Моего педагогического опыта icon

Моего педагогического опыта


Смотрите также:
Моего педагогического опыта...
Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта и формам его предъявления для...
Моего педагогического опыта...
Некоторые рекомендации по оформлению плакатов и презентаций...
Приказ №38 от 16 января 2012 года «О проведении муниципальной Эстафеты педагогического...
Приказ №38 от 16 января 2012 года «О проведении муниципальной Эстафеты педагогического...
Об итогах Х iv республиканской выставки научно-методической литературы...
Об итогах Х iv республиканской выставки научно-методической литературы...
Методические рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта Чистоозерное...
Обобщения опыта...
Тема опыта: «Условия организации литературного творчества младших школьников в дидактической...
Инновационного педагогического опыта (ипо)...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-2 СТУПЕНИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИК


Автор работы: Колчина

Елена Ивановна, учитель

изобразительного искусства

МОУ «Средняя общеобразовательная

Каплинская школа с углубленным

изучением отдельных предметов»


2009 год


Содержание


Информация об опыте……………………………………. 3


Технология опыта………………………………………… 8


Результативность опыта………………………………….. 17


Библиографический список……………………………….20


Приложение к опыту………………………………………21


^ Тема моего педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник».


^ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения, становления опыта: Средняя общеобразовательная Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов находится в центре села Федосеевки, в ней обучаются дети с Набокино, Каплино, Федосеевки. На территории села расположена библиотека, дом культуры, детский сад, музыкальная школа искусств. Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Родители имеют в основном среднее (30% ), средне-специальное (50%),высшее (20%) образование. К занятиям, в сфере дополнительного образования, направленных на эстетическое развитие ребенка не все из них относятся с должным вниманием. Отдают предпочтение предметам политехнического цикла.

Обучение изобразительной деятельности проводится в младшем и среднем звене. Данные предварительной диагностики показали наличие творческих способностей у учащихся начальной школы -68%, среднее звено-57%.Удовлетворение результатами художественной деятельности, отмечает лишь 70% от общего числа учащихся начальной школы, 50% учащихся среднего звена. По результатам контрольных срезов, проводимых в 4 классе, установлено, что уровень обученности составляет 80% учащихся, а в 7 классе 53%.Общее качество знаний -89% .

^ Актуальность опыта: Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

Кроме определенной базы знаний, современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Основная задача – воспитать человека творца с развитой индивидуальностью, способной к творческому труду, богатого духовными интересами, запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, формирование не профессионала, а человека. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

^ Ведущая идея моего опыта:

Развитие творческих, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник.

^ Длительность работы над опытом: три года.

1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы (тесты-опросники, творческие задания) .

2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; Проведение диагностики художественно-творческих способностей учащихся (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование). Апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми

3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. Выступление на районном методическом объединении: «Использование различных материалов и техник как средство развития творческого потенциала личности обучающихся»(2005г), «Выполнение аппликационных работ» (2005), «Использование художественных материалов для создания художественного образа»(2008), дан ряд открытых уроков ( использование нетрадиционных техник). Обобщен опыт работы по данной теме на школьном уровне. В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов. Увеличилось количество учащихся занимающихся в художественной школе на 3%. Повысилось качество знаний (92%). Работы стали интересней, оригинальней.

^ Диапазон опыта: Система уроков.

Теоретическая база опыта: Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались: А.В.Бакушинский, А.А.Венгер, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Г.Альтов, И.П.Волков, Б.М.Неменский и др.

Н.С.Лейтес – развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.

С.Л.Рубинштейн –развивая на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент , как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.

Б.М.Теплов – под способностями понимает индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.

Н.М.Сокольникова подчеркивала , что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.

Л.С.Выготский - творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.

Т.А.Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.

И.П.Волков - выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Выявить, учесть и развить творческие способности; фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Г.Альтов – решение изобретательских задач. Обучить творческой деятельности, ознакомить с приемами творческого воображения, научить решать изобретательские задачи. Творческими способностями наделен каждый. Творчеству, как любой деятельности можно учиться.

Б.М.Неменский – развитие познавательного интереса, постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

Я.А.Коменский- основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важные для обучения рисованию принцип « от общего к частному», затем не менее важный принцип - « от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать « ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения.

К.Д.Ушинский – придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне , со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.

Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучению, о развитии детского творчества, способностей имеющие очень много общего.

Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна меняться технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в общении с детьми.

^ Степень новизны моего опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся.

^ Содержание образования. В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, возрастает повышение качества общего художественного образования. Одной из основных отличительных особенностей изобразительного искусства является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся. Целостная, непрерывная система художественного образования, непрерывно педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства обеспечивает формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, культуры зрителя.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 2 часа в неделю в начальной школе, 1 час в среднем звене. Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Новый тематически-поурочный принцип планирования учебного материала: блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобразительной задачи. Главный смысловой стержень- связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства ( ученик- зритель) и собственную художественно- творческую деятельность (ученик – художник).Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. Приоритетные направления в преподавании предмета: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Формой проведения занятий является - урок. Нетрадиционные формы: урок-сказка, урок-путешествие, урок-праздник, урок-викторина, урок-мастерская, урок-экскурсия и др. Использование видеоматериалов, проведение экскурсий. Осуществляются межпредметные связи с уроками музыки, литературы, истории, окружающим миром, технологией, с жизнью, что в целом повышает воспитательное воздействие каждого урока. В процессе рассмотрения основных содержательных линий курса опора на национально-региональный компонент. Триада художественной деятельности - изобразительная, декоративная, конструктивная, систематизирующая основа курса. Впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания, и формирование толерантного отношения к иным культурам; способность различать позитивные и негативные влияния масс - культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьника. Учащиеся пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, народного умельца, критика.

В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности. Проводится работа по развитию творческих способностей школьников, в школе с углубленным изучением естественно- математического и гуманитарного цикла.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Главная цель:

-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

^ Задачи, способствующие достижению цели:

-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

-формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

-стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

-воспитание нравственных качеств личности учащихся.

^ Методы работы:

-метод художественного уподобления (состоящий в эмоциональном слиянии зрителя с чувствами и позицией автора)

-метод единства восприятия и созидания эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности)

-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог)

-метод сравнений (для активизации мышления)

-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно – поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

^ Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность.

В результате учащиеся приобретают необходимые для творчества предпосылки:

-умение мыслить самостоятельно и оригинально;

-проблемно подходить к действительности;

-способность доводить решение полученных задач до конца;

-желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт.

Занятия по изобразительному искусству и художественному труду веду по системе Б.М.Неменского. Она охватывает всех без исключения детей, очень демократична. Помогает выявить одаренных, всем другим позволяет развивать свой комплекс способностей. Необязательно делать из каждого ученика художника-профессионала, главное - воспитать человека, способного к творческому труду. Художниками становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может каждый человек. Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, в основе которых лежит многогранное чувство ритма, формы, пропорции, цвета, развитие зрительно- двигательных координаций, воображения, памяти, мышления, восприятия необходимых для разнообразных современных профессий. Поэтому особенно велико значение развития этих способностей в младшем и подростковом возрасте - периоде формирования мышления, развития интеллекта, чувств школьника. Развить творческие способности – это развивать: творческое отношение и мышление; зрительную память и эмоциональность; целенаправленность и природную чувствительность; сенсомоторные свойства руки. Прежде, чем говорить о развитии творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие « способности», так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только в последствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей. «Между развитием способностей и интересов, существует …теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями»- писал С.Л.Рубинштейн. Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность. По-моему детей должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ребятами ставлю посильные, ясные цели и задачи, обязательно подмечаю достигнутое, а затем предлагаю новые задачи. Вера в успех детей приносит реальные плоды.

Уроки изобразительного искусства для ребят – уроки познания неизвестного, развитие своих сил и способностей. В нашей школе немало ребят, способных делать чудеса. Вот только иногда они сами не знают об этом. Моя задача не только определить , а развить , разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни. Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. Второй – объяснение и практический показ приемов работы. За время работы в школе собрала большой наглядный материал (таблицы, схемы), все этапы работы объясняю с « мелом в руках» (принцип наглядности Коменский). Третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности.

В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать. Чем шире диапазон приобретенного на уроке изобразительного искусства практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества. Творчество – принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного.

Творческие возможности учащихся, эстетический вкус формируется посредством применения самых разнообразных художественных материалов и техник. Абсолютно верно, на мой взгляд, высказывание Огюста Родена: «Техника и медленная обдуманная работа, разумеется, не так прекрасны, как вдохновение. Это производит менее сильное впечатление. Но именно в технике и кроется основа искусства». Применяя разнообразную технику и материал для выполнения работ «маленький художник» раскрывает себя, появляется интерес к изучению искусства, что является необходимым условием формирования личности ребенка .Н.С.Лейтес подчеркивал: « Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребенка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности».

Выбор материала для рисования в школе определяется конкретными задачами обучения и требованиями к рисункам школьников.

В использовании материалов для рисования в общеобразовательной школе есть свои традиции. Широко распространено представление о том, что в общеобразовательной школе можно ограничиться обыкновенным графитным карандашом, цветными карандашами, акварельными красками, альбомами . Сторонники такого подхода к обучению рисованию в школе основываются на том, что графитный карандаш направляет ученика к строгости и четкости изображения, дает возможность достигнуть тонкой моделировки светотеневого рисунка, он удобен для подготовки изображения к акварели. Акварель хороша тем, что ею можно пользоваться на той же бумаге, которая применяется для рисования, она легко разводится водой, поэтому с ней легко работать в классе. Кроме того, акварель, как и графитный карандаш, дисциплинирует ученика в работе красками, так как требует точности, осторожности и строгой последовательности в выполнении рисунка. Наблюдая за работой детей вижу, что благополучие изображения, основывается на выполнении определенных правил, нанесение контура предметов, заливки основным цветом формы, наложение теней часто сводится только к аккуратному раскрашиванию рисунка. Все это подавляет в изобразительной деятельности детей выражение живого, непосредственного наблюдения, представления, чувства.

Перечисленными материалами, конечно, если они правильно применяются, можно решать разнообразные учебные задачи, но опыт показывает, что эти материалы нельзя рассматривать как наиболее доступные для первоначального обучения. Так техника акварели очень сложна для обучения на начальном этапе. Очень часто дети просто раскрашивают рисунок, а неудачные работы порождают робость, подавляя творческие возможности детей.

Программой под редакцией Б.М.Неменского предусмотрено расширение применяемых изобразительных материалов в начальной и средней школе (Приложение №1). Так введение гуаши в начальных классах для передачи локального цвета очень обогащает технические умения учащихся, постепенно подводит их к овладению более сложной техникой акварели в среднем звене. Обогащение техники рисования тушью, углем является хорошей подготовкой к выполнению различных видов гравюры.

Наряду с традиционными техниками работы использую нетрадиционные техники, которые редко или вовсе не используются учителями на уроках , возможно из-за их трудоемкости (Приложение № 2).

Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляю с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач. И дело не только в том, чтобы правильно выбрать тот или иной методический прием, необходимо определенные детские способности, особенности сохранить. Н.С.Лейтес писал: «Очень важно – именно в связи с вопросом о способностях – не упускать из виду, что каждый детский возраст имеет свои особые, неповторимые достоинства и что переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями…Отдельные проявления особых возможностей детской психики приходят и уходят, бывают связаны главным образом с определенным этапом развития». Уловить эти временные, переходящие способности, развить их и закрепить моя задача как учителя. Стараюсь постоянно учитывать возрастные возможности и потребности. Не каждый вид деятельности посилен детям из-за своей сложности, длительности. Кроме того, возрастные возможности ребенка не всегда сочетаются с его потребностями. Например, учащийся хочет повторить какую либо работу, выполненную взрослым человеком, но она у него не получается. Конечно же, его охватывает разочарование. А все дело в том, что его желание не соответствовало реальным возрастным возможностям. Направляю детей по правильному пути для решения поставленной задачи.

Овладение новой техникой работы требует повторности упражнений, чем достигается уверенность в их применении, приобретение в работе некоторой автоматичности. По мнению Б.М.Теплова: « Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности». Повторность и вариативность однородных упражнений на определенных этапах обучения способствуют выработке гибких рефлекторных связей, которые без труда могут быть перенесены на применение новых материалов. Дети могут без конца возвращаться к исходным мотивам, в одном и том же материале решать близкие задачи, варьируя и совершенствуя свои рисунки. Этот процесс можно наблюдать не только у младших школьников. В этом выражается естественная потребность к совершенствованию достигнутого и у подростков. Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок должен в меру своих сил и возможностей, овладеть некоторым уровнем знаний, умений обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности, то здесь сами критерии ее оценки более индивидуальны. Это объясняется самим характером творчества, разным возрастом учащихся. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. «В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» (С.А. Рубинштейн). Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность. Использую разные индивидуальные подходы к детям, например: подбираю соответствующие задания, варианты заданий, определенный режим работы, с учетом способностей ориентирую детей на тот или иной вид деятельности, разделяю учащихся (условно) на три группы (слабая, средняя, сильная). Высокий уровень- ученик проявляет повышенный интерес, быстро и легко осваивает способы изображения, адекватно передает свои наблюдения. Таких учеников в классе мало. Средний уровень- это большинство учеников в классе. Повторяют образцы, творческих заданий в технике стараются избежать, изображают знакомые ранее изображения. Низкий уровень- это дети, для которых знания и умения оказываются недостижимыми. Обычно в классе это один, два ученика. «Учет уровня развития ребенка и опора на зону его ближайшего развития позволяют сделать обучение средством формирования всесторонне развитой личности»(Л.С.Выготский). Индивидуальный подход предполагает разумно сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. По мнению Б.М. Неменского, при коллективной форме работы ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и опыт понимания места и роли искусства в жизни. Так как классы малочисленны оказываю внимание каждому ребенку , замечаю каждый его успех или неудачу, поощряю или помогаю исправить ошибку и, тем самым поддерживаю и направляю его работу, стимулирую интерес к данной деятельности.

При выполнении работ использую жизненный опыт детей, примеры из окружающей действительности. «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком».

В младшем школьном возрасте каждый ребенок с упоением рисует. Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в их рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта. Подавляющее большинство учеников средних классов постоянно испытывают значительные, а иногда и непреодолимые трудности в обучении, что приводит к острой неудовлетворенности результатами своих усилий, и как следствие, потере интереса, падению мотивации к изобразительной деятельности. Угасание художественного творчества- явление не изолированное, свойственное не только занятиям искусством, это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса, явление неизбежное, переходный период в развитии человека. В.С.Выготский отмечает: «Это охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах…художественные образцы дома, преподавание рисования в школе, при специальном даровании…. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок». Все это не значит, что подростки не склонны к творчеству. Они глубже переживают творческий процесс, осознаннее его ценят. Просто, средства и способы для реализации своих замыслов, которые они получили в предшествующий период обучения, недостаточны для нового отношения к художественной деятельности. Причем очень часто эти средства ребенок получает в готовом виде, а не находит их в собственном опыте, поэтому они оказываются им не присвоены, и творческая деятельность носит преимущественно репродуктивный, нетворческий характер. Именно неудачи в работе приводят к падению мотивации к предмету . Исходя из этого, использую дифференцированный подход к интересам детей включаю в уроки различные художественные техники и материалы, к которым у него сложилась наибольшая склонность и достаточные изобразительные возможности, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «Я не умею», «У меня не получается» , «Не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени его одаренности. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

На практике убедилась, что использование необычной техники на уроках изобразительного искусства и художественного труда дает хорошие результаты .Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены мною и апробированы в работе с детьми. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

В практике своей работы для активизации развития творческих способностей детей, стимулирования воображения, фантазии, а значит и детского творчества использую: игровые методы - приход сказочных героев «Королева кисточка», «Простой карандаш»; разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов; дидактические игры: «Что бы это значило», «Сложи картинку», «Дорисуй рисунок»; драматургию – учащиеся становятся «дизайнерами», «искусствоведами», «мастерами»; межпредметные связи (литературу, музыку, технолоию); творческие задания «(Приложение№3). Использую наглядный материал .К.Д.Ушинский считал наглядным « такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком…». Все это помогает сделать труд детей занимательней, интересней, продуктивней, способствует созданию эмоциональной атмосфере, снимают перегрузки. Но надо помнить,что «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи… Приучайте же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…» ( К.Д.Ушинский).

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует их интерес к изобразительному искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

Так, особый интерес у детей вызывает парафиновая техника (гратография) или рисование свечой (восковыми мелками) (Приложение №5). При изучении тем: «Пейзаж в графике»(6 кл), «Украшения и фантазия»(2 кл). Вариант работы - «потрескавшийся воск». Сколько восторга можно увидеть на лицах детей. Использование парафиновой техники дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фантастической фактуры, передачи сложных явлений природы.

Другие доступные для детей техники - техника печати (Приложение №6). Выполнение гравюры по аппликации, применяю при объяснении, таких тем как: «Натюрморт в графике»(6кл), «Обои в твоем доме»(3кл) (Приложение №4).Техника выполнения известна детям с начальной школы. Гравюра по аппликации - это начальный этап овладения другими видами гравюры. В этой работе много возможностей для художественного развития и формирования общетрудовых умений и навыков .

Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся содержит техника монотипии .Сообщаю детям, что при использовании этой техники получаем только одно изображение. Интересная по своему исполнению, эта техника имеет ряд трудностей. Хорошо выполненная монотипия передает все характерные черты выполненного изображения и отличается красивой фактурой, большей живописностью, множеством оттенков и тона. В работе с детьми младшего возраста применяю предметную монотипию .

Разновидность монотипии является диатипия .Детям сообщаю, что эта необычная техника изобразительного искусства получила свое название от греческого слова dia – сквозь, через. В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы. Перечисленные техники (монотипия, диатипия) подходят для изображения предметов, обладающих характерными формами, такие как цветы, деревья, животные, небо с облаками. В ходе работы воспитывается аккуратность, развивается внимание, воображение.

Технику батик (роспись по ткани) использую на уроках декоративного рисования. Например, при рисовании в 3 классе по теме «Мамин платок» (Приложение №4\2) .Занятие в этой технике дают ценную возможность детям для развития творческого воображения, фантазии, ребята испытывают огромное эстетическое удовольствие.

При выполнении графических работ, обращаюсь к следующим техникам (Приложение №7). Техника напыления красками разной плотности и различных оттенков. Художники, работая в этой технике, используют аэрограф, мы пользуемся обычной зубной щеткой и карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику. Эту технику применяем, когда надо передать легкость предмета, его пушистую или колючую поверхность, передать плавный переход от одного цвета к другому, изобразить дождь, снег, а также в декоративной работе Детям очень нравиться выполнять графическую работу в технике «кляксография» Другой вариант, когда на лист бумаги наносится пятно краски, а затем надо подуть на него в трубочку в разных направлениях. Технику выдувания используем при рисовании «Пейзаж в живописи»(5кл),«Пятно как средство выражения»(6кл), деревьев, цветов, звезд, осьминога, ежа .

^ Рисование водорастворимыми карандашами. Начав рисовать ими, дети обычно недоумевают, не находя в них ничего необычного. Объясняю ребятам, что это нечто среднее между цветными карандашами и акварелью. Смягчение контуров позволяет придать рисунку легкость, добиться акварельной прозрачности на отдельных участках и создать интересные эффекты. В этой технике изображаем пейзаж, натюрморт, животных, «Выражение характера изображаемых животных» (2 кл). Работа тушью также привлекает детей.

На уроках художественного труда ребята знакомятся с техникой ниткопись, изонить «Для художника любой материал может стать выразительным»(2кл) (Приложение№8). При первом знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми, затем ребята создают различные композиции дифференцированно, самостоятельно. Техники требует ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Способствуют развитию творческих способностей (образного мышления, воображения, памяти), формируют такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, способствует развитию личности ребенка.

Использую вместо карандашей и красок пластилин. ^ Вмазывание пластилина по силуэту (мозаика из пластилина (Приложение №9).

Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой.) (Приложение №10). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей.

Одним из интереснейших видов художественной деятельности предлагаемой программой, является работа с бумагой. Исполняем работы в различной технике (папье-маше, формовка, оригами, аппликация, плетение, мозаика,вырезание, бумажная пластика) (Приложение №11). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Это композиции по теме «Деревня - деревянный мир», «Древнерусский город крепость»(4кл), «Выразительные возможности бумаги»(2 кл), «Поздравительная открытка, закладка»(3кл), «Выразительные возможности аппликации»(2кл), «Постройка и реальность»(2кл), «Маски», «Посуда у тебя дома»(3кл) и другие. Работы с бумагой позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус. Не менее интересна работа аппликация из природного материала (Приложение №12).

Учет особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, поскольку даже известные художники совершенствуют свое мастерство бесконечно.

Выразительность, эмоциональность работ учащихся при использовании новых для них материалов и техник мобилизует духовные силы, способности обучаемых, повышает интерес к поисковой работе, содействует успешному овладению грамотностью изображения, восприятия окружающей действительности.

Перечисленные техники привлекательны не только своеобразной художественной выразительностью, но и практически неограниченной возможностью импровизации, сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности учащихся …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).

Невозможно перечислить все виды деятельности. Они многообразны, содержат элементы новизны и живой интерес учащихся, активизируя индивидуальные способности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы (Приложение №13-15). Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность создает положительные эмоции. Занимаясь изобразительным искусством, человек приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, учится творчески мыслить, анализировать, обобщать. Психологи же давно доказали, что люди умеющие рисовать, успешны во многих других областях.

Человек любой профессии работает лучше, если владеет средствами изобразительного искусства, и привык ими пользоваться.

^ Результативность опыта

В результате работы по данной теме мне удалось достичь следующих показателей.

Уровень способностей учащихся к творчеству(тест опросник Е.Генкин)





^ Диагностика выявление интереса учащихся к предмету (Н.И.Дереклеева )



Уровень обученности учащихся (методика В.П.Симонов)



^ Анализ результатов уровня воспитанности (Е.Щуркова)

2006-2007 2007-2008




^ Мониторинг качества знаний

Год

Успеваемость %(2-4кл)

Качество знаний %

(2-4кл.)

Успеваемость %(5-7кл)

Качество знаний %

(5-7кл.)

Общее качество знаний %

2005-2006

100

89

100

85

87

2006-2007

100

95

100

86

90

2007-2008

100

99

100

86

92

^ Успешность реализации творческих способностей

может быть представлена результативностью обучающихся в районных, областных конкурсах рисунка и ДПИ (Приложение №13)



п\п

Ф.И. учащегося

Класс

Год



Название

конкурса

Уровень

Район/Область

Место

1


2.

3.


4.


5.

6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.

Иванова В.


Волженская К.

Акинина А.


Хромова Е.


Иванова В.

Запорожченко.


Шакалова В.


Саплин А.


Батурина Т.


Ченцова Е.


Косинская К.


Саплина М.


Ченцова Е.


Запорожченко


Гусько С.

7


6

5


5


8

5


8


7


5


7


5


4


7

5


6

2005


2005

2005


2005


2006

2007


2007


2007


2008


2008


2008


2008


2008


2008


2008


Духовные святыни

Белогорья

День Победы

Моя мама лучше всех

Духовные истоки

Мой отчий край

Рукотворная краса Белогорья

Мой отчий край


Мы за устойчивый мир

Дорога к мастерству

Дорога к мастерству

Моя семья


Пасхальный

сувенир


Псковские жемчужинки

Белая ромашка


Мой отчий край

Городской фестиваль


Область

Район


Район

(ДПИ)

Район

Район

(ДПИ)

Район


Область

графика

Область


Район


Район


Район

(ДПИ)


Район

(ДПИ)

Район

(бумаго пластика)

Район


1


1

2


1


2

2


1


1


3


1


1


3


1


2


3


Диагностические данные результативности опыта показали, что использование нетрадиционных технологий дает положительную динамику роста качества знаний, повышение уровня обученности и воспитанности, повысился интерес к предмету. Использование в практической деятельности на уроках изобразительного искусства различных художественных материалов и техник позволяет заинтересовать обучающихся, поверить в свои возможности, вовлечь их в процесс творческой деятельности, который позволяет раскрыть творческие способности каждого учащегося.

Библиографический список:


1.Бывальцева, М.В.Животные глазами детей на уроках изобразительного искусства//Начальная школа.-2001.-№12.-с.44-46

2.Гэр, А.Рисование :Самоучитель шаг за шагом/А.Гэр.- М.: Мой мир,2008.-88с.

3.Гросул,Н.В.Детская одаренность в изобразительном творчестве//Изобразительное искусство в школе.-2008.-№4.с.22-28

4.Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/А.П.Ершова.-М.:Просвещение,1991.128с

5.Конышева, Н.М.Обучение и творчество на уроках трудового обучения//Начальная школа.-1992.-№6.с.41-44

6.Макарова, Н.Р.Бумажная пластика//Начальная школа.-1996.-№3.-с.57-60

7.Мосин, И.Г.Рисование /И.Г.Мосин.-Е.:У-Фактория,1996.-116с.

8.Неменский Б.М.Мудрость красоты/Б.М.Неменский.-М.Просвещение,1987.250с.

9.Неменский Б.М.Изобразительное искусство и художественный труд/Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,1995.270с.

10.Павлик, К.В.Графические работы младших школьников на уроках изобразительного искусства//Изобразительное искусство в школе.-1997.-№5.-с.36-40

11.Петрушкина, С.В.Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36

12.Решетников, П.Е.Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№1.-с.40-44

13.Рожкова, Е.Е.Изобразительное искусство в школе/Е.Е.Рожкова.-М.,:Просвещение,1976.-118с.

14.Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев.-М.:Просвещение,1980.250с

15.Серякова, Т.С.Фантазия из ниток //Юный художник.-1996.-№10.-с.46-16.Соловьева, О.Необыкновенное рисование//Искусство детям.-2007.-№11.-с.2-24

17.Фомичева, А.П.Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/А.П.Фомичева.-М.:АПН РСФСР,1963.356с.

18.Фридман, Л.М.Педагогический опыт глазами психолога/Л.М.Фридман.-М.:Просвещение,1987.224с

19.Цирулик, Н.А.Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.

20.Щербакова,А.В.Искусство и художественное творчество детей/А.В.Щербакова.-М.:1981.253с.----

21.Яшухин А.П.Живопись/А.П.Яшухин.-М.:Просвещение,1985.288с.


Приложение

1.Приложение №1- Тематическое планирование (6 класс, 2 четверть)


2.Приложение №2-Памятка «Необычные техники создания изображения»


3.Приложение №3- Дополнительный материал к урокам.

4.Приложение №4- Поурочные планы(№4,№4/1,№4/2)

5.Приложение №5- Парафиновая техника: а) цветная гратография; б)

восковые мелки; в) гратография

6.Приложение №6- Техника печати:

а) монотипия; б) гравюра по аппликации; в) предметная монотипия;

г) диатипия

7.Приложение №7-Графические техники:

а) напыления; б) кляксография; в) выдувания; г)рисование

водорастворимыми карандашами; д) работа тушью

8.Приложение №8- Техника: а) ниткопись; б) изонить

9.Приложение №9- Мозаика из пластилина

10.Приложение №10- Смешанная техника

11.Приложение №11- Работа с бумагой: а) полуобъемная аппликация +

оригами; б) объемная аппликация (бумажная пластика);в) мозаика;

г) плетение

12.Приложение №12Аппликация из природного материала

13.Приложение №13- Творческие работы учащихся

14.Приложение №14- Жанровые фотографии урока

15.Приложение №15- Наши достижения


Приложение №1

Тематическое планирование 6 класс, 2 четверть




Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Вид деятельности;

задание

2 чет.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.

Мир наших вещей.

Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира- натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива


Освещение .Свет и тень


Натюрморт в графике


Цвет в натюрморте


Выразительные возможности натюрморта

8


1


1


1


1


1


1


1


1






Работа разными материалами;

Этот фантастический мир


Аппликация из бумаги;

плоскостное изображение

знакомых предметов

Конструирование из бумаги простых геометрических тел


Работа графическими

материалами;

изображение конструкций из нескольких геометрических тел


Работа гуашью (2 краски) или аппликация (2 цвета); напряженный

Натюрморт (борьба света и тени)

Гравюра по аппликации;

изображение натюрморта в

разном эмоциональном

состоянии


Монотипия; натюрморт

настроения


Экспресс- выставка;

выступление экскурсоводов,

искусствоведов


Приложение№2

Памятка «Необычные техники создания изображения»


1.Техника напыления

2.Парафиновая техника (граттаж, цветной граттаж)

3.Техника потресковавшийся воск

4.Восковые мелки

5.Монотипия (предметная монотипия)

6.Диатипия

7.Гравюра по аппликации (отпечатки живописными листочкам)

8.Оттиск поролоном, смятой бумагой, целлофаном.

9.Батик

10.Кляксография

11.Техника выдувания

12.Техника рисования водорастворимыми карандашами

13.Тушь

14.Ниткопись

15.Изонить

16.Вмазывание пластилина по силуэту

17.Техника формовки

18.Бумажная пластика ( оригами )

19.Аппликация (объемная и многослойная )

20.Плетение из конфетных обверток

21.Мозаика ( из бумаги и природного материала, бисера)

22.Витраж

23.Техника «пуантилизм»

24.Техника высветления

25.Техника письма по - сырому на сжатой бумаге

26.Рисование на тонированной бумаге

27.Лепка из соленого теста

Смешанные техники

28.Пастель + акварель

29.Акварель + водорастворимые карандаши

30.Акварель + цветные карандаши

31.Акварель + фломастеры

32.Акварель + простой карандаш

33.Акварель + тушь ( гелиевые ручки)

34.Акварель + восковые мелки

35.Акварель + соль, сахар.

36.Апликация + графика

Текстильная техника

37.Лоскутная мозаика

38.Инкрустация

39.Аппликация


Приложение №3


Стихотворения о жанрах изобразительного искусства


В небе радугу – дугу, Я большой работой занят,

Облака и солнце. Вывожу я на листе:

Нивы урожайные Апельсины и лимоны,

И леса дремучие И цветы в большом горшке.

Рисуем чем угодно: Как ты думаешь, что это?

Пастелью иль гуашью, Ну конечно – натюрморт.

Углем иль акварелью,

Знакомый нам пейзаж.


Кроссворд «Портрет». По вертикали ключевое слово п о р т р е т.

Горизонталь1.Изображение лица с боку ( профиль)

2.Форма лица (овал)

3.Автор картины «Девочка с персиками» (В.Серов)

4.Объемное изображение портрета ( скульптура)

5.Как назывались первые портреты в России ( парсуны)

6.Как называются копии с картин (репродукция)

7.В переводе с тюрского «Черный карандаш»? (тушь)


Стихотворения о художниках

Ты посмотри их только трое, Все скромно: речка, небо

Но все они богатыри, Осенний лес, деревня вдалеке.

Стоят на страже Русской земли. Написано умело, смело,

А как написана картина? Как будто налегке.

Какой богатый колорит, Но за душу берет и душу греет,

А сколько мощи, сколько силы, А по- другому тот художник

Здесь каждый шаг Просто не умеет.(^ И .И.Левитан)

О мастерстве нам говорит. (В.М.Васнецов)


Межпредметные связи активизируют развитие творческих способностей детей.

*** ***

Лес, точно терем расписной, Ее глаза – как два тумана,

Лиловый, золотой, багряный Полуулыбка, полуплач,

Веселой, пестрою толпой Ее глаза- как два обмана,

Стоит на солнечной поляне. Покрыты мглою неудач.

^ Дидактические игры – делают урок занимательнее, продуктивней, способствуют созданию эмоциональной обстановке, снимают перегрузки, стимулируют воображение, фантазию, а значит творчество.

«Дорисуй рисунок», «Сложи картинку», «Волшебные кляксы», «Что бы это значило», «Какого цвета шар?».

Приложение №4






оставить комментарий
страница1/2
Дата05.11.2011
Размер0,5 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх