православных Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях» (Краснодар, 2003 г.), «Приморских образовательных чтениях» (Владивосток, 2001 г. и 2002 г.), на методологическом семинаре в ИПП ПО РАО «Православные традиции духовно-нравственного становления личности» (Казань, 2005 г.), на «круглом столе» «Приоритетные направления модернизации российского образования: светские и религиозные образовательные системы» (Казань, 2006 г.). Результаты исследования отражены в монографии «Православная педагогика» (Самара, 1998 г., Москва, 2000 г. и 2002 г., 36 п.л.), книгах «Как жить по-православному» (Самара, 1997 г., 8,5 п.л.), «Православная семья» (Самара, 2000 г., Москва, 2004 г., 8,5 п.л.), «Православная школа» (Самара, 2004 г., Москва, 2004 г., 11,5 п.л.) и в более чем 100 научных публикациях. Положения, развиваемые в данной работе, послужили основанием для учебных программ и курсов «Православная педагогика» в светских и духовных школах, программ по предмету «Основы православной культуры» для средних школ, программ для подготовки учителей этого предмета.

^ Структура диссертации. Текст диссертационного исследования состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации

Во введении определяются актуальность исследования, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект, предмет исследования, выносимые на защиту положения, теоретико-методологическая основа исследования, его теоретическая и практическая значимость и новизна.

^ В главе 1 «Цели и задачи духовно-нравственного становления личности в православной педагогике» мы рассмотрели сущность православной традиции, понятие «духовно-нравственное становление личности» и смысл основных понятий педагогики с позиции православной традиции.

Современный человек живет в многообразном поликультурном мире. В этом многообразии мы выделяем основные элементы, связанные иерархическими отношениями. Включенность в полноту бытия происходит через освоение национальной традиции, традиции цивилизации и с учетом глобалистических тенденций, происходящих в современном мире, выраженных в элементах «давосской культуры» – социально-культурного феномена, получившего свое название по имени города Давос (Швейцария), где проходит ежегодный Всемирный экономический форум. Общими признаками представителей «давосской культуры» являются высокий уровень образованности, преимущественно в сфере естественных или социальных наук, бизнеса и юриспруденции, свободное владение английским языком, включенность в практику правительственной деятельности, менеджмента, международных академических и финансовых институтов, высокая степень мобильности за пределами собственной страны. Система образования общества наряду с семьей должна обеспечить полноту вхождения каждого человека в этот многообразный мир различных традиций.

Опираясь на многовековой опыт жизнеустроения многонационального народа России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:

1. Национальная традиция. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры, опыта духовной жизни, практическое освоение нравственных предписаний;

2. Народная, или цивилизационная, традиция. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры;

3. Формирующаяся традиция мирового сообщества. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество.

Для подавляющего большинства граждан России, исповедующих мировые религии, такие, как Православие, ислам и иудаизм, национальные и цивилизационная традиции как культурно-исторические типологически относятся к одной ветхозаветной традиции. Элементы этой традиции, такие, как творение мира и человека, иерархическое построение мира и семьи, нравственные заповеди и предписания, хождение перед Лицом личностного Бога, являясь общими для всех, позволяют на социальном и личностном уровне объединить всех в единый народ. Формирующаяся традиция мирового сообщества имеет христианское основание, так же, как и наша православная цивилизация, что типологически роднит эти две традиции.

Важнейшим фактором объединения являются общие нравственные основы жизнеустроения. Западные страны, разрушая христианскую традицию и принимая за основу своего цивилизационного бытия либерально-демократические ценности, некоторые из которых не приемлемы для христианских и мусульманских народов, способствуют разрушению исторически сложившегося единения, тем самым провоцируя межнациональные межконфессиональные конфликты.

В нашем исследовании мы рассматриваем духовно-нравственное становление личности в рамках православной традиции, являющейся цивилизационной основой нашего государства и национальной основой большинства россиян. Православная традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как церковное Предание.

Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса соци­ализации личности. Культурно-историческая традиция устанавливает начальную границу нравственного совершенствования человека, определяет жизнь «внешнего человека».

В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как церковное Предание (или традиция церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятия истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание – не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании – значит жить церковной жизнью. На этом уровне православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание – обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит, особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.

Православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. Это проявляется в нравственных мучениях, или мучениях совести, у людей, преступивших нормы естественного нравственного закона и не признающих его объективности.

В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как Божественная энергия, оживляющая индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила, обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного совершенствования. Эта сила проявляется в социальной жизни человека, в его мировоззрении, в его поведении, в желании творить добро и хранить мир, в качествах личности, которые принято называть добродетелями. Это есть внешнее проявление духовной жизни, которое в светской жизни принято называть интеллигентностью.

Сущность сопряжения понятий «нравственное» и «духовное» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословское понятие «совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода. Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множества индивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление» определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при котором все без изъятия энергии его согласно направляются к Богу, к Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С.С. Хоружий). В процессе духовного становления (продвижения человека к соединению с благодатью) энергии человека, не подавляясь, усваивают себе новый строй, сообразный с действием благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор и устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления. С психологической точки зрения наиболее точно описывает этот процесс учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Развитие человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного Я через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе образа Божия, в самосознании, в жизни и деятельности человека. Синергия рассматривается как соработание, как следование нравственным предписаниям, воздержание от зла, раскрытие в себе всех сил и способностей в деятельной жизни ради других. Результатом соработничества является особый тип личности, проявляющий себя в наличии качеств, называемых добродетелями.

Такому пониманию развития предпослано представление православной традиции о существовании у человека двух планов самосознания: существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и в определенной социокультурной среде. В христианской антропологии это есть понятие образа Божия в человеке. Его носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем духовного развития, стремится уподобиться образу Божию. Отношение между эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают «вертикальное» измерение развития как такового и определяют ценностное (аксиологическое) содержание развития. Вертикальное измерение развития в православной традиции рассматривается как становление. Становление – стремление человека преодолеть границы своей природы, выйти за ее пределы, не разлучаясь с ней, желание превзойти ее. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия. Сугубо «горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно, носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь самостоятельного ценностного содержания.

Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека, в обожении, достижении «высшего Я», в святости, в открытии образа и обретении подобия Божиего в человеке. Развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

Духовную жизнь каждому в себе необходимо открыть. Для того, чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать, замечать и осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо научиться внимать самому себе, нужно ослаблять власть внешних впечатлений, а для этого нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках.

В основе понятия «образование» лежит слово «образ». Священное Писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26-27; 5, 1-2). В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке. Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих способностях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за все творения. Образ Божий в людях хоть и затемняется после грехопадения, но все же сохраняется, оставляя возможным наше спасение.

В православной традиции смысл понятия «образование» открывается как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, расположенных в определенной иерархической зависимости.

Содержание традиционного отечественного образования определялось необходимостью создания условий для пробуждения и развития духовной жизни, сохранения внутреннего мира ребенка от власти страстей и греха, развития всех разумных сил души (ума, воли и чувства), познания себя и мира как Божественного творения, осознания своей особой призванности в этот мир и ответственности за свою жизнь. Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной только школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Проблемы духовного становления решались семьей и Церковью. Научно обоснованное познание мира и умение выражать свой внутренний мир определяло содержание школьного образования.

Воспитание в православной традиции понимается как спасение. Только в такой постановке воспитание в православной традиции обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ее спасению – это и является основной педагогической проблемой. Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике.

В православной традиции обучение рассматривается как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство, свое незнание, и не только осознает, но и стремится к преображению себя. С этой точки зрения процесс обучения можно рассматривать как помощь кающемуся, стремящемуся к высотам святости человеку. В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда он направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания. Педагогическая поддержка врожденной потребности человека в познании истины и в Богообщении составляет суть обучения в православной традиции.

В православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей индивидуальной природой, он – не часть целого, а потенциально содержит в себе целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей, восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве Евхаристии – Таинстве Тела и Крови Христовых – осуществляется соединение со Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание.

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (свящ. Павел Флоренский). В «лике» есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство-устремления появляется маска, «личина», которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае – увеличиваться.




оставить комментарий
страница1/3
Дата20.11.2011
Размер0.66 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх