Проекта icon

Проекта


Смотрите также:
Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник...
Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта...
Пояснительная записка 4 Цель и задачи проекта 5 Сроки реализации проекта: 6 Место реализации...
План реализации проекта 6 Кадровое обеспечение проекта Порядок контроля выполнения проекта >...
Проекта. Врамках проекта «Архитектура Древнего Египта»...
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта. Этапы проекта...
Подготовка к выставке-ярмарке инновационных проектов поводилась в крайне сжатые сроки и была...
Проекта
Бизнес-плана тема проекта тема для подготовки выпускного проекта...
Лекция Разработка плана-графика и определение бюджета проекта Цели и задачи разработки бюджета...
Цыпин П. Е. Управление персоналом: Конспект лекций...
И краткое описание проекта. Цели и задачи проекта...



Загрузка...
скачать
VI открытая городская конференция инновационных образовательных проектов «Взгляд в будущее»



Информация о проекте

Номинация

Образовательный проект


Секция

Полипредметная (педагогика, социология)


Название проекта



Игрушки XXI века! Проблемы подростковых зависимостей


^ Информация о команде

ФИО руководителей проекта полностью


Корнилова Татьяна Петровна, учитель иностранного языка Шишова Елена Викторовна. Учитель истории

Телефон рабочий ( с кодом), сотовый,

e-mail

(8391) 266-90-50 school_65@mail.ru

сот. 8-905-973-34-03 elenakras09@mail.ru

Наименование образовательного учреждения, адрес

МБОУ СОШ №:65, г. Красноярск, ул. Аральская,5


Авторы проекта



  1. Миненок Ксения, ученица 9 класса

  2. Кузнецова Любовь, ученица 9 класса

  3. Львов Алексей, ученик 9 класса



1.Описание проекта

Информатизация, мобилизация – неизбежные реалии нашей современной жизни. Без современных технологий получения и передачи информации, средств связи и медиапродуктов не может обойтись современный человек. Информационные средства коммуникации – это продукт современного прогресса и передовых технологий в науке и технике. Наряду с очевидными прогрессивными положительными сторонами научно-технического прогресса, он имеет и отрицательные стороны. Отрицательное влияние современные технические средства коммуникации, так называемые «игрушки 21 века» оказывают особенно на подростков (в виде разного рода зависимостей). Это объясняется особенностью физиологического и психического развития детей и подростков. В огромном потоке информации подростку все труднее разобраться самостоятельно, поэтому он старается воспринимать только развлекательную составляющую, не требующую интеллектуального напряжения. Живя в виртуальном мире, подросток старается спрятаться от реалий современной жизни за завесу компьютерного мира. Развивается психологическая зависимость, жизнь без Сети становится пустой и скучной. Подростковый период – важнейший этап жизни человека, во многом определяющий его судьбу. Сегодня компьютер, мобильный телефон стали неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей. Современные дети сначала учатся играть в экранные игры, а потом уже в подвижные во дворе. Реальность сегодня такова, что дети сначала осваивают компьютерную грамоту, а потом уже языковую, математическую.

Подростковый возраст является сложным периодом жизни, который проходит под давлением школы, семьи и друзей, которому сопутствует множество проблем. Психологические срезы последних лет подтверждают серьезность проблем подростков:

- агрессивность – 58%;

- эгоцентризм – 36%;

- склонность к апатии, депрессии, одиночеству – 54%.

Подростку необходимо освободится от фрустрации, а он может осуществить это в анонимном, не несущем никаких последствий киберпространстве, с помощью киберпространства ребенок пытается идентифицировать себя, т.е. определить свое место в окружающем его мире. Школьный возраст – это то время, когда ребенок часто желает отделиться от родителей, для того чтобы самому выстраивать отношения с людьми. Он хочет быть независимым и делать то, чего хочет сам. Прогресс в науке и технике, современные средства коммуникации предоставляют ему для этого уникальную возможность. Медиазависимость сегодня является проблемой, которая встала в ряд с наркоманией и алкоголизмом. Эта проблема усугубляется ещё тем, что взрослые не могут предложить здоровых альтернатив для удовлетворения потребностей и интересов школьников. Социологи отмечают, что в настоящее время в России отсутствуют условия для реального участия подростков в серьезных, общественно значимых делах, занятий спортом, активными видами отдыха, часто подростки просто не информированы о вредных последствиях использования современных технических изобретений. Проблема разумного использования школьниками продуктов современного прогресса, средств коммуникации и предотвращения возникновения зависимого поведения от «игрушек 21 века» является, на наш взгляд, суперактуальной сегодня и требует разработки и внедрения незамедлительных мер профилактики. Именно школа совместно с родительской общественностью должна актуализировать значимость заявленной проблемы, принимать участие в разработке профилактических мероприятий и повсеместно пропагандировать их. Данный проект направлен на создание комплекса мероприятий в школьной среде, помогающих выявить проблему, информировать о ней учащихся и родителей, а также на разработку и внедрение профилактических мер и альтернативных гиподинамическим подвижных видов деятельности. Цель нашего проекта: профилактика медиазависимого поведения школьников. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-повысить уровень информационной компетентности и культуры школьников и взрослых по проблеме зависимости от «игрушек 21 века»;

- развивать навыки живого общения и конструктивного разрешения конфликтов у подростков;

- укреплять стрессоустойчивость школьников;

- популяризировать знания о мерах профилактики аддиктивного поведения и пропагандировать активный и здоровый образ жизни;

^ Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта произойдет

- знакомство подростков с нормами информационной культуры;

- получение достоверной информации учащимися и родителями о правильном использовании экранных устройств;

- овладение школьниками способами защиты и профилактики негативного влияния современных средств коммуникации;

- укрепление у учащихся способности противостоять привыканию;

- возникновение потребности заниматься различными активными видами деятельности;

- организация в школе отряда волонтеров, популяризующих идеи правильного использования современных коммуникационных средств и здорового образа жизни;

- создание медиапродукта с информационно-профилактическими материалами.

^ Критерии результативности:

- рост информационной грамотности учащихся по проблеме (сравнение данных анкетирования, полученных в начале и в конце реализации проекта);

-повышение коммуникативной компетенции и стрессоустойчивости учащихся;

- увеличение числа компетентных помощников (волонтеров);

- снижение уровня зависимости учащихся школы от медиасредств (данные анкет, беседы с учащимися и родителями);

-снижение уровня гиподинамии школьников (увеличение количества активных досуговых мероприятий);

- овладение родителями и педагогами школы методами профилактики аддиктивнного поведения.

Кадровое обеспечение проекта:

  1. Руководители проекта – Т.П. Корнилова, Е.В. Шишова

  2. Рабочая группа проекта – учащиеся 9 Б класса, отряд волонтеров

  3. Координатор проекта – зам. директора по воспитательной работе

  4. Информационное обеспечение – психолог, библиотекарь, медработники школы

  5. Партнерская помощь – родители учащихся, учителя школы, пресс-центр

  6. Участники проектных мероприятий – учащиеся 8-11-х классов

^ Материально-техническое обеспечение проекта:

Для реализации данного проекта использованы методические, дидактические и интернетресурсы: материалы журналов «Классный руководитель», «Школьный психолог», справочная литература, словари, интернет. Для проведения проектных мероприятий необходим раздаточный материал, компьютерные распечатки (памятки, инструкции), технические средства (компьютер, проектор, экран), а также помещения, оборудование и инвентарь для проведения отдельных мероприятий (классные кабинеты, спортзал, компьютерный класс).

^ Механизм реализации проекта:

Проект предполагает:

1.Информационно-методическую работу с учащимися и родителями.

2.Проведение информационно-познавательных лекций, эвристических бесед, ролевых игр, тренингов, тестовых занятий, анкетирование, конкурсов и подвижных игр с участниками проекта. После лекции проводится обсуждение вопросов и наиболее активным участникам за правильные ответы выдаются жетоны. Жетоны школьники будут накапливать и обменяют на поощрительные призы на итоговом конкурсном мероприятии.

3. Создание участниками проекта минипроектов (Даёшь альтернативу!).

4.Вовлечение учителей и родителей в реализацию проекта.

5.Проведение итогового конкурсного внеклассного мероприятия.

План-карта действий по реализации проекта:

Программа организации мероприятий в проекте



Мероприятие

Сроки проведения

Место проведения

Участники

1

Сбор информации по проблеме. Диагностика начального состояния проявления медиазависимости у учащихся 8-10-х классов (анкетирование)

Сентябрь

библиотека, компьютерный класс

Руководители проекта,

Авторы проекта

2

Формирование отряда волонтеров из числа учащихся и педагогов. Обучение.

сентябрь

кабинет

Руководители проекта,

Учащиеся - волонтёры

3

Подготовка лекционного материала. Размещение информации о старте проекта на сайте школы.

октябрь

кабинет

Руководители проекта, учитель информатики учащиеся - волонтёры

4

Подготовка презентационного материала (медиапродукт).

Проведение конкурса рисунков и фотографий «Даешь альтернативу!»

октябрь

компьютерный класс

Учащиеся-волонтеры


классные руководители

5

Проведение волонтерами лекционных бесед «Поколение Net: обратная сторона информационных технологий »; «Мобильный спрут» среди учащихся 5-10-х классов

ноябрь-декабрь

кабинеты

волонтеры, учащиеся

6

«Искусство общения» занятие-тренинг

ноябрь

кабинеты

руководители проекта, учащиеся

7

Проведение родительских собраний «Роль семьи в профилактике медиазависимости»


январь-февраль

кабинеты

классные руководители, родители

8

«Учись управлять собой» (конфликты и стрессоустойчивость)

занятие-тренинг

январь

кабинеты

руководители проекта психолог

9

«Навигатор здоровья школьника в киберпространстве» (лекция практикум)

февраль

кабинеты

медработники, классные руководители, учащиеся

10

«Я в мире, мир во мне» Ролевая игра - тренинг

март

кабинеты

руководители проекта, учащиеся

11

«День без мыши» познавательно-развлекательная игра

март

актовый зал, спортивный зал

руководители проекта, зам. директора по УВР, учитель физкультуры, классные руководители, учащиеся

12

Диагностика зависимостей по завершении проекта (анкетирование)

апрель

кабинеты

руководители проекта, учащиеся 8-11-х классов

13

Информирование учащихся, родителей о результатах проведенной работы через родительские собрания, общешкольные линейки, школьный пресс-центр.

апрель

актовый зал, кабинеты, информационный стенд школы

руководители проекта, классные руководители, пресс-центр школы.

14

Подведение итогов. Рефлексия. Размещение информации об итогах проектной деятельности на сайте школы

май

компьютерный класс, сайт школы

руководители проекта, учитель информатики



Приложения:

Разработки лекций, тренинговых занятий, родительских собраний, ролевой игры, итогового конкурсного мероприятия; тексты анкет и варианты здоровьесохраняющих упражнений.


Приложение № 1

Анкета «Диагностика начального и итогового состояния информированности по вопросу медиазависимости и отношения учащихся к данной проблеме».


1. Знаешь ли ты о негативных последствиях использования современных средств коммуникации?

А. Нет, ничего не слышал Б) Знаю совсем немного В) Хорошо осведомлен

2. Я сижу за компьютером

А. Недолго Б) Сутки напролет В) Время от времени

3. Если из твоей жизни убрать компьютер, то …

А) Ничего не произойдет Б) Будет скучно, но терпимо В) Будет невыносимо жить

 4. Вы раздражаетесь, когда не видите свой мобильник.

А) Да Б) Нет В) Иногда

5. Вы нервничаете, когда батарейка мобильника почти разряжена.

А) Да Б)Нет В) Очень сильно

6 . Вы не можете отключить мобильник даже на лекции или на встрече.

А) Не считаю нужным Б) Отключаю всегда В) По необходимости

7. Вы делаете телефонные звонки, даже когда в этом нет действительной необходимости.

А) Иногда Б)Никогда В) Часто

8. Вы часто проверяете мобильник - не пропустили ли вы звонок или SMS.

А) Часто Б) По необходимости В) Меня это не волнует

9. Вы используете мобильник даже тогда, когда у вас дома есть обычный телефон.

А) Да Б) Нет В) Иногда

10. Часто ли ты занимаешься активными видами деятельности?

А) Регулярно Б) Время от времени В) Мне это не надо  


Приложение №2

Лекция для учащихся «Поколение Net: обратная сторона информационных технологий »

Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Могли ли вы предположить когда-нибудь, что компьютер способен развить в человеке зависимость, подобную наркомании? Нет? Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от него. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета. Как же все это началось? Давайте начнем с развития компьютерных игр. С недавних пор словосочетание «компьютерные игры» прочно вошло в нашу жизнь, любой обладатель персонального компьютера убедился в их притягательности.

Игры Игра – это, можно сказать, способ самовыражения. Каждый убитый монстр, разгаданная загадка или пройденный уровень поднимают самооценку игрока, и, наоборот, какая-то проблема или неразгаданный ребус способны довести до психоза даже самого спокойного игрока. Каждый, кто работает (или играет) за компьютером, наверняка смог почувствовать притягательность игр, видимо, игра заложена в саму природу человека, причем она обязательно сопровождается азартом. Но теперь мы лишены этого в жизни, а все свои первобытные потребности в играх заменяем компьютерными играми. Мужчины подвержены компьютерным играм разного рода в десятки раз больше чем женщин, т.к. природа мужчины – это сущность охотника, воина, выслеживающего добычу, находящегося в постоянной борьбе за свои права, территорию. Первой компьютерной игрой, появившейся в 1958 г. прошлого века, считается «Теннис для двоих». Эта игра заключалась в том, что два человечка перекидывали друг другу мячик через черточку посередине экрана. Потом появились игровые приставки – «Sega», «Sony PlayStation»… Игровая волна охватила не только детей. Но вот наконец-то из мира технологий пришел в массы компьютер, который ранее использовался только на различных производствах. Игровые автоматы, по нашему мнению, трудно отнести к компьютерным играм. Это больше наркотик, потому что человек разрушается очень быстро, превращаясь почти в зомби. «Однорукие бандиты» появились три десятка лет назад. Современная компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволила программистам создавать необыкновенно реалистичные игры с потрясающей графикой и необычными звуковыми решениями. По мере усовершенствования компьютерных технологий увеличивается число компьютерных фанатов или геймеров (от англ. game – «игра»). Основной деятельностью этих фанатов становится компьютерная игра. В остальных проявлениях геймеры обычно ведут себя, как люди замкнутые, не заинтересованные ни в чем другом, кроме как в удовлетворении физиологических потребностей. Геймеры – это люди с определенными личными переживаниями и проблемами, такими как низкая самооценка, отсутствие личной жизни или неудачи в ней, неправильная оценка жизненных ценностей и общее разочарование в жизни. Поэтому компьютер и все, что с этим связано, – единственное, что для них становится действительно важным. Электронные игры делают их участника агрессивным палачом. Они реалистичны в показе таких деталей, как человеческое тело, кровь, – в общем, все, что сопутствует насилию над человеком. При этом геймер не только смотрит – он УПРАВЛЯЕТ насилием. И это насилие он потом переносит в жизнь реальную. Игры созданы для того, чтобы помочь человеку отвлечься от рутинных повседневных забот и хлопот, проблем, стрессов, но зачастую становятся самоцелью. И момент такого перехода едва уловим, вовремя установить его трудно. В настоящее время производители выпускают следующие игры:

• логические игры;

• игры на быстроту реакции и сообразительность;

• азартные игры;

• игры на бирже (игры с прогнозированием, ставками);

• логические игры или «пазловые» игры (от англ. рuzzle – «головоломка»). Это компьютерные варианты различных настольных игр (шахмат, шашек, нардов и т. д.), головоломки, языковое тестирование. Мотивы головоломок – азарт, желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

Интернет. Итак, постепенно, мы подошли к Интернету – великому изобретению человечества. Интернет – это обширная, разветвленная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в самых разнообразных точках Земли. Интернет охватил более 150 стран и связал 175 тыс. различных сетей; зарегистрировано более 500 млн. пользователей! На сегодняшний день Интернет является основополагающим методом международного общения различных организаций, фирм, средств массовой информации и правительств. Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Способность иметь фактический и скоростной доступ ко всем системам и базам данных одновременно и при этом делать индивидуальный выбор – это уже замечательно, особенно не выходя из дома! В 1984 г. Вильям Гибсон опубликовал роман «Neuromancer», в котором впервые ввел понятие киберпространства : «Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую ежедневно испытывают большинство операторов по всей планете». После выхода в свет романа Гибсона с течением времени киберпространством стали именовать пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью и другими компьютерными системами связи и коммуникации. Миллионы жителей ежедневно применяют Интернет для многочисленных целей. Максимально распространенное применение электронная почта – e-mail, а проще говоря, «мыло».

Чат. В чате можно свободно общаться со всеми, при этом сохранять свою конфиденциальность. Дети из-за чрезмерного увлечения общением в чате часто просто не могут остановиться, из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе и даже при нарастании явлений школьной дезадаптации не имеют силы воли, а иногда желания прекратить работу в Сети. У некоторых из них мысли о таком общении в Сети возникают сразу после утреннего пробуждения. Возникновению зависимости от сверстников по Сети у детей способствует феномен воображаемого друга, который характерен для детского возраста. В жизни подростка общение через чат становится лидирующим. Круг интересов, не связанный с таким общением, сужается или вообще пропадает. Зависимые от общения в чате подростки в реальной жизни могут общаться с людьми только на темы, связанные с чатами. Если родители пытаются запретить подростку общение с компьютером или хотя бы сократить такое общение, то со стороны ребенка отмечается бурная реакция протеста. При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки, безделья. Чат приобретает характер сверхценного увлечения, поэтому другие виды деятельности считаются неинтересными. Прежде всего, при такой зависимости страдает реальное общение со сверстниками или взрослыми людьми. Зависимые от компьютера подростки отличаются тем, что у них развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, происходит оскудение эмоциональной сферы. Это связано с тем, что во время игры он должен показать себя хладнокровным, ему не нужно проявлять свои чувства, если он хочет выиграть. В чате общение происходит свободно, можно в любой момент прекратить общение, можно обманывать собеседников, преувеличивать, при всем этом не задумываться о последствиях. Такая форма компьютерной зависимости приводит к тому, что подростки начинают предпочитать виртуальное общение личному. Общение с другими людьми в настоящем отходит на второй план, а иногда может вообще сойти на нет. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с лицами противоположного пола, крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи.

^ После лекции обсуждаются вопросы:

  1. Зачем созданы игры? (способ самовыражения, повышения самооценки, азарт, помогают отвлечься от забот жизни, проблем, стрессов).

  2. Какие отрицательные влияния игр ты знаешь? (способны довести до психоза, вырабатывается зависимость, подрыв здоровья).

  3. В чем основное предназначение интернета? (глобальное средство массовой информации и коммуникации, быстрый доступ ко всем системам и базам).

  4. Что привлекает подростков к общению в чате? (возможность прекратить общение в любой момент, преувеличить, обмануть собеседника).

  5. Что от общения в чате страдает прежде всего? (живое общение, взаимоотношения с лицами противоположного пола, мотивация создания семьи).

После обсуждения вопросов наиболее активным участникам за правильные ответы выдаются жетоны. Жетоны школьники будут накапливать и обменяют на поощрительные призы на итоговом конкурсном мероприятии.


Приложение №3

Лекция для подростков «Мобильный спрут»

Исследования показали, что почти половина подростков не могут обойтись без своих телефонов. Опрос показал, что четверо из десяти учащихся отправляли и получали SMS во время занятий. Примерно столько же посылают до 1000 сообщений в месяц. Треть опрошенных сказали, что они нервничают, если забывают взять из дома мобильник. Пятая часть подростков сообщили, что кладут телефон поблизости, даже когда принимают ванну.  Многие слишком часто проверяют свои мобильники, некоторые не могут оторвать глаз от экрана даже на прогулке. Почему люди отправляют SMS? 40% опрошенных сказали, что им было просто скучно, а 25% из них хотелось знать, что поделывают друзья. Четверо из десяти респондентов отметили, что писать удобнее, чем звонить. Многие из тех, кто так подсел на SMS, могут набирать их со скоростью до 100 знаков в минуту. Отсюда частые жалобы на боль в плечах из-за постоянных повторяющихся движений.  В первую очередь, стоит сказать о психологической стороне вопроса. Подросток в период «возрастной ломки» - от 12 до 17 лет – пытается самоутвердиться различными способами. Чаще всего, к сожалению, это не желание «выделиться из толпы», а, наоборот, «слиться с массой», быть таким, как все. А раз «у всех» есть мобильные телефоны, подростку жизненно необходимо иметь «свой мобильник» – чтобы не чувствовать себя белой вороной, а следовательно, повысить свою самооценку. В школах, колледжах, даже высших учебных заведениях сегодня существует некоторое презрительное отношение к человеку, не имеющему мобильного телефона. Заполучив же заветную игрушку, подросток начинает осваивать ее с космической скоростью. Однако, не обладая психологической устойчивостью и находясь в процессе становления личности, он чаще всего попадает в так называемую «мобильную зависимость». Зависимость от мобильника серьезнее, чем от интернета или обычных компьютерных игр, потому что телефон можно взять с собой везде, нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Многие подростки сами отмечают, что «умрут без сотового», «телефон для меня - все», и т. д. То есть «трубка» становится настолько неотъемлемой частью жизни, что во время отключения телефона молодые люди испытывают не только психологический, но и физический дискомфорт (врачи отмечают даже расстройство пищеварения, не говоря об ослаблении умственной активности и внимания). Эксперты полагают, что мобильная зависимость может привести к депрессиям, повышенной тревожности, нарушениям сна, невозможности приспособиться к новым ситуациям. У каждых трех из десяти подростков, пользующихся мобильниками, есть слуховые галлюцинации - они слышат звонки, когда их нет, принимают мелодии чужих телефонов за свои и т.д. Итогом становится развитие фобий, бессонницы, умственных расстройств. Кроме того, мобильные телефоны излучают электромагнитные волны, которые могут нанести вред здоровью. Подростку легче общаться с невидимым собеседником посредством SMS, чем вживую. Специалистами отмечено, что чем больше времени молодой человек проводит в «виртуальном общении», тем сложнее проходят его обычные, реальные контакты со сверстниками. Раньше эта проблема поднималась в связи с появлением большого количества домашних компьютеров с выходом в Интернет, однако мобильные телефоны снова вернули ее «из небытия», ведь многим подросткам проще выходить в глобальную сеть со своего мобильника, который всегда под рукой. Отсюда – появление всё новых молодых людей, неспособных на «здоровое» общение, замкнутых, ущербных в своем неумении говорить и знакомиться. Ещё одной проблемой при использовании телефона подростками является финансовая сторона. Часто молодые люди скачивают анекдоты или гороскопы, не выяснив толком, сколько это стоит. Операторы сотовой связи указывают достоверную, полную информацию об услуге, печатая ее мелким шрифтом или ловко завуалировав смысл рекламного предложения. Таким образом, мобильные компании зарабатывают миллионы на наивности и доверчивости молодых клиентов, оставаясь в рамках закона. Многие родители приходят в ужас, узнав сумму, которую их чадо потратило на просмотр порнокартинок или на скачивание музыки. Вряд ли стоит сомневаться в том, что основной процент клиентов всех SMS-порталов и операторов, предоставляющих услуги закачки контента, - молодые люди до 18 лет, на них же направлена агрессивная реклама, вряд ли взрослый человек «клюнет» на предложения типа «пошли SMS на …номер и получи бесплатно новый телефон». Во многих учебных заведениях учащимся не рекомендуют носить в школу мобильники, т.к. они отвлекают хозяина, мешают другим учащимся и преподавателям. Перечислив проблемы, связанные с подростковым увлечением мобильными телефонами, не стоит забывать, что они естественны и что все они имеют решение. В первую очередь, мы живем в мире постоянно совершенствующихся технологий. Отрицать полезность мобильных телефонов глупо и бессмысленно. Главным положительным моментом взаимодействия подростков и мобильных телефонов – молодые люди всегда на связи с родителями. Сегодня это очень актуально, снимает многие проблемы и сохраняет здоровье родителей (как не крути!). Также никогда не стоит сбрасывать со счетов, что подростки очень нуждаются во внимании и понимании взрослых. Если доступно и ненавязчиво объяснить подростку, каким образом стоит расходовать средства, положенные на счет, что все SMS-акции в своем большинстве просто денежный обман, что от некоторых услуг стоит отказаться за ненадобностью, он обязательно поймет. Ведь с ним будут говорить, как со взрослым. Но если ситуация осложняется действительной «мобильной зависимостью», стоит обраться к психотерапевту – специалист всегда найдет выход из сложной ситуации. На сегодня невозможно «разлучить» тинейджера и мобильный телефон. Нужно просто научить подростка по-настоящему правильно им пользоваться.
Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем подростку мобильный телефон?

  2. Какие проблемы возникают у учащихся при использовании мобильного телефона (психологические, финансовые, проблемы со здоровьем).

  3. К чему может привести мобильная зависимость ? (депрессии, повышенная тревожность, нарушение сна)

  4. Что происходит с подростком, когда он слишком много времени проводит в виртуальном пространстве? (усложняются реальные контакты со сверстниками).

После обсуждения вопросов наиболее активным участникам за правильные ответы выдаются жетоны. Жетоны школьники будут накапливать и обменяют на поощрительные призы на итоговом конкурсном мероприятии.


Приложение №4

Занятие-тренинг «Искусство общения»

Цели и задачи:

- развитие навыка общения;

- повышение конфликтной компетентности.

Занятие начинается с показа картины или иллюстрации. Происходит обсуждение учащимися содержания картины. Учитель подводит к тому, что каждый учащийся по-разному воспринимает и описывает картину, хотя видят все одно и то же. Учитель: «Все мы разные, но все мы живем в этом мире. Люди по-разному воспринимают окружающий мир. Но учиться жить в этом непростом кибермире – это настоящее искусство. С некоторыми приемами общения, противостояния трудностям и стрессам мы сегодня познакомимся на нашем занятии».

Упражнение №1 Игра «Мы похожи, мы отличаемся»

С помощью правильного сложения разрезанных пополам открыток выбираются пары. В течение 2-3 минут каждой паре необходимо найти пять сходных и пять отличительных качеств. Сравниваться могут внешность, события, привычки, личностные качества и т.д. Затем пары заслушиваются, их ответы обсуждаются.

Далее учитель знакомит учащихся с некоторыми правилами общения и преодоления негативных эмоций. Основные положения представлены в виде памяток:

Памятка. Правила общения

  1. Разговаривай с товарищами на равных;

  2. Уважай мнение товарища;

  3. Помогай тому, кто нуждается в помощи;

  4. Стремись к взаимопониманию;

  5. Учись слушать других, не перебивай;

  6. Уважительно относись к другим;

  7. Не повышай голоса, не кричи;

  8. Не пытайся решить вопросы с помощью силы;

  9. Не обзывай и не оскорбляй других;

  10. Мы не можем сразу сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако, важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Упражнение №2 «Конфликты»

Класс делится на 4 группы. Даются задания: одна разыгрывает конфликт в семье, другая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Время на подготовку 7-8 минут. Затем команды по очереди выступают. После выступления команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта. Члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т.д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях. Ведущий отмечает, что невозможно сделать полностью толерантным, но главное – это стремление сделать его таковым. Рекомендации команд записываются на ватман.

Рефлексия: учитель подводит итог занятию, учащиеся обсуждают, что они узнали на данном занятии и где пригодятся им полученные навыки.


Приложение №5

Лекция для родителей на родительском собрании «Роль семьи в профилактике медиазависимости»

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни. По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки. По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Причины:

- жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.

- детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг.

- постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими или развод родителей. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка;

- физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или родителей. Различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир;

- недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками;

- заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.

В итоге нужно сказать, что все эти причины (идентификация, интимность, сепарация от родителей, избавление от фрустрации) приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат! К несчастью, нередко родители выступают в роли без вины виноватых. Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады. Если вдруг вы посчитаете, что вам не помешало бы совместно посетить театральную премьеру либо увидеть какую-то новинку кино, просто прогуляться по городу, покататься на роликах, вы слышите одно: «Нет! Нет!»

Существуют признаки компьютерной зависимости, подробно они отражены в памятке. Предлагаю ознакомиться с ними и обсудить в конце нашей беседы.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

• начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

• начал проводить ночи у компьютера;

• начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

Современный школьник увлечен не только компьютером, он также подвержен процессу всеобщей «мобилизации». Мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом наших детей с раненого детства. Мобильный телефон – это современное, удобное средство коммуникации, которое часто выполняет функцию контроля за детьми и обеспечивает их некую безопасность. Но, мобильные телефоны могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Вероятные клинические последствия мобильных телефонов. Можно выделить четыре системы, наиболее подверженные вредному влиянию.

1) ^ Центральная нервная система. Она наиболее чувствительна к электромагнитным полям. Наблюдаются изменения высшей нервной деятельности, ухудшение памяти, внимания, воли, нарушение сна, появление телефонной зависимости.

2) ^ Иммунная система. Происходит угнетение иммуногенеза, что приводит к ухудшению сопротивляемости организма к различным инфекциям. Мобильные телефоны провоцируют астму и экзему. Сбой в иммунной системе способствует уязвимости для болезней.

3) ^ Эндокринная система. В результате воздействия на нее увеличивается содержание адреналина в крови. Разрушение клеток крови - эритроцитов (анемия), увеличение кровяного давления, увеличение выработки адреналина.

4) ^ Половая система. Этот вопрос более важен, ибо именно молодые люди репродуктивного возраста особенно часто пользуются источниками электромагнитных волн. Основной вред - для мужчин. Наблюдается угнетение сперматогенеза, увеличение рождаемости девочек, повышение числа врожденных порогов и уродств. Яичники более чувствительны к влиянию электромагнитных излучений, изменение ДНК, что может спровоцировать рождение уродов и детей с врожденными пороками.

Уважаемые родители, мы познакомили вас с некоторыми актуальными проблемами, возникающими при использовании современных средств коммуникации. Бесспорно, в современном мире будут появляться новые, ещё более усовершенствованные средства коммуникации, имеющие свои плюсы и минусы при их использовании. Наша задача сегодня постараться оградить наших детей от вредного влияния медиасредств или сократить его до минимума. Для этого необходимо объединить усилия школы, родителей и общественности с целью разработки комплексных мероприятий по профилактике причинения вреда физическому и психическому здоровью школьников.

Приложение №6

Памятка для родителей.

После проведения бесед с родителями памятка в печатном варианте раздается присутствующим.

^ Признаки компьютерной зависимости

• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Несколько советов родителям

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется допускать ребенка до компьютера. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами.

6. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

7. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

8. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.

9. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Если развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности ребенка, то, возможно, он не убежит от нас в другую, компьютерную реальность.


Приложение №7

Занятие – тренинг «Учись управлять собой»

Цели и задачи:

- профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся;

- актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере;

Ведущий: «В начале нашего занятия я хочу предложить каждому участнику ознакомиться с памяткой «Как избавиться от стресса». Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах».

^ Памятка «Как избавиться от стресса»:

- если вы не можете изменить трудную для вас ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить ваше отношение к ней;

- каждый день будьте активны, не уходите в оцепенение, бездействие. Будьте заняты, это самое дешевое и эффективное лекарство.

- чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями;

- желательно психологически быть готовым к худшему. Чем больше готов, меньше стресс;

- откладывание возникающих проблем усиливает стресс. Решение проблемы укрепляет уверенность и уважение к себе. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление;

- все трудности, которые у вас возникают, уже были миллионы раз у других людей. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеете и вы.

Происходит обсуждение положений, приводятся примеры из жизни, учащиеся могут добавить свои предложения по способам преодоления стрессовых ситуаций.

Упражнение №1 «Радуга»

Ведущий: «А теперь предлагаю расположиться на своих местах как можно удобнее. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет – красный. Он дает нам энергию и тепло. Слишком много красного иногда нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет – оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки и нам становится чуточку теплее и веселее.

^ Зеленый цвет – цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет – приятный и успокаивающий, струящаяся вода, он приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет – это глубокое море, мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный. Он помогает нам справиться со всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет – переливающийся как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение? Каждый участник группы высказывает свое мнение. Ведущий стимулирует дискуссию.

Рефлексия. Ведущий: «Ребята, я благодарю вас за участие в работе нашей группы и надеюсь, что это занятие поможет вам справляться со своими эмоциональными переживаниями. Нужно помнить всегда, что не бывает нерешаемых проблем. Закончить наше занятие можно следующим мудрым изречением: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения – принять то, что я не могу изменить; и ум – отличать одно от другого».


Приложение №8

Занятие-тренинг «Я в мире, мир во мне» с элементами ролевой игры

Цели и задачи:- развитие у учащихся способностей к самопознанию;

- развитие способностей у учащихся принимать решение.

Ведущий: Л.Н. Толстой говорил, сравнивая людей с реками, что «…вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая». Так и люди. Каждый человек по своей природной сущности уникален и индивидуален. И важно понять свою уникальность, полюбить себя таким, каков ты есть, стремясь при этом к лучшему, саморазвиваясь и воспитываясь. Сегодня мы попытаемся разобраться в самих себе.

^ Упражнение №1 «Я себя рисую»

1.Напишите на листе бумаги 10 раз букву «Я» и дайте определения этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.

2. Затем напишите свое имя, а рядом с ним – ассоциации, которое оно у вас вызывает. Нарисуйте мини-рисунки, на которых изобразите свои ассоциации разным цветом.

3. Закончите, пожалуйста, следующие предложения:

«Я с гордостью могу сказать о себе…»; «У меня хорошо получается…»; «У меня хорошо развиты способности к …». Затем учащимся предлагается сделать самопрезентацию, рассказать о себе. Остальные участники слушают. Высказывают свое согласие или несогласие по поводу «автопортрета», вносят корректировки и дополнения.

^ Ролевая игра «Я в мире людей» Ведущий: В течение жизни мы все сталкиваемся с какими-либо ситуациями. Одни из них нам приятны и радостны, другие заставляют задуматься, третьи же кажутся просто неразрешимыми. Но тем не менее, любая требует принятии решения. Сейчас я вам предложу различные жизненные ситуации. Ваша задача - найти выход из ситуации и объяснить, почему именно это вариант вам кажется наиболее удачным. Группа делится на 4 команды, каждой команде дается одна ситуация и время на обсуждений 5-7 минут. Затем каждая группа инсценирует свою ситуацию и предлагает способ её решения.

^ 1-я ситуация: Ты нечаянно разбил дорогую хрустальную вазу. Что сделать: убрать осколки и ждать пока мама сама обнаружит; бежать в магазин и искать такую же вазу.

^ 2-я ситуация: Опоздал на занятия в школу, играя на компьютере. Что сделать: прогулять урок; прогулять весь день; извиниться за опоздание; другие варианты.

3-я ситуация: Родители попросили тебя посидеть дома с младшей сестрой, чем нарушили твои планы. Что сделать: запереть младшего в комнате и заниматься своими делами; устроить родителям истерику; попробовать занять малыша; другие варианты

^ 4-я ситуация: Классный руководитель предлагает организовать концерт для ветеранов. Что сделать: не принимать участие, сославшись на занятость; активно включиться в работу; взять какое-нибудь поручение, но ничего не делать. После каждого выбора задается вопрос «почему?»

^ Ролевая игра «Проекция будущего» Данное упражнение направлено на составление «вероятной линии жизни», где учащиеся выступают в роли программистов своей жизни. При этом необходимо описать каждый возможный вариант событий, например, если человек, подверженный компьютерной зависимости, будет продолжать жить так, как живет на данный момент, то его будущая жизнь может сложиться так, а если он изменит свое отношение к компьютеру, то его жизнь может быть вот такой, т. е. надо создать что-то наподобие алгоритма вероятных событий жизни человека. Составление такого алгоритма дает возможность рассмотреть все возможные варианты будущего конкретного человека. Свою жизненную программу учащиеся описывают в форме небольшого эссе и результаты отдают учителю. Учитель проанализирует ответы ребят и использует это материал в качестве коллажа из выдержек в заключительном мероприятии.

Рефлексия. Осуществляется рефлексия, в ходе которой каждому ученику необходимо продолжить фразу: «на данном занятии я понял, что …»

Приложение №9

Лекция - практикум «Навигатор здоровья школьника в киберпространстве»

Компьютерная зависимость приводит к гиподинамии. Ученые и медики утверждают, что при гиподинамии происходят необратимые изменения в организме человека. Прежде всего, это связано с ухудшением зрения; снижением подачи крови в кровеносные сосуды из-за неподвижного положения тела при работе за компьютером, в результате ухудшается работа сердца и происходит сбой в нервной системе.

^ Правила защиты от негативного влияния компьютера

Для уменьшения утомляемости организма при работе с компьютером существует ряд правил:

Зрение

1. Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки.

2. Вечернее освещение кабинета или комнаты должно быть голубых цветов; по яркости почти как у монитора.

3. Через каждые 30 – 45 мин. нужно проводить зарядку для глаз.

Осанка Неправильная осанка влечет за собой неравномерную работу мышц. Постепенное развитие кособокости, сутуловатости приводит к тому, что грудная клетка становится более узкой и плоской, дыхание становится менее глубоким, жизненная емкость легких понижается, самочувствие ухудшается, и человек быстро устает. Сгорбленное положение увеличивает и без того сильную нагрузку на позвоночник. В результате появляется реальная возможность следующих заболеваний: грыжи межпозвоночных дисков поясничного и шейного отделов, синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча, остеохондроза и др. Вытягивание головы вперед является причиной напряжения мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоснабжение в сосудах. Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут способствовать следующим нарушениям: головной и шейной боли, а также боли в руках и кистях.

Остеохондроз Остеохондроз – это заболевание, при котором происходит разрушение межпозвонковых дисков. Это может быть вызвано разными причинами, но главной является дистрофия мышц спины, с помощью которых осуществляется обмен веществ в дисках. Отсюда ясно, что человек, ведущий в основном сидячий образ жизни, вероятнее всего, будет иметь остеохондроз. Основными причинами возникновения этой болезни является малоподвижный образ жизни, неправильное положение позвоночника.

Профилактика остеохондроза - это развитие организма с помощью физических упражнений.

Утомляемость. Давно уже известно, что умственное переутомление вреднее физического, и умственное переутомление наблюдается чаще. Активный отдых дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой, что приводит к быстрому снижению утомляемости. Существует универсальное средство преодолевать утомление – дозировать время работы за компьютером. Можно тренироваться в спортзале, чтобы заполнить время, которое ранее тратилось на компьютерную игру.

^ Заболевания желудочно-кишечного тракта. Существует еще одна проблема, которая напрямую связана с работой на компьютере. Это развитие болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, язвенной болезни желудка. Соблюдайте основные правила питания: старайтесь есть разнообразную пищу, которая содержит в себе все необходимые для организма вещества, и придерживайтесь определенного режима питания.

^ Сердечно-сосудистые заболевания. Следующим недугом у пользователей компьютера может быть нарушение кровообращения, которое может привести к заболеваниям, связанным с поражениями сосудов мозга и сердца. Болезни сердца и сосудов являются наиболее опасными и самыми распространенными недугами в настоящее время.

Современный подросток не представляет своей жизни без сотового телефона, который также может неблагоприятно влиять на его эмоциональное и физическое здоровье. Ученые утверждают, что использование мобильного телефона в течение 10 лет увеличивает риск развития опухоли слухового нерва. По их мнению, опасность возникновения болезни распространяется только на определенную часть головного мозга - в зависимости от того, к какому уху пользователь обычно прикладывает мобильный телефон. Было установлено, что многие подростки теряют сон из-за компьютеров и мобильных телефонов. Главную же угрозу представляют текстовые сообщения (SMS). Каждый пятый подросток признался, что часто просыпается по ночам, чтобы пообщаться с друзьями посредством SMS. По мнению учёных мобильники куда опасней, чем другие виды развлечений (телевизора или видеоигр), поскольку те могут лишь заставить поздно лечь спать, а SMS прерывает сон. Доктора предупреждают, что изменение в режиме сна особенно вредны в детстве и юности. Они связаны с многочисленными проблемами, включая дневную сонливость и даже несчастные случаи. Родителям следует контролировать использование высокотехнологических игрушек в спальнях.

^ Вероятные клинические последствия мобильных телефонов. Можно выделить четыре системы, наиболее подверженные вредному влиянию.

1) Центральная нервная система. Она наиболее чувствительна к электромагнитным полям. Наблюдаются изменения высшей нервной деятельности, ухудшение памяти, внимания, воли, нарушение сна. У любителей решать проблемы по мобильнику во время вождения реакция слишком медленная. Они гораздо чаще врезаются в машины сзади и не в состоянии прогнозировать аварийные ситуации. Поскольку телефон расположен около головы, значительно повышается риск развития опухоли мозга. Нарушение нормального режима сна, нарушение смены фаз дня.

2) ^ Иммунная система. Происходит угнетение иммуногенеза, что приводит к ухудшению сопротивляемости организма к различным инфекциям. Мобильные телефоны провоцируют астму и экзему. Сбой в иммунной системе способствует уязвимости для болезней.

3) ^ Эндокринная система. В результате воздействия на нее увеличивается содержание адреналина в крови. Разрушение клеток крови - эритроцитов (анемия), увеличение кровяного давления, увеличение выработки адреналина.

4) ^ Половая система. Этот вопрос более важен, ибо именно молодые люди репродуктивного возраста особенно часто пользуются источниками электромагнитных волн. Основной вред - для мужчин. Наблюдается угнетение сперматогенеза, увеличение рождаемости девочек, повышение числа врожденных порогов и уродств. Яичники более чувствительны к влиянию электромагнитных излучений, изменение ДНК, что может спровоцировать рождение уродов и детей с врожденными пороками.

В прилагаемых памятках учащиеся могут ознакомиться с нехитрыми приемами, которые помогут им сохранить здоровье при использовании технических средств коммуникации.


^ Приложение №10 Памятка «Навигатор здоровья»

При демонстрации медиапродукта и проведении бесед учащимся раздаются памятки в печатном варианте для выполнения упражнений дома.

^ Упражнения при утомлении глаз

Упражнение №1

1. Возьмите в вытянутую руку карандаш. По широкой амплитуде передвигайте его вправо, влево, вверх, вниз, непрерывно следя за ним глазами, голова при этом неподвижна. Повторить 40 – 50 раз.

2. Ноги врозь, руки на пояс. Повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Повторить не менее 40 раз.

3. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. (40 – 45 раз).

4. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение примерно 5 с. Перевести взгляд на ручные часы. (12 – 18 раз).

Упражнение № 2

1. Выполняется сидя. Закрыть глаза на 3 – 5 с, а затем открыть их на 3 – 5 с. Повторить 4 – 6 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Выполняется сидя. Быстрые моргания глазами в течение 1 – 2 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. Выполняется стоя: смотреть прямо перед собой 2 – 3 с; поставить палец руки на расстоянии 25 – 30 см от глаз; перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 с; опустить руку. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение № 3

Для правильной осанки соблюдайте следующие рекомендации:

- при работе за ПК лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Голова слегка наклонена вперед;

- между корпусом тела и столом должно быть пространство не менее 5 см;

- всегда следите за своей осанкой. Чаще меняйте позу, вставайте из-за стола, двигайтесь. Очень полезны упражнения на турнике.

^ Рекомендации по безопасному использованию мобильных телефонов :

1. Разговор по мобильному телефону следует сделать коротким не из соображений тарифного плана, а для своего здоровья.

2. В условиях неустойчивого приема мощность аппарата автоматически повышается до максимальной величины. Рекомендуется или воздержатся от длительных переговоров, или найти место с устойчивым приемом.

3. Применение комплектов ,,Mini Hands Free” (гарнитура) уменьшает облучение головы и перераспределяет его на все тело.

4. При выборе модели телефона предпочтение отдавайте аппаратам с внешними антеннами.

5. Всегда пользуйтесь проводными телефонами, если есть такая возможность.

6. Исключите возможность использование мобильного телефона детьми.

7. Носить мобильный телефон лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке.

8. Не стоит носить телефон на поясе (для мужчин) и на груди (у женщин).


^ Приложение №11

Заключительное мероприятие «Познавательно-развлекательная игра «День без мыши».

Цели и задачи:

- апробация и освоение новых установок, навыков, умений;

- развитие навыков общения, сотрудничества со сверстниками;

- снятие эмоционального напряжения;

- поиск альтернативных гиподинамическим способов досуговой деятельности.

^ Место проведения: актовый зал, спортивный зал

Оформление: Воздушные шары; рисунки учащихся школы; на большом листе ватмана оформлен коллаж в виде «дерева», стоящего без листьев. Над деревом – облака, на которых размещены выдержки из письменных работ учащихся, которые они выполняли на разных этапах проекта.

^ Оборудование и материалы: музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь, бумага, канцтовары, карточки с заданиями, призы.

Ход мероприятия: Ведущий: Ежегодно, в конце марта в сети интернет проходит акция «День без мыши» под лозунгом «выключи свой компьютер». Ребята, сегодня мы проводим основное обобщающее мероприятие нашего проекта, которое совпадает с задачами данной акции. Оно является альтернативой сидячего времяпрепровождения за компьютером и будет проходить в форме игры-соревнования. У нас присутствуют две команды, представление которых мы сейчас увидим.

^ 1-й конкурс. Представление команд.

2-й конкурс. Разминка. Командам предлагается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1. Какую почту не обслуживал почтальон Печкин? (e-mail)

2. Какое женское имя часто используют хакеры? (Клава)

3. Кто подвержен большему влиянию компьютерных игр мужчины или женщины? Почему? (в мужчинах заложен инстинкт воина, охотника, игрока)

4. Какой инфекцией может заразиться и человек и компьютер? (вирусной)

5. Какой вред может нанести неправильная эксплуатация мобильного телефона подростку? (психическая зависимость, подрыв физического здоровья)

Вопросы 2-й команде:

1. Какая мышь не может тянуть репку из сказки? (компьютерная)

2. Каким сленговым словом заменяется понятие «общаться» в интернете? (чатиться)

3. Какой вид спорта был в первой компьютерной игре 1958 года? (теннис).

4. Каким английским словом называется игрок? (геймер)

5. На что влияет длительная работа на компьютере? (на психику человека, на работу внутренних органов: глаза, позвоночник, сердце)

^ 3-й конкурс. Спорт! Спорт! Спорт!

Командам предлагается приложить свои артистичность и изобретательность изображая под музыку без слов, только мимикой, жестами предложенные виды спорта. Зрители должны отгадать, что за вид спорта изобразил участник команды. Жюри оценивает артистичность и точность изображения. Виды спорта:

1. Команда – плавание, прыжки в высоту, футбол, волейбол, тяжелая атлетика – штанга.

2.Команда – фигурное катание, теннис, ходьба на лыжах, метание копья, стрельба из лука.

^ 4-й конкурс. Домашнее задание. «Матрица – перезагрузка»

Команды должны были создать комплексы спортивных упражнений, используя характеры персонажей компьютерных игр. Участники под музыку демонстрируют созданные комплексы упражнений. Жюри оценивает ассоциативную узнаваемость игровых образов в представленных упражнениях.

Образы 1-й команды: Черепашки Ниндзя (прыжки, бокс, восточные единоборства); Человек Паук (кувырки, прыжки, паркур); Бэтмен (летает, хорошо видит)

Образы 2-й команды: Рональдо (бегает, прыгает, пинает мяч); Лара Крофт (скалолазание, единоборства); Нео (гибкость).

^ 5-й конкурс. Спортивная эстафета.

Проводится в спортивном зале. Этапы эстафеты могут варьироваться. Жюри подсчитывает заработанные командами очки, оглашают промежуточные итоги.

^ 6-й конкурс. «Пантомима. Живая картина»

Команды получают карточки с заданием изобразить предложенные ситуации.

Ситуации 1-й команды: геймер за игрой; передача смс на уроке математики; слушание музыки через наушники мобильного телефона.

Ситуации 2-й команды: подросток в общественном транспорте; завис компьютер; отправка 10 разных смс за 1 минуту.

^ 7-й конкурс. Конкурс Капитанов.

1. Перевертыши. Капитанам в этом конкурсе необходимо восстановить пословицу:

Задание для капитана 1-й команды:

1. Украденной кобыле глядят в затылок (дареному коню в зубы не смотрят);

2. Выбрось молчание в тишь (не бросай слова на ветер)

3. Ржавый замочек (золотой ключик)

Задание для капитана 2-й команды:

1. Велик пятак, да дешев (мал золотник, да дорог)

2. Жар крут и прыгать заставляет (мороз не велик, да стоять не велик)

3. Пес в рукавицах (кот в сапогах)

2. Стихотворный конкурс. Капитанам нужно за 5 минут написать четверостишье из предложенных слов.

Задание для капитана 1-й команды: компьютер, уголок, слёзы, уволок.

Задание для капитана 2-й команды: мобильник, карман, холодильник, меломан.

В то время как капитаны выполняют стихотворные задания, ведущий вручает призы самым активным участникам проекта и участникам, набравшим наибольшее количество жетонов (жетоны выдавались на промежуточных этапах проекта).

Капитаны озвучивают свои четверостишья, жюри оценивает выступление капитанов и подводит общий итог конкурса. Зрителям раздаются листочки в форме кленовых листьев, где они пишут свои впечатления о мероприятии и проекте в целом. Ведущий собирает и размещает листочки на дерево в коллаже.


Приложение № 12

Словарь терминов:

Адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды.

^ Аддиктивное поведение - процесс употребления того или иного вещества, изменяющего состояние, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, разрушает его организм, разрывает социальные связи, приходит на дно жизни.

Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

Идентификация - определение подростка со своим местом в окружающем мире.

^ Избавление от фрустрации – от давления  школы, семьи и друзей.

Интимность и принадлежность – потребность испытать чувство принадлежности к группе и реализовать свои интимные потребности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

^ Информационная культура – совокупность информационных потребностей. Творческих способностей, навыков, умений, позволяющих эффективно перерабатывать и воспринимать личностную информацию и на её основе достигать взаимопонимания между людьми.

^ Информационная перегрузка - чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

Киберпространство - Киберпространство ( англ. «cyberspace» ) — метафорическая абстракция, используемая в философии и в компьютерах, является (виртуальной) реальностью, которая представляет Ноосферу / Второй мир как «внутри» компьютеров так и «внутри» компьютерных сетей.

^ Киберсексуальная зависимость - зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
Киберотношения - дружеские отношения, завязанные в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которые заменяют реальных друзей и семью.

Коллаж - (французское collage, буквально - наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
^ Компьютерная зависимость - навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.

Медиа – совокупность средств аудио-, теле-, и визуальной коммуникации.

Медиазависимость включает в себя интернет-зависимость, TV-манию, игроманию и телефономанию.
^ Сепарация от родителей и семьи - поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей.

^ Чрезмерная сетевая вовлеченность - вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.







Литература:

1. Ананьева Т.И.Комната друзей Ж-л. Школьный психолог,№11 2009 с.37

2. Бессонов А.Б. Классный час «Толерантная личность». Ж-л. Классный руководитель,№4 2006 с.25

3. Зимина А.И организация работы классного руководителя в 8-10-х классах Ж-л. Классный руководитель,№6 2007 с.25

4. Кривобокова Е. Наполни смыслом каждое мгновенье. Ж-л. Школьный психолог, №9 2009 с.36

5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. М.Изд-во «Вако» 2008

6. http://lib.rus.ec/b/137310/read С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В.

Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова Как справиться с компьютерной зависимостью

http://helpix.ru/news/200511/291356/Тина Александрова Подростки, телефоны и зависимость

7. Нttp://bpaonline.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=41&Itemid=62 Елена Вагенлейтнер


8. сайт научно-популярной газеты ,,Взгляд”

9. http://revolution.allbest.ru/biology/00055801_0.html

10. info@mobiset.ru Гуляева Елена



 





Скачать 485.4 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер485.4 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх