Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях icon

Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях


Смотрите также:
Справочник школьника...
Курсовая работа...
«Развитие творческого потенциала формирующейся личности...
Методическое пособие по теме: «Использование музыки на уроках литературы»...
Экспериментальная программа по истории музыки. История западноевропейской музыки -6 кл....
Задачи. Создать ситуацию сопричастности, сочувствования, сопереживания...
Опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики»...
Авторская программа кружка "Краеведение" Романова Елена Васильевна Учитель первой...
Программа для дополнительного образования детей с 5 до 7 лет...
Сказка как средство обучения разговорной речи на иностранном языке на внеклассных занятиях...
На уроках искусства...
Опыта: «Развитие познавательного интереса на уроках истории с помощью игровых технологий»...



Загрузка...
скачать

На правах рукописи




Горбунова Марина Александровна




Развитие художественного опыта подростков

на уроках музыки и внеклассных занятиях




Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)


АВТОРЕФЕРАТ




диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва 2007




Работа выполнена в Государственном учреждении

«Институт художественного образования»

Российской академии образования


^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Малюков Александр Николаевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бодина Елена Андреевна,


кандидат педагогических наук, доцент

^ Ефремова Эльвира Романовна


Ведущая организация: Тамбовский государственный

музыкально-педагогический институт

им. С.В. Рахманинова


Защита состоится «29» мая 2007 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ «Институт художественного образования» РАО.


Автореферат разослан «27» апреля 2007 г.


^

Учёный секретарь


диссертационного совета,

кандидат педагогических наук И.Э. Кашекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях и в связи с этим повышением требований, предъявляемых к уровню образованности человека. Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе, призванной осуществлять массовое музыкальное воспитание и художественное развитие учащихся. Однако ребенок, вступая в подростковый период развития, уже имеет некоторый художественный опыт. Источником первоначальных художественных впечатлений является непосредственное общение ребенка с окружающим миром, в семье, учреждениях дошкольного воспитания и начальных классах общеобразовательной школы. Влияние оказывают неформальные группы, группы совместного досуга, группы учебно-трудовой деятельности и т.д.

Значительное воздействие на формирование опыта общения с искусством имеет внешняя среда, в том числе и средства массовой коммуникации (радио, телевидение, глобальные компьютерные сети т.д.), через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения. При отсутствии целенаправленной продуктивной работы эти предпочтения учащихся формируются спонтанно, в ореоле досягаемости художественных явлений, чаще всего в пределах массовой культуры, формы которой поражают не только разнообразием, но и нередко безвкусием. Это именно те «произведения», которые окружают подростков в повседневной жизни, оказывая влияние на формирование художественных вкусов и предпочтений, что вызывает определенные качественные изменения в накоплении художественного опыта подростка. В связи с этим важно научить школьников извлекать позитивное содержание из окружающего социума, обеспечить процесс социализации подростка посредством взаимодействия с художественной культурой и культурой в целом как процесса усвоения духовного опыта человечества. Осмысливая данную ситуацию, выявляется следующее противоречие, при котором, с одной стороны, всё возрастающее стихийное влияние факторов окружающей среды на сознание подростка и отсутствие целенаправленной работы по формированию художественного опыта подростков на музыкальных занятиях в школе, с другой.

В тоже время в педагогической науке до сих пор единой, приемлемой для всех точки зрения к пониманию художественного опыта личности не выработано. Существует широкий спектр различных подходов к интерпретации содержания опыта, к определению его предметных границ, толкованию функций опыта, конкретных черт его носителя и т.д.

Некоторые авторы рассматривают роль опыта в общественном развитии при исследовании проблем преемственности поколений, обосновании путей улучшения нравственного воспитания (Н.В. Буянова, В.А. Ельчанинов, Л.Н. Коган, П.В. Корнеев, В.Н. Киселев, В.Д. Плахов, И.В. Сухарев и др.).

Разработкой различных аспектов проблемы художественно-эстетического опыта личности занимались такие зарубежные и отечественные деятели науки, как А. Маслоу, К.Роджерс, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и др.).

Вопросы формирования личности средствами художественной культуры рассматривались в работах Е.А. Бодиной, А.В. Запорожца, Д.Б. Кабалевского, Л. Кагана, А.Н. Малюкова, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, С.Л. Рубинштейна, Г.М. Цыпина, Д.Б. Эльконина, М. Якобсона и других.

Тем самым можно говорить о проблеме недостаточной разработанности теоретических и методических положений по развитию позитивного художественного опыта подростков, характерной для массового музыкального воспитания. Необходимо наметить перспективные пути и способы решения этой проблемы, теоретически обосновать их, что принципиально важно с точки зрения перспектив совершенствования отечественной музыкально-педагогической школы.


^ Объект исследования – художественное воспитание подростков в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – процесс развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях.

Цель исследования – определить теоретические и методические позиции развития художественного опыта подростков на уроках музыки и во внеклассных занятиях и разработать модель его педагогического сопровождения.

^ Задачи исследования:

1) определить сущностные характеристики художественного опыта личности и выявить особенности его формирования у подростков;

2) выявить педагогические условия эффективного развития художественного опыта подростков и определить критерии его оценки;

3) проверить эффективность разработанной методики развития художественного опыта подростков в условиях взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие художественного опыта подростков будет осуществляться более эффективно, если:

  • на уроках и во внеклассных занятиях будет вскрыт воспитательный потенциал музыкального искусства;

  • если процесс приобщения к музыке будет организован на принципах интеграции искусства в единстве урочной и внеурочной художественной деятельности;

— основные показатели художественного опыта подростков будут определяться системой педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципы, направленные на личность и коллектив воспитанников), методов, условий;

— будет разработана модель педагогического сопровождения, опирающаяся на сущностные характеристики художественного опыта личности и особенности его развития в подростковый период.

^ Методологические основы исследования составляют:

− классическая теория познания (И. Кант, Г.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.);

− концепции личностно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

− концепции эмоционально-образного развития личности (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, П.К. Анохин и др.);

− основополагающие положения педагогики искусства и их воплощение в исследованиях О.А. Апраксиной, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова и др.).

^ Методы исследования: анализ и систематизация философской, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, теоретическое моделирование; наблюдение, педагогическая беседа, анкетирование, анализ результатов деятельности учителей; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка полученных результатов.

^ Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы № 5 и № 35 г. Саранска. В исследовании приняло участие свыше 600 учащихся V-V1 классов.

^ Основные этапы исследования:

Первый этап (2002-2004 гг.) – теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, определение объекта, предмета, целей, задач, методов исследования.

Второй этап (2004-2006 гг.) – определение концептуальных основ диссертации; дальнейшая работа с теоретическими материалами; создание первых вариантов текста исследования; проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2006-2007 гг.) – обработка и систематизация результатов эксперимента, оформление текста диссертации.

^ Научная новизна исследования.

Разработаны теоретические и методические позиции развития художественного опыта подростков как динамично развивающегося единства образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимого отношения к искусству и художественному творчеству. Раскрыты сущностные характеристики художественного опыта подростков, разработаны его показатели, критерии оценки и уровни развития. Определены педагогические условия эффективного развития художественного опыта подростков. Разработана модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков, которая опирается на межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи между различными видами искусства (музыкой, литературой, изобразительным искусством, киноискусством, театром, хореографией, архитектурой, скульптурой и т.д.), при соблюдении педагогических и общехудожественных принципов, методов, условий активизирующих основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводящих художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития.

^ Теоретическая значимость исследования.

Определено понятие художественного опыта личности как базовой составляющей структуры личности, включающей в себя образно-чувственноое достояние личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества. Его основные показатели − система внутренних художественных ценностей человека, образно-чувственная сфера личности, совокупность художественных интересов, общехудожественные знания, умения и навыки.

Систематизированы особенности развития художественного опыта учащихся в подростковый период: обострение познавательного интереса, проявление любознательности, открытость новому; изменения в потребностно-мотивационной сфере.

Сформулированы педагогические условия эффективного развития художественного опыта учащихся: учёт возрастных и индивидуальных особенностей подростка; создание на уроке творческой атмосферы; опора на интересы подростков; использование на занятиях различных форм обучения, ориентированных на межличностное общение; развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности.

Разработаны критерии оценки художественного опыта подростков (эмоционально-образная отзывчивость на музыку; потребность в общении с искусством; развитость художественного вкуса; общехудожественные знания, умения и навыки), которые позволили сформулировать уровни его развития (пассивный, репродуктивный, активный, активно-творческий).

^ Практическая значимость исследования.

Определены пути эффективного развития художественного опыта подростков и создан практико-ориентированный факультативный курс; раскрыта система мер, направленная на организацию занятий с подростками в урочной и внеурочной художественной деятельности с учетом их психофизиологических особенностей.

Разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по развитию художественного опыта подростков могут быть использованы в практике как школьных учителей музыки, так и преподавателей дисциплин эстетического цикла (ИЗО, МХК, литературы и т.д.).

Материалы исследования могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия студентов музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов, а также в курсы повышения квалификации и переподготовки учителей.

^ Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, музыкознания; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам, характеру, объекту и предмету исследования. Работа проводилась на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение проблемы исследования в её сложных внутренних связях и взаимозависимостях.

^ Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования. Материалы исследования нашли отражение в выступлениях на конференциях: «Теория и практика образования: история и современность» (г.Саранск, 2001 г.); «Тенденция развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (г.Саранск, 14-15 ноября 2002 г.); «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в ХХ1 веке» (г.Москва, 17-19 февраля 2003 г.); «Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г. Москва, 2003 г.); «Музыкальное образование в ХХ1 веке: традиции и инновации» (г. Москва, 12-13 марта 2004 г.).

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), её общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества.

  1. Основными показателями художественного опыта личности являются:

совокупность художественных интересов человека, представляющих собой устремленность личности на художественный объект;

образно-чувственная сфера личности, включающая в себя эстетическое восприятие, переживание, эмоции, чувства и т.д.

наличие общехудожественных знаний, умений и навыков, определяемых как достижения музыкальной практики, обобщенные и закреп­ленные в виде терминов, понятий, правил и законов построения и бытования музыкаль­ных произведений в художественной культуре;

система внутренних художественных ценностей личности, определяемая как избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений.

  1. Художественный опыт подростков представлен в виде нескольких уровней: пассивный (неразвитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; отсутствие потребности в общении с искусством; несформированность художественного вкуса; отсутствие общехудожественных знаний); репродуктивный (слабая развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; неустойчивый интерес к искусству; несформированность художественного вкуса; минимум общехудожественных знаний); активный (развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; наличие потребности в общении с искусством; недостаточное развитие художественного вкуса; значительный объем общехудожественных знаний); активно-творческий (активность эмоционально-образной отзывчивости на музыку; наличие устойчивой потребности в общении с искусством; развитый художественный вкус; творческое применение общехудожественных знаний).

  2. Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи, которые при соблюдении педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципов, направленных на личность и коллектив воспитанников), условий, методов активизируют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


^

Основное содержание диссертации



Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования, формулируется его гипотеза, теоретические и методологические основы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о достоверности исследования, его апробации и внедрении результатов.

Первая глава диссертации «Теоретические основания развития художественного опыта подростков» состоит из трех параграфов. В первом — «Сущностные характеристики понятия «художественный опыт» личности» анализируется состояние проблемы в философской, эстетической, психолого-педагогической литературе, выявляются основные показатели и функции художественного опыта.

Многогранность проблемы развития художественного опыта обусловила её изучение в различных аспектах: философском, историческом, эстетическом, психологическом, педагогическом и др.

Однако функциональное представление эстетического и художественного опыта очень различно. Эстетический опыт мыслится как: результат упорядоченной деятельности априорных (доопытных) форм рассудка (И. Канта), результат взаимодействий человека и окружающей среды (Дж. Дьюи), «опыт чувственной непосредственности» (Р.Берссон), «разновидность опыта, в котором явления постигаются как непосредственно чувственные данные» (Р.Меденфот), способ доставлять наслаждение и наличие восприятия формы (М. Биэдсли), «пик-опыт» (К.Роджерс, А. Маслоу), ключ к познанию культуры и искусства и постижению внешней и внутренней жизни (М. Бубер, М. Шелер, Т. Адорно, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Б.Т. Братусь), «совокупность традиционно сложившихся и усвоенных систем эстетического знания и эстетических способностей людей» (Н.Б. Крылова) и т.д.

В данном исследовании художественный опыт понимается как динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности, её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимого отношения к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества.

Важнейшими показателями художественного опыта личности являются развитость образно-чувственной сферы личности; наличие художественных интересов; сформированность общехудожественных знаний, умений и навыков; система внутренних художественных ценностей человека (см. Схему 1).

Схема 1
Основные показатели художественного опыта личности
^

Художественный опыт личности






^ Наличие

художественных интересов личности




Развитость

образно-чувственной

сферы



^
Сформированность
общехудожест-венных знаний, умений, навыков




Система внутренних художественных ценностей


Учитывая, что в различные возрастные периоды развитие художественного опыта происходит неодинаково, необходимо было остановиться на рассмотрении особенностей развития художественного опыта у подростков. В связи с этим во втором параграфе диссертации «Особенности формирования художественного опыта учащихся в подростковый период» устанавливаются психологические особенности подростков, выявляются основные компоненты и составляющие структуры художественного опыта учащихся, разрабатываются критерии оценки и классификация уровней развития художественного опыта подростков.

Вопросы физиологии подростков подни­маются в работах Б.3. Вульфова, А.Г. Хрипковой; проблемы нравственного становления подростков освещены в работах О.С. Богдановой, А.И. Шемшурина; проблемы самоопределения личности — в работах Д.И. Фельдштейна, Е.А. Шумилина; проблемы учебной деятельности — в исследованиях Т.В. Драгунова, А.К. Марковой, А.М. При­хожан, Н.Н. Толстых; трудности подросткового периода — в работах В.П. Петрунек, Ю.П. Щекочихина. Проблемы свободного времени нашли отражение в публикациях Г.И. Егорова, Л.П. Печко, Е.М. Торшиловой. Исследованию художественных интересов подростков посвящены работы Ю.Б. Алиева, Б.В. Асафьева, Е.В. Квятковского, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.У. Фохта-Бабушкина, Г.М. Цыпина, Б.Л. Яворского и других.

Развитие художественного опыта учащихся в подростковый период характеризуется рядом особенностей: изменения, связанные с половым созреванием (пубертатным скачком), неравномерным созреванием функций правого и левого полушарий головного мозга, изменения качества восприятия, в потребностно-мотивационной сфере (проявление чувства взрослости, претензии на новые права, чувство собственного достоинства, проявление диаметрально противоположных оценок при восприятии художественных произведений), обострение познавательного интереса, проявление любознательности, открытость новому, развитие волевых черт – настойчивости, упорства в достижении цели, потребность вербального выражения своих чувств и переживаний, стремление к самостоятельности, инициативности.

В связи с этим необходимо было выявить основные подходы к развитию художественного опыта подростков, поэтому следующий параграф диссертации посвящен рассмотрению принципов и средств развития художественного опыта подростков в процессе музыкальных занятий.

Общими принципами педагогического процесса по развитию художественного опыта подростков являются принципы организации педагогического процесса и принципы построения содержания образования.

Особую значимость в процессе развития художественного опыта подростков приобретают принципы, направленные на личность и коллектив воспитанников, среди которых следует отметить принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий; а также педагогического управления с развитием инициативы самостоятельности воспитанников; принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

Действенным средством развития художественного опыта подростков является включение в процесс музыкальных занятий межпредметных и ассоциативных связей между различными видами искусства: музыкой, литературой, изобразительным искусством, киноискусством, театром, хореографией, архитектурой, скульптурой и т.д.

При этом для эффективного развития художественного опыта подростков необходимо создание определённых условий, рассмотренных во второй главе диссертационного исследования «Методические положения развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях», посвященной обоснованию модели педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков, описанию педагогических условий и этапов педагогического эксперимента.

Содержание художественного опыта личности включает в себя несколько подсистем: чувственную, (эмоции, чувства, переживания, образы и т.д.), информационную (представления, понятия, суждения, прогнозы, гипотезы, законы и т.д.), операциональную (умения, навыки, привычки, приемы, методики и пр.), ценностно-ориентационную (оценки, замечания, мнения, убеждения и т.д.), мотивационную (желания, интересы, мотивы, цели и пр.).

Это позволило дополнить схему основных показателей художественного опыта личности такими компонентами, как эмоционально-оценочный, содержащий воспитание эмоционально-образного отношения к произведениям искусства; потребностно-мотивационный, включающий в себя развитие потребности в общении с искусством; интеллектуальный, предлагающий развитие познавательной активности; ценностно-ориентационный, включающий развитие художественного вкуса.

Систему внутренних художественных ценностей, составляющих основу художественного опыта подростков, необходимо развивать, опираясь на активную внутреннюю духовно-эстетическую работу каждого школьника и тактичное руководство (педагогическое сопровождение) учителя искусства. Педагогическое сопровождение определяется как «следование рядом» с подростком к вершинам искусства, совместные встречи с художественными произведениями, духовное единение и переживание, обсуждения и дискуссии, в которых учитывается мнение каждого школьника.

Формирование художественного опыта в доподростковый период (влияние ближайшего окружения, учреждений дошкольного воспитания и начальных классов общеобразовательной школы, неформальных групп, групп совместного досуга, групп учебно-трудовой деятельности, средств массовой информации) и невозможности полного изолирования субъектов воспитательного процесса от подобного рода влияний приводит к необходимости принятия педагогами сложившейся социокультурной ситуации как особенности современного воспитательного процесса и выстраивания образовательных программ предметов художественного цикла с учетом этих воздействий, а также педагогических условий, направленных на эффективное развитие художественного опыта учащихся. К данным условиям относятся: соотнесение учебных программ со сроками естественного развития индивида; создание на уроке творческой атмосферы; опора на интересы подростков; использование на занятиях различных форм обучения, ориентированных на межличностное общение; применение эффекта неожиданности, а также музыкального материала с включением всей гаммы человеческих чувств и эмоций; развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности.

Развитие вышеобозначенных компонентов и их составляющих, на наш взгляд, будет протекать наиболее эффективно при создании системы педагогического сопровождения, включающей в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи, которые при соблюдении педагогических и общемузыкальных принципов, условий, методов выводят художественный опыт на качественно новый, активно-творческий уровень развития (cм. Схему 2).

Данная модель легла в основу разработки комплекса соответствующих путей работы, представленных во втором параграфе — «Опытно-экспериментальное исследование развития художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях», в котором изложены ход, содержание и результаты проверки системообразующих компонентов развития художественного опыта.

Исследование проводилось в 2004-2006 гг. на базе общеобразовательных школ № 5 и 35 г.Саранска. Испытуемыми явились учащиеся V-V1 классов упомянутых школ. Всего в опытно-экспериментальных мероприятиях было охвачено свыше 600 подростков, в том числе 200 школьников, занимающихся в классах, учителем музыки в которых был автор диссертации.

Работа проводилась по трем основным направлениям:

- начальный (констатирующий) этап, в ходе которого определялся уровень развития художественного опыта школьников;

- формирующий, на котором апробировалась модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков;

- контрольный, выявляющий эффективность содержания, путей и методов, направленных на развитие опыта общения учащихся с искусством.

Целью опытно-экспериментального исследования явилась проверка теоретико-методологических и методических положений, сформулированных в диссертационной работе в виде гипотезы.


Схема 2

Модель педагогического сопровождения

по развитию художественного опыта подростков


Активно-творческий уровень художественного опыта подростка








Наличие

эмоционально-

образного отноше-

ния к произведениям искусства




Наличие

потребности

в общении

с искусством





Развитость познавательной активности





Развитость

художественного вкуса

















Межхудожест-венные связи





Межпредметные связи





Ассоциативные связи











Театр


Изобразит. искусство


Хореография


Музыка

Литература

Киноискусство


Архитектура













Художественный опыт подростка
^

Система внутренних художественных ценностей; Образно-чувственная сфера; Общехудожественные знания, умения и навыки;

Совокупность художественных интересов


Стихийная сфера развития художественного опыта

- СМИ

- Семейно-бытовая


Целенаправленная сфера развития художественного опыта

  • Классно-урочная

  • Внеклассные формы обучения

Скульптура




Схема 2.





Экcперимент был осуществлён в процессе обучения музыке на уроках и внеклассных занятиях и направлен на развитие художественного опыта школьников подросткового возраста.

Критериями оценки уровня развития художественного опыта явились потребность в общении с искусством; эмоционально-образная отзывчивость на музыку; общехудожественные знания, умения и навыки; художественный вкус.

Для выявления уровня развития этих показателей применялись следующие методы: наблюдение, педагогическая беседа, анкетирование анонимного характера.

Исходя из ответов учащихся V и V1 классов, нами был выявлен исходный уровень художественного опыта учащихся. При этом сформированность основных показателей художественного опыта учащихся V и V1 классов в целом находится на низком уровне. Так, уровень развития эмоционально-образной отзывчивости на музыку составляет лишь 25,7%, при этом данный результат является самым значительным по отношению к остальным критериям оценки. Потребность в общении с искусством и развитость художественного вкуса сформирована лишь у 22% и 18,6% учащихся соответственно. Самый низкий уровень развития (15,3%) зафиксирован по критерию «сформированность общехудожеcтвенных знаний, умений и навыков».

Эти данные позволили сформулировать уровни развития художественного опыта подростков, которые распределились следующим образом: самую значительную группу составили учащиеся с репродуктивных уровнем художественного опыта (48,5%); подростков с пассивным художественным опытом оказалось 37,4%. Активный и активно-творческий уровень развития художественного опыта зафиксирован лишь у 8,1% и 6% школьников соответственно.

Это определило необходимость включения в формирующий этап экспериментальной методики обучения, направленной на развитие художественного опыта и его основных показателей.

Разработанная методика предполагала два наиболее эффективных пути решения поставленных в экспериментальном исследовании задач:

1. Наполняемость традиционных уроков музыки новым содержанием, основанным на межпредметных, межхудожественных и ассоциативных связях и применение следующих методов работы: стимулирования музыкальной деятельности (эмоциональное воздействие; опора на эффект удивления; создание проблемно-поисковых ситуаций); обобщения; анализа и сравнения музыкальных произведений; ассоциаций; «выхода за пределы музыки»; наглядно-слуховой метод; словесные (беседа, рассказ, объяснение) и др.

2. Разработка и внедрение в учебный процесс факультативного курса, направленного на развитие художественного опыта, основанного на взаимосвязи различных видов искусства.

Данный курс проводился параллельно с уроками музыки, ведущимися по программе Д.Б. Кабалевского, и являлся их продолжением. Программа факультативного курса для V и V1 классов основывается на программе «Художественная культура» (V-V111 классы) А.Н. Малюкова.

Разработанный курс расчитан на 46 часов. Основными принципами построения курса явились: а) тематическое планирование материала; б) гибкость и вариативность в использовании художественных произведений.

Одним из основных методологических положений факультативного курса является определение художественного опыта как целостной активной системы раскрытия жизненного содержания музыки и искусства в целом.

Содержание тем определялось с учетом интересов учащихся V-V1 классов. Тематическое планирование материала создает возможность учителю творчески подходить к «наполнению» данных тем различным материалом, с привлечением произведений из разных видов искусства: литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, театрального, киноискусства и т.д. Ведущая роль на занятиях отводилась музыкальному искусству. Драматургическим центром уроков становилось одно из произведений, в то время как другие дополняли, сопровождали его, давали установку на восприятие. Так, в раскрытии темы «О музыке легкой и серьезной» использовались произведения: А.Шнитке «Concetto grosso №1» (фрагменты), опера «История доктора Иоганна Фауста» (фрагменты), Т.Манн «Доктор Фаустус».

Налаживание ассоциативных, межхудожественных и межпрежметных связей между различными видами искусства способствует оживлению творческого воображения учащихся, развитию ассоциативно-образного мышления, обогащению эмоционально-образной сферы личности. На занятии «Сила духа в экстремальной ситуации» использовались следующие произведения: Э. Хэмингуэй «Старик и море», Л. Бетховен «Эгмонт», «Леонора»; П.И. Чайковский, симфония № 6; симфония-фантазия «Буря», фрагмент к/ф «Старик и море» (реж. А.К. Петров).

Наряду с использованием на занятиях «золотого фонда» музыкального материала, вводились и современные произведения. В ходе проведения занятий акцент делался на восхождение от эмоционального к рациональному, «эмоциональную атаку», потрясение, направленные на развитие эмоционально-образной отзывчивости на музыку и самостоятельности в суждениях и оценках, на развитие интереса к искусству и формировании зрительских, слушательских навыков, расширение запаса эмоциональных впечатлений и развитие художественного кругозора. Восприятие музыки учащимися организовывалось не только на чувственном уровне, но и на осознанном, с целью формирования общехудожественных знаний, знаний закономерностей музыкального искусства, стилей, жанров, элементов музыкальной выразительности, их особенностей и т.д.

В то же время специально организованное общение школьников давало возможность обмениваться впечатлениями во время занятий и после них, приобщало к разнообразной художественной деятельности: посещению музеев, выставок, коллекционированию и т.д.

На основе разработанных критериев оценки художественного опыта были определены количественные и качественные данные уровней развития основных показателей художественного опыта подростков (см. Табл. 1).


Таблица 1

Динамика развития основных показателей художественного опыта учащихся V и V1 классов

Показатель художественного опыта

Диагностический срез

Процентное соотношение, %

Темп развития, %

Эмоционально-образная отзывчивость на музыку

Начальный

25,7

60,7

Контрольный

86,4

Потребность в общении с искусством

Начальный

22

53,8

Контрольный

75,8

Общехудожественные

знания, умения и навыки

Начальный

15,3

40,6

Контрольный

55,9

Художественный

вкус

Начальный

18,6

52,7

Контрольный

71,3

Анализ результатов экспериментальной работы в V и V1 классах показывает, что эмоционально-образной отзывчивость на музыку стала проявляться у 86,4% учащихся, что по сравнению с начальным диагностическим срезом составляет разницу 60,7%, это является самым значительным увеличением в сравнении с динамикой развития других показателей художественного опыта подростков; несколько меньше оказался темп развития потребности в общении с искусством, что составило 53,8%; развитость художественного вкуса увеличилась с 18,6% до 71,3% (темп развития 52,7%); менее значительные изменения произошли в развитии уровня общехудожественных знаний и формирования умений и навыков (темп развития составил 40,6%).

После проведенных занятий факультативного курса, было отмечено следующее: у подростков заметно возрос интерес к музыкальным занятиям, усилилось внимание учащихся к содержательной стороне музыкального искусства, более точными и самостоятельными стали суждения и оценки школьников. Качественные изменения показателей художественного опыта подростков позволяют утвержать, что художественный опыт обучающихся значительно обогатился. Систематизация данных динамики развития основных показателей художественного опыта (Таблица 1) позволили проследить динамику развития уровней художественного опыта (см. Табл. 2).

Таблица 2

Динамика уровней развития художественного опыта

учащихся V и V1 классов

Уровень развития художественного опыта

Диагностический срез

Процентное соотношение,%

Пассивный

Начальный

37,4

Контрольный

6,9

Репродуктивный

Начальный

48,5

Контрольный

9,3

Активный

Начальный

8,1

Контрольный

75,5

Активно-творческий

Начальный

6

Контрольный

8,3

Результаты динамики уровней развития художественного опыта учащихся V-V1 классов позволяют выявить следующие положительные изменения в развитии художественного опыта: самые значительные изменения произошли в группах с репродуктивным и активным уровнях развития художественного опыта. Так, группа с репродуктивным уровнем развития художественного опыта сократилась на 39,2% (с 48,5% до 9,3%); в то время как группа школьников с активным уровнем художественного опыта увеличилась с 8,1% до 75,5% (темп роста составляет 67,4%), основными характеристиками которого являются развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку, наличие потребности в общении с искусством, недостаточное развитие художественного вкуса, значительный объём общехудожественных знаний, умений и навыков. Менее значительные изменения произошли в группе пассивного уровня художественного опыта, которая сократились с 37,4% до 6,9% (на 30,5%). При этом группа учащихся с активно-творческим уровнем развития художественного опыта увеличилась до 8,3%, темп роста которой составил 2,3%.

В заключении сформулированы основные выводы:

1. Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности, её общехудожественных знаний, умений и навыков, личностно-значимое отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества.

2. Основными показателями художественного опыта личности являются: совокупность художественных интересов человека; его образно-чувственная сфера; наличие общехудожественных знаний, умений и навыков; система внутренних художественных ценностей личности.

3. Педагогическими условиями развития художественного опыта подростков являются создание на уроке творческой атмосферы, способствующей возникновению интереса к музыкальному искусству, заинтересованности школьников миром музыки; использование на занятиях музыкального материала посильной степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся; использование на занятиях различных форм обучения (индивидуальных, групповых, массовых; диалога, дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); развитие самостоятельности, инициативности в различных видах деятельности.

4. Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи между различными видами искусства (музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, хореографией, скульптурой, архитектурой и т.д.) которые, при соблюдении педагогических и общехудожественных принципов, условий, методов активизуют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития.

Результаты опытно-экспериментальной работы выявили существенные положительные изменения в развитии основных показателей и уровней художественного опыта учащихся, подтвердили научную обоснованность гипотезы исследования и положений, вынесенных на защиту, а также целесообразность модели педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:

        1. Горбунова М.А., Егорова С.В. Проблема развития интереса студентов-музыкантов к исполнительской деятельности в школе // Теория и практика образования: История и современность (Межвузовский сборник н. трудов). – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001. – С. 66-69.

2. Горбунова М.А., Егорова С.В. Формирование художественного кругозора школьников как необходимое условие их всестороннего развития // Тенденция развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования: Материалы 1V Всероссийской научно-практической конференции (14-15 ноября 2002 г.). – Саранск, 2003. – С. 161-164.

3. Горбунова М.А. Педагогическое сопровождение развития музыкально-художественного опыта подростков (к постановке проблемы) // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сборник научных трудов / Под ред. А.Н. Малюкова, С.Н. Байдалинова. – М.: МПГУ, 2003. – Вып. 10. – С. 138-141.

4. Горбунова М.А. К вопросу о характеристике художественного опыта подростков // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Материалы международной конференции «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в ХХ1 веке» (17-19 февраля 2003 г.). – М.: ИХО РАО, 2003. – С. 103-105.

  1. Горбунова М.А. Проблемы развития художественного опыта подростков // «Музыкальное образование в ХХ1 веке: традиции и инновации»: Межвуз. сб. научных трудов по итогам межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 12-13 марта 2004 г.) в 2 т. – М.: МПГУ, 2004. – Т. 2. – С. 30-34.

6. Горбунова М.А. Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и во внеклассных занятиях // Искусство в школе. – М., 2007. – № 2. – С. 71-72.




Скачать 303.12 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер303.12 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх