Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа icon

Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа


страницы:   1   2   3   4   5   6   7

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Alexander Lowen

SPIRITUALITY OF THE BODY

Bioenergetics for Grace and Harmony

Александр Лоуэн

ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА


биоэнергетический анализ тела

Институт общегуманитарных исследований

Москва 2004

УДК 615.8 ББК 88.4 Л 81

Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума­нитарных Исследований, 2000 — 256 с.

Известнейший психолог, основатель мощного направ­ления современной психотерапии подводит итог рабо­ты всей своей жизни.

На многочисленных убедительных примерах он по­казывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совер­шенной жизни.

Тело и душа, мораль и секс ■— гармонично взаимо­проникают и взаимодополняют друг друга в естествен­ном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.

Прочтите эту книгу — она может по-настоящему об­новить ваше сердце.

ISBN 5-88230-143-2

© A. Lowcn, 1990

© Институт обидегуманитйрны.х исследований, оформление, перевод,

2004

Предисловие

Биоэнергетика — это современный метод пси­хотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой ра­ботой с телом (body-work). Создатель биоэнерге­тики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической ос­нове психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йор­ке. На протяжении последующих тридцати лет воз­никло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, счи­тая источником неврозов, депрессий и утраты са­моотождествления подавление чувств, которое про­является в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявля­ются, а затем закрепляются специфические навы­ки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера челове­ка, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничиваю­щих жизненность организма паттернов "самообла-

б " Л.Лоуэн

дания", называемых также "панцирем характера". Таким образом, физический облик человека сим­волически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и "оживления" замороженных в теле эмоций. Это приводит к ос­вобождению больших запасов энергии, затрачива­емых до этого па сдерживание телесных импуль­сов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспо­собления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыха­ния, нарушение которого тесно связано со стра­хом. Целью терапии является разблокирование ог­раничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с орга­низмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ори­ентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пуль­сацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, от­даваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т.д.). Она пмеег доступ в равной степени как к неприятным чув­ствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выраже­нием эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это "за-землешюсть"), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

/7с и vo.гогия тC

7

Сохраняя приближенную к современному пси­хоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление па напряженные мыш­цы, глубокое дыхание п специальные полы. Паци­ент выполняет упражнения, расширяющие осозпа-ваппе тела, развивающие спонтанную .жепрессию и психофизическую интеграцию. Полная индиви­дуальная программа биоэнергетической терапии длится около грех лет. Ее прохождение, кроме все­стороннего образования, обязательно для получе­ния права использования биоэнергетики в [ерапев-тпческоп практике.

Г. И. Коледа

Введ

ение

"Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению. Свойст­во природы самовыражс пне. Даже самая маленькая деталь mew что-нибудь показывает. Лицо человека кик зеркало отражает то. что делается внутри."

Ральф Иальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъек­тивное ощущение здоровья — это чувство удоволь­ствия, получаемое от тела, которое иногда дости­гает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появля­ются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в "сиянии" тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пла­стичнее нате тело, тем ближе мы находимся к здо­ровью. С возрастом наше тело грубеет, мы прибли­жаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: гра­ция животных, человеческое обаяние и душевное

Психология тела

обаяние, или благодать. (Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.) Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения выс­шего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее опреде­лить как доброту и личное обаяние. Обаяние жи­вотных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, игра­ющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверен­ности в движениях. Ловкий полет ласточек вызы­вает у пас восхищение. Все дикие животные име­ют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появ­ляется, когда он "открывается духу солнца и воз­духа" вместо того, чтобы уродовать свое гсло и ме­шать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоя­нии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что "животная грация уже не­достаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом". Возможно ли естественное поведение, полное оба­яния, если нет основы — обаяния тела? Когда че­ловек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чув­ства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удив­лять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа по­знания добра и зла, как мы читаем в Библии, чело­век жил в раю без самосознания, как и другие жн-

10

.~Ло

уэн

вотные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенно­го незнания, homo sapiens получил теперь пробле­мы и болезни. Часть ответственности за утрату гар­монии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: "Хрис­тианское деление материи и духа, динамики жиз­ни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожи­ло природу ." (Joseph Campbell, The power of Myth, New York, 1988.)

За христианской традицией стоит греко-семитс­кая вера в преобладание ума над телом. При отде­лении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохи­мическую лабораторию. Тело без духа обладает низ­ким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, сте­кающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река разлитая но равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми дня­ми вынужден заставлять свое тело двигаться си­лой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникнове­ния болезней.

П си\олог ия тела

Настоящая грация тела не есть нечто искусст­венное, — это часть естественного человека, одно­го из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, ее можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конк­ретно потерял, мы должны начать с изучения есте­ственного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обая­ния. Мы будем изучать тело как отдельную, само­регулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит ее существование. Взгляд па тело с энер­гетической перспективы позволит нам понять сущ­ность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чув­ствительности движения становятся механически­ми, а мысль — абстракцией. Человека, душа кото­рого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожи­дать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветет в нем заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подры­вают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам по­нять многие проблемы эмоциональной жизни, на­рушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как

/2____________________ А.Лоуэн

"божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродит!) его, приблизить к Богу и сохранить". Ее также можно определить как боже­ственный дух тела. Этот дух проявляет себя в ес­тественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доб­рота — это состояние святости, целостности, свя­зи с жизнью и с тем, чго божественно. А .эти поня­тия — синонимы здоровья.

Глава 1

Духовность и грация

Наше стремление к здоровью может принести ре­зультат только в том случае, если мы рассматрива­ем позитивную модель здоровья. Определение здо­ровья как отсутствия болезнен — эго негативное определение, поскольку такой взгляд на тело на­поминает взгляд механика на автомобиль, в кото­ром он может заменить отдельные части, не нару­шая работы всего механизма. Тоже самое нельзя сказать о каком-либо живом организме п о челове­ке в особенности. Мы можем чувствовать, а маши­ны эгого не могут Мы движемся спонтанно, чего не может ни один механизм. Мы также глубоко связаны с другими живыми организмами и приро­дой. Наша духовность происходи! именно из это­го чувства единения с силой и порядком более ве­ликими, чем мы сами. Не имеет никакого значения, дадим ли мы этой силе имя, или же, как древние, оставим ее без имени.

Если мы принимаем тот факт, что человеческие существа обладают духом, мы также должны при­нять то, что здоровье связано с духовностью. Я уверен, что утрата чувства единения с другими людьми, животными и природой серьезно мешает психическому здоровью. На уровне отдельного че­ловека мы определяем это как чувство изоляции, одиночества и пустоты, которое может привести к депрессии, а в более острых случаях — даже к шизоидному уходу от жизни. Вообще не замечает­ся тог факт, что когда связь с миром обрывается,

14

А.Лоуэн

наступает также потеря свяли со своим телесным "я". Именно отсутствие ощущения своего тела яв­ляется основой депрессии и шизоидных состояний. Это происходит вследствие понижения жизненной энергии тела, упадка его духа или энергетического состояния. В сущности, невозможно отделить пси­хическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет в себе оба этих аспекта. Не­смотря на это, в медицине нет никаких достовер­ных критериев для физической оценки психичес­кого здоровья. Его возможно определить лишь как отсутствие жалоб и беспокоящих элементов в лич­ности пациента. i

Объективно психическое здоровье можно опре­делить по уровню жизненной энергии, который проявляется в быстроте взгляда, цвете и темпера­туре кожи, спонтанности выражений лица, живос­ти тела, а также грациозности движений. Особен­но важны глаза — окна души. В них мы можем видеть жизнь духа человека. В тех случаях, когда дух отсутствует (например, при шизофрении), — глаза пусты. В состоянии депрессии глаза груст­ные, и часто в них видна глубокая тоска. У чело­века, находящегося между этими состояниями, гла­за бывают матовыми и неподвижными, — это свидетельствует о том, что нарушена функция по­нимания того, что человек видит. В большинстве случаев глаза становятся матовыми от тяжелых переживаний и травматических ситуаций в детстве. Поскольку глаза важны для наших отношений с другими людьми и с окружающим нас миром, мы проанализируем их функции подробнее в девятой главе, названной "Лицом к миру". Люди с живы­ми, блестящими глазами обычно смотрят друг дру­гу прямо в лицо, устанавливая зрительный кон-

/7cuvo юшя тела

15

гакг, который объединяет чувства людей. Живой цвет и тепло га кожи — результат хорошего крово­снабжения внешних слоев тела сердцем, которое бьется под влиянием "божественного духа". Этот дух проявляется также в жизненной .энергии тела и грациозности движений Греки были правы, ут­верждая, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле.

В свете вышеизложенного можно задать вопрос: молено ли лечить психические заболевания, не об­ращая внимания на состояние тела? И можно ли лечигь болезни гела, не обращая внимания на ду­шевное состояние пациента? Если цель терапии состоит в излечении отдельного симптома болез­ни, концентрация па ограниченном tppai менте лич­ности, у которой этот симптом присутсшует, име­ет смысл и может оказаться успешной Почти вся практика медицины использует этот вид лечения. Однако это не возвращает полного здоровья и не воздействует на причину заболевания, на так на­зываемые личностные факторы, предрасполагаю­щие человека к заболеванию. Конечно, не всегда возникает необходимость вникать в эти подробно­сти. Если мы имеем дело с переломом или инфи­цированной раной, можно воздействовать непос­редственно на больное место, чтобы ускорить заживление.

Несмотря на локальный подход к болезням, за­падная медицина достигла удивительных резуль-таюв в их лечении. Хотя ее отношение к телу яв­ляется механистичным, знание механики как в структурной, так и в биохимической областях, по­зволяет врачам творить чудеса. Однако у этого типа медицины есть явные ограничения, которые не хо­тят замечать врачи. Множество распространенных

16

А.Лоуэг

болезней не поддаются такому лечению. Заболева­ния поясничного отдела позвоночника, которым часто сопутствует раздражение седалищного нерва, очень распространены у жителей западных стран, но немногие хирурги-ортопеды понимают лгу про­блему и могут ее успешно лечить. Другим заболе­ванием, не поддающимся врачебному знанию, яв­ляется аргрит. Известна непобедимость рака. Напомню, что это болезни всего организма, и их можно понять только посредством целостного под­хода к человеку.

Несколько лег тому назад я лечил женщину с острым кишечным заболеванием. У нее была ал­лергия на многие продукты, включая хлеб, мясо и сахар. Потребление любого из этих продуктов вы­зывало у нее спазмы желудка и приступы поноса, которые ослабляли ее. Она была вынуждена при­держиваться определенной диеты. Несмотря на большую осторожность, приступов поноса избежать ей не удавалось. Она постоянно боролась со своим малым весом и недостатком энергии. Она, конеч­но, искала помощи у многих врачей, обследования у которых показывали, что ее кишечник заражен паразитами. Лекарства, которые ей прописывали, приносили только кратковременное облегчение. Казалось, паразиты пропадали, чтобы вскоре по­явиться снова.

Как терапевт я хорошо изучил ее. Назовем ее Рут. Рут была филигранной женщиной, довольно симпатичной, с красивым лицом. Однако две чер­ты мешали ее красоте. Ее большие глаза были пол­ны страха, она была близорука. Ее нижняя челюсть была необыкновенно напряжена и выдвинута впе­ред. Это придавало ее лицу выражение неуступчи­вости, как будто она хотела сказать: "Вам не удас-

Пси

vo тоги я /пела

17

тся меня уничтожить." На фоне страха в ее глазах челюсть, казалось, говорила: "Я не буду вас боять­ся." Руг, однако, не замечала этого страха.

Во время анализа всплыла следующая инфор­мация: Рут была единственным ребенком своих родителей, которые эмигрировали в США после второй мировой войны, еще до рождения дочери. Как мы установили, у каждого па родителей были свои эмоциональные проблемы. Мать была пугли­вой и полной страхов женщиной. Отец был болез­ненным, по очень работящим. Рут охарактеризова­ла свое детство как несчастное. Она чувствовала, чго мать относилась к ней враждебно, возлагая на нее слишком много обязанностей по дому, кото­рые не оставляли ей времени па игры. Она отно­силась к ней слишком критически. Рут не могла вспомнить теплого или близкого физического кон­такта со своей матерью. По отношению к огцу она, напротив, чувствовала теплоту и ощущала его лю­бовь. Однако он отстранился от нее, когда она была еще ребенком.

Дух Рут был сломлен. В ее теле существовала пустота, говорящая о том, что ее дух слаб. Она не была агрессивной. С большим трудом она сохра­няла хорошее самочувствие. Ее дыхание было плав­ным, а уровень энергии низким. Она не понимала, что ей было трудно протянуть руку к другим лю­дям, она приписывала это своей неуверенности в отношениях с людьми. Ее проблемы с кишечником напомнили мне именно эту неуверенность, а так­же неспособность к приему пищи. Это выглядело так, как будто на молоко своей матери она реаги­ровала, как на яд. Грудью ее кормили недолго и, несмотря па то, что она не могла вспомнить, когда это прекратилось, именно этот момент я считаю

18

А Лоуэн

первым серьезным оскорблением в ее жизни. На­верняка, враждебность матери была ядом. Второй серьезный удар — утрата близкого контакта с от­цом, спровоцированная завистью матери к его люб­ви к Рут. Отход отца обезоружил ее против враж­дебно настроенной матери и принес чувство, что она больше никому не нужна.

Несмотря на то, что я старался помочь Рут, она мне не доверяла. И хотя после каждого сеанса она чувствовала себя лучше, это улучшение было не­долгим, пока не случилось нечто удивительное. У Рут была подруга, которая рассказала ей об одной женщине, занимающейся оздоровлением в рамках Христианской науки. Рут нанесла несколько визн-гов этой женщине, и та рассказала ей об оздорав-ливающей силе веры в Иисуса Христа, объяснила Рут, что душа бессмертна, что тело может умереть, а человек живет дальше в своей душе. Она подчер­кнула также, что Рут отождествляла себя со свои­ми болезнями, хотя могла прервать это отождеств­ление, объяснив себе, что болезни — это часть ее тела, а не души. Рут в то время сказала мне: "Пред­ставьте меня, еврейку, верующую в Иисуса Хрис­та!"

Удивительным было то, что приступы у Рут пол­ностью прекратились. Она стала лучше выглядеть и чувствовать себя хорошо. Даже потребление про­дуктов, к которым у нее была аллергия, не вызы­вало неприятных реакций. Это выглядело как чудо веры, ведь вера в состоянии производить эффек­ты, похожие на чудеса. Вере я посвятил один из следующих разделов. Но чудесное выздоровление Рут можно объяснить и в другой плоскости.

Объяснение опирается на тезис о том, что бо­лезни и патологические состояния кишечника у Pyi

Психология me.i

19

возникали из-за того, что она отождествлялась со своей матерью, болезненной и страдающей женщи­ной. Важным свойством человеческой природы яв­ляется то, что отождествление такого типа всегда направлено на обидчика. Рут, как мы видели, чув­ствовала себя преследуемой матерью, боялась ее и ненавидела. В то же время, она очень ей сочув­ствовала и чувствовала себя виноватой перед ней. В подсознании, или в своем духе, она была связа­на с матерью. От этого она и страдала.

Для еврейки принятие Христа означает разрыв с семьей и собственным прошлым. Сделав это, Рут освободила свой дух от патологических связей с матерью, по крайней мере на какое-то время, побе­див тем самым болезнь. На языке психотерапии мы называем это переломом. Перелом — это важ­ный шаг на пути к выздоровлению и освобожде­нию духа пациента. Он нуждается в закреплении. После этого события Рут стала более расслаблен­ной, хотя ее спина и лицо все еще оставались на­пряженными, а глаза — испуганными. Плотина, в плену у которой был ее дух, дала трещину, по Рут знала, что она должна решить еще несколько про­блем и работать со своим телом для того, чтобы вернуть ему грацию.

Другой пациенткой, которая достигла перелома в терапии посредством освобождения своего духа, была Барбара. Эта шестидесятилетняя женщина около десяти лет страдала or постоянных присту-' нов поноса. Употребление сахара или чего-нибудь сладкого обычно вызывало такой приступ. Допол­нительным фактором был стресс. Однако самым большим источником напряжений было для нее второе замужество, полное конфликтов. Несмот­ря на свои проблемы Барбара неохотно искала по-

20

Л Лоуэн

мощи, считая, что сама должна справляться со сво­ими проблемами. Когда же она начала наконец свое лечение, прогресс был очень медленным. Барбара считала, что должна сама контролировать ход те­рапии таким же образом, как контролировала свою жизнь. Контроль означал ограничение чувств и бе­зэмоциональную реакцию на различные ситуации. Она боялась, что, потеряв полный контроль и ос­вободив свои чувства, может сойти с ума.

Перелом у Барбары наступил только тогда, ког­да она поняла, что проиграла. Ее брак находился на грани распада, ее охватила паника. Когда пер­вый раз по прошествии многих лет Барбара начала признаваться себе в своих чувствах, она сорвалась и расплакалась. Она чувствовала, чго проиграла. В молодости она была "маленькой дочкой" своего отца и верила, что всегда сможет оправдать ожи­дания своего мужчины и удержать его у себя. По­теря первого мужа, который умер, оставив ее одну, не помешала этой иллюзии. После сеанса, во вре­мя которого она расплакалась, она почувствовала сильный гнев на своего отца за то, что он не сдер­жал своего обещания любить ее, "если она будет послушной". Быть послушной девочкой означало для нее сдерживать свои чувства, а также быть силь­ной и ловкой. Такая позиция была хороша, как ей казалось, в ее первом браке, в котором она была стороной, осуществлявшей контроль. Однако, это не принесло успеха во втором браке, где она была вынуждена увеличить контроль. В результате, у нее развился синдром сверхчувствительности тол­стой кишки, который под влиянием стресса при­вел к приступам поноса. После переломного этапа в терапии приступы у Барбары прекратились. Вна­чале она приписывала это старательному избега-

Псыхо югия те.га

21

шпо сладкого. И только после того, как она на­елась сладкого, и с ней ничего не случилась, она поняла, что избавилась от этой проблемы. Это было также и оздоровление духа, потому что, давая ос­вобождение своим чувс гвам, она освободила так­же и его.

Случай Рут показывает потенциал духовной силы в лечении тела. Христианская Наука известна сво­ей верой в эту силу и использует ее в своей про­грамме оздоровления. Однако медицина западно­го мира из-за своей механической ориентации не хочет признать этой силы, которая является прин­ципиальным элементом восточной мысли. На Во­стоке внимание концентрируется на сохранении здоровья, а не на лечении болезни. Это требует целостного, всестороннего подхода к здоровью, чуждого западной медицине. На всей территории Востока здоровье считается состоянием равнове­сия, гармонии между индивидуальным и косми­ческим. Этот принцип лежит в основе практики тайцзи-цюань, программы упражнений, ориентиро­ванных на выработку у человека чувства единения с космосом посредством медленных движений. Тот же принцип присутствует в медитации, которая ведет к успокоению сознания человека для того, чтобы он мог почувствовать внутренний дух и еди­нение с мировым духом. Понятия равновесия и гармонии также относятся к двум великим силам, которые китайцы называют инь и ян. Эти две силы, одна из которых символизирует землю, а другая — небо, должны уравновешиваться в человеке, также как они уравновешены во вселенной. Болезнь мож­но рассматривать как отсутствие равновесия меж­ду ними.

22

А Л.оуэн

Болезни Рут и Барбары можно понять как дис­баланс этих сил. Эти силы можно обозначить как эго и тело, мысль и чувство, добро и зло. В обоих случаях отсутствие равновесия указало на дрмп-нирование головы над телом. Для Рут быть хоро­шей означало быть чувствительной к страданиям матери и забыть о своих нуждах. Для Барбары быть хорошей означало быть ловкой и сильной, а быть плохой означало быть чувственной. В этой книге я буду постоянно подчеркивать потребность гармо­нии между эго п телом как основу грации и насто­ящей духовности. Важно, чтобы мы понимали, что западные и восточные философии и религии рас­сматривают духовность пли чувство единения с высшим порядком с разных точек зрения. В то вре­мя как в Восточной мысли духовность — это не­что телеснос, мысль Запада считает ее прежде все­го функцией ума. Э i у разницу можно иначе выразить утверждением, что па Западе духовность в основном — удел веры, а па Востоке — чувств. Верно, что вера может влиять на чувства, так как чувства могут определять убеждения. Так, в исто­рии Рут мы видим, в какой большой мерс вера в Христа и бессмертие души может повлиять на фи­зиологические процессы в теле. С другой стороны, трансцендентное переживание, в котором мы чув­ствуем силу духа, может склонить нас к вере в божество или укрепить эту веру. Однако, мы дол­жны признать, что существует принципиальная разница между этими двумя взглядами на связь человека с миром. Восток всегда проявлял больше уважения к природе, чем Запад, считая, что счас­тье человека зависит от его гармонии с природой. Дао — это путь природы. Запад, по крайней мере, в течении нескольких последних столетий идет к

Пси?

хо тогия тс га

23

тому, чтобы приобрести контроль и власть над при­родой, и это заметно в западной позиции отноше­ния к телу. Западный человек думает о здоровье тела в категориях работоспособности, хорошего состояния, позволяющего ему работать всю жизнь как хорошей машине. Эту позицию можно m ме­тить в физических упражнениях, которыми зани­маются на Западе. Это поднятие тяжестей или тре­нировка на специальных тренажерах. Восточные упражнения, такие, как йога пли тайцзи-цюапь, отражают интерес к жизненности тела или его ду­ховности.

История потери грации и обаяния повторяется при рождении каждого нового человека. Как лю­бое другое млекопитающее, человеческий дек'ныш обладает врожденной живогной грацией, несмофя па то, что несколько первых месяцев его движе­ния неумелы, и он должен выработать у себя ко­ординацию мышц, коюрая со временем позволит ему двигаться так хорошо, как ему это будет нуж­но. Даже полная обаяния серпа сразу после рож­дения неуклюже ковыляе! перед тем, как в пер­вый раз крепко встать па ноги. Однако никакое животное не предпринимает сознательных усилий для того, чтобы развивать координацию, так как она генетически запрограммирована и развивается сама по мере роста тела. Уже с первых месяцев жизни грудной ребенок делает движения действи­тельно полные грации. Наиболее явным примером является вытягивание губ для того, чтобы добрать­ся до груди матери и сосать ее. В этом движении, напоминающем раскрытие лепестков цветка под действием лучей утреннего солнца, есть какая-то мягкость и грациозная плавность. Губы ,-но та часть тела ребенка, которая развивается первой.

24

А.Лоуэн

Сосание необходимо для жизни ребенка. Наобо­рот, многие взрослые, которых я встречал в жиз­ни и с которыми работал, не могут выдвигать губы естественным образом. У многих губы растянутые и твердые, а щеки напряжены, что придает лицу унылое выражение. Некоторым сложно даже ши­роко раскрыть рот. Когда ребенку всего лишь не­сколько месяцев от роду, он может протяпуть руку, чтобы прикоснуться к матери мягким, деликатным движением.

Тем не менее, в процессе роста дети рано или поздно теряют свое обаяние по мерс того, как им приходится поддаваться внешним ожиданиям, пре­небрегая при этом своими внутренними импульса­ми. Когда их собственные импульсы перемешива­ются с приказами родителей, дети быстро приходят к убеждению, что если они ведут себя плохо, зна­чит они и сами плохие. Почти во всех случаях импульсы и поведение очень маленьких детей не­винны, а ребенок просто вереи своей природе. Ти­пичным примером является поведение усталого ребенка, который хочет, чтобы его взяли на руки. Тем временем мать сама может быть усталой, воз­можно, она занята или несет тяжелые сумки, что не позволяет ей поднять ребенка. В этой ситуации плачущий ребенок приводит мать в отчаяние сво­им отказом идти. Некоторые матери отчитывают ребенка и приказывают ему перестать плакать. Если его нервирующее поведение продолжается, мать может его ударить, что приводит к увеличению потока слез. Пока еще (в данном примере) ребе­нок не потерял своей грации. Пока ребенок пла­чет, его тело остается мягким. Грудные дети часто могут ощущать фрустрацию и боль. Эго приводит их маленькие тела к напряжению, по ненадолго.

Психология те ict

Вскоре подбородок ребенка начинает дрожагь, и он разряжается плачем. Когда сквозь гело прохо­дит волна плача, его напряженность растворяется п напряжение уходит. Однако приходит время, когда ребенка начинают наказывать за плач, и он должен задушить в себе спазмы и проглотить сле­зы. Именно в тгот момент он утрачивает состоя­ние блаженства и уже "не идет к благодати", как говорил Джозеф Кембел. Другим естественным чув­ством, которое трудно принять многим родителям, является гнев, особенно, когда он направлен про­тив них самих. И все-таки, дети спонтанно атаку­ют родителей, когда чувствуют, что их ограничи­вают или навязывают им свою волю. Немногие родители могут принять гнев своего ребенка, так как он угрожает их власти и контролю. Так или иначе, они будут учить своего ребенка, что гнев -плохое поведение, и что он будет наказан за это. Даже такие невинные проявления как беготня, кри­ки или активное поведение могут разозлить неко­торых родителей, которые требуют, чтобы ребенок успокоился, вел себя прилично и сидел тихо.

Для многих детей список запретных видов по­ведения, за которые их ждет наказание, очень ве­лик. Определенная область контроля со стороны родителей, конечно, необходима в воспитании. Тем не менее, ключевым вопросом слишком часто ста­новится не го, что хорошо для ребенка, а то, что подходит родителям. Этот конфликт очень часто перерождается в борьбу за власть. Здесь не имеет значения, кто выиграет в таком конфликте, так как в итоге проигрывают обе стороны. Несмотря на го, поддается ребенок или же бунтует, прерывается нить любви, соединяющая ребенка с отцом или матерью. Вместе с потерей любви теряется духон-

\

26

А.Лоуэн

ноггь ребенка, и он утрачивает свою грацию. Утра­та грации — это физическое явление. Мы замеча­ем это по тому, как люди двигаются или стоят. На консультациях я часто вижу пациентов страдаю­щих депрессией. Как я писал в своей ранней рабо­те (A.Lowen, "Depression and the Body" New York, 1973), депрессия влияет не только па сознание че­ловека, но также на движения, аппетит, дыхание и производство энергии. Чтобы полностью понять это заболевание, я наблюдаю за гелом. Я очень часто вижу кого-то в позе "послушного ребенка'', ожидающего родительских распоряжении. Эта нео­сознаваемая позиция стала частью их личности, укоренившись в структуру гела. Когда мы позво­ляем пациентам осознать это поведение, неизмен­но выясняется, что родители считали их послуш­ными детьми. Из таких "хороших детей" вырастают хорошие работники, по, если не наступит ради­кальная перемена в их личности, они никогда не достигнут полноты жизненной силы и обаяния.

Часто говорят, что мы созданы нашими пережи­ваниями, но сейчас я хочу это сказать совершенно дословно. Наши гела отражают наши пережива­ния. Для иллюстрации этого утверждения я опи­шу три случая из собственной практики. Первый касается психолога из Голландии, который был участником семинара, который я вел много лет на­зад в институте Эссален. Обычная практика био­энергетической терапии — поиск в теле человека указаний на прошлые переживания. Тело этого человека имело необычную странность, а именно: глубокое (на шесть дюймов) углубление с левой стороны тела. Никогда раннее такого углубления я не видел и не был в состоянии объяснить его себе. Когда я спросил голландца, в какой ситуации оно

Психо гогия тела

27

появилось, он сказал, что появилось оно как не­большая впадина в левом боку, когда ему было 11 лет. В течение последующих трех лет впадина уг­лубилась, достигнув состояния, в котором я ее уви­дел. Голландец никогда не обращался к врачам, так как углубление не затрудняло нормального фун­кционирования тела. Я спросил, случилось ли не­что важное в его жизни, когда-ему было 11 лет. Он ответил, что его мать вышла в это время вто­рой раз замуж, и что он был выслан в интернат. Это не произвело впечатления на остальных чле­нов группы, но для меня было важным. Я сейчас же понял значение этого углубления: чья-то рука сильно оттолкнула его.

Вторым случаем был молодой человек с такими широкими плечами, каких я раньше никогда не встречал. Когда во время консультации я обратил па это внимание, он рассказал мне о своем отце, которого он очень уважал. Он сказал, что когда-то, когда ему было 16 лет, он вернулся домой из военной школы. Отец попросил, чтобы он стал око­ло пего перед зеркалом. Молодой человек заме­тил, что ростом он равен отцу, И ему пришла в голову мысль, что если бы он еще немного вырос, то смотрел бы на отца сверху вниз. С того дня он не вырос больше ни на сантиметр, в то время как плечи становились все шире. Для меня стало ясно, что вся энергия роста пошла в стороны, чтобы спа­сти сына от возможности перерасти отца. Третьим случаем может служить молодой человек высоко­го роста (около 190 см). Ои жаловался, что чув­ствует себя отделенным от жизни. Он говорил, что во время ходьбы не чувствует нижних частей своих ног и своих стоп. Когда он делал шаг, то не мог почувствовать, когда его стопа соприкасалась

28

А.Л

оуэн

с землей. Своего роста он достиг, когда ему было около 14 лет. Когда я расспрашивал его о жизни, он отмстил, что в это время его отец перешел из общей спальни родителей и занял комнату маль­чика. Последнему пришлось спать на чердаке. По его собственным словам, он воспринял это как "пи­нок вверх".

Для большинства людей такого рода эмоциональ­ные оскорбления не кажутся достаточно сильны­ми для того, чтобы произвести такие заметные де­формации тела. Однако, как я указал, глубина и сила чувств человека часто выражаются в реакци­ях тела. Каждое переживание, которое человек пережил, касается его тела и остается в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность и грацию тела. В случае болезненных негативных переживаний все наоборот. Если личность может адекватно реаги­ровать на нанесенное ей оскорбление, го его по­следствия не будут длительными, так как раны за­живают. Но если реакция будет заблокирована, то оскорбление оставит в теле след в виде хроничес­кого напряжения мышц. Подумаем, что происхо­дит с ребенком, которого учат, что плач — пове­дение, которого нельзя принять. Реакция плача находится в теле и каким-то образом должна быть заблокирована, если она не может быть выражена. Чтобы справится с этой реакцией, мышцы, прини­мающие участие в плаче, должны быть напряжены и остаться в этом напряженном состоянии, пока реакция плача полностью не пройдет. Однако, эта реакция не умирает, а голько отступает внутрь тела и продолжает существовать в подсознании. Ее мож­но снова активировать после многих лет в процес­се терапии или после какого-нибудь сильного пе-

Психология тела 29

реживания. Пока это не произойдет, задействован­ная группа мышц (в данном случае мышцы губ, щек, горла) останется в хроническом напряжении. О том, что это является частой проблемой, свиде­тельствует распространенное напряжение щек, ко­торое в тяжелых случаях известно как синдром височно-челюстного сустава.

Когда в геле возникает хроническое напряже­ние мышц, естественная реакция подсознательно блокируется. Хорошим примером является случай мужчины, плечевые мышцы которого были до та­кой степени напряжены, что он не мог поднять руки над головой. Такая блокировка являлась слу­чаем горможения импульса поднять руку на отца. Когда я спросил его, был ли он когда-либо зол на своего отца, он ответил, что никогда. Мысль, что он мог бы его ударить, была для него также невоз­можна, как и для его отца. Тем не менее, послед­ствием этого запрета было подавление естествен­ных движений плеч. Несколько лет тому назад, в Японии, я был свидетелем того, как трехлетний ребенок колотил кулаками свою маму. На меня произвело впечатление то, что мать ничего не сде­лала, чтобы удержать его или каким либо образом ответить. Я узнал позднее, что только когда ребен­ку исполняется шесть лет, его учат контролю, не­обходимому для умения вести себя в обществе. Пока ребенок не достигнет 6 лет, его считают невинным существом, неспособным отличить то, что нужно делать от того, что нельзя. У шестилетнего ребен­ка эго уже настолько развито, что обучение проис­ходит сознательно, опираясь на знания, а не на страх. На этом этапе ребенок считается достаточно зрелым, чтобы он мог сознательно брать за образец поведение своих родителей. Наказанием за недо-

30

Л- .Лоуэн

статочное усердие в обучении является физичес­кое насилие, ограничение в проявлении любви к нему или возникающее у ребенка чувство вины. В этом возрасте ребенок начинает ходить в школу. В нашей культуре господствует сильная тенденция начинать этот процесс раньше. (Об этом этапе жиз­ни читайте в работе A.Lowcn "Fear of Life" New York, 1981). Дети помладше также обучаются, но их обучение полностью спонтанно. Заставляя де­тей исполнять множество предписании и правил, пока они не достигнут этого возраста, мы ограни­чиваем их жизненность, спонтанность и обаяние. Видимо, у японцев и других пародов Востока спо­собность оценивать ребенка как невинное существо происходит от глубокого уважения к природе. Если мы живем в гармонии с природой и самим собой, мы можем также жить в гармонии и со своими деть­ми. Западные люди стараются подчинить себе при­роду. Если мы эксплуатируем ее, то будем также эксплуатировать своих детей.

Однако по мерс индустриализации стран Восто­ка, люди, живущие там, становятся похожими па людей Запада. Промышленное общество опирает­ся на силу, которая вначале является силой дей­ствия, но в итоге становится силой власти. Сила изменяет отношение человека к природе. Понятие гармонии уступает место контролю, а уважение — эксплуатации. Одновременное стремление к влас­ти и стремление к гармонии мешают друг другу. Вероятно, невозможно избежать того, что люди Востока будут страдать теми же эмоциональными расстройствами, что и западные люди, а именно: беспокойством, депрессией и утратой обаяния.

Возвращение к старому образу жизни, к сожа­лению, невозможно. Однажды потерянную нсвин-

Г1си\ология тела

31

ность невозможно вернуть. Именно из-за этого ста­рые практики восточных философов не в состоя­нии решить эмоциональные проблемы, с которы­ми мы имеем дело сегодня. Даже самая длиннейшая медитация не вернет способность плакать четовс-ку, у которого реакция плача была подавлена Ни­какие упражнения йоги не освободят напряжения плеч у человека, который не смеет поднять руки в гневе на тою, кто был для него авторитетом. Это не значит, что медитация или йога не имеют ника­кого положительного действия. Существуем мно­жество практик и упражнении, имеющих большую ценность для здоровья. Например, массаж одина­ково приятен и цепей для здоровья. Танец, плава­ние и прогулки — это тот вид движения, который я настоятельно рекомендую. Чтобы заново обрести те тесное обаяние, нужно знать, как оно было по­теряно. Главная задача анализа — чтобы человек осознал это.

Я хочу подчеркнуть, что, когда я говорю об ана­лизе, то я не имею в виду психоанализ. Нельзя сделать движения грациозными, лежа на кушетке или сидя в кресле и разговаривая о своих пережи­ваниях. Такой разговор необходим и полезен, по с хроническим напряжением мышц, которому сопут­ствует потеря грации, необходимо бороться на уров­не тела. Этим занимается биоэнергетика — иод-ход, который я стараюсь развивать и совершенствовать уже около 35 лет. Этот подход объединяет в себе идеи Востока и Запада п ис­пользует силу ума для понимания напряжений, которые связывают тело. Он мобилизует энергию гела для того, чтобы избавиться от этих напряже­ний.

32

А Л.О1/ЭИ

Связующем нитью здесь являек'я понятие энер­гии, которое мы находим в Восточной и Западной медицине. Энергия — это сита, сюящая позади духа. Это фундамент духовности тела. Если ее ис­пользовать сознательно, она сишовигся очень мощ­ной. В следующей главе мы расемшрим восточное и западное понятие энергии и покажем, как био­энергетика интегрирует их.

Глава 2

Энергия

Восточная религиозная мысль характеризуется тем, чго объединяет дух или духовность с энергетичес­ким взглядом на тело. Например, хатха-йога пред­полагает существование двух противоположных энер­гий: "ха" — энергии Солнца и "тха" — энергии Лупы Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Йесудиан и Хайх — авторам книги "Йога и здоровье", — наше тело про­низано позитивными и негативными потоками энер­гии, и когда эти потоки полностью уравновешивают­ся, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. (Selva Yesudian, Elisabeth Haich "Yoga ami Health", New York, 1953.) Легко понять, почему первобытные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют па Зем­лю и жизнь на ней. Согласно китайской идее здо­ровье зависит от равновесия противоположных энергий, инь и ян, представляющих энергии Зем­ли и Неба. В китайской практике .течения акупун­ктурой различают каналы, по которым движутся эти энергии. Посредством укалывания иглами или надавливания пальцами на акупунктурные точки можно управлять течением энергии в теле в целях излечения болезней и укрепления здоровья.

Другим способом, который используют китайцы для мобилизации энергии тела и сохранения здо­ровья, является программа специальных упражне­ний, известных как тайцзи-цюаиь. Движения гай-цзи обычно делаются медленно и ритмично, при

2 Зак 2534

34

А Лоуэн

использовании минимальной силы. Согласно Гер­ману Канцу "удар делается на расслаблении", ко­торое "помогает течению внутренней энергии, на­зываемой по китайски "чи", а по японски "ки". Резервуар этой энергии находится, как считается, в нижней области живота". (Herman Kanz, "The Martial Spirit", New York, 1977). К другим аспек­там восточной мысли, которые касаются движения энергии в теле, я обращусь в следующих главах этой книги.

Западная мысль объясняет энергию в механис­тических категориях, как нечто поддающееся из­мерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный ум отрицает их существование. Однако живые организмы реагиру­ют на некоторые аспекты энергии тела так, как ма­шины реагировать не могут. Например, возбужде­ние, которое чувствует любящий человек, когда встречает свою любимую — явление энергетичес­кое, которое не измерил еще ни один прибор. Жизненность, излучаемая влюбленными — сле­дующий пример энергетического явления, которое также не зарегистрировал ни один инструмент. Несмотря на то, что кпрлиановская фотография показала существование ауры пли энергетического излучения окружающего тело, еще никому не уда­лось объяснить это явление в количественных ка­тегориях. Еще до того, как мысль Востока начала проникать в западную культуру (что произошло совсем недавно) некоторые ученые оспаривали точ­ку зрения, что тело является всего лишь сложной биомеханической машиной, оживленной неким неясным духом и облагороженной метафизической душой. В прошлом столетии французский писа-

Г1си\оптия тела

35

тель и философ Генри Бергсон постулировал су­ществование силы или витальной энергии, так на­зываемой elan vital, которая оживляет тело. При­верженцы витализма, как было названо это направление, не могли принять мысль, что функ­ционирование живого организма можно полнос­тью объяснить в химических или физических ка­тегориях. Однако, но мерс развития техник и методов научного исследования, которые дали воз­можность выяснить биохимическую основу теле­сных процессов, на витализм стали смофеть как на нечто не поддающееся научному исследованию, не имеющее отражения в объективной реальности.

Современная медицина также придерживается этого взгляда. Когда я начал изучать медицину (мне было тогда тридцать шесть лет), я много размыш­лял о том, какое значение для здоровья могут иметь чувства, и как мы можем объяснить такие явления как любовь, храбрость, гордость и красота. Зна­ния, которые я получил в медицинской академии, были очень ценными, но ни одно из ниже назван­ных понятий там даже не упоминалось. Не рас­сматривались даже такие важные эмоции как страх, гнев и грусть, так как считалось, что это явления психологические, а не физиологические. Боль изу­чалась лишь исходя из неврологической и биохи­мической точек зрения, ну а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жиз­ни.

Самым серьезным белым пятном в медицинс­ком образовании в го время была (да и сейчас до некоторой степени прпсуствует) сексуальность че­ловека. Каждому врачу известно, что эта функция необычайно важна для жизни и здоровья. И на-

36

А.-Лоуэн

сколько к функции репродуцирования подошли исчерпывающе, настолько сексуальность обделена вниманием из-за того, что она не относится к ка­кому-либо одному органу, а связана с чувствами, охватывающими все тело. Благодаря изучению именно этой функции Вильгельм Райх понял, в чем состоит роль энергии в процессе жизни.

Современные медицинские пауки занимаются прежде всего функциями органов. Врачам прихо­дится специализироваться в лечении отдельных систем, гаких как дыхание, кровоснабжение или пищеварение. Наука о целостном человеке неиз­вестна западной медицине. Можно подумать, что это область психиатрии или психологии, однако эти дисциплины ограничились изучением мысли­тельных процессов и их влиянием на тело.

Идея о том, что мыслительные процессы при­надлежат к одной области, так называемой психо­логии, а физические процессы к другой, так назы­ваемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой лично­сти. Такой взгляд — результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Этот раз­рыв искалечил психиатрию и истощил медицину. Единственным способом справится с этим наруше­нием целостности человека является возвращение психики в тело человека. Здесь было ее первона­чальное место. Единенство тела и духа выражено в греческом корне psychein, что означает дыхание. Целостный взгляд на человеческий организм при­вел бы к признанию того, что тело пронизано ду­хом, который оживляет психику и контролирует его работу.

Поскольку такое определение психики происхо­дит от витализма, наука не может его принять.

Психология тс.la_________________________________J7

Таким образом, оно было вытеснено в царство ме­тафизики. Однако, именно с помощью психоло­гии в форме психоанализа был открыт путь к по­ниманию духа как энергетического явления. Эта дорога привела психологов па территорию сексу­альности, которая игнорировалась традиционной медициной. Фрейд предстал перед проблемой сек­суальности, стараясь понять истерические симпто­мы, психосоматические заболевания, которые ни медицина, пи психология не могли объяснить, пока Фрейд не опубликовал своего классического уче­ния. Он показал, что истерия — это результат пе­ренесения в физическую плоскость психического конфликта, связанного с сексуальностью и проис­ходящего из раннего травматического сексуально­го переживания. Однако ни Фрейд, ни другие пси­хоаналитики не были в состоянии объяснить, каким образом происходит это перенесение. В результате психосоматическая медицина страдала от разрыва между психикой и соматикой и не могла их объе­динить.

Объединить психику и соматику смог Вильгельм Райх, использовавший для этого понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспек­там — мыслительному и физическому — одного неделимого процесса. Подходящей метафорой мо­жет быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип пси­хосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетичес-

38

А Лоуэн

ком уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противополож­ность. Эти, на первый взгляд сложные взаимоот­ношения, можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 2.1).





оставить комментарий
страница1/7
Дата05.11.2011
Размер2,44 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх