Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения icon

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения


Смотрите также:
Методические рекомендации по изучению предмета и выполнению контрольных работ Рабочая программа...
Методические указания по выполнению контрольных работ дисциплины «Мировая культура и искусство»...
Методические указания по выполнению контрольных работ дисциплины «Религии народов мира» Для...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 курса заочной формы...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов экономического факультета...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 курса заочной формы...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 1 курса факультета сервиса...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 2 курса экономического...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Гуманитарный факультет


Кафедра философии




ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ






Санкт-Петербург

2005


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний


Составители:

канд. филос. наук, доц^ . Дядина Е..

канд. пед. наук, доц. Чистякова Э.Э.


Рецензент

док. филос. наук, проф. Гусева Е.А.


Подготовлено на кафедре

философии


Одобрено научно-методическим советом

гуманитарного факультета


© СПбГИЭУ, 2005


Содержание

1 Общие положения..............................................................4

2 Методические указания к изучению дисциплины…....5

3 Методические указания к выполнению контрольной

работы…………………………………………………...40

4 Контрольные задания......................................................41

5. Требования к выполнению контрольной работы…….47

6. Список литературы.........................................................48

Приложение 1. Содержание дисциплины……………….53

Приложение 2. Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы…60

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для

проверки знаний по дисциплине………..63


^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Задачей современного вузовского образования является сочетание общенаучной и профессиональной подготовки с духовным, нравственным, художественно-этическим и гражданским развитием личности. Это делает необходимым изменение места и роли культурологической подготовки в системе высшего образования, объясняет появление в технических вузах новых дисциплин, в частности, «Истории мировой культуры».

Предметом «Истории мировой культуры является изучение культуры – как результата материального и духовного исторического опыта, зафиксированного в науке, искусстве, философии, религии и т.д. Культура является сложным и уникальным социальным организмом, имеющим собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций на разных этапах исторического развития. Анализ преобладающих в обществе духовных ценностей не только помогает определить уровень его развития и состояние, но и понять, почему данное общество живет так, а не иначе. В то же время знакомство с различными культурами позволяет увидеть не только специфику, но и общие черты, закрепленные в общечеловеческих идеалах и ценностях. Обращенность к общечеловеческим идеалам и ценностям, способствующим духовному и нравственному становлению личности, составляет особую значимость данного курса.

Данная дисциплина дает возможность сформировать культурный базис, необходимый для освоения общих и специальных знаний, через знакомство с достижениями мировой и отечественной культуры помогает определить свои мировоззренческие позиции. Изучение «Истории мировой культуры» способствует осмыслению современного мира как совокупности культурных достижений человеческого общества, ориентирует на взаимопонимание и продуктивное общение с представителями различных культур.

Изучение данной дисциплины направлено на решение следующих задач:

- познакомить с закономерностями развития культуры на разных этапах истории человечества;

- дать представление о многообразии и ценности различных культур;

- рассмотреть связи человека с миром, раскрывающиеся в изучении образа жизни, социальных и культурных ролей личности, культурной идентичности, типов культуры;

В результате освоения дисциплины студент должен:

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи культурного опыта;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- владеть навыками сравнительного анализа нравственных и эстетических ценностей, выработанных различными типами культуры;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, ориентироваться в культурной среде современного общества.

Следует отметить, что количество часов, отводимых для работы преподавателя со студентами заочной формы обучения, по сравнению с очной, ограничено, что увеличивает долю самостоятельной подготовки. Поэтому каждая тема содержит кроме рабочей программы методические указания, в которых сделаны текстовые акценты и определены основные понятия, вопросы для самопроверки, список научной и учебной литературы.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Предмет и методы исследования истории культуры.

Первая тема курса носит вводно-подготовительный характер. Главный акцент делается на определении феномена культуры как исторически накопленного духовного опыта человечества, его материальных и идеальных формах выражения. Необходимо отметить, что культура не может возникнуть на голом месте, вне человеческого общества, социальных связей, материального производства. Главным носителем культуры является человек. Поэтому культура всегда характеризует степень исторического развития общества и, прежде всего, уровень развития человека. Становление же человеческой личности связано с его активной деятельностью по преобразованию окружающего мира и себя самого. Следовательно, не только человек творит культуру, но и культура творит человека.

История культуры входит в структуру культурологического знания, являясь его базисом. В то же время история культуры - самостоятельная научная дисциплина. Если культурология стремится понять и объяснить культуру во всем многообразии ее развития, то история культуры изучает каждую отдельную культуру, как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает разные культуры между собой, выявляя их взаимосвязь, и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в их ценностях и нормах, знаниях и умениях. Необходимо отметить связь истории культуры с другими научными дисциплинами – археологией, этнографией, историей, историей искусства, науки, философии, историей нравственности, эстетического вкуса, религии, обычаев и традиции, государства и права.

Особенностью функционирования культуры является то, что любой факт культуры всегда представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Важно осознать, что материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, как и духовная культура, которая может существовать только будучи овеществленной, получившей то или иное материальное воплощение. Таким образом, материальная и духовная культура взаимосвязаны, воздействуют друг на друга и не существуют в отрыве одна от другой, что делает некорректным ранее распространенное противопоставление духовной и материальной культуры.

Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых считается закон преемственности культуры. Развитие культуры предполагает процессы ее сохранения, передачи новым поколениям. Однако наряду с репродуктивным способом деятельности, основанным на повторении пройденного, важную роль в развитии культуры играет и творческое начало, которое связано с открытием нового, ранее неизвестного.

Следует обратить внимание на существование множества культур (исторических типов культуры – сменяющих друг друга эпох в развитии общества). Заметим, однако, что проблема типологии и периодизации культуры и сегодня является одной из дискуссионных и наименее разработанных. В целом можно выделить несколько подходов к изучению истории культуры. Формационный подход (К.Маркс, Ф. Энгельс) основан на рассмотрении истории как смены общественно-экономических формаций, соответственно каждой формации соответствует свой тип культуры, который эволюционирует в своем развитии от формации к формации. Представители этого подхода исходят из заданного изначально и длящегося на всех этапах единства культурно-исторического процесса. Цивилизационный подход (К.Ясперс, А. Тойнби) анализирует историю как смену цивилизаций, каждой из которых характерны стадии рождения, расцвета и упадка. Представители цивилизационного подхода доказывают отсутствие общей закономерности развития культуры человечества. Циклический подход (О.Шпенглер, Н. Данилевский) связан со стремлением обнаружить циклические повторения, свойственные природе, в развитии общества. Культура человечества, по мнению представителей этого направления, должна иметь свой восход и закат, расцвет и деградацию, рождение и смерть.

Еще одним спорным вопросом является проблема соотношения культуры и цивилизации. Исследования, которые велись в течение 19-20 веков, позволили наиболее полно раскрыть содержание и объем понятий «культура» и «цивилизация» и показать, что между ними существует нерасторжимая связь, но что они не тождественны друг другу. Состояние цивилизации является качественным состоянием культуры, т.е. определенным уровнем ее развития.

В заключение необходимо сделать вывод о ценности каждой культуры, поскольку каждая культура вносит свой уникальный вклад в общую сокровищницу культуры человечества. Потеря достижений одной культуры – потеря для всего человечества, невосполнимая утрата.

^ Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятий «культура» и «цивилизация». Объясните, в чем их сходство и различие.

2. Дайте характеристику материальной и духовной культуры. Как соотносятся они между собой?

3. Какие подходы к изучению истории культуры вы знаете? Охарактеризуйте сущность каждого из них.

4. Перечислите известные вам конкретно-исторические типы культуры.

5. В чем состоят задачи истории культуры на современном этапе?


ТЕМА 2. Культура первобытного общества

При изучении данной темы важно обратить внимание на момент возникновения культуры, который связан с историей становления первобытного общества. Культура возникает одновременно с появлением человека, и с этого момента существует с ним в нерасторжимом единстве. История первобытной культуры – «не тихая заводь», и многие вопросы (например, возраст человечества, его историческая прародина) не решены окончательно, по-разному трактуются различными авторами. Реконструировать целостную картину можно на основе косвенных данных и по аналогии с культурой ныне живущих народов (племена Океании, Африки, Австралии), вплоть до 21 века задержавшихся на стадии первобытнообщинного строя.

Важно обратить внимание на тот факт, что уже примитивные каменные рубила (орудия труда древнейшего человека) являются первыми памятниками первобытной культуры, и содержат информацию о хозяйственной деятельности человека, его представлениях об окружающем мире, характере мышления и способе передачи имеющихся знаний. Материал, из которого древние люди изготавливали орудия труда, определил условную периодизацию первобытной истории: каменный век (40 - 4 тыс. до н.э.), век бронзы (3 – 2 тыс. до н.э.), век железа (1 тыс. до н.э.). Самый длительный – каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит), и новый (неолит).

Огромное значение палеолита состоит в том, что этот этап первобытной истории стал и периодом формирования биологического типа человека, и периодом создания основ и исходных форм культуры (первые табу, ранние верования, праискусство). В эпоху верхнего палеолита (35 – 12 тыс. до н.э.) сложился новый тип человека - человек разумный, который по своим характеристикам в наибольшей степени приближается к современному человеку. Следует обратить внимание, что с возникновением разумного человека складывается ранняя родовая община, характерными чертами которой являются общая собственность, совместный непроизводительный труд, присваивающий характер хозяйства, дуальная семья, элемент оседлости.

С появлением рода биологические инстинкты поставлены под контроль общества. Человек – существо социальное, и его поступки регулируются не инстинктами, а традициями – обычаями, соблюдение которых делает возможным сохранение социальной группы. Каждый член первобытнообщинного коллектива проходил длящийся годами процесс обучения жизни в обществе – воспитания, необходимого для осознания своего места и обязанностей в группе, к которой человек принадлежит, овладения соответствующими знаниями и навыками, соблюдения общего интереса, подчинения воле коллектива, его власти. Важно отметить, что культурная традиция, являясь универсальным средством накопления и передачи жизненного опыта, обусловила и чрезвычайно медленные темпы развития первобытной культуры.

Для понимания особенностей мифологического восприятия мира на ранних этапах развития человека необходимо определить основные черты первобытного сознания и мышления. Исходной исторической формой осознания общности группы сородичей является тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между группами людей и видами животных или растений. Тотемизм является типичным для группы людей, занимающихся собирательством и охотой, представлением об их общем происхождении от мифического существа.

Другая форма родоплеменных верований – фетишизм – культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами.

Среди ранних верований особое место занимает анимизм – вера в существование душ и духов. Понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, затем развивается в более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ, о загробном мире. Рассматривая все явления и предметы мира как нечто подобное себе, древний человек одухотворял всю окружающую действительность. Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и явления природы способствовала распространению и чрезвычайному разнообразию магических обрядов. Первобытные верования были тесно связаны с ритуалами (исторически сложившейся формой символического поведения), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни.

Реконструкция духовного мира первобытного человека обнаруживает сходство некоторых древних действий, ритуалов, верований с традициями современного человека. Таким образом, знакомство с мифологическим восприятием древнейшего человека позволяет современному человеку лучше понять природу собственного сознания.

К периоду верхнего палеолита относится и возникновение художественного творчества. Ошеломляющее открытие в 1879 году на севере Испании в пещере Альтамира множества великолепных, крупных, цветных изображений животных стало неопровержимым свидетельством существования искусства в жизни человека, который с трудом добывал пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Искусство стало для первобытного человека и способом познания мира, и инструментом эмоционального объединения коллектива. Главной темой палеолитического искусства является интерес к зверю, что отражает зависимость человека от окружающего мира. Немногочисленными и условными являются изображения человека, что принципиально отличает первобытное искусство от искусства последующих эпох: начиная с Шумера и Древнего Египта, человек будет играть центральную роль, а все остальное станет лишь фоном, на котором развертывается его деятельность.

Очень важно отметить, что все ранние формы деятельности человека, включая и художественные, носили ярко выраженный синкретический характер, т.е. они неразрывно были связаны между собой в своем развитии и воплощении.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту (12 – 8 тыс. до н.э.), неолиту (10 – 4 тыс. до н.э.) и ко времени распространения первых металлических орудий. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этим этапам развития первобытной культуры. Как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производящему: развитию земледелия, одомашниванию скота, совершенствованию ремесел, элементам натурального обмена. Это сыграло важнейшую роль для последующего развития материальной культуры и заложило основы развития и своеобразия будущих цивилизаций.

В дальнейшем развитие материальной культуры сопровождается усложнением и дифференциацией областей духовной жизни общества, зарождением объективных предпосылок для возникновения государств.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития первобытнообщинной культуры.

2. Определите сущность и особенности ранних верований.

3. Синкретичность первобытной культуры и ее причины.

4. В чем состоит своеобразие художественной деятельности в первобытном обществе?

5. На каком этапе развития стало возможным разделение культуры на основные типологические направления и почему?


ТЕМА 3. Культура древних цивилизаций.

Приступая к изучению данной темы, следует обратить внимание на то, что возникновение древневосточных культур явилось не столько переходом человечества от одной эпохи к другой, сколько появлением среди мощного массива первобытности культуры нового типа. Древний Восток не был так же однороден внешне и внутренне, как первобытный мир, но вместе с тем представлял собой единый регион, что позволяет выделить в древневосточной культуре общие черты.

Одной из наиболее существенных особенностей является превращение земледелия в основу производственной деятельности, причем этот выбор не зависел от воли человеческого коллектива или его отдельных представителей, а определялся природными условиями, благоприятствующими развитию земледелия. Важной чертой была разобщенность и, как следствие, локальность процессов исторического и культурного развития. Специфической для того периода является и дифференциация сфер культуры, причем главенствующее место занимает религия. Развитие древневосточных культур сопровождается зарождением такой сферы культуры как наука (единство систематических знаний об объективных законах действительности и деятельности по их добыванию). Характерной чертой социальной жизни является подавление личностного начала, строгая регламентация всех сторон жизни, что обусловило каноничность искусства, т.е. выражение в его произведениях не индивидуальной, а коллективной, выработанной опытом поколений точки зрения на мир. Говоря о государственном устройстве, важно отметить до предела централизованную власть правителей, перед лицом которой все оказывались одинаково бесправными.

Далее следует остановиться подробнее на рассмотрении истории культуры отдельных древневосточных государств. Для краткости мы ограничимся анализом древнеегипетской культуры.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Люди живут в долине Нила более миллиона лет, первые государства возникли около 5 тысяч лет назад, когда в истории Египта начинается отсчет основных этапов. Важно отметить, что удачное географическое положение, относительная замкнутость территории дали возможность культуре Египта развиваться во всем ее своеобразии, сохраняя устойчивость традиций, на протяжении почти трех тысяч лет.

Следует обратить внимание на решающую роль в формировании египетской культуры религиозно-мифологических представлений, особенно заупокойного культа и обожествления фараона. Страстное желание бессмертия определило мировоззрение египтян, отразилось на формировании древнеегипетской культуры. Ни в одной другой древней культуре протест против смерти не нашел столь яркого и законченного выражения, в египетской он отразился не только на особенностях религиозной и культурной жизни, но также на развитии политической, экономической, военной. Таким образом, земная жизнь для египтян превращалась в подготовку к жизни после смерти.

Центральное место в религиозном культе занимало обожествление фараонов. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца. Несмотря на огромное количество богов (у каждого города их могло быть несколько), главным был бог Солнца – Ра, царь и отец всех богов, рожденный из хаоса и победивший мрак. Характеризую религию древних египтян, будет интересно проследить, как пантеон богов отражает земную иерархическую систему, как в мифах причудливо выражаются социально-политические процессы, природно-климатические явления, как древняя религиозная система египтян скрепляет все проявления культуры, искусства, науки.

Анализируя развитие культуры Древнего Египта на каждом этапе в отдельности, необходимо сконцентрировать внимание на самом существенном. Так, например, Раннее царство характеризовалось ирригационным хозяйством, формированием государственного аппарата и возникновением первых чиновников, утверждением идеи неограниченной власти фараона, его обожествлением, что находит отражение в сооружении гигантских пирамид - гробниц. Новое царство было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта. На этом этапе египетская культура взаимодействует с культурами соседних народов, ее положение как мировой державы отражают величественные и монументальные храмовые постройки. Во время царствования Аменхотепа им была проведена религиозная реформа, в результате которой отменен культ старых богов и введен культ единого бога Солнца – Атона.

Показательно, что хотя государство на протяжении более чем трех тысячелетий своего развития и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем изобразительный канон остается незыблемым (исключение составляет опять так называемый «амарнский период»). Изобразительному искусству всегда присущи плоскостные изображения, условность, строгая линейность композиции, геометризм, статичность.

Важно обратить внимание на то, что, несмотря на мифологизированность сознания и существование в нем элементов тотемизма и фетишизма, в древнем Египте происходит зарождение и развитие отдельных научных знаний. В духовной культуре особое значение приобретают, и это необходимо осознавать, просвещение (создание при дворцах фараонов и храмах школ), развитие науки (астрономия, математика, медицина, география). Анализируя достижения египетской науки, можно сделать вывод о том, что в целом зарождение и развитие научных представлений тяготело к естественным наукам, не случайно «греки всегда смотрели на Египет как на страну древнейшей мудрости и считали египтян своими учителями».

Древнеегипетская культура прошла все закономерные стадии развития от возникновения до расцвета и упадка. Вторжение греков (в 332 г. до н.э. Александр Македонский вступил в страну) ознаменовало конец культуры Египта. Однако это не означало ее бесследного исчезновения: знания, мистический и художественный опыт древнего Египта остались жить в искусстве, либо, переплавляясь в иные формы, многие элементы сохранились в последующих культурах.

Заканчивая изучение темы, необходимо заметить, что при всем своеобразии древневосточных культур они никогда не существовали так изолированно, как это может показаться на первый взгляд. Тесные контакты и взаимовлияние осуществлялись через развивающуюся торговлю, паломничество, даже благодаря военным походам. Это способствовало появлению многообразия тем, сюжетов и идей, которые будут жить в культуре и станут мощным импульсом для творчества вплоть до наших дней.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является причиной возникновения древнеегипетской культуры?

2. Какова роль древнеегипетской мифологии и религии в развитии духовной культуры общества?

3. Назовите главные особенности древнеегипетского искусства.

4. Какие периоды можно выделить в истории Древней Индии?

5. Охарактеризуйте протоиндийскую цивилизацию. Как изменились взгляды на развитие индийской культуры после открытия протоиндийских городов?

6. Расскажите о философии индуизма, поэтапном его формировании.

7. Охарактеризуйте особенности художественной культуры Древней Индии.

8. Какие культы оказались наиболее значимыми для китайской культуры?

9. Назовите основные положения конфуцианства.

10. В какой форме существует буддизм в Китае? В чем его суть?


ТЕМА 4. Античная культура.

Античная культура - это культуры Древней Греции и Древнего Рима. Начало античной эпохи обычно относят к VIII веку до н.э., ее завершение – к V веку н.э., времени падения Древнего Рима. Но при этом важно заметить, что античная культура прошла долгий путь своего становления, и ее истоки исследователи относят ко II тыс. до н.э. – времени возникновения крито-минойской и микенской цивилизаций.

В развитии культуры Древней Греции исследователи выделяют четыре этапа. Первый (XI – IX вв. до н.э.) получил название гомеровского и является непосредственным предшественником античной культуры. В Греции в это время наблюдается упадок культуры и происходит возврат к первобытности: господствуют родоплеменные отношения, забыта письменность, утрачены многие культурные достижения.

С VIII до конца VI вв. до н.э. – архаический этап. Именно в это время происходит формирование основных элементов античной культуры. За сравнительно короткий отрезок времени древние греки создали цивилизацию, не имеющую тогда себе равных по своим достижениям. В этот период были сформированы первые философские системы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), появилась литература (Гомер, Гесиод, Сапфо), установились традиции Олимпийских игр (с 776 года до н.э.), сложился древнегреческий алфавит (на основе финикийского с добавлением знаков, обозначающих гласные звуки). В VI веке до н.э. реформы Солона и Клисфена заложили основы демократии в Афинах.

С конца VI до конца IV вв. до н.э. – классический этап, когда древнегреческая культура достигла расцвета во всех областях – в искусстве, литературе, философии, науке.

Последний этап в истории Древней Греции, начавшийся в конце IV века до н.э. – эллинистический. В древнегреческую культуру в это время проникает культурное влияние Востока. Эллинизм – это синтез древнегреческой и восточных культур при доминировании первой. Во II-I вв. до н.э. древнегреческие государства были покорены Римом и вошли в состав древнеримского государства.

Особое место в творческом наследии Эллады занимает изобразительное искусство, в котором греки произвели подлинный переворот. Основные принципы изобразительного искусства греков – изображение человека со знанием анатомии, передача трехмерного пространства, утверждение перспективы. Получает блестящее развитие скульптура (Фидий, Мирон, Поликлет), вазопись (чернофигурная и краснофигурная). В архитектуре Древней Греции разработаны три ордера ( дорический, ионический и коринфский), создан новый тип здания –периптер (вытянутое, прямоугольное здание, обнесенное колоннами со всех четырех сторон). Блестящее развитие получает театр (особое значение имела трагедия), возникает драматургия (Софокл, Эсхил).

Религия в Древней Греции принимает форму зрелого политеизма (политеизм – многобожие). Из множества сверхъестественных существ постепенно выделились двенадцать богов-олимпийцев, представляющих собой семью: Зевс – верховный бог, бог неба, Гера – покровительница семьи и брака, Посейдон – бог моря, Аид – бог подземного мира, Деметра – богиня земледелия и плодородия, Гефест – покровитель кузнечного дела, Афина – богиня мудрости и справедливой войны, Аполлон – бог света и покровитель искусства, Артемида – богиня охоты, Афродита – богиня любви и красоты, Арес – бог войны, Гермес – покровитель торговли, Дионис – бог виноделия. В Греции возникает совершенно особая идея бога – идеального телесного существа, покровителя того или иного вида общественной деятельности.

Государственное устройство Древней Греции не отличалось единством. Складываются полисы – независимые друг от друга города - государства. В V веке до н.э. в греческих полисах утверждается демократия (в переводе – власть народа), предусматривающая прямое правление граждан. Греки считали, что любой гражданин способен занимать государственную должность. Важное значение придается народному собранию, куда допускались все взрослые граждане-мужчины (женщины, рабы, иностранцы исключались). Собрание простым большинством голосов могло решать любые проблемы безо всяких правовых ограничений.

Важнейшим достижением древнегреческой культуры являются философия и наука, до эпохи эллинизма развивающаяся в рамках философии. Греческая философия возникает в Ионии в конце VII – начале VI вв. до н.э., к ней переходит мировоззренческая функция, ранее выполняемая мифологией. Философы Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель и др. Ученые Древней Греции (Архимед, Евклид, Геродот, Фукидид и др.) работали в области естественнонаучного и гуманитарного знания.

В истории культуры Древнего Рима выделяют три этапа:

VIII-VI вв. до н.э. – царский

Конец VI – I вв. до н.э. – республиканский

I век до н.э. – V век н.э. – императорский

Большую роль в становлении древнеримской культуры сыграли этрусская и древнегреческая культуры. Этруски, жившие в Средней Италии, были носителями самобытной и весьма высокой культуры. Как отмечают исследователи, их влияние на древнеримскую культуру оставалось доминирующим вплоть до конца VI века до н.э. Влияние древнегреческой культуры на культуру Рима было поистине огромным и затронуло многие культурные сферы. При этом важно осознавать, что древнеримская культура не являлась копией древнегреческой, обладала присущей только ей спецификой.

В III веке до н.э. древние римляне переняли весь греческий пантеон, сменив греческие имена богов на римские и сохранив присущие им функции (Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной, Афина – Минервой и т.д.). Но в римской религии важное значение имели и сохранившиеся представления о безличных духах-покровителях: ларах и пенатах – покровителях дома и семьи, гениях – покровителях человека и т.д. Проникают в восточный пантеон и восточные культы – Исиды, Ваала, Кибелы. Большое значение римляне придавали прорицаниям: авгуры предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики – по внутренностям животных.

В общественной жизни Древнего Рима большое место принадлежало празднествам и представлениям. Религиозные празднества обычно связывались с культами земледельческих богов, светские – с проведением игр (Римских, Аполлоновых, Плебейских и др.). Самым распространенным зрелищем являлись гладиаторские бои, заимствованные римлянами у этрусков.

Римское искусство, испытав влияние этрусских и греческих традиций, превратилось тем не менее в яркое и самобытное явление. Римляне стремились отражать жизнь непосредственно, без мифологических образов. Их скульптура отличается реалистичностью, передачей индивидуальных черт человека, отражением его внутренних качеств и характера. Древнеримской архитектуре свойственны монументальность, грандиозные размеры сооружений, пышность декора. Все греческие ордера римляне соединили в один – композитный, создали новый тип сооружений – триумфальную арку, отдельно стоящую колонну. Огромное значение в Древнем Риме придавалось гражданскому строительству, планировке городов.

В Древнем Риме получает развитие литература, формируются несколько жанров - поэзия (Вергилий, Гораций, Овидий), роман («Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея»), историческая проза («Записки о галльской войне» Юлия Цезаря, «История Рима» Тита Ливия, «Жизнеописание двенадцати цезарей» Светония).

Высочайшего уровня в Риме достигает законодательство, во многом повлиявшее на формирование западноевропейской правовой системы. Законы двенадцати таблиц – первый памятник законодательной мысли Древнего Рима.

Как отмечают исследователи, римская наука развивалась под огромным влиянием греческой. И в этой сфере творчества римляне оказались куда более реалистичными, чем греки. В Древнем Риме получают развитие те науки, которые имеют практическое применение: медицина (Гален), география (Плиний Старший), астрономия (Клавдий Птолемей), агрономия (Варрон), технические науки (Витрувий, Герон Александрийский).

III-V вв. – время кризиса и гибели античного мира. В IV веке в Древнем Риме произошла смена государственной идеологии, функции которой в тот момент выполняла религия. В 325 году н.э. христианство было признано наряду с другими языческими культами, в 380 г. запрещаются все культы, кроме ортодоксального христианства. Распространяясь и утверждаясь, христианство отвергает все языческие традиции, что приводит к кардинальным изменениям в культуре. Социально-экономическая и политическая системы Древнего Рима постепенно изживают себя. Классические формы рабства уже не являются эффективными, постепенно складывается система патроната-клиентуры (рабов отпускают на волю и наделяют их землей, что и ставит их в зависимость от землевладельца). Рим теряет свое могущество и уже не может сдержать натиск варварских племен. Но эпоха кризиса античности одновременно являлась и эпохой формирования предпосылок европейского средневековья, когда закладывались основы европейской цивилизации.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите характерные черты крито-минойской и микенской цивилизации.

  2. Какие виды искусства получили развитие в Древней Греции?

  3. Какие науки получили развитие в Древней Греции?

  4. Какие архитектурные ордера Вы знаете?

5. Что означает термин «эллинизм»?

6. Какие этапы в развитии древнеримской культуры Вы можете назвать?

7. Какие культуры оказали влияние на становление древнеримской культуры?

8. Какие науки получили развитие в Древнем Риме?

9. Когда в Древнем Риме было легализовано христианство?

10. Каковы причины гибели древнеримской культуры?






оставить комментарий
страница1/3
Дата05.11.2011
Размер0,75 Mb.
ТипМетодические указания, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх