Вмонографии рассматриваются вопросы медиаобразования, медиакомпетентности студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств icon

Вмонографии рассматриваются вопросы медиаобразования, медиакомпетентности студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств



Смотрите также:
Монография Таганрог 2007...
Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств 13...
Е. А. Столбникова Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе...
Е. А. Столбникова Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе...
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического...
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического...
Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на...
Программа спецкурса для вузов «История развития медиаобразования в России»...
Учебного курса* для вузов...
Учебного спецкурса* для вузов...
Учебного спецкурса* для вузов...
Учебного спецкурса* для вузов...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать
Н.П.РЫЖИХ


МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА МАТЕРИАЛЕ

АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ


Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 c.


В монографии рассматриваются вопросы медиаобразования, медиакомпетентности студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.


ISBN 5-98517-046-2


Ryzhikh, Natalia. Media Education of Pedagogical University Students on the Material of the Screen Arts. Taganrog, 2007, 188 p.


This monograph about media education of pedagogical university students on the material of the screen arts. The book includes the list of media education literature.


Исследование, положенное в основу настоящего издания, выполнено при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. № 03.13.30). Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров.


Рецензенты:

В.В.Гура, кандидат педагогических наук, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор


© Рыжих Наталья Петровна, Natalia Ryzhikh, 2007.


Содержание


Введение……………………………………………………………………………..с.4

Глава 1. Теоретические основы медиаобразования студентов на материале

экранных искусств………………………………………………………..с.7

1.1. Диалог культур как методологическая основа медиаобразования…...с.7

1.2. Медиаобразование на современном этапе…………………………….с.21

1.3. Обоснование интегрированной модели медиаобразования

студентов на материале англоязычных экранных искусств………..с.59

^ Глава 2. Медиаобразование студентов на материале англоязычных экранных

икусств…………………………………………………………………с.104

2.1. Психолого-педагогические условия медиаобразования студентов с.104

2.2. Диагностика медиакомпетентности и знаний английского языка

(иноязычной коммуникативной компетентности) студентов на

мтериале англоязычных экранных искусств………………………..с.119

2.3. Развитие медиакомпетентности студентов на материале

англоязычных экранных искусств и совершенствование

знаний английского языка на интегрированных занятиях

спецкурса................................................................................................с.144

Заключение………………………………………………………………………..с.171

Литература….……………………………………………………………………..с.176


Введение


В начале XXI века в российском обществе ситуация нестабильности постепенно сходит на нет, намечаются отдельные положительные изменения. Однако наряду с этим сохраняются и отрицательные моменты: неустойчивость экономического положения страны, проблемы материального жизнеобеспечения, социальные проблемы, что, несомненно, сказывается на снижении уровня самосознания населения страны, особенно молодого поколения. Существуют и другие проблемы, связанные с состоянием современной системы образования: низкий уровень культуры, творческого и критического мышления, духовности как составной части интеллекта, традиционная парадигма образования, ориентированная в основном на передачу учащимся готовых выводов науки (учителем, преподавателем, средствами обучения) фактов, закономерностей, принципов и правил, вместо того, чтобы научить учащихся самостоятельно их открывать, т.е. обучить приемам и способам решения проблем. В связи с этим не кажется удивительным, что, по данным ООН, в 2001 году Россия занимала всего лишь 54 место (из 143 стран) по уровню гуманитарного развития.

В этом плане мы согласны с А.В.Фёдоровым, который, опираясь на труды М.М.Бахтина и В.С.Библера, ставит в центр медиаобразовательного процесса парадигму «диалога культур». Культурологический подход в его понимании – это видение образования сквозь призму культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат людям, способным к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [Фёдоров, 2003, с.5]. Мы также разделяем мнение Е.В.Бондаревской и её сторонников, которые полагают, что традиционное понимание образования как овладения учащимися знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни должно быть окончательно переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на образование как становление человека, обретения им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. «В свете культурологического подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми, самим собой и культурой» [Бондаревская, 2000, с.59].

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что современное образование немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Работа 70% населения мира так или иначе связана с созданием, переработкой и передачей медиатекстов. Свыше 90% жителей планеты являются активными потребителями массовой информации. Социологические исследования показывают [Фёдоров, 2003, с.7], что в последние годы число российских школьников старших классов и студентов, в свободное время читающих книги, неуклонно падало (с 36% в 1989 г. до 16% в 2002 г.), в то время как столь же неуклонно возрастало их «телесмотрение» (с 49% в 1989 г. до 83% в 2002 г.). Можно ли сегодня заставить 83% молодёжной аудитории выключить телевизоры и присоединиться к 16% своих активно читающих ровесников? Это говорит о том, что произошла неоспоримая переориентация молодежи от печатного текста к аудиовизуальному (экранному). Аудиовизуальный текст является основой создаваемой человеком виртуальной реальности. Влияние её на личность весьма велико. Очень важно поэтому научить молодое поколение различать виртуальную, созданную на экране, реальность и объективную реальность окружающего мира. В силу особенного влияния медиа на современную молодёжную аудиторию именно экранные искусства - прекрасный материал для медиаобразования студентов.

Хотя в настоящий период в российском образовательном процессе большое внимание уделяется литературе, музыке, изобразительному искусству, возможности экрана всё ещё остаются недооценёнными школой и вузом. Это, на наш взгляд, является серьёзным просчётом, потому что в современной социокультурной ситуации все большее влияние и распространение (в разных видах и формах - через теле/видео/компьютерные каналы) приобретает искусство экрана, которое можно и нужно умело использовать в воспитательном и образовательном процессе, в организации социокультурной досуговой деятельности.

Экранные искусства способны развить различные качества личности: от потребности в красоте, добре, от чувствительности, открытости до ненависти, агрессивности. На сегодняшнем рынке есть фильмы любых направлений: рядом с шедеврами - медиатексты не только низкого качества, но и нежелательного для детей и молодёжи содержания.

Для студенческого возраста характерен поиск идеала. Именно этот период благоприятен для развития художественного вкуса, умения воспринимать прекрасное во всем окружающем. «Восприятие искусства только тогда может привести к подлинному наслаждению, когда существует искусство восприятия» [Лихачёв, 1992, с.415].

Потенциальные возможности экранных искусств в современном процессе образования определяются их широким спектром возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, эстетического сознания (восприятия, художественного анализа и пр.). Общение с выдающимися произведениями экрана создает также предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества. Специфика контакта аудитории с киноискусством определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, объединяющего характерные черты практически всех традиционных искусств. Экранные искусства отображают реальность в художественных образах. Они позволяют «схватить» образ целостной жизненной ситуации до того, как она будет строго и подробно проанализирована жесткой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее. «Кино объединило в своём художественном образе выразительные средства всех других искусств – как статичных, пространственных, так и чисто временных, динамических, а также пространственно-временных. Результатом этого синтеза явилось возникновение неповторимых, не известных ранее искусству звукопластических пространственно-временных выразительных средств кино» [Нечай, 1989, с.18].

К сожалению, в большинстве современных российских высших учебных заведениях этот потенциал до сих пор остаётся неиспользованным.


Глава 1. Теоретические основы медиаобразования студентов на материале экранных искусств


1.1. Диалог культур как методологическая основа медиаобразования

В начале XXI века всё большее внимание уделяется изучению феномена культуры и взаимодействия её с человеком. В современном техногенном обществе появляется новый пласт (вид) культуры – медиакультура, на которую распространяются всеобщие законы, действующие в сфере традиционной культуры, а также возникают тенденции, характерные только для этого нового явления.

В русской философии исследования культуры развивались под влиянием как русской исторической школы (В.И.Ключевский, С.М.Соловьёв, С.Т.Аксаков, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский), так и оригинальных русских философов (П.Флоренский, Н.А.Бердяев, Н.Я.Данилевский, В.В.Розанов, А.Ф.Лосев и др.). Во второй половине XX века вопросами изучения культуры были в центре исследований таких учёные как М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, В.Н.Толстых и др.).

Само понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках. Сегодня слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, что говорит, однако, скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности самого феномена.

Существует множество подходов к определению культуры.

Э.Б.Тайлор даёт такое определение культуры: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [Цит по: Драч, 1996, С.35-36]. Главной целью для Э.Б.Тайлора было показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилизации». Тайлор, в целом не отрицая наличия индивидуальных особенностей в культуре отдельных племён и народов, стремился обнаружить общечеловеческое, универсальное на пути развития мировой культуры. На основе изучения большого этнографического материала Тайлор не только показал закономерности и жизнеспособность целого ряда культур, но и подтолкнул к осмыслению ситуации сосуществования, диалога культур.

Л.Уайт считает, что культура как система находится над индивидом: «Культура должна объясняться в присущих ей терминах и, хотя это может показаться парадоксальным, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистичная и научно адекватная интерпретация культуры будет достигнута в том случае, если мы отвлечёмся от существования самого человека» [Цит. по: Маркарян, 1983. С. 13-14].

Согласно Л.Уайту основным в понимании культуры является вопрос о роли системы знаков (символов), которыми оперируют люди, о символических формах мышления. Основным отличием человека от животных (обезьяны) служит то, что человек может вырабатывать систему знаков (символов), которые и делают возможным связь между поколениями, таким образом, превращая поведение животных в человеческое. Развитие современных технологий как раз и показывает нам эту способность человека создавать всё новые системы знаков, в частности, символическую систему медиакультуры для передачи и обмена информацией между различными странами и народами, отражающими особенности этнических общностей. Учёные насчитывают около трёх тысяч современных этнических общностей, обладающих собственной культурой. Мы полагаем, что в этой связи соответственно повышается роль медиаобразования в плане выявления взаимоотношений различного типа культур, изучение аккультурации (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой), налаживания адекватных отношений между этносами, главным в которых мы считаем равноправный диалог различных культур.

К.Юнг стал основоположником теории архетипов культуры. В соответствии с этой теорией, архетипы культуры заложены в психике человека, в её наиболее глубоких слоях – коллективном бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. Очень важной, на наш взгляд, является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освящаются в коллективном сознании, переносятся в него из коллективного бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике. Диалог культур, по-нашему мнению, и предполагает как раз не навязывание чужих ценностей, воспринимаемое, естественно, человеком как посягательство на его собственные священные ценности, а обмен этими культурными ценностями.

Некоторые учёные представляют культуру как текст, который необходимо уметь прочитать и истолковать. Ф.Шлейермахер ввёл понятие «герменевтика», подразумевая под ним искусство и теорию истолкования текстов. Познание культуры мыслится им как понимание через культурный текстовой пласт индивидуальности «другого».

Эту же точку зрения высказывал и Э.Гуссерль. По его мнению, горизонты отдельных предметов сливаются в единый тотальный горизонт («жизненный мир»), который делает возможным взаимопонимание индивидов. При любом исследовании далёкой от нас культуры необходимо, прежде всего, реконструировать «горизонт», «жизненный мир» этой культуры, в соотнесении с которым мы только и можем понять смысл отдельных её памятников. Мы считаем, что и при изучении культуры других стран, в частности англоязычных экранных искусств, также необходимо знакомить учащихся с социокультурным аспектом, современными жизненными реалиями, что и возможно осуществить в процессе медиаобразования.

По словам М. Хайдеггера: «Бытие говорит прежде всего через поэтов, слово которых всегда многозначно». Мы полностью согласны с этой мыслью и позволим себе продолжить её: «В современном мире бытие говорит через мастеров экрана, создающих свои шедевры, которые тоже всегда многозначны». Научить учащихся увидеть, понять эту многозначность и может медиаобразование.

В.С.Библер также рассматривает, с одной стороны, «бытие как произведение культуры» [Библер, 1990, с.401], а с другой – культуру как смысл бытия: «Но только культура - в её основании, гранях, вершине – образует реальный, необходимый, всеобщий, исторически развитый, ответственный смысл действительной свободы человеческого – индивидуального – бытия» [Библер, 1990, с.383-384].

Отечественный учёный Н.Я.Данилевский считает основной проблему исторического разнообразия культур и различия их внутреннего содержания. По его мнению, история как таковая есть историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов («цивилизаций»), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом. Трудно не согласиться с этой точкой зрения, учитывая бесконечные войны, которые и по сей день, к сожалению, ведут между собой страны и народы – представители разных культур. Поэтому мы считаем крайне необходимым повышение позитивной роли медиа, особенно учитывая современные возможности Интернета, в плане создания информационного пространства для равноправного взаимообмена культурными ценностями, основанного на диалоге культур. Эти идеи и должны, как мы полагаем, быть положены в основу процесса медиаобразования современного подрастающего поколения в мировом сообществе, если мы не хотим, чтобы мир скатился в бездну хаоса. По определению Ф.Ницше «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом» [Цит. ро: Драч, 1996, с.39]. Медиаобразование, основанное на диалоге различных культур, как раз и должно стать тем средством, которое превратило бы «раскалённый хаос» в сочный свежий сладкий плод, способный бесконечно питать человечество своими животворными соками.

Согласно теории П.А.Сорокина, каждая культура имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих её тип. П.А.Сорокин выделяет три типа культур: 1)чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); 2)идеациональный (преобладает рациональное мышление); 3)идеалистический (преобладает интуитивное познание). Исторический процесс есть циклические колебания культур. В своей теории П.А.Сорокин приравнивает культуру, так же как и Н.Я.Данилевский, к цивилизации. Однако, в отличие от Н.Я.Данилевского, он не вскрывает причины внешних и внутренних противоречий смены одной культуры другой, а считает эти колебания закономерными и естественными.

В других теориях цивилизация (общество) и культура противопоставляются друг другу. Понятие «общество» выделяет аспект рассмотрения совместной жизни и деятельности людей; понятие «культура» характеризует содержательное наполнение таких структур. В соответствии с этой теорией одни и те же «естественные» процессы (например, отношения полов, принятие пищи) в разных обществах могут иметь неодинаковые формы; члены одного и того же общества могут ориентироваться на различные ценности; одинаковые формы социальных связей, например, конфликт, выражаются в разных стереотипах поведения. Кроме того, признаётся, что хотя понятие «культура» и включает в себя множество объектированных феноменов прошлого и настоящего, его полнота достигается только при погружении таких объектов в контекст социального взаимодействия, информационного обмена (Ч.Морренс, К.Клакхон, А.Кребер). Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что современные масс-медиа как раз и должны служить такому социальному взаимодействию, информационному обмену в плане обеспечения лучшего взаимопонимания народов в процессе диалога культур.

Многие учёные придерживаются точки зрения трактовки понятия «культура» как совокупности искусственных объектов человеческого окружения и неврождённого заученного поведения. По мнению этих исследователей, культурные феномены искусственны. Противопоставление культурных явлений, как созданных людьми, природным, естественным можно считать классическим. А.Гелен, Дж.Вико, Ш.Монтескье рассматривали культуру как природу, преобразованную в процессе человеческой деятельности. Б.Малиновский, М.Вебер связывали представление о культуре с искусственным упорядочением жизненного мира людей. Культура определяется как биологически ненаследуемые запасы, способы хранения, организации, трансляции информации, как заученное поведение.

Культура также включает в себя вещи – физические искусственные объекты (строения, технические приспособления, предметы быта). Это основной материал при изучении культуры, на базе которого реконструируются культурные системы прошлого, а также выявляются современные мотивы и побуждения, стимулирующие людей к созданию подобных вещей, перспективы их существования и использования. Эта предметная область носит название «материальная культура». Материальная культура также служит основой диалога культур. Особенно это можно сказать о медиакультуре, создавшей и создающей новые искусственные объекты (фотоаппараты, кинопроекторы, радиоприёмники, кинокамеры, телевизоры, видеокамеры, компьютеры и т.д.), служащие для обмена информацией и культурными ценностями.

Культура включает в себя образцы человеческих отношений. Обычно выделяют два уровня организации культурных форм: 1)стереотипные совокупности действий и актов поведения; 2)социально-стандартизированные продукты групповой активности. Они представляют собой относительно устойчивые и повторяющиеся, разделяемые членами сообщества схемы восприятия, чувствования, мышления, поведения, действия и его результатов и носят название культурных стереотипных форм, моделей («паттернов»). Культурные образцы могут носить характер реальных действий (технологий), продуктов деятельности (вещи), воображаемых представлений (идеалы, плоды фантазий), символических объектов (вербальные, жестовые и др. заместители реальных или воображаемых объектов). Именно медиакультура, (и, особенно, на наш взгляд, экранные искусства), обладает прекрасными возможностями для обмена между представителями разных культур образцами человеческих отношений, способствуя, таким образом, лучшему взаимопониманию народов различных стран.

Культура включает в себя также регуляторы социального взаимодействия, имеющие непосредственное или закодированное символическое выражение. Те из них, которые ограничивают, структурируют и детерминируют активность людей в процессе социального взаимодействия, придают ей обязательный характер, носят название социокультурных норм. Те, что определяют поля и шкалы возможных предпочтений и выборов в сферах вещей, представлений, отношений, действий принято называть культурными ценностями. Таким образом, в понятие «культура» включаются принципы, поддерживающие организацию совместной жизни и деятельности людей, выраженные в символических формах нормативных и ценностных образований.

Эти социокультурные нормы и культурные ценности определяются такими факторами как:

- социально-экономические (например, современные процессы модернизации и интенсификации производства, социальные напряжения, усиление контрастов бедности и богатства, уровней технологического развития, освоенности и неосвоенности культурных инноваций как между развитыми и развивающимися странами, так и внутри них, рост урбанизации и связанные с ним проблемы расселения и занятости, экологический кризис и т.д.);

- политические (новые формы зависимости развивающихся стран от развитых, локальные войны, транслокальные террористические и другие преступные образования и т.д.);

- социально-психологические (интенсификация межкультурной коммуникации, развитие соответствующего ей стандартизированного языка, условно обозначаемого как массовая культура и распространившегося в глобальном масштабе, обострение культурно-идентификационных процессов – этнических, конфессиональных, гендерных, локально-групповых; расхождения, существующие между этими разнонаправленными тенденциями, обуславливают внутриличностные, межличностные, межгрупповые напряжения и конфликты; скорость социокультурных изменений в современной ситуации опережает темпы изменения моделей социализации, имеющихся в локальных культурах, т.е. люди не успевают осваивать накапливающиеся изменения, что вызывает напряжение и конфликты в их отношениях с окружением.

На наш взгляд, именно медиа являются прекрасной базой для изменения динамики этих процессов в положительную сторону. Организация процесса медиаобразования детей и молодых людей в разных странах на основе принципа диалога культур будет способствовать адекватной личностной и групповой идентификации и социализации.

Таким образом, обобщая наиболее значимые характеристики, которые можно выделить практически во всех авторитетных высказываниях о культуре, можно дать следующее определение:

Категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, относящиеся к биологически ненаследуемым (заученным) феноменам и искусственным, созданным людьми, объектам (артефактам). Предметную область изучения культуры составляют организованные совокупности искусственных материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых отношений между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Под культурой понимается созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, включающая в себя механизмы регулирования социального взаимодействия и поведения.

Центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, и поэтому особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Современный ход реформ в нашей стране, целью которого является достижение качественного обновления общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, даёт возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых не возможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого.

Эти вопросы остро поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой – умения выйти за рамки привычных представлений. В решении этих вопросов большую помощь, как мы полагаем, должно оказать медиаобразование.

Существующие реалии современного мира привели к перелому в сознании человека – его взгляд устремлён ко всё более глубокому выходу за пределы своей жизни. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечение во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

Значительный вклад в понимание межкультурного взаимодействия внёс выдающийся отечественный мыслитель М.М.Бахтин. Именно он ввёл понятие «диалог культур». Согласно его теории, «точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [Бахтин, 1979, с.383]. Так как в центре культуры стоит человек, как создатель и воспроизводитель искусственных объектов, то мы можем сказать, что познание культуры – это познание самого человека в контексте прошлого, настоящего и будущего. Все культурные объекты представляют собой своеобразные тексты, имеющие свой язык, свои символы и зашифрованные коды. Расшифровать эти коды, то есть прочитать текст, понять его смысл, можно только при помощи диалогического понимания. «Этапы диалогического движения понимания: исходная точка – данный текст, движение назад – прошлые контексты, движение вперёд – предвосхищение (и начало) будущего контекста. Диалектика родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне (диалогу личностей)» [Бахтин, 1979, с.384]. Следовательно, познать культуру прошлого, культуру других народов можно только через диалог личностей, например, диалог автора произведения культуры с воспринимающим (читателем, зрителем, слушателем). Причём автор произведения может жить в сколь угодно далёком времени (прошлые века) и пространстве (другие страны в прошлом и настоящем).

В каждом произведении культуры автором заложен свой смысл. «Смысл персоналистичен: в нём всегда есть вопрос, обращение и предвосхищение ответа, в нём всегда двое (как диалогический минимум)» [Бахтин, 1979, с.393]. Следовательно, развитие культуры – это «… бесконечный и незавершимый диалог, в котором ни один смысл не умирает» [Бахтин, 1979, с.391]. «Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное прошлое и в безграничное будущее). Даже прошлые, то есть рождённые в диалоге прошедших веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершёнными, конченными) - они всегда будут меняться (обновляясь) в процессе последующего, будущего развития диалога. В любой момент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы забытых смыслов, но в определённые моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они снова вспомнятся и живут в обновлённом (в новом контексте) виде. Нет ничего абсолютно мёртвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения» [Бахтин, 1979, с.393]. Современный уровень развития медиа как раз и позволяет огромным массам людей, живущим в разных уголках Земли, обмениваться смыслами, заложенными в произведениях культуры, таким образом, налаживая этот бесконечный диалог, который, как хотелось бы, вёл только к взаимопониманию и взаимообогащению.

В настоящий период культура играет всё большую роль. Как отмечает В.С.Библер, «культура претендует сейчас на всеобщность не только непосредственно в сфере творчества, но в неделимых началах производства, быта и бытия современного человека» [Библер, 1990, с.383]. И далее он продолжает: «В XX веке феномен культуры – и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле – всё более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает (знает ли сам человек об этом или нет …) все решающие события жизни и сознания людей нашего века». И завершает свою мысль В.С.Библер ещё определённее: «…в XX веке происходит сдвиг культуры и её проблем в эпицентр человеческого существования» [Библер, 1990, с.261].

Познавая культуру, человек познаёт самого себя. Познающее «я» смешается в центр, из которого и осуществляется акт познания, являющийся в то же самое время актом самопознания, саморефлексии. А акт самопознания предполагает привнесение собственного смысла. Если мы постараемся проследить процесс приобщения человека к культуре, то мы увидим, что человек первоначально ощущает и воспринимает влияние извне. «Эти влияния облечены в слово (или в другие знаки), и эти слова – слова других людей, и, прежде всего, материнские слова. Затем эти «чужие слова» перерабатываются диалогически в «свои-чужие слова» с помощью других «чужих слов» (ранее услышанных, а затем и в свои слова (так сказать, с утратой кавычек), носящие уже творческий характер» [Бахтин, 1979, с. 385]. Затем происходит «процесс постепенного забвения авторов – носителей чужих слов. Чужие слова становятся анонимными, присваиваются (в переработанном виде, конечно); сознание монологизируется. Забываются и первоначальные диалогические отношения к чужим словам: они как бы впитываются, вбираются в освоенные чужие слова (проходя через стадию «своих-чужих слов»). Творческое сознание, монологизируясь, пополняется анонимами. Этот процесс монологизации очень важен. Затем монологизированное сознание как одно и единое целое вступает в новый диалог (уже с новыми внешними чужими голосами). Монологизированное творческое сознание часто объединяет и персонифицирует чужие слова, ставшие анонимными чужие голоса в особые символы: «голос самой жизни», «голос народа» [Бахтин, 1979, с. 386].

Отсюда можно перебросить мостик к медиаобразованию: чтобы приобщить детей, молодёжь к медиакультуре, её пониманию и оценке, необходимо начинать медиаобразование уже в первые годы школьного обучения и продолжать далее, осуществляя первоначальное знакомство с произведениями медиакультуры (в нашем случае – произведениями экранных искусств) на основе взаимного диалога, прислушиваясь к мнению учащихся, учитывая их интересы, а затем постепенно подводить их к знакомству и пониманию настоящих шедевров, превращая эти знания (пока «чужие») в «свои-чужие», а потом уже и в собственно «свои». Учащиеся присвоят эти знания, переработают, «монологизируют» и на этой основе вступят в новый диалог с авторами грядущих новых произведений медиакультуры. Необходимо усложнять мир культуры ребёнка, молодого человека. Чем сложнее, насыщеннее внешний мир, тем сложнее, глубже внутренний мир человека. Диалогическая основа в понимании культуры и, в частности, медиакультуры, требует осознания «я во взаимоотношении с другими личностями, то есть я и другой, я и ты» [Бахтин, 1979, с.391]. Следовательно, изучая культуру (медиакультуру) других народов, мы, с одной стороны, лучше сможем узнать свою собственную и себя самих, а с другой стороны – познакомиться с культурой других народов и проникнуться к ней уважением и симпатией. А культурная самобытность одного народа может сохраняться только в силу её признания и уважения другими народами, и тогда ни одна из сторон не допустит злоупотреблений в отношении другой, а недоверие – причина самых разных конфликтов – уступит место взаимоуважению и взаимопониманию.

Но культурное разнообразие не есть что-то само собой разумеющееся, его необходимо развивать. В этом плане особые перспективы открывают, конечно же, достижения в области средств передачи информации и коммуникации (медиа) – мощных механизмов объединения людей, способов усиления культурного обмена.

Проникнуть в мир культуры, в том числе и медиакультуры, можно только, зная её язык. Сейчас наблюдается напряжённый интерес к языку мышления, к тем основным понятиям, в которых накапливалось знание человека и в которых оно теперь может быть восстановлено как движение мысли. Развитие современных технологий привело к появлению нового языка - медиаязыка, без овладения которым человек не сможет проникнуть в мир медиакультуры, а, значит, его нельзя будет в полной мере считать образованным человеком. Обучить медиаязыку и призвано важное направление в современной педагогике – медиаобразование.

Сегодня образование вообще рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается, прежде всего, культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией. Но, живя в современном мире, нельзя ничего сказать о собственной культуре без знания чужих культур, без учёта всей культурной эволюции человечества. Однако и изучение последней теряет какой-либо практический смысл, лишается осмысленной перспективы без усилия понять своё собственное бытие в культуре, определить свою личную принадлежность к ней. По словам В.С.Библера «только всеобщее (и у каждого индивида - своё), возникновение нового – диалогического – разума … может стать действительно … сосредоточением и обращением «на себя …» всех социальных и производственных сил, формирующих предпосылки новой духовной революции. Подчеркну ещё раз: всеобщий разум, обращённый индивидом на самого себя – вот единственный исток изначальности и всеобщности «человека культуры» XX века» [Библер, 1990, с.376-377].

В.С.Библер также особо подчёркивает «диалогический и непосредственно творческий («мир впервые» …) смыслы культуры» [Библер, 1990, с.383]. Творческий смысл культуры заключается в том, что «произведение должно снять с себя форму «произведения» (как некую замкнутую форму) и реализоваться в безграничном и открытом движении мысли» [Библер, 1990, с.399]. В этом плане очень важно «сосредоточение нашего разума на грани различных смыслов бытия, разных всеобщих культур, - различных форм понимания и изобретения мира» [Библер, 1990, с.381]. Поэтому необходимо приобщение человека к различным («чужим») культурам с целью раскрытия его творческого потенциала с тем, чтобы в его суждении не преобладала «мысль, которая как рыбка в аквариуме, наталкивается на дно и на стенки и не может плыть больше и глубже» [Бахтин, 1979, с.385], а преобладала мысль, которая, как фантастическое существо, могла исследовать и покорять космическое пространство и океанские глубины.

На современном витке цивилизации возникла новая культура – культура, создаваемая и транслируемая средствами массовой коммуникации. Такую культуру принято называть массовой, а её носителями являются индивиды, объединённые в сообщества, лишённые чётких этнических или национальных характеристик. Массовая культурная продукция по своей природе интернациональна, обращена не к отдельной нации или народу, а к разноязычной, разноплеменной, многонациональной аудитории, представляя собой своеобразную форму наднационального общения и человеческой коммуникации. В современной научной литературе отношение к массовой культуре варьируется от положительного до резко отрицательного, но в любом случае характеризует собой новый виток культурного развития.

Конечно, национальные особенности дают о себе знать в рамках массовой культуры, но они отступают на второй план перед всеобщностью, универсальностью и массовостью её продукции. Эта массовая продукция окружает современного школьника, студента со всех сторон. И помочь детям, молодёжи разобраться, ориентироваться в этом потоке не всегда доброкачественной продукции, приобщить их к пониманию особенностей производства и функционирования этой продукции, нацеливать их на знакомство и наслаждение её лучшими образцами (а таковые, естественно, имеются и в области экранных искусств, которые, в силу особенности их создания и распространения мы тоже относим к массовой культуре) и призвано медиаобразование.

Очень образно сказал о развитии культуры знаменитый мыслитель Х. Ортега-и-Гассет: «Вообще говоря, дорога культуры на нашей земле, дорога с поворотами, резкими углами, обрывами и уступами, - это не поток, что течёт плавно и спокойно, как широкая река, а это низвергающаяся с покрытых лесом гор вода; в водопад обращают течение культуры на нашей земле страсти человеческие <…>. Мы ходим, попеременно падая в левую и в правую стороны, и всё же идём вперёд» [Ортега-и-Гассет, 1991, С.444-445]. Мы считаем, что это движение вперёд человека по пути культуры невозможно без овладения им инструментарием познания современного пласта культуры, а именно – медиакультуры, чему и должно способствовать медиаобразование.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. В современном техногенном обществе появляется новый вид культуры – медиакультура, на которую распространяются всеобщие законы, действующие в сфере традиционной культуры, а также возникают новые законы, характерные только для этого нового явления.

2. Культура включает в себя образцы человеческих отношений. Именно медиакультура, (и, особенно, на наш взгляд, экранные искусства), обладает прекрасными возможностями для обмена между представителями разных культур образцами человеческих отношений, способствуя, таким образом, лучшему взаимопониманию народов различных стран. В начале XXI века учёные насчитывают около трёх тысяч современных этнических общностей, обладающих собственной культурой. Мы считаем, что в этой связи соответственно повышается роль медиаобразования в плане выявления взаимоотношений различного типа культур, изучение аккультурации (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой), налаживания адекватных отношений между этносами, главным в которых мы считаем равноправный диалог различных культур.

3. Культура включает в себя также регуляторы социального взаимодействия, имеющие непосредственное или закодированное символическое выражение (социокультурные нормы и культурные ценности). Скорость социокультурных изменений в современной ситуации опережает темпы изменения моделей социализации, имеющихся в локальных культурах, т.е. люди не успевают осваивать накапливающиеся изменения, что вызывает напряжение и конфликты в их отношениях с окружением. На наш взгляд, именно медиа являются прекрасной базой для изменения динамики этих процессов в положительную сторону. Организация процесса медиаобразования детей и молодых людей в разных странах на основе принципа диалога культур будет способствовать адекватной личностной и групповой идентификации и социализации.

4. Современные значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры. Значительный вклад в понимание межкультурного взаимодействия внёс выдающийся отечественный мыслитель М.М.Бахтин. Именно он ввёл понятие «диалог культур». Так как в центре культуры стоит человек, как создатель и воспроизводитель искусственных объектов, то мы можем сказать, что познание культуры – это познание самого человека в контексте прошлого, настоящего и будущего. Все культурные объекты представляют собой своеобразные тексты, имеющие свой язык, свои символы и зашифрованные коды. Расшифровать эти коды, то есть прочитать текст, понять его смысл, можно только при помощи диалогического понимания. Мы разделяем мнение В.С.Библера о том, что культура претендует сейчас на всеобщность не только непосредственно в сфере творчества, но в неделимых началах производства, быта и бытия современного человека.

5. Согласно теории Юнга, ценности и установки того или иного типа культуры освящаются в коллективном сознании, переносятся в него из коллективного бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике. Диалог культур, по-нашему мнению, и предполагает как раз не навязывание чужих ценностей, воспринимаемое, естественно, человеком как посягательство на его собственные священные ценности, а обмен этими культурными ценностями. Мы считаем также, что при изучении культуры других стран, в частности англоязычных экранных искусств, необходимо знакомить учащихся с социокультурным аспектом, современными жизненными реалиями, что и возможно осуществить в процессе медиаобразования. Необходимо усложнять мир культуры ребёнка, молодого человека. Чем сложнее, насыщеннее внешний мир, тем сложнее, глубже внутренний мир человека. Изучая культуру (медиакультуру) других народов мы, с одной стороны, лучше сможем узнать свою собственную и себя самих, а с другой стороны – познакомиться с культурой других народов и проникнуться к ней уважением и симпатией. А культурная самобытность одного народа может сохраняться только в силу её признания и уважения другими народами, и тогда ни одна из сторон не допустит злоупотреблений в отношении другой, а недоверие – причина самых разных конфликтов – уступит место взаимоуважению и взаимопониманию. Но культурное разнообразие не есть что-то само собой разумеющееся, его необходимо развивать. В этом плане особые перспективы открывают, конечно же, достижения в области средств передачи информации и коммуникации (медиа) – мощных механизмов объединения людей, способов усиления культурного обмена.

6. Мы также согласны с положениями теории Н.Я.Данилевского, который трактует историю как историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов («цивилизаций»), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом. Поэтому мы считаем крайне необходимым повышение позитивной роли медиа, особенно учитывая современные возможности Интернета, в плане создания информационного пространства для равноправного взаимообмена культурными ценностями, основанного на диалоге культур. Эти идеи и должны, как мы полагаем, быть положены в основу процесса медиаобразования современного подрастающего поколения в мировом сообществе.

7. Мы считаем, что движение вперёд человека по пути культуры невозможно без овладения им инструментарием познания современного пласта культуры, а именно – медиакультуры, чему и должно способствовать медиаобразование учащихся. Для того, чтобы приобщить детей, молодёжь к медиакультуре, её пониманию и оценке, необходимо начинать это уже в первые годы школьного обучения и продолжать в последующие годы обучения в вузе, осуществляя первоначальное знакомство с произведениями медиакультуры (в нашем случае – произведениями экранных искусств) на основе взаимного диалога, прислушиваясь к мнению учащихся, учитывая их интересы, а затем постепенно подводить их к знакомству и пониманию настоящих шедевров. Мы разделяем мнение М. Хайдеггера о том, что бытие говорит, прежде всего, через поэтов, слово которых всегда многозначно. Мы полностью согласны с этой мыслью и считаем, что в современном мире техногенной культуры бытие говорит через мастеров экрана, создающих свои шедевры, которые тоже всегда многозначны. Научить учащихся увидеть, понять эту многозначность и может медиаобразование. В современном обществе развитие высокообразованной, культурной, творчески мыслящей личности возможно только при условии использования ресурсов медиаобразования.




оставить комментарий
страница1/7
Дата05.11.2011
Размер2,99 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх