Курсовая работа icon

Курсовая работа



Смотрите также:
Курсовая работа Тема курсовой...
Курсовая работа...
Курсовая работа должна включать в себя следующие разделы...
Курсовая работа...
Курсовая работа...
Курсовая работа по педагогике...
Курсовая работа студента 345 группы...
Курсовая работа по дисциплине: "налоги и налогообложение" Тема: "Валютная система рф"...
Лесопромышленный комплекс Украины курсовая работа студентка Коробко М. В. группа Из-581...
Курсовая работа Социокультурные лакуны в статьях корреспондентов «Moscow News»...
Курсовая работа должна иметь...
Курсовая работа должна иметь...



скачать
Курсовая работа

Государственная деятельность русских князей


Содержание

стр.

1. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX - X вв. 3

2. Государственная деятельность князя Святослава 8

3. Государственная деятельность князя Владимира 10

4. Государственная деятельность Ярослава Мудрого 14

5. Государственная деятельность Владимира Мономаха 16

6. Государственная деятельность Александра Невского 54

Список литературы 22


1. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX - X вв.


^ Политический строй. Политический строй древнерусского государства IX - X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия.

Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.

Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр.

С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших "в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.

В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

^ Внутренняя политика. Внутренняя политика древнерусского государства до XI в. известна недостаточно. В течение IX - Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население которых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия.

При Владимире Святославиче (980 - 1015 гг.) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь.

Киевские князья и их дружинники собирали дань с населения. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший подробное описание Руси, так рассказывает про организацию сбора дани. Ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье», т. е. в объезд по славянским землям вервианов (очевидно, древлян), дреговичей, кривичей, северян и др. Кормясь там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью.

Красочное описание «полюдья», закончившегося убийством жадного князя, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г.  в земле древлян.

В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга (945 - 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и «погосты» - административно-финансовые центры сбора податей.

Таким образом, система сбора дани была изменена. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство).

^ Организация суда и феодальное право. Важную роль в укреплении феодального базиса играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), в которых имеются сведения о «законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди», т. е. рисуют право феодализирующегося общества.

Нормы раннефеодального права отражены и в первой части Краткой редакции «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, представляет собой грамоту, изданную князем Ярославом Мудрым около 1016 г. в целях упорядочения конфликтов, возникавших в дружинной среде. Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на Руси. Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях «Древнейшей Правды», очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды.

В «Древнейшей Правде» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство («вирами») по приговору суда.

Из летописи известно, что князь Владимир Святославич в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь в качестве меры наказания «разбойников», а затем заменил ее денежным штрафом («вирой»).

Кроме княжеского гражданского законодательства до нас дошли памятники церковного права (уставы князей Владимира и Ярослава), определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и круг тех преступлений, которые были изъяты из княжеского суда и переданы церковному суду: семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь) и пр.

Эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

^ Внешняя политика Руси. Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.

Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей Северной и Центральной Европы, являлись степные кочевники и Хазарский каганат. Каганат держал в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей: устье Дона, Керченский пролив, устье Волги. Вопреки мнению отдельных историков, считавших Хазарию территориально огромной державой, государство хазар занимало к X в. сравнительно небольшую территорию, ограниченную на востоке Волгой, на юге - Кума-Манычской впадиной, на северо-западе - Нижним Доном, на западе - Крымом. Пользуясь выгодами своего географического положения, хазарские правители ставили свои таможенные заставы в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской переправы и в Итиле на устье Волги. Современники отмечали, что Хазария жила в значительной мере за счет торговых пошлин. Иногда хазарский каган не довольствовался высокими пошлинами и грабил русские караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.

На рубеже IX - X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Они овладели городом Керчью и Хазарским островом (очевидно, «островом Тмутараканским», где разместились многие тысячи русов).

Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в  965 г. После этого Нижний Дон с городом Белой Вежей был снова колонизован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью стал форпостом Руси на Черном море и крупнейшим морским портом. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили и племена Северного Кавказа - ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев.

^ Походы русских войск на Восток и Византию. В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа (в Абесгун, Азербайджан и пр.). В 913 - 914 гг. русские дружины заняли один из островов близ Баку, в 913 г. - город Бердаа. Этими походами прокладывались торговые пути в восточные страны.

Торговые отношения Руси с Византией нарушались постоянными военными столкновениями. Киевские князья старались укрепиться в Причерноморье и Крыму. В устьях крупнейших рек, впадающих в Черное море, находились русские города Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др.

Византия всячески стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье и подчинить ее себе, используя для этого как воинственных кочевников, так и христианскую церковь. Поэтому между Византией и Русью возникали военные осложнения.

В 911 г. при князе Олеге соединенные силы ряда древнерусских земель осадили столицу Византии - Царьград (Константинополь, современный Стамбул) и вынудили византийское правительство подписать договор (911 г.), выгодный для Руси в торговом отношении.

После неудачного русского похода на Византию в 941 г., при князе Игоре, византийское правительство заключило новый договор, менее выгодный для Киевской Руси (944 г.).

Большое значение для развития древнерусского государства в X в. имела деятельность киевского князя Святослава (964 - 972 гг.).

Летопись дает яркую характеристику Святослава: «... Бе бо и сам храбр и легко ходя, акы пардус (барс), войны многы творяше. Ходя же, воз по себе не вожаше ни котла, ни мяс варя..., ни шатра имеявше, но подклад постйлаше, а седло в головах; а также и прочий вой его вси бяху».

Византийские авторы также отдают должное своему противнику Святославу и отмечают его личную храбрость и отвагу русских воинов. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его вождем бродячей дружины, будто бы не связывавшим свои воинственные замыслы с интересами древнерусского феодального государства. На самом же деле войска Святослава выполняли внешнеполитические задачи, стоявшие тогда перед правящим классом русских феодалов: воевали с печенегами, разгромили Хазарский каганат и, таким образом, открыли свободный путь на Восток, вступили в решительную борьбу с Византийской империей, стремившейся блокировать Русь и оттеснить ее от моря.

Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но в интересах не византийской дипломатии, а древнерусского феодального государства.

В результате первого похода Святослава на Балканы (968 г.) русские войска заняли ряд городов по Дунаю, из которых особенно важное значение придавалось Переяславцу (в низовьях Дуная) как крупному торговому и политическому центру. Ввиду нападения на Киев печенегов, возможно организованного Византией, Святослав был вынужден вернуться из Болгарии на Русь. Придя вторично на Балканы (969 г.), Святослав действовал уже в союзе с болгарскими феодалами против Византии.

Война Святослава в Византии велась изолированными военными силами, связи которых с основной русской, территорией были прерваны печенегами. Поэтому Святослав не смог реализовать свои успехи на Балканах, русское войско было осаждено в Доростоле на Дунае.

Во время вылазок воины Святослава наносили сильные удары византийцам, ведя бой стеной (фалангой). Только крупное численное превосходство византийских военных сил вынудило Святослава заключить мир (оформленный специальным договором) и оставить Доростол. На обратном пути в Днепровских порогах печенеги разбили часть русского войска, сам Святослав был убит.


2. Государственная деятельность князя Святослава


Десятое столетие в русской истории назвали "былинным временем".

Восточнославянские племена объединились в могучее древнерусское государство (Киевскую Русь), которое в упорной борьбе с внешними врагами отстояло свою независимость и обеспечило древнерусской народности условия для самостоятельного исторического развития. А врагов у молодого Древнерусского государства было много, и враги были опасные: византийские императоры, стремившиеся подчинить все Причерноморье, авары, хазары, печенеги, затем половцы. Самоотверженной и продолжительной была эта борьба, в нее были вовлечены широкие народные массы. В русском былинном эпосе, в "заставах богатырских" на краю Дикого Поля, нетрудно увидеть отголоски этой титанической борьбы: народ сохранил память и прославил своих героических защитников.

Но особое место занимает князь-витязь Святослав, с именем которого связаны и разгром Хазарского каганата, и победы над известными византийскими полководцами. Его военная деятельность оставила заметный след в истории военного искусства.

Для князя Святослава были характерны постановка крупных политических целей; последовательность в решении стратегических задач; стремление постоянно действовать наступательно, что позволяло ему захватывать и удерживать в своих руках стратегическую инициативу.

После смерти Игоря власть перешла в руки его жены Ольги (945 - 964 гг.), поскольку сын покойного Святослав ещё не достиг совершенноле­тия. Ольга оказалась чрезвычайно волевой и властолюбивой особой, поэтому, а течение долгого времени после достижения Святославом совершенно­летия продолжала управлять огромным государством.

Ольга впервые в истории Киевского государства в 946 г. прибегла, собственно говоря, к ликвидации местного княжения - было упраздне­но правление династии Мала, а Древлянскую землю подчинили непосред­ственно власти княгини. Это усмирило знать других княжеств.

Княгиня реформировала систему сбора дани. Были точно установлены нормы дани, налогов, повинностей - “уставы”, “уроки”, “оброки”. В об­щем эти меры княгини Ольги стали решающими в продолжительном процессе преобразования племенных княжении в государственную территорию Руси. Они положили начало и качественно новым принципам сбора в стране налогов.

Княжение Ольги заметно повлияло и на характер отношений Руси с другими странами, прежде всего с Византией. Так, она лично возглавила большое посольство (свыше 100 чел.) в Константинополе. Во время перего­воров Ольга пыталась установить династические связи, женив Святослава на византийской принцессе, но потерпела неудачу.

Княгиня Ольга намеревалась ввести христианство.

В 20-тияетний период пребывания Ольги при власти наметились качественно новые подходы в проведении внешней политики, да­вавшие преимущество мирным средствам перед военными.

Князь Святослав занял великокняжеский стол в 964 г.

Главную цель своей деятельности он усматривал в укреплении Киевского государства, обес­печении свободной торговли со странами Востока (Персией и арабскими странами), странами Подунавья (Болгарией и Византией), ликвидации внеш­ней угрозы на границах государства со стороны хазар, печенегов, булгар.

Святослав покорил вятичей и этим завершил объединение восточно­славянских племён вокруг Киева. Потом присоединил к Киеву Тмутаракань и Прикубанье, разгромив ясов и касогов, совершив удачные походы против волжских булгар. В 965 г. он разгромил Хазарский каганат и овладел важ­ным путём по р. Волге.

Добившись победы на востоке, Святослав перенёс военные действия на Балканы, стремясь овладеть Болгарией, которая находилась под властью Византии. В 967 г. он разгромил болгарское войско и овладел восточной частью первого Болгарского царства. Лишь нападение подкупленных Визан­тией печенегов вынудило его прервать поход и быстро возвращаться на родину, чтобы отогнать врагов, осадивших Киев.

В следующем году Святослав вновь отправился на Балканы. Его войско успешно продвигалось вперёд, угрожая Константинополю. Но после Дорос-тольской обороны 971 г. Святослав вынужден был заключить мирный дого­вор с императором. После заключения мира Святослав отправился на роди­ну. Его дружину у Днепровских порогов подстерегли печенеги. В той жесто­кой сечи полегли все русичи до единого. Погиб и князь Святослав. Произош­ло это в 972 г.

Деятельность Святослава способствовала росту могущества Киевского государства, единению восточнославянских племён и кня­жеств, укреплению его границ. Как и его предшественники, киевский князь Святослав закрепил позиции Руси на важных торговых путях, создал сильное войско, добыл своему государству международный авторитет. Свя­тослав укрепил власть великого князя. Именно он положил начало преобра­зованиям в управлении государством, направленным на сосредоточение всей полноты власти в руках единой династии. Свидетельством этого стало назна­чение им летом 969 г. на киевский престол старшего сына Ярополка, в Древ­лянскую землю - Олега, в Новгородскую - Владимира.


3. Государственная деятельность князя Владимира


С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками.

Они жили небольшими общинами, которые имели свое средоточие в городах - укрепленных пунктах защиты, народных собраний и управления. Никаких установлений, связующих между собой племена, не было. Признаков государственной жизни мы не замечаем.

Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии, с которой из Византии - самой образованной в те времена державы - перешли к нам как понятия юридические и государственные, так и начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Этот переворот совершен Владимиром, получившим наименование Святого, человеком великим по своему времени. К сожалению, жизнь его нам мало известна в подробностях, и летописи, сообщающие его историю, передают немало таких черт, в достоверности которых можно скорее сомневаться, чем принимать их на веру. Откидывая в сторону все, что может подвергаться сомнению, мы ограничимся короткими сведениями, которые, при всей своей скудости, все-таки достаточно показывают чрезвычайную важность значения Владимира в русской истории.

Владимир был сын воинственного Святослава, киевского князя, который предпринял поход на хазар, господствовавших в юго-восточной России, взял их город Саркел на Дону, победил прикавказских народов: ясов и касогов, завоевал Болгарию на Дунае, но должен был после упорной защиты уступить ее греческому императору. На возвратном пути из Болгарии в Русь он был убит печенегами, народом тюркского племени. Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги. По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Киевский князь Ярополк убил брата своего, древлянского князя Олега. Владимир со своим дядей убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью.

Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнеда, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: "не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть - вместо выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка.

С большею достоверностью можно принять вообще известие о том, что Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними.

Таким образом, он повелевал новгородскою землею - берегами рек: Волхова, Невы, Меты, Луги, - землею белозерскою, землею ростовскою, землею смоленскою в верховьях Днепра и Волги, землею полоцкою на Двине, землею северскою по Десне и Семи, землею полян или киевскою, землею древлянскою (восточною частью Волыни) и вероятно, также западною Волынью.

Радимичи, жившие на Сожи и вятичи, жители берегов Оки и ее притоков, хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдаленных ятвягов, полудикий народ, живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно, однако, думать, чтобы это обладание имело характер государственный: оно ограничивалось собиранием дани, где можно было собирать ее, и такое собирание имело вид грабежа.

Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцев-скандинавов, называемых у нас варягами, и роздал им города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождавшие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны изустным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою императоров: Василия и Константина.

Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения.

В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Жители без явного противодействия крестились в Днепре, отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению.

Самое древнее русско-славянское язычество не имело определенного характера, общего для всех, в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства.

Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая, что делает. Борьба язычества с христианством выражалась в продолжительном соблюдении языческих приемов жизни и сохранении языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира: но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемую "Десятинную", названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте.

Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу; и проводил свое намерение, несмотря на встречаемые затруднения.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и, хотя сначала согласился было на увещания корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом, с совета бояр и городских старцев, установил наказывать преступников только денежною пенею - вирою, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом - и со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов.

Тогда Киевскую Русь беспокоили печенеги, народ кочевой и наезднический. Уже около столетия нападали они на русский край и при отце Владимира, во время его отсутствия, чуть было не взяли Киев. Владимир отразил их с успехом и, заботясь как об умножении ратной силы, так и об увеличении населения в крае, прилежащем Киеву, населял построенные им по берегам рек Сулы, Стугны, Трубежа, Десны города или укрепленные места переселенцами из разных земель не только русско-славянских, но и чудских. В 992 году он отнял у польского короля червенские города, нынешнюю Галицию и присоединил к Руси этот край, населенный хорватами, ветвью русско-славянского племени.

Перед концом жизни Владимир понес сильное огорчение: сын его Ярослав оказал непослушание отцу, и Владимир готовился идти на него.

"Теребите путь и мостите мосты", - приказывал он; но смерть застигла его в этих сборах.

Он умер 15 июля 1015 года в своем подгородном селе Берестове.


4. Государственная деятельность Ярослава Мудрого


Почти весь XI в. - время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.

Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное». В исследовательской же литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальностям той эпохи: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый», но и довольно грозный и ловкий политик.

Живя в Новгороде, Ярослав ежегодно собирал дань - 3 тысячи гривен, из которых две трети посылал в Киев. Такова была годовая норма.

Но именно в этот год Ярослав решает отказаться от выплаты дани, чем вызывает отцовский гнев. При этом восставший сын начинает готовиться к настоящей войне с отцом и нанимает большие отряды варягов в Швеции. Женатый на дочери короля Олафа, Ярослав имел прямые связи с варягами. Весть о кончине 15 июля 1015 г. Владимира породила новую волну борьбы за престол, но теперь уже между братьями.

Поздней осенью 1015 г. в битве под Любечем Ярослав разгромил дружину своего брата Святополка, который бежал в Польшу. Ярослав торжественно вошел в Киев. Однако распри продолжались до 1025 г., когда Ярослав с братом Мстиславом «разделиста по Днепр Русьскую землю». И только после этого утихла десятилетняя усобица, а после кончины Мстислава в 1036 г. Ярослав остался единственным наследником и «бысть самовластець Русьстей земли».

Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. «Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья. И при семь нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти...».

При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.

Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси, Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.

Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать. Он весьма часто читал книги не только днем, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя, отмечают внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.

Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый». Самовластен, всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.

Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева или титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви - митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.

Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе, на стене которого была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».

Годы правления Ярослава - это последняя в XI в. и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по «Повести временных лет», начала возникать при Олеге Вещем, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром.

После Ярослава эта Русь начала стремительно распадаться. Поэтому автор «Слова о полку Игореве» имел полное право говорить о «летах Ярослава» как об определенной вехе в истории Руси - это последние времена сильной и единой «старой» Киевской Руси.

Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» - памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.

Помимо светского законодательства существовало и церковное - обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи), а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.


5. Государственная деятельность Владимира Мономаха


Ни об одном из государственных деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя столетия. Народ сложил о нем былины, воспевая его победу над половецким ханом Тугорканом - «Тугарином Змеевичем».

Великий князь Иван III, любивший в политических интересах «ворошить летописцы», обратился к величественной фигуре Владимира Мономаха, с именем которого связана легенда о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии. «Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари вплоть до последнего Николая II.

Владимир родился, по всей вероятности, в Киеве, где его отец Всеволод, любимый сын Ярослава Мудрого, находился при отце, доживавшем свои последние годы. Матерью Владимира была принцесса Мария, дочь византийского императора Константина IX Мономаха, в честь которого Владимир и получил свое второе имя.

Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч воина, но и перо писателя; обладал незаурядным писательским талантом.

Владимир прошел суровую школу; ему с детства приходилось помогать отцу отстаивать свой удел в междоусобной борьбе. Недаром на склоне лет Мономах вспоминал о 83 своих больших походах по Руси и Европе. Первое свое большое путешествие он совершил 13-летним мальчиком, проехав из Переяславля в Ростов через глухие Брынские леса, где, по былинам, залегал Соловей-Разбойник.

Шестнадцать лет (1078-1094) княжил Мономах в Чернигове. Владимир к этому времени был уже женат на английской принцессе Гите, дочери короля Гаральда, погибшего в знаменитой битве при Гастингсе.

Время черниговской жизни не было годами спокойствия и изоляции. Много раз приходилось Владимиру вступать я борьбу то с внешними, то с внутренними врагами. Он, несомненно, мог рассчитывать на получение великого княжения после отца.

Однако когда Всеволод в 1093 г. умер, то на киевском престоле оказался не Владимир, а Святополк, приглашенный из Турова господствовавшей в Киеве боярской группировкой.

Неопытность Святополка привела к страшному разгрому русских войск половцами. Вынужденный довольствоваться вместо Киева Черниговом, Владимир скоро утратил и его. Сорокалетнему князю с женой и детьми пришлось перебраться в город своего детства Переяславль, где он пробыл почти 20 лет.

Борьба с половцами, которую Мономах неизбежно должен был вести как владетель пограничного княжества, в глазах современников всегда выглядела как общерусское дело, как защита всей Руси.

Занявшись укреплением Переяславского княжества, Мономах не упускал из виду и дела в других русских землях. Ему удалось посадить князем в Новгороде своего старшего сына Мстислава, Другой сын - Изяслав - не без успеха соперничал с соседними князьями, сохраняя за собой ростово-суадальское княжество.

Весьма знаменательным для Мономаха стал год 1095. Разорвав недолгий мир с половцами, Владимир уговорил Святополка совершить поход в половецкую степь. Победа была полной; взято много пленных, коней и верблюдов. На следующий год на Днепре дружины Владимира разбили окончательно половцев и убили хана Тугоркана.

Менее успешно, но с такой же энергией боролся Мономах за единство русских земель. Его соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский, недаром названный Олегом «Гориславичем» в «Слове о полку Игоревне - так много горя он принес родной земле.

В 1097 г. Владимир пытается организовать княжеский съезд, который осудил бы «Гориславича» за приводы на Русь половецких орд. Но съезд, созванный в древнем Любече, не принес победы Мономаху. Идея единства в противоборстве с внешними врагами, сохранения мира на Руси была поддержана князьями чисто формально. Зато четко прозвучала мысль: «Каждый да владеет отчиной своей».

Потерпев здесь неудачу, Владимир пытается использовать свое незаурядное писательское дарование. Ученые полагают, что известное «Поучение», адресованное детям и в общих чертах составленное около 1099 г., предназначалось для феодальных верхов Руси.

Литературная акция Владимира имела лишь частичный успех - со Святополком пришлось помириться перед лицом половецкой опасности. Мономаху удается организовать несколько общерусских походов (1103, 1107, 1111 гг.) против половцев. Во время последнего похода Владимир продвинулся глубоко в степь и нанес половцам жестокое поражение.

В 1113 г. Владимир Всеволодович становится великим киевским князем, хотя по Любечскому договору, который закрепил право отчинного владения, Киев должен был перейти к старшему сыну умершего в этом году Святополка. Решающим фактором, повлиявшим на вокняжение Владимира, послужило восстание киевлян 17 апреля 1113 г. Киевская знать призвала на киевский постол Владимира, известного всем своей борьбой с половцами.
Усмирив восстание, Владимир остался в Киеве и правил княжеством 12 лет.

Годы правления великого князя Владимира Мономаха были относительно спокойными для Руси. И это запомнилось. В былинах, сложенных народом, много исторических фактов, восходящих к временам Мономаховым. Кончина его в 1125 г. была воспринята как большое горе. Авторитет великого князя остался на века.

Несомненно, Владимир Мономах - крупнейшая фигура в истории Древней Руси. Он сумел сплотить разваливающееся государство и на значительное время ликвидировать половецкую угрозу.


6. Государственная деятельность Александра Невского


Задача, стоявшая перед Александром как полководцем и политиком, была крайне сложной: гордые новгородцы поклялись скорее умереть, чем признать над собой власть “поганых”. Казалось, ничто не может подорвать их решимость. Однако князь хорошо знал этих людей - столь же храбрых, сколь легкомысленных, впечатлительных.

Скорые на слово, новгородцы были по-крестьянски не торопливы на дело. К тому же их решимость сражаться отнюдь не была единодушной. “Вятшие люди” - бояре, купцы, зажиточные ремесленники - хотя и не решались, открыто призвать к благоразумию, но в душе готовы были откупиться от татар. 

В начавшейся бескровной или, выражаясь современным языком, “психологической” войне с новгородцами Александр решил прибегнуть к средству, которое, точнее всего было бы определить в данном случае, как хитрость.

В Новгород был послан некий Михайло Пинешинич - новгородец, преданный Александру. Он уверил земляков, будто на них уже послано татарское войско. Оно стоит во владимирской земле и в любой момент готов двинуться на Новгород.

Это известие произвело на новгородцев очень сильное впечатление. Перед лицом страшной опасности они дрогнули, вновь обрели здравый смысл и согласились принять татарских “численников”. Пользуясь благоприятной ситуацией, Александр поспешил закрепить свое влияние в Новгороде, привезя с собой, помимо ханских чиновников, верных ему князей и бояр, явившихся в сопровождении дружин. В данной ситуации, можно посочувствовать тем, “кто готов был положить голову за честь “Господина Великого Новгорода”. Тем более что новгородские бояре переложили основную тяжесть выплаты на плечи “меньших”.

Но вернемся к моменту начала Великокняжения Александра. Не успел Александр, после долгого похода в чужие земли достигнуть Владимирских ворот, как направил разгневанный хан рать неврюеву для усмирения непокорных братьев Ярослава и Андрея.

Массовыми кровопролитиями Орда старалась еще более обессилить завоеванную Русь.” “В эту трудную пору “прибыл от татар великий князь Александр в город Владимир, и встретили его крестами у Золотых ворот митрополит, и все иегумены, и горожане и посадили его княжить на столе отца его Ярослава, и была великая радость в городе Владимире и во всей Суздальской земле”. Спору нет, стол крупнейшего княжества занял достойный и опытный государственный деятель.

“Князь бо не туне меч носит”, он глава княжества. Теперь в его руках управление, суд, законодательство, войско. Свои права и обязанности он знает. Но ему и шагу не ступить без думы - совета, его дружиной знати - бояр, богатых горожан и духовенства.” Взойдя на княжеский престол, Александр назначил угодных ему наместников земель - посадников, воевод и тысяцких, ведавших войском, тиунов - управлявших судом, казной, имуществом, которые “кормились” на этих должностях. Княжеские доходы складывались из прямых налогов и повинностей и из косвенных - пошлин. Вооруженному опытом княжеского правления, Александру не составляло большого труда наладить экономико-хозяйственные функции городов.

В этом ему способствовала гибкость в политике, умение идти на компромиссы, устанавливать новые законы и правила, изменяя привычный порядок бытия. “Как и в Псковской земле, Александр твердо и умело правил в Суздальщене: “По пленении же Неврюеве князь великий Александр церкви воздвигну; грады испольни, люди распуженыа собра в домы своя”.

Разбежавшихся крестьян и горожан он привлекал, хотя бы временными, податными льготами, а строительство храмов - признак внимания князя к городу и занятие для бедноты. Чем больше храмов, тем известней и богаче город. Тем праведнее и признаннее князь. Гораздо труднее обстояло дело с урегулированием внешнеполитической обстановки. Свободолюбивую внутреннюю политику русских городов надо было согласовать с необходимой для выживания покорностью н внешнеполитической арене. Это была нелегкая задача. Тем более, что многие князья, включая братьев самого Александра не желали покоряться “поганым”.

“... Столкновение Александра с братьями не миновало Новгород и Пскова. Это стало ясно, когда тверской князь Ярослав Ярославич предпринял отчаянную попытку поднять против власти Александра обе боярские республики. Это ему удалось без труда. Боярство и прежде скрипя сердце ладило с Александром и не ожидало лучшего теперь, когда он явился в Новгород в качестве Великого князя.” Подавив, описанную ранее, смуту новгородцев, инициатором которой был его брат Ярослав, “... осуществил Александр то, чего при иных условиях добивался его дед: личный и недолговечный суверенитет разных русских (суздальских, черниговских, смоленских и других) князей в Новгороде сменился отныне государственным суверенитетом владимирского князя. Тот из князей, кто всходил на владимирский престол и утверждался на нем Ордой, становился и князем в Новгороде. Политика Александра открывала путь к упрочнению суздальской власти во всей Северной Руси. Это был прямой результат решающего шага Александра в ордынской политике”.

Уладив дела восточные, принялся Александр за неспокойные северные и западные рубежи Руси. Но на сей раз, он избрал путь переговоров, заключая прочные договоры со всеми соседями.

“Александр начал переговоры с Норвегией. Это было проще: с ней войн у Руси не было... Александр добился своего. Отношения с Норвегией поставлены им на прочную основу государственных соглашений. Это несомненный успех княжеской политики в Северной Европе. Заключенное Александром соглашение легло в основу окончательного русско-норвежского договора 1327 года”. Но не везде можно было обойтись мирными соглашениями. “Еще продолжались переговоры с Норвегией, когда в 1253 году Орден предпринял новый набег на Псков и рыцари пожгли его посад. Александр тотчас отправил новгородско-псковско-карельские силы на реку Нарву. Рыцари были разбиты и отступили”. Воспользовавшись разладом между Орденом и немецкими городами, “после долгих, как всегда переговоров русские подписали с немцами мир на своих условиях. На Севере, где все еще не было мира со Швецией, дела складывались хуже. Окрыленные захватом Финляндии, зная, что Новгороду грозит татарское иго, шведы рискнули еще не одним русским походом. На этот раз они заручились поддержкой Дании...” Но планам не суждено было реализоваться. “Александр обо всем происходящем узнал от новгородских послов, которые прибыли во Владимир за войском, а сами “разослаша по своей воласти, такоже копяще полкы”. Шведские и датские рыцари не ожидали таких действий и, узнав о них, поспешно отступили - “побегоша за море”. Александр еще не терял надежды сохранить южную Финляндию. Зимой 1256 года в Новгород с полками из Владимира пришел князь, а с ним и митрополит Кирилл.

Насильственно крещенные и угнетаемые финны в большом числе присоединились к русским. Но финны были ослаблены, и русскому войску негде было закрепиться. Александр понял, что Финляндия утрачена, и все же он мог считать поход оправданным: Швеция должна понять, что татаро-монгольское нашествие не угасило заинтересованности Руси в делах Северной Европы. Он смотрел в будущее.

Сыновья и внуки продолжили его политику. Русско-датские отношения были упорядочены при Андрее, сыне Александра, а Ореховецкий договор 1323 года, заключенный его внуком Юрием Даниловичем, надолго закрепил мирные отношения Руси со Швецией. “Вскоре после Неврюевой рати Александр узнал, что его соперники - литовский великий князь Миндовг и Даниил Романович приняли от папы Инокентия IV королевские короны. Это сулило и Литве и Руси новые тяжелые испытания.

Наступление на Русь было предпринято литовским князем Миндовгом.

Из Новгорода Александру сообщили, что литовцы с полчанами подступили к Смоленску и взяли “на щит” лежащий южнее городок Войщину. Осенью пришли еще вести - о нападении литовцев на Торжок. В то время князь Александр, едва подавив первые выступления Новгорода и Пскова против предстоящей переписи, находился с монгольскими переписчиками во Владимире.

От ханов Орды не ускользнули эти набеги литовцев, и вскоре зимой ее рати вторглись в Литву. В этом походе большого татарского войска старого воеводы Бурундая было велено участвовать и галицинско-волынским князьям. Орда решила расколоть союз Даниила и Миндовга. Волынско-литовский противоордынский союз рухнул. Галицко-Волынскую Русь включили в орбиту татаро-монгольского властвования. Все шло к тому, что теперь Литва будет искать соглашения с Русью... Вот в это трудное для Литвы время Миндовг и отправил свое посольство к Александру. Был заключен мирный и союзный договор, направленный против Ливонского ордена.

По договору 1262 года Александр добился восстановления своих прав в Полоцкой земле. Договор предусматривал совместный большой поход против Ливонского ордена, которому грозил полный разгром. Русские шли на Днепр, литовцы - на Венден.” Союз был не долгим и походу несуждено было состоятся. Но этим актом, впервые было выражено “взаимное тяготение русских и литовцев к взаимному сближению ради защиты своей независимости от Ордена и его союзников.” Важным деянием Александра во времена Великокняжения владимирского можно назвать договорную грамоту 1262г. названную “Доконьчанье”. ““Доконьчанье” - догов о мире после успешного похода на Днепра.

Это договор о возобновлении торговли: “новгородцам торговать в Новгороде без препятствий и всему латинскому народу по старому миру”.

Новым договором, заключенным после русско-литовского похода в Ливоню, Александр добился своего - дипломатического урегулирования торговых отношений вдоль западной границы.

“Доконьчанье” было одобрено вечем уже после смерти Александра и оказалось очень долговечным. В противовес торговому миру, Запад не оставлял надежды толкнуть Орду против мусульманского и православного миров. Преследуя эту цель, французский король Людовик IX направил в Золотую Орду новое посольство, пытаясь уговорить хана принять католичество. Очередной раз пришлось продемонстрировать Александру утонченную технику своей политики. Угрозу удалось предотвратить.

“Как часто бывает в жизни, положительный исход для Руси одного дела повлек за собой непредвиденные заботы и беды: поход Берке понудил Александра ехать в Сарай. “Тот готовился к войне с иранским ханом Хулагу и решил, коль скоро непокорна Русь, пустить в дело и русских” “Свой долг Александр исполнил.

Рассмотренный владиро-суздальский период правления Александра Невского, еще раз подтвердил мнение о том, что князь “оказался достойным сыном своего отечества”. Именно в это время он проявил себя как искусный политик.

Заручившись поддержкой на Востоке, Александр решил укрепить западные позиции Руси. Многочисленные и разнообразные договоры, поездки, военные вылазки дружины, - все это способствовало возвышению статуса Руси, учету ее интересов в политике государств Европы.


Список литературы


1. Б. А. Рыбаков. «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975;

2. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь;

3. В. О. Ключевский. Курс русской истории;

4. Л. Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. - М.: Наука, 1970;

5. А. Я. Дегтярев. Заступник Отечества. - Л.: Художественная литература. 1990;

6. Ипатьевская летопись. Полное собрание русских летописей. - М.: Изд-во восточная литература, 1962. - Т. 2;

7. В. В. Каргалов. Полководцы X - XVI вв. - М.: ДОСААФ, 1989;

8. А. Н. Насонов. История русского летописания XI - начала XVIII вв.: Очерки и исслед. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1969;

9. С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 3. - М,: 1988;

10. С. А. Аветисян, С. Н. Синегубов, Е. М. Тепер. История отечества в лицах. - М.: Российская национальная библиотека, 1993;

11. Л. Н. Гумилев. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992;

12. Н. С. Борисов. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1993.





Скачать 323,48 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер323,48 Kb.
ТипКурсовая, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх