Тема: Структура литературоведения как науки icon

Тема: Структура литературоведения как науки


Смотрите также:
Тема Политология как система знаний о политике...
Темы рефератов по истории и философии науки (история литературоведения)...
Литература как наука и ее связь с другими науками...
Курс «Систематика и основные направления современного литературоведения»...
История литературоведения примерные темы рефератов по истории и философии науки...
Тема Реальность как дискурсный конструкт...
Программа по философии и методологии науки раздел Предметная сфера философии науки...
Система прозаического произведения: семантика и структура 10. 01. 08 теория литературы...
Тема 1: "Военная психология как отрасль психологической науки "...
Вопросы к канд минимуму по: «Истории и философии науки»2009г...
3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции...
Реферат по дисциплине Философия: Тема: «Концепция научных революций Т. Куна»...



Загрузка...
скачать
Практическое занятие № 1 (2 ч.).


Тема: Структура литературоведения как науки.


Содержание занятия: Основные и вспомогательные дисциплины литературной науки.


Форма проведения занятия: реферативные сообщения студентов.


Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы.


План аудиторного занятия:


1) Расскажите об особенностях, целях, объектах изучения и методах работы основных литературоведческих дисциплин:

  • теория литературы:

  • история литературы;

  • литературная критика.

2) Назовите вспомогательные отрасли литературоведения и дайте характеристику следующих из них:

  • текстология;

  • палеография;

  • библиография.


Литература:

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. (статьи «Литературоведение», «Критика литературная», «Библиография», «Атрибуция», «Палеография»).

  2. Елина Е.Г., Книгин И.А. Текстология // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия. М., 2000. С.415-424.

  3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Л., 1996. С. 30-50.



Практическое занятие № 2 (2 ч.).


Тема: Художественный образ и его специфика в литературном произведении.


^ Содержание занятия: Особенности художественного образа в словесном произведении. Внутренняя структура образа.


Форма проведения: Разбор теоретических вопросов. Аудиторный анализ текста.


^ Терминологическая база: архетип, мимесис, научное понятие, персонаж, условность, художественный образ, художественная деталь, художественный топос (топика).


^ Задания для самостоятельной подготовки:


  1. Прочитайте раздел «Образ художественный» в учебном пособии «Введение в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец.

  2. Законспектируйте статью П. Палиевского «Структура художественного образа».

  3. Опираясь на указанную выше литературу, ответьте на следующие вопросы:

  • какими особенностями обладает художественный образ (соотнести с понятием в научной сфере)?

  • как соотносятся между собой объект действительности и его образ в искусстве, где между ними пролегает граница?

  • в чем выражается условность художественного образа?

  • какой принцип П. Палиевский отождествлял с внутренней структурой образа?




  1. Прочитайте стихотворение В. Набокова «На качелях» и ответьте на предложенные ниже вопросы.




  • Какие образы встречаются в этом стихотворении? Определите, по каким параметрам они приближены к физическим реалиям, а по каким нетождественны им, условны.




  • Какие типы художественного образа встречаются в этом тексте: образы-детали, топосы, архетипы и проч.?




  • Какой образ можно признать ключевым для текста? Почему?




  • Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении? Какие образы движения лежат в основе этого деления?




  • Отличается ли чем-нибудь движение персонажа вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Сравните детали в первой и второй частях стихотворения.




  • Какие значения (в том числе оценочные) имеют в культуре образы «верха» и «низа»? Совпадает ли авторская трактовка этих образов с традиционной? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.




  • Какое сравнение лежит в основе главного образа стихотворения?


Задания для закрепления:

  1. Назовите последовательно все образы в любимом стихотворении. Какие типы образов Вам встретились?

  2. Определите, какое сравнение лежит в основе ключевого образа любимого стихотворения.

Литература:

  1. В.А. Скиба, Л.В. Чернец Образ художественный // Введение в литературоведение. – М. 2000. – С. 209-220.

  2. Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 — 93.



Практическое занятие № 3 (2 ч.).


Тема: Художественное время и пространство.


Содержание занятия: Особенности художественного времени и пространства. Символические значения временных и пространственных координат. Понятие хронотопа.


^ Форма проведения: Подготовка индивидуальных сообщений по теоретическим вопросам. Аудиторный анализ текста.


Терминологическая база: время художественное, деталь, пространство художественное, символ, хронотоп.


^ Задания для самостоятельной подготовки:


  1. Опираясь на материалы лекции и учебника, ответьте на следующие вопросы:

  • какие функции выполняют в художественном тексте временные и пространственные координаты;

  • в чем сходство и отличия между временем физическим и художественным, пространством физическим и художественным;

  • какой смысл заключает в себе категория «хронотоп» (привести примеры «хронотопов»).




  1. Прокомментируйте примеры расхождений между временем дискурса и чтения из главки «Медлим в лесу» в книге У. Эко «Шесть прогулок в литературных лесах».

  2. Проанализируйте повесть В.Ф. Одоевского «Новый год», опираясь на предложенные ниже вопросы.




  • Какой временной отрезок охватывает действие повести? Назовите ключевые детали текста, отражающие темпоральную сторону происходящих событий.

  • В чем проявилось жизнеподобие и, наоборот, условность изображения времени? Найдите расхождения между временем дискурса и временем чтения.

  • Какие из временных координат повести обладают выраженным символическим потенциалом? Раскройте их символику. Является ли она устойчивой или возникает в повести стараниями самого автора?

  • Сколько раз меняется в повести место действия? Назовите основные локусы текста и опишите их, используя детали, приводимые автором.

  • В чем проявилось жизнеподобие в описании пространства в повести и где оно, напротив, становится условным?

  • Можно ли назвать пространство повести закрытым (замкнутым) или открытым (разомнутым) в деталях и в целом?

  • Почему место действия постоянно меняется? Раскройте семантику основных художественных локусов текста и их значение в сюжете повести (комната студента, детская и т.п.).

  • Обратите внимание на заглавие повести. В чём выразилась его хронотопичность?


Задания для закрепления:

1) Найдите детали пространственно-временной организации в стихотворении В.В. Набокова «На качелях». Какие из них представлены более развёрнуто? Почему?


Литература:


  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.

  2. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М., 2000. С. 47-62.

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.

  4. Роднянская И. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 487 - 489.

  5. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. Спб., 2002. С. 91-137.



Практическое занятие № 4. (4 ч.).


Тема: Сюжет и фабула художественного текста.


Содержание занятия: Понятия сюжета, фабулы, мотива, события. Естественная последовательность и авторское распределение событий в литературном произведении. Принципы сюжетосложения.


Форма проведения: Разбор теоретических вопросов. Подготовка сообщений. Аудиторный анализ текста.


^ Терминологическая база: мотив, событие, сюжет, фабула, нарратив, внесюжетные элементы.


Задания для самостоятельной подготовки:

  1. Повторите значения терминов сюжет и фабула в современном литературоведении.

  2. Вспомните основные концепции сюжета (А.Н. Веселовский, формалисты, В. Поспелов).

  3. Что Ю.М. Лотман называл «событием» в художественном тексте?

  4. Дайте характеристику понятию «мотив».

  5. Проанализируйте рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», опираясь на предложенные ниже задания:




  • 1. Назовите события, ложащиеся в основу повествования. Аргументируйте свой ответ. Какие семантические границы пересекают персонажи в момент события?

  • 2. Выделите фабульную основу рассказа. Соблюдена ли в рассказе естественная хронология событий?

  • 3. Сколько фабульных линий в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ, используя текст рассказа.

  • Сколько сюжетных линий в рассказе? Аргументируйте свой ответ.

  • Назовите мотивы, встречающиеся в тексте. Какие из них вы отнесёте к числу сюжетообразующих? Докажите, опираясь на текст рассказа.



Задания для закрепления:

  1. Выделите фабулу и сюжет в рассказе В.Ф. Одоевского «Новый год». О каких событиях идёт речь?

  2. Охарактеризуйте авторское распределение событий.

  3. Найдите внесюжетные элементы в рассказах «Человек в футляре» и «Новый год».



Литература:


  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.

  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307.

  3. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964.

  4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.,1998, с. 210 - 245.




Скачать 70.02 Kb.
оставить комментарий
Дата09.11.2011
Размер70.02 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх