«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)» icon

«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
1. Июльское церковное собрание Русской Православной Церкви...
История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха...
Лекции Г. С. Осипова...
Конкурс научных работ 2005/2007 гг. 21. 02...
1. Характер и его место в структуре личности...
Порошин Р. 3 курс иф пстгу взгляды архиепископа Феофана (Прокоповича) и митрополита Стефана...
Тема 1 Понятие личности...
Личность и общество: человек в социуме, социальное в человеке...
Личность и общество: человек в социуме, социальное в человеке...
О. М. Журавлёва Проповеди митрополита Московского Филарета (Дроздова) и теория «официальной...
Митрохина А. Л. Признаки рейнина в интертипных отношениях квестимность/деклатимность...
«коллективного доминирования»...



Загрузка...
КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА


Районные Кирилло-Мефодиевские чтения


Реферат


«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)»


Реферат подготовила:

учащаяся III курса

Профессионального училища № 33

Красноармейского района

Самарской области

Куракина Анастасия Сергеевна


Научный руководитель:

(учитель первой категории

Профессионального училища № 33)

Григорьева Марина Николаевна


с. Красноармейское

2010 г.

Содержание


1. Введение_____________________________________________________ стр. 3

2. Основная часть:________________________________________________

а) начало пути;_________________________________________________ стр.4-5

б) борьба с обновленческим движением;___________________________ стр.6-7

в) тернистый путь; _____________________________________________ стр.8

г) деятельность Митрополита Мануила в Куйбышевской и

Сызранской епархии; _________________________________________ стр.9-11

д) вопрос о канонизации_________________________________________ стр.12-14

3. Заключение ___________________________________________________ стр.15

4. Список литературы_____________________________________________ стр. 16

5. Приложение __________________________________________________ стр.17


1. Введение


Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Цель работы: собрать достаточную и объективную информацию о жизни митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила, показать неоднозначность его личности, вызвать размышления о таких понятиях, как честь, преданность, святость.

Методы решения проблемы: во время работы возникли трудности, связанные с тем, что воспоминания разных лиц о митрополите Мануиле (Лемешевском) очень скупы и отрывисты. Информация с иллюстрациями материала о митрополите Мануиле была собрана из книг, газет, а так же в результате посещения храма в с. Воскресенка и кафедрального Собора (Покровский собор) в г. Самаре.

Реферат можно использовать на классных часах, на уроках литературы, истории, Основ Православной культуры и родственных дисциплин, а так же как материал для краеведческого (исторического) музея.

Актуальность: в 2007 году в Москве было создано христианское библиографическое общество имени митрополита Мануила (Лемешевского). Общество ставит перед собой задачу продолжения библиографической деятельности известного церковного филолога и историка митрополита Мануила (Лемешевского), возрождения лучших традиций христианской библиографии и филологии. Имя митрополита Мануила известно не только в России, но и за рубежом. Нам же просто нельзя не знать о подвижнике, последние годы жизни которого прошли на Самарской земле. В то же время мы должны знать и о неоднозначности личности митрополита Мануила, разном отношении людей к его жизни и деятельности.

Работа не является завершённой. На 15 страницах реферата невозможно полно осветить все стороны личности и деятельности митрополита Мануила. Требуется дополнительная работа с архивными документами, свидетелями событий… В дальнейшем материал можно расширить исследованиями антиобновленческой деятельности или борьбы с "иосифлянским движением" в Церкви митрополита Мануила, изучением его библиографической деятельности, научных трудов, можно более подробно рассмотреть и вопрос о канонизации.


2. Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника».

^ Начало пути

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. в городе Луге Петроградской епархии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались глубокой религиозностью. Мать владыки Вера Ивановна была дочерью известного литератора И. Д. Градусова. Для постоянного поддержания религиозной жизни семья имела духовников, которые оказали на юного Виктора большое влияние. В 1894 году родители определили его в Николаевскую классическую гимназию в Либаве. Осенью 1903 года он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (ушёл в 1910 г. с последнего курса). Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями (автор романа-дневника «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909)). Будучи студентом, Виктор Лемешевский проявил особый интерес к библиографии. Молодой студент составлял каталоги библиотек (частных и общественных), организовал в университете библиографический кружок под руководством лингвиста Э. А. Вольтера, занимался теорией и историей библиографии, консультируясь у библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова, Н. М. Лисовского, сотрудничал с библиографами в реализации больших проектов Академии наук. С 1906 – 1917 гг. он состоял членом Русского Библиографического общества, созданного при Санкт-Петербургском университете, опубликовав при этом две работы: «Опыт описания библиографической карточки» (1907); «Международная библиография и её будущее» (1908). Примерно в этот же период им был разработан план учреждения Русского Библиографического института.

Неожиданно для многих, молодой Виктор решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Ответ на этот вопрос оказался достаточно прост. Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. (Позже Павел Викторович станет морским офицером и всю жизнь свяжет с советским флотом.) В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха. С августа 1912 года по август 1916 года Мануил Лемешевский служил помощником начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии, расположенной в Семипалатинске. Там отец Мануил начал составлять каталоги библиотеки Миссии, сотрудничал в создании «Сибирского патерика», предпринятого архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), а главное – начал сбор материалов для иконографии «Знаменья Божьей Матери», в связи с готовящимся прославлением местной Абалакской иконы. К этой работе на протяжении своей жизни он возвращался несколько раз, расширяя тематические границы до проекта «Иконография Божьей Матери» и «История иконописания в Сибири». Реализация проекта потребовала работы в библиотеках и архивах Омска и Семипалатинска в 1914-1916 гг., причём объём учтённых отцом Мануилом публикаций по данной теме составил более 2000 названий.

В 1916 году иеромонах Мануил поступил в Петроградскую Духовную Академию, где вскоре (1917г.) стал помощником библиотекаря и создал несколько тематических библиографий – Сербской Церкви, церковной археологии, инословных исповеданий. Одновременно он составил карточный предметный указатель к каталогу книжного магазина И. Л. Тузова, а также указатель литературы о монашестве и монастырях.

В августе 1918 г. отец Мануил был отправлен в Олонецкую епархию, где занимался обследованием и описанием памятников местной церковной старины. 15 августа назначен настоятелем Свято-Троицкой Приморской пустыни (не принят братией). В этом же году –настоятелем Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 4 сентября (утверждён 20.09.) 1919 года – настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта. В 1920 г. основал при ней Спасское братство. Но даже при такой загруженности различными церковными послушаниями, он не оставлял своих библиотечных и библиографических трудов. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1920 году окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде, а также восстановился в Петербургском университете. В 1921–1923 гг. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В1922 - 1923 годах был арестован. В 1923 году, будучи в Петрограде, в своём пастырском послании иеромонах Мануил пророчески писал: "Свершилось многое из того, о чем я предупреждал вас: темные мрачные тучи надвигаются на нас, мне предречена ссылка, храм наш закрыт, закрыта Святая Чаша... Церковь Православная тайно уходит в подвалы, чердаки и катакомбы, в расщелины, в пустынные, безлюдные места, спускается снова вниз и образуется тайно. Она уходит в себя, оставив в себе благодать Святого Духа и благоволение Божие на сей новый подвиг, - свершилось".

^ Борьба с обновленческим движением


Отец Мануил решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). С 21 сентября 1923 года Мануил — архимандрит. С 23 сентября 1923 года — епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения …»

29 сентября епископ Мануил прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город — они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность Владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря. Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». За 125 дней епископства преосвященного Мануила из 115 обновленческих церквей во владение Патриарха перешло 83 прихода.

Это было победой над расколом, положившей начало борьбе с ним по всей России. В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 г. в Петроградской епархии: «Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни».

И действительно, епископ Мануил был вновь арестован 3 февраля 1924 г. по обвинению в организации нелегального братства, приговорён к 3 годам концлагерей.

Когда он находился в Соловецком лагере (1924 –1928 гг.), написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма о епископстве», «Новый Соловецкий патерик», «Соловецкие синодики». Даже находясь в заключении, не оставлял он научной и библиографической работы.

После освобождения 28 апреля 1928 года как пользовавшийся уважением верующих церковный деятель был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. С октября 1929 года — епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период стал автором таких рукописей, как «Патерик Серпуховский», «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».

Во времена тяжёлых гонений на Церковь со стороны государственной власти никакие посулы не смогли увлечь епископа Мануила ни в обновленческий, ни в иосифлянский расколы, потрясавшие Церковь в 20-е гг. ХХ века. Он оказался преданным сыном матери Церкви.


^

Тернистый путь


И вновь тюрьмы, лагеря, ссылки… В1931–1932 годах находился в тюрьме, в 1933–1936 годах отбывал заключение в Мариинских лагерях. После освобождения жил в посёлке Завидово Калининской области, в 1937 году составил «Словарь советских сокращений и условных наименований». По просьбе протоирея Сергия Мечёва тайно рукоположил несколько священников. 1 мая 1939 года был арестован по «делу» Истинно-православной церкви. Дал подробные показания, в результате которых рукоположенные им священники были арестованы, а по общине отца Сергия Мечёва был нанесён сильнейший удар. Сам же епископ Мануил был осуждён и приговорён к лишению свободы, отбывал срок в лагерях Канска. Осенью 1944 года был освобождён. В ноябре 1944 – феврале 1945 гг. находился в распоряжении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Тамбовской епархии. С 14 февраля 1945 года – епископ Чкаловский. Там судьба свела его с Иваном Снычёвым и Андреем Савиным (бессменным секретарём куйбышевских архиереев). С июля 1945 года – епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 года – архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имён всех святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», написал ряд других работ. В августе 1945 года владыка Мануил взял в свои келейники пономаря Ивана Снычева, будущего митрополита Иоанна, став его духовным наставником и учителем до своей кончины. Позднее митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) так писал о подвижнике: "Измученный сам, истомленный, он имел внутреннее обаяние, он буквально обдавал теплом всех и согревал каждого. Под суровой, чисто монашеской внешностью, скрывалась горячая, любящая душа... Бездна любви... И тот, кто приходил, окунался в эту любовь, не мог уже отойти". После войны в Оренбурге появилось много людей, у которых не было жилья и средств к существованию. Тогда владыка распорядился во дворе своего дома поставить котёл и варить там еду для бедных. Многим помогали купить билеты, чтобы выехать в другие регионы. Всё это стало одной из причин очередного ареста епископа Мануила. 4 сентября 1948 года владыка Мануил вновь был арестован. Ему ставили в упрёк дискредитацию советской власти благотворительными обедами. 8 месяцев длилось следствие, и, отчаявшись, он подписал всё, что ему предлагали, а именно: завуалированную контрреволюцию и организацию групп против советской власти. 16 апреля 1949 года приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 году был освобождён по амнистии.

Хочется отметить, что владыка Мануил оставался одним из немногих, переживших репрессии и оставшихся в живых архиереев, рукоположенных в довоенное время. В его жизни и деятельности отразилась вся история Русской Православной Церкви советского периода.
^

Деятельность митрополита Мануила в Куйбышевской и Сызранской епархии


С 21 декабря 1955 года после очередного освобождения владыка Мануил был временно управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией. С 7 февраля 1956 года – архиепископ Чебоксарский и Чувашский. С 1960 года – кандидат богословия. С 22 марта 1960 года владыка Мануил становится архиепископом Куйбышевским и Сызранским. 5 апреля 1960 г. куйбышевская паства встречала своего нового архипастыря. В Покровском соборе этот 76-летний старец заявил церковному народу: «Не сморите на меня, что я маленький и старенький. Во мне есть ещё силы прославлять Господа». В 1962 году он был возведён в сан митрополита. Митрополит Мануил – автор «Чина архиерейского погребения». Это одна из наиболее значимых работ митрополита Мануила, созданных во время пребывания на Куйбышевской кафедре, работа, задуманная в связи с некоторыми подробностями из области церковной истории. Дело в том, что в допетровские времена существовал особый чин архиерейского отпевания, в отличие от простого иерейского и монашеского. Впоследствии этот чин совсем перестал употребляться, затерялся и забылся, а таким образом, его лишился весь сонм русских православных архиереев. Митрополит Мануил восполнил этот пробел, составил чин архиерейского отпевания, который 13 декабря 1963 года был утверждён Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Им составлено первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 г. Эта работа "Русские православные иерархи периода 1893 – 1965 гг." была опубликована в ФРГ в 1984 году. Этот выдающийся по своему значению труд стал неотъемлемой частью исторического и духовного наследия Русской Церкви и русской культуры XX века.

За своё короткое правление в Куйбышеве Владыка Мануил сумел расположить к себе паству. Одна из прихожанок вспоминала, каким был тогда митрополит: «Маленького роста, худенький владыка Мануил видом своим производил такое впечатление, как будто ожили давно иссохшие мощи одного из подвижников. Сам он был очень недоволен своим ростом, считая, что мешает благолепию богослужения. И всё-таки в богослужении он словно украшал храм собою, внося в него особый благодатный огонь… Всё в нём было смиренно и просто, ничем он внешне не отличался, но ни в ком другом не видела я такого духовного величия, такого глубокого благоговения к каждому священному слову, к каждому действию». Из воспоминаний митрополита Иоанна Снычева: "Когда владыка благословлял, можно было получить духовное удовольствие и пользу даже издали, наблюдая, как он это делает. Он имел обыкновение положить на мгновение левую руку на голову стоящего перед ним человека и в это время истово, не торопясь, благословлять его. Несмотря на то, что это движение повторялось владыкой тысячи раз, в нём не было ничего шаблонного, стандартного, бездумного. Всякий раз он видел перед собой не часть толпы, не каплю в море, а отдельного человека, в которого нужно влить частицу святительской благодати, чтобы она жила и действовала в нём… Шли к нему разные люди с самыми разнообразными нуждами. Кто приходил просто за духовным советом, а кто и за материальной помощью, а некоторые для исцеления своих телесных недугов. Его ведь считали не только духовным отцом, но и целителем, и прозорливцем… В заботе о людях он совершенно забывал и не жалел себя. Домашний приём настолько был перегружен, что святитель буквально не знал ни минуты покоя…"

Митрополит Мануил умело старался наладить отношения и с властями, хотя это было очень непросто. В это время гонения на Церковь усиливались. Война с церковью велась на «выживание». Закрывались сотнями храмы, выворачивались из гробов святые мощи угодников Божьих. Были засыпаны многие святые источники, священники фактически удалены от руководства приходами. Было увеличено налоговое обложение духовенства, запрещены крестные ходы, запрещено священникам ходить в рясах вне пределах храмовой территории. Для того, чтобы уменьшить число церковных служб, был введен выходной день. При крещении детей установлен новый порядок: обязательное предоставление свидетельств о рождении и письменное согласие родителей. С 8 августа 1960 г. по постановлению горсовета у входа в храм начали дежурить дружинники – активисты из комсомольцев, которые не пускали в храм на богослужение подростков и родителей с детьми. Случалось, что верующие атаковали стражей со всех сторон так, что те не выдерживали и требовали на помощь милицию. Митрополит Мануил обратился с письмом к патриарху Алексию. Его ответ был быстрым и резким. Пожалуй, впервые патриарх Алексий поддержал и всецело стал на сторону митрополита. Вмешательство первосвятителя Русской Церкви возымело действие. В коридорах власти поняли, что перегнули палку и дали обратный ход. Рассосались пикеты возле куйбышевских храмов, родители вместе с детьми смогли беспрепятственно посещать церковь. А ведь тогда в Куйбышеве "шла обкатка нового приёма в борьбе с религией». В дальнейшем он непременно бы использовался богоборцами в других областях России. Таким образом, мы видим, что когда было возможно, отец Мануил шёл с властями на компромиссы, но когда появлялась угроза отсечения части прихожан от благодатных церковных таинств, ни о каких уступках речи быть не могло. В результате действий митрополита Мануила вопрос о доступности для всех верующих «таинства таинств» - епархии больше не поднимался.

И вновь появилась возможность лавировать, идти на уступки (хочется напомнить, что тогда и патриарх Тихон, и патриарх Сергий, и патриарх Алексий шли на компромиссы с властью, что спасло Русскую Православную Церковь от полного уничтожения и позволило ей выжить).

Вот каким было время, когда митрополиту Мануилу пришлось служить в Куйбышевской и Сызранской епархии. Бывало и так, что митрополит подписывал абсурдные распоряжения, но они, как и многие другие в те годы, зачастую принимались не для того, чтобы исполняться. И всё же, несмотря ни на какие перепитии, митрополит бился за каждый храм, доказывал местным властям и уполномоченным, что они действуют незаконно, что оскорбляют чувства верующих.

В ноябре 1965 года отец Мануил уходит на покой. Официально считается, что именно болезнь митрополита Мануила была главной причиной его добровольного ухода. Но это не совсем так. Рассекреченные в июне 1998 года архивные документы свидетельствуют немного о другом. Удалён был владыка Мануил под давлением спецорганов Совета по делам религии. Святитель был вынужден подать прошение патриарху об уходе на покой. Высокочтимый Мануил, уходя на покой, вверил самарскую епархию своему любимому ученику – владыке Иоанну (впоследствии митрополиту Петербургскому и Ладожскому). По рассказам очевидцев, во время Литургии митрополит Мануил, держа свечи в крепко сжатых руках, обратился к присутствующим: "Кого вам надо? Он молод, но строже меня". Затем вручил свечи владыке Иоанну со словами: "Отдаю всю свою силу к тебе".

Прошло уже несколько десятков лет со дня смерти митрополита Мануила, но до сих пор православные самарцы произносят его имя не просто с почтением, но с благоговением.

Митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил умер 12 августа 1968 года. 13 августа гроб с телом почившего был перенесён на руках из архиерейского дома в Покровский собор. На похороны приехали люди из Оренбурга, Чебоксар, Москвы. Чин погребения возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) как первенствующий член Синода. Митрополит Пимен дал яркое определение того глубокого значения, которое имела эта смерть: «Когда я уезжал сюда, Святейший Патриарх Алексий сказал мне: «На церковном небосклоне зажглась новая звезда праведника». Теперь я вам говорю от себя: "Нет ни одного церковного деятеля, которому не было бы известно имя митрополита МАНУИЛА как борца за православие, как архиерея-труженика и как человека, отличавшегося высоким личным благочестием".

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в одном из интервью сказал: «С Божьей помощью мы прошли сквозь «огонь и воду» невероятных гонений, сохранили свою паству, сберегли и приумножили сокровища русского Православия. На крови мучеников и исповедников созидалась – исподволь, незаметно для постороннего взгляда, – Русь новая, очищенная огнём страданий и скорбей, неодолимая в своей стойкости и верности святыням. Да, были настроения, были расколы и провокации НКВД, были и потери, но главное‏ – мы сберегли паству, мы сберегли веру».
^

Вопрос о канонизации митрополита Мануила



По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Самарской епархии была создана комиссия по канонизации митрополита Мануила (Лемешевского). Эта комиссия предоставила Синодальной комиссии по канонизации многочисленные свидетельства чудесной помощи при обращении с молитвами к митрополиту Мануилу уже после его смерти в 1968 году. Официально зарегистрировано шестнадцать случаев чудесной помощи самарского архиерея. Его «святая могилка» (как называют её в народе) в Покровском кафедральном соборе г. Самары давно стала центром паломничества православных не только Самарской епархии, но и других епархий России. Научную ценность его церковно-исторических трудов признают все. И все же комиссия по канонизации дала отрицательное заключение. По данным члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, профессора-протоиерея Георгия Митрофанова, владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности. С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. Но это сотрудничество не спасало его даже от арестов, и всякий раз, выходя на свободу, он боялся снова оказаться в лагере. Возможно, этот страх побуждал его предавать людей, и он ужасно страдал от этого, будучи глубоко верующим священнослужителем и аскетичным монахом. «Когда встал вопрос о его канонизации, - писал Г. Митрофанов, - начали исследовать этот вопрос, для нас стало большим потрясением то, какие доносы он писал, мечтая только об одном — не быть арестованным в очередной раз. Вы знаете, это было настолько тяжело, что ничего кроме сострадания к нему мы не испытали. Для нас это открытие было совершенно неожиданным, потому что авторитет митрополита Мануила для любого церковного историка был безусловен».

Сотрудничество владыки Мануила с карательными органами привело к отказу в его канонизации. Однако документы о его работе на органы госбезопасности до сих пор не опубликованы. Что бы мы ни думали по поводу всего вышесказанного, одно можно сказать точно: власти реагировали на деятельность подвижника чередой арестов, ссылок, тюрем, через которые ему пришлось пройти в двадцатые, тридцатые, сороковые и даже пятидесятые годы. В лагерях, на пересыльных пунктах владыка при всей тяжести своего положения находил возможность не только для молитвы, но и для научных работ. А что такое лагеря, знает только тот, кто прошёл через них. Каково приходилось там владыке Мануилу, мы узнаем из отрывочных, скупых воспоминаний людей, которым он рассказывал об этом.

^ Из воспоминаний протоирея Александра Телегина: "Он много сидел в лагерях, и он сам мне рассказывал, как однажды уголовники играли на него в карты. Тот, кто проиграет, должен был его зарезать. И вот один из воров приходит к нему и говорит: «Я тебя проиграл и должен зарезать». Он спрашивает, можно ли ему откупиться. Можно, говорит тот, если у вас есть деньги. Денег у меня сейчас нет, ответил Владыка, но я могу сделать то, что вам надо. Вор пошел посоветоваться с другими ворами, потом пришел и говорит: «Вы нам должны посылку махорки». А тогда махорка была в пачках. «Ну вот, я тогда написал письмо своим прихожанам, - вспоминал Владыка Мануил, – просил их прислать мне махорки. Они недоумевали: зачем мне понадобилась махорка, ведь я никогда не курил, но ослушаться не решились. Прислали не одну, а две пачки махорки. После этого меня «блатные» зауважали и уже не трогали»…

^ Для нас особенно интересно то, что думали по этому поводу люди, лично знавшие Владыку Мануила. Все они уже слышали об истории с лубянскими документами.

Протоиерей Александр Телегин, настоятель Вознесенского храма р.п. Кинель-Черкассы Самарской области, вспоминал: «Однажды я говорю Владыке Мануилу: вот вы Архиерей, монах, у вас нет родственников, никого. Как монах вы должны жить исключительно для Церкви. Но почему вы, Владыко, подчиняетесь уполномоченному? Он ответил так: «Если я не буду делать уступок, не буду выполнять их требований, то на мое место поставят другого человека, и он сам будет предлагать им свои услуги…» Вот почему я думаю, что никаких порочащих поступков со стороны Владыки Мануила не было. Все это предпринято, чтобы не канонизировать человека, унизить его в глазах людей… Владыка Мануил все равно будет прославлен. Ну разве он не святой? Я сам видел, как к нему присылали письма, а он на них отвечал не раскрывая: знал всё содержание. Сидит он на кресле, подержит письмо в руках, дремать начнет прямо в кресле. А потом проснется, встряхнётся и начнет писать ответ».

^ Из воспоминаний Андрея Андреевича Савина, старосты Вознесенского собора г. Самары: «Я ничего не могу сказать по этому делу. Может, что и сказал он… для пользы Церкви… Много тогда перипетий-то было, так сразу не разберешься. Но если он был осведомителем, зачем же его тогда все время сажали? И срок давали большой! Если он даже и сотрудничал с органами, то не больше, а, может, гораздо меньше многих других иерархов в то тяжелое время. Надо, чтобы документы нам показали, а пока документов не видел, не могу поверить… Владыка ничего конкретно против власти не говорил. Скорбели мы, конечно, когда церкви закрывали. Но он у власти был на плохом счету. Если уж его последователя, Митрополита Иоанна, записали в «неблагонадежную группу» архиереев, что тогда о нём говорить! Один Бог все точно знает. А мы-то ведь не знаем, какие там обстоятельства были».

^ Монахиня Лидия (Державина), вдова известного самарского священника протоиерея Иоанна Державина, вспоминала: "Я не думаю, что эти обвинения в адрес Владыки справедливы. В его биографии Владыка Иоанн про него писал, что он очень стойким был, твёрдым. С обновленчеством боролся, не жалел себя. На все воля Божия - и на его прославление тоже. Но он, конечно, святой человек был. Мы с отцом Иоанном часто приезжали к Владыке, когда он был правящим архиереем. На приёмах он вел себя тихо, аккуратно, лишнего слова не скажет, знал, что вокруг много доносчиков. Всегда тихо говорил - у него опыт арестов был большой. Какой тяжелый крест ему дал Господь, сколько лет он находился в заключении! Очень многие святые земной Церковью не прославлены, но они все равно ведь в славе находятся у Бога".

Вот такие мнения… Если и было в жизни митрополита Мануила предательство, то мы можем только представить себе, предположить, как же трудно ему было жить с таким «грузом на душе».

«Лубянская тайна», - как считает А. Жоголев, - ставит перед церковным сознанием непростой вопрос о том, а что же такое святость, применительно к современным подвижникам. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин по поводу этой ситуации делает интересные выводы. «Такие документы (имеется в виду «дело» Владыки Мануила) существуют. Я видел их копии, - говорит он. – Конечно, далее встает вопрос о том, насколько достоверны сами документы, не имеет ли место фальсификация… Но когда идет суд над кем-то, обвиняемом в преступлении, то действует презумпция невиновности. Канонизация же процесс противоположного направления. Здесь речь идет о святости… всякое обстоятельство, набрасывающее некую тень на образ канонизируемого, принимается всерьез. «Презумпция виновности», если только она станет одним из руководящих принципов в работе комиссии по канонизации, приведет к тому, что на каждого «кандидата в святые», как во время выборных баталий, будут вываливаться мешки всевозможного компромата. Апелляция к лубянским документам, по сути, стала первой попыткой применить чуть ли не выборные политические технологии (своего рода черный «пиар») к такому сакральному делу, как причисление к лику святых… Протоиерей Владислав Цыпин в своём интервью не отрицает, что мотивы у сторонников прославления Владыки Мануила очень серьёзные - есть многочисленные свидетельства о чудесах на его могиле. Да и почитание его православными самарцами давно стало фактом».

И всё же, несмотря на неоднозначность мнений о личности митрополита Мануила, одно можно сказать с уверенностью: в течение всей своей жизни он оставался преданным Русской Православной Церкви. Не миновали владыку ни лагеря, ни тюрьмы, ни ссылки, в которых он провёл более двадцати лет. Каждый раз обретая свободу, архиерей-труженик снова и снова включался в церковную жизнь…

Однако споры о канонизации митрополита не стихают до сих пор. Удивительна его личность, удивительна его судьба…

3.Заключение



На нашей Самарской земле жил и работал подвижник Православия, один из самых ярких иерархов Русской Церкви за весь советский период – митрополит Мануил. Он широко известен как крупнейший церковный библиограф, историк и литургист. Авторитет митрополита Мануила для церковных историков безусловен, а неоднозначность его личности каждый оценивает по-своему.

Что же касается вопроса канонизации, то хочется отметить, что в те годы далеко не все смогли выдержать натиск репрессивных органов, не все смогли не сломаться под пытками и иными изощрёнными методами ведения следствия. Да, было немало и таких, кто не пошёл ни на какие контакты со следствием, виновным себя не признавал, - например, так вёл себя на следствии и сомолитвенник митрополита Мануила иеромонах Никита (Сапожников). Но судить (и тем более осуждать!) за минутную слабость человека, пусть и в епископском сане, оказавшегося в нечеловеческих условиях «советского ада» – мы, наверное, не имеем права. Нам сегодня даже трудно представить, каким издевательствам и пыткам подвергались подследственные. И ставить «клеймо» отвержения на человеке, всей своей жизнью доказавшего свою верность Христу, удостоившегося исповеднического венца и дара чудотворений, было бы опрометчиво.

В Государственном архиве Российской Федерации хранится интересный документ: список Архиереев, не приславших советскому правительству поздравлений с праздником Октябрьской революции. В их числе значится митрополит Мануил. Уполномоченный В.Х. Корчагин так характеризовал в своих донесениях в Москву владыку Мануила: «Мануил был и остаётся глубоко верующим человеком. Всю свою деятельность он направляет на усиление религиозного влияния на верующих». Сменивший В.Х. Корчагина Н.А. Трофимов говорил о святителе как о "фанатично верующем человеке с весьма реакционными взглядами". И в этом признании властей, наверное, и заключается ответ на многие наши вопросы.

Время обязательно всё расставит на свои места, и если это будет угодно Богу, то мы ещё не раз услышим о чудесной помощи людям самарского архиерея, что станет ещё одним подтверждением святости митрополита.

Подвижники земли нашей: и иеромонах Никита (Сапожников), и митрополит Мануил, и многие, многие другие - прошли тернистый жизненный путь каждый по-своему, но объединяло их одно: святая вера и преданность Русской Православной Церкви.


^

Список литературы





  1. Бархотников В. А. Курс лекций, прочтённых в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Самара: Книга, 2008.

  2. Бочков В. А., Зубова О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Подмарицын А. Г. Православные святыни самарского края. – Самара, 2001.

  3. Дорофеев А., Тутина Ю. Патриархи Всея Руси. История Русской Православной церкви в лицах. // «Аргументы и факты», №6, 2009.

  4. Дудко М., Лоргус А. Книга о церкви. – Москва: Паломник; Город, 2008.

  5. Жоголев А. Последний рубеж. // Благовест. – Самара, № 3 (21), 1993.

  6. Жоголев А., Макаров И. Подвижники Самарской земли. - Духовный собеседник: Самара, 1995.

  7. Подмарицын А. Г. Очерки истории Самарской епархии. Учебное пособие. – Самара: «Книга», 2008.

  8. Прокофьев И. Дом Мануила. // Благовест. – Самара, № 3 (21), 1993.

  9. Огудина Н. Книги митрополита Мануила. // Благовест. – Самара, № 6, 1996.

  10. Опавшие листья. Из дневника святителя (Митрополит Мануил (Лемешевский)). //Духовный собеседник. Под ред. Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского. – Самара, № 3-4, 1995.

  11. serafim. com. ru / site / nstr_ 1_ 1_01. html От меня это было Иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьёв)

  12. Якунин В. Н. Истории самарской епархии в портретах её архиереев. – Тольятти, 1999.

  13. http// www . katehizis. ru / index / php… Катехизис. ру.

  14. http// www. cofe. ru / artiste / asp? Навет – Благовест



^

ПРИЛОЖЕНИЕ




ТЕЗИСЫ


Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника»…

Неожиданно для многих молодой Виктор Лемешевский решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха.

Отец Мануил решительно выступал против обновленческого движения. Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа. За 125 дней епископства преосвященного Мануила из 115 обновленческих церквей во владение Патриарха перешло 83 прихода. Это было победой над расколом, положившей начало борьбе с ним по всей России.

Епископ Мануил был арестован. Когда он находился в Соловецком лагере (1924 –1928 гг.), написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма о епископстве», «Новый Соловецкий патерик», «Соловецкие синодики». Даже находясь в заключении, не оставлял он научной и библиографической работы. После освобождения был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. И вновь тюрьмы, лагеря, ссылки…

С 14 февраля 1945 года – епископ Чкаловский. Там судьба свела его с Иваном Снычёвым и Андреем Савиным (бессменным секретарём куйбышевских архиереев). С июля 1945 года – епископ Чкаловский и Бузулукский. С 21 апреля 1946 года – архиепископ. Составил «Патерик Оренбургский», «Патерик Бузулукский», «Алфавитный указатель имён всех святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года», написал ряд других работ. 4 сентября 1948 года владыка Мануил вновь был арестован, приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Потемские лагеря в Мордовии. В 1955 году был освобождён по амнистии.

С 1960 года – кандидат богословия. Владыка Мануил становится архиепископом Куйбышевским и Сызранским. В 1962 году он был возведён в сан митрополита. Митрополит Мануил – автор «Чина архиерейского погребения». Им составлено первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 г.

За своё короткое правление в Куйбышеве Владыка Мануил сумел расположить к себе паству. Митрополит Мануил умело старался наладить отношения и с властями, хотя это было очень непросто. В ноябре 1965 года отец Мануил уходит на покой. Удалён был владыка Мануил под давлением спецорганов Совета по делам религии. Уходя на покой, он вверил самарскую епархию своему любимому ученику – владыке Иоанну (впоследствии митрополиту Петербургскому и Ладожскому). Митрополит Куйбышевский и Сызранский Мануил умер 12 августа 1968 года. Митрополит Пимен дал яркое определение того глубокого значения, которое имела эта смерть: «Когда я уезжал сюда, Святейший Патриарх Алексий сказал мне: «На церковном небосклоне зажглась новая звезда праведника». Уже после смерти митрополита официально зарегистрировано шестнадцать случаев чудесной помощи самарского архиерея. Научную ценность его церковно-исторических трудов признают все. И все же комиссия по канонизации дала отрицательное заключение. Владыка Мануил был в конце 1920-х годов завербован органами государственной безопасности. С конца 20-х годов он являлся секретным сотрудником ГПУ, а потом НКВД. В те годы далеко не все смогли выдержать натиск репрессивных органов, не все смогли не сломаться под пытками и иными изощренными методами ведения следствия. И тем не менее известно, что в Государственном архиве Российской Федерации хранится интересный документ: список Архиереев, не приславших советскому правительству поздравлений с праздником Октябрьской революции. В их числе значится митрополит Мануил. Уполномоченный В.Х. Корчагин так характеризовал в своих донесениях в Москву владыку Мануила: «Мануил был и остаётся глубоко верующим человеком. Всю свою деятельность он направляет на усиление религиозного влияния на верующих».

Время обязательно всё расставит на свои места, и если это будет угодно Богу, то мы ещё не раз услышим о чудесной помощи людям самарского архиерея, что станет ещё одним подтверждением святости митрополита.




Скачать 268.06 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер268.06 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх