Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...



Загрузка...
скачать
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ


«


«Ансамбль»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

специализации 070109.02 «Эстрадное пение»

(среднее профессиональное образование)


Цикловая комиссия «Эстрадное пение, звукооператорское мастерство»

Дисциплина «Ансамбль»

Форма обучения дневная

Объем дисциплины 217 часов

Статус дисциплины Дисциплина специализации (отраслевой направленности)


Автор-составитель: преподаватель цикловой комиссии «Эстрадное пение, звукооператорское мастерство» Колледжа искусств ФГОУ ВПО «ТГАКИиСТ» М.Я. Вейсон


2010 г.

Содержание



  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….4




  1. Цели и задачи……………………………………………………………………….5




  1. Требования к содержанию дисциплины…………………………………………..6




  1. Тематический план курса…………………………………………………………..7




  1. Содержание курса…………………………………………………………………..9




  1. Самостоятельная работа студентов………………………………………………14




  1. Требования к уровню подготовки студентов……………………………………17




  1. Словарь специальных терминов………………………………………………….22




  1. Учебно-материальное обеспечение курса……………………………………….22




  1. Библиографический список………………………………………………………22




  1. Приложение (контрольно-измерительные материалы)………………………....25

^ Пояснительная записка


Учебно-методический комплекс по курсу «Ансамбль» предназначен для студентов средне-профессиональных учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады.

Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области дисциплин предметной подготовки по курсу дополнительного профессионального образования.

Дисциплина «Ансамбль» призвана удовлетворить более глубокий интерес к различным видам вокальной деятельности со стороны студентов, решая задачу целостности их профессиональной подготовки.

Вокальные ансамбли и группы, различные по своему составу и количеству участников, пользуются растущей популярностью среди молодых певцов, объединяя их усилия в решении единого музыкально-художественного замысла и обеспечивая им конкурентоспособность в области эстрадной и джазовой музыки за счет более яркой палитры средств художественной выразительности. Достойных примеров немало на нашей отечественной эстраде: «Премьер-министр», «Ассорти» (группы, работающие в направлении популярной музыки), «Cool & Jazzy», «Accapella Express» (a cappella) и др. Ярчайшие примеры зарубежных вокальных ансамблей, особенно джазового направления, напр., «Manhattan Transfer», «New York Voices», «Take Six» и др., производят сильное впечатление на начинающих вокалистов, зарождая у них огромный интерес к данному виду вокального исполнительства.

В основу данного предмета положено практическое и теоретическое освоение специфики пения в ансамбле. Оно заключается в выработке единства действий всех певцов, направленных на решение вокально-технических и художественно-исполнительских задач. В связи с этим перед певцом встает проблема приобретения навыка пения в ансамбле: слышать не только себя, но и остальных участников, сливаться своим голосом с общим звучанием ансамбля по высоте, динамике, тембру, одновременно с другими певцами произносить слоги, петь по жесту руководителя.

Вокальный ансамбль является художественно эффективной и жизнеспособной формой вокального пения для певцов, лишенных от природы ярких сольных голосов. Голосовая недостаточность (неяркий тембр, ограниченность звуковысотного и динамического диапазона) при работе в ансамбле скрадывается. Это еще раз подчеркивает практическую важность и доступность данного вида вокального исполнительства, а также дает возможность расширить границы творческого самовыражения в вокальном искусстве.

Предмет «Ансамбль» дает студентам неоценимый опыт коллективного исполнительства, наделяя не только специфически вокально-ансамблевыми навыками, но и навыками межличностного общения, раскрывая творческий потенциал каждого студента в отдельности.

Цель данной дисциплины – подготовка эстрадного певца-артиста к профессиональной деятельности, способного самовыражаться в условиях коллективного творчества.

Задачи класса вокального ансамбля впрямую связаны с такими предметами как эстрадное пение, сольфеджио, музыкальная литература, история стилей музыкальной эстрады, гигиена голоса, актерское мастерство, психология и вытекают из них.

Задачи данной дисциплины:

- Овладение системой специальных музыкально-теоретических, вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков.

- Развитие навыков слухового самоконтроля как результата систематических занятий (умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения).

- Воспитание художественного вкуса и понимание стиля исполняемых произведений, их формы и содержания.

- Расширение музыкального кругозора (исполнение ансамблевого репертуара различных музыкальных стилей и жанров, знакомство с творчеством профессиональных коллективов).

- Воспитание личности поющего (пробуждение интереса и увлеченности, выражающееся в его эмоционально-интеллектуальной отдаче, развитие творческой инициативы в процессе обучения).

- Воспитание правильного стереотипа поведения в коллективе.

В течение всего периода изучения данной дисциплины (3 года) студенты пробуют свои силы в различных по составу и количеству группах: дуэты, трио, квартеты и т.д.

Для достижения наилучшего результата вокальные ансамбли необходимо формировать из студентов примерно одинакового уровня музыкально-теоретической подготовки и владения вокально-техническими навыками.

На занятия по ансамблю отводится один час в неделю на каждого студента.

Занятие по ансамблю обязательно включает следующие формы и методы работы на уроке:

  • разогрев голосового аппарата поющих через исполнение специально подобранного комплекса упражнений, имеющего вспомогательный характер и не сложного в вокально-техническом отношении;

  • работу над ансамблевым звучанием (формирование навыков ансамблевого пения) с помощью вокально-тренировочного материала (исполнение разного рода мелодико-ритмических фигураций, попевок, гармонических последовательностей и т.п.) под сопровождение фортепиано и a cappella, отработку штрихов и приемов;

  • работу над вокальным произведением (выбор произведения, разучивание мелодического и поэтического материала, работа над партитурой, драматургическое решение песни через определение формы и кульминационных моментов и т.д.);

  • работу с вокально-усилительной аппаратурой (смена акустических параметров голоса требует дополнительной корректировки ансамблевого звучания: более легкого звука, четкой дикции, бесшумного вдоха и др.)

  • на заключительном этапе работы над произведением необходимо вводить элементы постановки концертного номера, а именно выбор необходимых мизансцен, обозначение стилистики сценического поведения через мимику, жесты и телодвижения, при необходимости использование хореографических средств

^ Формы контроля.

Уровень усвоения полученных знаний и сформированности навыков ансамблевого пения контролируется в течение всего времени обучения. Систематический контроль по предмету включает: промежуточную внутрисеместровую аттестацию (осеннюю, весеннюю), межсеместровую аттестацию (зимнюю, летнюю), а итоговой формой контроля служит Государственный экзамен-концерт.

Дополнительными мероприятиями для выявления достигнутого уровня ансамблевого исполнительства могут быть: концерты внутри учебного заведения, городские и областные мероприятия; вокальные конкурсы и фестивали и др.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Изучение педагогического репертуара» составлен в соответствии:

- с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109.02 «Эстрадное пение» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 г. (регистрационный № 03-0505-П), утвержденного Министерством образования в 2002 году;

- с «Требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса по дисциплине» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- педагогического и профессионального опыта составителя.


^ Требования к обязательному минимуму содержания

дисциплины «Ансамбль»



Индекс


Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы


Всего часов
максимальной
нагрузки
студента



^ В т.ч. часов
обязательных
учебных занятий



СД ДС.01



Дисциплины специализации (отраслевой направленности)


293


217



Общая трудоемкость дисциплины «Ансамбль»


^ Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам

3

4

5

6

7

8

Всего часов

217

36

36

36

36

37

36

Аудиторные практические занятия

217

36

36

36

36

37

36

Итоговый контроль

Контрольный урок

экзамен

Контро

льный урок

экзамен

Контро

льный урок

Контро

льный урок



Учебно-тематический план курса



^ Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Аудиторные практические занятия

Самостоятельная

работа


Всего

часов

Раздел 1. Развитие и закрепление навыков ансамблевого пения.


72


24


96

Тема 1. Введение в предмет, базовые навыки и знания.



8



3


11

Тема 2. Деление на партии в ансамблевом пении.

4



1

5

Тема 3. Отработка элементарных навыков голосообразования в рамках ансамблевого пения.



12



-



12

Тема 4. Развитие ансамблевой интонации.

12

4

16

Тема 5. Развитие ансамблевого чувства ритма. Работа над дикцией.


12


4


16

Тема 6. Работа над ансамблевым учебно-тренировочным материалом.


24


12


36

^ Раздел 2. Углубление знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.



72



24



96

Тема 7. Практическое многоголосие.

4

-

6

Тема 8. Ансамблевый строй.

4

-

4

Тема 9. Основные средства исполнительской выразительности в ансамблевом пении.


4


4


6

Тема 10. Пение по нотам ансамблевой партитуры.

4

4

8

Тема 11. Пение a capella.

16

-




Тема 12. Формирование критического отношения к звучанию ансамбля.


2


4


6

Тема 13. Работа над ансамблевым саундом.

8

-




Тема 14. Исполнение джазового репертуара в ансамбле.


20


8


28

Тема 15. Тембральная имитация звучания различных инструментов в ансамблевом пении. Исполнение произведений на скэт.



10



4



14

^ Раздел 3. Выработка и развитие самостоятельности у студентов в процессе ансамблевого творчества.



73



28



101

Тема 16. Подготовка концертного репертуара.

24

6

30

Тема 17. Участие в создании вокальной аранжировки для ансамбля.


13


6


19

Тема 18. Работа в различных стилевых направлениях.


16


8


24

Тема 19. Подготовка Итогового экзамена-концерта


20


8


28

Всего

217

76

293



Содержание учебной дисциплины


Раздел 1. Развитие и закрепление навыков ансамблевого пения.


^ Методические рекомендации.


На данном этапе обучение принимает строго целенаправленный характер в сочетании с усложнением музыкального материала и созданием активной рабочей обстановки во время занятий (выработка у студентов самодисциплины, творческой самоотдачи и ответственности в достижении заданного результата). Основной упор делается на усвоение специфических знаний в области ансамблевой техники, формирование устойчивых навыков ансамблевого пения и воспитание важных качеств личности, необходимых для самореализации в рамках коллективного творчества.

Знакомство с несложными вокальными упражнениями и песенным материалом. Выявление особенностей поведения студентов на занятиях ансамблем: активность, лидерство, конформность и т.д. Создание дружелюбной атмосферы общения между участниками ансамбля, воспитание чувства ответственности за совместное решение поставленных задач. Пробуждение сознательного отношения к коллективной форме вокального исполнительства через создание заразительной эмоциональной атмосферы и интереса к совместному творчеству у студентов.


^ Тема 1.Введение в предмет, базовые знания и навыки.


Знакомство со спецификой ансамблевого пения через разучивание и исполнение гармонических попевок (интервалы – прима, терция, секста, секунда). Работа над пробным несложным произведением под аккомпанемент фортепиано. Отработка унисонного звучания.


^ Тема 2. Деление на партии в ансамблевом пении.


Типы голосов. Хоровая классификация голосов. Разделение на партии. Функция каждого отдельного голоса в ансамблевом пении (мелодическая, басовая, гармоническое заполнение, контрапункт).

Для исполнения песенного репертуара необходимо произвести четкое разделение на голоса, исходя из типа голосов учащихся и певческой целесообразности использования той или иной тесситуры пения для каждого конкретного голоса.


^ Тема 3. Отработка элементарных навыков голосообразования в рамках ансамблевого пения.


Спокойный неспешный вдох, мягкая атака, четкая артикуляция и дикция, умение тянуть звук на средней громкости.


^ Тема 4.Развитие ансамблевой интонации.

Слияние голосов в унисоне, сопоставление точности высоты звучания голоса с эталоном фортепианного звучания.

Развитие и укрепление ладового и гармонического слуха. Гармоническая вертикаль в ансамблевом пении (умение слышать звучание аккорда в целом, сознавая характерность его звучания).

Освоение принципов интонирования в ансамблевом пении (зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения).

Практическое освоение различных интервальных соотношений двухголосного звучания (включая диссонирующие интервалы).


^ Тема 5. Развитие ансамблевого чувства ритма. Работа над дикцией.


Синхронность произнесения и пропевания отдельных упражнений, скороговорок, попевок с заданным ритмическим рисунком. Разность ритмических рисунков в различных партиях. Достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач (развитие чувства «звучащей» паузы).

Работа над произношением текста в ансамблевом исполнении, осмысление музыкальной фразы и осознание взаимосвязи музыки и слова, выразительная передача музыкального материала.

Правила орфоэпии в пении (динамическая редукция гласных).

Дикционные тренинги (использование материала скороговорок, сложные сочетания согласных), четкое произнесение текстов песен в определенном темпоритме, выявление речевой и музыкальной ритмоинтонации.


^ Тема 6. Работа над ансамблевым учебно-тренировочным материалом.


Пение в унисон и в интервалы несложных вокальных упражнений и попевок (каждый участник ансамбля должен петь нижний и верхний голос попеременно в вокальных упражнениях), совместное проговаривание дикционных упражнений.

Развитие ладогармонического слуха и привитие стойких навыков многоголосного пения через пение выдержанного звука в нижнем или верхнем голосе, освоение параллельного движения голосов, пение несложных многоголосных канонов.

Разучивание песенного материала с использованием несложного многоголосия. Получение элементарных навыков анализа вокального произведения (определение жанровых истоков и стилистических особенностей, творческий подход в осмыслении поэтического текста, выявление взаимосвязи речевой и музыкальной интонации).

В течение первого курса обучения необходимо четко определить состав участников ансамбля как дальнейший удачный и перспективный творческий коллектив для ведения практики концертных выступлений.


^ Раздел 2. Углубление знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Методические рекомендации


Данный год обучения должен быть направлен, как на отработку положительных качеств звучания ансамбля и его закрепление, так и на устранение недостатков, связанных с формированием навыков ансамблевого пения (однообразность динамики в исполнении, неразборчивая дикция, нечеткая артикуляция, нечистый унисон и др.). Достижение большего единства в освоении навыков ансамблевого пения (умение одного музыканта соизмерять свою художественную индивидуальность с другими музыкантами в ансамбле), укрепление творческого контакта между участниками ансамбля и руководителя.


^ Тема 7. Практическое многоголосие.


Участие в более сложных ансамблевых составах: трио или квартете.


Тема 8. Ансамблевый строй.


Понятие вертикального (гармонического) и горизонтального (мелодического) строя, систематичность и целенаправленность в работе над чистотой интонации.

^ Тема 9. Основные средства исполнительской выразительности в ансамблевом пении


Детальная проработка основных средств исполнительской выразительности в ансамбле:

- темп и его связь с художественным образом, гармонией, ладом и ритмом;

- динамика и относительный уровень изменения громкости («тихо», «умеренно», «громко»);

- тембр звучания и его непосредственное воздействие на слушателя, формирование через тембровое звучание ансамблевой манеры пения; - - штрихи («легато», «нон-легато», «стаккато») и их тесная связь с другими средствами художественной выразительности;

- фразировка (музыкальная фраза и ее общее понятие) и ее зависимость от литературного текста; соотношение музыкальной и литературной речи.


^ Тема 10. Пение по нотам ансамблевой партитуры.


Практическая отработка навыков сольфеджирования различного музыкального материала. Чтение по нотам многоголосных упражнений, чтение с листа заданного голоса в сопровождении других.


^ Тема 11. Пение a cappella.


Изучение музыкального материала в аранжировке a cappella (обработки народных песен и любой другой материал). Обязательное пропевание гармонических упражнений и последовательностей a cappella на протяжении всего периода обучения.


^ Тема 12. Формирование критического отношения к звучанию ансамбля.


Формирование критического отношения к звучанию ансамбля и умения делать оценку совместному исполнению.


^ Тема 13. Работа над ансамблевым саундом.


Тщательная работа над звучанием ансамбля (мягкость, гибкость, динамический баланс, палитра тембровых красок и т.д.).

Определение стилевого направления каждого конкретного ансамбля и развитие необходимых стилевых качеств исполнения.

Исполнение ансамблем несложных мелизмов (форшлагов, мордентов и др.).

Закрепление навыков художественного исполнения (осмысленность, выразительность, цельность).

Закрепление красивой тембровой палитры звучания ансамбля.


^ Тема 14. Исполнение джазового репертуара в ансамбле.


Изучение 1-2 композиций на иностранном языке согласно репертуару (английский, португальский) с применением джазовой гармонии, ритма (свингование), вокальной техники скэт, небольших импровизационных соло.


^ Тема 15. Тембральная имитация звучания различных инструментов в ансамблевом пении. Исполнение произведений на скэт.


Дальнейшая проработка техники пения «скэт» в рамках ансамблевого пения. Имитация тембра музыкальных инструментов – трубы, саксофона, тромбона, контрабаса и др.Изучение 1-2 произведений на скэт (классика в джазовой обработке, джазовые пьесы и др.)


^ Раздел 3. Выработка и развитие самостоятельности у студентов в процессе ансамблевого творчества.


Методические рекомендации


На данном году обучения необходимо максимально привлечь интерес студентов к музыкальному творчеству. А именно сделать их непосредственными участниками подбора репертуара ансамбля (знакомство и неоднократное прослушивание интересных образцов современного вокально-ансамблевого творчества, обращение к творчеству коллективов прошлых лет и т.д.), помочь самостоятельно решать художественные задачи в ответственных соло и подголосках, совместно с преподавателем разбирать некоторые спорные моменты аранжировки вокального произведения и др.


^ Тема 16. Подготовка концертного репертуара.


Изучение произведений и доведение их до уровня концертного выступления с учетом возможностей ансамбля и достигнутого уровня вокально-технического звучания и ансамблевой «монолитности».


^ Тема 17. Участие в создании вокальной аранжировки для ансамбля.


Участие в творческом процессе создания вокальной аранжировки для ансамбля (подбор второстепенного голоса, варьирование мелодического и ритмического рисунка вокальной темы, выбор динамических средств и т. д.).

Развитие творческих способностей, необходимых для реализации собственной индивидуальности на занятиях по ансамблю (умение варьировать мелодический и ритмический рисунок, сочинять вокализы в песне и легкую импровизацию, используя приемы пения на скет, подбирать на слух и на фортепиано второй голос и различные подголоски и т.д.).


^ Тема 18. Работа в различных стилевых направлениях.


Тщательная проработка стилевых особенностей исполняемого произведения, прослушивание и анализ лучших образцов ансамблевого пения из зарубежной и отечественной эстрады.

Повышение уровня подготовки самостоятельной работы в освоении новых вокально-технических приемов, преодолении интонационных и ритмических трудностей, прослушивании различного музыкального материала и пр.

Активность самостоятельной работы над словом в песне (раскрытие художественного смысла произведения, индивидуальная трактовка смысловых моментов в тексте и др.).

Самостоятельный поиск стилистического решения художественных задач изучаемого произведения средствами ансамблевого пения.


^ Тема 19. Подготовка Итогового экзамена-концерта.


Закрепление опыта ансамблевого пения в работе над выпускной программой.

Закрепление правильных навыков ансамблевого пения (строй, темпоритмическое единство певческих действий, мягкое и выразительное звучание, дикционная четкость, нюансировка, фразировка, штрихи и т.п.).

Подбор репертуара, отражающего результат достигнутых успехов каждого конкретного ансамбля. Выбранные произведения формируют итоговую программу по ансамблю.

Детальная проработка и подготовка итоговой программы.


Самостоятельная работа студентов


Тема: «Введение в предмет, базовые навыки и знания».


Прослушивание аудиозаписей различных вокальных ансамблей, как зарубежных, так и отечественных (трио «Меридиан», «Ассорти», «A Cappella Express», «Cool And Jazzy», «The Real Group», «Manhattan Transfer», «New York Voices», «Take Six» и др.). Знакомство с их творческой биографией.


Тема: «Деление на партии в ансамблевом пении».


Составление краткого конспекта по хоровой классификации голосов. Письменное описание функции каждого отдельного голоса в ансамблевом пении (мелодическая, басовая, гармоническое заполнение, контрапункт).

Тема: «Развитие ансамблевой интонации».


Самостоятельная отработка интонационной точности исполняемой партии в ансамбле в сопоставлении с эталоном фортепианного звучания.

Самостоятельное пение различных интервальных соотношений двухголосного звучания (включая диссонирующие интервалы) с одновременным проигрыванием второго голоса на фортепиано.


Тема: «Развитие ансамблевого чувства ритма. Работа над дикцией».


Самостоятельное произнесение и пропевание отдельных упражнений, скороговорок, попевок с заданным ритмическим рисунком. Сопоставление различных ритмических рисунков в голосе и в партии фортепиано.

Самостоятельная работа над произнесением текста в заданном ритме. Проговаривание скороговорок, сложных сочетаний согласных.

Работа над заданным текстом с учетом правил певческой орфоэпии.


Тема: «Работа над ансамблевым учебно-тренировочным материалом».


Работа над разучиванием заданного песенного материала, выучивание данного голоса и игра на фортепиано остальных партий ансамбля.

Составление письменной аннотации вокального произведения (определение жанровых истоков и стилистических особенностей, творческий подход в осмыслении поэтического текста, выявление взаимосвязи речевой и музыкальной интонации).

Тема: «Основные средства исполнительской выразительности в ансамблевом пении».


Подготовка самостоятельного анализа любого образца ансамблевого пения с точки зрения выразительных средств исполнения (темповая, динамическая, тембровая характеристика; штрихи и фразировка).


Тема: «Пение по нотам ансамблевой партитуры».


Самостоятельное чтение по нотам многоголосных упражнений, ансамблевых партитур в сопровождении фортепиано (пропевание одного голоса и игра на фортепиано других голосов).


Тема: «Формирование критического отношения к звучанию ансамбля».


Посещение конкурсных и концертных мероприятий местного масштаба с целью профессиональной критики качества исполнения вокальных ансамблей («Молодые голоса», ТГАКИиСТ; «Дебют-Признание», «Колледж искусств» ТГАКИиСТ, «Золотой микрофон», г.Тюмень).


Тема: «Исполнение джазового репертуара в ансамбле».


Слушание джазовых композиций в ансамблевом исполнении профессиональных коллективов. Анализирование основных средств музыкальной выразительности джазового ансамблевого пения (ритм, гармония, вокально-технические приемы).

Проработка сольных отрывков исполняемого джазового произведения, работа над специфическими приемами пения в джазовой музыке, штрихами, свингованием. Проучивание своего голоса в ансамблевой партитуре.

Работа над качеством произношения иностранного текста в пении.


Тема: «Тембральная имитация звучания различных инструментов в ансамблевом пении. Исполнение произведений на скэт».


Слушание примеров джазового вокального пения на скэт.

Слушание соло различных инструментов - трубы, саксофона, тромбона, контрабаса и др., пробование имитировать звучащий тембр с помощью характерных слогов.

Самостоятельная проработка изучаемого репертуара в классе (работа над соло, выучивание партии в ансамбле и др.)


Тема: «Подготовка концертного репертуара».

Самостоятельная проработка изучаемого репертуара в классе (работа над соло, выучивание партии в ансамбле и др.)

Тема: «Участие в создании вокальной аранжировки для ансамбля».


Самостоятельный подбор второстепенного голоса, варьирование мелодического и ритмического рисунка вокальной темы, выбор динамических средств, сочинение вокализов и легкой импровизации в вокальном произведении, используя приемы пения на скэт и т. д.


Тема: «Работа в различных стилевых направлениях».


Самостоятельное прослушивание и анализ лучших образцов ансамблевого пения из зарубежной и отечественной эстрады. Цель - определение стилистики исполняемого произведения и музыкально-выразительных средств ансамблевой аранжировки, характеризующих специфику музыкального стиля.

Самостоятельный поиск стилистического решения художественных задач изучаемого произведения средствами ансамблевого пения.


Тема: «Подготовка Итогового экзамена-концерта».


Самостоятельная проработка изучаемого репертуара, выносимого на итоговую государственную аттестацию (работа над соло, выучивание партии в ансамбле, отработка стилистических приемов и др.)

Проведение дополнительных самостоятельных репетиций без контроля педагога, для работы над ансамблевым строем, ритмом, динамическими оттенками, цельностью исполнения и др.


^ Требования к уровню подготовки студентов

по предмету «Ансамбль»:


Выпускник должен знать:

  • ансамблевый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

  • специфику эстрадно-джазового ансамблевого исполнительства;

  • профессиональную терминологию.

Выпускник должен уметь:

  • готовиться к публичным выступлениям с ансамблевыми программами;

  • работать со звукозаписывающей, усилительной, компьютерной и другой современной аппаратурой.



^ Словарь специальных терминов


Агогика (греч. agoge- движение) – одно из средств выразительности муз.исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом.


Акцент (лат.accentus – ударение) – выделение, подчеркивание звука или аккорда: динамическое, ритмическое, тембровое; в вокальной музыке также подчеркивание наиболее значительного по смыслу слова или слога при произнесении текста.


Альт (лат. altus – высокий) – партия в хоре или ансамбле, состоящая из низких детских или средних и низких женских голосов; диапазон от фа малой октавы до фа 2-ой октавы.


Ансамбль (фр.ensemble – вместе) – 1) Группа музыкантов, совместно исполняющая музыкальное произведение. 2)Единство техническое и творческое, при совместном пении, один из элементов ансамблевой звучности. Различают – интонационный, ритмический, динамический, тембровый, дикционный, орфоэпический.


^ Атака (ит.attaccare – нападать) – в пении начало звука. Различают мягкую, твердую и придыхательную.


Ауфтакт (нем. Auf над и лат. tactus – трогание, прикосновение) – замах, предварительный взмах, жест-импульс, специфический дирижерский жест, предваряющий и организующий исполнение в отношении характера, темпа, ритма, динамики, штриха, начала, окончания фермат; в пении также – показ вдоха перед атакой звука.


Баритон (греч. – тяжелозвучный) – средний по высоте мужской голос, диапазон ля-бемоль (соль) большой октавы - ля-бемоль 1-вой октавы. Различают лирический и драматический.


Бас (ит.basso – низкий) – 1) Самый низкий мужской голос, диапазон фа большой октавы – фа 1-ой октавы. Различают высокий, центральный и профундо. 2) Партия в хоре и вокальном ансамбле, составляется из баритонов и басов.


^ Басовая партия – самый низкий голос в многоголосной музыке, гармонический фундамент хора.


Бассо-остинато (ит. – упорный бас) – мелодическая фигура, непрерывно повторяющаяся в басовом голосе музыкального произведения.


Глиссандо (ит., от фр. gliissant – скользя) – особый прием исполнения, заключающийся в постепенном перемещении звука голосом вверх или вниз, без выделения отдельных промежуточных ступеней. В пении называется также портаменто.


^ Голос – отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.


Голосоведение - 1) Движение каждого голоса в многоголосном произведении. 2) Соотношение нескольких движущихся голосов, отсюда – различные виды: прямое (движение в одном направлении), параллельное (движение на одинаковый по названию интервал), косвенное (при котором один из голосов остается на месте), противоположное.


Гомофония (от греч. homos – общий, взаимный, согласный и phone – звук, голос) – вид многоголосия, при котором один из голосов (обычно верхний) – главный (мелодия), а остальные – второстепенные (аккомпанирующие).


^ Дикция (лат. diction – произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста.


Динамика (греч. dynamis – сила) – совокупность явлений, связанных с громкостью – силой звучания.


^ Дирижер (от фр. diriger – управлять) – руководитель коллективного исполнения музыки (оркестра, хора, ансамбля).


Знак дыхания (запятая, комма, «галочка») – в сочинениях для пения обозначает смену дыхания, которое служит окончанием лиги, поставленной над музыкальной фразой.


Интервал (лат. intervallum – промежуток, расстояние) – сочетание 2-х звуков: последовательное (мелодическое) или одновременное (гармоническое).


Интонация (от лат. intono – громко произношу) в широком смысле - воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.


Интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.


^ Комплементарный ритм – (от лат. complementum — дополнение) — ритмическое заполнение в аккомпанементе выдержанных нот мелодии, преимущ. в окончаниях; особенно часто встречается в хорах.


Консонанс (фр., от лат. consono – согласно звучу) – благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности (в противоположность диссонансу)


Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы (фразы, предложения, периода, всего произведения).


Люфтпауза (нем. Luftpausa – воздушная пауза) – небольшой перерыв звучания (не обозначается знаком паузы), применяемый для выделения начала новой части или фразы; иногда обозначается запятой (коммой) вверху нотного текста; обычно сопровождается неглубоким вдохом.


Многоголосие – склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса – мелодии и аккомпанирующих голосов (гомофония).


^ Нюансы (фр. nuance – оттенок) – динамические оттенки звука.


Орнаментика (лат. ornamentum – украшение) – совокупность звуков, украшающих основной мелодический рисунок.


Пауза (от греч. pausis – остановка, прекращение) – перерыв звучания на определенную длительность времени в одном, нескольких или во всех голосах музыкального произведения.


^ Пение с закрытым ртом – весьма распространенный колористический прием в хоровом и ансамблевом пении.


Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки, объединяющий поэтический образ с музыкальным.


Подголоски – 1) Варианты-ответвления основного напева русской народной песни.2) Побочные верхние голоса, противостоящие главной мелодии нижнего голоса.3) Побочные выдержанные звуки в каком-либо голосе, противостоящие остальным голосам.


Политональность (от греч. poli – много, букв. – многотональность) – одновременное сочетание в многоголосной музыке нескольких тональностей.


Полифония (от греч. poli – много, phone – звук) – вид многоголосия, в котором одновременно сочетается несколько самостоятельных мелодий – голосов, объединенных определенными для каждого стиля нормами совместного звучания. Различают имитационную, подголосочную, контрастную.


Репертуар (от лат. repertorium – список, опись) – совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий.


Секвенция (лат. sequential –следование) – последовательное перемещение одного и того же мелодического и гармонического построения (звена секвенции) в восходящем или нисходящем направлении.


^ Сетка дирижерская – цикл (замкнутый комплекс) движений руки дирижера, отражающий метрическое строение такта.


Синкопа (греч. syncope – сокращение) – несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим.


^ Снятие звука (в дирижировании) – прекращение звучания (одного голоса, группы, всего ансамбля) при помощи специального дирижерского жеста.


Соло (ит., от лат. solus – один, единственный)


Сольфеджирование – пение с названием нот.


Сонористика (соноризм, от лат. sonoris – звук, шум) – область колористических выразительных средств современной музыки в виде различных шумов, изысканных тембров, «звуковых пятен», кластеров ит.д. ; в хоровой музыке также – говорок, шепот, звукоподражания, своеобразная вокализация на согласных, глиссандо, стук ногой и т.д.


Сопрано (от ит. sopra – над, выше) – самый высокий женский, детский (также дискант) голос, диапазон – до 1-вой октавы – до 3-ей октавы.


^ Строй – система звуковысотных отношений – интервалов; практически выражается в правильном интонировании интервалов.


Тактирование (лат. taktus – трогание, прикосновение) – показ темпа и метра музыкального произведения при помощи дирижерской сетки.


Тембр (фр. timbre – метка, отличительный знак) – окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других.


^ Темп музыкальный (от лат. tempus – время) – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей.


Тенор (ит., от лат. teneo – держу) – высокий мужской певческий голос, диапазон до малой октавы – до второй октавы.


Тутти (ит. tutti – все) – исполнение музыки всем составом оркестра, хора.


^ Унисон (от лат. unus – один и sonus – звук) – одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты.


Фермата (от ит. fermata, букв. – остановка) – продление звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя.


Фразировка – отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и др. построений при исполнении музыкального произведения.


Хормейстер (от слова хор и нем. Meister – мастер) – руководитель хора.


Цезура (от лат. caesura – рассечение) – грань между частями музыкального произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания.


^ Чтение партитур – процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде партитуры, а также исполнение партитуры на фортепиано.


Штрих (нем. Strich – черта) – способ извлечения звука (legato, staccato др.)


Элементы хоровой звучности – основные компоненты (слагаемые), без которых невозможно существование хора как художественного коллектива: ансамбль, строй, нюансы, ритм, дикция.


Учебно-материальное обеспечение курса


  1. Комплект вокально-усилительной аппаратуры

  2. MD-дека, CD-дека.

  3. Четыре вокальных микрофона.

  4. Необходимая база музыкальных фонограмм, которая должна постоянно пополняться.

  5. Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями и пр.

  6. Наличие фортепиано в аудитории.

  7. Один большая аудитория для работы с усилительной аппаратурой.

  8. Возможность репетировать в концертном зале не менее одного раза в месяц.


Библиографический список


  1. Андрианова, Н. З. Программа для музыкальных училищ по специальности «Пение» Эстрадная специализация. – Москва, 1988.

  2. Буйлова, Л. Н. Образовательная программа детской эстрадной студии «Музыкальный фрегат» (ЦДиЮТ «Бибирево», г. Москва)

  3. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – Москва, 2000.

  4. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – Москва, 1987.

  5. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. – Ленинград, 1967.

  6. Морозов, В. Вокальный слух и голос / В. Морозов. – Москва, 1965.

  7. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. – Москва, 2002.

  8. Охомуш, Т. В. Методика вокальной работы в детской эстрадной студии «А» г. Иваново.

  9. Палашкина, Г. В. Образовательная программа для ДШИ и ДМШ Эстрадное пение». – Москва, 2002.

  10. Поляков, А. С. Примерная программа для специальности 0505.02 «Музыкальное искусство эстрады». Эстрадное пение. – Москва, 2003.

  11. Риггс, С. Школа для вокалистов «Как стать звездой» / С. Риггс. – Москва, 2000.

  12. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва, 2002.

  13. Тронина, П. Из опыта педагога-вокалиста / П. Тронина. – Москва, 1976.


Список нотных изданий


Сборники песен отечественных композиторов:


  1. Полифонические пьесы советских композиторов для фортепиано / сост. М. Соколов. – Москва : Советский композитор, 1968. – Выпуск 1.

  2. Полифонические пьесы для фортепиано. Педагогический репертуар детской музыкальной школы, 4 класс. – Москва : Музыка, 1968. – Выпуск 1.

  3. Минков, М. А. Все еще будет : Музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  4. Крылатов, Е. П. Сережка ольховая : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  5. Гладков, Г. И. Люди и страсти : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  6. Гладков, Г. И. Обыкновенное чудо : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  7. Гладков, Г. И. Луч солнца золотого : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2001.

  8. Гладков, Г. И. Все бременские : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2001.

  9. Гладков, Г. И. Проснись и пой! : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  10. Дунаевский, М. И. Городские цветы : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  11. Дунаевский, М. И. Тридцать три коровы : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2002.

  12. Тухманов, Д. Ф. Колокольчик мой хрустальный : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2001.

  13. Энтин, Ю. С. Кто на новенького? : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2001.

  14. Иванов, О. Б. Песня, моя песня : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2003.

  15. Рыбников, А. Л. Кто доброй сказкой входит в дом? : музыкальный сборник. – Москва : Дрофа, 2001.

  16. Абрамов, А. А. Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). – Москва : Советский композитор, 1988.

  17. Встреча с песней. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). Выпуск 12. – Москва : Советский композитор, 1986.

  18. Туликов С. Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары). Очерки о жизни и творчестве. – Москва : Музыка, 1986.

  19. Серебренников В. П. Ансамбль «Вдохновение» и группа Поп-Хор исполняют песни В. Серебренникова. – Москва : ТОО «Вес», 1993.

  20. Песня – 90. Выпуск 1 и 10. Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна, гитары). – Москва : Советский композитор, 1990.

  21. Мигуля В. Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары). – Москва : Музыка, 1990.

  22. Московский бит. Лучшие песни группы «Браво». – Москва : А/О «Орфей», 1993.

  23. Это было недавно. Популярные песни прошлых лет в несложном переложении для фортепиано (баяны, гитары) / сост. В.П. Бакунин. – Москва : Музыка, 1995. – Выпуск 1.

  24. Песни Андрея Петрова. Песенник / сост. В.И. Модель. – Ленинград : Советский композитор, 1991.

  25. Поют драматические артисты. Песни для голоса в сопровождении фортепиано / сост. Г.А. Портнов. – Ленинград : Советский композитор, 1991. – Выпуск 3.

  26. Песни Раймонда Паулса. Песенник / сост. и перелож. В.Моделя. – Ленинград : Советский композитор, 1991.

  27. Наша биография. Песенник. Песни последних лет / сост. В.В. Суханов. – Москва : Музыка, 1986. – Выпуск 5.

  28. С песней по жизни. Песенник / сост.В.Модель. – Ленинград : Советский композитор, 1985. – Выпуск 3.

  29. Популярные русские народные песни. Мелодии и тексты. – Москва : Музыка, 1996.

  30. Песни эстрадного радиообразования «До – ре – ми – фа – соль» для голоса (ансамбля) в сопровождении фортепиано (баяна) / сост. Т.С. Зубова. – Москва : Советский композитор, 1986. – Выпуск 14.

  31. Песни из к/фильмов. Слова, ноты и аккорды. Наши любимые песни. – Москва : Изд. В.Н.Зайцева, 2001. – Выпуск 2 и 3.


Джазовые этюды и пьесы:


  1. Бриль, И. М. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. – Москва : ООО «Кифара», 2000.

  2. Шмитц, Манфред. Джаз-Парнас. Том 1 (Этюды №1-24). Для фортепиано. Нотное издание. – Киев : ПТО «Мета-Арт», 2000.

  3. Меркс, Элизабет. Уроки самбы и босановы. Пер с фр. С.Белимова. – Санкт-Петербург : Композитор, 1998.

  4. Креллер, Райнхард. «Пиано-поп». Для фортепиано. Нотное издание. – Киев : ПТО «Мета-Арт», 1999.

  5. Хромушин, О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Для фортепиано. – Санкт-Петербург : Северный олень, 1994.

  6. Питерсон, Оскар. Джазовые этюды и пьесы для фортепиано / сост. Л.М. Борухзон. – Санкт-Петербург : Композитор, 1995.

  7. Джазовая хрестоматия для юношества. Фортепиано (джаз в муз. школе).

  8. Дворжак, Милан. Джазовые этюды для фортепиано. – Киев : ПТО «Мета-Арт», 1999.


Сборники песен зарубежных композиторов:


  1. Музыкальная история Нэт «Кинг» Коула : предисловие и аннотации Ю.Верменич / Аранжировка Ю.Маркин при участии А. Кальварского, Б.Фрумкин. – Москва : ТОО «Мега-Сервис», 1999.

  2. Гершвин, Джордж. – Раменское : Синкопа, 2000.

  3. Маркин, Юрий. Играем боссанову. – Москва : ТОО «Мега-Сервис», 1998.

  4. 15 джазовых баллад / Аранжировка Ю.Чугунова. – Москва : ТОО «Мега-Сервис», 1994.

  5. Мир Дюка Эллингтона. – Москва : ТОО «Мега-Сервис», 1994.

  6. Фрэнк Синатра. – Москва : ООО «Синкопа-2000», 2000.

  7. Иисус Христос Суперзвезда. – Москва : ООО «Синкопа-2000», 2000.

  8. Песни Уитни Хьюстон. – Москва : Коломенская межрайонная типография, 1997.

  9. История популярной музыки. Книга первая «Незабываемое». 50-60-е годы. – Москва : ООО «Синкопа-2000», 2000.

  10. История популярной музыки. Книга третья. «Ночной поезд». Современная джазовая классика. – Раменское : ООО «Синкопа», 2001.

  11. История популярной музыки. Книга четвертая. «BIRDLAND». Современная джазовая классика. – Раменское : ООО «Синкопа», 2001.

  12. THE BEST OF HOLLYWOOD. Книга первая. Золотой век джаза. Расцвет киномюзикла (20-30-е годы). – Москва : ООО «Синкопа-2000», 1996.

  13. THE BEST OF HOLLYWOOD. Книга вторая. Последние сказки «Фабрики звезд» (40-е годы). Ностальгия и продолжение традиций (50-е годы). – Москва : ООО «Синкопа-2000», 1996.

  14. THE BEST OF HOLLYWOOD. Книга третья. Имена и мотивы нового времени (60 годы). Этот прекрасный мир кино (70-е). – Москва : ООО «Синкопа-2000», 1996.



Приложение


Контрольно-измерительные материалы по предмету «Ансамбль»


2 курс


  1. Входной срез знаний (осень) по предмету «Ансамбль»:


1.Собеседование на тему «Творчество ведущих отечественных и зарубежных вокальных ансамблей»

2.Исполнение в группе заданных гармонических последовательностей, подбор к заданной мелодии одной из предложенных песен второго голоса.


  1. Осенняя промежуточная аттестация

Исполнение несложного классического произведения в ансамбле на слог.


В качестве репертуара используются сборники полифонической музыки для фортепиано для младших и средних классов ДМШ.

Тема для коллоквиума: творчество французской вокальной группы «Swingle Singers» (исполнение классической музыки посредством голосов).


Примерный репертуар:


«Догони, попробуй!» (канон) М.Чулаки

«Канон» В.Герштейн

«Каноническая имитация» Е.Юцевич

«Канон» Ю.Щуровский

«Полифонические вариации на татарскую народную мелодию» Т.Назарова

«Инвенция» А.Гедике



  1. Зимняя межсеместровая аттестация (форма отчетности – контрольный урок)

Исполнение песни под фонограмму «-», с использованием несложного многоголосия (аккордов терцовой структуры), особое внимание уделяется унисонному пению, ансамблевому строю, ритмическому единству и динамическому балансу голосов.


Примерный репертуар:


«Волны» (Муз. и сл. И.Богушевской)

«Рiчка» (из реп.Бодай Юлiя)

«Душа» (Из реп. Ани Лорак)

«Катюша» (Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского)

«Плачь, мандолина» (группа «Пепси»)

«Ворожи» (группа «Мельница»)


  1. Весенняя промежуточная аттестация

Исполнение классического произведения на слог.


В программный репертуар могут входить не только полифонические произведения, но и пьесы, а также произведения иной формы классических и современных композиторов


Примерный репертуар:

«Сарабанда с вариациями» Г.Ф.Гендель

«Две двухголосные фуги» М.Глинка

«Мазурка» Op. 7 №5 Ф.Шопен



  1. Летняя межсеместровая сессия (форма отчетности – контрольный урок)


Исполнение двух песен под фонограмму «-», с использованием несложного многоголосия (аккордов терцовой структуры), особое внимание уделяется унисонному пению, ансамблевому строю, ритмическому единству и динамическому балансу голосов.


Примерный репертуар:

«Я тебя люблю» (Муз. и сл. Сосо Павлиашвили)

«Endless Love» (Lionel Richie)

«Don’t Be Cruel (To A Heart That’s True) » (Otis Blackwell & Elvis Presley)

«Вечер на рейде» (Муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Чуркина)

«Лечу в небо» (Муз. и сл. Е.Перовой)

«Мы разбиваемся» (Муз. и сл. З.Рамазановой)

«На краю любви» (группа «Премьер-министр»)

«Остров белых птиц» (группа «Квартал»)

«В Кейптаунском порту»

«О, Варум» (Из реп. А.Варум)



  1. курс




  1. Входной срез знаний (осень) по предмету «Ансамбль»:


1. Исполнение репертуара прошлого года. Оценивается остаточный результат ансамблевого звучания.

2. Исполнение в группе заданных гармонических последовательностей, подбор к заданной мелодии одной из предложенных песен второго голоса.


  1. Осенняя промежуточная аттестация (форма отчетности - контрольный урок)

Исполнение произведения a cappella в несложной аранжировке (обработка народной песни или любая песня отечественных или зарубежных композиторов) с использованием гомофонно-гармонического склада.


Тема для коллоквиума: история создания исполняемого произведения, подбор аудиозаписей различных интерпретаций данного произведения.


Примерный репертуар:


Русские народные песни:

«У зари-то, у зореньки»

«По улице мостовой»

«Во поле береза стояла»

«На улице дождь, дождь»


Песни:


«Колокольчик мой хрустальный» (Муз.Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина)

«Колыбельная медведицы» (Муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Яковлева)

«Будь со мною…» (Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина)

«Как жаль» (Муз.Е.Хавтана, сл. В.Сюткина)

«And I Love Her» (Сл. и муз. J.Lennon, P.McCartney)

«Финская полька» (финская народная песня)



  1. Зимняя межсеместровая аттестация (форма отчетности – контрольный урок)


Исполнение джазового стандарта под фонограмму «-», с использованием многоголосия (аккордов терцовой структуры и обращений с большой секундой), особое внимание уделяется унисонному пению, ансамблевому строю, ритмическому единству и динамическому балансу голосов.


Примерный репертуар:


«I’m In The Mood For Love» (Jimmy McHugh, Dorothy Fields)

«Night And Day» (Cole Porter)

«Softly As In A Morning Sunrise» (Sigmund Romberg, Oscar Hammerstein)

«At Last» (Harry Warren, Mack Gordon)

«Hello, Dolly!» (Jerry Herman)



  1. Весенняя промежуточная аттестация

Исполнение классического произведения в джазовой обработке или джазовой пьесы на скэт (берется инструментальное произведение) a cappella или под аккомпанемент фортепиано.


Примерный репертуар:

«Времена года» (П.Чайковский-Ю.Маркин)

«Вальс-фантазия» (М.Глинка-Ю.Маркин)

«Три темы» из Второго концерта для фортепиано (С.Рахманинов-Ю.Маркин)



  1. Летняя межсеместровая сессия (форма отчетности – контрольный урок)


Исполнение двух джазовых стандартов: a cappella и под фонограмму «-».


Примерный репертуар:

«Yesterdays» (Jerome Kern – Otto Harbach)

«Laura» (David Raksin – Johnny Mercer)

«Misty» (Errol Garner – Johnny Burke)

«My Funny Valentine» (Richard Rodgers, Lorenz Hart)

«Body And Soul» (Johnny Green)


4 курс



  1. Входной срез знаний (осень) по предмету «Ансамбль»:


1. Исполнение репертуара прошлого года. Оценивается остаточный результат ансамблевого звучания.

2. Исполнение в группе заданных гармонических последовательностей, подбор к заданной мелодии одной из предложенных песен второго голоса.


  1. Осенняя промежуточная аттестация

Прослушивание нового произведения, входящего в итоговый экзамен по ансамблю, любой стилевой направленности, отражающего достигнутый уровень исполнительства.


Примерный репертуар:


«Аист на крыше» (Музыка Д.Тухманова, слова А.Поперечного)

«Завтра» новогодняя песня (Музыка А,Я.Эшпая, слова А.А.Эшпая)

«Hello, Goodbye» (слова и музыка John Lennon & Paul McCartney)

«The Long And Winding Road» (слова и музыка John Lennon & Paul McCartney)

«Как в последний раз» (Музыка Г.Гладкова, слова В.Лугового)

«Вечерня песня» из спектакля «Проснись и пой» (Музыка Г.Гладкова, слова В.Лугового)

«Прощальная песня» из телефильма «Обыкновенное чудо» (Музыка Г.Гладкова, слова Ю.Кима)

«Ах, этот вечер» из телефильма «Ах, водевиль, водевиль» (Музыка М.Дунаевского, слова Л.Дербенева)

«Эти летние дожди» (Музыка М.Минкова, слова С.Кирсанова)


  1. Зимняя межсеместровая аттестация (форма отчетности – контрольный урок)


Прослушивание всего репертуара, накопленного за предыдущие курсы обучения с целью формирования программы итогового экзамена по ансамблю


  1. Весенняя промежуточная аттестация


Прослушивание репертуара, исполняемого на итоговом экзамене по ансамблю, утверждение программы.


  1. Летняя межсеместровая сессия (форма отчетности – контрольный урок)


Исполнение утвержденной программы итогового экзамена по ансамблю.


Жанровые направления выпускной программы


- романс;

    • народная песня;

    • ария из мюзикла;

    • ретро-песня;

    • инструментальная пьеса на скэт;

    • популярная эстрадная песня на русском или иностранном языке;

    • произведения современных направлений музыки (реп, рок, фанк, джаз-рок, фольк-рок, поп-рок, готика, хип-хоп, фольк-поп и др.);

    • концертные вокализы в сопровождении фонограммы;

    • бардовская песня;

    • актерская песня (произведения из кино/фильмов, спектаклей, мультфильмов);

    • шуточная песня;

    • патриотическая песня;

    • военная песня;

    • ритм энд блюз;

    • кантри;

    • гимн;

    • спиричуэл;

    • соул;

    • фьюжн и другие.







Скачать 421,29 Kb.
оставить комментарий
Дата17.11.2011
Размер421,29 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх