Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100. 62 «Музыкальное искусство» профиля «Эстрадно-джазовое пение» icon

Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100. 62 «Музыкальное искусство» профиля «Эстрадно-джазовое пение»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс Для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений сд. Ф...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100...
Методика преподавания специальных дисциплин учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

профиля «Эстрадно-джазовое пение»


Тюмень, 2011

Рецензия

на учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».


Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» разработан преподавателем Вейсон Марианной Ярославовной методически грамотно и содержательно, в соответствии с требованиями учебного плана Тюменский государственной академии культуры искусств и социальных технологий для специальности «Музыкальное искусство» специализации «эстрадно-джазовое пение». В выбранной структуре рассматриваемого учебно-методического комплекса выдержаны современные требования. В пояснительной записке четко определены цели и задачи учебной дисциплины, направленные на подготовку и развитие профессионально ориентированных педагогов эстрадного пения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования (в том числе дополнительного образования детей) и общеобразовательных школах. Отмечены специфика и особенности дисциплины, требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

В учебно-методическом комплексе представлены учебно-тематические планы для дневной и заочной форм обучения, включающие лекции и семинарские занятия. В содержании учебно-методического комплекса изложены необходимые дидактические единицы, перечислены темы обязательных семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов.

Особенностями планируемой самостоятельной внеаудиторной работы является последовательное сочетание различных видов работ студентов по овладению знаниями, закреплению и систематизации знаний, формированию практических умений. Следует отметить, как положительный факт, включение в структуру и содержание учебно-методического комплекса контролирующих заданий для студентов в виде вопросов к зачету и экзамену, вопросов к итоговой государственной аттестации, методических рекомендаций по написанию курсовых работ, а также словаря специальных терминов. Для обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов предложено необходимое учебно-методическое обеспечение, дан перечень основной и дополнительной литературы.

В целом учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» для студентов, обучающихся по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» профиля «Эстрадно-джазовое пение» составлен преподавателем Вейсон Марианной Ярославовной научно, доступно и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рассматриваемый учебно-методический комплекс рекомендуется к внедрению в учебном процессе академии.


Рецензент:

Преподаватель кафедры вокального искусства Н.В.Толмачева

Института музыки, театра и хореографии

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная

академия культуры, искусств

и социальных технологий»


«__» _____________2010 г.


Содержание



  1. Пояснительная записка с.3-7

  2. Тематический план курса с.8-12

  3. Содержание курса с.13-19

  4. Самостоятельная работа студентов с. 20-21

  5. Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32

  6. Словарь специальных терминов с.33-35

  7. Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37

  8. Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42



Пояснительная записка


Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель. Данная квалификация дает право вести педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования (в том числе дополнительного образования детей) и общеобразовательных школах.

Изложение учебного материала по курсу ориентировано на объем знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности в области вокального или эстрадно-джазового искусства.

Предмет «Основы вокальной методики» является неотъемлемой частью воспитания, как эстрадного певца, так и будущего преподавателя по эстрадному пению. Чтобы постичь тайны вокального искусства, необходимо развивать в себе аналитическое мышление в области процесса голосообразования, обогащать свой музыкальный вкус, работать над совершенствованием вокального слуха, перенимать накопленный педагогический опыт и вокально самосовершенствоваться. Поэтому данный учебно-методический комплекс призван выстроить в логической последовательности получение необходимых профессиональных знаний, которые в будущем помогут студентам вести педагогическую деятельность в области эстрадного пения и прогрессивно развиваться в вокально-исполнительском направлении.

Эстрадное искусство во все времена отличалось демократичностью своих жанров. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивала их огромную популярность у широкого круга слушателей. В наше время значительный поток музыкальной информации эстрадного направления ежедневно поступает в телевизионный эфир и воздействует на формирование эстетических вкусов подрастающего поколения. Более того, многие музыкальные стили эстрадной и джазовой музыки тесно связаны с идеологией различных молодежных течений, которые способны влиять на определение жизненных ценностей и ориентиров у молодых людей.

Таким образом, учитывая современные тенденции развития вокально-эстрадного искусства, можно заключить, что обучение эстрадному пению как профессиональному виду деятельности должно осуществляться на достаточно высоком уровне, готовя в учебных заведениях не только высококвалифицированных певцов, но и грамотных преподавателей по данной специальности.

Цель дисциплины «Основы вокальной методики»:

подготовить профессионально ориентированного педагога эстрадного пения, способного решать сложные художественно-педагогические задачи в работе, как с взрослыми, так и с детьми.

Основные задачи данного курса:

  1. Освоение методов и принципов вокальной педагогики.

  2. Изучение специфики эстрадно-вокального исполнительства.

  3. Анализ широкого круга образовательных методик по практике обучения вокальному искусству (не только эстрадному, но и академическому и народному), включая зарубежный опыт.

  4. Развитие индивидуальных вокально-педагогических способностей музыканта-певца.

  5. Формирование долговременной индивидуальной системы самообразования и самосовершенствования в области вокальной педагогики.

^ Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе:

Выпускник по направлению подготовки Вокальное искусство с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «Основы вокальной методики», должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные компетенции

− работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;

− приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

б) профессиональные компетенции:

− готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства;

− знание устройства голосового аппарата и основ обращения с ним;

− готовность осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях;

− владение принципами, методами и формами проведения урока в исполнительском классе; методикой подготовки к уроку, методологией анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способами их разрешения;

− обладание широкими знаниями в области методики и музыкальной педагогики, умение соотносить собственную педагогическую деятельность с достижениями в области музыкальной педагогики;

− умение анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися;

− умение применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, умение анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения.

Предмет «Основы вокальной методики» изучается студентами на втором курсе в четвертом семестре и на третьем курсе в пятом семестре, в объеме составляет 70 час.

Предлагаемая программа по основам вокальной методики учитывает и обобщает большой опыт вокального обучения различных педагогов-вокалистов, отражая эстрадную специфику предмета и опираясь на традиции академического пения. Структурно содержание делится на 6 разделов, каждый из которых состоит из определенного количества тем. Разделы отражают основные вопросы, связанные с воспитанием эстрадного певца. Наряду с сугубо вокальными вопросами рассматриваются проблемы воспитания личности эстрадного певца, его внешние атрибуты и методы психологической саморегуляции, помогающие преодолеть эстрадное волнение.

^ Формы и методы решения поставленных задач. Передача учебного материала студентам осуществляется преимущественно в лекционной форме. Условием освоения материала должны быть не только устные опросы студентов по пройденным темам, но и выполнение практических и творческих заданий, подготовка сообщений (при проведении семинарских занятий) и написание курсовых работ.

^ Форма контроля. В конце четвертого семестра студенты сдают промежуточную аттестацию в форме контрольного урока, в конце пятого семестра – курсовую работу по одной из выбранных тем и экзамен по теоретическому минимуму дисциплины.

^ Требования к уровню усвоения знаний по предмету. Критерии оценки формируются из уровня овладения студентами теоретической базой предмета и практическими навыками и умениями, освоенными компетенциями в области вокальной методики и педагогики.

Оценка «Отлично»: студент демонстрирует глубокие познания в области вокальной методики, знает основные принципы вокальной педагогики, умеет содержательно раскрыть основные методы вокально-педагогической практики, владеет обширным инструментарием вокальной методики (знает и умеет практически продемонстрировать с помощью фортепиано и собственного голоса комплекс основных вокальных упражнений с указанием целей и исполнительских задач, знает и умеет провести поэтапную работу над вокальным произведением), четко определяет специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением (знает основные вокально-технические приемы в пении в соотнесении со стилем музыкальной эстрады и умеет их продемонстрировать), знает особенности работы с женскими, мужскими и детскими голосами, знает основные методические труды, как отечественные, так и зарубежные, в области вокальной музыки и их авторов.

Оценка «Хорошо»: студент демонстрирует достаточные познания в области вокальной методики, знает основные принципы и методы вокальной педагогики, владеет начальным инструментарием вокальной методики, но затрудняется с показом (знает комплекс основных вокальных упражнений с указанием целей и исполнительских задач, основные этапы в работе над вокальным произведением), определяет специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением (знает основные вокально-технические приемы в пении в соотнесении со стилем музыкальной эстрады), понимает особенности работы с женскими, мужскими и детскими голосами, знает некоторые методические труды в области вокальной методики.

Оценка «Удовлетворительно»: студент демонстрирует недостаточные знания в области вокальной методики, может назвать основные принципы и методы вокальной педагогики, но не в состоянии раскрыть их полного содержания, затрудняется с показом вокальных упражнений и обозначением их целей и исполнительских задач, не может четко определить специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением, плохо ориентируется в выборе вокально-технических приемов в соотнесении со стилем музыкальной эстрады, не подкован в области знания вокально-методических трудов отечественных и зарубежных авторов.

Оценка «Неудовлетворительно»: студент не демонстрирует знаний в области вокальной методики и практически не подкован по предмету, то есть не компетентен в вопросах вокальной педагогики.

«Основы вокальной методики» тесно связаны с такими специальными предметами и предметами специализации как «Сольное пение», «Ансамбль», «История вокального исполнительства», «Гигиена певческого голоса» (осознание процесса голосообразования, умение творчески и самостоятельно интерпретировать вокальное произведение). В курсе общепрофессиональных дисциплин методика опирается на знания по предмету «Общая педагогике и психология» (проектирование педагогического процесса, понимание закономерностей развития личности ребенка). В работе с вокальным материалом на помощь приходят такие предметы как «Сольфеджио», «Гармония», «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных форм» и т.д.

Теоретический курс по основам вокальной методики служит необходимой базой для ведения педагогической практики в области эстрадного пения. Поэтому для достижения наилучшего результата в изучении вокальной методики от студентов требуется проведение большой самостоятельной работы в поиске интересной дополнительной информации, анализе различных исполнительских манер, формировании собственной профессиональной лексики и педагогического стиля общения.

Материалы, на основании которых составлена программа:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000.

Рабочая учебная программа «Основы вокальной методики» для студентов специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий», составитель преподаватель кафедры вокального искусства М.Я.Вейсон.

«Основы вокальной методики» - дисциплина общего модуля базовой части профессионального цикла. В результате изучения данной дисциплины студент должен:


Знать

Уметь

Владеть

основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики,

различные методы и приемы преподавания,

вокально-методическую литературу


ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы;

пользоваться справочной литературой


методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре;

приемами психической саморегуляции;

методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей




^ Тематический план курса, ОДО





Наименование разделов и тем курса

^ Количество часов

Лекции


Семинарские занятия

Самостоятельная работа

^ Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.



2

2

3

7

Тема 1.1 Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия.


1

1

1

3

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.


1

1

2

4

Раздел 2. Особенности воспитания эстрадного певца.



3

4

8

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.


1

2

4

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.


1

1

2

4

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.


1

1

2

4

Раздел 3. Певческий голос.



4

4

6

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.


1

1

2

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.


1

1

1

3

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.


1

1

1

3

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

1

1

2

4

Раздел 4. Вокально-технические навыки.



9

6

18

33

Тема 4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.


1

1

3

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.


2

1

4

7

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.


2

1

4

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.


0,5

0,5

1

2

Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.


2

1

3

6

Тема 4.6. Орфоэпия в пении.


1

1

2

4

Тема 4.7.Певческое вибрато.


0,5

0,5

1

2

Раздел 5.Постановка голоса.



18

18

35

71

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.


2

2

2

6

Тема 5.2. Определение типа голоса.


2

2

2

6

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.


4

4

8

16

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.


1

1

1

3

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.


2

2

4

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.


2

2

4

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.


2

2

4

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.


3

3

10

16

Всего

36

34

70

140



Тематический план курса, ОЗО




^ Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Лекции


Семинарские занятия

Самостоятельная работа

^ Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.



0,5

0,5

6

7

Тема 1.1. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия.





2

2

4

4

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.


Раздел 2. Особенности воспитания эстрадного певца.



0,5

0,5

14

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.





7

7

3

3

Тема 2.2. Педагогический репертуар.


4

4

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.


Раздел 3. Певческий голос.



1

1

10

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.





4

4

1

1

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.


2

2

3

3

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.


Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

Раздел 4. Вокально-технические навыки.



1

1

34

33

Тема 4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.





5

5

7

7

7

7

Тема 4.2. Певческое дыхание.


2

2

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.


7

7

4

4

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.


2

2

Тема 4.6. Певческая артикуляция и дикция.


Тема 4.7. Орфоэпия в пении.


Тема 4.8.Певческое вибрато.


Раздел 5.Постановка голоса.



1

1

68

71

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.





4

4

4

4

Тема 5.2. Определение типа голоса.


14

14

2

2

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.


8

8

8

8

8

8

20

20

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.


Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.


Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.


Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.


Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.


Всего

4

4

132

140



Содержание


Раздел 1.Введение в предмет.


Тема 1.1.Вокальная педагогика вокальная методика. Основные вопросы и понятия.

Четыре основные функции методики (организационная, информационная, интеграционная и контролирующая). Основные задачи и цели вокальной методики. Проблемные вопросы методики, неоднозначность взглядов.


Семинарское занятие №1. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные задачи, цели, функции и проблемы.

Задание для самостоятельной работы студента: составить самостоятельно конспект по вокально-педагогическим принципам и методам вокального обучения.


Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.

Понятие основных вокально-педагогических принципов (принцип индивидуального подхода, сознательности и творческой активности, посильной трудности и др.). Три основных компонента содержания обучения пению (знания и навыки, опыт творческой деятельности, система ценностей через опыт эмоционально-волевого отношения к миру). Содержание и практическое освоение методов вокального обучения (концентрический, фонетический, акустический, объяснительно-иллюстративный и др.).


Раздел 2.Особенности воспитания эстрадного певца.


Тема 2.1.Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

Три основных манеры пения: народная, академическая, эстрадная. Художественные задачи эстрадного исполнителя. Концертный номер на эстраде. Имидж и амплуа эстрадного артиста. Работа со звукоусилительной аппаратурой.


Семинарское занятие №2. Специфика эстрадно-вокального исполнительства. Характеристика трех основных манер пения: народной, академической, эстрадной.

Задание для самостоятельной работы студента: подобрать примеры исполнителей по трем манерам пения.


Тема 2.2. Педагогический репертуар.

Основные критерии подбора. Методические рекомендации по разучиванию вокального произведения. Вокальная интерпретация.


Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению. Некоторые методы психологической саморегуляции перед публичным выступлением. Аутотренинг и самовнушение, психологические установки и др.


Семинарское занятие №3. Значение педагогического репертуара в воспитании эстрадного певца. Публичное выступление в деятельности певца.

Задание для самостоятельной работы студента: подобрать примеры одного и того же вокального произведения в различных интерпретациях; составление конспекта методов психологической саморегуляции перед публичным выступлением.


Раздел 3.Певческий голос.


Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

Три отдела голосового аппарата: дыхательный аппарат, гортань с голосовыми связками, артикуляционный аппарат. Их строение. Функционирование органов голосового аппарата в пении.


Семинарское занятие №4. Строение голосового аппарата. Физические свойства и характеристики голоса.

Задание для самостоятельной работы студента: охарактеризовать голос по трем физическим характеристикам на основании прослушанной записи. Анализируются как профессиональные, так и непрофессиональные голоса.


Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

Отличие певческого голоса от речевого голоса. Три физических свойства голоса (высота, сила, тембр). Три физические характеристики голоса (интонационная, динамическая, тембральная).


Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

Понятие звукообразования. Миоэластическая теория. Нейрохронаксическая теория. Биомеханическая теория.


Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

Деление голосов на женские, мужские, детские; низкие, средние и высокие; драматические и лирические. Типы голосов, их характеристика. Примеры для иллюстрации различных голосов (прослушивание аудиозаписей академических, народных, эстрадных и джазовых певцов).


Семинарское занятие №5. . Современные теории звукообразования. Классификация певческих голосов. Проблема классификации эстрадных голосов.

Задание для самостоятельной работы студента: подобрать аудио-примеры различных типов голосов.


Раздел 4.Вокально-технические навыки.


Тема 4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

Вокальный навык. Понятие, закономерности его формирования. Понятие вокального слуха. Необходимые вокальные навыки (звукообразование, дыхание, артикуляция, сглаженность регистров и др.)


Тема 4.2. Певческое дыхание.

Отличие певческого дыхания от бытового дыхания. Типы дыхания. Смешанный тип дыхания (нижне-реберный диафрагматический). Фазы дыхания (вдох, физиологическая задержка, выдох). Опора дыхания. Певческая опора. Воспитание певческого дыхания.


Семинарское занятие №6. . Формирование вокальных навыков. Певческое дыхание. Воспитание певческого дыхания.

Задание для самостоятельной работы студента: составить конспект по возможным типам дыхания в пении;

письменно описать несколько упражнений на постановку певческого дыхания с указанием цели и исполнительских задач.


Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

Особенности певческого положения гортани. Зависимость уровня положения гортани от типа и характера голоса.

Понятие регистра голоса. Наименования регистров. Два природных механизма работы голосовых связок (грудной и головной), их недостатки и достоинства. Характеристика и значение смешанного регистра в пении. Физиологическая характеристика трех основных регистров голоса. Методы сглаживания регистров голоса в пении. Регистровые возможности использования голоса в эстрадном пении.


Семинарское занятие №7. Работа гортани в пении. Регистры голоса. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении. Певческое вибрато.

^ Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания регистров певческого голоса (теория лифта – метод глиссандо и др.);

подобрать аудио-примеры на различные виды атаки;

подобрать аудиозаписи исполнителей различных музыкально-стилевых направлений и проанализировать характер их вибрато.


Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

Понятие певческой атаки. Характеристика видов атак (твердой, мягкой, придыхательной). Значение придыхательной и твердой атаки в эстрадном пении. Атака как метод исправления недостатков голосообразования.


Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.

Понятие певческой артикуляции. Отличие певческой артикуляции от обычной речи. Роль гласных и согласных в певческом голосообразовании. Однородность звучания гласных и четкость произнесения согласных. Методы нивелирования гласных в пении. Значение дикции в пении.


Тема 4.6. Орфоэпия в пении.

Понятие орфоэпии. Особенности речевой орфоэпии. Отличие певческой орфоэпии от речевой. Редукция гласных в пении. Современные тенденции в развитии орфоэпии.


Семинарское занятие №8. Певческая артикуляция и дикция. Орфоэпия в пении.

Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания гласных в пении; подобрать упражнения для улучшения певческой дикции.


Тема 4.7. Певческое вибрато.

Понятие вибрато. Определение вибрато с точки зрения акустики. Физиологический механизм образования вибрато. Эстетическая роль вибрато в пении. Характер вибрато, его зависимость. Вибрато как критерий стилевой выразительности.


Раздел 5. Работа над голосом.


Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.

Голос как основа певческой одаренности (сила, диапазон, тембр). Акустические, физиологические, психофизиологические, психоакустические и психологические критерии оценки голоса. Комплексный метод диагностики вокальной одаренности В.П. Морозова. Диагностика вокальной одаренности детей.


Семинарское занятие №9. Диагностика вокальной одаренности.

Задание для самостоятельной работы студента: Составить конспект комплексного метода диагностики вокальной одаренности В.П. Морозова.


Тема 5.2. Определение типа голоса.

Тип певческого голоса как важнейшая эстетическая категория в музыкальном искусстве. Критерии определения типа певческого голоса (акустические, физиологические, анатомические, нейропсихологические и др.). Проблема правильного определения типа голоса в вокальной педагогике.


Семинарское занятие №10. Определение типа голоса.

Задание для самостоятельной работы студента: Составить конспект критериев определения типа певческого голоса (акустических, физиологических, анатомических, нейропсихологических и др.).


Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

Вокальное упражнение. Три компонента упражнения. Цели и задачи вокальных упражнений. Методические установки распевания. Основные принципы организации вокальных упражнений. Начальный комплекс вокальных упражнений. Виды вокальных упражнений. Попевка как основной метод в вокальной работе с детьми. Примеры подбора вокальных упражнений. Значение пения без сопровождения.


Семинарское занятие №11. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

Задание для самостоятельной работы студента: Практически освоить различные вокальные упражнения (игра упражнений на фортепиано во всех тональностях, в мелодическом исполнении и с гармонической поддержкой), озвучить цели и исполнительские задачи каждого вокального упражнения, исполнить упражнения голосом.


Семинарское занятие №12. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

Задание для самостоятельной работы студента: составить начальный комплекс вокальных упражнений.

^ Сочинить несколько попевок для вокальной работы с детьми.


Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

Первые занятия: знакомство с голосовыми данными и выявление особенностей психики и характера учащегося. Некоторые практические рекомендации в определении голоса. Составление индивидуального плана работы с учеником. Организация предварительных условий голосообразования: певческое положение головы и корпуса, вдох с полузевковой установкой ротоглотки, атака звука, равномерный выдох, дыхательная опора. Освоение навыка кантиленного пения. Принцип сознательности в обучении пению как основа воспитания вокального слуха. Значение воспитания вокального слуха для певца.


Семинарское занятие №13. Особенности проведения начальных занятий пением.

Задание для самостоятельной работы студента: составить индивидуальный план работы с учеником.


Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

Характеристика и диапазон женских голосов. Регистры женского голоса (грудной, смешанный, головной). Упражнения для женских голосов.


Семинарское занятие №14. Особенности работы с женскими голосами.

Задание для самостоятельной работы студента: прослушать аудиозаписи какой-либо исполнительницы в разные возрастные периоды, проанализировать основные элементы голосообразования и особенности их развития с учетом женской природы организма и его возможностей.


Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

Характеристика и диапазон мужских голосов. Регистры мужского голоса (грудной и фальцетный). Упражнения для мужских голосов.


Семинарское занятие №15. Особенности работы с мужскими голосами.

Задание для самостоятельной работы студента: прослушать аудиозаписи какого-либо исполнителя в разные возрастные периоды, анализ основных элементов голосообразования и особенностей их развития с учетом мужской природы организма и его возможностей.


Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.

Характеристика и вокальные возможности детского голоса, физиологические ограничения. Четыре возрастные категории (дошкольная, младшая школьная, средняя школьная, старшая школьная). Особенности организации вокальных занятий с детьми младшего школьного возраста (7-9). Особенности вокальной работы с детьми среднего школьного возраста (10-14). Особенности вокальных занятий с детьми старшего школьного возраста (15-17). Упражнения для детских голосов.


Семинарское занятие №16. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.

Задание для самостоятельной работы студента: прослушать и проанализировать звучание различных детских голосов четырех возрастных категорий.


Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

Знакомство с современными вокальными школами и методиками, работа с методической литературой, изучение научных статей и публикаций в вокальной области.


Семинарское занятие №17. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

Задание для самостоятельной работы студента: ознакомиться и подготовить сообщение по одной из предложенных авторских методик или публикаций.


Самостоятельная работа студентов


Для овладения знаниями

1.Чтение дополнительной вокально-методической литературы – для ОДО 20 часов, для ОЗО - 40 часов.

  1. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения / В.П. Морозов Москва: 2002.

  2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев – Москва: Музыка, 2007.

  3. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени – Москва:1987.

  4. Риггз, С. Пойте как звезды (+2CD) / Сост. и ред. Дж.Д.Каррателло. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.

  5. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина – Ленинград:1967г.

  6. Маркуорт, Линда Самоучитель по пению: перевод с английского / Линда Маркуорт. – Москва: АСТ: Астрель, 2008.

  7. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: Секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.

  8. Далецкий, О.В. Обучение пению / О.В. Далецкий. – Москва: 2003.

  9. Назаренко, И.К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И.К. Назаренко. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963.


2.Работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей певцов различных музыкальных направлений и стилей, а также информации из Интернета – для ОДО - 20 часов, для ОЗО – 40 часов.


  1. Кочнева, И., Яковлева, А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Ленинград: Музыка, 1986.

  2. Крэмптон, Л., Риз.Д. Энциклопедия рок- и поп-музыки год за годом / Перевод с англ. У.В.Сапциной, Н.С. Гусевой: Распространение на русском языке. – Москва: ООО «Росмэн- ИЗДАТ», 2004.

  3. Булучевский, Ю., Фомин, В. Краткий музыкальный словарь для учащихся / – Москва: Музыка, 1998.

  4. Эстрада в России, XX век / Лексикон – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

  5. Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.

  6. Крунтяева, Т.С., Молокова, Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова – Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996.

  7. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. – Москва: Издательство «Кифара», 2002.

Для закрепления и систематизации знаний


3. Работа с конспектами лекций, составление таблиц для систематизации учебного материала с использованием дополнительных источников информации по заданной теме - 20 часов для ОДО, для ОЗО – 40 часов.


Интересные сайты в сети Интернет:


completevocalinstitute.com

www.vocal-coaches.com

singingiseasy.com

brettmanningsingingsuccess.com

rockvocalist.ru

knyazhinskaya.ru


^ Для формирования умений


4.Практическое освоение игры вокальных упражнений на фортепиано во всех тональностях, а также аккомпанирование некоторых упражнений и гамм – для ОДО - 10 часов, для ОЗО – 18 часов.


  1. Егорычева М. Упражнения для певца-любителя. – Москва: Музыка,1967.

  2. Сафронова О. Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов + CD. Учебное пособие / О. Л. Сафронова – Москва: Издательство: Лань, Планета музыки, 2009.

  3. Левина Е. Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: Хрестоматия педагогического репертуара / Е. Левина – Ростов на Дону: Изд.: Феникс, 2008.

  4. Чистый голос: Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий / Составитель А. М. Билль, редактор Л. А. Богуславская – Москва, 2002.

  5. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В.Ровнер – Москва: Изд.: Нота, 2006.

  6. Абдулов, А. А. Джазовые распевки: учебное пособие / А. А. Абдулов. – Санкт-Петербург, 1998 г



^ Методические рекомендации к написанию курсовых работ

В соответствии с программой обучения каждый студент ежегодно самостоятельно выполняет творческое задание - пишет курсовую работу по одной из проблем дисциплины «Основы вокальной методики».
          Курсовая работа - одна из важных форм обучения студента. В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной научной работы - обобщает и систематизирует научную, учебную, публицистическую литературу и статистические данные; осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности; развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Цель написания курсовых работ – научить студентов самостоятельно применять полученные знания при анализе конкретных теоретических и практических проблем профессиональной деятельности; грамотно и убедительно излагать материал, четко и логично формулировать выводы и практические  рекомендации.       

  Одним из главных итогов работы студента является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Таким образом, курсовая работа может стать основой для написания в будущем дипломной  работы.        

Наиболее сильные, творчески выполненные курсовые работы могут быть рекомендованы научным руководителем к выставлению на ежегодные конкурсы студенческих научных работ, либо к опубликованию в научных изданиях.


^ Руководство курсовой работой со стороны преподавателя предполагает:

- выяснение степени подготовленности студента к написанию курсовой работы по данной учебной дисциплине;

- помощь в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания, разработке плана;

- рекомендации по списку литературы и методике ее изучения;
- организацию и помощь в посещении научных центров, библиотек, конференций, проведении социологических, психологических, экономических и других исследований;

- консультации по содержанию, стилю и оформлению работы;
- чтение подготовленной работы, указание недостатков и неточностей;
- написание отзыва о возможности допуска курсовой работы к защите.


^ Требования, предъявляемые к курсовой работе


1) Высокий научный уровень: использование основных законов (работа должна быть написана на основе действующего законодательства Российской Федерации в его последней редакции), категорий изучаемой учебной дисциплины, оптимальное соотношение теоретического и практического материала, связь теоретических положений с современной жизнью;

2) Применение разнообразных методов научного исследования: анализа литературных источников, наблюдения, беседы, опроса, тестирования и др.;

3) Творческий подход к написанию работы: использование оригинальных источников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, нестандартное изложение содержания, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т.п.;

4) Грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок на информационные источники, списка литературы, аккуратность исполнения.


^ Структура курсовой работы


Работа должна содержать шесть обязательных структурных элементов, расположенных в следующей последовательности:


- титульный лист;
- план;
- введение;
- «основная часть» (указываются ее главы или вопросы);
- заключение;
- приложения*;
- примечания* и список использованной литературы.


*^ Необязательный элемент. Курсовая работа может иметь приложения, помещаемые после заключения, и лист примечаний (сносок, вынесенных на отдельный лист), который должен находиться перед списком литературы.


^ Титульный лист является первой страницей любой работы и содержит следующие записи: наименования страны, министерства, института, кафедры, вида работы (курсовая), дисциплины, темы, данные о выполнившем работу студенте (включая номер зачетной книжки) и проверяющем ее (руководящем ею) преподавателе, информацию о месте и годе выполнения. См. образец.

На второй, следующей за титульным листом, странице помещается план работы, или содержание с указанием страниц каждой главы.

Во введении студент обосновывает выбор темы работы, анализирует ее актуальность и практическую значимость, состояние разработанности в научной литературе (краткий обзор использованной литературы), формулирует цели, задачи и методы исследования, описывает структуру работы. Введение обычно занимает 2-3 страницы курсовой работы.
^ Основная часть работы содержит обычно 3-5 глав или разделов (которые могут делиться на параграфы), отражающих узловые моменты рассматриваемой темы. Каждый раздел работы должен начинаться с заглавия (названия). Сами главы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Формулирование в конце каждого раздела краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения.

В заключении подводятся итоги выполненного исследования в виде обобщения его наиболее существенных положений. Выводы должны отражать содержание работы, быть краткими, ясными и четко сформулированными. В заключении студент может изложить свои предложения по совершенствованию вокально-педагогической практики в сфере дополнительного и средно-профессионального образования. Заключение обычно занимает 2-3 страницы курсовой работы.
Приложения размещаются до списка литературы. Как правило, в приложения выносятся большие таблицы, схемы и проч. Каждое приложение должно быть пронумеровано и начинаться с новой страницы. Общепринятым правилом считается наличие в работе по вокальной дисциплине примеров аудиозаписей различных исполнителей (на CD-носителе) и анализ тех или иных показателей голосообразования, а также подбор аудио-примеров с различными вокально-техническими приемами.

В список использованной литературы включаются только те источники, на которые имеются сноски (ссылки) в тексте работы, т.е. те, которыми студент непосредственно пользовался в процессе выполнения работы. Количество пунктов списка использованной литературы для курсовой работы – не менее 10. См. оформление курсовой работы.


График работы над курсовым проектом


Обычно, в курсовом проекте предусматривают следующие стадии:

    1. ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к работе;

    2. выбор темы работы;

    3. определение круга источников (подбор и изучение соответствующей литературы);

    4. сбор и анализ практического материала;

    5. составление (уточнение) подробного плана курсовой работы;

    6. написание отдельных параграфов, введения и заключения;

    7. оформление работы и представление ее научному руководителю;

    8. рецензирование и оценка курсовой работы научным руководителем;

    9. защита курсовой работы.



Выбор темы курсовой работы

Тема курсовой работы должна отражать наиболее актуальные проблемы дисциплины «Основы вокальной методики» и иметь четкую практическую направленность. Студент выбирает тему сам или с помощью преподавателя. При выборе темы можно воспользоваться примерным перечнем тем курсовых работ, разработанных преподавателем в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. Данный перечень тем утверждается на кафедре. В процессе работы возможна корректировка темы исследования.

Примерный перечень тем курсовых работ (5-ый семестр)

  1. Особенности детского голосообразования в эстрадном пении.

  2. Функционирование голосового аппарата в различных манерах пения.

  3. Современный урок эстрадного пения в ДМШ и ДШИ.

  4. Современный урок эстрадного пения в системе СПО (средне-профессиональное образование).

  5. Основные проблемы преподавания методики обучения эстрадному пению в системе СПО.

  6. Певческие зажимы и методы борьбы с ними.

  7. Использование зарубежного вокально-методического опыта в работе с начинающими певцами.

  8. Публичное выступление в деятельности певца и эстрадное волнение.

  9. Специфика эстрадного пения.

  10. Формирование вокальных навыков в свете современных певческих методик.

  11. Методы постановки певческого дыхания в современных зарубежных методиках.

  12. Формирование индивидуального тембра у эстрадного исполнителя.

  13. Формирование вибрато в голосе певца.

  14. Пение и сценическое движение.

  15. Возрастная эволюция голоса.

  16. Специфика восприятия певцом собственного голоса, методы контроля процесса голосообразования.


Определение круга источников

После ознакомления с основными требованиями и выбора темы курсовой работы студент с помощью руководителя определяет круг источников и составляет первоначальный список литературы (источников) по теме работы. Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотеки, а также при необходимости в сети Internet. Важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список литературы, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.


^ Сбор и анализ практического материала

Составление плана курсовой работы

          После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.
          План - логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки исследования. Обычно работа состоит из трех параграфов, но если этого требуют интересы исследования, то их количество может быть либо меньше, либо больше трех.

         Возможно использование различных принципов построения плана. Если избран хронологический принцип, то каждому определенному историческому периоду, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает структуру, при которой параграфы будут посвящены отдельным проблемам или вопросам темы.
          В каждом плане, помимо параграфов, должны быть введение и заключение.


^ Написание отдельных разделов и параграфов

          Определив круг источников, составив план, студент переходит к углубленному изучению материала. Начинать изучение темы лучше всего с чтения соответствующих разделов учебников. Затем следует переходить к чтению более сложного материала - общей и специальной литературы. Читая материал, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые слова и термины. Для этого используются словари и справочники.
          В процессе работы возникает необходимость сделать какие-либо сноски. При этом целесообразно сноски делать на отдельном листе бумаги. На каждом листе должны быть указаны полные и точные данные источника, из которого сделана выписка (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы и т.п.).

          Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового проекта.
          Нецелесообразно начинать писать работу с введения. Это методически неверно. Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон. Изложение материала должно подчиняться логике и последовательности, а выводы - обоснованности. В изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, необходимо также избегать повторов.

Для подтверждения собственных мыслей автор может использовать цитаты из различных источников. При этом любая цитата должна быть приведена со ссылкой на источник. Ссылаться на источник нужно и тогда, когда в тексте курсовой работы приводятся конкретные цифры, факты, схемы и т.п. из других работ. Ссылки обычно делаются постранично. Такой порядок цитирования используется, как правило, в учебниках и учебных пособиях.
          Завершая параграф, постарайтесь сформулировать вывод или выводы, которые вытекают из содержания данного раздела. Это потом пригодится и при написании заключения.

Окончив работу над всеми параграфами, их затем прочитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п.
После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения, в котором должна быть обоснована актуальность избранной темы, показано ее теоретическое и практическое значение, а также приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке. Во введении также формулируются цели и задачи работы.
          Завершающим этапом является подготовка заключения, излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы.
         

^ Оформление курсовой работы

   Курсовая работа выполняется на одной стороне листов белой бумаги формата А4. Объем курсовой работы (без приложений) должен составлять 20-30 страниц печатного текста шрифтом Times New Roman, размер 14.
По сторонам листа курсовой работы оставляются поля следующих размеров: с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Листы нумеруются на верхнем поле посередине строки сквозной нумерацией (включая приложения). Первой страницей работы (не нумеруется) является титульный лист. План, введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с заголовка на новой странице.

Список использованной литературы должен включать данные об использованных при выполнении работы источниках и группируется обычно в алфавитном порядке по логической схеме:

  1. Монографии и учебники - указывается фамилия(и) автора(ов), полное наименование работы, место издания, название издательства, год издания.

  2. Научные статьи - указывается автор(ы), полное название статьи, наименование источника, год выпуска, номер издания.

  3. Нотные сборники - указывается полное название, место издания, название издательства, год издания.

  4. Материалы сети Internet – указывается полный электронный адрес источника.

Если источник опубликован под редакцией автора, то сначала указывается название источника, затем - фамилия ответственного редактора. Список литературы должен содержать только те источники, которые были использованы автором при написании работы.

Список использованной литературы нумеруется сквозной нумерацией. Важно иметь ввиду, что для гуманитарных наук предпочтительнее использовать только новейшую учебную или монографическую литературу (за последние 5 лет, а лучше за последние 2 года).

Необходимо правильно оформить научный аппарат. Каждая цитата, цифра, факт на каждой странице должны сопровождаться в нижней ее части указанием (ссылкой) на источник этой информации. Ссылка на источник оформляется по тем же правилам, что и список литературы с обязательным указанием страницы источника. Она обозначается в тексте арабской цифрой, вышестоящей по отношению к строке. При этом в нижней части страницы под чертой после аналогичной цифры приводится наименование соответствующего источника:

а) для книг – фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, а также использованная страница. Например: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007. – с.47;

б) для журнальных статей – фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер и использованная страница. Например:

Если на одной странице идут подряд ссылки на одно издание, то его полное наименование дается только в первый раз, а далее указывается: там же. С. ... Если на это издание делаются ссылки на следующих страницах, наряду с другими ссылками, то дают его неполное название (например: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. С.10). Когда источник не цитируется, а пересказывается своими словами, то в ссылке перед названием источника пишут См. (смотри). Например: См.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. С.7.

Работа должна быть выполнена аккуратно и грамотно. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. После выполнения работы ее необходимо проверить с исправлением возможных грамматических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок. Курсовая работа должна быть переплетена (сшита скоросшивателем) и иметь вложенный в нее после этого чистый белый лист бумаги формата А4 для рецензии научного руководителя.

    На последней странице списка литературы после его окончания, студент должен поставить свою подпись и дату завершения написания работы.


^ Рецензирование и оценка курсовой работы научным руководителем

Руководитель курсовой работы решает вопрос о допуске студента к защите. Рецензия становится составной частью курсовой работы, научный руководитель может указать в ней моменты, на которые студенту следует обратить внимание при подготовке к защите. К курсовой работе, которая не была допущена к защите и дорабатывается студентом, должна быть приложена предыдущая рецензия с тем, чтобы преподаватель мог проконтролировать ход устранения отмеченных в ней недостатков.
Курсовые работы оцениваются по 5-балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Студенты, не представившие в установленные сроки курсовые работы или не получившие за них положительную отметку, считаются имеющими задолженность, которую они должны ликвидировать. Необходимо помнить, что оценка за курсовую работу складывается не только из оценки содержания работы, то также оформления и защиты.

Выполненные работы после их зачета или защиты не выдаются на руки студенту, а передаются в архив, где хранятся до окончания обучения студента.


^ Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается студентом в установленное расписанием занятий время.

Процедура защиты состоит из:

- краткого (около 5 минут)  сообщения студента об основном содержании работы, выводах и рекомендациях по исследуемой проблеме;
- ответов студента на вопросы преподавателя и других присутствующих на защите лиц;

- объявления оценки и выставления ее в ведомость и зачетную книжку студента.


^ Образец оформления титульного листа


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменская Государственная академия Культуры, Искусств и Социальных Технологий


Институт Музыки, театра и хореографии

Кафедра Вокального Искусства

Профиль Эстрадно-джазовое пение


Дисциплина: Основы вокальной методики


^
КУРСОВАЯ РАБОТА



НАЗВАНИЕ ТЕМЫ




Студент: Фамилия, имя, отчество, курс

Научный руководитель: ФИО


Название города


Год





оставить комментарий
страница1/2
Дата17.11.2011
Размер0,55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх