Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«Работа с ансамблем и творческим коллективом»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

специализации 070109.02 «Эстрадное пение»

(среднее профессиональное образование)


Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………….….…………..3

Цель и задачи курса……………………………………………………….……………….3

Требования к содержанию дисциплины…………………………………………………4

Учебно-тематический план………………………………………………………………..4

Контроль и учёт успеваемости…………………………….……………………………....5

Требования к экзамену………………………………………………………………..……5

Содержание учебной дисциплины………………………………………………………..5

План анализа произведения ……………………………………………………………….8

Практическое задание…………………………………………………………………..…..8

Критерии оценки……………………………………………………………………….…..10

Примерный репертуарный список………………………………………………………..10

Библиографический список……..……………………………………………………..….12

^ Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Работа с ансамблем и творческим коллективом» составлена в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности «Музыкальное искусство эстрады», специализации «Эстрадное пение» повышенного уровня, утвержденного Министерством образования в 2002 году.

Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем является одной из основополагающих дисциплин в развитии эстрадного исполнителя и связана с целым комплексом дисциплин: сольное пение, ансамбль, аранжировка, гармония, импровизация и др.

Творческий процесс в ансамбле, это эмоционально-интеллектуальная отдача каждого поющего, осуществляемая в коллективной форме. В основе этого лежат увлеченность и духовная общность, которые определяют деятельность творческого коллектива.

Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») - это организованный коллектив певцов. И если внешнее и внутреннее единство ансамбля отвечает целям, задачам, содержанию исполнительской деятельности, то он способен подняться на высокую ступень общественно-музыкального развития, сформировавшись как творческий коллектив. Основные принципы индивидуальной работы с вокальным ансамблем закладываются и осуществляются в результате определенной вокальной организации, возглавляемой руководителем (лидером). Его общение с поющими в ансамбле носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей, на радио, телевидении и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокально-ансамблевого опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним, вместе с тем появились новые методические воззрения и приемы.

Для освоения данной программы необходимы знания приобретенные на следующих дисциплинах: вокальный ансамбль, аранжировка, гармония, основы джазовой импровизации, работа с микрофоном, педагогическая практика, методика преподавания.

^ Цель курса – подготовить студента к профессиональной работе в качестве руководителя эстрадного вокального коллектива, а так же солиста ансамбля. Дать необходимые знания в области вокальной аранжировки.

Задачи курса:

  1. Раскрыть перед будущими специалистами цели, направления, формы деятельности ансамбля;

  2. исследовать процесс формирования творческих отношений в ансамбле;

  3. определить содержание и методику работы над элементами вокально-ансамблевой техники;

  4. овладеть системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.

Музыкально-исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.

Пройдя полный курс обучения выпускник должен:

знать - основные принципы работы вокального ансамбля,

- особенности работы с детским ансамблем,

- средства выразительности, используемые в вокальном ансамбле,

уметь -исполнять произведения в составе многоголосного вокального ансамбля,

- писать аранжировки для вокального ансамбля, с учетом конкретных условий (состав ансамбля, стиль произведения, наличие или отсутствие инструментального сопровождения и т.д.),

- правильно распределить партии между участниками ансамбля,

- представить и разучить вокальное произведение,

- сплотить коллектив для выполнения поставленных творческих задач.

Требования к минимуму содержания по дисциплине


Приобретение навыков работы с вокальным ансамблем, творческим коллективом; психологическая адаптация к коллективу; умение сплотить коллектив для выполнения поставленных творческих задач.

^ Учебно-тематический план



Наименование разделов

Практические

Групповые (час)

Практические

индивидуальные

(час)

Теоретические индивидуальные

(час)

1

III курс

6-й семестр

Работа над произведением, в качестве солиста вокального ансамбля

40

-

-

2

^ IV кура

7-й семестр

Вокальный ансамбль, как творческий коллектив

-

-

3

3

Работа над каноном

-

2

2

4

Анализ работы зарубежных и российских вокальных ансамблей

-

1

1

5

Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля

-

4

3

6.

^ IV курс

8-й семестр

Работа над произведением, в качестве руководителя вокального ансамбля

-

19

-




Итого:

40

26

9


Всего 75 часов


Контроль и учет успеваемости

  1. Контрольный урок – сдача партий вокальных ансамблей

  2. Контрольный урок – сочинение 3-4-х-голосного канона

  3. Контрольный урок – фрагмент работы над произведением


Примерные требования к экзамену (зачету)

На экзамене в летнюю экзаменационную сессии (VI семестр) студент должен:

  1. Исполнить несколько произведений в качестве участника ансамбля

- многоголосный вокальный ансамбль a cappella;

- многоголосный ансамбля под фонограмму «-»;


На зачете в зимнюю экзаменационную сессии (VII семестр) студент должен:

        1. Предоставить авторскую аранжировку 3-4-х голосного вокального ансамбля с разнообразной фактурой изложения;

        2. Показать план работы с вокальным ансамблем.


На зачете в летнюю экзаменационную сессии (VIII семестр) студент должен:

              1. Продемонстрировать фрагмент работы с ансамблем;

              2. Представить исполнение произведения вокальным ансамблем.



Содержание учебной дисциплины

  1. Работа над произведением, в качестве солиста вокального ансамбля

1.Практическая работа в вокальном ансамбле, разучивание и исполнение произведений. Знакомство с произведениями: умение работать с партитурами, распределение голосов по партиям;

2. Работа над выучиванием партии; выравнивание звучание, работа над средствами выразительности и художественным образом;

3. Подготовка произведений к концертным исполнениям.

  1. Вокальный ансамбль, как творческий коллектив

1.Цели и задачи: творческий коллектив, как вокальная организация; создание творческой атмосферы, ответственность каждого в ансамбле; музыкально-просветительская работа как важный фактор воспитания вкуса и художественной культуры.

^

Ансамбль - общее понятие


1.Несколько значений слова «ансамбль»: ансамбль как группа совместно выступающих музыкантов и «искусство» ансамблевого пения; обусловленность ансамбля жанровыми признаками, стилистикой, составом исполнителей; умение одного музыканта соизмерять свою художественную индивидуальность с другими музыкантами в ансамбле.

2. ^ Ритм в ансамбле: ритм – пульс; достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач; «звучащая» пауза; развитие ритмического чувства как работа над дикцией, орфоэпией, динамикой, характером звуковедения, фразировкой.
^

Особенности работы с детским ансамблем


1.Особая роль руководителя: создание творческого контакта, искренних и доверительных отношений руководителем – залог активной жизнедеятельности детского коллектива.

2.Возрастные особенности детского голоса: основные правила охраны детского голоса; органичность и естественность пения.

^ Строй в ансамбле

1. Равномерно-темперированный и зонный строй: естественное отклонение от равномерно- темперированного строя в вокальном ансамбле - результат индивидуальной манеры интонирования; законы интонирования; зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения;

2. ^ Гармонический и мелодический строй: вертикальный и горизонтальный строй; формирования чистого интонирования – система целенаправленных занятий.

Средства исполнительской выразительности

1.Темп: многозначность художественного образа произведения и многовариантность его прочтения; связь темпа с художественным образом, гармонией, ладом, ритмом.

2.Динамика: относительный уровень градации громкости («тихо», «умеренно», «громко»), изменение темпа в зависимости от содержания текста.

3.Тембр: непосредственное воздействие на слушателя; тембр, как окраска голоса и певческая манера.

4.Штрихи: тесная связь с другими средствами исполнительской выразительности; «легато», «нон - легато», «стаккато».

5.Фразировка: музыкальная фраза, общее понятие; зависимость от литературного текста; произношение поэтического текста в ансамблевом исполнении.

6.Соотношение музыкальной и литературной речи: разное взаимодействие литературной музыкальной структуры в произведениях; интерпретация художественного образа.

7.Орфоэпия в пении: основные нормы литературного произношения, правила орфоэпии;

III. Работа над каноном.

1.Пение канонов: овладение многоголосной фактурой; воспитания музыкального слуха и вкуса, как формирование навыков певческого строя и ансамбля.

^ 2.Сочинение канонов: творческое развитие гармонического слуха; внимание к линии каждого голоса; выбор сюжета; работа с литературным текстом.

IV. Анализ работы зарубежных и российских вокальных ансамблей

1.Изучение аудио и видео материалов известных зарубежных и российских исполнителей: “Manhattan Transfer”, “Chicago”, “Swingers’ Singer ”, Bobby McFerrin, «Хор Турецкого», “A’copella Expresssss” и др., использование бэк-вокала в аранжировках.

^ 2.Анализ исполнительских средств: стилевые особенности исполнения, количество голосов, смешанные и однородные составы ансамблей, стилевые особенности написания аранжировки, сложности в исполнении, расположение голосов в ансамбле.

3.Запись в нотах: запись фрагмента произведения известного вокального ансамбля в нотах.

^ V.Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля

1.Анализ произведения: определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения; творческий подход к поэтическому тексту; взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации.

2. ^ Вокальная аранжировка: реальные возможности ансамбля; диапазон, тесситура, выбор удобной тональности; логика и плавность голосоведения.

Для успешной работы вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар, от которого зависит заинтересованность всех участников, а подчас и само существование вокального коллектива. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и в то же время должен быть доступным ему по вокально-техническому и исполнительскому уровню.

В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

При выборе произведения надо учитывать также следующие параметры:

  • количество голосов, их тесситурные условия,

  • интонационные, ритмические, динамические трудности,

наличие аккомпанемента («инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок. В связи с частым отсутствием готовых аранжировок произведений для вокального ансамбля, необходимо умение писать аранжировки с учетом количества участников ансамбля и их технических возможностей.

^ V I. Работа над произведением в ансамбле

1.Три периода выучивания произведения: технический, художественный, генеральный.

2. Некоторые способы разучивания произведения с вокальным ансамблем: пение по нотам, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос участников ансамбля; исполнение произведения.

В результате продуманной учебно-воспитательной работы, когда главное - это музыка и ее просветительская роль, развивается художественная инициатива каждого участника в настоящем и открывается перспектива для всего коллектива в будущем, его мобильность и потенциал.

План анализа произведения


  1. Биография (творческий путь) композитора (перечислить несколько песен)

  2. Биография (творческий путь автора слов)

  3. Стилевые особенности

  4. Творческий путь исполнителя

  5. Год выпуска песни, название альбома, фильма и т. д.

  6. Перевод (для песни на иностранном языке)

  7. Состав ансамбля

  8. Фактура изложения

  9. Диапазон песни

  10. Форма

  11. Тональный план

  12. Исполнительские трудности



^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Работа с ансамблем и творческим коллективом» 3-4 курсы

для проведения входного среза


3 курс 5 семестр начальный срез


Задание:

  1. Пение 2-х 3-хголосных распевок

  2. Пение простого канона

  3. Дать характеристику вокальному ансамблю (состав, количество голосов, фактура изложения)

  4. Назвать известные современные российские вокальные ансамбли


3 курс 5 семестр весенний срез


Задание:



  1. Пение партий вокальных ансамблей

  2. Игра партитуры вокального ансамбля

  3. Дать характеристику вокальному ансамблю (состав, количество голосов, фактура изложения)

  4. Назвать известные современные зарубежные вокальные ансамбли


3 курс 5 семестр летний срез


Задание:

  1. Пение в составе вокального ансамбля

  2. Пение своей партии с одним из солистов вокального ансамбля без сопровождения (если оно имеется)

  3. Дать характеристику вокальному ансамблю (состав, количество голосов, фактура изложения)

  4. Назвать вокальные ансамбли прошлых лет


4 курс 6 семестр входной срез

Задание:

  1. Дать определение понятию «ансамбль»;

  2. Пение 3-хголосного канона.

  3. Дать характеристику вокальному ансамблю (состав, количество голосов, фактура изложения)

  4. Гармонизовать мелодию песни

4 курс 6 семестр осенний срез

Задание:

  1. Сочинить 3-хголосный канон

  2. Разучить канон со студентами своего курса

  3. Дать характеристику вокальному ансамблю (состав, количество голосов, фактура изложения)

  4. Предложить несколько произведений для последующей аранжировки и работы с ансамблем, обосновать свой выбор.


4 курс 6 семестр зимний срез

Задание:

  1. Предоставить аранжировку произведения

  2. Играть партитуру вокального ансамбля

  3. Петь партии вокального ансамбля

  4. Подготовить аннотацию к произведению


4 курс 7 семестр весенний срез


Задание:

  1. Показать фрагмент репетиционной работы с ансамблем

  2. Принять партии у участников ансамбля

  3. Определить трудность при разучивании произведения

  4. Описать методы работы с исполнительскими трудностями конкретного произведения



4 курс 7 семестр летний срез

Задание:

  1. Представить произведение, исполняемое вокальным ансамблем (название, авторы, состав, участники и иллюстраторы ансамбля)

  2. Исполнить произведение

  3. Предоставить аранжировку и аннотацию

  4. Показать фрагмент работы над произведением.

Критерии оценки:

  1. Выполнение первого задания – 2 балла

  2. Выполнение второго задания – 2 балла

  3. Выполнение третьего задания – 2 балла

  4. Выполнение четвертого задания – 2 балла

Оценочная шкала:

5,6 баллов – «отлично»

4 балла - «хорошо»

3 балла - «удовлетворительно»

2 балла - «неудовлетворительно»


Примерный репертуарный список.


  1. Русская народная песня: «Степь да степь кругом»;

  2. «Вечерний звон».

  3. «Во поле туман»

  4. «Посею лебеду».

  5. «Ходила младешенька».

  6. «Среди долины ровныя».

  7. «Черный ворон».

  8. Грузинская песня «Сулико»

  9. Л. Утесов «Затихает Москва».

  10. Н. Богословский «Темная ночь».

  11. Т. Хренников «Что так сердце растревожилось».

  12. Т. Хренников «Московские окна».

  13. А. Бабаджанян «Не спеши».

  14. А. Бабаджанян «Ноктюрн».

  15. И. Дунаевский. «Лунный вальс».

  16. Ю. Милютин «Лирическая песенка».

  17. А. Цфасман «Неудачное свидание».

  18. X. Уоррен « I know why» (« Я знаю почему»).

  19. Д. Раксин «Лаура».

  20. В. Хосен «Call me irresponsible» («Назови меня безответственным»).

  21. Т. Монг « Round midnight» («Около полуночи»).

  22. Т. Швандт « Dream, a little dream of me» («Сладкий сон обо мне»).

  23. Д. Макхау «Don't blame me» («He вини меня»).

  24. Н. Эрлен «One for my baby» («Для моей малышки»).

  25. Дж. Стайн «Three coins in the fountain» («Три монеты в фонтане»).

  26. М. Джаггер « As tears go by» («Слезы сами пройдут»).

  27. Ф. Лей « A Man and a Woman» («Мужчина и женщина»).

  28. Ч. Фоке « Kitting me softly» («Убей меня нежно»).

  29. Б. Гибб «Woman in love» («Женщина в любви»).

  30. Дж. Гершвин «Summertime» («Летняя пора»)

  31. Г. Миллер « Moonlight Serenade» («Лунная серенада»).

  32. П. Дезмонд «Take 5» («Для пятерых»).

  33. Из репертуара Э.Пресли «Love me tender» - («Люби меня нежно»)

  34. Из репертуара «Boys to man»: «Still of the night»

  35. Из репертуара «Beattes»: а) «Because» - «Потому что»;

б) «Girl» - «Девушка»;

в) «Let it be» - «Пусть будет так»;

г) «Michelle» - «Мишель»;

д) «Oh! Darling» - «О! Дорогая»;

е) «Yesterday» - «Вчера»;

  1. 40.Из репертуара «АВВА»:а) «Happy New Year!» - «С Новым годом!»

б) «I do, I do, I do » - «Я тебя люблю»;

в) «Dancing Queen» - «Танцующая королева»;

г) «Knowing Aie, knowing you» - «Зная меня, зная тебя»;

д) «S.O.S.» - «Помоги»;

  1. И. Даймонд «Song, song blue» - «Пой грустную песню»;

  2. 42. Э.Артемьев а) «Если верить снам»:

б) «Звездный час».

  1. М.Минков а) «Утренний свет»;

б) «Если звезды молчат»;

в) «Старый рояль».

  1. М. Дунаевский а) «Городские цветы»;

б) «Листья жгут»;

в) «Все пройдет»;

г) «Цветные сны»;

д) «Ах этот вечер».

  1. В.Резников а) «Улетай туча»;

б) «Дельтаплан»;

в) «Ночь, прочь!»;

г) «Домовой»;

д) «Льдинка».

e) «Пойми меня»


Библиографический список

    1. Асафьев, Б. Русская музыка / Б. Асафьев. – Ленинград, 1968.

    2. Багадуров, В. Вокальное воспитание детей / В. Багадуров. – Москва, 1980.

    3. Апраксина, О. Методика музыкального воспитания / О. Апраксина. – Москва,1984.

    4. Дмитриевский, Г. Хороведение и управление хором / Г. Дмитриевский. – Москва, 1948.

    5. Соколов, Вл. Работа с хором. 2-е изд / Вл. Соколов. – Москва, 1983.

    6. Чесноков, П. Хор и управление им / П. Чесноков. – Москва, 1968.

    7. Егоров, А. Коллектив и личность / А. Егоров. – Москва, 1975

    8. Птица, Кл. Работа с детским хором / Кл. Птица. – Москва, 1981.

    9. Морозов, В. Вокальный слух и голос / В. Морозов. – Москва ; Ленинград, 1965.

    10. Апраксина, О. Методика развития детского голоса / О. Апраксина. – Москва, 1983.

    11. Тюлин, Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации / Ю Тюлин. – Москва, 1976.

    12. Шерман, Н. Формирование равномерно-темперированного строя / Н. Шерман. – Москва, 1964.

    13. Гарбузов, Н. Внутризонный интонационный слух и методы его развития / Н. Гарбузов. – Москва : Ленинград, 1951.

    14. Добрынина, М. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика / М. Добрынина. – Москва, 1969. – Вып. XXV.

    15. Анисимов, А. Элементы художественно- исполнительской культуры хора. Дирижер – хормейстер / А. Анисимов. – Ленинград, 1976.

    16. Назайкинский, Е. О музыкальном темпе / Е. Назайкинский. – Москва, 1967.

    17. Соколов, В. Средства художественной выразительности. Работа с хором / В. Соколов. – Москва, 1983.

    18. Балашов, В. Поэтическое слово и вокальная интонация. Работа в хоре / В. Балашов. – Москва, 1977.

    19. Виноградов, К. Работа над дикцией в хоре / К. Виноградов. – Москва, 1967.

    20. Бондарко, Л. Звуковой строй современного русского языка / Л. Бондарко. – Москва, 1977.

    21. Аванесов, Р. Русское литературное произношение / Р. Аванесов. – Москва, 1994.

    22. Морозов, В. Исследование дикции в пении у взрослых и детей / В. Морозов // Развитие детского голоса. – Москва, 1968.

    23. Садовников, В. Орфоэпия и дикция в пении / В. Садовников. – Москва, 1958.

    24. Бернстайн, Л. Музыка всем / Л. Бернстайн. – Москва, 1978.

    25. Юрлов, А. Статьи и воспоминания. Материалы / А. Юрлов. – Москва,1983.

    26. Коллиерс, Д. «Становление джаза» / Д. Коллиерс. – Москва, 1984.

    27. Конен, В. «Пути американской музыки» / В. Конен. – Москва,1965. – 2-е изд. ; 1977. – 3-е изд.

    28. Конен, В. «Блюзы и XX век» / В. Конен. – Москва, 1980 ; 1982.

    29. Конен, В. «Рождение джаза» / В. Конен. – Москва, 1984.

    30. Советский джаз : сборник статей. Проблемы. События. Мастера. – Москва : Советский композитор, 1987.

    31. Конен, В. «Этюды о зарубежной музыке» / В. Конен. – Москва, 1968.

    32. Дмитриев, Л. «Основа вокальной методики» / Л. Дмитриев. – Москва, 2000.

    33. Дмитриев, Л. «Наука помогает педагогике» / Л. Дмитриев. – Москва : Советская музыка, 1966.

    34. Дмитриев, Л. «Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике. Вопросы вокальной педагогики» / Л. Дмитриев. – Москва, 1984. – Вып.7.

    35. Морозов, В. «Тайны вокальной речи» / В. Морозов. – Ленинград, 1967.

    36. Назаренко, И. «Искусство пения» / И. Назаренко. – Москва, 1963. – 2-изд. ; Москва, 1966.

    37. Работнов, Л. «Основы физиологии и патологии голоса певцов» / Л. Работнов. – Москва ; Ленинград, 1932.

    38. Теплов, Б. «Психология музыкальных способностей» / Б. Теплов. – Москва, 1947. – 2-е изд.

    39. Теплов. Б. «Проблемы индивидуальных различий» / Б. Теплов. – Москва, 1961.

    40. Фант, Г. «Акустика речи» // Проблемы современной акустики. – Москва, 1963.

    41. Дмитриев, Л. «К вопросу об установке голосового аппарата в пении» // Труды ГМПИ им. Гнесиных. – Москва, 1959. – Вып. 1.

    42. Программа курса «Основы вокальной методики». – Москва, 1976.

Используемые мультимедийные технические средства

  1. Звукоусиливающая аппаратура

  2. Программа «SoundForge», «AdobeAudition»

  3. Видео концертных выступлений вокальных коллективов «ABBA», «Manhattan Transfer», «Акапелла Экспресссс», «Boys II man».




Скачать 227,1 Kb.
оставить комментарий
Дата17.11.2011
Размер227,1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх