Учебно-методический комплекс по дисциплине история отечественной литературы. От начала истории до 2 пол icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине история отечественной литературы. От начала истории до 2 пол


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 05. История россии (период капитализма)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 05. История россии (период капитализма)...
Учебно-методический комплекс спецкурса «актуальные проблемы отечественной истории» специальность...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (русское...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История исторической науки...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История античной литературы» Ростов-на-Дону...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401...
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать



Утверждаю Дисциплина: История отечественной литературы.

(От начала до 2 пол. XIX века).

Проректор по УР Журналисты, актеры 1курс, 1 семестр

Гончарова Ю.С . Преподаватель: Гогина Любовь Петровна


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

(ОТ НАЧАЛА ИСТОРИИ ДО 2 ПОЛ. XIX века)


Для специальностей: Для всех специальностей

формы обучения: Заочная форма обучения


Москва


2011/12 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………..


3

2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………….


4

2.1.

Организационно-методические данные по изучению дисциплины…………………………………………………………


4

2.2.

Методические указания для преподавателя………………….

5

2.3.

Научно-методическая база……………………………………..

6

2.4.

Распределение часов дисциплины по темам……………………...


10

3.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА………………………………………….


11

3.1.

Тематический план лекций………………………………………...


11

3.2.

Темы семинарских занятий.………………………..


20

4.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ………………..


27

4.1.

Контрольные работы…………………..….

27

4.2

Список художественной литературы для обязательного чтения




5.

Учебники и учебные пособия

30

6.

^ ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


33

7

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ………………………………

34

71.

^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: Раскрыть своеобразие и эстетическую значимость литературы от истоков её возникновения до периода эпического романа (2 половины XIXвека, Гоголевского периода истории русской литературы); выявить главные художественные тенденции на примере творчества конкретных художников с учетом контекста как русской, так и мировой литературы.

Задачи. В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление (понимать и уметь объяснить):

- о начальном периоде русской классической литературы как о периоде общего становления русской культуры, вошедшем в сокровищницу мирового художественно-эстетического и философского мышления;

  • о творческой индивидуальности каждого из перечисленных ниже писателей, его месте в литературном процессе и его вкладе в русскую литературу;

  • о своеобразии и эстетической значимости Золотого века русской поэзии и его значимости для развития всей русской литературы и последующего периода: 2 половины XIXвека, Гоголевского периода истории русской литературы;

  • о взаимосвязи литературных и общественных процессов в России в первой половине 19 века;

  • о философской направленности литературы данного периода.

знать:

  • основные тексты крупнейших писателей данной эпохи;

  • основные научные работы, посвященные данной эпохе;

уметь:

  • определять черты индивидуального стиля крупнейших писателей данной эпохи;

  • видеть глубину затрагиваемой писателями проблематики и ориентироваться в ней.

иметь опыт (навыки):

  • читать и объяснять реалистические тексты конца 18 и первой половины 19 века.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, освоивший дисциплину, должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации журналиста, актера или режиссера.

В процессе освоения дисциплины студенты должны овладеть базовыми, профессиональными и специальными (предметными) компетенциями:

в области базовых компетентностей:

- научиться социальному взаимодействию с культурой первой половины 19 века;

- сформировать ценностно-смысловую ориентацию в литературе первой половины 19 века;

- расширить возможности познавательной деятельности с опорой на культуру первой половины 19 века.

в области профессиональных компетентностей творческого деятеля, работника СМИ:

- овладеть способностью к аналитической оценке, осознанному выбору и реализации образовательной программы в рамках истории русской литературы первой половины 19 века;

- уметь развить интерес у широкой публики к истории русской литературы первой половины 19 века;

в области специальных (предметных) профессиональных компетентностей:

- овладеть знанием концептуальных научных основ истории русской литературы первой половины 19 века;

- понимать место русской литературы первой половины 19 века в общей системе знаний и ценностей и в базисном учебном плане;

- уметь читать, понимать и интерпретировать тексты данной эпохи.


^ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2. 1. Организационно-методические данные по изучению дисциплины

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

^ Разработчик программы к. ф. н., доцент Гогина Любовь Петровна

Внешние требования (Требования ГОС)

Шифр

дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы

ДПП.Ф.12

Реализм. Золотой век русской поэзии. Классический русский роман. <…> Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

36

^ Методические материалы

Методические указания для студента

К зачету студенты должны:

1.  знать характеристику литературных направлений I пол. XIX века;

2.  знать содержание текстов, изучаемых в лекционном курсе;

3.  уметь анализировать творчество конкретного автора в отношении к тому или иному литературному направлению.

При изучении материала студентам необходимо обращать внимание на эволюцию творческих идей в процессе развития русской литературы, на преемственность эстетических представлений отдельных авторов, используя при подготовке к зачету не только рекомендуемые учебные пособия, но и научные исследования, указанные в списке.

 

^ 2.2. Методические указания для преподавателя

 

Учебный курс «История русской литературы I пол. XIX века» имеет целью изучение наиболее значительных литературных явлений указанного исторического периода. Основные задачи курса:

1.      дать представление об историко-литературной ситуации второй половины XIX в.;

2.      охарактеризовать литературные направления, в контексте которых развивалось поэтическое и прозаическое творчество;

3.      рассмотреть творчество отдельных авторов с точки зрения проблематики, художественной специфики, принадлежности к тому или иному литературному направлению, эволюции идей.

Говоря о творчестве конкретного автора, необходимо соотносить содержание его произведений с историко-литературным процессом в целом. Имеет смысл сравнивать творческие методы разных авторов и разные художественные системы, учитывая значимость нескольких литературных направлений в первой половине XIX в. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Во многих случаях актуален и продуктивен анализ жанров в контексте творчества отдельного автора и в более широком литературном контексте. Контрольную работу следует рассматривать как способ проверки и закрепления полученных знаний. Обязательно подведение итогов контрольной работы и выделение основных недочетов, допущенных студентами.

Из лекций исключен материал по творчеству Н. В. Гоголя, так как студентам читается специальный семестровый курс, посвященный поэтике произведений данного автора. Но обращение к текстам Н. В. Гоголя возможно при разговоре о значении «гоголевской традиции» в русской литературе, особенно в лекциях о В. Ф. Одоевском и о натуральной школе.

Содержание дисциплины имеет значение при изучении курсов истории русской и зарубежной литературы.

^ Инструкции и методические указания по проведению занятий

  • Примерные экзаменационные вопросы (см. УМК).

  • Примерный список художественных произведений и критических статей для изучения (см. УМК).

  • Требования к ответу на экзамене (см. УМК).

  • Темы контрольных работ (см. УМК).

  • Требования к контрольной работе (см. УМК).

  • Задания к практическим занятиям (см. УМК).

Наглядные средства обучения:

  • Слайдовые, фото и видеоматериалы по изучаемому периоду, подготовленные преподавателем в специальных компьютерных программах.

5.3 Технические средства обучения:

  • DVD-проигрыватель (фонд лаборатории языковой экологии и краеведения);

  • мультимедиа-проектор в комплекте с экраном и компьютером (фонд факультета).

5.4 Цифровые образовательные ресурсы:

  • XIX век. Отечественная история, литература и искусство: межпредметное электронное издание / Республиканский мультимедиа центр, 2005. (Фонд ЦИТ.)



^ 2.3. Научно-методической базой является основная литература

Основная литература:

  1. Щенников Г. К., Щенникова Л. П. История русской литературы XIX века (70-90-е годы): учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.

  2. ^ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом). Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. Главный редактор Н. И. Пруцков.

  3. История русской литературы XIX века: 70-90-е годы: Уч. для вузов / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. М., 2006.

  4. История русской литературы XIX века (Первая половина), под редакцией Н.Н. Скатова, М., 2009.

  5. История русской литературы первой половины XIX века: Практикум: Учебное пособие / Под ред. Н. Н. Старыгиной. М., 2001.

  6. История русской литературы XIX века: учебник для студентов вузов: В 3 ч. Ч. 3: 1870–1890 / Под ред. проф. В. И. Коровина. М., 2005.

  7. Линков В. Я. История русской литературы XIX века в идеях. М., 2002.

  8. XIX век. История русской литературы (1800-1830 годы) в 2-х томах: учебник для ВУЗов под редакцией В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. «Валдос», 2001.

  9. Л.П. Гогина. От Грибоедова до Чехова. Лекции по литературе XIX века. М., МГОУ, 2008.


Дополнительная литература: (Классические и репринтные фундаментальные труды).

Хрестоматии и сборники текстов

 Хрестоматия по русской литературе XVIII в. / Сост. А.В. Кокорев. 4-е изд. М., 2005.

 Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 2000.

 Русская литература XVIII века. 1700 - 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. За-падов. М., 2009.

 Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 2005.

 Пьесы школьных театров Москвы. М., 1974. (Сер. «Ранняя русская драма-тургия»). [См. тексты пьес «Слава Российская» и «Слава печальная»].

 Русские повести первой трети XVIII в. / Исслед. и подгот. текста Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 2005.

 Русская комедия и комическая опера XVIII / Ред. текста и вступ. ст. П.Н. Беркова. М.; Л., 2000.

 Сатирические журналы Н.И. Новикова / Ред., вступ. ст. и коммент. П.Н. Беркова. М.; Л., 2007.

 Русская сатирическая проза XVIII века / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В. Стенника. Л., 2006.

 Русская литература. Век XVIII. Лирика / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.Д. Кочетковой. М., 2000.

 Русская литературная критика XVIII века: Сб. текстов / Сост. В.И. Кулешов. М., 2008.

 Литературная критика 1800 - 1820-х годов / Сост. Л.Г. Фризман. М., 2000.

Учебники и учебные пособия

 Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1939 (Новое издание: М., 2009).

 Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. М., 1960.

 Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 2009.

 Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

 Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 2001.

 Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.

***


 Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). 3-е изд., перераб. М., 1970 (и последующие изд.).

 История русской литературы XIX века. 1800 – 1830-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. М., 2001.

 Манн Ю.В. Русская литература первой половины XIX в. (Эпоха романтиз-ма). М., 2001.

Тексты классиков русской критики (для конспектирования)

 Белинский В.Г. - по любому изданию: Кантемир; Сочинения Державина (статьи первая и вторая); И.А. Крылов; Сочинения Александра Пушкина (статьи первая, вторая и третья).

 Пушкин А.С. и Гончаров И.А. о «Горе от ума»> см.: А.С. Грибоедов в рус-ской критике. М., 1958.

Рекомендательный список научной литературы

 История русской литературы: В 4 т. Л., 1980-1981. Т. 1, 2.

 История русской драматургии. XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

 История русской поэзии: В 2 т. Л., 1969. Т. 1.

***


 Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 2003.

 Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 2005.

 Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 2001.

 Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 2007.

 Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 2007.

 Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. М., 2009.

 Западов А.В. Поэты VIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков. М., 2004.

 Лебедев Е. Огонь - его родитель. М., 2006 (о Ломоносове).

 Пигарёв К.В. Творчество Фонвизина. М., 2004.

 Рассадин Ст. Фонвизин. М., 2000.

 Ходасевич В.Ф. Державин. М., 2000.

 Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 2009.

 Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» // Скаф-тымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 2008.

 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дво-рянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2004.

 Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 2007.

***


 Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 2005.

 Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 2006.

 Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Главы 1-4.

 Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л., 1974. Глава «Школа гармонической точности».

 Зайцев Б. Жуковский // Зайцев Борис. Далёкое. М., 1991.


Справочные издания

 История русской литературы XVIII века: Библиографический указатель / Сост. В.П. Степанов, Ю.В. Стенник; Под ред. П.Н. Беркова. Л., 1968.

 История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.; Л., 1962.

 Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1, 2.

 Русские писатели. 1800 – 1917: Библиогр. словарь: В 4 т. М., 1989-1996.

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-017.htm#i1634 Кулешов


2.4. Распределение часов дисциплины по темам




ТЕМА

ЛЕКЦИИ

ПРАКТИКА

САМ.

РАБОТА

1

Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.

1




2

2

Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века

1




5

3

Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века.

1




4

4

Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»

1




4

5

Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.

1




4

6

Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.

1




6

7

Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его творческий метод.

1

1




8

Поэзия начала века. Г.Р.Державин и его творчество.

1

1

5

9

В.А.Жуковский и его творчество.

1

1




10

К.Н. Батюшков как ведущий поэт начала 19 века.

1

1




11

И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец

1

1

3

12

Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.

1

1




13

А.С.Пушкин. Начало творческого пути.

1







14

А.С.Пушкин. Южная ссылка, Михайловское. После ссылки.

1







15

Болдинская осень. «Евгений Онегин». В Петербурге.

1







16

Пушкин и «Современник». Последние годы жизни.

1




2

17

Поэты пушкинского времени

1

1

2

18

Е.А. Баратынский и его творчество

1

1

3

19

А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии.

1

1




20

М.Ю. Лермонтов. Семья. Биография писателя.

1

1




21

Первая любовь в жизни Лермонтова. Студенческие годы

1







22

Лермонтов в школе прапорщиков и первое пребывание на Кавказе

1







23

Две дуэли Лермонтова и творческое наследие

1

1




24

Ф.И. Тютчев – завершающее звено «Золотого века» русской поэзии.

1







25

Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.

1







26

Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».

1







27

Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.

1







28

Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.

1







29

Писатели и произведения «натуральной школы»

1

1




30

Белинский как представитель «Натуральной школы»

1

























ВСЕГО

30

12

49



^ 3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


3.1 Тематический план лекций


Тема №1.

Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.

Народная словесность как истоки русской литературы (9-13 вв)

Начало русской литературы в период возникновения письменности. Народное творчество и письменность как непересекающиеся понятия. Владимир Святой и основание первых школ. Первые писатели: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Лука Жидята, Илларион, летописец Нестор. Владимир Мономах и Климент Смолятич. Кирилл Туровский. «Слово о полку Игореве», «Хождения», «Жития». Апокрифическая и агиографическая литература. Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.

Тема №2.

Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века

Патриотизм и гражданственность истории русской литературы. Самопожертвование и мученичество первых русских литераторов-летописцев. Пересветов, Ермолай-Еразм, Максим Грек, переписка князя Курбского с царем, протопоп Аввакум. Периодизация русской литературы от истоков до 17 века. Связь литературы с историческим путем русского государства. Личность человека как центра исторического процесса.


Тема №3.

Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века

Стремительность развития литературы 18 века. Историзм литературы. Национальный характер и традиция русской литературы. Классицизм, гражданственность и поэтическая культура. Тредиаковский и Ломоносов. Реформа русского стихосложения. Трагедии Сумарокова, Княжнина и Хераскова. Комедии Фонвизина и Княжнина. Сентиментализм. Открытия Карамзина. Басня. Элегии Тредиаковского. Оды Ломоносова, Державина, Радищева. «Жизнь Званская» Державина. Образование прозаических жанров на рубеже веков. Значимость сюжета «путешествий на рубеже веков.


Тема №4.

Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»

Европизация русского языка. Сопротивление Шишкова. Черты французского языка в «реформированном» русском. Двуязычие в культурном сознании народа. Европейская культура мышления при реформе. Статьи Карамзина о культуре языка. Историческое разрешение спора «карамзинистов» и «шишковистов».


Тема №5.

Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.

Связь между организацией журналов и возникновением политических обществ. «Северный вестник» Мартынова. «Журнал Российской словесности» Брусилова. «Северный Меркурий», «Цветник» Измайлова. Журналы Москвы: «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Русский вестник». «Очерки по истории русской журналистики и критики». «Дружеское литературное общество» - предвестник «Арзамаса» в Москве и сфера его интересов. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в Петербурге. Его периодические издания.


Тема №6.

Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.

«Московское общество любителей русской словесности» и производные от него организации как центры эстетической и политической жизни общества. Защита классицизма. Начало романтизма. «Беседы любителей русского слова» и деятельность Шишкова в рамках этой организации. Создание литературного общества «Арзамас» - «молодого» направления в литературе и политике. Особенности деятельности и представители «арзамасского братства». Проникновение политики декабризма в литературные круги. «Зеленая лампа», «Вольное общество любителей русской словесности», «Союз благоденствия». Альманахи литературных обществ. «Общество любомудров». Обостение политической направленности действий. Значение деятельности обществ в истории русской литературы.





оставить комментарий
страница1/3
Дата18.11.2011
Размер0,51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх