«Мир живой природы на страницах русской поэзии XX века» icon

«Мир живой природы на страницах русской поэзии XX века»


Смотрите также:
Вещный мир в поэзии а. Кушнера...
Д. И. Кленовский Оккультные мотивы в русской поэзии нашего века...
Конкурс ученических рефератов «Кругозор»...
На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление...
Курсовая работа Тема: Образ А. С. Пушкина на страницах русской прозы XX века...
А. П. Чехов «Степь» Егорушка...
А. П. Чехов «Степь» Егорушка...
А. П. Чехов «Степь» Егорушка...
А. П. Чехов «Степь» Егорушка...
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»...
Сад в русской поэзии ХХ века: феномен культурной памяти...
Сад в русской поэзии ХХ века: феномен культурной памяти...



Загрузка...
скачать
Урок с применением ИКТ.

5 класс.

В лесном театре.

Урок-спектакль «Мир живой природы на страницах

русской поэзии XX века».


Цели урока:

  • формировать представления учащихся о поэзии как об особом взгляде на мир;

  • используя информационно-компьютерные технологии, прийти к пониманию поэтических образов, которые создают авторы стихотворений;

  • учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи;

  • используя информационно-компьютерные технологии, развивать навыки сопоставления картины и стихотворения;

  • воспитывать любовь к родной природе.


^ Ход урока.


Слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Наш урок называется «Мир живой природы на страницах русской поэзии 20 века». Урок немножко необычный: урок-спектакль « В лесном театре».

(Слайд №1 ММП»

Сегодня нас приглашают на свой спектакль актеры лесного театра и русские поэты, которые создали интереснейшие образы лесных обитателей, и нам остаётся, включив внимание и воображение, последовать за ними.

У поэта особое зрение. Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться.


Поэт, как художник, открывает нам окружающий мир: многие вещи мы начинаем замечать только потому, что нам их открыл Поэт-Художник.

(Слайд №1»)

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного,

Представьте, насколько жизнь была б бедна,

^ Коль не было бы в ней чудес невиданных.

***

А чтобы лучше понять созданные воображением автора художественные образы, надо вспомнить некоторые литературные термины и средства выразительности поэтической речи.

Сядьте за компьютеры и проверьте знание терминов.


Работа на компьютерах с тестом.


-Как вы понимаете слово «спектакль»? (Это театральное представление).

Спектакль может быть и музыкальным. Сейчас вы посмотрите фрагмент музыкального спектакля, который разыграла сама природа. Попытайтесь представить лесных артистов.

(Прослушивается музыкальный фрагмент)

- А вы были когда-нибудь в театре? Знаете, что перед началом спектакля там дают программки? Что они содержат? И вы тоже получите такие программки. (Раздаются брошюры.)


А ещё вы получите пригласительные билеты. (Раздаются приглашения). В программках вы найдёте стихи русских классиков 20 века, с которыми сегодня познакомитесь, а из приглашений угадайте, стихи какого поэта напечатаны на обратной стороне.


^ Мультимедийная презентация «Мир живой природы на страницах русской поэзии 20 века».

(Слайд №2)

Начинаем спектакль- путешествие вместе с поэтом Дмитрием Борисовичем Кедриным, в своих лирических произведениях воспевшим русскую природу.

  • Дмитрий Кедрин - поэт, журналист, переводчик.

  • Жил в Подмосковье.

  • Возможно, стихотворение «Приглашение на дачу» проникнуто чувством любви к своему подмосковному дому.



^ Д. Б. Кедрин

«Приглашение на дачу».


Итак, приезжайте к нам завтра, не позже!

У нас васильки собирай хоть охапкой.

Сегодня прошел замечательный дождик

Серебряный дождик с алмазною шляпкой.

Он брызнул из маленькой-маленькой тучки

И шел специально для дачного леса,

Раскатистый гром – его верный попутчик –

Над ним хохотал, как подпивший повеса.

На Пушкино в 9 идет электричка.

Послушайте, вы отказаться не вправе:

Кукушка снесла в нашей роще яичко,

Чтоб нас с наступающим счастьем поздравить!

Не будьте ленивы, не будьте упрямы.

Пораньше проснитесь, не мешкая встаньте.

В кокетливых шляпах, как модные дамы,

В лесу мухоморы стоят на пуанте.

Вам будет на сцене лесного театра

Вся наша программа показана разом:

Чудесный денек приготовлен на завтра,

И гром обеспечен, и дождик заказан!

Лексическая работа.

- Как вы понимаете слова повеса и пуанты?

Повеса – молодой человек, проводящий время в проказах, легкомысленных затеях.

Пуанты – балетные туфли.

1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

2. Где и когда состоится представление?

3. Нравится ли вам, как поэт представляет актёров лесного театра?

4. Перечислите тех, кто занят в спектакле.

(Слайд№3)

5. Какими художественными средствами пользуется поэт, создавая их образы?

6. Хотелось ли вам бы тоже отправиться в такой театр?

7. Вы, наверное, уже представляете себе, каких лесных актёров вы увидите и услышите? Назовите их.


Хотите продлить дачное настроение? Пройдемте в картинную галерею и посмотрим картину М. Шагала «Окно на даче».

(Слайд№4)


Марк Шагал «Окно на даче»


  1. Много ли места занимает изображение окна?

  2. Когда зелень бывает такой ослепительно изумрудной?

  3. Не кажется ли вам странным, что пейзаж словно перечеркнут линиями окна? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа? Обратите внимание на название картины «Окно на даче». Цель художника изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно – это как прозрачная стена, отделяющая дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются в мире необыкновенно красивой природы.

  4. В правом углу автопортрет художника и его жены. Почему художник изображает себя и жену похожими на театральные маски, а занавеску на окне как занавес в театре? (Они представляют себя в театре).

  5. Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Д. Кедрин).


^ Так последуем же вперед вместе с поэтами, открывающими для нас мир живой природы.

(Слайд№5)

Игра «Доскажи словечко!»


Божья коровка,

Улети на небко.

Там твои детки

Кушают…


А вот какой увидел божью коровку поэт Андрей Вознесенский.

(Слайд №6)

  • Андрей Андреевич Вознесенский - современный русский поэт.

  • Он считал, что без природы человек «рушится», то есть перестаёт существовать.

  • Его поэтические образы яркие и неожиданные.


- Кто хочет побыть в роли божьей коровки? Выйдите к доске и прочитайте стихотворение.

^ Андрей Вознесенский

«На спинку божия коровка»


На спинку божия коровка

Легла с коричневым брюшком,

Как чашка красная в горошек

Налита стынущим чайком.


  1. Вы представляете себе образ, который создал поэт? Поделитесь своими мыслями.

  2. Каким средством выразительности пользуется поэт в своем стихотворении? (Это сравнение.)

  3. Видели ли вы сами божью коровку? Какая она, опишите.

  4. Вы согласны с тем, что божья коровка тоже часть живой природы и ею тоже можно любоваться?


Физкультминутка. Представьте себя в роли божьей коровки. Встали, присели все, встаем потихоньку, расправляем крылышки, тихо жужжит божья коровка и улетает на небо.


Задание творческого характера с опорой на личный опыт учащихся.

(Слайд№7)

Вы не раз видели и кузнечика, стрекочущего в траве знойным полднем. Может быть, даже наблюдали за ним, присев на корточки. Попытайтесь представить знакомый вам образ, увидеть его до мельчайших подробностей. А теперь закончите, пожалуйста, такое предложение: «Кузнечик, стрекочущий в траве, похож на …». Посмотрим, какое сравнение у вас получится.

Варианты : похож на маленький самолетик, вертолетик…

похож на маленькую зеленую птичку…

похож на пружинку…

А вот теперь послушайте, каким увидел кузнечика поэт Серебряного века Велимир Хлебников.


Поэзию конца 19в., начала 20 в. принято называть Серебряным веком. Поэты этого времени часто творили, придумывая новые необычные слова. Именно с таким стихотворением В. Хлебникова вы и встретитесь.

(Слайд№8)

  • Виктор Владимирович Хлебников – поэт Серебряного века.

  • Экспериментировал с формой стихотворений, занимался словотворчеством.

  • Природу воспринимал как сказку.


- Кто из вас хочет побыть в роли кузнечика? Сначала прочитайте про себя, выйдите к доске, прочитайте выразительно стихотворение.


^ Велимир Хлебников «Кузнечик».


Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

Пинь,

Пинь,

Пинь!Тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

В стихотворении вы встретились с авторскими неологизмами, т.е. с новыми словами, созданными автором. Попробуйте заменить их общеупотребительными словами.


^ Работа с раздаточным материалом.

(Слайд №9)

«Авторские неологизмы. Замени общеупотребительными словами».


«крылышкуя»

?







« золотописьмо»

?






«зинзивер»

?







«лебедиво!»

?






«О, озари!»

?



Проверка работ фронтально.

  1. Что рисует ваше воображение, когда вы читаете строку: «золотописьмом тончайших жил»? (Светит солнышко, и когда кузнечик перепархивает с травинки на травинку, он расправляет свои маленькие крылышки, которые переливаются на солнце золотом.)

  2. А кто такой зинзивер? Зверек? Птичка? Это фантазия автора? Мягкие согласные «З,», «Н,» в сочетании с И передают звуки природы. Можно ли найти замену слову?

  3. «О, лебедиво! О, озари!» есть ли такие слова в русском языке? Почему для выражения восторга поэт придумал новые слова? ( Слишком сильное восхищение испытывал автор. Представьте себе лебедя – это же настоящее чудо природы, на него нельзя смотреть без восхищения. Вот и получилось «лебедиво», то есть очень красиво).»О,озари»- освети, заблести.

  4. Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? Каким он видит окружающий мир?


Хлебников не просто любуется миром природы, он так видит природу, что чувствует и творит своей фантазией.


^ Кроме божьей коровки и кузнечика среди лесных артистов есть и такие, которые устраивают настоящие спектакли – где бы вы думали? – на болоте!

(Слайд№10)

Отгадайте загадку.

Отгадывание загадки.

Есть замечательный поэт, сказочник – Самуил Маршак. Он написал много стихов, сказок. На каждой странице его книг звучат разные голоса: говорят люди, животные и даже предметы.

(Слайд№11)


  • Самуил Маршак - детский поэт, переводчик.

  • Он является автором книг: «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.

  • Каждая его детская книга – спектакль, а образы – живые и неожиданные.


Попробуем устроить разговор лягушек в классе. Кто хочет побыть лягушкой-кумой? Выходите к доске. Остальные лягушки (класс) остаются на местах и хором читают слова из стихотворения.

^ Самуил Маршак

«Разговор лягушек»

- Кума,

ты к нам?

- К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого, кума?

- Карпа, рака и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать, конечно, дам!

  1. Симпатичный получился разговор?

  2. Как вы понимаете слово кума? Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу. В данном тексте кума – это подруга.

  3. Узнаёте приём, которым пользуется поэт?

Это один из художественных приемов - звукоподражание. С помощью этого приема автор воспроизводит голоса лягушек. Как разговаривают лягушки? Какие звуки они произносят?

^ 4. Это стихотворение юмористическое. В чем же заключается юмор? И в самом обращении к лягушке, и в том, кого собирается ловить лягушка.

5. А вы слышали, как разговаривают лягушки? Где?


Следующее существо, живущее в лесу, очень похожее на цветок. Послушайте загадку и отгадайте, о ком идёт речь.


(Слайд№12)

Отгадывание загадки.

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)


  • А вы, ребята, видели бабочек? Тогда вы знаете, что бабочками невозможно не любоваться. Разновидностей бабочек очень много, и все они по-своему красивы.

  • Вам предлагается следующее задание.

(Слайды №№13 и 14)

Здесь зашифрованы названия 7 бабочек. Найди их.


в

г

ш

у

з

х

ъ

у

ы

а

л

ы

ж

ю

т

р

а

у

р

н

и

ц

а

ф

ъ

ч

ы

а

д

м

в

к

р

л

ы

э

в

э

в

н

м

а

х

а

о

н

ж

у

й

ю

ы

и

и

ю

у

с

э

ч

ю

ж

ж

й

э

я

р

э

ы

о

у

й

ы

ю

й

в

к

р

а

п

и

в

н

и

ц

а

а

п

о

л

л

о

н

к

в

й

ъ

в

в

ч

ъ

й

ю

ъ

в

а

й

ж

в

ж


(Слайд№15)

Арсений Тарковский – поэт 20 века. Его поэзии присуща гармоничность. Стихи поэта о природе очень красивы. Он любит природу и восхищается ею. В природе поэт не «растворяется», он связывает человека и природу.


Стихотворение, которое прозвучит сегодня на уроке, называется «Бабочка в госпитальном саду».


^ Арсений Тарковский

«Бабочка в госпитальном саду».


Из тени в свет перелетая,

Она сама и тень, и свет,

Где родилась она такая,

Почти лишенная примет?

Она летает, приседая,

Она, должно быть, из Китая,

Здесь на неё похожих нет,

Она из тех забытых лет,

Где капля малая лазори

Как море синее во взоре.


Она клянется: навсегда!-

Не держит слова никогда,

Она едва до двух считает,

Не понимает ничего,

Из целой азбуки читает

Две гласных буквы - А и О.

А имя бабочки - рисунок,

Нельзя произнести его,

И для чего ей быть в покое?

Она как зеркальце простое.

Пожалуйста, не улетай,

О, госпожа моя, в Китай!

Не надо, не ищи Китая,

Из тени в свет перелетая.

Душа, зачем тебе Китай?

О, госпожа моя цветная,

Пожалуйста, не улетай!


Госпитальный сад – сад, который находится рядом с госпиталем, лечебным учреждением, где лечат раненых военных.


  1. Как поэт обращается к бабочке? ( Называет её «госпожа моя», «душа», «госпожа моя цветная»). О каком отношении автора к бабочке говорят эти обращения?

  2. Бабочка в стихотворении описывается как совершенно живое существо. Как называется такое средство выразительности, когда неживому предмету придаются свойства живого существа? (Олицетворение). Найдите эти олицетворения.

(«Она клянется: навсегда! - / Не держит слова никогда, / Она едва до двух считает, / Не понимает ничего, / Из целой азбуки читает / Две гласных буквы – А и О /»).

  1. С какой просьбой поэт обращается к бабочке? Почему он просит её остаться? (Бабочка нужна, потому что она красивая, ею можно любоваться, можно забыть о своем горе, болезни.)


Значит, даже такое маленькое существо мира природы помогает человеку избавиться от страданий, лечит его.

А ещё А. Тарковский является автором вот таких строк:

^ Я учился траве, раскрывая тетрадь,

И трава начинала, как флейта, звучать.

Я ловил соответствия звука и цвета,

И когда запевала свой гимн стрекоза,

Меж зеленых ладов проходя, как комета,

Я-то знал, что любая росинка – слеза.


  • - Давайте вспомним лесных артистов, которые волею поэтов предстали сегодня перед вами.

  • - Какие чувства они у вас вызвали?

***

Итак, благодаря поэтам, сегодня на уроке мы побывали в лесном театре на концерте лесных артистов. Мы увидели, что природа – живое существо, она дышит, пульсирует, движется. Давайте и мы с вами попробуем творить.

(Слайд№18)

Итоговое творческое задание.

Вставьте рифмы и эпитеты.


Бабочка в небе летела,

Устала и на цветок отдохнуть ….(присела)

^ Бабочка яркая, …, (красная)

Грациозная и прекрасная.


На мою ладошку ловко

Приземлилась божья …(коровка)

В красном сарафанчике,

С … (черными) карманчиками.


Кузнечик в полдень стрекочет,

Будто сказать нам …(хочет):

Солнце какое ясное,

Жаркое и …(прекрасное).


Лягушки в болоте пели:

-Ква-ква! Мы плотно …(поели)

Время поспать пришло,

Квакать нам …(тяжело).


А сейчас прозвучит стихотворение- послание современного поэта Н. Рыленкова «К Родине». Почему именно это стихотворение? Потому что сегодня мы говорили именно о Родине: ведь и лесные обитатели, и леса, и озёра – это всё наша Родина, которую нужно понимать, любить и беречь.

^ Прочитаем это стихотворение построчно.

Н. Рыленков

«К Родине»

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.


  1. Кому оно адресовано это послание?

  2. Почему автор призывает нас не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться? (всматриваться – смотреть внимательно, не торопясь, вслушиваться – также со вниманием слушать).

  3. Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? ( Красота природы не сразу проникает в душу. Человеку нужно уметь вглядываться в окружающий мир, нужно иметь чуткую душу, и тогда чудеса природы откроются. А равнодушному взору и холодному сердцу чудеса не открываются.)


Я думаю, вы можете поучиться у таких поэтов, как Тарковский, Вознесенский, Рыленков, Маршак, Хлебников, Кедрин умению видеть и понимать красоту окружающего мира.


Домашнее задание.

- Наверное, у многих из вас есть дача или дом в деревне, поэтому поделитесь своими впечатлениями о том, каков мир природы и кем он населён. Вы можете написать как сочинение – миниатюру, так и стихотворение и отправить по следующему электронному адресу….




Скачать 146.22 Kb.
оставить комментарий
Дата13.11.2011
Размер146.22 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх