Учебная программа курса по выбору Автор-составитель icon

Учебная программа курса по выбору Автор-составитель


Смотрите также:
Программа курса по выбору для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений...
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений...
Программа курса по выбору для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений...
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса образовательных учреждений...
Экспериментальная программа курса по выбору для учащихся 10 класса учреждений...
Учебная программа курса Составитель...
Экспериментальная программа курса по выбору для учащихся 11-12 классов учреждений...
Программа курса по выбору ставрополь 2007...
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий > Для учащихся 7 класса (Автор составитель...
Программа курса по выбору для 9-х классов «Человек право общество» (17 часов) Автор-составитель:...
Учебная программа курса по спец курсу «процессуальные проблемы предварительного расследования...
Учебная программа дисциплины. Составитель: Куриленко Л. В...



Загрузка...
скачать
Городское управление образования администрации г. Полысаево

Информационно-методический центр

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»


История английской литературы

Учебная программа курса по выбору




Автор-составитель

Татьяна Владимировна Головацких,

учитель иностранного языка


Полысаево 2005

Автор-составитель Т. В. Головацких, учитель иностранного языка, муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №35»


Предлагаемый курс по выбору предназначен для учителей иностранного языка, принимающих участие в эксперименте по организации предпрофильной подготовки обучающихся.


^ История английской литературы: Учебная программа курса по выбору / Автор-составитель Т. В. Головацких. – Полысаево: Информационно-методический центр, 2005. - 29с.

^ Пояснительная записка

Данный курс по выбору предназначен для учителей иностранного языка, принимающих участие в эксперименте по организации предпрофильной подготовки обучающихся. Курс знакомит учащихся с основными явлениями истории английской литературы, начиная с ее возникновения в эпоху раннего Средневековья и кончая современностью. В курсе прослеживается путь развития одной из богатейших литератур мира, становление и развитие основных литературных направлений, своеобразие литературной борьбы на разных этапах исторического развития. Периодизация литературного процесса в Англии связана с историей страны и определяется ее главными этапами: средние века, эпоха Возрождения, 17 век, эпоха Просвещения, романтизм, критический реализм, конец 19 века и начало 20 века.

Курс написан с учетом достижений российского литературоведения и современной англистики и дает дополнительные терминологические знания.


Содержание





Пояснительная записка……………………………………………………….

4

Актуальность разработки курса……………………………………………...

5

Требования к знаниям и умениям обучающихся…………………………...

7

Учебно-тематический план…………………………………………………..

9

Содержание учебной программы…………………………………………….

10

Итоговый контроль……………………………………………………………

11

Перечень ключевых слов……………………………………………………..

12

Приложение……………………………………………………………………

13

Контрольные материалы……………………………………………………...

24

Список литературы для учителя……………………………………………..

28

Список литературы для обучающихся………………………………………

29



1) ^ Актуальность разработки курса

  • В рамках всеобщей гуманизации среднего образования особое место занимает курс «История английской литературы», призванный через знакомство с лучшими образцами английской поэзии и прозы способствовать целостному развитию личности учащихся, повышению их культурного уровня;

  • Общее гуманитарное развитие детей в процессе изучения иностранного языка неотделимо от знакомства с культурой страны, язык которой они изучают. Художественная литература – важная часть культуры народа – носителя языка. Это особая форма познания мира, места человека в этом мире. Длительное и целенаправленное общение с яркими произведениями художественной литературы страны изучаемого языка поможет учащимся ощутить глубину и всеохватность жизни во всем ее разнообразии.

2) ^ Причины введения учебного курса:

  • введение учебного курса как вариативной части учебного плана ОУ обусловлено тем, что важно сформировать у учащихся умение читать, осмысливать и интерпретировать художественные произведения;

  • курс будет отражать интересы определенной группы школьников, затрагивать их внутренний мир, мотивировать их творчество и речевую активность, в отличие от учебника, который в данном вопросе не отвечает потребностям ученика.

3) ^ Особенности программного материала:

  • личностная направленность, т. е. ученик рассматривается не только как объект, но и как субъект обучения. Все содержание курса строится таким образом, чтобы создать возможности для выявления индивидуальных склонностей и творческой уникальности подростка;

  • открытость, заключающаяся в том, что данный курс – это не самодостаточная замкнутая система. Учащийся всегда должен видеть перспективу более глубокого познания литературы Великобритании на всех уровнях (содержательном, стилистическом, лингвистическом и. т. д…);

  • нерегламентированность, под которой имеется в виду возможность внесения в курс необходимых изменений, в зависимости от уровня компетентности учащихся, а также пристрастий и методических воззрений самого учителя.

4) ^ Роль и место курса

  • Художественная литература может оказать существенное влияние на общее психическое, интеллектуальное развитие детей, на их речемыслительные способности, на духовное и эстетическое обогащение личности ученика, помогает развить художественный вкус, выработать активное, эмоционально осмысленное восприятие литературы;

  • Чтение приобретает форму сопереживания и сопричастности; Здесь курс тесно связан с такой дисциплиной, как литература;

  • Художественные произведения расширяют нравственный кругозор личности учащегося, служат источником накопления нового эмоционального и этического опыта, побуждают учеников к познанию окружающего мира и своего места в нем;

  • Особое место данного курса обусловлено введением учащихся в мир литературно – художественной культуры Великобритании, знакомством их с произведениями талантливых мастеров художественного слова разных эпох и литературных направлений и их вкладом в национальную культуру;

  • Курс расширит филологический кругозор учащихся, будет способствовать постижению духа, культуры, психологии, менталитета английского народа;

  • В целом, курс формирует у учащихся способность участвовать в диалоге культур;

  • Курс опирается на определенный уровень литературно-теоретической образованности учащихся, сформированный в курсе родной литературы.

5) Адресат

Программа адресована школам и учителям, принимающим участие в эксперименте по организации предпрофильной подготовки обучающихся.

6) ^ Соответствие Государственному образовательному стандарту

Учебная программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Художественная литература Франции для 7-11 классов школ с углубленным изучением французского языка».Автор Н. Д. Гальскова, Москва, «Просвещение», 1997

7) ^ Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате прохождения программного материала учащийся имеет теоретические знания и умения по литературе:

  • знание основных эпох и направлений английской литературы;

  • знание основных родов, видов и жанров английской литературы;

  • знание ведущих представителей литературных направлений.

Учащийся имеет страноведческие знания:

8) Целевая установка

  • Практическая цель курса заключается в формировании у учащихся умения читать, осмысливать, анализировать художественное произведение;

  • Образовательная цель курса – знакомство с литературой Великобритании и произведениями мастеров художественного слова;

  • Культуроведческая - постижение духа, культуры, психологии и менталитета английского народа;

В ходе достижения целей решаются задачи:

- привить интерес к чтению художественной литературы в процессе

знакомства с произведениями разных жанров.

- подготовиться к глубокому пониманию содержания и смысла прочитанного;

9) ^ Структура программы

В курсе освещаются следующие проблемы:

  • морально-этические проблемы добра и зла, дружбы, любви, справедливости, взаимоотношений взрослых и детей, и. т. д

  • культурно-бытовые темы (музыка, спорт, путешествия, профессиональная деятельность и. т. д.)

  • социальные темы (борьба с насилием, проблема войны и мира и др.)

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Средние века

2. Эпоха Возрождения

3. Эпоха Просвещения

4. Романтизм

5. Критический реализм

6. Литература на рубеже 19-20 веков

7. Литература 1917-1945гг.

8. Современная литература (послевоенная и до настоящего времени)

10.Формы организации учебного процесса

  • Лекция

  • Викторина

  • Круглый стол

  • Дебаты

11) Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают лекционные занятия, участвуют в практических занятиях, занимаются индивидуально.

При изучении курса отводится особое место для самостоятельной работы.

12) ^ Итоговый контроль

Изучение курса завершается творческим отчетом по избранной теме

К отчету прилагается альбом и тест.

13) Объем и сроки изучения

Курс рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий.
^

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

^ Количество часов

Формы контроля



Всего

Лекции

Практика

Раздел 1.

Литература до 18 века

1.1. Средние века. Эпоха Возрождения.





2





1





1





Викторина

Раздел 2.

Литература 18-19 вв.

^ 2. 1. Эпоха Просвеще-

ния. Романтизм.




2




1




1



Тест с многочисленным выбором

Раздел 3.

Литература 19 века.

^ 3. 1. Критический реализм. Литература на рубеже 19-20 вв.





2





1





1





Круглый стол

Раздел 4.

Литература 20 века.

^ 4. 1. Литература 1917-1945 гг. Послевоенная и современная литература.




2





1





1





Дебаты

Всего:

8

4

4






Содержание учебной программы


Раздел 1. Литература 11- 18 века.

Тема: Литература раннего Средневековья. Литература 11-15 вв. Литература 14 в. Эпоха Возрождения. Литература английской буржуазной революции. Литература периода Реставрации.


Раздел 2. Литература 18-19 вв.

Тема: Литература раннего Просвещения. Литература зрелого Просвещения. Драматургия 18 в. Литература позднего Просвещения. Сентиментализм. Предромантизм. Романтизм. «Озерная школа».


Раздел 3. Литература 19-20 вв.

Тема: Критический реализм. Чартистская литература. Натурализм. Неоромантизм. Эстетизм. «Литература действия». Литература социалистического движения.


Раздел 4. Литература 20 века.

Тема: Модернизм. Критический реализм. Становление социалистического реализма. Переходные эстетические явления. Социалистический реализм. Современная литература.


Список литературы для учителя


1. Аникст А. История английской литературы: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1996. – 256с.

2. Бахмутский В. Я. И др. История зарубежной литературы: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 183с.

3. Васильева Л. В. Предметные недели в школе: Методическое пособие. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003. – С.81 – 86

4. Випер Ю. Б., Самарин Р. М. Курс лекций по истории зарубежных литератур 17 века: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1994. – 254 с.

5. Гальскова Н. Д. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Художественная литература Франции для 7-11 классов школ с углубленным изучением французского языка: Учебное издание. – М.: Просвещение, 1994. – 239 с.

6. Подгорская О. Н. Предметные недели в школе: Методическое пособие. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003. – С. 28-32.

7. Поляков О. Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – С. 6-11.

8. Соловова Е. Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании // Иностранные языки в школе. – 2004. - №7. – С. 8-12.

9. Соловова Е. Н. Разработка авторских программ у курсов // Иностранные языки в школе. – 2004. - №5. – С. 13-19.


Список литературы для обучающихся

1. Аникин Г. В. История английской литературы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1975. – 528 с.

2. Артамонов С. Д. История зарубежной литературы 17-18 вв.: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988. – с. 209-230, 283- 343.


Итоговый контроль:


  • Написание реферата (индивидуально или группой). Оформление альбома.

  • Творческая защита.



Перечень ключевых слов


1) Аллегория 2) Афоризмы 3) Аналогия 4) Анализ 5) Басня 6) Баллада 7) Безэквивалентная лексика 8) Гипербола 9) Гипотеза 10) Жанр 11) Историзмы

12) Идиомы 13) Интерпретация текста 14) Классицизм 15) Комедия 16) Куртуазное поведение 17) Метафора18) Модернизм19) Направления литературы 20) Натурализм 21) Неоромантизм 22) Новелла 23) Параллелизм 24) Поэма 25) Поэзия 26) Пословицы 27) Подтекст 28) Предромантизм 29) Роман 30) Реалии 31) Реализм 32) Руническая письменность 33) Рыцарский роман 34) Сентиментализм 35) Сказка 36) Сонет 37) Сравнение

38) Стиль писателя 39) Сюжетная линия 40) Трагедия 41) Трубадур42) Фразеологизмы 43) Фрагмент 44) Эпизод 45) Эпитет 46) Эпос 47) Эпоха


^ Контрольные материалы

Раздел 1. Викторина.

1) Что такое руническая письменность?

2) Какая поэма является самой значительной в 10 веке?

3) Как называются пересказы произведений фольклорного характера?

4) Как называли провансальских поэтов?

5) Как звали короля, героя многих рыцарских романов?

6) Какое произведение Джефри Чосера является самым знаменитым?

7) Баллады о подвигах какого героя составили целые своды?

8) Какое произведение Томаса Мора является самым значительным?

9) В каком английском городе родился Уильям Шекспир?

10) Назовите самые известные трагедии и комедии У. Шекспира

11) Сколько всего сонетов создал У. Шекспир?

^ Раздел 2. Тест.

1) Сатирический журнал, издававшийся в начале 18 века.

«Зритель»

«Опекун»

«Болтун»
«Англичанин»

2) Главный герой самого знаменитого произведения Даниэля Дефо.

Робинзон Крузо

Робин Гуд

Александр Селькирк

Джеймс Фо

3) Произведение Джонатана Свифта «Путешествие Лемюэля…»

Вуда

Стиля

Гулливера

Аддисона

4) Великий шотландский поэт

Шелли

Байрон

Уильямс

Бернс

5) «Лейкисты» - это…

представители Лондонского корреспондентского общества

представители «Озерной школы»

представители классицизма

революционные романтики

6) Знаменитая поэма Байрона «… Чайльд Гарольда»

Паломничество

Приключения

Жалоба

Пророчество

7) Автор знаменитых рыцарских романов 19 века «Айвенго» и «Роб Рой».

Роберт Саути

Уильям Вордсворт

Сэмюель Колридж

Вальтер Скотт

8) Поэт, чьи революционные убеждения стали основой его дружбы с Байроном.

Китс

Шелли

Моррис

Лэм

9) Кто из этих поэтов не переводил Байрона?

Жуковский

Лермонтов

Пушкин

Маршак

^ Раздел 3. Круглый стол.

Тема: Морально-этические проблемы добра и зла, любви в поэзии 40-70х годов 19 века. (Роберт Браунинг, Альфред Теннисон, Алджернон Чарльз Суинберн)

1) Биографии поэтов

2) Творчество поэтов

3) Анализ стихотворений, высказывание собственной позиции по проблемам.


^ Раздел 4. Дебаты.

Пьеса: «Дом, где разбиваются сердца» Бернард Шоу. Тема: «Это Англия или сумасшедший дом?» - спрашивает один из героев пьесы. Живем ли мы накануне неизбежной катастрофы, т. к. все непрочно и обманчиво в мире. Паутина фальши и лицемерия окутывает нас. Многих ждут разочарования.


Рекомендуемые темы рефератов

Биографии и творчество:

  • Уильяма Шекспира

  • Даниэля Дефо

  • Роберта Бернса

  • Джорджа Гордона Байрона

  • Чарльза Диккенса

  • Артура Конан Дойля

  • Редьярда Киплинга

  • Этель Лилиан Войнич

  • Бернарда Шоу

  • Джеймса Олдриджа



Лекция №1

Англо-саксонская литература.

Вторжение на территорию Британии племен германского происхождения. Битва при Гастингсе. Завоевание Британских островов норманнами.

Ранние литературные памятники. Германские племена принесли свой быт, культуру. Национальная вражда племен. Кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Памятники рунической письменности: надписи на мечах, предметах домашнего обихода. Языческие жрецы запрещали записывать поэтические произведения.

Самое значительное произведение англо-саксонской поэзии поэма «Беовульф». О подвигах отважного витязя, избавившего Данию тот страшного морского чудовища. Языческо-мифологическая основа поэмы.

Поэтическая речь и ритмический строй поэмы: прием параллелизма (многократные повторения одного и того же мотива). Богатство метафорических названий характеристик.

Англо-норманская литература 11 – 13 веков.

Притеснение англосаксов норманнскими феодалами. Вражда феодалов. Официальный язык страны – французский, коренное население говорило на англо – саксонском, церковные круги использовали латынь. Антицерковная сатирическая литература. Вольнодумные стихи. Французский героический эпос «Песнь о Роланде». Рыцарская поэзия: о любви рыцарей, феях, волшебницах. Куртуазное поведение в рыцарской среде. Бескорыстие, честность и благородство по отношению к даме. Преклонение перед прекрасной дамой. Провансальские поэты – трубадуры. Их поэзия связана с культом служения дама. Рыцарские романы о короле Артуре.

Литература 14 века

Век Ленгленда и Чосера. Сдвиги в жизни Англии. Процесс формирования английской нации и ее языка. Столетняя война с Францией (1337-1453). Крестьянские восстания. Торговое влияние Англии. Крепостной гнет. Уот Тайлер. Борьба против римско-католической церкви. Уильям Ленгленд «Видение о Петре Пахаре» о настроении народных масс в те годы. Аллегорический характер поэмы: отвлеченные понятия преломляются в правдивых, конкретных чертах. Джефри Чосер «Кентерберийские рассказы». Яркая картина Англии современной Чосеру.

Народная поэзия. Баллады 14-15 веков.

Героический эпос, народная поэзия. В ней отразились мечты и чаяния народа, протест против несправедливости. Баллада – сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом. Это результат коллективного народного творчества. Она состоит из строф и припева (рефрена). Строфа состоит из 4 строк. Первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвертая рифмуются. В балладах используют эпитеты, сравнения и повторы. Лирическое «Я» рассказчика не раскрывается. Баллады бывают исторические, легендарные и бытовые. Особой популярностью пользовались баллады о легендарном Робин Гуде. Баллады о нем составили целые циклы (своды). А. С. Пушкин, А. К. Толстой, М. И. Михайлов, Н. Гумилев, Вс. Рождественский, С. Я, Маршак переводили баллады на русский язык.

Эпоха Возрождения

Переход от феодализма к начальному периоду развития капитализма. Это - эпоха Возрождения или Ренессанса. Аграрный переворот, развитие городов, установление торговых связей, эра великих географических открытий, раскрепощение личности, эпоха гуманизма, когда диктатура церкви оказалась сломленной. Философские мысли Френсиса Бэкона. Реализм в литературе. Лирические жанры, новелла, драма – ведущая роль в литературе того времени. Экономическое развитие Англии в царствование королевы Елизаветы. Военное могущество и свободное мореплавание Англии. Томас Мор «Утопия». Критические суждения о пороках современного ему общества. Некоторые вопросы общества будущего освещены в духе представлений его времени.

Уильям Шекспир (1564-1616)

Первый период творческого пути: поэмы, сонеты, исторические хроники, трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь».

Второй период: трагедии «Гамлет», «Отелло», «КорольЛир», «Макбет», комедии.

Третий период: Трагикомедии «Зимняя сказка», «Буря».

154 сонета. Художественное совершенство и лаконичная форма. 130 сонет – изображение смуглой леди. 66 сонет – обличение низости, подлости, коварства. 146 сонет – величие человека.

«Ромео и Джульетта» - воспевание искренности и чистоты первого чувства.

«Гамлет» - конфликт между миром рыцарской героики и преступностью власти.

«Отелло» - история любви и трагической гибели Отеле и Дездемоны.

«КорольЛир» - трагедия человеческого достоинства в несправедливом обществе.

Герои Шекспира активны и способны к моральному выбору, ощущают ответственность за свои действия. Шекспир выразил веру в доброту и благородство человека, в его неукротимый дух и творческую энергию. Шекспир – новатор в сюжетно-композиционной структуре трагедий. В них появляется вторая сюжетная линия, что создает впечатление многогранности жизни широкого охвата действительности. А в драмах Шекспира соединяются поэтические элементы, разные сюжетные мотивы. Шекспировский реализм проявляется в сказочно-романтической форме, в фантастических, аллегорических образах, в эффектной сценической форме.

В пьесах Шекспира белый стих чередуется с прозой. Трагические герои говорят стихами, а комические персонажи – прозой. Язык Шекспира идиоматичен и афористичен. Многие шекспировские выражения стали крылатыми фразами.

Лекция №2

18 век. Эпоха Просвещения.

Эпоха уничтожения феодализма и замена его капиталистическими формами отношений. Просветители – сторонники просвещения народных масс, верили во всеобщее благоденствие, идеализировали будущее. Писатели того времени видели противоречия между идеальностью и реальностью. Появились сатирические и критические произведения. Свифт, Филдинг, Локк – энциклопедически образованные люди того времени.

Выборы в английский парламент. Атмосфера коррупции. Направления в литературе: классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм. Реалисты объективно показали жизненную правду, пристально вглядывались в человека, говорили о влиянии на человека среды, обстоятельств, воспитания. Писатели часто обращались к гиперболе (Свифт «Приключения Гулливера»), интересовались простым человеком («Робинзон Крузо»).

Завершилась буржуазная революция в Англии. Королевская власть существовала номинально. Власть – у парламента (виги - буржуазия и тори - дворяне). При выборе в Парламент – коррупция. Свифт, Филдинг, Смоллетт – сатирически осмеивали политическую борьбу. Появился пролетариат. Обогащение одних и обнищание других. Англия ищет рынки сбыта, ведет захватнические войны (Ирландия, Шотландия, Индия, Северная Америка, Вест-Индия). Это описали Свифт и Шеридан.

Эпоха Просвещения: раннее Просвещение, зрелое Просвещение, позднее Просвещение.

Появились журналы: «Болтун», «Зритель», «Опекун», «Англичанин».

Даниель Дефо.

Представитель раннего Просвещения и зачинатель романов: приключенческих, биографических, психологических, исторических, уголовных. «Робинзон Крузо» - воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Аллегорический смысл романа.

Джонатан Свифт.

Представитель раннего Просвещения, крупнейший сатирик, критиковал внутреннюю политику Англии, парламентскую систему, колониальные войны. Аллегорический способ изображения действительности: описание одного явления под видом другого. Сатира на церковь и ее догматы. «Путешествия Гулливера». Обличение пороков и противоречий буржуазного общества. Карикатура на монархический строй, парламентские партии и церковные разногласия.

Литература зрелого Просвещения.

Расцвет английского просветительского романа. Самюэл Ричардсон. Генри Филдинг. Тобайас Джордж Смоллетт.

Драматургия Ричарда Шеридана.

Сатирическая комедия «Школа злословия». Сатира на нравы светского общества, которая обличает лицемерие как основной порок буржуазной Англии.

Литература позднего Просвещения. Сентиментализм.

Сентименталисты противопоставляют разуму выдвигаемый ими культ чувства. Они критикуют буржуазные порядки, но не понимают исторические закономерности развития капитализма. Основные темы – тема природы и смерти. Сентименталисты воспевают уединение на лоне природы, тишину лесов и полей , кладбищенский сумрак и молчание могил. Лирический герой углублен в свои думы.

Предромантизм.

Уход от современной цивилизации на лоно природы. Перемещение в другие страны или далекое прошлое, Интерес к фольклору, кельтским легендам, памятникам национальной английской культуры. «Готический роман». Атмосфера ужаса и тайн. Фантастические мотивы. Экзотический пейзаж. Человек – жертва интриг, преступных действий.

Роберт Бернс. (1759-1796).

Стихи написаны на шотландском диалекте. Поэт создавал дружеские послания, эпиграммы, любовные песни. Герои произведений – простые люди. На русский язык Бернса переводили И. И. Козлов, М. Л. Михайлов, Т. Л, Щепкина – Куперник, Э. Багрицкий, С. Я. Маршак.

Романтизм. 19 век.

Романтическая личность живет своим неповторимым внутренним миром. В эстетике романтизма большое место занимает возвышенное и прекрасное. Поэзия романтизма. Главное в поэзии – эмоциональная стихия и воображение. Полет фантазии требовал обращения к условным приемам: символу, аллегории, гротеску. В английском романтизме было три основных течения: «Лейкисты» или представители «озерной школы», революционные романтики, лондонские романтики.

«Озерная школа».

Им были свойственны бунтарские настроения. Не верят в активную борьбу, стоят на реакционных позициях. Идеи пассивности и покорности.

Джордж Гордон Байрон.

Поэт – романтик. Его творчество – борьба против тирании. Мечтал о свободе человечества. Труд понимал как нечто тягостное, сковывающее человека. Травля поэта. Он – политический изгнанник. Поэма «Паломничество Чайльд – Гарольда». Написана в форме путевого дневника. Лиро-эпическая поэма. Герой подвергает анализу свои переживания. Создан образ восставшего народа. Основная идея поэмы – народное возмущение против тирании, закономерность революционного выступления масс. Афористичность поэмы. Энергия и динамизм стиля поэмы.

Перси Биши Шелли. Джон Китс.

Вальтер Скотт.

Создатель исторического романа. Современники зачитывались его романами. Создавал романтические баллады. Написал 28 романов. Самые известные: «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».


Лекция №3

Критический реализм. 19 век.

Вступление на историческую арену пролетариата. Расцвет демократической культуры. Промышленный переворот конца 18 века. Развитие капитализма в стране. Расширение колоний и рынков сбыта Англии. Подъем рабочего движения. Английские реалисты обратились к конфликту между пролетариатом и буржуазией. Свой идеал они видят в простых людях труда.

Чартистская литература.

Чарльз Диккенс.

Создатель социального реалистического романа в Англии. Его произведения: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Крошка Доррит» и др.

Уильям Мейкпис Теккерей.

«Ярмарка тщеславия» - пародия на буржуазно-аристократическое общество своего времени. Осуждается снобизм.

Шарлота Бронте.

«Джейн Эйр». Героиня – простая женщина, смело отстаивающая свое человеческое достоинство.

Литература на рубеже 19 -20 веков. 1871-1917.

Британия утрачивает свое могущество. Социальные противоречия в обществе. Обострение социальных конфликтов. Натурализм – ставили актуальные социально-политические проблемы, описывали жизнь социальных низов, изображали трущобы; неоромантизм – противопоставлял злу буржуазного общества веру в человека, в сильную, яркую личность, возродили традицию приключенческой литературы.

Роберт Льюис Стивенсон

Его интересовали нравственные проблемы. Стивенсон выделял: приключенческий роман, драматический роман характеров.

Достиг известности благодаря детективным повестям.

Эстетизм. Оскар Уайльд

Выдвижение культа красоты как антипод буржуазной пошлости. Сказка «Счастливый принц» - поэтизация деятельного добра. Роман «Портрет Дориана Грея» - выписана идея, что «искусство выше жизни». Осуждение бездуховности. Изобилие афоризмов.

«Литература действия». Редьярд Киплинг.

Воспевание человеческой активности, мужества, стойкости. Но вместе с тем надо покорно и безропотно служить Британской империи. «Книга джунглей». Анималистическое произведение. Поэтизация человеческой энергии и воли.

Литература социалистического движения. Этель Лилиан Войнич.

Роман «Овод». Утверждается мысль о несовместимости революционных убеждений с религией.


Лекция №4

Литература 1917-1945.

Кризис капитализма обострение классовых противоречий. Основные направления в литературе: модернизм, критический реализм и социалистический реализм. Процесс переоценки ценностей в послевоенном мире. Процесс разложения английского капитализма. Могущество империи рушилось под натиском национально-освободительного движения в колониях. Экономический кризис 1929 года. «Голодный поход» безработных к Лондону. Борьба рабочего класса. Английский реализм: Голсуорси, Шоу, Форстер, Олдингтон, Мэнсфилд, Гарди, О’ Кейси, Ральф Фокс. Борьба реализма с модернизмом. Важное место в английской литературе занимает социальный роман о жизни и борьбе трудящихся.

Антифашистская тема в творчестве Г. Уэллса. В романе «Необходима осторожность» он обличает социальные слои, ставшие опорой фашизма.

Модернизм.

Выражала кризис буржуазного общества и его культуры. Модернисты провозглашали принцип главенства искусства над жизнью, отказ от решения социальных проблем. Не верили в общественный прогресс, изображали жизнь как бессмысленный хаос, проповедовали пессимизм. Отношение к жизни у модернистов иное, чем у реалистов. Они отказались от социальной проблематики, национальных традиций. Представители модернизма - Джойс, Элиот, Вулф, Лоуренс, Хаксли.

Критический реализм. Бернард Шоу. (1856-1950)

Создатель современной английской социальной драмы. Смех – это основное оружие его борьбы с социальной несправедливостью. Осмеивал нормы буржуазной жизни. Шоу писал о разложении буржуазной семьи, об аморальности английских буржуа. Он утвердил новый тип пьесы – интеллектуальную драму, где основное внимание уделено напряженным спорам, словесным поединкам героев. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Картина жизни предвоенной Англии. Обреченность буржуазного мира, тема крушения капиталистического общества.

Герберт Уэллс

Мастер социально-философской фантастики. В своих романах он рассказывает о межпланетных полетах, о вторжении марсиан на Землю и др. Романы «Машина времени», «Борьба миров» и «Человек-неведимка». В них предсказаны крупные научные открытия.

Джон Голсуорси

Писатель верил в воздействие искусства на общество. Его произведение «Сага о Форсайтах» - правдивая картина жизни буржуазной Англии. Он писал о несправедливости существующего устройства общества, тепло изображал людей труда. Центральная тема романа – упадок ранее могущественной английской буржуазии.

Сомерсет Моэм

Драматург, романист, новеллист, критик. Большинство его произведений проникнуто ощущением неблагополучия в социальном устройстве.

Ричард Олдингтон

Создавал антивоенные социально-психологические романы. Роман «Смерть героя» - о трагедии молодого поколения, сломленного войной.

Литература 1945-1972 гг.

Крушение Британской империи после второй мировой войны. Экономическая неустойчивость страны. Рост цен, инфляция. Забастовочная борьба. Продолжает развиваться реалистический роман.

Критический реализм. Переходные эстетические явления. Грэм Грин

Романы Грина отличает психологическая глубина. Роман «Тихий американец» - осуждение колониальных войн, обличение американского империализма. Показ трагедии вьетнамского народа.

«Сердитые молодые люди»

Эти писатели не составляют единой творческой группы, развиваются самостоятельно. Более эмоционально, чем реалисты осуждают буржуазное общество, не доходя, однако, до корней и причин социального зла.

Айрис Мердок

Основная проблема – проблема человеческой личности. Человек представляет необыкновенную ценность.

Алан Силлитоу

Автор «рабочих» романов, где рабочий – неповторимая индивидуальность.

Дезмонд Стюарт

Его романы посвящены теме национально-освободительного движения на Арабском Востоке.

Социалистический реализм. Шон О’ Кейси

Принимал активное участие в национально-освободительном движении ирландского народа. Своеобразие его драматургии – связь с ирландской фольклорной традицией.

Джеймс Олдридж

Писал антифашистские романы. Ставит в своих произведениях проблемы международного значения. Его герой задумывается над своим местом в современном мире, над своей ролью в обществе.




Скачать 255.05 Kb.
оставить комментарий
Дата16.11.2011
Размер255.05 Kb.
ТипУчебная программа курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх