Н. А. Римского-Корсакова,р н. песня «Уж, как по мосту, мосточку» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» icon

Н. А. Римского-Корсакова,р н. песня «Уж, как по мосту, мосточку» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»


Смотрите также:
Тема: «евгений онегин»...
Тема «Музыкальное творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова...
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А...
Преобразующая сила музыки в творчестве Н. А. Римского – Корсакова. Цели...
«Роль сна в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”»...
Тема: «сказки а. С. Пушкина»...
Тема: «Красота и сила музыки Н. А. Римского -корсакова в опере «Снегурочка»...
Концерты абонемента No. 170 «Волшебство музыки» Концертный зал «Оркестрион»...
Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"...
Урока «Преобразующая сила музыки Н. А. Римского Корсакова»...
Обобщающий урок по произведениям писателей- классиков...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Учитель...



Загрузка...
скачать
 «Музыкальность пушкинского стиха»


Музыкальная гостиная для учащихся 5-6 классов

 Авторы:

Ерина Л.В. учитель музыки,

Шеина Т.И. учитель театра


Особенности педтехнологии:

создание оптимальных условий для успешного формирования общей и музыкальной культуры учащихся путем использования интегративной методики.

Тип урока: интегрированный.

Цель урока: знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина посредством интеграции литературы, музыки, театра.

Задачи урока:

1. Образовательные:

кратко познакомить с биографией поэта, основными чертами его творчества, а так же с перечнем авторов и музыкальных жанров на стихи поэта, увлечь учащихся красотой поэзии Пушкина; вызвать в них любовь к русской музыке, научить их ценить ее красоту, эстетическую ценность.

2. Воспитательные:

воспитывать слушательскую культуру; формировать художественный вкус.

3. Развивающие:

развивать навыки анализа, формировать самостоятельность мышления; эмоциональную сферу, навыки исполнения музыкальных и литературных произведений; расширять музыкальные знания,  художественный и жизненный кругозор.

^ Музыкальный материал: романсы: "Зимний вечер" М.Л. Яковлева, хор из оперы Н.А.Римского-Корсакова ««Сказка о царе Салтане»», вальс из кинофильма "Метель" Г. Свиридов, музыка «Шехеразады» Н.А.Римского-Корсакова,р.н. песня «Уж, как по мосту, мосточку» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Оборудование:

Портреты: А.С. Пушкина, композиторов - М.И. Глинки, М.Л. Яковлева, П.И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова.

^ Диски с записями романсов.


Звучит вальс из кинофильма "Метель" Г. Свиридов


Чтец:

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла.

Кто волновать умел людей сердца

И в них будил стремленье к идеалу

(А. Плещеев)

Ведущий:

Уже 200 лет звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.

Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.


Ведущий: Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь - мелодия...


Ведущий: Его поэзия обладает удивительной живостью, классическим совершенством ритма, гармонической силой стихотворного звучания?


Чтец:

Ее гармония святая

Из дивных звуков сложена

В них блещет вечная весна,

Благоухает воздух рая.

Ликует сердце, им внимая!

          (П. Катенин)


Ведущий: Так что же такое стихи Александра Пушкина - поэзия или музыка? Скорее всего, то и другое, слившиеся в единое целое, где звуки образуют картины, слова блещут красками, вьются образами, звучат гармонично. 


Чтец: «Музыкальность пушкинского стиха «почти уничтожила границы, разделяющие поэзию от музыки» (Виссарион Белинский)


Чтец: «... В самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». (П.И. Чайковский)


Ведущий: Так может быть, правильнее будет сказать «Музыка Пушкина»? Да, именно музыка Пушкина! И тогда становится ясно, почему поэт был вдохновителем и неизменным спутником на дорогах творческого искания для великой плеяды русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского.


Вед. Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина- это поистине десять драгоценных жемчужин. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.


Ведущий: Темы пушкинского творчества поистине неисчерпаемы. Каждое его стихотворение - это целостный художественный мир. И каждый композитор, который обращался к поэтическому миру пушкинского стиха, слышал его по-своему.


Вед.: Любимой няне Арине Родионовне посвящены стихи "Подруга дней моих суровых" (читает).

Долгие зимние вечера в Михайловском проводил Пушкин со своей няней. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича.


Ведущий 1 (на фоне музыке): Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. А там, за окном, снег, вой ветра, бесконечные просторы безмолвных полей.


Чтец: Из воспоминаний современника А.С. Пушкина...

«-А няню-то его помнишь? Правда ли, что он ее очень любил?»

-Арину-то Родионовну? Как же еще любил-то! Она у него вот тут и жила. И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть: «Здорова ли мама?» - он ее все мамой называл.


 Чтец:

Бывало

Ее простые речи и советы

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихою...

Звучит романс Яковлева «Зимний вечер».


Ведущий. Не только стихи, но и сказки А.С. Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. Его романы, повести в стихах служили исходным материалом для создания крупных музыкальных произведений - опер. Вспомним

«Руслан и Людмила»,«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Попе и о работнике его Балде».

Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Отрывок из сказки «Золотой петушок» и музыка «Шехеразады»

Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер.

Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. В Михайловском, он охотно слушал песни крестьян и записывал их. Он сам начинает писать "в народном вкусе". Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты.

О жадности, о невыполнении обещаний расскажет нам "Сказка о попе и работнике его Балде":

Сказка о попе и работнике… и р.н. песня «Уж, как по мосту,  мосточку»

И хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда - счастливое окончание.

Наказана была старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке", не сумел уйти от расплаты и поп,

невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей гибели, но и к гибели мудреца, а в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая мачеха царица погибла от собственной злобы, узнав, что жива царевна. Не только в "Сказки о царе Салтане... " зло было не наказано, и ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху отпустил царь Салтан домой.

О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.

Ненасытность - как отрицательное качество человека, отразил Пушкин в "Сказке о рыбаке и рыбке". По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и началась у старика беспокойная жизнь.

"Сказке о рыбаке и рыбке"и отрывок «Море» из оперы…

 Нарядными и яркими предстают пушкинские сказки в оперном наследии Римского-Корсакова.

«Сказка о царе Салтане…» самая светлая, волшебно счастливая сказка.

хор «Белка» их оперы — «Сказка о царе Салтане»


Ведущий:

Музыка стихов Александра Сергеевича Пушкина, музыка его души вот уже 200 лет звучит для нас с неослабевающей силой.


Чтец:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

 Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха, порадовались торжеству большой и чистой любви.

         Надеюсь, что вам захочется ещё и ещё раз перечитать сказки Пушкина, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что—то новое. Ведь сказки Пушкина—это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.

«Певучесть пушкинского стиха и пушкинской прозы вдохновляюще действует на мысль и чувство музыканта.

Пушкин и музыка не разделимы!!!                     

Не может жизнь утратить смысл высокий,

Сомкнув над нами круг дневных забот,

Пока звучат нам пушкинские строки

И музыка Чайковского поёт.

 (Н. Рыленков) 

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, -вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года вы радость сказки!


Благодарим за внимание.




Скачать 61,79 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер61,79 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх