З навчанням російською мовою пояснительная записка icon

З навчанням російською мовою пояснительная записка


Смотрите также:
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою...
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою...
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання...
Пояснительная записка по выполнению плана нир кафедры «Прикладная математика»...
Пояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков...
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання...
Пояснительная записка...
Пояснительная записка 4 стр...
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання...
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання...
Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання...
Пояснительная записка к основной...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать
Література

(російська та світова)

Інтегрований курс


10–11 класи

Профільній рівень


Програма

загальноосвітніх навчальних закладів

з навчанням російською мовою


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа подготовлена для 10 – 11 классов филологического профиля школ с русским языком обучения.

Целью курса мы считаем: а) приобщение старшеклассников к выдающимся достижениям русской и зарубежной художественной литературы и культуры; б) расширение диапазона их гуманитарного мышления; в) развитие способностей целостного восприятия и осмысления мирового литературно-художественного процесса; г) формирование представлений о национальных и общекультурных ценностях человечества; д) утверждение общегуманистических подходов к искусству и жизни как единственно возможных и возвышающих личность; е) развитие эстетического вкуса, основанного на изучении лучших образцов литературы и других видов искусства.

Реализуя цели изучения предмета «Литература (русская и мировая)» в классах филологического профиля, необходимо учитывать следующие задачи:

  • формирование представлений о художественной литературе как искусстве слова, как составляющей в системе художественных и эстетических ценностей в культуре человечества;

  • воспитание толерантного отношения к духовным и художественным достижениям человечества, которое не противоречит возможности отстаивать свою точку зрения; учит противостоять проявлениям безнравственности и бездуховности;

  • формирование интереса к чтению, потребности вдумчивого и творческого освоения художественных текстов;

  • развитие способностей аналитического мышления и, как результат, — формирование навыков интерпретации произведений искусства;

  • овладение литературоведческой терминологией, помогающей грамотно обобщить впечатления от прочитанного (прослушанного, увиденного);

  • формирование навыков сопоставительного анализа (национальная литература в контексте европейской);

  • развитие устной, письменной, а также общей культуры речи учащихся;

  • развитие умений и навыков самостоятельного осмысления литературного текста и произведений других видов искусства, умения самостоятельно отбирать и усваивать информацию, полученную из различных источников (монография, учебник, статья, лекция, спектакль, кинофильм, информативный компьютерный ресурс и др.);

  • формирование навыков интерпретирования и комментирования как отдельных произведений, так и жизненных явлений, свидетелями которых являются учащиеся.

Содержание и структура программы дает возможность обеспечить достижение основных целей и задач обучения в филологических классах, выделенных в Государственном стандарте образования как обязательных в деле подготовки учащихся по литературе в условиях 11-летнего обучения. Программа сориентирована на параллельное с другими видами искусства (музыка, живопись, театр, кино) изучение литературных источников. В то же время изучение произведений художественной литературы является в программе основой для систематизирования общих культурологических знаний и культурологического осмысления прочитанного. В ней к тому же отработана методика изложения компаративного курса «Русская литература в контексте европейской». Основанием для отбора литературных текстов избрана категория художественного направления, которая в наибольшей степени дает возможность соотнести тематически (жанрово или стилистически) близкие произведения. Данный тип изложения материала помогает сформировать общее представление о закономерностях развития европейской (и мировой) художественной литературы.

Отметим также, что подобный тип восприятия литературных текстов вводит учащихся в практику современных, уже апробированных и общепринятых стандартов изучения литературы. В связи с увеличением информативного материала учебные заведения постепенно отказались как от «медальонного», то есть частного описания творчества отдельного автора, так и от историко-литературного принципа изложения материала, который предполагает последовательный и связанный только с историческим процессом его анализ. В противоположность этому сложилась система уже знакомых учителю рубрикаций: «Фольклор», «Античная литература», «Литература эпохи Возрождения», «Литература средних веков», «Классицизм», «Сентиментализм», «Романтизм», «Реализм», «Модернизм», «Постмодернизм» и др. В этом случае, не изымая важное, значительное по своим художественным показателям произведение (шедевр) из исторического контекста, учитель уделяет преимущественное внимание изучению тех его признаков, которые и делают это произведение выдающимся в контексте названной эпохи (например, Античности) или художественного направления (например, реализма).

Так как курс «Литература (русская и мировая)» в современной школе апробируется как интегрированный курс, то дополнительной задачей учителя становится задача сравнения национальных вариантов явлений одного и того же художественного ряда (например: европейский Классицизм – Классицизм в русской литературе; романтизм в литературе Западной Европы – романтизм в русской литературе; русский реализм ХХ века – реализм в литературе Западной Европы и Америки). Поскольку данные художественные категории применимы к любому виду искусства (живопись, музыка, архитектура и др.), то это дает возможность ввести в общий курс литературы те произведения нелитературного вида искусства, которые помогают усвоить основной, изучаемый в классе, литературный материал. Они, эти другие виды искусства, призваны сыграть не столько фоновую или контекстную роль, сколько усилить запоминание программных литературных текстов с помощью визуального (живопись) или слухового (музыка) восприятия. Подчеркнем при этом, что сравнение произведений разных видов искусства является одним из разделов современной компаративистики. К тому же данный вид работы ориентирован на привычную для учителя методику реализации межпредметных связей.

Отличительной особенностью данной программы для 10–11 классов является стремление дать учащимся целостное представление об особенностях литературного процесса последних двух столетий – особенно ярких и богатых художественными шедеврами на всем пространстве Европы. Поэтому в 10 х классах предложено изучать материал, связанный с формированием и развитием романтизма и реализма, а также ситуации «рубежа» в литературе последней трети XIX века; а в 11 х классах рассматриваются «переходные» литературные формы» конца XIX – начала XX вв., движение к модернизму и сосуществование традиционных и новых форм в искусстве ХХ века.

Данный принцип освоения материала имеет и методическое обоснование: традиционно в 4–6; 7–9 классах общеобразовательной школы, в соответствии с возрастными возможностями учащихся, происходило знакомство с лучшими произведениями русской и мировой литературы. Программа строилась по принципу «кругового усвоения» (в каждом классе для изучения предлагались значительные в художественном отношении произведения от фольклора до ХХ в. включительно). В отличие от этой, только что названной системы изложения, в выпускных классах ставилась задача принципиально иная: на материале, максимально приближенном к современности, прослеживались общие закономерности литературного процесса. В профильной программе для 10–11 классов эта особенность изложения материала учена.

Данная программа призвана дать не только базовое, но и углубленное профильное образование, ориентированное на интеллектуальные и творческие способности учащихся. Сказанное объясняет, почему в нее введены темы, сориентированные на развитие логического мышления: принцип соотнесения понятий и суждений из одной области знаний (литература) с понятиями и суждениями, сформированными в другой области знаний (философия, история, эстетика, живопись, музыка, архитектура). Это формирует личность, ориентированную на общегуманистический свод понятий.

Достижению обозначенной цели помогают уроки, объединенные рубрикой «Беседы по художественной культуре (межпредметные связи)». На данный тип уроков выделены специальные часы в 10, 11 классах (соответственно 10/14 час\год). Обычно эти уроки завершают собой изучение тематического литературного блока и предполагают дополнительное его творческое осмысление – это дает возможность учителю еще раз уточнить уровень усвоения учебного материала. Поскольку читательская активность у сегодняшнего ученика снижена, то визуальный и слуховой образный ряд, предлагаемый живописью и музыкой, совершенствует его литературные знания, разнообразит и закрепляет их, стимулируя при этом и читательский интерес.

Предложенный тип сопоставлений не только демонстрирует процессы взаимодействия искусств, но и развивает общую эрудицию учащихся, расширяет их кругозор. Материал, который излагается в разделе, может использоваться как иллюстративно-фоновый при изучении литературного произведения, но, главное, — как тот комплекс знаний, который дополняет и развивает сведения, полученные на уроках литературы. Помимо всего, темы, предложенные в данном разделе программы, можно использовать для дополнительных сообщений и выступлений учащихся, это материал дискуссий и творческих работ, которые учитель планирует по своему усмотрению. Время, отведенное в разделе, учитель может использовать как резервное и имеющее прямое отношение к рубрике «Развитие речи», предполагающей работу по усовершенствованию навыков литературной устной и письменной речи. Формы работы в этом случае могут быть различными — от реферирования материалов, предполагающих знакомство с известными искусствоведами (например, В. Стасовым, А. Бенуа), до сочинений различных жанров.

Предложенный нами иллюстративный материал не исключает использования и более традиционных иллюстраций. Например, изучая «Войну и мир» Л. Толстого, учитель может обращаться к живописным и графическим работам Д. Шмаринова, К. Рудакова. Он также может демонстрировать репродукции картин, имеющих непосредственное отношение к историческому моменту, отраженному в произведении – например, репродукцию картины И. Прянишникова «В 1812 году»; Р. Волкова «М.И. Кутузов» и др. В этом случае, расширяя восприятие предмета и делая ставку на эмоциональное переживание прочитанного, учитель ориентирован на разрешение еще нескольких задач. Например, он добивается того, что его ученики сравнивают свое видение отдельных эпизодов произведения с тем, как они представлены в работах уже очень известных авторов.

Содержание программы (в целом) расписано по разделам: «Количество учебных часов на изучение раздела (темы)», «Содержание учебного материала», «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся». Программа составлена в соответствии с учебной сеткой часов филологического профиля для 10, 11 классов, соответственно 4/4 часа в неделю.

Распределение часов в программах для изучения произведений того или иного автора является ориентировочным. Учитель имеет возможность по своему усмотрению перераспределить время на изучение отдельной темы, обзорных и монографических тем, но только в рамках суммарного количества часов, выделенных на изучение материала литературного блока в целом. Изучение литературного блока рекомендуется завершать тематической аттестацией либо уроками обобщения.

Принцип вариативности, заложенный в программе, дает учителю право: а) из обязательного перечня текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по своему усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе; б) варьировать методы изучения этого произведения; в) в значительных по объему текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения; г) избирательно подходить к выбору произведений в разделе «Беседы по художественной культуре (межпредметные связи)».

Отметим также, что в разделе «Внеклассное чтение» прокомментировано довольно большое число произведений, к которым могут обратиться учителя и ученики. Учитель также может рекомендовать учащимся отдельные произведения из предложенного списка для самостоятельного прочтения в каникулярное время. Эти произведения увязаны с конкретным тематическим блоком основных текстов («Европейский романтизм», «Расцвет русского реализма», «Реалисты Западной Европы и Америки» и др.), что облегчает работу учителя над предложенными текстами. Выбор произведений и их количество зависит только от выбора учителя. К тому же, перечень художественных текстов, данных в программе, учитель может дополнить текстами произведений из литературы родного края.

В рубрике «Теория литературы» обозначен минимум теоретико-литературоведческих понятий, необходимых для понимания, анализа, интерпретации художественного текста. Теоретический материал увязан с изучаемым произведением по принципу наибольшего соответствия заявленной проблеме (если изучается творчество Л. Толстого, Ф. Достоевского, уместны вопросы по теории романа (социальный, психологический, философский); если же творчество В. Жуковского, то предлагается запомнить наиболее показательные для него жанры (элегия, баллада).

Рубрика «Для заучивания наизусть» ориентирована не только на обогащение читательской эрудиции, на совершенствование навыков выразительного чтения, но и способствует формированию творческого, эмоционального восприятия и воспроизведения текста. Следовательно, заучивание наизусть в школе – процесс не только желательный, но и необходимый. Именно с данным разделом работы в старших классах рекомендуется объединить работу по развитию навыков выразительного чтения и творческого осмысления прочитанного. Естественно, интерпретирование текста должно производиться на основе концепции творчества автора, а не способом «вольной» его трактовки.

Уроки литературы по данной программе необходимо дополнять проведением занятий по программе обязательного спецкурса «Шедевры мировой культуры: Европейское Возрождение и Просвещение». Кроме того, необходимо расширять и углублять знания учащихся за счет факультативных занятий и внеклассной работы по предмету (её формы могут быть различными и зависят от творческих возможностей учителя-филолога и ученического коллектива). Резервные часы учитель использует по своему усмотрению, исходя из конкретных условий и задач обучения, а также педагогической перспективы и целесообразности.

Реализация содержания данной программы интегрированного курса литературы для филологического профиля способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, формирует их личностно и эстетически. Эта программа нацеливает на самообразование, а также прививает вкус к самостоятельному исследованию и поиску.

Важной особенностью данной программы есть развернутый, ориентированный на конспект учителя, вариант изложения материала. Фактически одним текстом здесь объединяются собственно программа курса (порядок (план) изложения материала и поэтапное распределение учебных часов), концептуальный литературоведческий анализ произведений, теоретические обобщения и методические рекомендации, государственные требования к уровню подготовки учащихся. Учитывая новизну интегрированного курса литературы и трудности работы с материалом, хочется надеяться, что предложенный тип программы-конспекта будет особенно актуален в современной школе.


^ 10-й КЛАСС
140 ч. (4 ч. в неделю)



Введение..............................................................................................................1 ч.


Европейский романтизм...................................................................................6 ч.

Генрих Гейне 2 ч.

Джордж Ноэл Гордон Байрон 2 ч.

Адам Мицкевич 2 ч.


Русский романтизм, формирование русского реализма................................20 ч.

В.А. Жуковский 2 ч.

К.Ф. Рылеев ^ 2 ч.

А.С. Пушкин 8 ч.

М.Ю. Лермонтов 8 ч.

Беседы по художественной культуре: межпредметные связи...................2 ч.


Становление и развитие реализма в западноевропейской литературе.......24 ч.

Стендаль 6 ч.

Оноре де Бальзак ^ 6 ч.

Гюстав Флобер 6 ч.

Чарльз Диккенс 6 ч.

Беседы по художественной культуре: межпредметные связи.....................2 ч.


Становление и развитие реализма в русской литературе............................24 ч.

Н.В. Гоголь ^ 6 ч.

И.С. Тургенев 6 ч.

Н.А. Некрасов 6 ч.

А.Н. Островский 6 ч.

М.Е. Салтыков-Щедрин 2 ч.

Беседы по художественной культуре: межпредметные связи....................2 ч.

Высшие достижения в русском реализме.....................................................24 ч.

Л.Н. Толстой…………………………………………………………………10 ч.

Ф.М. Достоевский……………………………………………………………10 ч.

Ф.И. Тютчев……………………………………………………………………………2 ч.

А.А. Фет…………………………………………………………………………………2 ч.

Беседы по художественной культуре: межпредметные связи...……………2 ч.


Ситуация «рубежа» в литературе последней трети XIX века......................................................................................................................14 ч.

^ Русская литература:

А.П. Чехов……………………………………………………………………………...6 ч.

Западноевропейская литература:

Генрик Ибсен…………………………………………………………………..4 ч.

Бернард Шоу…………………………………………… ……………………4 ч.

Беседы по художественной культуре: межпредметные связи……………….2 ч.


Повторение, обобщение..................................................................................1 ч.


Всего на изучение произведений...................................................................114 ч.

Беседы по художественной культуре..............................................................10 ч.

^ Уроки контроля над учебными достижениями учащихся:
(тематические аттестации, сочинение /изложение) (8 ч. + 2 ч.)


Уроки внеклассного чтения..............................................................................4 ч.

Резервное время учителя...................................................................................2 ч.


^ 10-й КЛАСС
140 ч. (4 ч. в неделю)



Беседы по художественной культуре: межпредметные связи.

Дополнительный материал к темам «Европейский романтизм», «Русский романтизм, формирование русского реализма».

*Темы по выбору учителя:


1. Байроновские мотивы в творчестве Эжена Делакруа («Свобода, ведущая народ на баррикады»).

2. Бунтарство и созерцательный романтизм в картинах Франциско Гойи («Зонтик», «Расстрел повстанцев...»).

3. Романтическое двоемирие в музыке Ф. Шопена и А. Алябьева.

4. Олицетворенный героизм 1912 года: портрет Е.В. Давыдова кисти О.Кипренского.

5. Нежность и созерцательность романтических натур: работы О.Кипренского «Бедная Лиза» и «Портрет Василия Андреевича Жуковского».

6. Девушки в портретной серии романтиков (В. Тропинин «Кружевница» — В.Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», К. Брюллов «Всадница»).

7. Фольклор в романтизме (В. Жуковский «Светлана» — К. Брюллов «Гадающая Светлана»).

8. Идеал свободной личности: «Портрет А.С. Пушкина» кисти В. Тропинина.


^ Беседы по художественной культуре: межпредметные связи.

Дополнительный материал к теме «Становление и развитие реализма

в западноевропейской литературе».

*Темы по выбору учителя:


1. «Золотой век» итальянской оперы. Д. Россини «Севильский цирюльник».

2. Французская лирическая опера. Ж. Бизе «Кармен».

3. Барбизонская школа в истории французской живописи (Жан-Франсуа Милле).

4. Крестьянский мир в живописи реалистов (А. Венецианов «Крестьянка с васильками», «Захарка» — Т. Шевченко «Крестьянская семья» — Жан-Франсуа Милле «Отдых жнецов», «Сборщицы колосьев»).


^ Беседы по художественной культуре: межпредметные связи.

Дополнительный материал к теме «Становление и развитие реализма в русской литературе».

*Темы по выбору учителя:


1. «Сюжеты из жизни» П. Федотова («Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»).

2. Мир чиновников в творчестве Н. Гоголя и П. Федотова («Шинель» — «Мертвые души»— «Свежий кавалер»).

3. Христианский и современный мир художника А. Иванова («Явление Христа народу», «Жених, выбирающий серьги для невесты»).

4. Н. Гоголь и А. Иванов: история знакомства и творческой близости.

5. Становление национального стиля в опере: творчество М. Глинки («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»).

6. Фольклорные и литературные источники русского классического романса (А.Варламов «Горные вершины», «Белеет парус одинокий»; А. Гурилев «Матушка, голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая»).


^ Беседы по художественной культуре: межпредметные связи

Дополнительный материал к теме «Высшие достижения

в русском реализме».

* Темы по выбору учителя:

1. Творчество реалистов-передвижников.

2. И.Н. Крамской и Ф.М. Достоевский, близость их философских размышлений (картина «Христос пустыне» – романы «Преступление и наказание», «Идиот»).

3. Портрет Л.Н. Толстого кисти И.Н. Крамского: история создания, образ Крамского, представленный в характере художника Михайлова (роман «Анна Каренина»).

4. «Неизвестная» И.Н. Крамского: Анна Каренина или Настасья Филипповна?

5. Страницы народной жизни в живописи К.Е. Маковского, В.Г. Перова.

6. Портрет Ф.М. Достоевского кисти В.Г. Перова: философское понимание образа писателя.

7. А.И. Куинджи и Ф.И. Тютчев: сходство мироощущений и способы отражения мира.

8. Литературные источники творчества В.М. Васнецова «Три богатыря», «У омута».

9. Поэтизация дворянской усадьбы в творчестве В.Д. Поленова и А.А. Фета.


Беседы по художественной культуре: межпредметные связи.

Дополнительный материал к теме «Ситуация «рубежа» в литературе

последней трети XIX века.

* Темы по выбору учителя:

1. Импрессионизм, история его формирования и высшие достижения в искусстве (обзор).

2. Творчество французских импрессионистов (К.Моне, Э. Мане, Ренуар, Сислей, Писсарро).

3. Русский вариант импрессионизма: творчество И.Левитана, В. Серова, К. Коровина.

4. Импрессионизм в музыке (творчество Дебюсси и Мусоргского).

5. Чехов и Левитан: бытовое и лирическое в их произведениях.

^ 10-й КЛАСС
140 ч. (4 ч. в неделю)



Коли­чество часов

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся



1 ч.




ВВЕДЕНИЕ


Основные закономерности развития литературного процесса I половины XIX века:

обобщение уже известного, изучение нового материала в контексте романтизма

Романтизм и реализм как ведущие художественные направления времени.

Возникновение и оформление романтизма в западноевропейском искусстве конца XVIII – нач. XIX вв. Роль Великой французской революции и промышленного переворота в Англии в истории романтизма. Теоретики – братья Фридрих и Август Шлегели. Виднейшие представители европейского романтизма: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия); Новалис, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман (Германия); Жорж Санд, В. Гюго (Франция); А. Мицкевич (Польша). Национальные особенности европейского романтизма, реализованные в творчестве изучаемых (изученных) авторов.


Учащийся:


* Различает понятия романтизм и реализм;

* рассказывает о ведущих тенденциях в искусстве I пол. XIX в.;

* выступает с сообщением о выдающихся деятелях европейского романтизма в искусстве (по выбору);

* составляет конспект по теме.


6 ч.


2 ч.


^ ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ


Генрих Гейне
«Книга песен»: избранные стихотворения


Биография поэта, периодизация творчества. Особенности художественного мышления: тип романтического двоемирия Гейне в контексте немецкой литературной традиции (братья Гримм, Шамиссо, Гофман). Образ идеального героя Гейне: чувственность, неустанный поиск себя в мире.

«Книга песен» как выдающееся явление немецкого романтизма и как этап в творческой биографии поэта. Лирический герой, осознающий счастье только в единении человека с природным миром. Восприятие любви как части природной гармонии («Когда разлучаются двое», «Умершие люди и годы…»).

Фольклорная основа романтических произведений Гейне: немецкая народная легенда о Лореляйн в контексте стихотворения «Не знаю, что стало со мною…».




* Знает основные события из жизни поэта, его лирические произведения;

* объясняет особенности романтического мышления Гейне и иллюстрирует свой ответ анализом одного стихотворения (по выбору);

* рассказывает о фольклорных источниках творчества поэта, подтверждая ответ цитатами из текста;

* выразительно читает наизусть одно из стихотворений (по выбору учащегося).


2 ч.

^ Джордж Ноэл Гордон Байрон
Лирика, поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Шильонский узник» (обзор, чтение фрагментов по хрестоматии)


«Страницы исключительной биографии» (повторение). Разочарованность и бунтарство как главные особенности личности Байрона. Основные произведения, характеристика Байрона как яркого представителя европейского романтизма (обобщение уже известного, знакомство с новым). Лирика. Бунтарство лирического героя, его вольнолюбие, стихи как страстные монологи. Экзотический мир в произведениях Байрона, поэтизация Востока, эстетика исключительного и необычного. Лермонтовский перевод Байрона («My soul is dark» — «Душа моя мрачна»). Русский вариант прочтения английского романтика: близость и отличия романтического мировосприятия двух поэтов.

Поэмы: «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар», «Шильонский узник», «Манфред», «Дон Жуан» (обобщение).

«Паломничество Чайльд Гарольда»: обобщение уже известного, углубление знаний. Мятущийся герой Байрона, ищущий себя в мире. Путешествие как возможность бегства и поиска душевного пристанища. Элемент романтической иронии, связанный с личнстью героя. Чайльд Гарольд как «сын своего века» (Байрон). Байрон и Пушкин— автор «Евгения Онегина».

«Шильонский узник». «Сонет к Шильону» как пролог поэмы. Бонивар – «мученик веры и патриотизма», воспетый в поэме «Шильонский узник». Особенности перевода текста, предпринятые русским романтиком Жуковским. Способность русского поэта «перевыразить» Байрона. Хвалебный отзыв Пушкина, откликнувшегося на перевод.



* Рассказывает и комментирует отдельные страницы биографии поэта;

* говорит о романтизме как явлении, способном выразить мятущуюся душу Байрона;

* Сравнивает мировосприятие и героев Гейне и Байрона;

* комментирует понятие «байронизм»;

* анализируя произведения и переводы Байрона, отмечает черты романтического порыва и двоемирия,

* говорит о характерном для Байрона «страстном» отношении к жизни;

* называет основные мотивы произведений поэта, * сравнивает творчество известных ему романтиков;

* выразительно читает и комментирует отдельные стихотворения и фрагменты поэм.






^ Теория литературы. Понятие о «байроническом герое» (углубление знаний). Романтическая поэма.

* Знает и объясняет понятие «байронический герой»;

* называет основные художественные особенности романтической поэмы.


2 ч.

^ Адам Мицкевич
«Гражина», «Крымские сонеты»:
«Аккерманские степи», «Гробница Потоцкой», «Плаванье», «Аюдаг»
(произведения по выбору)


Великий польский поэт-романтик, один из духовных вождей польского народа. Его активная гражданская позиция начала XIX века: подобно русскому поэту К.Ф. Рылееву участвовал в работе тайных обществ; благодаря его помощи, будучи ссыльным в Одессе, получил место в Ришельевском лицее. Мятежный поэт, пользовавшийся большим уважением Пушкина, Вяземского, Баратынского. Революционная деятельность в Европе, трагическая смерть в Париже.

Наиболее известные произведения автора: «Пан Тадеуш», «Дзяды», «Гражина», «Крымские сонеты». Сочетание мятежности и созерцательности, темы, связывающие польского автора с европейскими и русскими романтиками.

«Гражина» как романтическое повествование о борьбе литовского народа за свободу, о воинах-рыцарях и прекрасной жене Литавора — Гражине, ставшей образцом героизма и жертвенности. Драматизм сюжета, народные предания, положенные в его основу, поэтика таинственного, пейзажные иносказания.

«Крымские сонеты». Аккерманские и крымские степи как романтическое пространство, связь с изобразительной традицией Байрона (польский Чайльд Гарольд). Восточный колорит стихов.

Вольнолюбие и романтический восторг героя, пушкинский мотив «Бахчисарайского фонтана» в сонете «Гробница Потоцкой».

М. Бажан о «Крымских сонетах» Мицкевича.




* Знает основные даты жизни и творческой биографии поэта;

* рассказывает о значении его произведений;

* называет основные черты романтизма в творчестве Мицкевича;

* сравнивает его сонеты с ранее изученными произведениями европейских романтиков, иллюстрируя ответ цитатами;

* выразительно читает произведения (одно – наизусть); ведет диалог в рамках организованного обсуждения, выражая собственную точку зрения, подкрепленную обращением к тексту.






^ Теория литературы. Сонет как литературный жанр, особенности этой стихотворной формы (повторение и углубление знаний).

* Называет основные черты данной жанровой формы; знает его историю;

* отличает сонет от других стихотворных форм.


20 ч.


2ч.

^ РУССКИЙ РОМАНТИЗМ, ФОРМИРОВАНИЕ
РУССКОГО РЕАЛИЗМА



Параллельное и ускоренное развитие нескольких художественных направлений в русском искусстве начала XIX в. Романтизм как художественное направление, в основе которого лежит противопоставление действительности, не удовлетворяющей героя, воображаемому идеальному миру, созданному им. Культ чувств (страстей), противопоставленный разуму, погружение в фантастический идеальный мир, жажда свободы – основные показатели мышления романтиков. Основополагающая роль победы 1812 года в формировании русского романтизма. Его двусоставность: активная гражданская и созерцательная формы. Роль В. Жуковского и К.Рылеева в формировании русского романтизма. Основные жанры романтизма: элегия, баллада.



* Знает особенности русского романтизма, называет его основные черты и жанры;

* составляет конспект (тезисный план) по теме «русский романтизм»;

* умеет собрать необходимую литературоведческую информацию по проблеме и выступить с кратким сообщением (по желанию учащегося).





В. А. Жуковский
«Певец во стане русских воинов», «Вечер», «Цветок», «Лесной царь», «Ундина», «Светлана» (обобщение изученного, комментирование нового материала)


Страницы биографии поэта. Основные произведения.

Двойная природа романтизма Жуковского: дань патриотизму 1812 года и созерцательность как основа художественного мышления. «Всего прекрасного певец» (А. С. Пушкин).

Разносторонность дарования: поэт и произаик, блестящий переводчик, музыкант, художник. Влияние, оказанное на Жуковского Н. Карамзиным: «Утонченность переживания» (обобщение уже известного, знакомство с новым).

^ Элегии и баллады Жуковского, выражающие внутреннюю неудовлетворенность поэта и его порыв в иной чудесный мир. Утонченно-грустное (элегическое) настроение как особенность стиля.

«Лесной царь». Сюжетное лирическое произведение о таинственных событиях. Авторский перевод И. В. Гете. Способность русского поэта передать наиболее характерное в мироощущении немецкого предшественника. Сказочный сюжет, навеянный фольклором германских народов. Его новая трактовка.

«Светлана». Суеверные предания как образец «национальной поэзии» (Жуковский). Первоисточник («Ленора» Бюргера) и авторский его вариант. Сюжет о женихе-мертвеце, насыщенный славянскими рождественскими обрядами.

«Ундина» (лат. unda – волна). ). В германских средневековых поверьях – дух воды в образе женщины. Образ, синонимичный славянским русалкам. Национальный колорит сюжета, рассказанного Жуковским.




* Рассказывает о жизни и творчестве поэта-романтика, используя знания, полученные в предыдущих классах;

* знает тексты, предложенные для изучения;

* выразительно читает и анализирует произведения, определяя особенности жанра: элегии, баллады;

* комментирует признаки романтического повествования, разносторонность дарования Жуковского;

* говорит (ведет диалог) об особенностях русского прочтения уже известного немецкого сюжета;

* аргументирует ответ.





^ Теория литературы. Понятие о романтической элегии и балладе. Элегия как жанр лирики.


* Знает определение особенности данных жанровых форм;

* использует эти знания при анализе конкретных произведений.


2 ч.

К.Ф. Рылеев
«К временщику», «А.П. Ермолову», «А.А. Бестужеву», «Я ль буду


в роковое время…».
Думы: «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»
(одно произведение)
Поэмы «Наливайко», «Мазепа»
(фрагменты по выбору)


Краткие сведения о личности и творчестве. Дворянин, военный, участник русского заграничного похода 1814–1815 гг. Декабрист и вольнодумец (республиканец), поэт, соредактор альманаха «Полярная звезда». Романтик, веривший в возможность обретения гражданских свобод. Трагическая гибель участника декабристского восстания.

«Гражданин», «Наливайко». Произведения, ставшие образцом романтической лирики декабристов. «Байронический герой» Рылеева. Жажда свободы и гражданский пафос. Ораторская обвинительная интонация произведений («В них не найдут ни Брута, ни Риеги»). Преклонение перед борцами, афористичность высказываний. Идея жертвенного подвига («Исповедь Наливайки»).

Связи Рылеева с Украиной. Дума как самобытный жанр Рылеева: ориентирование поэта на украинскую историческую (героическую) песню, прославляющую гражданское мужество народных борцов.



* Рассказывает о месте Рылеева в истории, России;

о значении его романтической лирики;

* называет наиболее значительные произведения поэта и определяет их идейно-художественные особенности; * объясняет причины ориентирования поэта на украинскую историческую (героическую) песню;

* в контексте изученного анализирует думы Рылеева;

* выразительно читает и комментирует изучаемые произведения.





^ Теория литературы. Историческая дума: украинские истоки жанра, реализованные в русской поэзии (углубление и систематизация знаний, связь с украинской литературой).

* Называет основные признаки исторической думы; * анализируя текст, делает самостоятельные сопоставления и выводы.





Начало формирования реализма — первая треть XIX в. Стремление отразить действительность в ее исторически конкретном варианте. Исследовательский и обобщающий пафос реализма, типизация и сохранение индивидуальных характеристик. Связь русского реализма с поисками европейских писателей (Стендаль). «Золотой век» русской литературы, связанный с достижениями в реалистическом творчестве. Пушкин – романтик и основоположник русского реализма.


* Знает об истоках и особенностях русского реализма;

* умеет показать связи романтизма с реализмом;

* объясняет понятие «золотой век», связанный с развитием русской литературы XIX в.

* конспектирует и составляет план по материалам критической статьи.


8 ч.

А. С. Пушкин
Лирика: «К Чаадаеву», К*** («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник воздвиг…»
«Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь» (по выбору)
Роман «Евгений Онегин»


(обобщение изученного, знакомство

с новым материалом)

Жизнь Пушкина, периодизация литературного творчества (обобщение). Страницы биографии, связанные с изучаемыми произведениями. Детство и лицей. Петербург, Коллегия иностранных дел и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка.

Литературные достижения периода Михайловской ссылки. «Болдинская осень», жизнь в Петербурге: проявления универсальности дарования.

Гибель «в середине великого поприща», мировое значение творчества Пушкина.




* Рассказывает об этапных моментах жизни и творчества Пушкина;

* объясняет понятие «универсальность дарования», используя при этом как новые знания, так и сведения, полученные в предыдущих классах.





Лирика. Обобщение и углубление знаний, знакомство с новыми произведениями. Основные циклы лирики Пушкина (вольнолюбивая, пейзажная, философская, любовная). Основные темы стихотворного творчества: дружба и радость бытия, свобода, патриотизм, смысл жизни, любовь. «К Чаадаеву». Образец ранней вольнолюбивой романтической лирики, произведение, навеянное событиями 1812 года, пролог декабризма. Личность, которой посвящено стихотворение. Романтические иносказания и призыв, присутствующие в произведении.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…». Лучшие образцы любовной лирики Пушкина: гимн жизни и любви как высшему проявлению человеческих чувств.

«Я памятник воздвиг…». Итоговое реалистическое стихотворение о земном предназначении поэта. Образец реалистической гражданской лирики. Предшественники Пушкина (Гораций, Державин). Сквозная тема размышлений поэта («Арион», «Пророк», «Поэт и толпа»). Ремесло, Божий дар или служение? – основной вопрос стихотворений на данную тему. «Нерукотворный памятник» в последнем из названных произведений цикла. Утверждение народности как определяющего фактора творчества.

Художественное совершенство лирики Пушкина. Лирические произведения поэта, положенные на музыку (М. Глинка, А. Бородин).


* Знает основные мотивы лирики;

* читает наизусть стихотворения;

* анализирует их, используя определения «философская», «любовная», «гражданская», «пейзажная» лирика;

* комментирует произведения, передавая свое впечатление от прочитанного;

* называет средства художественной речи;

* объясняет смысл понятия «лирический герой»;

* пишет (по выбору учителя) реферат, научную (творческую) работу, сочинение на одну из предложенных тем.





^ Теория литературы


Лирика. Принципы циклизации стихотворных произведений. Основные жанры лирики. Лирика романтическая и реалистическая (повторение и углубление знаний).


* Объясняет понятие «лирика»;

* называет основные принципы циклизации (тематический, жанровый, интонационный); *отличает романтическое произведение от реалистического.





«Маленькие трагедии». Изучение тайн человеческого характера, стремление показать сложность внутреннего мира человека. «Моцарт и Сальери». Гений и толпа, гений и злодейство. Подлинное искусство (Моцарт) и ремесло (Сальери). Легенда, ставшая отправным моментом пушкинского сюжета.

«Скупой рыцарь». Власть денег, превратившая рыцаря в стяжателя. Предварение темы, ставшей одной из главных в общеевропейской реалистической литературе I половины XIX в.

Понимает универсальность тематики и общечеловеческое значение произведений. Анализируя тексты, обращает внимание на современность их звучания.





«Евгений Онегин». Мировое значение романа. Жанровое новаторство (роман в стихах). Тематика. Особенности сюжета (любовная коллизия, ставшая центром повествования). Новый принцип освоения темы (частная жизнь в контексте социальных проблем). Утверждение реализма как ведущего направления в искусстве. Создание образов, олицетворяющих национальный русский характер.

История создания романа. Связь с байроновской традицией и постепенный отход от нее («Паломничество...»). Широта охвата действительности, герои и общество. Типизация. Конфликт, расстановка действующих лиц.

Онегин. Герой, сформированный обществом и временем. Воспитание и образование Онегина. Его сословное положение и необычный образ мышления. Незаурядность характера героя, которого назовут «лишним человеком». «Проверка» Евгения любовью к Татьяне и дружбой с Ленским. Судьба Онегина и возможности возрождения личности.

Татьяна. «Жизнь сердца». Народность характера. Воспитание, образ жизни. Благородство натуры, чистота душевных побуждений. Черты характера Татьяны, ее судьба. Отношения с Евгением. Закономерный финал произведения.

Социальные, нравственно-этические, философские проблемы романа. Позиция автора, отличие лирического героя от автора-повествователя. Особенности реалистического повествования: правдивое исторически конкретное отображение действительности в типических образах и типических обстоятельствах. Язык и стиль поэта, «онегинская строфа».

Критика. В. Белинский «Сочинения Александра Пушкина» (статья восьмая и девятая).

* Знает текст произведения;

* выразительно читает и комментирует отдельные его фрагменты;

* называет тему, идею, ведущие мотивы, особенности развития сюжета;

* раскрывает связь романа с уже известным сюжетом Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда»);

* определяет место романа в истории мировой литературы; * характеризует героев, рассказывая об особом типе героя, созданном Пушкиным (Евгений Онегин); об особенностях национального женского характера (Татьяна Ларина);

* комментирует отношение автора к основным его персонажам; рассуждает о совершенстве формы романа;

* знает определение «онегинской строфы», основные положения статей В. Белинского, посвященных «Евгению Онегину». * готовится к написанию творческой работы по произведениям А. Пушкина.





^ Теория литературы


Реализм как художественное направление в искусстве. Понятие о типическом (обобщение и углубление знаний).

* Знает определение; * понимает суть типического и поясняет различие, существующее между фактом повседневным и типизированным.





^ Внеклассное чтение


А. Пушкин «Южные поэмы» (как воплощение романтизма байроновского типа), драматургия, проза: «Цыганы», «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

* Определяет идейно-тематическое содержание произведений;

*комментирует их художественное богатство в контексте художественного направления;

* готовит выступление по прочитанному тексту.


8 ч.

М. Ю. Лермонтов
Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», Из Гете («Горные вершины…»)
Роман «Герой нашего времени»



Жизнь Лермонтова, биография, периодизация творчества. Страницы биографии, связанные с изучаемыми произведениями (обобщение уже известного, знакомство с новым). Детство и юность, раннее сиротство, образование в Благородном пансионе при Московском университете, интерес к творчеству. Неожиданность выбора дальнейшего пути: учеба в Московском университете, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. «Раздвоенность сердца»: поэт и гвардейский офицер. Основные мотивы лирики Лермонтова. «Поэт совсем другой эпохи…»: драматизм мировосприятия как самая характерная черта творчества.



* Рассказывает биографию Лермонтова;

* определяет место и значение творчества поэта в отечественной и мировой литературе, используя новые и раннее приобретенные знания;

* составляет тезисный план к теме.




Лирика. Обобщение знаний, полученных ранее. Романтизм ранних стихотворений («Белеет парус одинокий…», «Молитва»). Противопоставление мечты и реальности, драматизм мироощущения, мотив одиночества и отчаяние.

«Нет, я не Байрон, я другой…». Программное сочинение поэта, в котором утверждается уникальность собственного пути (не Байрон, не Наполеон, не Пушкин). Трагическое осознание своего положения: «Я — или Бог — или никто?» Лирический герой: его нравственный максимализм, неудовлетворенность собой, понимание несостоятельности романтического бунта («Мцыри»).

«Выхожу один я на дорогу…». Шедевр Лермонтова. Раннее подведение итогов жизни. Трагедия непонимания, «вселенское одиночество» и неприкаянность души лирического героя.

«Родина». Одно из лучших патриотических сочинений в русской литературе. Раздумчивая нота, сделавшая патриотическую тему потаенно личной. Детали русских пейзажей, ставшие метафорическим образом родины («с резными ставнями окно», «дымок спаленной жнивы», «чета белеющих берез»). Музыкальное начало стихотворения.

* Выразительно читает (в том числе наизусть),

* комментирует тексты стихотворений, раскрывая внутренний мир лирического героя, оценивая достоинства поэтического языка; * называет основные мотивы лирики Лермонтова;

* отмечает неизменную лирическую грусть поэта;

* отличает романтическое произведение от реалистического;

* ведет диалог по темам, связанным с творчеством Лермонтова («Лермонтов и Байрон», «Лермонтов и Пушкин», «Трагическое двоемирие поэта»).




^ Теория литературы

Лирический герой и автор произведения. Лермонтовский лирический герой (повторение и углубление знаний).

Раскрывает понятия: «лирический герой», «лермонтовский лирический герой», иллюстрируя ответ цитатами из текстов.




«Герой нашего времени». Первый социально-психологический роман в русской литературе. Исследование внутреннего мира героя — человека, наделенного мятущейся душой. Смысл названия, «лишний человек» в определении В. Белинского (статья «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова»). Композиция (роман, состоящий из повестей). Возможности, которые дает подобная форма. Роль рассказчика. Печорин и Онегин — их близость и основные отличия.

Печорин. Одаренность натуры, многогранность и противоречивость характера, тщательно скрываемая ранимость души. Печорин как человек, «опередивший» время. Связь этого образа с лирическим героем лучших стихотворений Лермонтова. Трагическая раздвоенность героя. Поиск себя и одиночество. Программное значение повести «Фаталист» в идейном замысле романа.

Любовь и дружба в жизни «лишнего человека» (Бэла, княжна Мери, Максим Максимыч, Грушницкий). Измученная душа героя, Печорин как человек, который обрекает на несчастье себя и других.

Критика. В. Белинский. Статья «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова».

* Знает историю замысла, особенности воплощения сюжета, самобытность композиции произведения;

* сравнивает образы Онегина и Печорина;

* рассуждает о роли рассказчика, о значении авторских отступлений;

* составляет тезисный план статьи В. Белинского;

* характеризует творчество Лермонтова и его роман, используя материал статьи В. Белинского.





^ Теория литературы

Понятие о социально-психологическом романе (углубление знаний).

* Называет характерные признаки социально-психологического романа, подтверждая ответ ссылками на текст.





^ Внеклассное чтение

М. Ю. Лермонтов. Поэмы («Демон», Мцыри»), драма «Маскарад», лирика (по выбору).

Знает содержание произведения;

комментирует его в контексте художественного направления;

* анализирует средства художественной речи,

* выступает с научно-публицистическими сообщениями, отрабатывая навыки оппонирования.

2 ч.

Беседы по художественной культуре (межпредметные связи):


1. Байроновские мотивы в творчестве Эжена Делакруа («Свобода, ведущая народ на баррикады»).

2. Бунтарство и созерцательный романтизм в картинах Франциско Гойи («Зонтик», «Расстрел повстанцев...»).

3. Романтическое двоемирие в музыке Ф. Шопена и А. Алябьева.

4. Олицетворенный героизм 1912 года: портрет Е.В. Давыдова кисти О. Кипренского.

5. Нежность и созерцательность романтических натур: работы О. Кипренского «Бедная Лиза» и «Портрет Василия Андреевича Жуковского».

6. Девушки в портретной серии романтиков (В. Тропинин «Кружевница» – В. Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», К. Брюллов «Всадница»).

7. Фольклор в романтизме (В. Жуковский «Светлана» – К. Брюллов «Гадающая Светлана»).

*темы по выбору учителя.



* Расширяет и углубляет полученные на уроках литературы знания за счет произведений иного художественного ряда;

* сравнивает их, делая обобщенный вывод о сути романтического восприятия мира;

* повторяет и закрепляет понятийный ряд («байронизм», романтическое двоемирие, активная и созерцательная формы романтизма, идеальный герой, страсть и мечтательность героя);

* готовит сообщения либо реферат по теме;

* знакомится с исследовательской литературой, учится ее использовать.

24 ч.

^ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА
В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ









История формирования реализма, роль Стендаля в его утверждении. Представители данного художественного направления. Романтические и реалистические романы Стендаля, социальные повести и романы Оноре де Бальзака, социально-психологический роман Флобера. Особенности английского реализма, творчество Диккенса.


* Имеет общие представления о становлении и развитии реализма в западноевропейской литературе;

* называет ведущих ее представителей;

*составляет тезисы сообщения по теме в соответствии со статьей учебника.


6 ч.

^ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Стендаль
«Красное и черное»


Жизнь и творчество, позиция Стендаля в искусстве своего времени. Проблема смены художественных направлений (стилей). Роман «Красное и черное» как главное достижение автора.


Смысл и символика названия. «Красное» и «черное» как ведущая антитеза произведения. социальные и нравственно-этические проблемы, отраженные в нем.

Жюльен Сорель. Закономерность появления подобного героя. Франция эпохи Реформации и трагедия ее одаренных детей. Традиционное сословное неравенство и пример Наполеона, когда-то перешагнувшего эту преграду. Желание состояться в жизни и пути, избранные Сорелем. Система персонажей в романе. Жюльен в ситуации постоянного отторжения. «Человеческое сердце» в изображении писателя. «Путь наверх» и разрушение личности Жюльена. Нравственные уроки романа. Любовь как высшее проявление человеческих отношений. Трагедия Сореля: лицемерие – «это единственное мое оружие».

Особенности построения сюжета: биография героя и многоаспектность повествования; социальная панорамность и частные проявления характера, общее и индивидуальное в характеристиках персонажей.



* Рассказывает о жизни, творческом пути писателя, о его месте в европейском реализме;

* называет основные произведения Стендаля;


* знает содержание романа;

* близко к тексту комментирует отдельные его части; * раскрывает трагедию Жюльена, объясняет его поступки;

* характеризует героя, показывая противоречивость его характера, а также закономерность эволюции и великого прозрения Сореля;

* раскрывает смысл названия романа, символику красного и черного, объясняющую его идею;

* участвует в дискуссии по тематике произведения.






оставить комментарий
страница1/6
Дата10.11.2011
Размер1,52 Mb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх