Кабинет изобразительного искусства icon

Кабинет изобразительного искусства


Смотрите также:
«роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся»...
Программа вступительного испытания в магистратуру по специальности 1-08 80 02 ''Теория и...
Программа курса Изобразительное искусство 8 класс Автор программы: учитель изобразительного...
Программа курса изобразительного искусства для учащихся 5 класса Автор программы...
Программа курса Изобразительное искусство 7 класс Автор программы: учитель изобразительного...
Г. Асино Томской области учитель изобразительного искусства высшей квалификационной технологии...
Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства 13. 00...
Рабочая программа по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» образовательной программы...
Экспресс-информация об итогах районной выставки декоративно-прикладного творчества и...
На конкурс «Попутный ветер» до 1 октября 2010 года Темы: «Школьные годы чудесные »...
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе Тема «Сказка про осень»...
Программа вступительного испытания в магистратуру по специальности 1-21 80 14 «Искусствоведение»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Тверской областной институт усовершенствования учителей

Кабинет изобразительного искусства

УЗОРЫ ТВЕРСКОГО КРАЯ


Изучение народных художественных промыслов, народного декоративно-прикладного искусства Тверской области

на занятиях по декоративному рисованию


Тверь, 2001

Авторы составители: Доскиева Е. Н., Бухарская Л. Н., Вольская Н. В., Зверькова Т. Т., Попкова Т. И., Смирнова И. Н., Теплов И. Г., Филиппова Е. А., Шишлова Н. В.

Узоры Тверского края. Изучение народных художественных промыслов, народного и декоративно-прикладного искусства Тверской области на, занятиях по декоративному рисованию, - Тверь: ТОИУУ, 2000, С.

Иллюстрирование, Приложение - стр. (заказное)

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОИУУ


Рецензенты:

Т. И. Бойцова, искусствовед, член Союза художников России, ответственный секретарь правления Тверской организации СХ России;

В. М. Воробьев, кандидат исторических наук, зав. кафедрой краеведения ТОИУУ;

Г. В. Мельникова, учитель изоискусства высшей категории школы

№ 44 г. Твери.

ЛР № 067886 от 5.05.98

ISBN 5-94-205-004-9

Издательство "Компания Фолиум"


^ Любовь к родному краю, Знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачев.

Декоративно-прикладное искусство народов России богато и разнооб­разно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы, Городца, живописцев Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина, Жостова, Ниж­него Тагила, ювелирные изделия Великого Устюга, холмогорских и тобольских косторезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя, Дымки, Абашева, кружевниц Вологды, Ельца, ткачих и вышивальщиц южных, центральных и северных областей, ковровщиц Курска, Башкирии, Тюмени, Омска, Ижевска, а также мастериц многих других центров художественного ремесла.

Изделия народных мастеров отличаются глубоким пониманием основ материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.

Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, что дает окружающая среда -естественные ресурсы. У кого под руками дерево - дерево, у кого под руками камень - камень, где есть глина - использовали глину и т. д.

Народное искусство помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, в народном искусстве соединяется с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания учащихся. Уроки декоративного рисования неразрывно связаны с особенностями изучения народных декоративно-художественных промыслов - одной из наиболее ярких форм народного искусства.

У промыслов Тверского края интересная многовековая история. Учитель изоискусства, воспитатель на занятиях декоративного рисования может рассказать учащимся о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочности древних символов старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникального из древних ремесел золотого шитья.

Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Это вышитые лолотенца, скатерти, одежда, керамическая и фаянсовая посуда, распштые золотом женские украшения и предметы быта, глиняные игрушки-свистульки и деревянные матрешки-игрушки, кружевные воротнички, манжеты, душегреи, занавески, изделия из цветного и прозрачного стекла, берестяные корзинки, хлебницы, туеса, бутылки, лапти, короба, деревянные резные наличники, фронтоны. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризует эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства.

В Тверской области художественные предметы и изделия выпускают многие предприятия: ОАО «Конаковский фаянсовый заводь АО «Красный май», города Вышнего Волочка, Андреапольский фарфоровый завод, ОАО «Тверьстекло» г. Тверь, г. Лихославль ЗАО «Художественные промыслы». Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкает, но заметно отличается характером, продукция народных художественных промыслов, в которой облик предмета, формирование его художественных особенностей зависит от ручного творческого труда мастера-художника, что определяет конечный результат. Поэтому так важно значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практические умения, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

Народно-художественные промыслы - форма организации художествен­ного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Народно-художественные промыслы формировались первоначально в народной среде как изготовления в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным гончаром, ткачом, кружевницей, резчиком по дереву. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своим основным занятием (охотой, землепашеством, строительством, скотоводством). Художественные промыслы возникали там, где были достаточное количество местного сырья и устойчивый спрос на изделия.

Современные художественные промыслы находятся в процессе по­стоянного развития. Коллективный опыт мастеров формирует методику преемственности от старшего поколения к молодому, от отца к сыну, от матери к дочери. В итоге такого развития народного искусства отшли­фовывается форма изделия, сохраняются красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения мастеров и как ремесленная основа творчества. Произведения народных мастеров-художников Тверского края вошли в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: посуда, скульптура керамическая или фаянсовая, глиняная игрушка, женская одежда, украшения, вышитые золотом, жемчугом, нитями, разноцветными узорами. Во многих районах нашей области созданы авторские школы ремесел: город Бежецк - керамика, фаянс, глиняная игрушка; город Калязин коклюшечное и филейное кружево; город Ржев - граверное дело, глиняная игрушка, резьба по дереву; Лихославль - школа-студия художественных ремесел.

Сегодня творчество мастера художественного промысла ценится также высоко, как работа любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижения этих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства нашей области.

Учащийся раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного слушателя, зрителя, а когда сам увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности и воображения. Вот здесь важную роль играет народное декоративно-прикладное искусство. Желание лепить самим из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись по дереву, вышивать, плести из бересты, выполнять коллективное панно из различных материалов, объемные напольные вазы и другие изделия возникает у ребят при знакомстве с произведениями народных мастеров Тверского края.

Внимательно изучая произведения народных мастеров, учащиеся смогут постигнуть основы родной культуры. Организует эту работу учителей, помочь которому и стремятся авторы этого пособия. Основная задача педагога - вызвать в сознании ученика интерес к тверским народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, желание составить свой эскиз росписи игрушки из глины или дереве, посуды, вышитого изделия, резного наличника, расписной доски и при этом приобрести новые навыки в декоративной живописи. Очень важно не только овладеть приемами доступного детям мастерства и знаниями искусства народных промыслов, но, может быть важнее, видеть результаты своего труда не только в своем альбоме или папке учителя, а выставленными на всеобщее обозрение и оценку. Надо дать детям возможность почувствовать свою причастность к авторству, творчеству, радости дарить свои изделия близким и знакомым. Выставки детского изобразительного творчества по декоративно-прикладному искусству необходимо устраивать в детском саду, классе, школе, домах культуры, краеведческих музеях и других залах.

Это пособие раскрывает важный аспект школьного образования -воспитание и формирование исторической, культурной и народной памяти, развитие чувства национального самосознания, через изучение народного искусства, предметно-орнаментального творчества Тверской земли. О накопленном опыте учителей изобразительного искусства Тверской области свидетельствуют предлагаемые конспекты и планы уроков или занятий, в которых подробно рассказывается история развития тверских народных промыслов, методика изучения декоративного искусства нашего края.

Авторы-составители:

Бухарская Л.Н. - учитель изоискусства средней школы №22, г. Тверь;

Доскиева Е.Н. - заведующая кабинетом изобразительного искусства ТОИУУ (руководитель);

Вольская Н.В. - учитель изоискусства средней школы №8, г. Конаково;

Зверькова Г.Г. - учитель изоискусства Рамешковской средней школы;

Попкова Т.И. - учитель-методист изоискусства Емельяновской средней школы Старицкого района;

Смирнова И.Н. - учитель изоискусства средней школы № 15, г. Вышний Волочек;

Теплов И.Г. - учитель изоискусства Корениченской НСШ Старицкого

района;

Филиппова Е.А. - учитель изоискусства средней школы № 5, г, Торжок; Шишлова Н. В. - учитель изоискусства средней школы № 1, г. Торопец.

Пособие «узоры Тверского края» состоит из двенадцати глав, которым соответствуют иллюстрации приложения:

  1. - «Глиняная игрушка», г. Торжок; ООО «Народные художественные промыслы»;

  1. - «Золотое шитье», г. Торжок; ОАО «Торжокские золотошвеи»;

  1. - ЗАО «Художественные промыслы», г. Лихославль;

  1. - «Изделия АО «Красный май», г. Вышний Волочек;

  1. - ОАО Конаковский фаянсовый завод», г. Конаково;

  1. - «Тверская вышивка» - ЗАО «Тверские узоры»;

  1. - «Кружевные изделия», г. Калязин;

  1. - «Тверская прялка»;

  1. - «Тверская деревянная резьба»;

  1. - «Тверская матрешка» - ЧС 000 «Тверской сувенир»

  1. - «Изделия из бересты»;

  1. - «Архитектура родного края».

В начальной школе (на уроках изоискусства по декоративной росписи посуды, игрушек и других изделий) учитель может использовать картонные шаблоны. В старших классах учащиеся должны передавать форму и пропорции изделий самостоятельно, не используя шаблоны.

ДОСКИЕВА Е. Н. - заведующая кабинетом изобразительного искусства Тверского областного ИУУ.


^ Торжок - город мастеров

Золотая вышивка и торжокская игрушка

ОАО «Торжокские золотошвеи»

Торговый город на Тверце - древний Торжок привлекал иноземных «торговых гостей», привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу -ткани, достойные золотой вышивки. В Торжке пересекались многие торговые пути, что способствовало развитию ремесла. Потребность в золотошвейных изделиях очень велика. Разновидностью торжокского золотошвейного промысла являлась вышивка по сафьяну, искусство выделки которого было заимствовано у казанских татар, первых поставщиков этой тонкой, эластичной кожи. Из нее шили туфли, сапоги, кошельки, пояса, подушки, рукавицы, душегрейки. Торжокские мастеримы стали писать узор золотой нитью по сафьяну. Промысел этот жил долго, слава о нем даже "в песне отразилась: «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка». Наибольшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. С большим мастерством вышивались предметы церковного обихода. Так, для вышивки порфиры, в которой предстояло короноваться Александру II, тридцать лучших торжокских золотошвеи были вызваны в Петербург. Вещи, вышитые для продажи, были попроще.

Золотая вышивка требовала большого труда, да и стоила немало. Но украшать ею праздничный наряд и по потребности души и по старинному обычаю хотела каждая девушка. Эти одежды поражают красотой и разнообразием вышивки, мастерством вышивальщиц. Есть в шитье золотом, серебром и цветными шелками узорах и сияние солнца, и мерцание звезд, и травы, и причудливые цветы, и сказочные птицы - подсказанные живой природой и дорисованные воображением народным:

«Смотрели крепостная мастерица

На вышитую родину свою...

^ То ль золото искрится,

То ли струятся слезы по шитью.

И лишь ночами вспоминала грустно,

Как лебедь бьется в лапах у орла.

Откуда же пришло твое искусство?

Чьим колдовством помечена игла?

Пришло от солнца,

От надежд,

Оттуда,

Где ничего нет ближе красоты.

Она в иголку вдела это чудо,

Ниспосланное небом с высоты.

И не было прекраснее товара

На ярмарках заморских, чем ее,

Она надежду людям вышивала,

И горе. И отчаянье свое.

Что видела -

На шелк переносила.

Пока

Свободной птицей

Спустится Россия

На синие

Счастливые шелка».

А. Дементьев «Торжокские золотошвеи».

Известно более 100 разновидностей швов, которыми владели в старину торжокские мастерицы. Богатство и красота этих швов особенно поражает в старинных вышивках, где для фона применялись тяжелый плотный бархат, парча, сафьян. Более полувека профессиональное училище Торжка готовит для ОАО «Торжокские золотошвеи» квалифицированных золотошвей. Появилось на фабрике и старинное торжокское изделие - шитые золотом пояса. В свое время восхищался ими А. С. Пушкин. 3 ноября 1826 года он пишет из Торжка В. Ф. Вяземской: «Спешу, княгиня, послать Вам поясы, Вы видите, что мне представляется прекрасный случай написать Вам мадригал по поводу пояса Венеры...» В другом письме Т. А..Вяземскому: «Получила ли княгиня поясы и мое письмо из Торжка? Ах! Каламбур! Скажи княгине, что всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

Лучшими золотошвеями в ОАО «Торжокские золотошвеек созданы современные изделия: платки, блузки, шарфы, поясы, жилеты, береты,

наволочки, дорожки, перчатки, кошельки, косметички, футляры для очков и многие другие изделия. Искусство золотого Торжокского шитья известно и за пределами России.

Тысячелетия служат людям изделия из глины. Яркие, праздничные, словно усыпанные жемчугом, пичуги мастера-художника вызывают у Вас улыбку. «Петухи», «птицы», «собачки», которых лепят из оранжевой терракоты (глины) в цехе глиняной игрушки в городе Торжке популярны не только в тверском крае, но и далеко за его пределами. Цех возник в Торжке в 1975 году совершенно неожиданно. Никогда прежде промысловой игрушки здесь не было. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. Поиск народных умельцев-мастеров Торжка (ООО «Народные художественные промыслы») дал замечательные резуль­таты. Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий. Петухи из Торжка идут и за рубеж.

Примерный план урока по теме: ^ «ТОРЖОК - ГОРОД МАСТЕРОВ. СКАЗОЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ» (ознакомление с торжокской золотой вышивкой и торжокской глиняной игрушкой, рисование кистью элементов растительных и геометрических узоров, украшающих золотошвейные изделия и торжокскую игрушку).

^ Цели урока: Познакомить детей с промыслами города Торжка. Развивать эстетическое восприятие изделий народных мастеров.

Задачи урока:

  1. Научить выделять характерные особенности торжокской игрушки (круги, точки, «огурцы», овалы, «капли»); развивать восприятие цвета (на теплом коричневом фоне - белый, желтый, алый, голубой, оранжевый, зеленый цвета).

  1. Рассказать о самобытном и выразительном искусстве золотой вышив­ки. Научить учащихся правильно изображать узоры, имитирующие золотую вышивку: познакомить с основными элементами, используемыми в вышивке: ромбы, круги, квадраты, зигзаги, «сетка», звездочка, розетка, гирлянда, листья, цветы.

  1. Использовать знания по цветоведению в работе над золотой вышивкой (белый, желтый, голубой - цвета для «вышивки» изделий, для фона -коричневый темный, красный темный, бордовый, фиолетовый, черный, синий, зеленый темный, изумрудный).

4) Формировать у учащихся умение рисовать и создавать кистью
элементы узоров вышивки и глиняной игрушки.

б) Выработать у учащихся умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.

6) Воспитывать у учащихся осознанное восприятие музыки, созвучной по своему стилю произведениями художественного народного творчества.

^ Оборудование урока для учителя: торжокские игрушки в натуре, изделия ОАО «Торжокские золотошвеи» или слайды, репродукции, рисунки учащихся цредыдущих лет, проигрыватель или магнитофон с записями русских народных песен, плясовых наигрышей, шаблоны изделий золотошвейного производства и торжокской игрушки, гуашь, кисти, банка с водой, палитра, ветошь.

^ Оборудование для учащихся: 2 листа бумаги для обучающих упраж­нений и основного задания, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь.

Справочный материал: Перед началом урока учитель раздает учащимся шаблоны с изображением торжокской игрушки или изделия фабрики ОАО «Торжокские золотошвеи», которые обводятся простым карандашом на белый лист бумаги. После обводки изображение покрывается темным цветом гуаши (коричневый, охра) для торжокской игрушки, для золотошвейных изделий применяются цвета: темный красный, бордовый, синий, фиоле­товый, темный зеленый, изумрудная зелень, черный).

В начале урока звучит музыка. Это русская народная песня «Во поле береза стояла» (возможна и другая запись, отражающая традиции старин­ного народного музыкального искусства).

Ребята могут объединиться в группы для выполнения задания.

^ Вопросы учителя к учащимся:

  1. Какие элементы в узорах торжокской игрушки вы видите? (Точки, кружки, капельки, «огурцы» и т. д.).

  1. Какие цвета художник использует при росписи? (Белый, желтый, красный, голубой, зеленый, черный).

  1. Кого изображают мастера в своих игрушках? (Птиц, петухов, уточек, собачек).

4. Какие растительные и геометрические формы используют мастерицы
золотого шитья в элементах вышивки?

(Ромбы, квадраты, круги, зигзаги, сетки, звездочки, розетки, листья, цветы, ягоды).

5. Какие изделия вышивают мастера-золотошвеи?

(Сумки, кошельки, косметички, пояса, броши, наволочки, перчатки, шарфы, воротники, береты, дорожки).

Учитель предлагает классу: «Теперь попробуем сами нарисовать такие же узоры, как на торжокских игрушках и «вышить» красками изделия из бархата, сафьяна, сукна. Сначала я подскажу вам, как это нужно делать. Рисуем вместе со мной». (Отрабатываются приемы работы кистью).

После тренировочных обучающих упражнений ребята приступают к раскраске (росписи, «вышивке») готового изделия, которое загрунтовали в начале урока. Работу делают аккуратно, учитывая цветовую гамму, чередуя элементы при составлении композиции рисунка.

В конце урока учитель с детьми оформляет на классной доске выставку всех работ учащихся. Ученики говорят о достоинствах работ, выбирают лучшую игрушку и лучшего художника урока.

ДОСКИБВА Е. Н. - зав. кабинетом ИЗО ТОИУУ.

Тема урока: ^ СКАЗОЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ

(Знакомство с торжокской игрушкой. Рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего торжокскую игрушку.)

Цели урока: знакомство с глиняной торжокской игрушкой. Развитие эстетического восприятия изделий народных мастеров:

1) научить выделять характерные особенности торжокской игрушки
(круги, точки, «огурцы», овалы, «капли»);

  1. развивать восприятия цвета (на теплом коричневом фоне - белый, алый, оранжевый, зеленый, голубой цвета);

  1. формировать у учащихся умение рисовать кистью элементы торжок­ской игрушки.

Материал к уроку: таблица «Элементы росписи торжокской игрушки», рисунки учащихся;

Для учащихся: шаблоны игрушек, краски, кисти. Музыкальный ряд - русская народная песня.

^ План урока:

1. Сообщение темы и цели урока

«Сегодня тема нашего урока «Красочные узоры Торжка». (Показываю г. Торжок на карте).

Цель урока: знакомство с народно-художественным промыслом г. Торжка и выполнение эскиза росписи торжокской глиняной игрушки.

На уроке мы будем знакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства. А как вы понимаете декоративно-прикладное искусство? (Это искусство украшения предметов быта - посуды, одежды и, конечно, игрушек).

Именно с украшением торжокских глиняных игрушек мы и познакоми­лись сегодня».

^ 2. Беседа о возникновении торжокской игрушки -

«Всегда славилась русская земля своими мастерами, которые творили красоту. Из самых доступных материалов (дерева, глины) они создавали замечательные вещи. У промыслов нашего Тверского края интересная, многовековая история, но мы познакомимся с одним из них, древним гончарным промыслом, который распространен в г. Торжке.

Гончарный промысел в городе Торжке возник очень давно, так как основным материалом была глина - распространенная и доступная для людей. Вначале гончары лепили самую разнообразную посуду: кубышки, кувшины, горшки. Лепили и игрушки, но ценностью их не считали, лепили из остатков глины. Поэтому увидеть старые торжокские игрушки можно только в музее. Но сама свистулька, о которой пишут в исторических летописях, повествует о ритуале праздника Весны и бога Ярилы, в который входило свистание, клич, для отпугивания темных, враждебных человеку сил, стремившихся задержать приход весны. В народе этот праздник закрепился под названием «свистунья».

Художественный цех по изготовлению игрушек в г. Торжке возник в 1975 году совершенно неожиданно, так как прежде здесь лепили только

посуду. Художники, организовавшие этот цех, стали искать свой стиль, свой рисунок. Именно тогда, в 1975 году и возникли (показываю игрушки) яркие, праздничные, нарядные, словно украшенные жемчугом птицы-свистульки, индюки, уточки, фантастические птицы-павы, веселые петухи, которых лепят вручную из оранжевой терракоты (глины), потом обжигают в муфельных печах (глина приобретает теплый, коричневый цвет) и расписывают гуашью. Более 70-ти видов игрушек выпускают торжокские игрушечники, а веселые нарядные петухи идут за рубеж. Эскизы росписи, используя вот такие элементы (таблица элементов росписи), составляют художники художественного цеха. Сегодня мы с вами тоже художники художественного цеха г. Торжка ООО «Народные художественные промыслы».

^ 3. Постановка художественной задачи в самостоятельной работе учащих­ся.

«И наша с вами задача - расписать эскизы, используя эти элементы. Работать будем по плану (запись на доске):

  1. Эскиз игрушки (выбор).

  1. Фон игрушки (светло-коричневый, оранжевый и желто-коричневый).

  1. Вывести элементы узора (кистью).

  1. Эскиз узора.

1-2. (Я раздаю вам шаблоны, которые вы закрасите теплым светло-коричневым, оранжево-коричневым, желто-коричневым цветом (закраши­вают).

3. Подбираем цвет элементов, которым будем пользоваться при росписи.
На альбомном листе выполняем элементы вместе со мной.

Характерные особенности элементов торжокской игрушки - круги, точки, овалы, капли белого, желтого, оранжевого цветов.

Я рисую на доске, вы - в альбоме.

Берем каплю оранжевого, затем красного, черного и белая точка в середине. Можно взять и другой цвет. Круги, точки можно делать любым цветом.

4. А теперь приступаем к выполнению эскиза, который надо продумать.
На голове гребень - в виде капелек, хвост украсим любым элементом,
подставка, грудка, крылья, глаза - все расписываем.

Посмотрим рисунки ребят, которые раньше расписывали эскизы. Торжокские игрушки - они все разные и красивые».

4. Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов.

^ ШИШЛОВА Н. В.,

учитель изоискусства средней школы № 1,

г. Торопец.

ТОРЖОКСКАЯ ИГРУШКА

Декоративное рисование в 3 классе

Эскиз для росписи птички, вылепленной по торжокской игрушке.

^ Учебно-воспитательные цели и задачи: развивать эстетическое отношение к действительности, углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; активизировать творческое воображение; учить детей расписывать узором птичку по народным (торжокским) мотивам, использовать разные элементы росписи: точки, мазки-капли; подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; межпредметная связь урока декоративного рисования с уроками природоведения, труда.

^ Материалы к уроку:

для учителя - изделия народных мастеров, детские поделки, методиче­ские таблицы;

для учащихся - бумага, краски, кисти, шаблоны с птицей и т. д.

^ План урока.

1. Беседа с учащимися.

Повторение того, что помнят 3-классники о народных игрушках и декоративно-прикладном искусстве - 15 мин.

  1. Сравнительный анализ росписи торжокской игрушки с другими глиняными изделиями (Дымково, Филимоново, Абашево) • 3 мин.

  1. Сообщение нового о торжокской игрушке - 2 мин.

  1. Объяснение упражнений на изображение элементов росписи - 5 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся - 15 мин.
в. Итоги. Анализ выполненных работ.

^ Ход урока.

На доске тема урока: «Декоративное рисование». «Торжокская птичка». Эскиз для росписи «торжокской птички».

Вопросы учащимся: «Что такое декоративно-прикладное искусство? Что обозначает слово «эскиз»?

(Декоративный - слово французское, обозначает «украшающий», «служащий для красоты, для убранства», а «прикладное» - «применимое в быту». Эскиз - быстро сделанный предварительный рисунок. Эскиз - пробная картина, фантазия художника).

Рассказ учителя: «Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древних времен в гуще народной жизни. Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но и красивые, служащие украшениями: изделия из дерева, глины, посуду, игрушки и т. д.

Вот сегодня и поговорим об игрушках, а начнем с того. Что вспомним, где делают сказочные воздушные стеклянные игрушки? Как называется деревня? (д. Рождество Рамешковского района. На карте показываю местонахождение).

А какие игрушки из дерева вы знаете? (Матрешки). Чем отличаются вот эти матрешки?» (Показываю. Дети отвечают: «Формой и нарядом». И говорят откуда матрешка: (из Полохов - Майдана, Семенова, Загорска, Твери). «Кто из вас был на экскурсии в г. Твери на фабрике игрушек? (Показываю на карте г. Тверь. Ребята делятся впечатлениями).

Какие игрушки из глины вы знаете? - (Предлагаю игру «Откуда приехал всадник и на каком коне?». Ученики выбирают дощечку и списывают элементы росписи. Сравнительный анализ.

Материалы выставки убираю, чтобы сосредоточить внимание детей на красоте торжокской игрушки).

«В г. Торжке (показываю на карте) совершенно неожиданно в 1975 г. возник цех, в котором и появились художественные изделия из глины:

игрушки, птички, расфранченые петухи, стаи ярких, словно сбрызнутых цветным дождем мелких пичуг. Декоративная свистулька - фантастические птицы-павы, уточки, пеночки, зяблики и т. д. Их лепят вручную, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске. Мастер-художник Лилия Заварзина одна из первых пришла в цех и по сей день трудится, создавая веселых птиц. Терракотовая без поливки игрушка украшается точками, капельками».

(Показываю образец. Раздаю шаблоны, дети их обводят и закрашивают по контуру коричневой краской. Пока птичка сохнет выполняем упражнения «Точки-капельки»).

Самостоятельная работа учащихся.

Анализ работ. (Дети описывают выбранную птицу: гордая, печальная, веселая. Узор яркий, аккуратно выполненный).

В заключение предлагаю выполнить на уроке труда лепку по теме «Моя птичка» по мотивам торжокской игрушки. Объясняю, как можно слепить. Советую ребятам применять налепы.

Роспись выполняется под русскую плясовую музыку.

^ ЗВЕРЬКОВА Г. Г.,

учитель изоискусства Рамешковской средней школы.


ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ

Тема урока: Золотое кружево Торжка.

Самостоятельное выполнение эскиза - роспись изделия (сумочки, косметички, пояса).

^ Цели урока: знакомство с народным художественным промыслом г. Торжка.

Воспитание любви к истории своего края.

Ознакомление и формирование умений выражать свои зрительные представления в составлении узора эскиза изделия по мотивам Торжокского золотошвейного промысла.

Развитие творческого воображения.

^ Материал к уроку:

Для учителя - эпипроектор (фотографии с изделиями золотой вышивки);

Золотая нить;

Косметичка, сумочка - изделия Торжокскго ОАО «Торжокские золото-швеи»;

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» П. И. Чайковского;

Методические рисунки.

Для учащихся:

альбомы, гуашь (желтая, белая), краски, карандаши.

Оформление доски:

^ ЗОЛОТОЕ КРУЖЕВО ТОРЖКА

Не то дорого, что красного золота, А то, что мастера доброго.

Торжокская Элементы Методические План последовательности
проф. техн. вышивки рисунки выполнения эскиза

школа г. Торжка

(таблица) (таблица)

^ План урока:

I. Сообщение темы урока: «Золотое кружево Торжка».

Вопрос к классу: 1. Каким видом искусства мы будем заниматься на уроке? (Декоративно-прикладным).

2. Вспомним, какие художественные промыслы вы знаете?
(Хохломской, Жостовский, Гжельский, Палехский, Дымковская,

Абашевская).

II. Беседа о золотом кружеве.

«У промыслов нашего Тверского края интересная многовековая история, но сегодня мы познакомимся с одним из древних уникальных ремесел -золотым шитьем, которым известен г. Торжок (показываю на карте).

Точных сведений о времени возникновения золотошвейного искусства нет, но с ним связано такое предание, относящееся ко времени царствования Екатерины П. Покоренная искусством новоторжских мастериц, вышивав­ших ее бальное платье золотом и серебром, она изменила своей (твердой) привычке и вместо одного раза, одела это платье два раза. Затем она повелела собрать со всех губерний самых красивых девушек, поселить их в Торжке и обучить прекрасному рукоделию, чтобы прекрасное создавалось руками прекрасных. Неизвестно, славился ли Торжок красавицами, но вот непревзойденными золотошвеями славился всегда. Образцы этого искусства хранятся во многих музеях (Эрмитаж, Государственный исторический музей, тверские музеи).

Способствовало развитию промысла и то, что в г. Торжке пересекались торговые пути и изделия золотошвей развозились в разные концы страны. А изделия были самые разные - брошки, салфетки, туфли и сапоги, кошельки и сумочки (которыми восхищался А. С. Пушкин), подушки и пояса - расшитые причудливыми цветами и травами, в них отражалось мерцание звезд и сияние солнца. Некоторые изделия этого промысла мы видим сейчас (показ салфетки, косметической сумочки, кулона, броши, находящихся на специальном стенде).

Какой узор прослеживается в этих изделиях? (Растительный).

Мы видим принадлежности женского туалета, но мастера-золотошвеи выполняют панно, которые мы сейчас посмотрим. (Демонстрируется через эпиопроектор).

Мастер-художник панно «Плодородие» В. А. Голикова. Здесь мы видим не только растительный узор. Отягощенное золотыми плодами и фантастическими цветами дерево, в очертаниях которого угадывается женская фигурка. В этой работе прослеживаются традиции золотого шитья, которые складывались на протяжении длительного времени. Это панно говорит о вечном обновлении природы, это светлый гимн жизни.

Мастера золотого шитья сами создавали эскизы, обращались к природе и находя в ней красоту и гармонию».

Ш. Постановка художественной задачи в самостоятельной работе

учащихся

«Наша задача такова: используя элементы узоров золотошвейного художественного промысла, выполнить эскиз косметички, сумочки, салфетки, форма которых может быть самой различной (эскизы -методические рисунки - на доске).

Композиция в альбоме. (Показываю на доске).

Какой фон изделия вы выберете? (Красный, черный, синий).

Закрашиваем фон густой краской.

Какой цвет вы выберете для составления узора? (Показываю апплика­ции).

Какой узор вы составите для своего изделия?»

Упражнение на доске - элементы растительного узора (Таблица - на доске). Выполняем вместе с ребятами.

Методические рисунки - такие работы были выполнены. «Давайте еще раз посмотрим на изделие золотошвейного промысла, можно ли сказать, что расположение на них цветов - это танец цветов? (Можно). Мы послушаем «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Еще раз подумайте, что вы будете рисовать, и приступайте к работе».

IV. Самостоятельная работа.

V. Подведение итогов.

По ходу урока на доске вывешиваются:

  1. эскизы сумочки, косметички, пояса, салфетки;

  1. композиция в альбомном листке;

  1. фон изделия (красный, синий, чёрный и т. д.);

  1. цвет элементов узора (белый, жёлтый);

  1. эскиз узора (симметричный, асимметричный).

^ ШИШЛОВА Н. В.,

учитель изоискусства средней школы № 1,

г. Торопец.

Тема урока: «ИСКУССТВО ТВОЕГО НАРОДА - ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ

г.ТОРЖКА».

Цели: 1. Воспитательная - воспитывать у детей чувство прекрасного, истинного восхищения красотой изделий, выполненных руками человеческими.

  1. Познавательная - рассказать об очень самобытном и выразительном искусстве золотой вышивки.

  1. Обучающая - научить учащихся правильно изображать узоры, имитирующие золотую вышивку; познакомить с основными элементами, используемыми в вышивке.

Оборудование: для учителя - зрительный ряд - наглядные пособия на доске, изделия ОАО «Торжокские золотошвей», слайды, фондовые работы учащихся;

Для учащихся - тонированная бумага, гуашь белая и жёлтая, кисти, бумага белая малого формата.

Литературный ряд - А. Дементьев «Торжокские золотошвей», строки народных песен.

Музыкальный ряд - народные плясовые наигрыши (аудиозапись).

План работы: 20 минут беседа учителя

20 минут - работают дети

5 минут - итог урока

^ Ход урока:

«Сегодня мы с вами продолжаем разговор об очень самобытном и выразительном искусстве - искусстве создания золотошвейной вышивки.

Знаете ли вы, откуда и когда возникло это удивительное искусство?

Нет, тогда слушайте предание, которое относится ко времени царствования Екатерины П. Покоренная искусством новоторжских мастериц, вышивав­ших золотом и серебром ее бальное платье, своенравная государыня повелела собрать со всех губерний отменнейших красавиц, поселить их в Торжке и обучить прекрасному рукоделию, чтобы прекрасные узоры создавались руками прекрасных дев.

Достоверных сведений о времени возникновения золотошвейного искусства нет, однако центром этого искусства и в былые времена и ныне является наш прекрасный старинный Торжок. Торжокское золотошвейное искусство берет свое начало от монастырского шитья, это городской промысел. А ручная крестьянская вышивка была в тверской губернии распространена только у тверских карел.

Золотая вышивка требовала большого труда, да и стоила немало. Но украсить ею праздничный наряд и по потребности души, и по старинному обычаю хотела каждая девушка. И сегодня бережно хранимые в витринах музеев, эти одежды поражают нас красотой и разнообразием вышивки, мастерством вышивальщиц. Есть в этих шитых золотом, серебром и цветными шелками узорах и сияние солнца, и мерцание звезд, и травы, и причудливые цветы, и сказочные птицы, подсказанные живой природой и дорисованные воображением художника. Узоры эти не просто смотрятся -они звучат. Звучат величальной песней, торжественным гимном, мелодичным малиновым звоном. Послушайте, как поэтично звучат строки из народной песни:

^ Шили девушки золотые ковры,

Шили девушки для Руси дары.

То поют, звенят не чисты ручьи,

То из золота я узор сплела,

То по бархату разлилась душа.

(Далее учащимся предлагается рассмотреть слайды и наглядные пособия на доске).

Выполняют мастерицы свои чудные изделия по сафьяну, бархату, коже и замше, создавая удивительные узоры на поясах, башмачках и кулонах, салфетках, театральных сумках и косметичках, брошках и наволочках.

У вышивальщиц сложились свои названия золотых швов: «литой», «кованный», «металлическая ковань», «кованый шов с расколом». В шитье мастерицы используют не только золотую и серебряную нить, но и блестки, бисер, драгоценные камни. Орнамент золотошвейных изделий состоит из растительных и геометрических мотивов - звезд, розеток, гирлянд, листьев, цветков. Узорный шов создается при помощи ромбов, кругов, квадратов, зигзагов.

Давайте попробуем вместе выполнить украшения гуашью желтого цвета на белой бумаге, и вы убедитесь, как чудесно у вас получится.».

Учитель работает у доски, показывая в рисунке элементы и приемы вышивки, дети - на бумаге. Далее дети приступают к основной работе, выполняя рисунок на предварительно заготовленном эскизе гуашью желтого и белого цвета.

Музыка на этом уроке используется в качестве фона.

Итог урока: желательно развесить работы учащихся на доске в конце урока и проанализировать их. Обратить внимание на удачные и на

некоторые неудачи. Задать вопросы учащимся:

  1. Как называется искусство, о котором сегодня говорили?

  1. Перечислить названия швов, используемых в золотом шитье?

  1. Какие изделия создаются мастерицами золотошвейками? Ответы на вопросы дают дети.

В самом конце урока проставляются оценки и учитель напоминает детям. Что необходимо иметь к следующему уроку ИЗО.

ФИЛИППОВА Е. А., учитель изоискусства средней школы № 5

г. Торжок.

Глина - один из самых древних освоенных человеком материалов, к тому же один из самых распространенных и доступных.

Многолика керамика: это грубые, кое-как обожженные черепки со стоянки первобытного человека - и, в лепесток толщиной, голубоватый китайский фарфор, обыкновенный кирпич для кладки печей - и расписные изразцы, свистульки с мизинец - и монументальная скульптурная композиция.

Тысячелетия служат людям изделия из глины. Этим и объясняется безукоризненность их форм. Время просеяло ее сквозь «сито» эстетического опыта многих поколений гончаров, сохранив наиболее художественное и красивое. И классическая амфора, и обычный кувшин для молока не могут не восхищать своей красотой, ясной, совершенной формой.

Гончарное дело было исконым занятием многих жителей Тверской губернии: в Старицком уезде,Зубцове, Бежецке, Максатихе, Лесном. Вышнем Волочке, Торжке, Андреаполе, Твери, Лихославле. Горшки, корчаги, пивники, «масляные» кувшины пользовались большим спросом в хозяйстве. Скромное украшение посуды объясняется отнюдь не скудностью фантазии народных мастеров. Гончар делал посуду для сугубо практических целей, для хранения простых продуктов. И сама она была так же проста, полезна и незатейлива.

Тема урока: «Лихославльская керамика»

Цели и задачи урока: Познакомить детей с промыслом лихославльской посуды. Рисование кистью элементов геометрического узора в полосе. Развитие эстетического восприятия изделий гончаров.

^ Оборудование урока: для учителя - лихославльская посуда, кувшин, кринки, пиала, горшки, таблицы с элементами росписи, гуашь, кисти, палитра, ветошь;

для учащихся - лист белой бумаги, краски, кисть, банки с водой, палитра, ветошь.

Перед началом урока учитель раздает учащимся шаблоны с изображением различной посуды, которые обводятся простым карандашом на белый лист бумаги. После обводки изображение покрывается оранжево-коричневым цветом гуаши.

Можно использовать на уроках музыку: русские народные песни, плясо­вые наигрыши.

^ План урока:

1. Беседа о лихославльской керамике.

Учащиеся знакомятся с понятиями: керамика, гончар, узор, ритм, элемент. Слова записываются на доске.

2. Выполнение упражнения в технике кистевой росписи (отдельные
элементы, точка, линия, волнистая, мазок - запятая).

3. Выполнение узора на заготовленном рисунке. Самостоятельная работа.
Учитель следит, чтобы учащиеся правильно подбирали элементы, разнооб­
разные ритмы.

4. Подведение итогов.
^ Ход урока.

«Сегодня на уроке мы поговорим о глиняной посуде. (Показываю лихославльский горшочек, на котором незатейливый орнамент в виде точек, волнистых линий, горизонтальных полос).

Давным-давно археологи обнаружили в курганах глиняные горшочки, на которых были изображены те же орнаментальные мотивы, которым насчитывается 5000 лет.

Древний человек..., что побудило его процарапать на глиняном изделии эти линии? Стремление, извечная тяга к красоте или нечто другое? Археологам удалось разгадать эти загадочные линии, расположенные в три пояса. Оказалось, что многие элементы древнего орнамента связаны с представлениями древнего человека об устройстве мира.

Волнистые линии символизировали воду, косые линии - изображение дождя, пересекающего путь солнцу. А внизу горизонтальные линии символизировали землю. Вот о чем может поведать орнамент.

Посуду из глины делает гончар. Садится, раскручивает круг и руками формует изделие из куска глины. Пользуется мастер еще деревянной лопаточкой да влажной тряпицей. И вот, как только кусок глины превратился в кувшин, гончар срезает его с круга. Потом осторожно, чтобы не испортить бока, переносит кувшин на полку, где он должен подсохнуть. Подсохнувшее изделие отправится на обжиг в печь. Для чего в печь? Чтобы прокаленный черепок-горшок был звонок, крепок, имел ровный, красивый цвет.

Керамика - посуда из глины, чашки, тарелки, вазы, мелкая пластика, скульптура, облицовочная плитка. Конечно, гончарному кругу все это не по плечу.

В нашей области керамическую посуду делают в трех городах: Конакове, Андреаполе и в Лихославле. Сегодня мы говорим о лихославльской посуде. Керамический цех здесь был создан недавно - в 1981 г.) Начали с самого простого изделия - с цветочных горшочков. Их штамповали на прессах. Основную работу выполняет машина, рабочий раскладывает короткие цилиндрики на столе, прессовщик опускает в металлическую чашу прессформы глиняный цилиндрик, а завершает работу машина.

Но есть в цехе мастера, которые работают вручную. Работа хорошего гончара - процесс творческий. Ловко, как по волшебству, на глазах рождается кувшин - молочник - стройный сосуд с удлиненным горлом. А бабушка такой кувшин называет «кринка». Красиво и удобно. А что можно хранить в таком сосуде? Действительно, молоко, воду, сметану, масло».

Рассматриваем посуду, узор. Изделия имеют естественный цвет глины, оранжево-коричневый. Узоры выполняют 2-3 красками: темно-коричневой, зеленой, белой или желтой.

Выполняется упражнение, отрабатываются приемы работы кистью. Учащиеся элементы узора рисуют вместе с учителем: прямые, волнистые

линии, точки. Обмакнув тычок в краску, наносятся горошины - крупные точки.

Самостоятельная творческая работа учащихся: ребята украшают изделия, нарисованные на бумаге, лихославльским узором.

Подведение итогов: выбирают самые удачные рисунки, отмечаются достоинства работ (аккуратно выполненная, узор яркий и интересный, элементы чередуются).

В заключение учащимся предлагается на уроке труда выполнять лепку горшка ленточным способом и украсить его лихославльским узором.

^ Лихославльская керамика. Красота в быту.

Тема урока: «Эскиз лихославльской гончарной посуды».

Цели урока: знакомство с керамикой Лихославля; развитие эстетического восприятия народных изделий; формирование умений самостоятельно выполнять декоративную композицию, творчески используя цвет, элементы росписи.

^ Оборудование урока: лихоелальская посуда, репродукции, рисунки, музыка: русские народные мелодии.

Оформление доски:

  1. «Всем людям нужна целебная простота дошедшего до нас первоздан­ного творчества. Она нужна всем нам как тихий звездный свет... и наша задача - постараться сохранить, уберечь это искусство». Лодур М. Ф., народный художник.

  1. Знак ЗАО «Художественные промыслы».

3) Репродукции, таблицы элементов узора.
1. ^ Вступительная беседа.

«Тема нашего сегодняшнего урока «Красота в быту», «Эскиз лихо­славльской гончарной посуды». (Показываю на карте г. Лихославль). Мы познакомимся с лихославльской керамикой и выполним эскиз изделия (посуды), его роспись.

Искусство украшения предметов быта, одежды, игрушек и, конечно, посуды относится к декоративно-прикладному искусству. Именно с возникновением ЗАО «Художественные промыслы» мы с вами сегодня и поговорим.

Глина - один из самых распространённых, доступных и освоенных человеком материалов. Тысячелетия служили и служат людям изделия из глины, и не только в нашей области, но и в рязанской, где своими фигурными сосудами, напоминающими зверей и птиц, славится керамика Скопила.

(Диафильм - фрагмент «Опошни»).

В нашей области гончарное дело было занятием многих жителей и в Торжке, Бежецке, Андреаполе, Удомле, Вышнем Волочке, Твери, Лихославле. Делали горшки, кубышки, рукомойники, корчаги, кувшины (показываю) - всё это украшалось скромными узорами вовсе не из-за скудности фантазии народных мастеров. Просто гончар делал йреуду для практических целей: в них и щи варили, и молоко хранилвСи в поле брали, т. к. не нагревались в них продукты и не скисали. Глину раньше месили ногами, тяжёл труд был, но садились за гончарный круг и забывали о тяжести его, когда в руках рождалась чудо-посуда. (Объясняю устройство гончарного круга).

После того, как кувшин подсохнет, его отправляли на обжиг в печь. Процесс обжига - важнейший в керамике. От температуры и продол­жительности обжига зависит и качество изделия. Даже опытнейший мастер иногда ошибается.

Изделия разных мастеров различных районов отличались формой, лепными декоративными элементами, отделкой поверхности, цветом. Т. е. один в конце обжига бросал в печь что-либо коптящее и посуда получалась черненая, другие добавляли краски, марганец, красили коричневыми, фиолетовыми тонами - все это было.

Сейчас же в нашей области существуют только Конаковский и Андреапольский фаянсовые заводы, керамический цех Лихославльского завода стеклоизделий, созданный в 1981 году (ЗАО «Художественные промыслы»).

Восприняв опыт старых гончаров художники-керамисты пошли дальше. Керамика сегодня - это и вазы, и декоративные тарелки, художественные копии чаши, которые мы можем видеть в наших квартирах.

Художественный керамический цех Лихославльского завода молод, но у него уже свой стиль, свои традиции. Кувшины, соусницы, салатницы, супницы (на доске) украшены своим узором. Элементы этого узора мы видим на таблице.

^ 2. Самостоятельная работа.

Художественная задача в самостоятельной работе: расписать изделие Лихославльского завода, используя элементы таблицы на доске.

План работы:

  1. Выбор формы изделия (кувшин или др.).

  1. Закрасить фон (коричневый, темно-оранжевый, зеленый низ).

  1. Элементы узора на, изделии (кистью). Упражнение: на доске (на коричневом фоне), Учащиеся - в альбоме.

Характерные особенности: волнистые линии, точки и т. д. 3. Подведение итогов (оценка работ и демонстрация).

^ ШИШЛОВА Н. В.,

учитель изоискусства средней школы № 1,

г. Торопец.

ВЫШНЕВОЛОЦКОЕ СТЕКЛО

Тема: Стекольный завод «Красный Май».

Изделия завода из сульфидного стекла.

^ Цели и задачи:

Познакомить детей с историей и продукцией завода «Красный Май», старинного изготовителя стекольных изделий.

Оборудование урока:

Продукция завода «Красный Май» (хрусталь, цветное, бесцветное и сульфидное стекло, ручная работа и штампованные изделия); плакаты с изображением авторских работ. Изображение фирменного знака, фото­графии художников завода, книжка-раскладка с основными датами о истории завода); гуашь, кисти, бумага, пластилин, водоэмульсионная краска. Бутылочки и баночки разной формы, размера и фактуры.

Урок 1

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Вступление.

«Сегодняшний урок я хочу начать с цитаты о стекле: «Стекло... Этот чудесный материал сопровождает нас всю жизнь - от первых сказок о хрустальных дворцах до последнего глотка воды из стакана».

Стекло - давний и красивый материал, вносящий в нашу жизнь сказку, красоту, удивление, и приятно осознавать, что изделия, которые радуют глаз многих людей, изготавливаются на нашей вышневолоцкой земле, на заводе «Красный Май».

3. Из истории завода. (Работа с книжкой-раскладкой)

1895 год - основание завода (как химического) купцом А. В. Болотиным.

1873 год - пущена в эксплуатацию первая стекловаренная печь (гута).

Завод специализируется по выпуску столовой посуды и ламповых изделий.

1882 год, 1898 год - продукции завода были присуждены золотые медали на всероссийских выставках в Москве за тщательность обработки и богатую цветовую гамму.

1929 год - ключинский завод переименован, получил название «Красный май».

1941 год - завод перешел на выпуск стекла для оборонной промышлен­ности и медицины.

1944 год - получил заказ и изготовил звезды для башен Московского Кремля из рубинового стекла.

1958 год - ленинградские инженеры Е. А. Иванова и А. А. Кирьенен (выходец из заводских стеклоделов «Красного мая») разработали технологию изготовления сульфидного стекла. Это открыло для завода новые перспективы и творческие возможности.

1970 год - построен новый цех и установлена линия по выпуску профильного стекла.

1987 год - завод награжден Дипломом за активное участие в подготовке и проведении Международной выставки «Стройиндустрия-87».

1980 год - единственному среди заводов Союза ССР оказана честь принимать участие в подготовке и проведении выставки стекла в дни «Олимпиады-80» в г. Москве.

Что выпускает завод?

В настоящее время завод специализируется на выпуске ваз, посуды, сувениров, декоративных произведений, стеклопрофилита и цветных стекол для мозаики. В распоряжении художников все богатство цветных стекол и бесцветного хрусталя.

Как создаются изделия?

Основной процесс стеклопроиэводства - варка стекла. Для этого готовят шихту, в состав которой входят кварцевый песок (поставщик Украина), сода, поташ, мел, доломит, красители. Весь процесс варки происходит при температуре 1200 градусов.

Горячее стекло набирается утолщённым концом специальной трубки. Затем стеклодув выдувает баночку и придаёт ей нужную форму. Изделие от трубки отделяется - отрезается. Такие изделия называют гутными. Это ручная работа.

Пример механической работы - прессованные изделия. Изготавливаются в полой металлической рельефной сетке, в которой горячую каплю стекломассы специальным сердечником прижимают к стенкам. Затем изделия украшаются ручной росписью, мелкотрафаретной печатью (по принципу трафарета), золотом и деколью (принцип переводных картинок, закрепляется обжигом). Посмотрим образцы.

Все новые изделия создаются по эскизам художников в эксперимен­тальном цехе мастерами-выдувальщиками, а затем украшаются шлифовщиками и алмазчиками.

На заводе трудятся выдающиеся художники, имена которых известны не только в художественном стеклоделии; А. М. Силко, С. М. Бескинская, В. Я. Шевченко, Л. А. Кучинская, А. И. Новиков, В. Г. Хролов, С. А. Коноплёв, К. Н. Литвин (Показ фотографий авторских работ). Изделия художников и мастеров демонстрируются на российских выставках, где отмечены многими наградами. Выставки проходили и в Бельгии, Франции, на Кубе, в США, Англии, Германии, Японии, Испании, Таиланде, Аргентине, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Турции.

^ Сульфидное стекло.

Особенно интересны изделия из сульфидного стекла, как бы сосредоточив­шие в себе свойства цветных стекол. За неисчерпаемое богатство цвета - от сочных пламенеюпщх тонов до сумеречных, приглушенно-опаловых - стекло было названо «русским чудом». Податливость материала термической обработке позволила добиться новых, редких окрасов - дымчатых и опаловых. Необычайный декор из сульфидного стекла применяется на хрустале - в виде туманно-мглистых, лиловых и бархатно-чёрных линий и пятен. (Показ образцов).

Поражают красотой и игрой света изделия многослойного стекла: стеклодув последовательно накладывает на горячую баночку слои цветного стекла. Затем изделия украшают алмазной гранью и шлифовкой, выявляя внутренний слой. (Образец).

Интересны работы из цветного стекла с добавлением сульфидной крошки. (Образец).

Анализ работ из сульфидного стекла.

Что характерно для формы изделий, сделанных из стекла?

(Независимо от размеров и характера, все они отличаются пластичностью, урашены налепами, стекающими каскдами неостывшего стекла, переплетениями стеклянных жгутов, каждое изделие имеет свое лицо).

Что можно сказать о декоре этих изделий?

Изделия могут быть теплых или холодных тонов, с симметричным и ассиметричн&м рисунком, напоминающем растительный или геометрический узор, используются яркие, контрастные цвета и нежные молочные нити. Форма и цветовое решение соответствуют, составляют единое целое.

Задание:

Создать из доступного нам материала вазу, похожую на изделие из сульфидного стекла.

Обучающее упражнение:

Если форму можно создать при помощи пластилина, то с помощью каких изобразительных средств мы можем передать рисунок и цвет сульфидного стекла? (Работа с образцами, выполненными учителем).

Вкрапления сульфидной кроплен напоминают короткие мазки. Молочные полосы лучше провести по неподсохшему фону, плавный переход из цвета в цвет. (Все приемы учащиеся пробуют с учителем).

Работа над эскизом:

В соответствии со своим замыслом, учащиеся делают быстрый эскиз в карандаше и находят цветовое решение.

Работа над изделием:

Учащиеся облепливают имеющуюся подходящую форму пластилином в соответствии с эскизом

2-ой урок

Заключительная работа над изделием:

Учащиеся подправляют форму, украшают изделие (выдавливание рисунка пальцами, украшение жгутом, создание налепов в виде цветов, листьев и др.)

Грунтовка изделий водоэмульсионной краской.

Роспись изделия:

В соответствии с эскизом, учащиеся гуашью расписывают свое изделие*

Анализ работы:

Все работы выставляются на стол' и учащиеся отмечают достоинства и
недостатки работ, выбирают лучшие.

^ СМИРНОВА И. Н.,

учитель изоискусства средней школы № 15

г. Вышний Волочек.

Тема урока: КРАСОТА, ЗАСТЫВШАЯ В СТЕКЛЕ

Цели урока:

знакомство с изделиями красномайского стекольного завода; развитие эстетического восприятия изделий, творческого воображения при выполнении эскизов изделий. Оборудование:

таблица «Изделие стекольного завода», таблица «Виды мазков», изделия из стекла;

музыка (Глинка - Балакирев «Жаворонок» - грамзапись»).

План урока:

1. Сообщение темы урока.

2. Беседа:

Стекло - прекрасный материал, нашедший широкое применение в нашей жизни. В 1859 году недалеко от Вышнего Волочка был основан (купцом Болотиным А. В.) один из крупнейших стекольных заводов, и же в 1882 году продукция завода была представлена на Всероссийской художественно-промышленной выставке в г. Москве и удостоена Золотой Медали. Тысяче­летиями известно стекло. Кажется, что все уже известно, все продумано, но и сегодня стеклодувы Красного Мая заново открывают несравнимую красоту стекла. «Русским чудом» называют сульфидное стекло, способное менять окраску, цвет в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает изделиям уникальную неповторимость. (Показ иллюстраций с изделиями стеклозавода «Красный Май»).

Древние традиции и современные методы гармонично сплелись в произведениях стеклодувов, ведь именно они претворяют в жизнь замыслы художников. Словно неостывшее стекло мы видим в декоративном комплекте «Морской прибой», (показ иллюстрации).

Проходят столетия, меняются вкусы, мода, но изделия из хрусталя не перестали дарить нам свою красоту. И нельзя представить интерьер нашей квартиры без вазы для цветов. (Показ иллюстрации).

Оригинальность форм, цвета, декоративность прослеживается и в изделиях из цветного стекла. (Показ иллюстраций).

Не только изделия для дома изготавливают мастера-стеклодувы (вазы, посуду, сувениры), но и образцы декоративно-монументального плана, т. е. украшения для театров и дворцов культуры, кафе, гостиниц и т. д. На заводе есть музей, где сохранились первые изделия стеклодувов, оригиналь­ные работы мастеров, а также лучшие образцы массовой продукции».

3. Постановка задачи урока:

«Любое изделие рождается фантазией художника вначале на бумаге (вот и мы с вами сегодня в роли художников). Затем путь его проходит через руки инженеров-технологов, мастеров экспериментального цеха, а затем оно может расписываться живописцем или обрабатываться ал мазчиком. ,Мы с вами сегодня художники, которые придумывают форму ваз, расписывают их. На доске образцы различных форм ваз. Можно представить любой цветок и стилизовать его до формы вазы. Можно в форме вазы выразить, например, волну или ветер. Кроме этого, можно выразить это в цвете.

(Упражнение выполняется вместе с ребятами. На доске - таблица «Цвет стекла»).

4. Самостоятельная работа учащихся.
б. Подведение итогов: анализ работ учащихся.

^ ШИШЛОВА Н. В.,

учитель изоискусства средней школы № 1,

г. Торопец.

Тема урока: КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС

«Не праздной ради красоты…»

«Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго»

Цели урока: познакомить детей с керамикой ОАО «Конаковский фаянсовый завод»;

развивать живописное восприятие изделий мастеров.

Задачи:

а) формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узора,
характерного для фаянса (по сырому);

б) совершенствовать умения самостоятельно составлять эскизы декоратив­
ного оформления предметов на основе форм растительного мира.

Материалы к уроку: Для учителя:

  1. изделия конаковского фаянса;

  1. клеймо завода;

  1. таблица:

а) темные и светлые оттенки цветов,

б) ритм и равновесие главного и деталей в круге;

  1. отливки, репродукции;

  1. проигрыватель;

в. шаблоны тарелок;

  1. утиль с завода;

  1. кисти, банка с водой, краски, бумага, ветошь; Для учащихся:

- лист белой бумаги,

круг,

тарелка, утиль,

баночка с водой, палитра, ветошь, краски, кисти.

Справочный материал: перед началом урока раздать учащимся шаблоны с кругом, тарелки. План урока:

  1. Сообщение темы урока

  1. Беседа о конаковском фаянсе (чтение стих. В. Старикова)

  1. Быстрое упражнение на исполнение «большого и маленького» декоративного элемента в технике кистевой росписи по сырому.

  1. Объяснение ритма композиции в круге.

  1. Самостоятельная работа учащихся над эскизом декоративной тарелки.

  1. Чтение стихотворения Вадима Шефнера.

  1. Самостоятельная работа над росписью декоративной тарелки.

  1. Акцентирование внимания учащихся на гармонию цвета.

  1. Подведение итогов. Предварительная подготовка к уроку.

Посещение учащимися выставки «Конаковский фаянс» в краеведческом музее г. Конаково.

К уроку учащиеся готовят подборку иллюстративного материала по теме «Конаковский фаянс» и небольшой комментарий к нему.

^ Ход урока:

1. Незабываемое впечатление остается у учащихся на уроке при виде в
классе разнообразных художественных изделий из фарфора, фаянса,
керамики, продукции ОАО «Конаковский фаянсовый завод» и другого
производства.

Учащиеся ждут момента, когда следует поделиться своими впечатлени­ями об увиденном на выставке. Вопросы к учащимся:

  1. С каким видом искусства вы познакомились на выставке? (Декоративно-прикладное искусство)

  1. Какие произведения вам понравились?

  1. Каких художников Конаковского фаянсового завода вы знаете?




  1. Кто из вас может найти и показать изделия конаковского фаянса у доски?

  1. Как доказать, что перед нами, действительно, изделие конаковского фаянсового завода?

(Клеймо).

Слова на доске:

Керамика

Фаянс

Майолика

Декор

Утиль

Кобальт

2. Объясните значение символики заводского клейма (это может сделать
учитель, могут и учащиеся).

«В сосновом бору, неподалеку от многоводной реки Волги, раскинулись заводские корпуса ЗИКа - крупнейшего в стране предприятия по выпуску продукции из фаянса и майолики - ОАО «Конаковского фаянсового завода».

Керамика (керамос - «глина») - один из наиболее распространенных материалов декоративно-прикладного искусства. Различают керамику тонкую (фарфор, фаянс) и грубую (кирпич, черепица).

Фаянс - получил свое название от итальянского города Фаэнца. Изделия из фаянса имею белый или слегка желтоватый пористый черепок, который покрывается прозрачной бесцветной глазурью. Он не просвечивает даже в самом тонком слое.

Майолика - разновидность глины.

Фаянс и майолика выпускаются как отдельными предметами посуды,
так и комплектами, в виде сервизов. Разработку продукции выполняют
высококвалифицированные художники декоративно-прикладного искусства,
которые работают в художественной мастерской завода.

Конаковский фаянс издавна славится своим механическим и худо­жественным качеством, отличался наградами международных, всесоюзных выставок. Неслучайно Продукция завода пользуется широким спросом в нашей стране. Изделия конановского фаянса служат практическим целям

и одновременно украшают наш быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.

^ Нет, тарелки - не безделки,

Словно люди - ты взгляни:

Есть глубокие тарелки,

Есть и мелкие они.


Глянешь влево, глянешь вправо -

Вот, торжественность храня,

Величавые, как павы,

Выплывают из огня.



И пока их не остудят

Могут блики на стене.

Ведь тарелки, как и люди,

Закаляются в огне.


Солнце весело глядится

В глазурованный сосуд,

Словно сказочную птицу

На руках ее несут.


Замираю оробело

Красоту во всем люблю.

Я тарелки этой белой

Просто так не разобью.

(Конаковский поэт В. Стариков).

3. Разнообразны приемы декорирования фаянса и майолики. Около трех четвертей продукции декорируется «вечными» подглазурйыми способами. Здесь используется и машинная, и трафареточная, и живописная ручная роспись. Наиболее многокрасочны, нарядны, праздничны подглазурные декоры. Сохранившаяся традиционная ручная кистевая роспись пришла из русских народных керамических промыслов».

Вопросы к классу:

  1. Какие мотивы природы изображены на изделиях конаковского фаянса? (Цветы, листья).

  1. Как называется такой узор или орнамент? (Растительный).

«Попробуем нарисовать отдельные элементы декора в технике фаянсовой росписи (по сырому). Рисуем вместе со мной.

(Отрабатываются приемы работы с кистью. Показывается последова­тельность выполнения крупных элементов декора - цветка, листиков и мелких - борта. Подобрать на палитре гармоничное сочетание красок).

Для декорирования фаянса характерны легкие голубые, светло-зеленые тона, хороши теплые оттенки коричневой, желтой, охристой краски. В росписи часто используется характерный синий цвет (кобальт). Изделия конаковского завода отличаются мягким, размытым узором с исполь­зованием в основном теплых коричневых, зеленых с холодными розовым

и голубым.

Завершается роспись с помощью тонких линий -

(Предлагается учащимся поупражняться самим).

4. Главная особенность ритма элементов в круге демонстрируется на магнитной доске. Обращается внимание на ритм крупных, главных элементов и мелких, дополнительных элементов; декоративные элементы расположены на краю и в центре круга. Учащиеся вызываются к доске, по желанию, дается задание выполнить упражнение на ритм и равновесие композиции в круге (с помощью аппликации). Рассматриваются варианты возможных композиций в круге.

. 5. Самостоятельная работа учащихся над эскизом декоративной тарелки начинается сразу кистью. На палитре учащиеся подбирают краски. Начинают с основных, крупных элементов декоративной росписи, работу выполняют последовательно, в традиции и стиле конаковского фаянсового завода. Во время работы негромко звучит музыка, музыкальное произведение («Времена года, П. И. Чайковского).

«Музыкальные звуки, как и краски, соединяясь друг с другом, создают хорошее настроение в вашей душе. Музыка Чайковского позволяет услышать и почувствовать, как прекрасен и разнообразен этот мир».

В конце первого урока по теме выставляются лучшие, удачные эскизы перед классной доской.

П. Второй урок начинается с чтения стихотворения Вадима Шефнера:

^ Не привыкайте к чудесам

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.


Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.


За мигом миг, за шагом шаг,

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

Через одно мгновенье.


На этом уроке систематизируются и обобщаются знания учащихся о конаковском фаянсе. Обращается внимание на цветовую гармонию в декоративной композиции при применении ограниченного количества красок.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе над росписью декора­тивной тарелки. Они должны продумать основной цвет росписи, ис­пользовать выразительно (не более 8-4 цветов). Подбор цветовых сочетаний выполняется на палитре.

Объяснить учащимся, что они будут изображать в росписи декоративной тарелки. Напомнить, что можно свободно размещать растительный узор

из цветов и листиков. Все должно быть красиво, нарядно, празднично.

Напоминаем, что все элементы росписи располагаются, подчиняясь форме круга: «расписная тарелочка должна рассматриваться с любой стороны. Поэтому, когда расписываете тарелочку, не забывайте ее пово­рачивать!»

Во время самостоятельной работы также звучат «Времена года» П. И. Чайковского.

При анализе законченных учащимися декоративных тарелок отмечаются разнообразие композиций, умение детей творчески применять различные приемы кистевой росписи для выразительного решения декоративных творческих композиций.

Вольская Н. В.,

учитель изоискусства средней школы №8,

г. Конаково.

^ ТВЕРСКАЯ ВЫШИВКА

Тема урока: УЗОРЫ ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ

Цели урока: расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;

Знакомство с вышивкой тверской области;

Развивать чувство композиции, ритма. Развивать и формировать графические умения в передаче декоративного образа;

Развивать художественное восприятие изделий. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование урока:

  • изделия с тверской вышивкой (салфетки, фартук, элементы вышивки);

  • таблица «Элементы вышивки Тверской области;

  • владимирская вышивка (Детская книга «Красное - прекрасное»);

  • вышивка Тверской области;

  • фотографии (Книга «Вышивка Тверской области»);

  • грамзаписи (Русские народные песни).

I. Сообщение темы урока.

II. План урока: беседа.

«Вышивка была распространена повсюду, так как станков для нее не требовалось, а игла, нить и ткань были в каждом доме: ив доме купцов, ремесленников, помещиков, и в доме крестьян, где девочку пяти лет уже учли прясть, ткать, вышивать, ведь уже к 13-15-ти годам она должна бы­ла своими руками приготовить приданое с вышивкой (наволочки, салфетки, полотенца и т. д.). В течение нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы вышивки, характер орнамента, колорит. Русские женщины бережно к ним относились и хранили традиции вышивок своей местности, но общим для всех местностей являются швы.

(Таблица: «Гладь, набор, росписи и т. д.).

Владимирские швы - крупные стежки гладью. (Книга «Краевое -прекрасное»).

Мастерицы, украшая полотенца, платья, скатерти и др. отдают

предпочтение красному колориту.

Вышивка Тверской области разнообразна. Она представляет собой значительный пласт художественной культуры русского народа. Древность ее не вызывает сомнений: она как письменность древнего человека. В орнаменте вышивки встречаются прямые линии, волнистые линии, круги, кресты - все они что-то означают.

Земля - (прямая горизонтальная)

Сила - (ромб)

Огонь - (крест)

Солнце - (круг)

Вода - (волнистая линия)

И эта древняя символика вместе с вышивкой переходила из года в год, из столетия в столетие.

В композиции вышивки встречается ладья, она означала солнечное божество. Бели было изображено несколько (2-3 ладьи), возглавляемые женской фигуркой, это означало союз земли и Солнца. Изображалось дерево, которому приписывались чудесные свойства (способность вылечить, защитить от злых сил). (Показ репродукции).

Но особое место в ярком Тверском узорочье принадлежит карельской вышивке (Лихославльский, Рамешковский и Максатихинский районы). Узоры их изображают оленя, лося, водоплавающих птиц. Композиция строго геометрична - в середине дерево, по краям - олени или гуси. Кроме того, много геометрического узора (орнамента) - веточки, ромбы - из которых и получаются фигуры людей животных. Цвет брали красный и по нему -оранжевым, желтым, зеленым цветом вышивали. Долгое время вышивка служила украшением быта крестьян. Рубахи, сарафаны, скатерти, полотенца - все украшалось вышивкой. Полотенцем с расшитыми краями связывали руки жениху и невесте. По сторонам вышивались птицы -пожелание любви и счастья. Полотенцами, вышитыми невестой, одаривалась родня жениха. Встреча дорогих гостей хлебом-солью на расшитом полотенце - эта традиция живет и до сих пор.

А в 1946 году в Твери организовалась артель «Отрочевышивка» - сейчас это ЗАО «Тверские узоры». Машинная вышивка - вышивка современная, но традиции остались (это и птицы на свадебных полотенцах, это и женские фигурки, и птицы-павы, вместе с тем и геометрический и растительный орнаменты)».

III. Постановка и объяснение самостоятельной работы:

«Вот и попробуем сегодня, используя узоры Тверской области, выполнить эскиз салфетки, кармана для фартука, полотенца, а может это будет вышив­ка для сарафана или рубахи, постельного белья и т. д.».

Рассматривание изделий с вышивкой (салфетки, фартук).

Вопрос: Какие элементы вышивки мы видим на изделиях? (Элементы растительного узора).

Вопрос: А какие элементы мы встречали на фотографиях с вышивкой? (Элементы геометрические, элементы животного мира).

Вопрос: Что можно сказать о композиции? (Она строго геометрична).

Вопрос: Что можно сказать о цвете? (Цвет встречается чаще всего красный, желтый, оранжевый, зеленый.

IV. Объяснение работы:

1. «С чего мы начнем выполнять самостоятельную работу? Эскиз какого изделия мы будем выполнять?»

  1. Пользуясь таблицей «Элементы вышивки» продумаем композицию узора.

  1. Тонкими линиями выполняем эскиз.

4. Подберем цвет, пользуясь таблицей «Цветовой спектр».
(Последовательность работы учитель показывает на доске. Упражнение

«Элементы вышивки» ребята выполняют в альбоме)».

V. Самостоятельная работа (звучит музыка). Индивидуальная помощь
учащимся.

VI. Подведение итогов.

Шишлова Н. В.,

учитель изоискусства школы №1,

г. Торопец.

Тема урока: ^ ИЗЫСКАННЫЕ УЗОРЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ

«Вышивка - один из самых любимых видов прикладного искусства. Еще в эпоху Древней Руси люди любили вышивать. Искусство шитья свойственны все особенности народного творчества вообще и специфические черты и приемы, выработанные многими поколениями мастеров, которые бережно хранили все ценное и нужное, отбрасывая случайное и несовершенное. Так со временем рождалась та удивительная гармония содержания и формы, орнамента и средства его воплощения, которая и сегодня восхищает нас в любом произведении народной вышивки», - так высоко оценивают исследователи народного искусства художественную ценность орнамента в вышивке бытовых изделий.

Загадки орнамента вышивки привлекали внимание исследователей сравнительно недавно, уже в нашем веке. Крестьянское народное искусство не считалось достоверным источником для изучения истории и культуры. И глубины, обнаруженные в нем. Явились подлинным открытием. Из одного архаического орнамента в другой переходят круги и квадраты - солярные знаки, древние символы солнца, встречающиеся в наскальной живописи.

Язык орнамента:

  • изображение земли

  • изображение земли

  • воды

  • огня

  • солнца.

К сожалению, интерес к вышивке проснулся слишком поздно, так как в обиходе ткань истлевает, многое утрачено.

Человек с развитым художественным вкусом способен понимать и ценить стилевое единство предмета, чувствовать связь декоративного искусствах эстетическими требованиями своего времени или прошедших эпох.





оставить комментарий
страница1/3
Дата05.11.2011
Размер0,82 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх