Анализ итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 учебном год icon

Анализ итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 учебном год


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Информация для родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в...
Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для...
В апкиппро состоялось Всероссийское совещание по обсуждению итогов апробации комплексного...
«Основные подходы к реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» август, 2010...
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и...
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и...
Методические рекомендации по обеспечению выбора модуля комплексного учебного курса «Основы...
«Об апробации комплексного учебного курса орскэ»...
Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и...
С 1 сентября 2012 года вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»...
Положение о краевом конкурсе на лучшие учебно-методические разработки по вводной теме «Наш дом...
Выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры...



Загрузка...
скачать
Анализ итогов апробации комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в 2010-2011 учебном году в Красноярском крае



  1. Анализ итогов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 учебном году в Красноярском крае.

    1. Условия апробации.

В общеобразовательных учреждениях Красноярского края апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) организована в условиях, соответствующих целям и задачам апробации. В период апробации получили опыт преподавания модуля «Основы светской этики» 74% учителей края, «Основы мировых религиозных культур» - 30%, «Основы православной культуры» - 27%, «Основы исламской культуры» - 0,03%.

Курс преподают подготовленные учителя (2010г. обучились в АПКиППРО в Москве 101 педагог, на базе Красноярского краевого ИПКиППРО 1682 учителя, в 2011 дополнительно обучились 172, всего – 1955 человек), обладающие необходимыми знаниями и владеющие методиками преподавания курса ОРКСЭ, осознающие особую роль курса ОРКСЭ. В школах созданы необходимые материально- технические условия, занятия проводятся в кабинетах, оборудованных для демонстрации презентаций, фильмов и т.п. У всех педагогов есть свободный доступ к Интернет ресурсам. У всех общеобразовательных учреждений (далее ОУ) края есть электронная почта. В учебных планах ОУ выделены часы для курса, администрация школ обеспечила оплату труда всем педагогам, участвующим в апробации курса, на основе тарификации. Учитывается участие педагогов в апробации нового курса и при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда от 15 до 25%. Педагоги ознакомлены с имеющимися материалами муниципальных и школьных библиотек и музеев. Педагоги пользуются ресурсами сайтов АПКиППРО http://orkce.ru и Красноярского краевого ИПКиППРО www.kipk.ru. С родителями (законными представителями) проведена разъяснительная работа: родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование. Учителя, учащиеся, родители обеспечены программами, учебными пособиями и электронными учебными пособиями в полном объеме.


    1. ^ Положительный опыт и трудности, которые возникают у участников апробации в процессе реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Региональный положительный опыт.

Учителя. Организована работа Красноярского краевого методического объединения учителей курса ОРКСЭ, основные задачи – определение основных направлений работ по апробации, разработка инструментария оценки промежуточных и итоговых результатов апробации, выявление проблем и разработка предложений для их решения, разработка необходимых методических рекомендаций, консультирование руководителей муниципальных МО. Взаимодействие участников организовано через электронную переписку, форум на сайте КК ИПКиППРО. Создан региональный диск с разработками уроков по модулям курса «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», разработками первых уроков и итоговых мероприятий по курсу, проектом рабочей тетради по модулю «Основы светской этики» и рабочими программами.

Общество. Получен опыт обсуждения проблематики апробации курса и содержания религиозного образования между учеными, учителями, представителями конфессий в рамках:

  • краевого Гражданского Форума (6 -8.12.2010г.) проведена экспертная конференция «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание» с участием 300 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса,

  • научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век» (10 – 11.12.2010г.) проведена секция «Апробация курса ОРКСЭ» и круглый стол по апробации с участием 40 учителей курса и руководителей муниципальных методических объединений учителей курса,

  • XI Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений (11 – 13.01.2011г.) проведена секция «Церковь и образование» и круглый стол «Церковь и образование: вызовы эпохи» с участием 170 учителей курса.


^ Муниципальный и школьный положительный опыт.

Учителя. Во многих муниципальных территориях созданы сетевые сообщества участников апробации курса ОРКСЭ. Оформилось творческое движение педагогов курса, использующих современные образовательные технологии. Разработаны проекты рабочих тетрадей по модулю «Основы светской этики (учителя Канского района, г.Ачинска). Созданы муниципальные методические «копилки» разработок уроков и итоговых мероприятий, в ряде территории изданы методические сборники разработок уроков, сформированы диски с материалами открытых уроков

Дети. Уроки курса легли в основу воспитательной работы во многих школах. Есть очень интересные творческие и проектные работы детей, дети стали более терпимыми по отношению высказываниям, которые не соответствуют их мнению, наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях учащихся. Учащиеся проявляют интерес к предмету, принимают активное участие в подготовке и реализации проектов, проведении мероприятий по курсу, иногда с привлечением родителей

Родители. Курс способствует организации информационно-просветительской работы с родителями, направленной на общение с детьми в семье.

Общество. В большинстве территорий проведены муниципальные мероприятия с участием родительской общественности и представителей религиозных конфессий (творческие выставки по курсу, праздники «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», открытые уроки, конференции и т.д.).

Трудности.

Организационные. Выделение часов в учебном плане на курс при пятидневной учебной неделе.

Содержательные. Система безотметочного оценивания не проработана авторами курса. Учебное пособие по светской этике слабое, не соответствует возрастным особенностям детей (абстрактен, неинтересен). Содержание учебных пособий учителями курса ОРКСЭ оценивается положительно, достаточно высокими баллами. Но отдельные педагоги оценивают качество иллюстраций в 3 балла, как очень мелкие, а также считают недостаточным для занятий – раздаточный, дидактический материал (необходимы таблицы и наглядные пособия). Перегруженность терминологией и материалами религиозного характера. Не всегда даются четкие и понятные для данного возраста определения тех или иных понятий.


Научно-педагогические. Разработка мониторинга личностных, метапредметных результатов курса, оценки достижений обучающихся их личностных приращений в духовно-нравственном развитии.

Профессиональные. Учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по вопросам методики духовно-нравственного воспитания, реализации современных образовательных технологий (особенно технологий приобщения к ценностям) и религиоведческих знаний.

Коммуникативные. Недостаточно реализована одна из основных идей курса, предполагающая взаимодействие с родителями. Во многом на ситуацию влияет состояние школьного уклада, атмосферы взаимоотношений школы и родителей. Основная нагрузка легла на учителей курса, которым приходилось преодолевать отчуждение, безразличие руководителей ОУ и Управляющих советов, не подготовленных к новым задачам.



  1. ^ Сведения о результатах мониторинга процесса апробации, осуществляемого в регионе.

С целью мониторинга процесса апробации в Красноярском крае в мае 2011г. проведен опрос учителей курса1.

Первый блок опроса опыт преподавание модулей комплексного курса» В период апробации получили опыт преподавания модуля «Основы светской этики» 74% учителей, «Основы мировых религиозных культур» - 30%, «Основы православной культуры» - 27%, «Основы исламской культуры» - 0,03%. Предпочтение к преподаванию конкретного модуля испытывают 68% учителей, из них предпочитают преподавать «Основы православной культуры» - 17%, «Основы мировых религиозных культур» - 20%, «Основы светской этики» - 37%, «Основы исламской культуры» - 0,02%.

^ Второй блок опроса – профессиональная квалификация. Учителя назвали перспективные направления профессионального развития для преподавания курса по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание и религиозное образование в школе – 28%, методика преподавания, рефлексия опыта преподавания – 37%, основы религиозных культур (религиоведение) – 26%. На вопрос «Какие формы профессионального развития учителей ОРКСЭ должен поддерживать Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования?» 20% учителей курса поддержали проведение Краевых образовательных Рождественских Чтений, 30% - Краевой образовательный Форум (конференция по духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию), 24% - научно-практическую конференцию, 52% - дистанционные консультации, 18% - форум на сайте ИПК, 46% - семинары, 32% - методические профессиональные конкурсы.

Анализируя опыт участия в методическом объединении учителей курса, педагоги высказали свое отношение к формату работы муниципальных МО ОРКСЭ: 65% считают, что они необходимы для обмена опытом и распространения лучшего, 40% поддержали проведение проблемных конференций и семинаров, 46% - за сетевое общение учителей по практике преподавания курса.

^ Третий блок опроса - отношение учителей к религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию в школе. На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что религиозное образование и духовно-нравственное воспитание (ДНВ) определены государством в качестве задач школы?» ответы учителей распределились следующим образом: 51% поддерживают ДНВ и признают актуальность; 48% поддерживают, но считают, что условия для решения этих задач не достаточны; 0,6% категорически против религиозного образования, считают, что это задачи конфессий.

Учителя предложили и другие ответы на этот вопрос: «Школа должна вернуть функцию межпоколенной передачи ценностей. В основе воспитания лежат ценности и идеалы. Их нельзя привнести извне. Они в культуре народа, в его традициях. Религия – составная часть культуры. Рассказ о религии, а не вовлечение в неё. Презентация, а не навязывание ценностей. На уроке только информация, а не советы по ритуальной практике. Если ребёнок будет иметь информацию о религии, культуре, это облегчит его социализацию», «УМК не учитывает возраст ребёнка, не соответствует психологическим особенностям детей», «Считаю важным знания по основным религиям мира, но не религиозное», «Против религиозного воспитания в школе, это задача родителей, семьи», «Против религиозного образования».

^ На вопрос «Должен ли учитель, преподающий основы религиозной культуры быть верующим человеком (воцерковленным в этой конфессии)?» учителя курса ответили таким образом: да, так должно быть обязательно – 0,05%, нет, религиозные взгляды учителя не должны быть напрямую связаны с темой курса – 50%, религиозные взгляды не важны, учитель ОРКСЭ может быть и гуманитарно образованным атеистом – 49,2%. Другие ответы на вопрос: «Верующим быть не обязательно, самое главное – быть доброжелательно настроенным как к верующим, так и к атеистам, подходить к вопросу преподавания объективно», «Есть угроза православному учителю впасть в искушение пропаганды, в миссионерство, а это уже противоречит Закону об образовании», «Думаю не всегда, у каждого свои взгляды на религию».

Итоги этой опроса об отношении учителей к религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию в школе отражают объективную ситуацию недостаточной определенности, связанной с началом педагогического осмысления по этой проблематике.

^ Четвертый блок опроса - работа с родителями. На вопрос «Как Вы относитесь к выбору модулей курса родителями и учащимися?» - 81,5% ответили, что это правильно, выбор должен быть; 18,3% считают, что выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит родительское собрание; 0,5% ответили, что выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который определит администрация или педагогический совет. Другие ответы на этот вопрос: «Что изучать ребёнку, решает семья. Семью связывают семейные традиции, общие взгляды. Этот курс направлен на укрепление взаимосвязи семьи и школы. Современная семья нуждается в помощи. Выбранный модуль должен дать ей определённое содержание для общения: ценности, нравственные приоритеты. Ребёнок должен прийти к родителю с вопросом, решать который он будет с ним. Право выбора модуля, безусловно, за родителями», «Выбор не нужен, лучше изучать классом модуль, который бы охватывал все религиозные культуры, так как именно это может способствовать общему развитию учащихся, воспитанию толерантности», «Воцерковленность необязательно, главное – духовно-нравственная личность; должен быть толерантный человек, с высокими моральными устоями, вера – вторично», «Выбор должен быть за государством, регионом или образовательным учреждением. И необязательно духовность в детях можно развивать на основе религиозных культур. Есть масса других возможностей».

Учителя оценили уровень заинтересованности родителей в изучении их детьми курса ОРКСЭ: для большинства родителей это важный курс – 49%, в основном родители равнодушны ко всем темам курса – 18%, отношение изменилось в лучшую сторону – 33%. «Положительная оценка курса родителями, однако большинство родителей воспринимают курс как общеразвивающий», «Совместные экскурсии», «Курс направлен на взаимодействие семьи и школы. Он не замыкается в рамках классно-урочной системы, обязательно должна быть задействована система заданий для включения жизненного опыта родителей в воспитательный процесс», «Модуль должны выбирать в первую очередь дети», «Отношение родителей зависит от их образованности», «В подавляющем большинстве родители заинтересованы в преподавании модуля «Светская этика», остальные модули вызывают жаркие споры».

Итоги опроса показывают, что учителя предпочитают в работе с родителями привлечение родителей к выполнению душевных домашних работ по курсу (72%), на общий итоговый праздник готовы пригласить 58%, на открытый урок – 36%. Другой ответ – 4% - это в основном индивидуальные беседы, родительские собрания.

На вопрос «Оказывали ли Вы влияние по решение родителей о выборе модуля?» положительно ответили 14% учителей. Пример другого ответа: «Чтобы родительский выбор был осознанным, а не случайным, необходимо объяснить цели и задачи курса, основанного на погружении в систему ценностей. Ценности не привносятся извне, они в нашей культуре. Родители должны выбрать культурную традицию. Речь не идёт о выборе религии. Речь идёт о знакомстве с религиозной или светской культурой. Выбор модуля – это выбор культуры, выбор традиции. Искать общий консолидирующий язык с семьёй, выстраивать педагогику отношений с родителями. Информация для родителей, выступление на родительском собрании». Цель этого влияния они объясняют тем, что качественно преподавать могут только конкретный модуль - 84% из ответивших «Да», чтобы не допустить разный выбор (ограниченность финансирования) – 50% и 9% предложили свои ответы: цель просветительская, сложно с расписанием в маленькой школе, недостаточная осведомленность родителей, модуль «Основы мировых религиозных культур» нейтрален ко всем конфессиям и вообще всеобъемлющий по содержанию, сложности с включением в расписание уроков, с целью большей информированности родителей, в классе представители нескольких конфессий и должен быть универсальный курс.

Итоги опроса по этому блоку показывают, что выбор родителями модуля по курсу является актуальной проблемой, которую надо обозначить и педагогически осмыслить.



^ В пятом блоке опроса учителя курса высказали мнение педагогов о результативности и эффективности учебного курса при обучении 4-х и 5-х классов


Педагоги называют воспитательные результаты курса:

  • Дети «размышляют», «задумываются» прежде чем вынести свое суждение или оценку; задают вопросы, проявляют неравнодушие к происходящему разговору, явлению. Нет конфликтов на национальной религиозной почве, учащиеся с удовольствием принимают участие в праздниках по курсу ОРКСЭ. Конфликтные ситуации рассматриваются, обсуждаются в сравнении с 10 заповедями (православная культура).

  • Учащиеся стали терпимее друг к другу, уменьшилось число конфликтов между детьми, классный коллектив стал сплоченней. Проявляют доброжелательное, милосердное отношение к старшим. Повысился интерес к работе со внеучебными источниками (книги, журналы, словари, Интернет-ресурсы). Интерес к православной культуре. Проявляют заинтересованность к созданию проектов и творческих работ. Стали задавать много вопросов родителям по темам курса, поэтому появилась возможность диалога между поколениями.

  • Дети стали дружелюбнее по отношению друг к другу и пожилым людям. Помогают им. Наводят порядок на улицах села. Улучшение взаимоотношений между учениками класса. Разрешение конфликтных ситуаций. Дети более осознанно начали относиться к своему поведению и поведению других людей. Умеют анализировать поступки и четко представляют грань между «хорошо» и «плохо». Дети проявляют интерес к истории своей семьи, к религиозной культуре. Положительное отношение к курсу, рост познавательного интереса, вдумчивое отношение к общению с ровесниками и взрослыми.

  • Улучшение психологического климата в классе. Учащиеся стали тактичнее, терпимее друг к другу, добрее в отношениях. Учащиеся стали уважительнее относиться к мнению других людей, у них появились: стремление оказывать поддержку товарищам; заинтересованность в результатах деятельности команды; ответственность в ходе коллективной работы.

  • У части детей в личностном плане можно отметить проявление таких качеств как доброжелательность, внимание к переживаниям других.

  • Курс дает возможность чаще общаться с родителями, поскольку домашние задания заключаются именно в общении на заданные темы. Выросло количество родителей, активно участвующих в школьной жизни детей.

  • Констатируется отсутствие в учреждениях проявлений негативного отношения учащихся друг к другу на основе национальной розни. Дети стали терпимее друг к другу. Во многих ОУ отмечается рост активности учащихся на занятиях.

  • Дети сопереживают друг другу, сокращается разрыв между различными сферами жизни ребёнка: семьёй, школой, досугом; ребята активно участвуют в поисках дополнительного материала по темам курса, принимают участие в мероприятиях. Оценивают свои и чужие поступки, отношение к окружающим людям, вежливость и внимание. Дети более четко представляют, что такое нравственный дом, моральный выбор, добро и зло. Дети учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, делать правильный выбор в решении различных проблем, искать пути решения. Наблюдаются у учащихся познания к совершению моральных поступков и не совершать аморальные. Благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, доброжелательность, сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В лучшую сторону меняются отношения между детьми (особенно это заметно в общении русских с иноязычными ребятами).

  • Улучшилась дисциплина в классе, дети начинают правильно воспринимать предоставляемую информацию, терпимее относиться к недостаткам друг друга и видеть и ценить достоинства окружающих. Конкретный пример: на 9 мая ученики 5 класса, (у которых я вела курс ОРКСЭ), совершенно искренне изготовили красивые открытки, поделки, и на площади Коростелева, когда был праздник, подарили ветеранам – это было красиво, приятно и неожиданно! Мы с детьми придумали это, когда на уроках ОРКСЭ говорили о добре, внимании, гуманизме. Вот и осуществили замысел на празднике Великой Победы! Было здорово!!


^ Познавательные результаты:

  • Стремление к познанию и творчеству. Возрос интерес к истории православных праздников (модуль «Основы православной культуры»). С интересом и уважением знакомятся со всеми религиозными культурами Красноярского края и своего города, поселения.

  • Учащиеся осознанно разбираются в понятиях, например, чтобы быть справедливым, необходимо руководствоваться моральными правилами; моральный долг - каждый учащийся понимает внешние культурные нормы, которые превращаются в личную задачу каждого. И здесь же знакомятся с обязанностями исполнять установленные в обществе моральные нормы и т.д.

  • Могут поддержать беседу по изучаемым темам курса.

  • Развитие информационной компетентности учащихся. Дети ищут в разных источниках дополнительный материал по курсу, обращаются к родителям, рассказывают им то, что узнали на уроке, меньше допускают грубостей друг другу, помогают и поддерживают один другого.

  • Этот предмет помогает учащимся расширить познавательный кругозор о духовном мире человека, понять вопросы, связанные с духовно-нравственными основами, раскрывает значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

  • Понимание и принятие детьми особенностей различных культур и религий, а как следствие понимание особенностей поведения людей различных культур и религий.

  • У учащихся появился познавательный интерес к предмету, который не входит в образовательную программу, стремление узнать что-то новое, ранее неизвестное, понимание верующих людей. На уроках данного курса можно задавать любые вопросы и высказывать свое мнение и за это не получать оценку, поэтому дети стали смелее высказывать свои суждения. Детям нравится делать выводы, отстаивать свою нравственную позицию.

  • Научились оценивать свои поступки и поступки других, сопереживать, сострадать. Способствует развитию речи учащихся, формирует мировоззрение, целостное восприятие истории и культуры в соответствии с возрастом. Больше интерес стал проявляться к познанию самого себя, внимательнее стали по отношению друг к другу. Учащиеся иногда применяют полученные знания на других предметах и в жизни.



^ Мнение педагогов о результативности и эффективности учебного курса при обучении 4-х и 5-х классов (по итогам опросов, проведенных на муниципальном уровне)

г.Ачинск – 87% учителей курса считают, что данный курс повысит уровень духовно — нравственного развития школьников, сформирует представление о духовных традициях народов России. В процессе изучения данного курса ученики познакомились с легендами с семейными традициями, стали толерантнее (результаты наблюдения), увидели, что рядом с ними много добрых, милосердных, достойных уважения людей. Ученики нескольких школ стали инициаторами акции «Помоги ближнему».

Березовский район – 76% учителей считают, что способствует развитию духовности, знакомит с духовными традициями, с общечеловеческими ценностями, в результате будет вырабатываться потребность служить людям и совершать добрые поступки.

Только положительные оценки получены в результате опросов учителей курса – г.Железногорск, районы – Ачинский, Козульский, Курагинский, Мариинская гимназия, Ермаковский, Краснотуранский, Минусинский, Большемуртинский, Бирилюсский и т.д.

г.Красноярск – 73% учителей считают, что курс интересный, своевременно введённый и актуальный.

Учителя г.Зеленогорска отмечают, что учащиеся 4, 5-х классов гораздо критичнее оценивают себя с позиций изученных тем. Учителя Ужурского района отвечают, что курс полезный и нужный, помогает в сплочении семьи, укреплении толерантности, способствует привлечению родителей к сотрудничеству. Учителя г.Канска – «курс дает возможность для учащихся 4 класса приобрести навыки коммуникации, которые лягут в основу выстраивания отношений между учениками и педагогами при переходе в среднее звено. Процесс адаптации в 5 классе проходит более оптимально. Отмечена большая духовно-нравственная значимость курса, становление нравственности обучающихся». Учителя г.Назарово: «Ученики сравнивают, излагают свои мысли по поводу различных религиозных культур. начинают задумываться о своих поступках, о сказанных словах, более уважительно относиться к окружающим людям, начинают интересоваться событиями из религиозного прошлого, религиозными традициями». Сухобузимский район: «Есть положительная динамика в отношениях между детьми, появляется терпимость по отношению высказываниям». Шушенский, Идринский районы - педагоги отмечают особое влияние предмета на нравственное воспитание детей. Саянский район - введение данного курса способствует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания. Через занятия курса ОРКСЭ идёт развитие познавательной активности ученика обращение к жизненному опыту учеников и их родителей, знакомство с их точкой зрения, формулируется умение высказать своё мысль, собственное мнение. Выполняя творческие работы совместно с родителями, дети получают необходимые навыки общения, сотрудничества, приобретают новые умения.

      Таймыр - 93% педагогов муниципального района считают, что курс необходим. Итоги опроса позволяют сделать вывод об отсутствии негативного восприятия эксперимента по апробации курса среди преподавателей, которые проводят двойную экспериментальную работу: участвуют в федеральном эксперименте по преподаванию курса и в апробации его учебно-методического сопровождения. Педагоги признают насыщенность курса новыми понятиями, отмечают, что курс учит логически мыслить, рассуждать, мотивирует учащихся к поиску информации в дополнительных источниках. А значит, развивает их любознательность к изучаемому предмету, память и речь.

      Учителя г.Дивногорска – «Курс важный, необходим детям. При использовании разнообразных форм и видов учебной деятельности, в процессе преподавания модуля, происходит целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельной деятельности обучающихся, подготовке творческих и исследовательских проектов, формируются умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Коммуникативный подход в преподавании курса обеспечивает развитие коммуникативной деятельности школьника через взаимодействие, сотрудничество. В рамках курса происходит воспитание ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Курс способствует расширению кругозора школьников, формирует уважительное отношение к традиционным российским религиям, курс воспитывает культуру межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России».


^ Мнение педагогов о восприятии нового учебного курса обучающимися 4-х классов изучалось через опросы, проведенные на муниципальном уровне


Успешное восприятие курса – по мнению педагогов всех территорий края.

г.Ачинск - включенность и активность на уроках учащихся стала заметно выше. Ребята стали задавать много вопросов связанных с культурой. Березовский район - восприятию нового курса препятствуют перегруженность курса теоретическим материалом и труднодоступный для учащихся научный язык изложения. Г.Зеленогорск С появлением определённого опыта у учителей занятия стали проходить методически и информативно интереснее, соответственно, ученики с большим увлечением и работают на занятиях, и выполняют итоговые работы. Канский район - обучающиеся воспринимают материал с интересом, желанием, трудностей в усвоении материала не возникает. Рефлексия показывает хорошие отзывы об уроках, их организации. Домашние задания выполняют с удовольствием.

Иланский район - курс способствует реализации задач, важных на сегодняшний день: воспитание нравственности, развитие интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям людей, укрепление взаимоотношения в обществе. Хорошее подспорье для педагога – УМК: учебное пособие для учащихся, методическая справочная литература для учителей, пособие для родителей, электронное пособие к модулю. При подготовке к уроку учителя не испытывают затруднения, имея такой УМК. Уроки проходят интересно, с использованием презентаций, иллюстративного материала, различных творческих заданий. Уроки ОРКиСЭ направлены на воспитание у учащихся таких качеств, как любознательность, креативность, инициативность, доброжелательность, коммуникативность, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиваются навыки самоорганизации и здорового образа жизни. Курс даст знания детям, которые помогут им самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше, способствует возникновению интереса к своему внутреннему миру, акцентирует внимание на постоянном возрастающем осознании собственного поведения: от взаимоотношения с людьми до отношения к политике, государству, призван обеспечить развитие у учащихся толерантной рефлексии. Польза от курса есть.

Краснотуранский район - некоторые из тем сложны для восприятия учащихся 4х классов. Безотметочная система снижает мотивацию учащихся. Саянский - ученики заинтересованы тематикой курса, активны в подготовке домашних заданий, итоговых творческих работ. Некоторые темы, изложенные в программе, трудны для восприятия учащимися.

Таймыр - Курс ребятам нравится. На вопрос, помог ли курс при изучении других предметов, - 100% городских школьников ответили положительно. Хотели бы и дальше изучать предмет -100% учащихся ответили «да». Что больше всего понравилось при изучении курса: теория или практические занятия, - 68 % ответили, что практические занятия. В сельских образовательных учреждениях также проводилось анкетирование. 95% учащихся курс нравится. Вот что пишет ученик 4 класса ТМОУ «Новинская НОШ»:  «К этому уроку я сначала относился несерьёзно, потому что я считаю, что у меня нет добрых поступков. А ещё я вру, не всегда делаю домашнюю работу. В школе я редко работаю на уроках. Но когда ребята говорили на уроках о своих добрых делах и мыслях, мне стало стыдно. На последнем уроке я заплакал из-за этого, но удивился, что учительница и ребята не заругали меня. Наверное, они думают обо мне лучше, я не такой плохой. Может эти уроки помогут мне стать хорошим».

Большемуртинский. По результатам мониторинга можно сделать вывод, что у учащихся высокий уровень мотивации относительно изучаемого курса. Учащиеся в сочинениях, анкетах, в диалоге с учителем отмечают положительное отношение к данному курсу. Об эффективности учебного курса можно судить по результатам анкетирования учащихся и их родителей, которые отмечают: курс познавателен, направлен на воспитание сотрудничества, толерантности и других качеств.


^ 2.5.Динамика отношения участников апробации и различных представителей общества к введению нового учебного курса «основы религиозных культур и светской этики»

По результатам анализа отчетов всех муниципальных образований края наблюдается положительная динамика отношения родительской и педагогической общественности к курсу.

Учителя курса были положительно настроены перед апробацией (данные опроса по итогам прохождения курсов повышения квалификации).

Недоверчивое, осторожное, нередко и скептическое отношение к курсу в начале апробации у родителей, администрации и педагогических коллективов ОУ сменилось позитивным отношением. Многие родители вначале считали, что курс будет способствовать пропаганде религиозных взглядов. Интерес к курсу у учащихся и их родителей усиливается.

Участники апробации отмечают своевременную подготовку кадров, своевременное учебно-методическое обеспечение, качественное сопровождение педагогов. Проводится разъяснительная и информационная работа с населением с помощью средств массовой информации через телевизионные и интервью, репортажи в газетах. Родители и представители общественности приглашались на уроки.

Таймыр - В основном, родителями курс оценивается положительно (97%), особенно родителями сельских образовательных учреждений. Выдержка из анкет родителей…Новинская НОШ: «Я мать Антонова Сени, ученика Натальи Владимировны. К новому предмету, как и ко всему новому, я отношусь  настороженно. Вместе с сыном я читаю новый учебник, беседую, отвечаю на вопросы, помогаю нарисовать, выполнить поделку на темы домашнего задания.  Я заметила, что стала гораздо больше проводить время в беседе со своим ребёнком о добре и зле, о правде и лжи. Приходится частенько и самой задумываться об этих понятиях. Побывав  на открытых уроках, мне самой захотелось участвовать в диалогах, задавать вопросы  и отвечать на них. Очень нравится материал презентаций, приготовленных   детьми и учителем. Эти уроки учат любви, добру, терпимости, истории своего народа». В городских ОУ 100% родителей отметили в анкетах, что совместно обсуждали вопросы домашнего задания. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.


^ 2.6.Тенденции и прогнозы реализации в регионе обучения по курсу ОРКСЭ.


Основная тенденция – курс ОРКЭ принят школьным образованием как актуальный формат духовно-нравственного воспитания и религиозного образования

Прогноз: курс должен знакомить с основами религиозных культур как ценностью общественного развития и человеческой жизни, представлен не только в 4\5 классах. Но и в последующем образовании. Курс должен быть обязательным для изучения, в основном расписании.

На вопрос, «В каком классе лучше изучать ОРКСЭ?»2 38% учителей курса высказались за второе полугодие 4-го и первое полугодие пятого класса, 22% за изучение в четвертом классе, 31% - за пятый класс, другой ответ предложили 9%: в 10 классе, именно к этому возрасту возникает интерес и возможность осмыслит; «Православная культура» - 5-11 классы, «Этика» - 5-8 классы; в 3и 4 классе; два часа в неделю в четвертой четверти 4 класса и первой четверти 5 класса; с 5-8 класс продолжить обучение; ввести предмет в младших классах; с 4 по 6 класс; в каждом классе работать по - своему интересно, о считаю, что один учитель должен вести весь курс, и в 4 классе, и в 5-ом; о нравственном воспитании нужно заботиться каждый день с 1 по 11 класс; с 3 класса; со 2 класса; и в 4 и в 5 классах в течение года; если касаться вопросов религии, то только в старшей школе.



  1. ^ Сведения о наличии разработанных и внедренных в практику управления процессом апробации курса нормативно-правовых и локальных актов (Приложение 1).

Наименование

документа


Краткое содержание документа

(аннотация)

Уровень региональный

Сроки введения документа в действие


Закон Красноярского края «О внесении изменений в Законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.

Содержание курса ОРКСЭ введено в содержание национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае (4 и 5 классы)

региональный

С 12.11.2009 № 9-3926

Приказ МОиН КК от 09.09.2010 № 672 о создании рабочей группы по разработке и внедрению в Красноярском крае плана мероприятий по апробации комплексного учебного курса.

Определены полномочия и состав рабочей группы

региональный

09.09.2010

План мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Красноярского края «Основы религиозных культур и светской этики».


План основных мероприятий по апробации курса

региональный

Декабрь 2009г. - июль 2011г.

Письма главам муниципальных образований о предназначении эксперимента и необходимости и порядке обеспечения своевременной подготовки и проведения мероприятий по введению комплексного учебного курса.

Обоснование проведения эксперимента в общеобразовательных учреждениях Красноярского края, рекомендован регламент подготовительных работ

региональный

Сентябрь – декабрь 2009г.

Методические рекомендации руководителям муниципальных органов управления образованием, и образовательных учреждений по реализации проекта в муниципальных территориях.

Рекомендовано создание рабочих групп, назначение муниципальных координаторов, обоснованы основные направления работы

региональный

2009 – 2011гг.

Схема реализации проекта по апробации комплексного курса и модель организации курсов повышения квалификации учителей края для преподавания комплексного учебного курса

Обоснование региональной модели организации курсов повышения квалификации учителей края для преподавания комплексного учебного курса

региональный

2009 – 2010гг.

Методические рекомендации «Возможные варианты введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах образовательных учреждений Красноярского края»

Описаны возможные варианты введения курса в учебные планы образовательных учреждений края

региональный

2010 - 2012

Методические рекомендации по проведению муниципальных образованиях итоговых семинаров по теме: «Анализ промежуточных результатов апробации курса ОРКСЭ: первые итоги и перспективы»

Предлагается проект программы семинаров, разработка по проведению анкетирования учителей, родителей и учащихся (для мониторинга)

региональный

201-2011

      Рекомендации по обеспечению выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (циклограмма и матрица работы с выбором)

      Циклограмма описывает оптимальные и крайние сроки и виды работ, матрица описывает этапы деятельности работы с выбором родителей, типовые задачи, возможных ответственных, примерные сроки решения задач.

      Региональный

      2010 – 2011г.

Письмо МОиН Края «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса»




региональный

2010\2011 уч.г.

Об организации деятельности краевого методического объединения учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики












На муниципальном уровне приняты локальные акты - приказы:

  • О создании рабочих групп для обеспечения апробации курса ОРКСЭ (2009-2010, 2010-2011)

  • О планах работы по организации апробации комплексного курса ОРКСЭ (2009-2010, 2010-2011),

  • О составе участников апробации,

  • О внесении изменений в учебные планы образовательных учреждений на 2009- 2010учебный год

  • О плане мероприятий по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (2009-2010, 2010-2011),

  • Об организации методической работы в 2010/2011 учебном году» - РМО учителей, преподающих курс ОРКС в структуре методической службы, назначение руководителем

  • О назначении ответственного лица за взаимодействие с Центром реализации проекта апробации курса, об участии в курсах повышения квалификации по преподаванию курса 09.03.2010г.

  • О мониторинге процесса апробации комплексного курса ОРКСЭ (2010-2011),

  • «О создании районного методического объединения учителей, участвующих в апробации курса ОРКСЭ» - 2010\2012 гг.




  1. ^ Сведения о лучших практиках по реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»



          Название практики



          Краткое описание практики

          (аннотация)

          Уровень апробации

          Разработчик (и)



          ^ Конкурс разработок.

          Конкурс лучших сценариев первого и итогового уроков по курсу

          ОРКСЭ

          Сборник сценариев первого и итогового уроков по курсу

          ОРКСЭ. Приложение – диск в презентациями, видео материалами, музыкальным сопровождением и т.д. Авторы - педагоги и методисты двенадцати муниципальных территорий края

          Вертикаль – школа-муниципалитет-край

          Министерство образования и науки Красноярского края и КК ИПКиППРО

          Конкурс методических материалов уроков по модулю «Основы православной культуры»

          Сборник методических материалов уроков по модулю «Основы православной культуры». Приложение – диск в презентациями, видео материалами, музыкальным сопровождением и т.д. Авторы - педагоги и методисты

          шестнадцати муниципальных территорий края

          Вертикаль – школа-муниципалитет-край

          Министерство образования и науки Красноярского края и КК ИПКиППРО

          Конкурс методических материалов уроков по модулю «Основы светской этики»

          Сборник методических материалов уроков по модулю «Основы светской этики». Приложение – диск в презентациями, видео материалами, музыкальным сопровождением и т.д. Авторы - педагоги и методисты

          тридцати четырех муниципальных территорий края.

          Вертикаль – школа-муниципалитет-край

          Министерство образования и науки Красноярского края и КК ИПКиППРО

          Конкурс методических материалов уроков по модулю «Основы мировых религиозных культур»

          Сборник методических материалов уроков по модулю «Основы мировых религиозных культур». Приложение – диск в презентациями, видео материалами, музыкальным сопровождением и т.д. Авторы - педагоги и методисты двенадцати муниципальных территорий края.

          Вертикаль – школа-муниципалитет-край

          Министерство образования и науки Красноярского края и КК ИПКиППРО

          Региональный конкурс методических статей по апробации курса

          Сборник статей педагогов Красноярского края по апробации курса

          Вертикаль – школа-муниципалитет-край

          Министерство образования и науки Красноярского края и КК ИПКиППРО

          Инициативы.

          Разработка проекта рабочей тетради и план-конспектов уроков по модулю курса

          Разработка проекта рабочей тетради и план-конспектов уроков по модулю курса.

          Муниципальный

          Педагоги и методисты Канского района

          Муниципальные конкурсы разработок уроков по курсу ОРКСЭ

          Сборники лучших разработок уроков по курсу ОРКСЭ модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур»

          Муниципальный

          Методисты и учителя г.Железногорска, Шушенского района и г.Зеленогорска, Таймыра

          Сетевое сообщество учителей курса в муниципальном районе

          Опыт организации сетевого сообщества педагогов курса в условиях района, разделенного природными условиями (на разных берегах Енисея, в большой отдаленности)

          Муниципальный

          Матвиенко А.В., руководитель МО учителей курса Балахтинский район

          Зональный семинар-совещание по апробации курса

          Организация семинаров, конференций учителей курса – представление, обсуждение мастер-классов

          Межмуниципальный – восточные территории края

          Организатор – управление образованием г.Канска (начальник – А.П.Панов)

          Педагогические практики студентов-религиоведов Красноярского государственного пед.университета им.В.П.Астафьева

          Студенты получили возможность прохождения педагогической практики учебному курсу, который является содержанием их образования

          Педагогически вуз – школа

          Кафедра религиоведения КГПУ им.В.П.Астафьева (завед.кафедрой – д.ф.н., проф.Григорьева Л.И.) и школы г.Красноярска (гимназия №16, школа №10, школа №145)

          Курсы повышения квалификации преподавателей курса «Основы религиозных культур» медицинских училищ края, внебюджет, по заказу Министерства здравоохранения края

          На основе программы ПК «Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ» обучились 10 преподавателей, началось преподавание курса об основах мировых религиозных культур (региональный компонент) в мед. училищах края. Разработаны материалы занятий.

          Межведомственный (КК ИПКиППРО и Министерство здравоохранения края) при участии преподавателей – священников Енисейской Епархии

          Красноярский краевой ИПКиППРО, Центр гражданского образования – Пригодич Е.Г.





  1. ^ Опросник для представителей органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования



Регион

Красноярский край

Название органа управления

Министерство образования и науки Красноярского края

ФИО




Должность








п/п

Вопросы

На региональном уровне

На муниципальном уровне

На внутришкольном уровне



Созданы ли в регионе рабочие органы (рабочие группы, советы, МО) по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Да

Да

Да



Как часто проводятся заседания рабочих органов по вопросам организации и проведения апробации?

1 раз в два месяца

1 раз в четверть

1 раз в четверть



Привлекались ли представители различных религиозных организаций к апробации курса?

  • не привлекались;

  • привлекались иногда;

  • по мере необходимости;

  • на регулярной основе.

На регулярной основе (рабочая группа, совместные мероприятия)

По мере необходимости

Привлекались иногда (в основном – проведение экскурсий в православные храмы)



Какого рода проблемы, возникали в ходе апробации курса у педагогов?

  • содержательные;

  • методические;

  • технологические;

  • проблемы обеспечения хода апробации;

  • другие (указать).

В чем это выражалось?

Разработка мониторинга личностных, метапредметных результатов курса, оценки достижений обучающихся их личностных приращений в духовно-нравственном развитии.

Выделение часов в учебном плане на курс при пятидневной учебной неделе.

Работа с руководителями ОУ по принятию ими задач апробации, необходимых перемен в работе ОУ.

Перегруженность терминологией. Мелкие иллюстрации. Система безотметочного оценивания не проработана авторами курса. Слабое учебное пособие по светской этике.

Взаимодействие с родителями.




Степень обеспечения курса необходимым учебно-методическим материалом (%):

  • учебные пособия для учащихся;

  • книга для учителя;

  • пособие для родителей;

  • учебные пособия – демо-версии электронных изданий по каждому учебному модулю.

100% по всем позициям:

  • учебные пособия для учащихся;

  • книга для учителя;

  • пособие для родителей;

учебные пособия – демо-версии электронных изданий по каждому учебному модулю

100% по всем позициям:

  • учебные пособия для учащихся;

  • книга для учителя;

  • пособие для родителей;

учебные пособия – демо-версии электронных изданий по каждому учебному модулю

100% по всем позициям:

  • учебные пособия для учащихся;

  • книга для учителя;

  • пособие для родителей;

учебные пособия – демо-версии электронных изданий по каждому учебному модулю



Доступность для педагогов и учащихся в ходе реализации курса использования компьютерной и др. техники

Свободный доступ

Свободный доступ

Доступ связан с особенностями территории:

города – свободный доступ, районные центры – при предварительной договоренности, поседения – доступ ограничен



Какое количество педагогов прошло дополнительное обучение

172 учителя, все – с отрывом от производства, на базе Красноярского краевого ИПКиППРО



Как осуществляется связь с преподавателями – тренерами по вопросам организации и содержания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? (указать)

Электронная рассылка, переписка, семинары, конференции, форум на сайте КК ИПКиППРО,

скайп

Семинары раз в четверть, электронная рассылка, переписка, в части территорий – сетевые сообщества

Индивидуальное консультирование, участие в методических мероприятиях, переписка, в части территорий участие в сетевом сообществе, во всех территориях – методические объединения



Наличие структуры специалистов по консультированию педагогов по содержанию, методике преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (указать структуру)

Региональный центр краевого методического объединения учителей курса (КК ИПКиППРО), тьюторы

Тьюторы, муниципальные методические объединений учителей курса

Школьные методисты



Какие мероприятия в дополнение к федеральным проводятся в регионе по внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

  • краевая экспертная конференции «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Красноярском крае»,

  • секции на региональных научно-практических конференциях, система мониторинговых опросов,

  • краевой конкурс методических разработок по модулям курса

Муниципальные итоговые мероприятия по курсу,

Муниципальные инициативы, например -

Разработка и реализация концепции развития толерантности в системе образования г.Норильска

  • Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», г.Ачинск

  • Издание лучших разработок педагогов (г.Железногорск, Шушенское, Канский район).

Открытые уроки



Существуют ли в регионе механизмы фиксирования положительного опыта преподавания курса? Какие?

Краевой диск лучших разработок по курсу

Муниципальные банки информации об апробации курса (работы детей и учителей) на сайтах МУО

Сайта УО



Формы распространения положительного опыта преподавания курса.

Краевые конференции, конкурсы

Сетевое сообщество, метод.объединения - семинары

Открытые уроки, презентации на педагогических советах



Форма и периодичность

подведения итогов апробации курса?

1 раз в четверть

1 раз в четверть

1 - 2 раза в четверть



Наличие разработанных и утвержденных требований к оцениванию достижений обучающихся по данному курсу? Указать кем, какими органами и когда утверждены.

Нет

Нет

Нет



Имеются ли случаи отказов родителей (законных представителей) и их детей участвовать в эксперименте по апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

  • количество случаев;

  • причины.

Нет

Нет

Нет



Поступали ли жалобы от родителей (законных представителей) школьников по вопросам изучения их детьми нового курса?

  • количество;

  • характер.

Нет

Нет

Нет



Формат освещения хода апробации в средствах массовой информации?

Пресс релизы

Муниципальные СМИ – интервью, статьи о ходе апробации, информация о событиях

Школьные сайты



Как отслеживаются изменения отношения к курсу различных участников апробации?

  • педагогов;

  • родителей;

  • учащихся.

Опрос (анкетирование учителей в мае, родителей и учеников в октябре)

Опрос учителей, родителей и учеников в мае и октябре

Наблюдение, рефлексия уроков, анализ отношения родителей в изучению детьми курса, детские работы и ответы



Как отслеживаются изменения отношения к курсу различных представителей общественности и конфессий?

  • СМИ;

  • представители различных религиозных организаций;

  • другие.

Обсуждение с представителями конфессий – на рабочей группе, при подготовке и проведении совместных мероприятий. Анализ публикаций СМИ.

Анализ публикаций по теме.

Обсуждение с представителями конфессий – на рабочей группе, при подготовке и проведении совместных мероприятий.

Наблюдение, беседы с родителями и представителями конфессий




  1. Развернутые предложения по дальнейшему введению в школьную программу учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: по срокам, по содержанию, по формам и др.



Предложения по дальнейшему введению в школьную программу учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

сроки

Формы

1

Продолжить апробацию курса в 2011\2012 году с целью решения проблем, осмысления опыта

2011\2012 учебный год

Апробация курса ОРКСЭ: педагогика, психология и дидактика религиозного образования и духовно-нравственного воспитания

2

Проведение научно-практических конференций, экспертных семинаров, круглых столов по проблематике апробации курса. Представление и обсуждение итогов апробации с педагогической, родительской общественностью, представителями конфессий, гражданским обществом

2011\2012 учебный год

Международные, федеральные, региональные научно-практические конференции, экспертные семинары, круглые столы по проблематике апробации и введения курса в школьную программу

3

Сформировать диск с фильмами по темам курса для их использования на уроках курса и во внеурочной, просветительской работе

К марту 2012г.

диск с фильмами по темам курса

4

Разработка УМК курса для 7 – 9 классов (1 час в неделю) – знакомство с различными религиями

К марту 2013г. – 7 класс, марту 2014 г.- 8 класс, марту 2015г.- 9 класса




5

Апробация курса в 7 – 9 классах (с учениками, участвующими в апробации в 2010 и 2011гг.)

2013\14гг. – 7 класс

2014\15гг.- 8 класс

2015\16гг. – 9 класс

Апробация в территориях – участниках апробации 2009-2011гг.

6

Разработка методики безотметочного оценивания в курсе

К марту 2012г.

Методические рекомендации

7

Разработка программ ПК учителей по проблематике духовно-нравственного воспитания

2011 – 2012 уч.г.

Конкурс в системе ИПК




1 вопросник разработан Красноярским региональным центром по апробации курса Красноярского краевого ИПКиППРО. Опрос проводили руководители всех муниципальных методических объединений учителей курса. Всего было опрошено 1660 учителей.


2 Краевой опрос учителей курса ОРКСЭ, май 2011г.




Скачать 363.07 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер363.07 Kb.
ТипАнализ, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх