Программа дополнительного образования детей «ручеек» icon

Программа дополнительного образования детей «ручеек»



Смотрите также:
Образовательная программа модифицированного типа хореографического кружка "Ручеёк"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение»...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными...
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного...
Центр дополнительного образования детей...
Образовательная программа дополнительного образования детей «фантазия»...
Типовая программа дополнительного образования объединения детей «Футбол-хоккей» для детей с 10...
Программа дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности (модульная)...
Программа дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности (модульная)...
Публичный отчет за 2010-2011 учебный год моу дод «центр дополнительного образования детей»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные географы краеведы»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наше наследие»...



скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ Г. БРЯНСКА»


Рассмотрена и допущена к апробации

Протокол №2 от 29.10.08 г.


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«РУЧЕЕК»


Возраст: 6-10 лет

Срок обучения: 2 года


Составитель:

Булгакова В.В.

педагог дополнительного образования

высшая категория


Брянск 2008


Пояснительная записка.

Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится все более заметное место.

Приобщение детей к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре играет важную роль в художественно-эстетическом образовании и воспитании детей.

В последние десятилетия идет заметный рост детских народно-хоровых и ансамблевых коллективов. Они создаются как в общеобразовательных и музыкальных школах, так и в учреждениях дополнительного образования.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций русского народа. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности занятия школьников в фольклорных объединениях.

Основой занятий является программа, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и эстетическое воспитание школьников. Руководитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий, подбору репертуара, учитывая возможности учащихся, руководствуясь целью гармоничного развития личности. Программа рекомендуется для детей младшего школьного возраста (1-4 кл.) и рассчитана на 2 года обучения.

Начинать фольклорное воспитание необходимо в раннем возрасте, с детьми 6 лет, когда они естественно раскрепощены, и с удовольствием впитывают фольклорный материал. Важно сохранить у детей мир детства, отдавая предпочтение игровым формам ведения занятий, огромную роль в развитии ритмики у детей играют народные музыкальные инструменты. Игра на простых музыкально-шумовых инструментах (ложки, трещотки, бубен, коробочка, рубель и др) расширяют их способности, улучшают музыкально-ритмические движения, способствует творческой активности, развивает музыкальную память и внимание. Результаты достигаются только в том случае, если индивидуальная работа ведется систематически.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Возрастные особенности детей, с которыми мы работаем, таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. И этим мы стараемся умело пользоваться, разнообразнее включать в занятие. Во время игры используются такие методы обучения:

- упражнения по обретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на музыкальных инструментах.

- упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.

- творческие задания как метод развития песенного музыкально-игрового творчества.

Необходимо учитывать и физиологическое развитие ребенка в этом возрасте. Голоса детей от 6 до 10 лет характеризуются легким голосовым звучанием. Физиологически оно определяется тем, что при пении работают лишь края еще не развившихся голосовых связок. Воспитание голоса в этом возрасте сводится главным образом к поддержанию легкого звучания и охране детей от крикливого пения. Обычный диапазон: до1 -ре2.

В программе есть определенный минимум умений, навыков и сведений о музыкальном фольклоре. Желательно использовать групповую и индивидуальную подготовку детей. Для учащихся занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Прием детей желательно проводить конце и в начале учебного года, что однако не исключает пополнения коллектива в течение всего периода занятий. Определенную роль в приеме должны играть принципы добровольности и заинтересованности. Учащиеся приемным экзаменам не подвергаются. У них

подвергаются лишь общие музыкальные данные: чувство ритма, слух, музыкальная память.

В основу репертуара легли произведения детского фольклора: частушки, потешки, календарные, игровые, хороводные, плясовые песни. Народная песня приобщает учащихся к интонациям родной музыкальной речи, прививает навык широкого дыхания, плавности звуковедения, что важно для певческого развития.

Большое внимание следует уделять распевкам, специальным упражнениям, которые способствуют созданию координации слуха с голосом; развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе; формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, выработке правильного произношения и хорошей дикции. Не следует обособлять техническую сторону от художественной.

Правильно подобранный репертуар способствует воспитанию как и у участников фольклорного объединения, так и у слушателей музыкального вкуса, основывающего на знании своего музыкального наследия. Кроме того, соприкасаясь с русской народной музыкой, поэзией, хореографией, театром, маленькие артисты не только приобщаются сами, но и привлекают своих сверстников к высокой народной певческой культуре, со свойственными ей прочными нравственными устоями.


^ Цели и задачи


Цель программы: духовное возрождение и подъем культуры народа, воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом. Пробуждение интереса детей к национальным, традиционным обычаям, обрядам, народной культуре, искусству, истории родного края.

При этом основными задачами фольклорного объединения служат:

- освоение способов и приемов игры на ложках и других музыкальных инструментов

- изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей

- формирование художественного вкуса детей

- учить петь естественным голосом без напряжения, протяжно

- внятно произносить слова, понимая их смысл

развивать звуковысотный слух, чистоту интонирования, чувство ритма, певческого голоса исполнителя

развивать творческие способности, навыки импровизации у детей

- воспитывать художественную культуру поведения на сцене, манеру исполнения

- формировать личность школьника на русских национальных традициях, на народной песенной культуре.


^ Основные принципы программы.


Условиями реализации данных задач служит ряд принципов находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом:

1. Принцип единства обучения, воспитания и развития, выражающийся в направленности музыкально-познавательной деятельности на формирование духовности личности участника объединения, развитие его творческих способностей.

2. Принцип доступности и систематичности в построении программы, основанной на движении «от простого к сложному» и вбирающий определенным образом выстроенную систему творческих заданий.

3. Принцип результативности музыкально-творческой деятельности, позволяющей участникам объединения осознать и почувствовать значимость их творческой деятельности, посредством вынесения ее итогов на концерты и конкурсы.

4. Принцип деференцированного подхода к обучению, позволяющий учитывать возрастные возможности, индивидуальные способности, психофизические особенности участников объединения.


Условия реализации программы.

Для занятий требуется:

1. помещение (достаточно просторное);

2. инструмент (баян);

3. музыкальные инструменты (ложки, бубен, бряцалка, трещотки, дудочка, маракасы, румба, рубель и др.);

4. специальная бутафория для «обыгрывания» музыкальных номеров;

5 . костюмы для выступления;

6. видеоматериал с выступлениями профессиональных ансамблей

ложкарей, записями обрядов, народных праздников

7.аудиоматериал с записями профессиональных коллективов,

народных, фольклорных, профессиональных и самодеятельных

певцов;

8.магнитофон;

9.дидактический материал, фотографии; 10.методическая литература;


План воспитательной работы.

1. Родительское собрание (2 раза в год).

2. Работа с активом объединения. Организация праздников (Новый год, 8 Марта).

3. Посещение выступлений профессиональных коллективов.

4. Отчетный концерт или открытый урок в конце учебного года.

План методической работы.

1 .Подбор репертуара;

2.Сбор познавательного материала по предмету;

3. Принимать участие в семинарах, курсах по развитию народно-песенного искусства;

4. Посещение народных музеев и методических центров г. Брянска.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ №

тема

Количество часов







теория

практика

всего

1

Организационное занятие

2

-

2

2

Исторические сведения о народной песне


8


4

12

3

Знакомство с видами и жанрами народного творчества



4


2


6

4

Игра на музыкальных инструментах


4


18


22

5

Вокально-хоровая работа работа над репертуаром


2


12


14

6

Работа над репертуаром




6

6

7

Слуховое восприятие народной музыки


2


4


6

8

Срезы знаний




2

2

9

Итоговое занятие в конце учебного года




2

2


Второй год обучения



тема

Количество часов






теория

практика

всего

1

Организационное занятие

2

-

2

2

Знакомство с народным календарем


10


6


16

3

Игра на музыкальных инструментах


2


18


20

4

Вокально-хоровая работа

2

14

16

5

Музыкальная грамота

4

4

8

6

Хореографические элементы

2

4

6

7

Срезы знаний

-

2

2

8

Итоговое занятие в конце года

-

2

2



^ Программа по темам.

1 год обучения

Тема № 1. Организационное занятие

Теоретические сведения:

-вступительная беседа

-слуховое, музыкальное, ритмическое тестирование участников

-вводный инструктаж по технике безопасности

-инструктаж на рабочем месте

- демонстрация

-интерьер кабинета, опасные зоны, вредные факторы

-экскурсия по зданию (костюмерная, сцена, танцевальный зал), аварийный выход.

^ Тема № 2. Исторические сведения о народной песне:

- исторические песни

- лирические песни

- эпические песни

- игровые песни

- хороводные песни

- плясовые песни

- колыбельные песни

- обрядовые песни (свадебно-величальная, песня-заклинание, песня-коляда, подблюдные, причитания).

Тема № 3. Знакомство с видами и жанрами народного творчества.

1. Потешный фольклор: потешки, прибаутки, дразнилки, скороговорки, считалки.

2. Детские игры. Синкретичность фольклора.

а) подвижные игры, развивающие у ребенка ловкость, сноровку, сообразительность, физические данные.

б) хороводные, музыкальные: соединение игры, песни, ритмики, пластики движений.

в) театрализованные игры, развивающие индивидуальные способности ребенка, возможности импровизаций.

3. Сказки. Русская сказка. Разновидности сказок (волшебные, бытовые, новеллистические, сказки о животных).

4. Загадки. Историческая справка. Разновидности загадок: о животных, о человеке, о природных явлениях.

^ Тема № 4. Игра на музыкальных инструментах.

Освоение способов и приемов игры на ложках.

Каждый участник ансамбля должен знать все способы игры на ложках. Термин «способ» означает определенную исходную позицию инструмента, т. е. вариант расположения ложек в руках исполнителя.

На каждой репетиции следует отрабатывать 2 -3 игровых приема (а иногда один), причем делается это в медленном темпе. Отработка каждого приема проводится как без аккомпанемента так и с сопровождением. После того как каждый участник понял принцип исполнения того или иного приема руководитель объясняет, как нужно играть под аккомпанемент баяна. Для аккомпанемента выбирается один из плясовых наигрышей, под который и исполняется каждый игровой приём при его многократном повторении. Сначала играют все одновременно; задача состоит в том чтобы добиться безошибочной, ритмической игры в медленном темпе, а затем в более быстрых темпах. После этого даётся возможность всем участникам по очереди просолировать по одному куплету; задача солиста состоит в том, чтобы каждый исполнитель хорошо чувствовал момент начала и окончания очередного куплета, мог точно вступить или окончить игру.

Работа над музыкальной пьесой начинается знакомством с музыкальным сопровождением, проигрывается вся пьеса, возможно несколько раз. Руководитель акцентирует внимание на характер музыки, ее настроении, ритме. Уточняется количество игровых куплетов. Далее руководитель поясняет, какие игровые способы используются в данной пьесе, и показывает все движения, то есть исполняет на ложках пьесу сам. Затем идёт набор игровых комбинаций, которые исполняются учащимися, а также всеми отдельными группами и солистов. После работы и освоения материала идёт обыгрывание.

^ Тема № 5. Вокально - хоровая работа.

Певческая установка

1. Понятия:

-положение корпуса и головы должно быть свободным,

ненапряженным.

-правила при пении сидя и стоя.

Практическая работа:

-при пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях.

-при пении стоя руки внизу, спокойно опущены.

2.Звукообразование.

Работа над народной манерой звукообразования, где значительно в большей степени используется грудной регистр. Народное пение преимущественно грудное, близко к разговорной речи. Работа над точным и естественным звучанием унисона, включить элементы двухголосая. Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки. Соблюдать позицию звука от которой зависит народное пение. Начинать распевку лучше в среднем регистре, удобном для всех, а потом постепенно расширять диапазон вверх и вниз. Можно использовать интонации будущих песен.

3. Дыхание.

Познакомить с видами певческого дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное и брюшное.

Показ видов певческого дыхания:

-при ключичном типе дыхания происходит расширение и подъем верхней части грудной клетки

-при нижнереберном - живот двигается вперед.

-при брюшном дыхании грудная клетка принимает минимальное участие, а живот сильно выпирает вперед.

Использовать упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука и дыхания. Работа над развитием цепного дыхания.

4. Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произношения слов. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата, с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Четкое произношение слов, утрируя согласные, в произношении которых участвуют язык и губы. Побуждать детей к максимальной громкости, но не переходя на крик. В распевках полезно распевать гласные уже в диалекте, так они легче осваиваются. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.

^ Тема № 6. Работа над репертуаром.

Новое произведение следует разучивать со всем ансамблем и по группам. Для педагога важно выбрать методы обучения, направленные на решение конкретных репертуарных трудностей в процессе разучивания. Доведение произведения до высокохудожественного уровня и поддержания в течение длительного периода.

Исполнительская трактовка произведения всегда находится в движении: таким образом музыкальное мышление исполнителей получает дальнейшее развитие.

^ Тема № 7. Слуховое восприятие народной музыки.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должна быть тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных особенностей учащихся. Развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

^ Тема№ 8. Срезы знаний

Проводятся в форме семинара 1 и 2 полугодий. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется систематически на каждом занятии. Учащимся сообщается по каким темам будет опрос, даются индивидуальные задания, проводится фронтальная словарная работа по терминам.

Тема №9. Итоговое занятие.

Анкетирование учащихся по анкете «Итоги года»

1. Чему научились?

2. Чего достигли?

3. Какие возникли трудности и почему?

4. Что удалось?

5. Что не удалось и почему?

6. Чему бы хотели научиться в новом учебном году?


Второй год обучения.

Тема № 1. Организационное занятие

Теоретические сведения:

-вступительная беседа

-вводный инструктаж по технике безопасности -инструктаж на рабочем месте демонстрация:

-интерьер кабинета, опасные зоны, вредные факторы -экскурсия по зданию (костюмерная, сцена, танцевальный зал), аварийный выход.

^ Тема № 2. Знакомство с народным календарем.

Календарные праздники и обряды.

1. Рождество. Новый год.

- обряды: ряженые, хождение со звездой

- колядки, авсеньки, таусеньки

. - новогодние поздравительные песни

- детские хороводные песни и игры, исполняемые зимой.

2. Масленица.

Краткие сведения, обычаи, обряды. Сырная неделя. Блины. Масленичные игры и песни.

3. Весенние обряды.

Краткие сведения.

Ярилин день - встреча весны, проводы зимы. Разучивание закличек, веснянок.

3.Троица. Зеленые святки.

Обряды, связанные с культом березы. Завивание венков, кумление.

^ Тема № 3. Игра на музыкальных инструментах.

На основе уже известных и хорошо освоенных всеми участниками игровых приемов руководитель создает отдельные игровые колена, по-разному компонуя приемы, тем самым усложняет техническую задачу, с которой должны справиться учащиеся объединения.

Параллельно с работой над техникой идет отработка манеры исполнения: манеры сидеть, занимать определенную позу, направление взгляда, движения рук, ног.

^ Тема № 4. Вокально-хоровая работа.

1. Музыкально-исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах. Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях. Адекватное восприятие дирижерского жеста.

2. Хоровой ансамбль и строй.

Понятие единства элементов хоровой звучности. Работа над формированием совместного хорового звучания. Подлинный ансамбль - согласованность всех певцов.

гармоничный ансамбль - тембровая слитность, дикционная четкость, ритмическая точность.

- частный ансамбль .- общий ансамбль

- динамический ансамбль

Виды строя: мелодический строй, гармонический строй.

^ Тема № 5. Музыкальная грамота.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе. Понимать значение тоники: мажорные или минорные трезвучия как ладовая настройка к разучиваемой песне. Определение в песнях фразы, куплетные песни и в них запев и припев. Различать динамические и тембровые обозначения: крещендо, диминуэндо, Р, mP, mf ,f, ff, аллегро, модерато, анданте,- как основные средства музыкальной выразительности. Знать музыкальные штрихи. Различать тембры инструментов.

^ Тема № 6.Элементарные хореографические элементы

-понятие о народном танце -осанка, положение головы

-пляска, хоровод, обрядовые хореографические элементы и их

смысловое значение и применение

-положение корпуса, ног и рук

-ритмичное хождение притопы и прихлопы

-показ положения рук и ног при пении в статичном положении

хора

-показ положения корпуса, рук и ног в плясках и хороводах

^ Тема № 7. Срезы знаний

Проводятся в форме семинара 1 и 2 полугодий. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется систематически на каждом занятии. Учащимся сообщается по каким темам будет опрос, даются индивидуальные задания, проводится фронтальная словарная работа по терминам.

Тема №8. Итоговое занятие.

Анкетирование учащихся по анкете «Итоги года»

7. Чему научились?

8. Чего достигли?

9. Какие возникли трудности и почему? Ю.Что удалось?

11 .Что не удалось и почему?

12.Чему бы хотели научиться в новом учебном году?


Репертуар для исполнения

1. Потешный фольклор: «Сорока-сорока», «Андрей-воробей», «Ай, ду-ду»

2. Детские игры: «дровосек», «Горелки», «А мы просо сеяли».

3. Колядки: «Сею-вею», «Ой, коляда-коляда», «Ужкак шла коляда»

4. Масленичные: «А мы масленицу дожидали», «Блины»

5. Веснянки: «Вясна-красна», «Жоворонушки»

6. Шуточные: «Как у бабушки козел», «Как у Васьки», «Где ж ты был, мой черный баран», «У Федорки на задворках»

7. Хороводные: «Ой по Дону-дону», «Как у наших у ворот»

8. Строевая: «А как наши вот крестьяне»

9. Свадебные: «Ой сад во дворе», «Вянули цветики» В ансамбле ложкарей используются такие РНП: Выйду ль я на реченьку

Ах вы, сени Светит месяц Во саду ли во городе На горе то калина


Используемая литература

1. .Аникин ВП. Русские пословицы и поговорки. М., 1988

2. Забылин МА. Русский народ М., 1990

3. Исторические песни. Баллады. М., 1986

4. Кравцов НИ Сказка как фольклорный жанр М., 1986

5. Круглов ЮГ. Хрестоматия по фольклористике. М., 1990

6. Некрылова АФ. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Л., 1984

7. Сахаров ИА. Народные праздники и обычаи. М., 1991

8. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах /Науч. ред. Картавцева МТ/. М., 1994




Скачать 201,19 Kb.
оставить комментарий
Дата16.11.2011
Размер201,19 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх