Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая культура российского общества и ее визуальная репрезентация Специальность: История 030401. 65 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая культура российского общества и ее визуальная репрезентация Специальность: История 030401. 65



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401...
Учебно-методический комплекс по дисциплине архивная практика специальность: История 030401. 65...
Учебно-методический комплекс по дисциплине музейная практика специальность: История 030401. 65...
Учебно-методический комплекс по дисциплине научно-библиографическая практика Специальность:...
Учебно-методический комплекс по дисциплине палеография специальность: История 030401. 65...
Учебно-методический комплекс по дисциплине историческая информатика специальность: История...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Культурология: теория и методология культуры...
Учебно-методический комплекс Специальность: 030401. 65 «История» Утверждено Рекомендовано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история общественно-политической мысли в россии...
Учебно-методический комплекс Археологической практики Специальность: 032600 (030401. 65), 030401...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая история россии специальность:...



скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра новейшей истории России


Янковская Г.А.


Учебно-методический комплекс по дисциплине



Политическая культура российского общества

и ее визуальная репрезентация


Специальность: История 030401.65




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____»_____________200__г. «___»___________200__г.

________________________ Зав. кафедрой _________


Пермь 2007


Автор-составитель:

Янковская Галина Александровна,

кандидат исторических наук, доцент


Учебно-методический комплекс Политическая культура российского общества и ее визуальная репрезентация составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программой по специальности 030401.65 История

Дисциплина входит в региональный компонент цикла дисциплин специализации по отечественной истории и является обязательной для изучения.


^ Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан И.К. Кирьянов


Директор библиотеки Н.В. Якшина


СОДЕРЖАНИЕ

cтр.

I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины .. 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы 4

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 5

  1. Содержание курса 5

  2. Тематика рефератом и рекомендации по их выполнению 11

  3. Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература 12

    1. Методические указания студентам 14

6.3. Методические рекомендации для преподавателя 16

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 16

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Курс "Политическая культура российского общества и ее визуальная репрезентация" рассчитан на студентов специальностей «История» и «Политология». Курс ориентирован на актуализацию визуальной проблематики в подготовке современного специалиста гуманитарного профиля.

Цель курса - освоение слушателями базовых теорий визуальных исследований и некоторых визуальных технологий, углубленное знакомство с терминологией и методиками исследования визуального; усвоение специфики визуальной культуры советского общества и современной визуальной среды; изучение мобилизационного ресурса и прикладного потенциала визуальных технологий как средств политической социализации и репрезентации власти.

Курс встроен в систему общегуманитарной, общепрофессиональной и узкопрофессиональной подготовки студентов - политологов. Он тесно связан с такими читаемыми курсами, как "Культурология", "Культурная политика", "Политическая культура", "Социально-политическая история России".

"Визуальный поворот" уже повлиял на исследовательскую стратегию и методологическую специфику философии, истории, культурологии. Проблематизация визуального открывает широкие перспективы для политических наук, не только прикладного, но и теоретического характера. Визуальность является важнейшей составляющей коммуникационных процессов. Зрительные образы полисемантичны. В них воплощена социальная память, ментальность, политические стереотипы и социальный контекст эпохи. Визуальное является социальным действием, с такими политическими характеристиками, как визуальная власть, подавление, обмен и репрезентация. Визуальное, таким образом, имеет значение для правильной интерпретации социально-политических процессов и является серьезным инструментом воздействия на общество.

В данном курсе впервые в таком объеме в профессиональную подготовку политологов включается теоретическая и прикладная проблематика визуального. Политическая культура российского общества рассматривается сквозь призму ее визуальной репрезентации в ХХ столетии. Особое внимание уделяется проблемам трансформации зримых образов власти, визуального политического лексикона в политической истории современной России. Хронологически курс охватывает этапы становления, зрелости и вступления в полосу кризиса советского общества: 1917-й - 1980-е годы.


^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление о специфике концепций визуального в работах отечественных и зарубежных авторов;

- владеть современной терминологией и методами визуальных исследований;

- представлять особенности российской визуальной культуры в ХХ столетии;

- приобрести навыки анализа визуальных объектов и процессов и применять их на практике.


^ 3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестров

8

3

3

^ Аудиторные занятия:

20

76

80

лекции

20

36

Самостоятельная работа

52

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

72

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

Понятийный диктант, эссе

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

зачет


^ 3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения очная



п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО(часов)

Аудиторные занятия

(час), в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

1

^ ВИЗУАЛЬНОЕ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ИЗУЧЕНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

8

2

6

2

^ ЗРЕНИЕ И ЗРЕЛИЩЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ВИЗУАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ. ПОЛИТИКА КАК ЗРЕЛИЩЕ

8

2

6

3

^ ВИЗУАЛЬНОЕ КАК ИСТОЧНИК В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

6

2

4

4

^ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ, ОБРАЗЫ. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЗНАКОВ. ВИЗУАЛЬНОЕ КАК ТЕКСТ

8

2

6

5

^ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ: КИНЕМАТОГРАФ, ФОТОГРАФИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПЛАКАТ, РЕКЛАМА, ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА, ДИГИТАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

8

2

6

6

^ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ. В ВИЗУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

6

2

4

7

^ ОБРАЗЫ ВЛАСТИ В СОВЕТСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

8

2

6

8

ОБРАЗЫ ВРАГА В СОВЕТСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

8

2

6

9

^ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕТОТАЛИТАРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

6

2

4

10

^ ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВЕТСКИХ ГЕНДЕРНЫХ ПРОЕКТОВ

6

2

4




ИТОГО:

72

20

52



4. Содержание курса

^ 1. ТЕМА: ВИЗУАЛЬНОЕ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Визуальное как особый культурный феномен, как исследовательский подход и средство манипулирования. Дуализм визуального (зримое как очевидное, достоверное, непротиворечивое и зримое как иллюзорная мнимость, видимость). Современные представления о психофизиологии зрения. Характеристики зрения глазом: бинокулярность, параллакс движения, градиент плотности, окклюзия. Зрительные иллюзии. Мнимое движение, "луна у горизонта" и пр. Константность восприятия.

Зрение и наблюдение в истории европейской культуры. Концептуальная модель М.Мнрло-Понти. Визуальное как конвенциональное. Исторические варианты визуальных конвенций. Аксонометрия, прямая и обратная перспектива. Восприятие как визуальное суждение. Проблематика визуального в работах Э.Гомбриха, Р.Арнхейма и М. Фуко. .

Вопросы к теме

1.В чем специфика визуального как объекта исследования ?

2. Источники и материалы для визуальных исследований.

3. Что такое визуальные феномены?

4. Визуальная грамотность - необходимость или излишество?


^ ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. В каждой новой форме видения кристаллизуется новое содержание мира…. Способ видения или, скажем также, наглядного представления не является с самого начала и повсюду тождественным, но, подобно всему живому, подвержен развитию. (Г.Вельфлин).

  2. Методологические соображения подсказывают, что визуалогия должна содержать по меньшей мере три направления: генезис видения и его компонент…., различные теории видения и прогностические учения о видении…Подобная дисциплина не имеет развитых аналогов среди традиционных наук, исключая, может быть, лишь языкознание (В.Розин).

  3. Визуальная грамотность принадлежит к ряду других навыков и умений, необходимых для коммуникации в современном мире (таких, как математическая компьютерная, историческая грамотность) (П.Мэссарис).


^ 2. ТЕМА: ЗРЕНИЕ И ЗРЕЛИЩЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА. ВИЗУАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ. ПОЛИТИКА КАК ЗРЕЛИЩЕ.

Зрение, видение, рассматривание, представление как различные социальные практики. Визуальное как первичный механизм трансляции традиции и социальных норм. Визуальность и модернити. "Наивное" и "опытное" зрение. Маргинальный взгляд и маргинальное искусство.

Общество как зрелище и спектакль. Визуальное конструирование реальности. Социальная и виртуальная реальность. Концептуальные модели М.Маклюэна (“всемирная деревня”, “горячие и “холодные” средства), П.Вирилио (“архитектура войны”, “дромология”, “информационная бомба”, “эстетика исчезновения”) Ж.Бодрийяра (“утрата реальности”, “симулякр” и “соблазн”), М. Кастельса (“общество реальной виртуальности”).


Вопросы к теме:

  1. Как соотносятся понятия "модерн" и "зримая реальность" ?

  2. Визуализация и ее социокультурные последствия.

  3. В чем сила и слабость рассматриваемых концептуальных моделей?


^ ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Визуальная парадигма нашей культурной истории "глазоцентрична". Она сформировала исторические формы "модернити"….Это сложные вопросы взаимосвязи видения и знания, видения и онтологии, видения и власти, видения и этики (Д.Левин).

  2. Нам часто кажется, что люди воспринимают окружающий мир одинаково….Привычные для нас навыки восприятия (умение идентифицировать отражение в зеркале, соотнести реальный мир и нарисованное, знать довольно большое количество цветов), во-первых, не самоочевидны и сформированы культурой, а, во-вторых, социально распределены. То, что умеют люди, принадлежащие к одним социальным группам, вовсе не дано другим (Н.Козлова).

  3. Неискушенному, нетренированному зрителю необходим период "визуальной адаптации", прежде, чем он начнет понимать изображение (Э.Гомбрих).


^ 3. ТЕМА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ, ОБРАЗЫ. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЗНАКОВ. ВИЗУАЛЬНОЕ КАК ТЕКСТ.

Иконические знаки и их специфика. Разграничение визуального объекта и визуального субъекта. Референт. Многозначность визуального образа. Семиотизация зримого. Субъективно-психологическая и социо-культурная интерпретации зрительного образа. Изображение как знаковая система, виды знаков и кодов прочтения. Визуальное как “мягкий” текст. Стратегии прочтения текста. Контекст. Интертекстуальность.


Вопросы к теме:

  1. Свойства и специфика визуальных знаков.

  2. Искусство как коммуникационный код

  3. Что такое денотативное изображение?

  4. Какие методические приемы характерны для семиотической интерпретации визуальных феноменов?


^ ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Согласно одной старинной этимологии, слово image (образ, изображение) происходит от глагола imitary (подражать). Мы сразу же сталкиваемся с важнейшим для семиологии изображений вопросом: способно ли аналоговое воспроизведение ("копирование") предметов приводить к возникновению полноценных знаковых систем (а не агломерата символов)?…Аналоговое изображение воспринимается как воплощение скудости смысла: одни полагают, что по сравнению с языком изображение представляет собой рудиментарную систему, а другие -что само понятие "значение" неспособно исчерпать неизреченное богатство образа. (Р.Барт).

  2. Обращение к текстам вторичных моделирующих систем позволяет очертить более тонкие грани общественного сознания, нежели сугубо исторические источники и документы…В художественном тексте всегда сквозит отражение менталитета эпохи, и это видно даже в конъюнктурной халтуре…Автор не столько говорит, сколько проговаривается (Е.Штейнер).


^ 4. ТЕМА: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.

Специфика создания и восприятия неподвижных зрительных образов. Рамка. Линия. Цвет. Точка зрения. Ракурс. Канон. Симметрия и асимметрия. Массовое тиражирование и новые социальные функции визуального. Философия фотографии в исследованиях Р.Барта (“студиум” и “пунктум”), В.Беньямина (“аура”), З. Крокауэра (“ложь”), (“имманентный реализм”). Фотографическое конструирование реальности (специфика репрезентации). Основные тенденции в современной фотографии: "документальная" фотография. Фото-"фентези". Фотография как средство эстетизации реальности. Серийность как принцип современной фотографии"в фотосессиях С.Шерман и А.Михайлова. Ретушь.

Специфика создания и восприятия движущихся изображений. Монтаж. Кино и его аудитория. Анимация. Телевидение, специфика социальных функций и визуальных технологий. Синестезия. Клиповое мышление. Новые визуальные технологии. Манипулятивные возможности визуальных технологий. Визуальная антропология и ее эвристический потенциал.


Вопросы к литературе:

  1. В чем специфика создания и восприятия неподвижных образов?

  2. Какова специфика движущихся изображений?

  3. Как повлияла на социальные функции и характер зримых образов их техническая воспроизводимость и массовая тиражируемость?


^ ТЕЗИСЫ К ДИСКУССИИ:

  1. По фотографии угла дома нельзя понять, что это -пирамида Хеопса или дачный сарай. Человеческое лицо имеет тысячу выражений. Фотография ловит одно из них (В.Шаламов).

  2. Сегодня связь кино и реальности - холодный коллаж, бездушный промискуитет, бесплодное совокупление двух холодных систем массовой коммуникации, неудержимо стремящихся к полному слиянию: кино пытается растворить себя в абсолютной реальности, тогда как реальность уже давно поглощена кинематографической (или теливизионной) гиперреальностью (Ж.Бодрийяр).

  3. Телевидение сейчас переживает упадок. Мультимедиа - вот смерть телевидения, оно поглощается виртуальной реальностью. Кино, как я уже говорил, умерло, но ведь только оно и поддерживает еще существование телевидения. Если бы телевидение не показывало фильмов, оно бы давно прекратило существование. Два покойника цепляются друг за друга. (П.Вирилио).

  4. Согласно логике электронной индустрии, самобытность изображения лишена какого-либо принципиального отличия от любой другой информации, будь то отцифрованные данные животного, овоща или "искусственных органов… В ризоматической структуре электронного универсума вопрос подлинности не является решающим. Значение имеет только способность информации кодироваться и без потерь восстанавливаться при раскодировке (Д.Батчен).



  1. ^

    ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА


Особенности советской политической культуры. Преемственность и разрывы с политической культурой дореволюционной России. Этатизм, централизм и патернализм как базовые политические ориентации. Коллективизм и сакрализация власти. Традиции социокультурных расколов и радикализма. Эгалитаризм и бескопромиссность. Визуальный образ как мобилизационный механизм и средство политической социализации.


^ Вопросы к теме:

  1. Какие исследовательские методики применяются при анализе советской политической культуры?

  2. Какие параметры политической культуры рассматриваются исследователями визуальной культуры советского общества?


^ 6. ТЕМА: РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВИЗУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.

Соцреалистический канон: дискуссии о содержании понятия. Культурологическая модели советской архитектуры (В.Паперный и Б.Гройс) и скульптуры (М.Золотоносов). Художественный авангард и соцреализм. Соцреализм в контексте российской и европейской культуры. Потребитель соцреализма. Политическая мифология советской эпохи и ее визуальная репрезентация (концентрический миф Москвы, "светлый путь", "семья народов", "чудесная страна", "миф преображения", "сакральная жертва", "культ мертвых" и др.). Соцреализм в игровых практиках постмодерна. Соцарт.


Вопросы к теме:

  1. Соцреализм - стиль, эклектика или модель поведения художника?

  2. Какие эстетические аналогии соцреализма в европейской культуре 19 - 20 вв. вам известны?

  3. Соцреализм: проблема творцов и потребителей.


^ ТЕЗИСЫ К ДИСКУССИИ:

  1. В обществе безграмотных искусство движущихся картин создавало возможность формирования взглядов, но, прежде всего, эмоций. Оно обладало радиусом несравненно большим, чем печатное слово….служило блестящим инструментом пропаганды….Знаменательно. что в своих кинематографических проявлениях пропаганда национал-социалистов эстетически чрезвычайно близка тому, что делали большевики (К.Занусси).

  2. Отчего зрение человека столь легко замещается взглядом государства? (Н.Козлова)

  3. Тридцатые годы были периодом бурного всплеска "социалистического реализма" не только в Советском Союзе, но и в США (А.Якимович).

  4. Утопия…- это та константа, по которой отмерялся процесс развития советской архитектуры. (А.Иконников).

  5. Центральная роль визуальных образов и ритуалов при старом режиме и особенно в Русской православной церкви превращала традиционную культуру в высшей степени визуальную культуру (В.Бонелл)

  6. Представим себе, что нам нужно выпустить плакат, призывающий к восстановлению транспорта. Разве мы закажем художнику протокольное изображение паровоза? Нет, мызакажем ему паровоз, изображение которого будет нас впечатлять исключительной мощью, превышающую его мощь… Для того, чтобы показать на кинематографе улицу, ее нужно показать политой, с блестящей ровной дорогой, наполненную автомобилями в прекрасном состоянии ( Л.Кулешов).

  7. Широта проявлений соцреализма происходит от того, что руководство редко конкретизировало его определение. Это все равно, что определение порнографии. Я знаю, что это такое, но скажу только тогда, когда увижу (А.Ридер)


^ 7. ТЕМА: ОБРАЗЫ ВЛАСТИ В СОВЕТСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Взгляд и изображение как властный дискурс. Исследования М.Фуко. Художественно-стилистические приемы создания образов советских партийно-политических лидеров. Советская политическая символика. Оформление партийных собраний и съездов, массовых политических праздников, наглядная агитация. Эволюция образа партийца. Советская официальная хроника и новостные передачи советского ТВ. Художественный культ вождей и политических лидеров: эволюция образности, символов и стереотипов. Лениниана и Сталиниана.


^ Вопросы к теме:

  1. Какие визуальные каноны использовались для формирования имиджей советских политических лидеров?

  2. Доминанты и компоненты советских образов властных институтов - армии, школы, карательных органов, советов депутатов.

  3. С помощью каких визуальных средств власть себя репрезентирует?

  4. Насколько правомерно рассматривать советскую историю как бессубъектную?

  5. Какие последствия процесса эстетизации политики в СССР?


^ ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. С точки зрения тоталитарной эстетики, искусство не только пассивно отражает жизнь, но и активно воздействует на сознание, являясь в конечном счете могучим орудием формирования новых людей. Последнее было целью, и на ее осуществление во всех тоталитарных странах бросались гигантские материальные и духовные ресурсы….Пропаганда вещала, а искусство демонстрировало в конкретных образах, что новый человек с его исключительными качествами уже родился (И.Голомшток)

  2. Картина А.Герасимова "И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле" (1938), получившая в народе название "Два вождя после дождя" интерпретируется современным исследователем так: "После грозового дождя сквозь облака вновь показалось голубое небо…Как вождь партии и министр обороны они олицетворяют советский народ и Красную Армию. На этом фоне грозовая кулиса внушала впечатление, что чистки 1936 - 1938 годов следовало понимать как "естественный процесс очищения народа и армии" (М.Цопф)


^ 8. ТЕМА: ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Персоносфера визуальных канонов советской эпохи. "Враг", "враждебное окружение" в лексиконе советской культуры. Образы врагов в советской пропаганде: белогвардеец, кулак, империалист, социал-фашист, тунеядец и т.д. Дегуманизация образа врага. Советская политическая карикатура. Общее и особенное в визуальной культуре стран, втянутых в холодную войну.


Вопросы к теме:

  1. Как соотносятся в культуре концепты "другой", "чужой" и "враг"?

  2. С помощью каких приемов формируется образ врага в визуальных искусствах?

  3. Социальные функции образа "врага" в советском обществе.


^ 9. ТЕМА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕТОТАЛИТАРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА.

Кризис сталинской модели власти и изменения в советской политической культуре. Детоталитаризация, дискуссии о содержании понятия. Критика бесконфликтной эстетики и становление "сурового стиля" в советском изобразительном искусстве. Рационализация и ирония, реабилитация повседневности и частного пространства в визуальных искусствах как индикаторы ценностных изменений советского общества. Эрозия мифов эпохи "большого стиля". Игровые практики соцарта и концептуализма 1970 - 1980-х гг. Советские визуальные каноны в контексте современной российской политической ситуации. Соцреализм и политическая ностальгия.


Вопросы к теме:

  1. Инновация визуальных средств в годы "оттепели".

  2. Соцреализм и соцарт - конфликт и демистификация.

  3. Почему визуальные символы тоталитарной эпохи получили столь широкое хождение в современной российской культуре?


^ 10. ТЕМА: ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВЕТСКИХ ГЕНДЕРНЫХ ПРОЕКТОВ.

Визуальные образы и репрезентация гендерных сценариев. Визуальное и гендерная идентичность. "Женское" и "мужское" видение. Гендерные маркеры и стереотипы. Зримые образы гендерных стратегий власти и доминирования. Эволюция образов "советской женщины" и "советского мужчины" от 1920-х к 1980-м гг. "Женственность" и "мужественность" в визуальных образах современной России. Образ советской женщины в массовых искусствах 1920-х и 1930-х гг. Женская телесность и ее изменения. Мужские образы. Война и изменение гендерных ролей и репрезентаций. Телесные практики современной рекламы (фрагментация и асимметрия).


Вопросы к теме:

  1. Советский гендерный сценарий: мужская и женская версии

  2. Какие исследовательские школы в изучении гендера вам знакомы?

  3. Какими методами осуществляется гендерная экспертиза?

  4. Что такое гендерная асимметрия?


^ ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:

  1. Гендер - первичный способ означения властных отношений (Д.Скотт).

  2. Гендерные модели конструируются обществом, предписываются институтами социального контроля и культурными традициями… Воспроизводство гендерного сознания на уровне индивида поддерживает… сложившуюся систему господства и подчинения… Гендерный статус выступает как один из конституирующих элементов социальной иерархии и системы распределения власти (Л.Репина).


^ 5. Тематика рефератов и рекомендации по их выполнению

При написании реферата студент должен опираться на источники и специальную литературу (не менее 3 – 4 исследовательских работ и не менее 10 визуальных источников). Обязательным компонентом реферата должен быть самостоятельный анализ визуальных источников в рамках одной из методологий, изучаемых в ходе данного курса (см. вопросы к визуальным источникам). Объем реферата должен - не менее 20 тыс. знаков. Желательно, чтобы тематика реферата сопрягалась с проблематикой исследовательских работ студентов. Поэтому перед написанием реферата рекомендуется согласовать тему с преподавателем.

Реферат сдается за неделю до письменного зачета на кафедру.

Реферат не зачитывается, если в нем не представлена собственная точка зрения автора, если он представляет собой компилляцию Интернет-ресурсов и в случае некорректного оформления.


Примерная тематика рефератов

  1. Политизация искусства в ХХ столетии (период и страна – по выбору студента).

  2. Политическая символика советского общества (период по выбору студента).

  3. Политическая символика современной России.

  4. Политическая символика российских политических партий (по выбору студента).

  5. Визуальные стереотипы в средствах массовой информации современной России. (СМИ – по выбору студента).

  6. Сравнительный анализ и описание визуальных канонов политических кампаний. (Период и регион – по выбору студента)

  7. Эволюция визуальных образов политической элиты современной России.

  8. Политическая карикатура тоталитарной эпохи.

  9. Политическая карикатура в современных российских средствах массовой коммуникации.

  10. Политический плакат (любого периода по выбору студента)

  11. Художественный авангард и конструирование антропологической модели советского человека.

  12. Агитационный фарфор.

  13. План монументальной пропаганды.

  14. "Монументальная пропаганда" в современной России.

  15. Лени Рифеншталь: виновна?

  16. А.Шпеер и нацистская архитектурная утопия.

  17. Архитектура Большого стиля как властный дискурс.

  18. Визуальные каноны юбилеев советских лидеров в системе российской политической культуры

  19. Разбор и интерпретация визуальных канонов современной российской прессы

.

Тематика биографических эссе:

  1. В. Татлин и визуальные утопии первой четверти ХХ в.

  2. Архитекторы братья Веснины

  3. Г. Клуцис и Э. Лисицкий: авангард и визуальный сталинизм

  4. «Киноглаз» Д. Вертова

  5. А. Родченко и его художественный язык

  6. Кукрыниксы и Д. Хартфильд: общее и особенное.

  7. С. Эйзенштейн и киномифология советской эпохи.

  8. К. Кольвиц, Э. Барлах и визуальная культура нацизма

  9. Киносталиниада М.Чиаурели.

  10. М. Наппельбаум в истории отечественной фотографии.

  11. Н. Ватолина и гендерные образы советского плаката.

  12. Д. Бартельманц, А. Шайхет, Б. Игнатович и визуализация власти в эпоху позднего советского общества.

  13. П. Вирилио и визуальные исследования последней четверти ХХ в.

  14. Ж. Бодрийяр о специфике современной визуальной культуры.

  15. Д. Моор и А. Корецкий: два стиля советской политической пропаганды.

  16. Э. Булатов, Комар и Меламид и визуальный язык соцарта.

  17. В чем ошибся М. Маклюэн?



^ ВОПРОСЫ К ВИЗУАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКАМ:

  1. Когда, кем, в каких исторических обстоятельствах создано изображение?

  2. Структура изображения. Каким образом организовано пространство? С каким опытом оно может быть связано?

  3. Какого рода объекты, детали, вещи изображаются или используются?

  4. Какие существенные признаки особо выделяются, с какой целью и как объекты соотносятся друг с другом в рамках изображения?

  5. Какова оптика изображения? (Точка зрения и перспектива).

  6. Какого рода зрительная активность необходима для восприятия этого изображения?

  7. Каков социально-политический контекст у этого изображения и какое фоновое культурное знание это изображение актуализирует?



^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


8.1. Литература

Основная:

Янковская Г.А. Культура российского общества и ее визуальная репрезентация: Курс лекций и ридер (электронный текст) // Электронное издание на 3 CD-R дисках «Учебно-методические комплексы по специальности «Политология»: в 3-х частях». Издание зарегистрировано Министерством информационных технологий и связи РФ, ФГУП НТЦ «Информрегистр», Федеральным депозитарием электронных изданий. Регистрационное свидетельство № 7139 от 5 декабря 2005 г.


Дополнительная

  1. Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture. London; New York. 2003.

  2. Арнхейм Р. Кино как искусство. М. 1960..

  3. Арнхейм, Р., Искусство и визуальное восприятие, М., 1974,

  4. Базен, А., Что такое кино? М., 1972,

  5. Балаш Б. Кино. М. 1968

  6. Барт Р. Camera lucida. М.,1997.

  7. Барт Р. Мифологии. М.,1996.

  8. Баталов Э.Я. Советская политическая культура //Общественные науки и современность, 1994. № 6.

  9. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.,1996.

  10. Берджер Дж. Крестьянская эстетика: видение крестьянства // Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире. М. 1992.

  11. Бобринская Е. "Итальянский жанр" и советская живопись 1930-1950-х гг. // Искусство. 1990 № 5

  12. Богомолов Ю. Материал публицистической и художественной фотографии // Мир фотографии. М., 1989. С.17-23.

  13. Бодрийар Ж. Система вещей. М.,1995.

  14. Бодрийяр, Ж., Злой демон образов // Искусство кино, 1992, № 10.

  15. Вайнштейн О. Полные смотрят вниз. Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал. 1995.- №7.- С. 49-53.

  16. Вартанов А. Этапы развития советского фоторепортажа (20-30-е и 50-60-е годы) // Мир фотографии. М., 1989.- С.8-17.

  17. Волков - Ланнит Л. История пишется объективом. М. 1971

  18. Голомшток И., Тоталитарное искусство, М., 1994,

  19. Голубев А. Запад глазами советского общества (основные тенденции формирования внешнеполитических стереотипов в 30-е гг.) // Отечественная история, 1996, № 1.

  20. Градскова Ю. "Обычная" советская женщина: обзор описаний идентичности. М.

  21. Гудков Л., Дубин Б. Письменное и аудиовизуальное в культуре// Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994.

  22. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой клуьтуре 30-х годов // Логос, 1999, № 11 - 12, С. 131 - 156.

  23. Делез Ж. Кино 1. Образ-в-движении // Искусство кино, 1997, № 4.

  24. Евгеньева Т., Архаическая мифология в политической культуре России, // Полития. 1999, № 1.

  25. Женщина и визуальные знаки. М., 2000.

  26. Золотоносов М. Гербарий праздников советских. Семиотика поздравительной открытки конца 1950-х - начала 1960-х гг // Новый мир искусства. 1998 № 1

  27. Золотоносов М. Кабинет: картина мира. Исследование немого дискурса: аннотированный каталог садово-парковой скульптуры Сталинского времени. М. 1999

  28. Золотоносов М. На кисельных берегах соцреализм. Механизмы казенного манипулирования художественным творчеством // Новый мир искусства. 1998 № 3

  29. Золотоносов М. Фарфоровая оттепель // Новый мир искусства. 1998 № 4

  30. Зонтаг С. О фотографии // Художественный журнал. №8. С.11-15.

  31. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002,

  32. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998

  33. Искусство "оттепели". 1954 - 1964 // Вопросы искусствознания. 1996. № 1. С. 49 - 156.

  34. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

  35. Кинг Д. Отретушированная история: Фальсификация фотографий и произведений живописи в империи Сталина, Будапешт. 2002

  36. Кинематограф оттепели. Документы и материалы. М. 1996.

  37. Кино: политика и люди, 30-е годы. М. 1995.

  38. Козлова, Н. Н. Соцреализм: производители и потребители // Общественные науки и современность.1995, № 4.

  39. Колоницкий, Б. Символы власти и борьба за власть, СПб., 2001,

  40. Крэри Д. Обновленное видение // Художественный журнал, 1995, № 8, с. 7 - 10.

  41. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение, 1996, № 22, С. 101 - 129

  42. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 1998.- С. 288-373.

  43. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. - №3.

  44. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф //Антология гендерной теории. Минск, 2000. С.280-296.

  45. Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов // Искусство кино. 1990. №11. С.103-111.

  46. Манин В.С. Искусство в резервации: Художественная жизнь 1917-1941. М. 1999

  47. Манцов И. Рождение смысла на поверхности вещей // Киноведческие записки. №32.

  48. Маяцкий М. Некоторые подходы к проблеме визуальности в русской философии // Логос, 1995, № 6, с. 47 - 76.

  49. Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Киноведческие записки. 1992. №16.

  50. Мерло-Понти М. Око и дух.. М., 1992.

  51. Метц К. Кино, фотография, фетиш // Киноведческие записки. 1994. №23. С.52-64.

  52. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг. М. 1995

  53. Назаров М.М. Политическая культура российского общества 1991 - 1995 гг.: опыт социологического исследования. М., 1998.

  54. Недель А., Анти-Улисс. Желаемое, садистское. Визуальное в советской литературе 30-х - 40х гг. // Логос, 1999, № 11 - 12, С. 116 - 131.

  55. Нетерпимость в России. Старые и новые фобии. М., 1999.

  56. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999.

  57. Паперный В. Культура Два. М., 1996.

  58. Паркинсон Д. Кино. М., 1996.

  59. Петровская Е. Фотография: (не)возможная наука уникального// Искусство кино. 1998. № 6.

  60. Подорога В. Видеть и говорить. Мишель Фуко и живопись / Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М. 1995.

  61. Подорога В. Лицо других. Размышления по поводу фотофильмов М.Михальчука// Ad Marginem93.- М., 1994.- С.131-147.

  62. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

  63. Рокитянский В.Р. Визуальная антропология: частное расследование. М. 2000.

  64. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999,

  65. Семидесятые как предмет истории русской культуры. М. Венеция. 1998.

  66. Сиксу Э. Женщина - тело – текст // Художественный журнал. 1995. №6. С.32-35.

  67. Соцреалистический канон / Под общ. Ред. Х.Гюнтера и Е.Добренко. Спб. Акад. проект. 2000.

  68. Стигнеев В. Советская фотография как зеркало исторического процесса на рубеже 20-30-х гг. // Диалог истории и искусства. Спб.,1999. С.44-57.

  69. Стриженова Т. Из истории советского костюма. - М.,1972.

  70. Тенденции социокультурного развития россии 1960 - 1990. М. 1996.

  71. Тумаркин, Н. Ленин жив. Культ Ленина в советской России. СПб., 1997,

  72. Фуко М. Это не трубка М., 1999.

  73. Холмогорова О. Соцарт. М., 1994.

  74. Художественная жизнь России 1970-х гг. как системное целое. СПб., 2001.

  75. Художественная жизнь современного общества: в 4-х т. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. М., 1997.

  76. Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896-1930.- Рига, 1991.

  77. Чегодаева М.А. Художественная культура послевоенного десятилетия // Искусство. 1988. № 6

  78. Чередниченко Т. Между “Брежневым” и “Пугачевой”. Типология советской массовой культуры. М.,1993.

  79. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака – образа // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

  80. Шестопал Е.Б., Образ власти в России: желания и реальность // Полис, 1995, № 4.

  81. Эдельман О. Легенды и мифы Советского Союза// Логос, 1999, № 5, с. 52 - 65.

  82. Ямпольский М. . Жест палача, оратора, актера// Ad Marginem93. М., 1994.С.21-70.

  83. Ямпольский М. Власть как зрелище власти// Киносценарии. 1989.- №5.- С.176-187.

  84. Ямпольский М. Мерло-Понти и кинотеория// Киноведческие записки. 1992. №16.



^ 6.2. Методические указания студентам

По окончании курса предполагается письменный зачет, для успешной сдачи которого студенту необходимо будет поэтапно и последовательно выполнить следующие задания:

  • До зачета представить реферат или биографическое эссе (см. п. 5);

  • Во время зачета подготовить письменный анализ визуального текста (вопросы к визуальному материалу см. п. 5) с подробным описанием используемого метода;

  • Во время зачета успешно сдать понятийный минимум по прослушанному курсу (письменно).



^ ПОНЯТИЙНЫЙ МИНИМУМ

Прямая перспектива

Обратная перспектива

Визуальные конвенции

Зрительные иллюзии

Ракурс

Монтаж

Визуальные каноны

Видеодемократия

Общество реальной виртуальности

Глобальная деревня

Визуальное пространство

Глобальные метрополис

Гиперреальность

Киноглаз

Индивидео

Семиотизация

Интертекстуальность

Знак

Эстетика молчания

Защита прав в сфере образов

Визуальная антропология

Дромология

Дуализм визуального

Политическая символика

Наивное зрение

Политическая карикатура

Эстетика исчезновения

Мягкий текст

Симулякр

Дегуманизация образа

Студиум

Соцарт

Пунктум

Политическая мифология

Политическая социализация

Мобилизационный механизм

Соцреализм

Ностальгия

Визуальная сталиниада

Визуальная лениниана

Конструктивизм

Производственное искусство

Суровый стиль

Бесконфликтная эстетика

Эволюция видения

Большой стиль

Мифология советская

Концептуализм




^ Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Визуальное как объект исследования традиции и научные школы в изучении зрительных образов.

Работа с первоисточниками, перевод статей на иностранных языках

Зрение и зрелище как социальная практика: визуальное и виртуальное. Политика как зрелище.

Конспектирование классических работ в жанре «визуальных исследований

Визуальные знаки, символы, образы. Структура, функции и виды знаков. Визуальное как текст.

Работа с визуальными источниками. Конспект работ Р. Барта, Ю. Лотмана и других специалистов по семиотическому методу интерпретации визуальных текстов.

Технические средства создания зрительных образов в ХХ веке: кинематограф, фотография, плакат, реклама, живопись, архитектура, садово-парковые комплексы, дигитальные искусства.

Поиск и обзор публикаций в Интернет-ресурсах по специфике различных технологий создания визуальных образов

Политическая культура советского общества

Библиографический поиск публикаций по теме. Реферирование одной из работ

Российская политическая культура в визуальной системе социалистического реализма.

Конспектирование публикаций по проблематике соцреализма. Анализ визуальных образов эпохи сталинизма

Образы власти в советской визуальной культуре.

Сравнительный анализ визуального лексикона в изображении российских политических лидеров

Образы врага в советской визуальной культуре.

Самостоятельный подбор образов врага из первоисточников

Трансформация визуальной культуры и детоталитаризация общества

Поиск публикаций по теме и подготовка обзора.

Визуальная репрезентация советских гендерных проектов.

Анализ и гендерная экспертиза современных российских нормативных документов по рекламе и СМИ. Работа с визуальными гендерными образами современной российской рекламы, телевидения, кинематографии, Интернета.



^ 6.3. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  1. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

5. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации


См. п. 5 и 6.2.




Скачать 323,76 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер323,76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх