Справочник состоит из следующих разделов icon

Справочник состоит из следующих разделов


Смотрите также:
Справочник состоит: из предметного классификатора...
Структура доклада...
Доклад состоит из следующих разделов...
Доклад состоит из следующих разделов...
Бюллетень новых поступлений г. Поронайск, 2011 г...
Предисловие
Бюллетень новых поступлений за II квартал 2009г г. Поронайск, 2009 г...
Бюллетень новых поступлений за IV квартал 2009г г. Поронайск, 2009 г...
Бюллетень новых поступлений за III квартал 2008г г. Поронайск, 2008 г...
Бюллетень новых поступлений за III квартал 2007г г. Поронайск,2007 г...
Отчет состоит из следующих разделов...
GARMIN GPSMAP 60 Руководство пользователя...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать



Д.Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник

Д.Б. КАБАЛЕВСКИЙ

НОТОГРАФИЧЕСКИЙ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


Составитель П. НАЗАРЕВСКИЙ


Всесоюзное издательство «Советский композитор» Москва 1969


От составителя



Настоящий справочник включает полный перечень произведений Д.Б. Кабалевского и их библиографию.

Справочник состоит из следующих разделов:

сочинения Д.Б. Кабалевского по порядковым номерам и в хронологической последовательности;

сочинения Д.Б. Кабалевского в хронологической последовательности, необозначенные порядковым номером;

транскрипции и переложения произведений различных авторов;

переложения сочинений Д.Б. Кабалевского для различных составов;

издания для слепых рельефно-точечным шрифтом;

дискография;

список сочинений, систематизированный по жанрам;

список авторов, чьи сюжеты и тексты использованы в произведения Д.Б. Кабалевского;

Кабалевский-публицист;

библиография.

Для удобства пользования справочником библиографический материал (как и сочинения в седьмом разделе) распределён по жанрам (оперы, балеты, симфонии, камерные инструментальные ансамбли и т.д.).

Помимо названия и года написания произведения, приводятся сведения о том, где, когда и в каком виде опубликовано данное произведение, какие существуют переложения, кто авторы их, какие есть типы изданий и т.п.

В сведениях о симфонических и камерных инструментальных сочинениях указаны тональность, состав оркестра или ансамбля.

Состав оркестра указывается цифрами. Например, 2, 2, 2, 2 – 4, 2, 3, 1 означает количество деревянных и медных инструментов, т.е. 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота – 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона и 1 туба. Далее следуют ударные, арфа, фортепиано, струнные (квинтет струнной группы симфонического оркестра). В одну группу объединены: флейты и малая флейта, гобой и английский рожок, кларнеты и бас-кларнет, фаготы и контрафагот.

В разделах о вокальных произведениях приводится состав исполнителей, авторы текста и перевода, начальные слова песен или романсов; о сценических – время и место премьеры, имена режиссёра, художника и исполнителей главных ролей (если удалось становить их).

Последняя графа справочника содержит сведения об изданиях произведений. Они указаны по материалам библиотек и по летописям Книжной палаты.

При указании местонахождения рукописей или автографов приняты следующие сокращения:

ЦГАЛИ СССР – Центральный государственный архив литературы и искусства.

ГЦММК – Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Среди советских композиторов одно из первых мест принадлежит Дмитрию Борисовичу Кабалевскому, сочетающему интенсивную творческую работу композитора с не менее обширной работой в качестве профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, учёного и музыкального критика, лектора, исполнителя собственных произведений (пианист и дирижёр) и с разнообразной музыкально-общественной деятельностью.

Перу Д. Кабалевского принадлежат четыре симфонии, четыре оперы («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин»), оперетта «Весна поёт», три концерта для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, два виолончельных концерта, два струнных квартета, музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям, многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор родился 17/30 декабря 1904 года в Петербурге, в семье служащего. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1929 году с отличием по классу Н.Я. Мясковского, а год спустя – по классу А.Б. Гольденвейзера (фортепиано).

Большинство произведений Д. Кабалевского связано с жизнью нашей страны и затрагивает значительные, волнующие темы. Например, третья симфония «Реквием» на стихи Н. Асеева создана композитором к 10-летию со дня смерти В.И. Ленина; «Поэма борьбы» для симфонического оркестра и хора посвящена Великой Октябрьской социалистической революции. На темы произведений советских авторов написаны оперы «Семья Тараса» (по повести Б. Горбатова «Непокорённые») и «Никита Вершинин» (по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69»).

Третий фортепианный концерт и концерты для скрипки и для виолончели, проникнутые оптимизмом и жизнерадостностью, посвящены советской молодёжи. Широкой популярностью пользуются школьные пионерские песни Д. Кабалевского («Наш край», «Про вожатую», «Пионерское звено», «Четвёрка дружная ребят», «Школьные годы») и детские фортепианные пьесы, соч. 27 и 39.

В годы Великой Отечественной войны, помимо большого количества патриотических песен, Д. Кабалевским созданы опера «В огне», посвящённая обороне Москвы, кантата «Родина великая» и сюита для хора и оркестра «Народные мстители». Памяти тех, кто погиб в борьбе с фашизмом, композитор посвятил «Реквием» для солистов, двух хоров и симфонического оркестра (на слова Р. Рождественского).

Нашим детям, юношеству, молодёжи, юным строителям коммунистического общества посвящены кантаты для детского хора и оркестра «Песня утра, весны и мира» и «О родной земле» (слова Ц. Солодаря) и «Ленинцы (на стихи Евг. Долматовского), оперетта «Весна поёт».

Научно-публицистическая деятельность Д. Кабалевского обусловлена в известной степени тем, что он несколько лет (1940 – 1946) был главным редактором журнала «Советская музыка», начальником Управления художественного вещания Всесоюзного радиокомитета (1943 – 1945), заведовал сектором музыки Института истории искусств Академии наук СССР (1949 – 1952), где под его руководством была подготовлена большая коллективная работа по истории русской советской музыки.

Композитор-коммунист свои выступления в печати посвящает актуальным вопросам советского музыкального творчества: он пишет об эстетическом воспитании детей, о роли человека в искусстве. «Музыка и современность» – тема центрального доклада Д. Кабалевского на V пленуме Союза композиторов СССР.

Творчество Д. Кабалевского получило признание за рубежом. В США, Англии, Франции его музыку исполняли такие известные дирижёры, пианисты и скрипачи, как Артуро Тосканини, Дмитрий Митропулос, Генри Вуд, Джон Барбиролли, Владимир Горовиц, Йожеф Сигети. Его опера «Семья Тараса» была поставлена в семи театрах Чехословакии, в Болгарии и Польше. «Реквием» исполнялся в ГДР, США, Венгрии и Югославии.

На протяжении последних двадцати лет Кабалевский совершил много поездок по странам Европы, Америки и Азии. Выступая с концертами, докладами на различных конгрессах, участвуя в работе Международного музыкального совета и Всемирного Совета Мира.

Д. Кабалевский часто встречается с советскими слушателями. В 1958 году весте с А. Хачатуряном совершил концертную поездку по городам Кузбасса и Алтая, в 1960 году был в Сибири и на Дальнем Востоке, трижды – в Донбассе и почти во всех Союзных республиках. Стали традиционными конкурсы юных пианистов Поволжья имени Д. Кабалевского, проходящие в Куйбышеве (в 1967 году состоялся четвертый конкурс).

Д. Кабалевский был членом жюри Первого и Второго международных конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве; его «Рондо» для фортепиано, соч. 59 и «Рондо» для скрипки, соч. 69 были обязательными номерами для конкурсантов.

В планах композитора опера по мотивам книги И. Лаврова «Встреча с чудом» (либретто С. Богомазова), балет «Поединок» по либретто Ю. Слонимского и О. Виноградова и оратория на стихи Р. Рождественского «Письмо в ХХХ-й век».


П. Назаревский

СОЧИНЕНИЯ





Соч. 1

1925

Три прелюдии для фортепиано

Архив автора. Рукопись. Автограф













Соч. 2

1927

Две пьесы для виолончели и фортепиано

Архив автора. Рукопись. Автограф













Соч. 3

1927-1940

Сборник детских пьес для фортепиано

Архив автора. Рукопись. Автограф













Соч. 4

1927 14/III-27/V

Три стихотворения для голоса и фортепиано. Слова А. Блока

  1. «Я вышел… медленно сходили...»

  2. «Свирель запела на мосту…»

  3. «Встану я в утро туманное…»

№№ 1, 2, М., Музсектор Госиздата, 1929. Два стихотворения А. Блока.

№ 3. ЦГАЛИ СССР.

Автограф













Соч. 5

1927 15/IX-1928 24/IV

Четыре прелюдии для фортепиано

  1. C-dur. Vivo e leggiero

  2. a-moll. Semplice

  3. h-moll. Moderato, molto tranquillo

  4. fis-moll. Allegro molto

М., Музсектор Госиздата, 1929.

М., Музгиз, 1931.



















Прелюдия № 4

М., Музгиз, 1954, 1957.













Соч. 6

1927 8/XI-12/XII

Первая соната для фортепиано F-dur.

  1. Allegro non troppo ma con fuoco

  2. Andante semplice

  3. Vivamente

М., Музсектор Госиздата, 1929.













Соч. 7

1928 12/IV-12/VII

Две песни для высокого голоса и фортепиано

  1. Яблонька зелёная. Слова М. Артамонова.

  2. Кольцо души девицы. Слова В. Жуковского.

ЦГАЛИ СССР. Автограф













Соч. 8

1928 5/IX-20/XI

Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели a-moll.

  1. Andante. Allegro moderato. Andante

  2. Vivace

  3. Andantino assai semplice e cantabile

  4. Allegro assai

Длительность 16 мин.

Первое исполнение 3 апреля 1929 года.

Москва, Малый зал консерватории.

Квартет Московской консерватории (впоследствии имени Бетховена): Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский.

М., Музсектор Госиздата, 1932. Партитура

М., Музсектор Госиздата, 1931.

Голоса













Соч. 9

1928

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 a-moll

  1. Moderato quasi andantino. Allegro

  2. Tema. Moderato

  3. Vivace marcato

2, 2, 2, 2 – 4, 2, 3, 1, литавры, ударные, струнные.

Длительность 18 мин.

Первое исполнение 11 декабря 1931 года.

Москва, Большой театр СССР. Оркестр Большого театра. Автор (фортепиано). Дирижёр В. Ширинский.

М., Музгиз, 1932.

Партитура



















Переложение автора для двух фортепиано.

М., Музгиз, 1932.













Соч. 10

1929-1930

Три песни для голоса и фортепиано.

  1. По тропинке узенькой. Слова В. Герасимова.

  2. Что печалишься, грустишь. Слова М. Артамонова.

  3. Как у нашего двора. Слова С. Клюева.

Рукопись.

Автограф

№ 1 ЦГАЛИ СССР.

Автограф













Соч. 11

1929-1930

Восемь забавных песенок для голоса и фортепиано. Слова В. Катаева.

  1. Заинька («Пора, пора баиньки нашему заиньке…»).

  2. Кошка и слон («Кошке снился страшный сон…»).

  3. Свинка («Гуляет по садику свинка…»).

  4. Ёжик («На комод забрался ёжик…»).

  5. Поросёнок («Словно маленький ребёнок, спит в постельке поросёнок…»).

  6. Муха («Муха в гости собралась…»).

  7. Курочка («Это курочка. Она очень, очень смущена…»).

  8. Пёс Барбос («Пёс Барбос купил газету и очки надел на нос…»).

^ ЦГАЛИ СССР.

Автограф













Соч. 12

1930 10/X-1931 V

«Поэма борьбы» для симфонического оркестра и хора. Слова А. Жарова.

Grave. Allegro molto. Allegro marciale

Длительность 12 мин.

Первое исполнение 6 ноября 1931 года. Москва,

Всесоюзное радио. Симфонический оркестр и хор Всесоюзного радиокомитета. Дирижёр Б. Хайкин.

М., Музгиз, 1932.

Партитура и

Голоса



















Переложение автора для фортепиано в 4 руки.

М., Музгиз, 1932.













Соч. 13 № 1

1930

Первая сонатина для фортепиано C-dur.

  1. Allegro assai e lusingando

  2. Andantino

  3. Presto

М., Музгиз, 1932, 1933, 1934, 1936, 1938, 1939, 1946, 1951, 1954, 1959. Рига, Латгосиздат, 1949. Сборник «Сонатины для фортепиано». Выпуск 1 М., «Советский композитор», 1959, Альбом фортепианных пьес
















1961

Новая авторская редакция.

М., Музгиз, 1961.













Соч. 13 № 2

1933

^ Вторая сонатина для фортепиано g-moll

М., Музгиз, 1934.













Соч. 14

1931

Из пионерской жизни, пьесы для фортепиано.

  1. Барабанщик

  2. Физкультурная игра

  3. Игра

  4. Пионерская песня (мелодия Б. Шехтера)

  5. Походный марш

М., Музгиз, 1932, 1934, 1935, 1936, 1950.

М., Музгиз, 1954.

В. Владимиров и С. Оксер. Курс музыкальной литературы.

Вып. 3 №№ 1-3, 5. М., Музгиз, 1938. №№ 1, 4, 5. М., Музгиз, 1952. Пионерский альбом. №№ 1, 5. Киев, «Мистецтво», 1953.













Соч. 15

1931 8-20/VIII

Музыка к радиокомпозиции «Галицийская жакерия» для оркестра, хора и солистов. Слова Б. Ясенского

^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура и клавир.

Автограф













Соч. 16

1931-1932

Три песни для низкого голоса и фортепиано.

  1. Солдатская («Нас научили быть в бою бойцами до конца…»). Слова Э. Мюзама.

  2. Тюрьмы («Мы часто брови хмурим…»). Слова А. Жарова.

  3. Морская песня («В работе вахта коротка…»). Слова А. Суркова.

М., Музгиз, 1932.













Соч. 17

1932

Восемь песен для детского хора и фортепиано.

Тетрадь первая для дошкольного возраста.

Одноголосный хор и фортепиано.

Слова О. Высотской, украинский текст Самоненко.

  1. Первое Мая («Солнце светит в небе синем…»)

  2. Паровоз («Едет, едет паровоз, дышит белым паром…»)

  3. Улица («Вот автобус поднял вой, прокатил по мостовой…»)

  4. Птичий дом («Чуть растопит солнце вешнее на дворе у нас снежок…»)

Тетрадь вторая для школьно-пионерского возраста. Двухголосный хор и фортепиано.

  1. Песня о пионере Абросимове («Мимо рельс откосами…»). Слова А. Пришельца.

  2. Сады – городам («Вы зачем пришли, ребята, на заброшенный пустырь?»). Песня-игра. Слова А. Барто.

  3. Песня о поезде («По равнинам, по откосам…»). Слова О. Высотской.

  4. Песня о зелёном городе («Соберёмся вместе мы и затянем хором дружно…»). Слова О. Высотской.




М., Музгиз, 1932, 1935.


М., Музгиз, 1932, 1934, 19351.

№ 5. М., Музгиз, 1935.

Сборник «Всегда готов».

№ 7. М., Музгиз, 1961.

Антология советской детской песни. Вып. 1













Соч. 18

1932

Первая симфония cis-moll.

К 15-летию Октябрьской революции. Программно связана со стихотворением В. Гусева «1917 год».

  1. Andante molto sostenuto

  2. Allegro molto agitato e con spirito

3, 2, 3, 3 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, арфа, струнные.

Длительность 20 мин.

Первое исполнение в 1932 году. Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Дирижёр Георг Себастьян.

М., Музгиз, 1934. Партитура













Соч. 19

1934

Вторая симфония c-moll.

  1. Allegro quasi presto

  2. Andante non troppo

  3. Prestissimo scherzando

3, 2, 3, 3 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, арфа, струнные.

Длительность 25 мин.

Первое исполнение 25 декабря 1934 года. Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр Альберт Коутс.

М., Музгиз, 1937. Партитура и голоса













Соч. 20

1933-1934

Четыре прелюдии для фортепиано.

Рукопись.

Автограф













Соч. 21

1934

Импровизация для скрипки и фортепиано (из музыки к кинофильму «Петербургская ночь»).

М., Музгиз, 1936, 1953.

Л., «Искусство», 1938.













Соч. 22

1933

Третья симфония («Реквием») b-moll для симфонического оркестра и хора. Слова Н. Асеева.

К 10-летию со дня смерти В.И. Ленина.

  1. Allegro impetuoso

  2. Andante marciale lugubre

3, 2, 3, 3 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, арфа, струнные.

Длительность 24 мин.

Первое исполнение 21 января 1934 года. Москва, Всесоюзное радио. Симфонический оркестр и хор Всесоюзного радиокомитета. Дирижёр Б. Хайкин.

М., Музгиз, 1935. Партитура













Соч. 23

1935

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 g-moll.

  1. Allegro moderato

  2. Andante semplice

  3. Allegro molto

3, 3, 2, 2 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, ксилофон, струнные.

Длительность 33 мин.

Первое исполнение 12 мая 1936 года. Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Московской филармонии. Пианист Гр. Гинзбург. Дирижёр Э. Сенкар.

^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура.

Автограф
















1935

Переложение автора для двух фортепиано.

Л., Музгиз, 1938.













Соч. 24

1936-1938

«Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»). Опера в трёх действиях, шести картинах. Либретто В. Брагина по мотивам и материалам повести Ромена Роллана.

Л., Музгиз, 1938.

^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура.

Автограф.

Л., 1937, клавир.

Л., 1937.







Действие первое

Увертюра.

Картина 1-я. Виноградники на холмах.

Картина 2-я. Перед замком герцога.


Действие второе

Картина 3-я. Мастерская Брюньона.

Картина 4-я. Ночь. Виноградники. Дом-сторожка.


Действие третье

Картина 5-я. Площадь в Кламси.

Картина 6-я. В замке герцога.


Отдельные партии хоров а капелла








Действующие лица










^ КОЛА БРЮНЬОН

СЕЛИНА (Ласочка)

ГАМБИ

ЖИФЛЯР

МАРТИНА

ГЕРЦОРГ

МАДЕМУАЗЕЛЬ ДЕ ТЕРМ

КЮРЕ

НОТАРИУС

ПУЛЯР

^ ЖЕНЩИНА С ФАКЕЛОМ

КОНЮШИЙ

ГЛАШАТАЙ

ВОЗНИЦА

ПЬЯНЫЙ СОЛДАТ

ХОР – горожане Кламси, солдаты, гости у герцога, слуги.


баритон

меццо-сопрано

тенор

баритон

сопрано

тенор

сопрано

бас

тенор

бас

сопрано

баритон или бас

тенор

бас

баритон







Премьера 22 февраля 1938 года. Ленинград, Государственный академический Малый оперный театр. Постановщик И. Шлепянов. Режиссёр З. Закусова. Художники Ю. Пименов и А. Зеленский. Дирижёр Б. Хайкин (всего прошло 48 спектаклей).

Исполнители главных ролей: Кола Брюньон – А. Модестов, Селина (Ласочка) – Н. Вельтер, Гамби – Б. Гефт, Жифляр – Е. Ольховский, Мартина – А. Попова, Герцог – С. Балашов, мадемуазель де Терм – Е. Тропина, Кюре – П. Журавленко, Нотариус – Н. Чесноков, Глашатай – Н. Мокиенко, Возница – Н. Бутягин, Женщина с факелом – Ф. Ратнер.

В мае 1940 года опера исполнена в Москве, на декаде ленинградского искусства.











Сборник отрывков из оперы для пения и фортепиано:

  1. Песня сборщиц винограда из 1-й картины

  2. Песня Ласочки из 1-й картины

  3. Ария Ласочки из 1-й картины

  4. Рондо Кола Брюньона из 2-й картины

  5. Песня про трусливого рыцаря из 2-й картины

  6. Ария Кола Брюньона из 3-й картины

  7. Песня Кола Брюньона из 3-й картины

  8. Песня Гамби с хором из 5-й картины

  9. Монолог Кола Брюньона из 6-й картины

Увертюра к опере. Переложение А. Бубельникова для фортепиано в 4 руки.

М., Музгиз, 1938, №№ 1, 2, 4-6. М., Музгиз, 1961.

Хрестоматия по советской музыкальной литературе. Выпуск IV. № 5. М., «Советский композитор», 1961.

Л., Музгиз, 1959.
















1967

Новая авторская редакция оперы

Рукопись













Соч. 24а




Сюита из оперы «Кола Брюньон» для симфонического оркестра.

  1. Увертюра

Симфонические антракты:

  1. Народный праздник

  2. Народное бедствие (чума)

  3. Народное восстание

3, 3, 3, 3 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, ксилофон, арфа, струнные.

М., Музгиз, 1941, 1962.

Партитура













Соч. 25

1937

Музыка к пьесе для детей «Две песни» Н. Шестакова.

Две детские песни для детского хора и фортепиано.

  1. У костра («Небо гаснет, догорая, скрылось солнце вдалеке…»)

  2. Артековская песня («Есть местечко в Крыму…»)

М., Центральный дом художественного воспитания детей, 1937.

М., Музгиз, 1938. М., «Советский композитор», 1958. Песни для детей и юношества.













Соч. 26

1938-1940

«Комедианты» – сюита для малого симфонического оркестра по музыке к пьесе М. Даниэля «Изобретатель и комедиант»

Постановка в Москве, Центральный детский театр, 1938 год.

  1. Пролог

  2. Галоп

  3. Марш

  4. Вальс

  5. Пантомима

  6. Интермеццо

  7. Лирическая сценка

  8. Гавот

  9. Скерцо

  10. Эпилог

На музыку сюиты поставлены балеты в ГДР и в Канаде.

М., Музгиз, 1946.

Партитура.

^ ЦГАЛИ СССР.

Клавир.

Автограф













Соч. 27

1937-1938

Тридцать детских пьес для фортепиано.

Тетрадь первая. №№ 1-10.

  1. Вроде вальса

  2. Песенка

  3. Этюд a-moll

  4. Ночью на реке

  5. Игра в мяч

  6. Печальная история

  7. Старинный танец

  8. Колыбельная

  9. Сказочка

  10. Шуточная

М., Музгиз, 1938, 1947.

М., ССК, 1948.








Тетрадь вторая. №№ 11-20.

  1. Рондо

  2. Токкатина

  3. Шуточка

  4. Скерцо

  5. Марш

  6. Лирическая пьеса

  7. Пляска на лужайке

  8. Сонатина a-moll

  9. Воинственный танец

  10. Сказка


М., «Искусство», 1939.

М., Музгиз, 1947.








Тетрадь третья. №№ 21-30.

  1. Погоня

  2. Рассказ

  3. Метелица

  4. Этюд F-dur

  5. Новелла

  6. Этюд A-dur

  7. Танец

  8. Причуда

  9. Кавалерийская

  10. Драматический фрагмент


М., «Искусство», 1939.








Сборник (№№ 1, 3-8, 10, 12-14, 19-20, 24-27, 30)


М., Музгиз, 1949, 1955, 1959, 1962.







Отдельные издания: №№ 3, 5, 6, 9, 10, 13, 18, 20, 29.

М., «Советский композитор», 1961-1963.







Отдельное издание: №№ 12, 14 и 25.

Баку, Азмузгиз, 1963. Пьесы для фортепиано. Выпуск 2.







Новое издание, исправленное автором.

М., «Музыка», 1965.













Соч. 28

1939-1940

«Золотые колосья». Балет в трёх действиях. Либретто В. Помещикова и А. Ермолаева по мотивам кинофильма «Трактористы» (не окончен).

^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура.

Автограф













Соч. 28а




Сюита для симфонического оркестра из балета «Золотые колосья».

  1. Вступление

  2. Танец Марьянки

  3. Бульба (белорусская народная полька)

  4. Дуэт Марьянки и Клима

  5. Сцена

  6. Шуточный танец

  7. Дуэт Марьянки и Клима

  8. Танец Марьянки

  9. Танец Клима

  10. Танец дружбы

Рукопись.








Переложение автора для фортепиано.


М., Музгиз, 1940.













Соч. 29

1940

Сюита для джаз-оркестра

Партитура.

Рукопись













Соч. 30

1939

Три пьесы для фортепиано.

Транскрипции отрывков из оперы «Кола Брюньон»

Рукопись







Отдельно: Рондо Кола Брюньона

М., Музгиз, 1954. М., «Советский композитор», 1959.







То же. Редакция Р. Чернова.

М., «Музыка», 1965.













Соч. 31

1941

«Парад молодости». Музыкальное представление. Детский хор и оркестр.

Партитура.

Рукопись













Соч. 32

1941 23/VI

Две песни для голоса и фортепиано.

  1. Боевая песня («На родную землю нашу враг напал…»). Слова А. Безыменского и Н. Владимирского.

  2. Морская песня («По суровым морям, по высоким волнам…»). Слова Г. Нагаева.

М., Музфонд СССР, 1941.

«Советское искусство», 1941, 31 июля.

М., Музгиз, 1941, 1942.













Соч. 33

1941

Вокальные монологи для голоса с оркестром.

  1. Наказ сыну («Под бровью хмурой гнев тая, сказала мать: “Пора, сынок…”»). Слова А. Болаева-Кубатнева (меццо-сопрано).

  2. Нас нельзя победить («На землю родную, добытую кровью…»). Слова Б. Ковынева (баритон).

  3. В тёмной роще густой. Баллада для баса. Слова В. Лебедева-Кумача.

ГЦММК. № 2. Автограф







Переложение автора для голоса с фортепиано.

М., Музгиз, 1942. (раздельно)













Соч. 34

1941

Песни для голоса и фортепиано на слова С. Маршака.

  1. Сын героя

  2. Новый школьный год

  3. Четвёрка дружная ребят.



Рукопись

Рукопись

М., Музгиз, 1941, 1942.

М., Детгиз, 1945. К. Чуковский. Детям.













Соч. 35

1941-1942

«Родина великая». Кантата для оркестра, хора и двух солистов (меццо-сопрано и бас).

  1. Расти, наша дружба. Хор. Слова А. Прокофьева.

  2. Одна на свете есть страна. Хор. Слова С. Стальского.

  3. Моя отчизна. Монолог. Слова Д. Давыдова.

  4. В бой за счастье Родины. Хор. Слова А. Кутуй.

  5. Иди, мой сын. Монолог. Слова Расула Рза.

  6. Именем твоим великим. Финал. Слова Г. Табидзе.

Первое исполнение 13 февраля 1942 года. Москва. Хор и симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Солисты Т. Янко и Г. Абрамов. Дирижёр А. Ковалёв.



Партитура.

Рукопись







Переложение автора для фортепиано, хора и солистов.

М., Музгиз, 1943.

Клавир













Соч. 36

1942

«Народные мстители». Сюита для смешанного хора и симфонического оркестра. Слова Е. Долматовского.

  1. Партизан неуловимый

  2. Песня

  3. Самолёт летит с Востока

  4. Родное село

  5. Партизаны идут из лесов.

Первое исполнение в 1942 году. Москва. Хор и симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Дирижёр К. Иванов.


^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура.

Автограф.

№ 1. ЦГММК.

Партитура.

Автограф







Переложение автора для хора и фортепиано.

М., Музгиз, 1943.

Клавир.

№№ 2, 5. М., Музгиз, 1956. Хрестоматия по советской, музыкальной литературе. Выпуск II. Кантаты и оратории. Составители С. Питина и Т. Федорова.







Отдельно: № 2. Переложение автора для фортепиано в 4 руки.

М., Музгиз, 1952.













Соч. 37

1942

«В огне» («Под Москвой»). Опера в четырёх действиях, шести картинах. Либретто Ц. Солодаря.

Большой театр СССР.

Партитура.

Рукопись

^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура.

Рукопись (частично)

М., Музфонд СССР, 1943.

Клавир.







^ Действующие лица










ДЕД КАЛИСТРАТ, командир партизанского отряда

ИГНАТЬЕВНА

ЕЛЕНА, её дочь

МАРИША, сестра Елены

АЛЕКСЕЙ, командир артиллерийской батареи

КОМИССАР

ВАСИЛИЙ, молодой москвич

АХМЕД, боец, друг Алексея

^ НЕМЕЦКИЙ ПОЛКОВНИК

НЕМЕЦКИЙ СОЛДАТ

НЕМЕЦКИЙ ОФИЦЕР

ПРОВОДНИК

КРСТЬЯНЕ, НАРОД

бас


меццо-сопрано

сопрано

меццо-сопрано

тенор

баритон

тенор

тенор

бас

бас

тенор

баритон

хор







Действие происходит под Москвой в дни Великой Отечественной войны, в декабре 1941 года.


Премьера 19 сентября 1943 года. Москва, филиал Большого театра СССР. Режиссёры М. Габович и Б. Покровский. Художник Б. Волков. Дирижёр С. Самосуд.


Исполнители главных ролей: Дед Калистрат – Ф. Фокин, Игнатьевна – Е. Антонова, Елена – С. Панова, Мариша – М. Гранатова. Алексей – Г. Большаков, Комиссар – А. Иванов, Василилй – А. Орфенов, Ахмед – Ф. Оганян, Немецкий полковник – И. Краузе (Петров), Немецкий солдат – Н. Константинов, Немецкий офицер – В. Якушенко, Проводник - Л. Маслов.


Постановка 5 февраля 1944 года. Саратов, Государственный театр оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. Режиссёр Я. Гречнев. Художник В. Кисимов. Дирижёр А. Сатановский.


Исполнители главных ролей: Дед Калистрат – Г. Серебровский, Игнатьевна – З. Данилова, Елена – М. Бевза, Мариша – Н. Богачёва, Алексей – В. Холмин, Ахмед – А. Белоусов, Немецкий полковник – А. Матеосов.










Отдельно: Песня молодого москвича и песня о Москве.

Свердловск, ССК, 1944.

Песни Великой Отечественной войны. Выпуски IV и V













Соч. 38

1943 10/X – 1944 27/IX

Двадцать четыре прелюдии для фортепиано.

М., Музгиз, 1945,1959.







Посвящение: Моему учителю Николаю Яковлевичу Мясковскому.

№№ 2, 8, 15, 23. Баку. Азмузгиз, 1960.







Эпиграф: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать как в русских песнях» (М. Лермонтов. «Записки»).

  1. C-dur. Andantino

  2. a-moll. Scherzando

  3. G-dur. Vivace leggiero

  4. e-moll. Andantino

  5. D-dur. Andante sostenuto

  6. h-moll. Allegro molto

  7. A-dur. Moderato e tranquillo

  8. fis-moll. Andante non troppo. Semplice e cantando

  9. E-dur. Allegretto scherzando

  10. cis-moll. Non troppo allegro ma agitato. Recitando, rubato

  11. H-dur. Vivace scherzando

  12. gis-moll. Adagio

  13. Fis-dur. Allegro non troppo

  14. dis-moll. Prestissimo possibile

  15. Des-dur. Allegretto marcato

  16. b-moll. Allegro tenebroso

  17. As-dur. Andantino tranquillo

  18. f-moll. Largamente con gravita

  19. Es-dur. Allegretto

  20. c-moll. Andantino semplice

  21. B-dur. Festivamente. Non troppo allegro

  22. g-moll. Scherzando. Non troppo allegro

  23. F-dur. Andante sostenuto

  24. d-moll. Allegro feroce




Избранные фортепианные пьесы русских и советских композиторов. №№ 1, 2, 4. М., «Музыка», 1965.







Первое исполнение в 1946 году. Москва, Большой зал консерватории. Пианист Я. Флиер.
















Соч. 39

1944

Двадцать четыре легкие фортепианные пьесы.

  1. Песенка

  2. Маленькая полька

  3. Вроде марша

  4. Колыбельная

  5. Игра

  6. Маленькое скерцо

  7. Забавный случай

  8. Напев

  9. Пляска

  10. Марш

  11. Осенняя песня

  12. Шутка

  13. вальс

  14. Сказочка

  15. Скачка

  16. Печальный рассказ

  17. Народный танец

  18. Галоп

  19. Прелюдия

  20. Клоуны

  21. Импровизация

  22. Новеллетта

  23. Медленный вальс

  24. Весёлое путешествие

М., Музгиз, 1945.

М., «Советский композитор», 1959. Альбом фортепианных пьес. М., «Музыка», 1965.













Соч. 40

1944

Легкие вариации для фортепиано.


  1. D-dur (Токката)




  1. a-moll

М., Музфонд СССР, 1946.

М.. Музгиз, 1945, 1959.

М., «Советский композитор», 1963. Сборник «Вариации».













Соч. 41

1944-1945

Семь весёлых песен для голоса и фортепиано. Слова С. Маршака. Из английских народных детских песен.

  1. Весёлый король («Старый дедушка Коль…»)

  2. Кабы реки и озёра

  3. Кораблик («Плывёт, плывёт кораблик…»)

  4. Сказка о старушке («Старушка пошла продавать молоко…»)

  5. Гвоздь и подкова («Не было гвоздя…»)

  6. Поросята («Весной поросята ходили гулять…»)

  7. Ключ от королевства («Вот вам ключ от королевства…»)

М., Музфонд СССР, 1945.

М., Музгиз, 1946, 1963.

М., ССК, 1948













Соч. 42

1945

Четыре песни-шутки для голоса и фортепиано.

  1. Разговор с первым классом («Первый класс!.. Сколько грамотных у вас?..»). Слова С. Маршака

  2. Бараны («По крутой тропинке горной шёл домой барашек чёрный…»). Слова С. Михалкова

  3. Мельник, мальчик и осёл («Мельник на ослике ехал верхом…»). Восточная сказка. Слова С. Маршака

  4. Клопы («В комнате у дяди Вани, там, где кресла и шкафы…»). Слова С. Михалкова

М., Музфонд СССР, 1945.

М., Музгиз, 1946.

М., ССК, 1947.













Соч. 43

1945

Две русские народные песни. Для голоса и фортепиано (бас и тенор)

  1. Сдумал-то муж жену сгубить

  2. Во слободке во новой

М., Музгиз, 1947.





1964

Новая авторская редакция (меццо-сопрано)

М., «Музыка», 1965.













Соч. 44

1945 26/IX-26/X

Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели g-moll.

Посвящается Государственному квартету имени Бетховена. (Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский).

  1. Allegro molto ed energico

  2. Andante non troppo

  3. Scherzando leggiero (quasi presto)

  4. Adagio molto sostenuto

  5. L`istesso tempo. Vivace.

Удостоен Государственной премии СССР первой степени за 1946 год.

Длительность 34 мин.

Первое исполнение 1 января 1946 года. Москва, Малый зал консерватории. Государственный квартет имени Бетховена.

М., Музгиз, 1946.

Партитура.













Соч. 45

1945

Вторая соната для фортепиано Es-dur.

Посвящается Эмилю Гилельсу

  1. Allegro moderato

  2. Andante sostenuto

  3. Presto assai

Первое исполнение 22 декабря 1946 года. Москва. Эмиль Гилельс.

М., Музгиз, 1947.













Соч. 46

1946

Третья соната для фортепиано F-dur.

  1. Con moto

  2. Cantabile

  3. Giocoso

Первое исполнение 27 января 1947 года. Москва, Яков Зак.

М., Музгиз, 1948, 1960.

М., «Музыка», 1965.













Соч. 47

1947-1950

«Семья Тараса». Опера в четырёх действиях, восьми картинах. Либретто С. Ценина по мотивам повести «Непокорённые» Б. Гробатова.

^ ЦГАЛИ СССР.

Партитура

Автограф

М., Музгиз, 1955.

Клавир.







Действие первое

Увертюра

Картина 1-я. Во дворе перед домом Тараса.

Картина 2-я. В доме Тараса.

Действие второе

Картина 3-я. Полянка в густом лесу.

Картина 4-я. В доме Тараса

Действие третье

Картина 5-я. У школы.

Картина 6-я. На заводе.

Действие четвёртое

Картина 7-я. В доме Тараса.

Картина 8-я. Окраина города.










^ Действующие лица

ТАРАС

ЕФРОСИНЬЯ, его жена

НАСТЯ, их дочь

СТЕПАН, их сын

АНДРЕЙ, их сын

АНТОНИНА, жена Андрея

ПАВКА, комсомолец

НАЗАР, друг Тараса, рабочий-мастер

ДЕД СЕМЁН, лесник

ВАСЯ, комсомолец

ВАНЯ, комсомолец

1-й КОЛХОЗНИК

2-й КОЛХОЗНИК, староста

1-й РАБОЧИЙ

2-й РАБОЧИЙ

^ НЕМЕЦКИЙ ПОЛКОВНИК

НЕМЕЦКИЙ ЛЕЙТЕНАНТ

НЕМЕЦКИЙ КОНВОЙНЫЙ

РАБОЧИЕ, КОМСОМОЛЬЦЫ, ЖИТЕЛИ ОККУПИРОВАННОГО ФАШИСТАМИ РАБОЧЕГОПОСЁЛКА, КОЛХОЗНИКИ, БОЙЦЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ, СОЛДАТЫ И ОФИЦЕРЫ ФАШИСТСКОЙ АРМИИ.


бас

меццо-сопрано

сопрано

баритон

тенор

сопрано

тенор

тенор

бас

тенор

баритон

тенор

бас

баритон

бас

бас

баритон

тенор







Действие происходит в годы Великой Отечественной войны в средней полосе России.


^ 1-я редакция. Премьера 2 ноября 1947 года. Москва, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. (Закрытый просмотр.). Постановщики П. Марков и П. Златогоров. Художник Б. Волков. Дирижёр С. Самосуд.

Исполнители главных ролей: Тарас – В. Канделаки, Ефросинья – Т. Янко, Настя – Т. Юдина, Степан – А. Аникиенко, Назар – С. Ценин.

^ 2-я редакция. Премьера 7 ноября 1950 года. Ленинград. Государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Постановщик И. Шлепянов. Художник С. Вирсаладзе. Дирижёр Б. Хайкин.

Исполнители главных ролей: Тарас – И. Яшугин, Ефросинья – С. Преображенская, Настя – Б. Коляда, Антонина – О. Кашеварова, Андрей – В. Ульянов.






















Постановка 1 января 1951 года в Алма-Ате. Постановщик П. Златогоров. Художник В. Колоденко. Дирижёр В. Карпов.

Исполнители главных ролей: Тарас – Б. Бухаров, Ефросинья – М. Черкашина. Настя – О. Молчанова, Степан – А. Бондарев.






















Постановка 21 января 1951 года. Свердловск. Театр оперы и балета им. А. В. Луначарского. Постановщик А. Колосов. Художник А. Кузьмин. Дирижёр С. Бергольц.

Тарас – А. Новиков.






















Постановка 11 марта 1951 года. Москва, Музыкальный театр им. К. С. Станиславскоо и В. И. Немировича-Данченко. Постановка Л. Баратова и Кемарской. Художник Б. Волков. Дирижёр С. Самосуд.

Исполнители главных ролей: Тарас – В. Канделаки, Ефросинья – Т. Янко, Антонина – Д. Потаповская, Андрей – М. Щавинский, Настя – Т. Юдина, Назар – С. Ценин, Степан – Ю. Юницкий, Павка – М. Матвеев.






















Постановка 8 ноября 1951 года в Куйбышеве. Постановщик П. Златогоров. Художник А. Сальман. Дирижёр Г. Рисман.

Исполнители главных ролей: Тарас – Н. Ястребов, Ефросинья – П. Агеева, Настя – Г.Белоцерковская, Андрей – А.Дольский, Назар – И. Шумский.






















Постановка 16 февраля 1952 года в Риге. Постановщик К. Лиэпа. Художник А. Лапинь. Дирижёр Л. Худолей. Постановки – 17 октября 1952 года в Харькове, 17 декабря 1952 года в Софии, 5 февраля 1953 года в Душанбе, в 1954 году во Вроцлаве.






















Позднее опера также была поставлена в Горьком, Саратове, Казани, Одессе, Ташкенте, в семи городах Чехословакии (Брно, Оломоуц, Люберец, Опава и др.), в Болгарии и Польше.

Опера удостоена Государственной премии СССР 2-й степени за 1950 год.










  1. Увертюра к опере. Переложение для фортепиано в 4 руки.

Л., Музгиз 1959.







  1. Ария Тараса («Ты, Андрей, в смертный час муки убоялся…»)

Нотное приложение к журналу «Советская музыка», 1952, № 6.

М., Музгиз, 1953. М., «Советский композитор», 1959.

М., «Музыка», 1966.







  1. Ария Ефросиньи («Что ты, отец! Такое вымолвить страшно…»)

Л., «Советский композитор», 1960.







  1. Песня-сказка Назара («Пристрастился медведь на деревню ходить…»)

М., Музгиз, 1953.







  1. Ария Степана («вначале было трудно, ох, как трудно…»)

М., Музгиз, 1953.

М., «Советский композитор», 1959.







  1. Комсомольская песня (« У старой у околицы родимого села…»)

Нотное приложение к журналу «Советская музыка», 1952, № 6.

М., «Советская Россия», 1960.

Репертуар для хора.

М., Музгиз, 1953.







  1. Дуэт Ефросиньи и Тараса («Замучили, растерзали…»)

М., Музгиз, 1953.







  1. Сцена Насти и Павки и ариозо Насти

М., Музгиз, 1953.







  1. Ариозо Павки («Не забудем мы этих трудных дней…»)

М., «Советский композитор», 1959.







  1. Колыбельная Антонины («Баю, баюшки-баю…»)

М., «Советский композитор», 1962.




1967

Третья авторская редакция оперы.

Рукопись













Соч. 48

1948

Концерт для скрипки и оркестра C-dur.

Редакция скрипичной партии Д. Ойстраха.

Посвящается советской молодёжи.

  1. Allegro molto con brio

  2. Andantino

  3. Vivace giocoso

1, 1, 2, 1-2, 1, 1, 0, литавры, ударные, ксилофон, струнные.

Длительность 15 мин.

Первые исполнения 29 октября 1948 года. Москва, Большой зал консерватории. Учебный симфонический оркестр Московской консерватории. Солист И. Безродный. Дирижёр М. Тэриан. Ленинград. Зал Центр. муз. школы. Симфонический оркестр школы. Солистка Д. Шнейдерман. Дирижёр И. Шерман. Удостоен Государственной премии СССР 2-й степени за 1948 год.

М., Музгиз, 1949, 1959.

М., «Музыка», 1965.

Партитура




1948 13/III-2/IV

Переложение автора для скрипки и фортепиано

М., Музгиз, 1949, 1951, 1954, 1960.













Соч. 49

1948-1949

Первый концерт для виолончели и оркестра g-moll

Редакция партии виолончели С. Кнушевицкого.

Посвящается советской молодёжи.

  1. Allegro moderato

  2. Largo molto espressivo

  3. Allegretto

1, 1, 2, 1-2, 1, 1, 0, литавры, ударные, струнные.

Длительность 20 мин.

Первые исполнения:

15 марта 1949 года. Москва, Большой зал консерватории. Государственный симфонический оркестр. Солист С. Кнушевицкий. Дирижёр Ниязи.

М., Музгиз, 1952, 1964.

Партитура




1948 30/XI

1949 31/I

Переложение автора для виолончели и фортепиано.

М., Музгиз, 1949, 1954, 1960.

М., «Музыка», 1965.













Соч. 50

1952

Концерт для фортепиано с оркестром № 3. D-dur.

Посвящается советской молодёжи.

  1. Allegro molto

  2. Andante con moto

  3. Presto

2, 2, 2, 2-2, 2, 2, 0, литавры, ударные, ксилофон, струнные.

Длительность 20 мин.

Первое исполнение 1 февраля 1953 года. Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Московской филармонии. Солист Вл. Ашкенази. Дирижёр – автор.


М., Музфонд СССР, 1954.

М., Музфонд СССР, 1954.

Голоса

М., Музгиз, 1960.

Партитура







Переложение автора для двух фортепиано.

М., Музгиз, 1953, 1957, 1961.

М., «Музыка», 1966.













Соч. 51

1952

Легкие вариации для фортепиано.

Тетрадь вторая. Пять вариаций на народные темы.

  1. Русская народная песня F-dur

  2. Русская народная песня D-dur

  3. Словацкая народная песня d-moll

  4. Украинская народная песня G-dur

  5. Украинская народная песня a-moll

М., Музгиз, 1953, №№ 1-3. М., «Советский композитор», 1963. Сборник «Вариации». №№ 1, 3. М., «Советский композитор», 1959. Альбом фортепианных пьес













Соч. 52

1953-1955

Десять сонетов Шекспира для голоса и фортепиано. Перевод С. Маршака.

  1. Тебе ль меня придётся хоронить (81-й сонет)

  2. Трудами изнурён, хочу уснуть (27-й сонет)

  3. Люблю, но реже говорю об этом (102-й сонет)

  4. Когда на суд безмолвных, тайных дум (30-й сонет)

  5. Бог Купидон дремал в тиши лесой (153-й сонет)

  6. Не изменяйся, будь самим собой (13-й сонет)

  7. Ты – музыка (8-й сонет)

  8. Ты погрусти, когда умрёт поэт (71й сонет)

  9. Уж если ты разлюбишь (90-й сонет)

  10. Увы, мой стих не блещет новизною (76-й сонет)

Первое исполнение 12 апреля 1955 года. Москва, Малый зал консерватории. И. Петров и автор.

М., Музгиз, 1955.

№ 4. «Музыкальная жизнь», 1964. № 8







Второе пересмотренное авторское издание.

М., Музгиз, 1961.













Соч. 53

1954-1955

«Никита Вершинин». Опера в четырёх действиях, восьми картинах. Либретто С. Ценина по мотивам повести и пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 44-69».


Большой театр СССР.

Партитура

Рукопись

М., Музфонд СССР, 1955.

Клавир.







Действие первое

Картина 1-я. Изба Вершинина.

Картина 2-я. Город на берегу океана.

Картина 3-я. Околица деревни на склоне сопки.

Действие второе

Картина 4-я. Двор занятого войском Вершинина старого монастыря.

Действие третье

Картина 5-я. Ночь. Дремучая тайга. Полотно железной дороги.

Картина 6-я. Командирский вагон бронепоезда.

Действие четвёртое

Симфонический антракт. Битва за бронепоезд.

Картина 7-я. Бедная китайская фанза.

Картина 8-я. Железнодорожное депо.










Действующие лица

^ НИКИТА ВЕРШИНИН

НАСТАСЬЯ, его жена

КАТЯ, их дочь

ПЕКЛЕВАНОВ

МАША, его жена

ВАСИЛИЙ ЗНОБОВ, матрос

СИН БИ-У

НЕЗЕЛАСОВ, белогвардейский капитан

^ ПРАПОРЩИК ОБАБ

АНДРЕЙ, партизан

ПАРФЁНЫЧ, партизан

МИТРИЧ, старый рабочий

ПОДПОЛЬЩИК 1-й

ПОДПОЛЬЩИК 2-й

ПОДПОЛЬЩИК 3-й

ПАТРУЛЬНЫЙ 1-й

ПАРУЛЬНЫЙ 2-й

ПРОХОР

МАТРОС

^ ЯПОНСКИЙ ОФИЦЕР

СВЯЗНОЙ

КРЕСТЬЯНЕ, ПАРТИЗАНЫ, РАБОЧИЕ, БЕЛОГВАРДЕЙЦЫ, ЯПОНЦЫ.


бас

меццо-сопрано

сопрано

баритон

меццо-сопрано

тенор

тенор

тенор

бас

тенор

бас

баритон

тенор

баритон

бас

тенор

бас

бас

баритон

тенор

баритон







Действие происходит на Дальнем Востоке в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны.

Премьера 26 ноября 1955 года. Москва, Большой театр СССР. Режиссёр-постановщик Л. Баратов. Балетмейстер В. Вайнонен. Художник В. Рындин. Главный хормейстер М. Шорин. Дирижёр А. Мелик-Пашаев.

Исполнители главных ролей: Никита Вершинин – А. Кривченя, Настасья – В. Борисенко, Катя – И. Масленникова, Пеклеванов – М. Киселёв, Маша – К. Леонова, Василий Знобов – В. Ивановский, Син Би-у – С. Лемешев, Незеласов – Г. Нэлепп, Прапорщик Обаб – А. Гелева, Андрей – П. Чекин, Парфёныч – В. Тютюнник, Митрич – П. Селиванов, Подпольщик 1-й – Ф. Годовкин, 2-й – М. Сказин, 3-й – Л. Маслов, Патрульный 1-й – А. Хоссон, 2-й – С. Колтыпин, Прохор – В. Нечипайло, Матрос – В. Шевцов, Японский офицер – Ф. Пархоменко, Связной – Н. Хапов.






















Постановка 3 марта 1956 года в Таллине. Постановщик А. Винер. Художник А. Пеэк. Дирижёр В.Ярви.
















Соч. 54

1956

Четвертая симфония c-moll.

  1. Lehto

  2. Largo

  3. Allegretto capriccioso e con moto

  4. Sostenuto assai

3, 3, 3, 3 – 4, 3, 3, 2, литавры, ударные, ксилофон, арфа, струнные.

Длительность 42 мин.

Первое исполнение 17 октября 1956 года. Москва, Большой зал консерватории. Оркестр Московской филармонии. Дирижёр С. Самосуд.

М., «Советский композитор», 1958.

Партитура







Переложение автора для фортепиано в 4 руки.

Рукопись













Соч. 55

1956

Два романса на слова А. Коваленко для голоса (тенор) и фортепиано.

  1. Грустная нота («На грустной ноте песенка пропета…»)

  2. Я не забыл («Прекрасен Крым весеннею порою…»)

М., «Советский композитор», 1956, 1963.













Соч. 56

1956

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра.

3, 3, 3, 4 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

  1. Вступление (Вражда и любовь). Largo con gravita

  2. Утро в Вероне. Andantino tranquillo

  3. Приготовление к балу. Allegro vivace

  4. Шествие гостей. Marciale maestoso

  5. Весёлый танец. Presto

  6. Лирический танец. (Встреча Ромео и Джульетты). Andante con moto

  7. В келье Лоренцо. Adagio con moto

  8. Сцена на площади. Presto

  9. Ромео и Джульетта. Agitato

  10. Финал (Смерть и примирение). Andante




М., Музгиз, 1959.

Партитура







Романс Бенволио («Когда в груди сомнения и муки…») для среднего голоса и фортепиано

Постановка в Москве, Театр им. Евг. Вахтангова, 1955-1956 сезон.

М., «Советский композитор», 1957













Соч. 57

1957-1958

«Песня утра, весны и мира». Кантата для детского хора и симфонического оркестра. Слова Ц. Солодаря.

М., «Советский композитор», 1960.

Партитура







  1. Вы слышите голос детей («С первым солнечным утром наша песня встаёт…») Andante festivamente

  2. Доброе утро («Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра…») Allegro molto scherzando

  3. Наша весна («Распускаются почки… зеленеют листочки…») Tempo di valse moderato

  4. Нам нужен мир! («Доброе утро было добрым всей земле…») Andante, ma non troppo

Длительность 10 мин.

Первое исполнение 7 января 1958 года. Москва, Концертный зал им. Чайковского. Хоровой коллектив ансамбля песни и пляски Центрального дома детей железнодорожников. Художественный руководитель С. Дунаевский. Хормейстер Т. Овчинникова.

Л., ЛГИХП, 1959. Голоса.


№ 3. М., Музгиз, 1961, Сборник «Наша весна».







Переложение автора для хора и фортепиано.

М., «Советский композитор», 1959, 1960.













Соч. 58

1957

«Весна поёт». Оперетта в трёх действиях. Либретто Ц. Солодаря.

Премьера 4 ноября 1957 года. Москва, Театр оперетты. Постановщик В. Канделаки. Художники Г. Кигель и Т. Луговская. Хормейстер М. Внукова. Дирижёр Г. Столяров.

Исполнители главных ролей: Куприянов – В. Каделаки, Таня – Т. Шмыга, Симочка – А.Котова, Лолита – А. Еланская, Магдалина Ерофеевна – О. Власова, Птичкин – С. Аникеев, Борис – Ю. Богданов, Броневой – В. Лобковский.

Московский театр оперетты.

Партитура.

Рукопись.

М., «Советский композитор», 1964.

Клавир.







Оперетта также была поставлена в Каунасе, Донецке, Лиепае, Свердловске, Ростове-на-Дону и других городах.










Облегченное переложение для фортепиано (с текстом).

  1. Ария Тани

  2. Песенка Симы

  3. Ария Юрия

  4. Песенка девушек

  5. Дуэт Юрия и Тани

  6. Дуэт Симы и Броневого

  7. Терцет стариков

  8. Вальс

М., Музгиз, 1959. №№ 5, 6. Нотное приложение к журналу «Советская музыка». 1958, № 8







Песенка о березке («Бушевали вьюги и морозы…»)

«Музыкальная жизнь», 1958, № 1.







Песня Вареньки («По посёлку, по посёлку весть разносится…»)

М., «Советский композитор», 1963. Хоры из оперетт советских композиторов. Составитель М. Внукова.













Соч. 59

1958

Рондо для фортепиано a-moll

Пьеса написана для пианистов – участников Первого международного конкурса музыкантов имени П.И. Чайковского (1958)

М., Музгиз, 1960.













Соч. 60

1958

Четыре лёгких рондо для фортепиано.

  1. Рондо-марш. Allegro marciale

  2. Рондо-танец. Allegretto

  3. Рондо-песня. Sostenuto

  4. Рондо-токката. Allegro scherzando

М., Музфонд СССР, 1958.

М., «Советский композитор», 1959. Альбом фортепианных пьес.

М., «Советский композитор», 1960. М., «Музыка», 1965.













Соч. 61

1958-1959

Прелюдии и фуги для фортепиано.

  1. Прелюдия и фуга (двухголосная). Летним утром на лужайке. G-dur. Moderato tranquillo. Poco più mosso

  2. Прелюдия и фуга (трёхголосная). Приём в пионеры. C-dur

а) Серьёзный разговор. Andantino maestoso

б) Праздник. Allegro giocoso

  1. Прелюдия и фуга (трёхголосная). Вечерняя песня за рекой e-moll. Andante sostenuto. Pochissimo più mosso

  2. Прелюдия и фуга (двухголосная). В пионерском лагере. A-dur. Allegro moderato. L`istesso tempo

  3. Прелюдия и фуга (четырёхголосная). Рассказ о герое c-moll. Allegro dramatico. Andante sostenuto e molto espressivo

  4. Прелюдия и фуга (трёхголосная). Праздник труда. F-dur. Allegro marcato. Poco più mosso. Marcato

М., «Советский композитор», 1961. М., «Музыка», 1965. №№ 2, 3, «Советский композитор», 1963. Сборник произведений советских композиторов для фортепиано. Составители З. Виткинд и С. Ляховицкая.













Соч. 62

1958

«В сказочном лесу». Музыкальные картинки для чтеца, пения и фортепиано. Стихи и сценарий В. Викторова.

  1. Учитель («Волк сказал зверюшкам строго…»)

  2. Доктор («А лисица-докторица всех зверей зовёт лечиться…»)

  3. Монтёр («На сосну медведь полез…»)

  4. Артистка («Ку-ку, ку-ку. Концерт даёт Кукушка…»)

  5. Пекарь («Коромыслом дым идёт, пироги Косой печёт…»)

  6. Шофёр («Вот забота у Енота: не идёт машина что-то…»)

  7. Лентяй («Хоть и жарко, есть и зной…»)

  8. Дровосек («Раз! Два! Раз!..»)

М., Музгиз, 1959.













Соч. 63

1958-1959

«Ленинцы». Кантата для трёх хоров и большого симфонического оркестра. Andante moderato. Festivamente. Слова Е. Долматовского. 1-й хор – пионеры (детский хор); 2-й хор – комсомольцы (смешанный молодёжный хор); 3-й хор – коммунисты (смешанный хор).

3, 3, 3, 3 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, колокола, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

Длительность 9 мин.

Первое исполнение 21 декабря 1960 года. Москва, Большой зал консерватории. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, объединённый хор ансамбля песни Всесоюзного радио, Ансамбля советской оперы ВТО, Московского городского хора и хора мальчиков Московского хорового училища. Дирижёр А. Стасевич.


М., Музгиз, 1960.

Партитура







Переложение автора для пения и фортепиано.


М., Музгиз, 1959.







Вокальные партии детского, молодёжного (4 голоса), смешанного (4 голоса) хоров. Украинский текст А. Новицкого.

Киев, УТО, 1961.

Голоса













Соч. 64

1960

«Патетическая увертюра» для большого симфонического оркестра. Allegro molto ed appassionato.

Расширенный вариант увертюры к кинофильму «Сёстры» (1957, без №).

3, 3, 3, 3 – 3, 4, 3, 1, литавры, ударные, колокола, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

Длительность3,5 мин.

Первое исполнение 1960 год. Хабаровск. Оркестр радио. Дирижёр – автор.

М., «Советский композитор», 1962.

Партитура













Соч. 65

1960

«Весна». Симфоническая поэма для большого симфонического оркестра. Con moto. Quasi valse rubato, capriccioso.

По музыке из кинофильма «Сёстры» (1957, без №).

3, 3, 3. 3 – 3, 4, 2, 1, литавры, ударные, колокола, арфа, фортепиано, струнные.

Длительность 9 мин.

Первое исполнение 1960 год. Хабаровск. Оркестр радио, дирижёр – автор.

М., «Советский композитор», 1962.

Партитура













Соч. 66

1961

«Лагерь дружбы». Песни артековских пионеров для голоса или детского хора и фортепиано.

  1. Есть местечко в Крыму. Слова Н. Шестакова.

  2. Лагерь дружбы. («Все мы любим лагерь этот…»). Слова О. Высотской.

  3. Спокойной ночи («День завершён, близится сон…»). Слова В. Викторова.

  4. Артековская полька («Вся природа ранним утром пробудилась ото сна…»). Слова В. Викторова.

  5. Артековский вальс («Вдали серебрится вечернее море…»). Слова В. Викторова.

  6. До свиданья, Артек («Друзья, Артеку скажем “до свиданья”…»). Слова В. Викторова.

М., Музгиз, 1961.

М., Музгиз, 1962. Сборник «Наш Артек». №№ 1, 2, 5. М., «Молодая гвардия», 1962.

Сборник «Так живут в Артеке».

№ 3 Киев. «Мистецтво», 1964. Сборник «Лето красное, весёлое».













Соч. 67

1961

Гости ходят в огород. («Нынче Ваня очень занят…»). Игра-хоровод для детского хора и фортепиано. Слова В. Викторова.

М., Музгиз, 1961.

М., «Молодая гвардия». 1961. Пионерский музыкальный театр.













Соч. 68

1961

Мажорно-минорные этюды для виолончели соло.

  1. Песня

  2. Марш

  3. Танец




  1. Импровизация

  2. Скерцо

М., «Советский композитор», 1962.

М., «Советский композитор», 1963.

А. Стогорский. Этюды для виолончели соло













Соч. 69

1961

Рондо для скрипки и фортепиано.

Написано для скрипачей – участников Второго международного конкурса музыкантов имени П.И. Чайковского (1962)

М., Музгиз, 1961, 1962.













Соч. 70

1960

Три танцевальные песни для голоса и фортепиано.

  1. Про Олечку («Заиграли полечку…») – полечка. Слова З. Александровой.




  1. Весело у нас («Чудо-песенка пришла сегодня в дом …») – пляска. Слова З. Александровой.




  1. Счастье («Весенний день, сирень, сирень…») – школьный вальс. Слова О. Высотской.

М., Музгиз, 1963.


М., Музгиз, 1962. Сборник «Станцуем и споём». № 2. «Вожатый», 1962, № 1.

№ 2 М., «Молодая гвардия», 1962.

Сборник «Твой день рожденья».

№ 3. М., «Музыка», 1964. Сборник «Поёт «Пионерия» № 1. М., «Музыка», 1966. Плакаты пионерских песен.













Соч. 71

1962

Соната для виолончели и фортепиано B-dur.

Редакция партии виолончели М. Ростроповича.

  1. Andante molto sostenuto

  2. Allegretto

  3. Allegro molto

Посвящается М.Л. Ростроповичу.

Первое исполнение 6 февраля 1962 года. Москва, Малый зал консерватории. М. Ростропович (виолончель) и автор (фортепиано).

М., Музгиз, 1963.

М., «Музыка», 1965.













Соч. 72

1962

«Реквием» для солистов, смешанного хора, детского хора и симфонического оркестра. Слова Р. Рождественского. «Сочинение это написано о погибших, но обращено к живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рождено войной, но всем своим существом устремлено к миру…» – так композитор характеризует идею произведения.


«Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом».


I. Вступление: «Помните!»

  1. Вечная слава

  2. Родина

  3. Я не умру…

  4. Поступь дивизий

II. 5. Чёрный камень

  1. Сердце матери

  2. Грядущее

  3. Наши дети

III. Вступление: «Памяти павших»

  1. Слушайте!

  2. Вечная слава

  3. Помните!

3, 3, 3, 3 – 4, 3, 3, 1, литавры, ударные, ксилофон, челеста, арфа, фортепиано, струнные.

Длительность 1 час 25 мин.


Первое исполнение 9 февраля 1963 года. Москва. Большой зал консерватории. Государственный московский хор. Детский хор Института художественного воспитания. Художественный руководитель хоров В. Соколов. Солисты В. Левко, В. Валайтис. Симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр Б. Хайкин.


Удостоен Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки за 1966 год.


М., «Музыка», 1964.

Партитура







Отдельно: наши дети («Это песня о солнечном свете…»). Детский хор.

М., «Музыка», 1964.

Сборник «Песни для детского хора». Выпуск 6








Переложение для хоров с фортепиано

М., «Музыка», 1964.

Клавир













Соч. 73

1963

Три песни революционной Кубы для голоса и фортепиано. Русский текст С. Болотина и Т. Сикорской.

  1. Слышишь («Слышишь? Слышишь? Угрозы вражьи»). Песня Карлоса Пуэбло.

  2. Приезжай к нам, товарищ. Песня Карлоса Пуэбло.

  3. Песня свободной Кубы («Мой товарищ, мой ровесник»). Песня Хулио Куэвы.

М., Музгиз, 1963.













Соч. 74

1963

Три восьмистишия Расула Гамзатова для меццо-сопрано и фортепиано. Перевод Н. Гребнева.

Посвящается В.Н. Левко.

  1. Где, горянка, твои наряды

  2. У юноши из нашего аула

  3. Как много было юношей лихих

М., «Музыка», 1965.













Соч. 75

1963

Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано и симфонического оркестра.

Написана для конкурса молодых пианистов имени Д.Б. Кабалевского в Куйбышеве (1964).


^ Посвящение: «Юным музыкантам Поволжья».


Эпиграф: «Нет, не забудет никто никогда школьные годы»… (Е. Долматовский). Содержание: Вступление, десять вариаций и кода на тему одноимённой песни (1957, без №).


М., «Музыка», 1965







Переложение автора для двух фортепиано.

Первое исполнение 29 марта 1964 года на третьем туре конкурса юных пианистов Поволжья им. Д. Кабалевского в Куйбышеве. Солисты – участники конкурса. Дирижёр – С. Дудкин.

М., Музфонд СССР, 1963.

М., «Музыка», 1965.













Соч. 76

1963-1964

Пять романсов на слова Расула Гамзатова для меццо-сопрано и фортепиано. Перевод Н. Гребнева.

  1. Сердце, которое любит

  2. То, что проходит

  3. Как живёте, можете

  4. Спроси у любви

  5. «Вершина» (далекая, кажется близкой…»).

М., «Музыка», 1966.


№ 5. «Советская музыка», 1964, № 12.













Соч. 77

1964

Концерт для виолончели и оркестра № 2, C-dur.

Посвящается Д.Б. Шафрану.

  1. Molto sostenuto. Allegro molto e energico

  2. Presto marcato

  3. Andante con moto

2, 2, 2, 3, саксофон – 4, 2, 2, 0, литавры, ударные, арфа, струнные.

Длительность 30 мин.

Первое исполнение январь 1965 года. Ленинград, Большой зал филармонии. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Солист Д. Шафран. Дирижёр – автор.


Партитура.

Рукопись.







Переложение автора для виолончели и фортепиано.

М., «Музыка», 1966.













Соч. 78

1965

«Памяти героев Горловки» – симфоническое посвящение es-moll

Партитура и голоса.

Рукопись.













Соч. 79

1965

Рондо для виолончели и фортепиано

Рукопись













Соч. 80

1965

Пьесы для скрипки и фортепиано

  1. Прогулка

  2. В лесу

  3. Игры

  4. Вальс

  5. Марш

  6. Песня

  7. Рассказ героя

  8. Вприпрыжку

  9. Свет и тени

  10. Хоровод

  11. Этюд

  12. У памятника

  13. Полька

  14. Мелодия

  15. На праздник!

  16. Летнее утро

  17. Шествие

  18. Пинг-понг

  19. Мечтатели

  20. В пути

М., «Музыка», 1967.













Соч. 81

1965

Весенние танцы для фортепиано. Пьеса написана для пианистов – участников Третьего конкурса музыкантов Поволжья имени Д.Б. Кабалевского (Куйбышев, 1966).

Рукопись













Соч. 82

1965

«О родной земле». Кантата дл детского хора и симфонического оркестра. Слова Ц. Солодаря.

  1. Наши отцы («Всё, что мы видим под солнцем вокруг, – дело отцовских рук…»)

  2. Хорошо, хорошо! (Частушки) («Уходит вдаль отцовская дорога…»)

  3. Голос из давних лет («Звонкие песни разносят вокруг славу отцовских рук…»)

  4. Песня о Родине («Родина! Родина!..»)




Рукопись.

Партитура




1966

Переложение для хора с фортепиано автора

М., «Музыка», 1967.




оставить комментарий
страница1/8
Дата05.11.2011
Размер1.88 Mb.
ТипСправочник, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх