Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях icon

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях


Смотрите также:
План воспитательной работы классного руководителя Раздел 1...
Методические материалы предназначены для формирования профессионально-личностной позиции...
Документация необходимая для работы классного руководителя...
Задачи : определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя...
Методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации Министерства образования РФ по организации деятельности классного...
Методические рекомендации для классных руководителей по изучению семей учащихся...
Анализ анкет для классного руководителя...
Диагностика в работе классного руководителя...
Республиканский конкурс «Самый классный классный» Программа индивидуального...
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСГОРИСПОЛКОМА

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

НИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ АПН СССР

Е.В.Жаринов, З.С.Смелкова

КИНОИСКУССТВО

В ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

УЧАЩИХСЯ IV—VI КЛАССОВ

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя

В 2-х частях

Москва — 1986


Жаринов Е.В., Смелкова З.С. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 4-6 классов: Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя. Ч. 1, 2. М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1986. 73 +70 с. *


* В электронную версию вошли фрагменты данного издания.

1часть


^ Объяснительная записка

Согласно основным направлениям реформы школы эстетическое воспитание подрастающего поколения предполагает комплексный под­ход. Оно должно осуществляться по всем направлениям коммунисти­ческого воспитания. №к известно, кинематограф в этом плане мо­жет обеспечить наиболее оптимальный путь осуществления данной задачи.

Киноискусство играет важную роль в структуре свободного вре­мени современного школьника. Она определяется не только силой художественного воздействия, но и самой социально-общественной природой кинематографа, отражающего действительность в наиболее близких и адекватных реальной жизни моделях. Поэтому, среди про­чих задач, первоочередной и важнейшей задачей школьного воспи­тания становится целенаправленное педагогическое руководство процессом восприятия продукции экрана, формирование навыков критического анализа фильмов на всех возрастных и обра­зовательных этапах.


1


Данные методические рекомендации являются обобщением той работы по кинообразованию в киновоспитанию, которая велась в Москве о 1980 по 1983 гг. в ряде школ города. Фильмы для данной возрастной группы подбирались в соответствии с основными направ­лениями коммунистического воспитания. Показ фильмов осуществлял­ся ежемесячно. Каждый просмотр проходил в соответствии с определенной нравственной тематикой.

Например, и мой родной край (к/ф "Финист, Ясный Сокол"), человек и окружающий его мир (к/ф "Жизнь и удивительные приклю­чения Робинзона Крузо"), любовь к родине и героизм во время Великой Отечественной войны (к/ф "Она защищает родину") и др.

Главной особенностью восприятия подростка является его поэпизодность, фрагментарность, т.е. отрыв части от целого и заме­на целого частью. В этом возрасте учащиеся еще не могут охватить произведения искусства целиком даже по составу событий. Они, как правило, выделяют только один или несколько эпизодов, эмоциональ­но наиболее сильных по воздействию, и характеризуют этим частич­ным впечатлением все произведение в целом. Это не означает, что эпизод осмысливается в отрыве от произведения, он может вобрать в себя всю совокупность впечатлений о произведении и даже обобщенное представление об увиденном или прочитанном, но только в свернутом виде. Однако между эпизодами неизбежно разрываются причинно-следственные связи, опускаются частности и детали, и произведение лишается в восприятии завершенной формы. 2


Поэтому на данном этапе обучения ведущим мотивом должен быть идейно-нравственный, воспитательный аспект, который еще не отрывает учащихся от привычного для них интуитивно-эмоциональ­ного во приятия, но должен подготовить почву для перехода к пер­вым попыткам конкретного художественного анализа.

Основной структурной единицей анализа, вплоть до седьмого класса, становится эпизод, отвечающий психофизическим особен­ностям восприятия данной возрастной группы и соответствующий основным композиционным закономерностям построения произведе­ний литературы и кино- принцип монтажности.

Концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • о синтетической природе кино;

  • иметь представление о пространственно-временной организации эпизода.

Работа по данным разработкам должна осуществляться в сле­дующей последовательности: вступительное слово перед просмотром, просмотр, обсуждение, анализ фильма на классном часе.


В разработках дается примерный круг вопросов и возможный вариант обсуждения фильма.

3




- 4 -

^ Начальное понятие о художественном языке в кино и в литературе (к/ф "Финист, Ясный Сокол", "Сказка о царе Салтане").

Тема: Я а мой родной край. "Финист, Ясный Сокол", реж. Г.Васильев. Основные задачи. Обсуждение: дать начальное понятие о ху­дожественном языке в кино и в литературе.

^ Вступительное слово. Считаем необходимым перед непосредст­венным началом разбора фильма еще раз напомнить об основных за­дачах эксперимента по идейно-нравственному воспитанию учащихся средствами киноискусства для возрастной параллели 3-4 классы.

Учащиеся этой параллели должны в конце обучения знать, как снимается художественно-игровой фильм, как пишется сценарий и что он из себя представляет.

За этот же период обучения у учащихся необходимо также фор­мировав умение следить за развитием действия в фильме, устанав­ливать связь событий, в центре которых один или несколько ге­роев.

Перед просмотром фильма необходимо задать учащимся несколь­ко вопросов о целью выяснения, какие виды кино они знают. Существует всего четыре вида кино: научно-популярный, документаль­ный, художественный и мультипликационный. Необходимо также об­ратить внимание учащихся на то, чем конкретно отличается худо­жественный фильм от других фильмов. Прежде всего - это наличие актеров, наличие художественного вымысла.

Но объединяет все эти разные виды кино то обстоятельство, что любой фильм - это всегда результат коллективного труда. Пусть учащиеся перечислят, кто обычно участвует в создании той или иной картины. Что всегда должно идти в самом начале фильма? Титры.

- 5

-Без чего фильм просто невозможен? Без сценария. Как вы представ­ляете себе работу сценариста? Кто еще, по вашему мнению, должен участвовать в создании фильма? Прежде всего - это режиссер, ак­теры, оператор, обязательно художник, композитор и многие, мно­гие другие.

Вступительное олово перед просмотром фильма можно завер­шить, предложив ребятам внимательно просмотреть фильм с самого начала и постараться запомнить имена тех людей, чей труд оказал­ся так необходим для создания фильма.

Вопросы к ребятам во время вступительного слова учителя:

  1. Какие виды кино вы знаете?

  2. Чем художественный фильм отличается от всех других филь­мов (от научно-популярного, документального, мультипликационно­го).

  3. Какие профессии необходимы для создания художественно­го фильма?

4. Как вы представляете себе работу сценариста?

^ Обсуждение Фильма.

Прежде всего учителю необходимо проверить, как ребята опра­вились с заданием и кого из создателей фильма они запомнили. Каждый раз проверять это задание необходимо уже и потому, что ученики начинают воспринимать кинематограф не просто как цепь заснятых жизненных ситуаций, а как сложную структуру, каждый элемент которой оказывает свое особое влияние на картину в целом.

Для того, чтобы лучше разобраться в природе фильма "Финист, Ясный Сокол", необходимо точно определить жанр картины. Само слово жанр необязательно употреблять при разборе фильма, но по­нятие кино-сказки и ее отличие от литературной сказки или от русской народной сказки ученики все-таки должны усвоить.


- 6 -

На вопрос, что они смотрели, ученики с легкостью ответят: сказку. И здесь необходимо подчеркнуть, что это была именно вол­шебная сказка. Как всегда бывает в волшебной сказке - доброму ге­рою всегда должны помогать звери, всегда должны быть какие-то вол­шебные предметы. Есть ли это в фильме? Дети должны вспомнить другие волшебные сказки, которые они когда-то прочитали. Но по­хоже ли то, что они увидели на экране, на ранее прочитанное?

В сказке разве бывает богатыри? А почему? Обычно сказочный герой добивается чего-то только для самого себя или для своих близких. Вспомним сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Аленький цветочек". А в этом фильме только ли для себя Финист борется с нечистой силой? Нет. А для кого еще? Для всего народа. Значит, это не только сказка, но и былина. За­чем автору фильма режиссеру Геннадию Васильеву понадобилось из простой волшебной сказки делать былину? Вспомните, фильм посвя­щен памяти режиссера Роу. Какие еще фильмы Роу вы видели? Чем они отличаются от "Финиста"? Скорее всего. Г.Васильев, сделав из сказки былину, хотел сказать, что со злом нельзя бороться в одиночку. Только всем народом, всем вместе можно чего-то добиться. Что делает режиссер, чтобы убедить нас в этой мысли? Преж­де всего, он вместе с оператором показывает нам бескрайние просто­ры русской земли. Запомните, ребята, что это не просто красивые картинки на экране, а очень важный, существенный момент в фильме. Бескрайние просторы, реки, поля и леса как бы убеждают нас, что и люди здесь должны жить красивые и добрые и что их много, весь народ. Как вы думаете, что делает сценарист для того, чтобы убе­дить нас, что только всем народом можно справиться со злом? Вы можете выделить в этом фильме самое важное событие? Да. Борьба с нечистой силой. А какие еще события есть в фильме? Любовь Фи-

- 7

-ниста и Аленушки, история о том, как мужик провалился под зем­лю. Значит, сценарист хочет убедить нас, что его интересуют не только борьба одного Финиста с нечистой силой, до и Аленушка, и баба, и мужик, и воевода, и писарь, и многие, многие другие пер­сонажи сказки, без которых Финист - никогда не победил бы врага.

Как вы думаете, кого хотел изобразить режиссер под этой черной силой, которая осадила русский город? Отличается ли изо­бражение жизни русского города от изображения нечистой силы и если отличается, то чем? Необходимо обратить особое внимание ре­бят на характер музыки в том и другом случае, на цвет (преоб­ладание черного в одном случае и буйство красок в другом). Ре­жиссер каждый раз стремится показать добро, юмор, трудолюбие, о одной стороны, и безделье, злость, зависть с другой.

Все ли вам нравится в изображении русского города? Нет, не все. Хотя они и веселы и добры, но они не бдительны, чуть не да­ли себя обмануть, у них пушка стреляет просто так. А почему? По­тому что режиссер хочет показать, что русские люди не воины, а труженики, прежде всего. Вспомните, как начинается фильм. Пе­ред нами Финист за работой на пашне. И только острая необходи­мость заставила его взяться за оружие.

А не напоминает ли вам этот фильм какие-нибудь виденные вами прежде фильмы? Напоминает. Как вы считаете, хорошо это иди плохо?

А как вы считаете, кем легче быть, добрым или злым? Злым. Если бы не доброта Финиста, то оборотень его бы никогда не пой­мал и не изуродовал. Доброта всегда связана с испытаниями и труд­ностями. Хорошо, а может быть, тогда добрым вообще но надо быть? Как в фильме решается эта проблема?

- 8 -

Методические рекомендации по использованвю кинофильмов на классных часах в 3-4-м классах

Тема: Ответственность человека за свои поступки.

"Изобразительный ряд фильма". "Сказка о царе Салтане".

Во время вступительного слова ребятам можно показать картину Сури­кова "Взятие зимнего городка". (Что будет напоминать эту карти­ну в фильме? - Костюмы героев, цвет и т.д.).

Вопросы и примерны, ход обсуждения: Можно ли оказать, что событие фильма состоит из двух самостоятельных в законченных в фабульном отношении рассказов? История I - это свадьба царя Салтана, козни врагов и, наконец, царевну с Гвидоном бросают в бочке в море. Торжество зла. Клевета, зависть одержала верх.

Разбор кульминационного эпизода. Черный цвет одежды. Кого напомина­ет царевна? Дым от костров. С одной стороны, реальный факт - смолят бочку, а с другой - это напоминает другие фильмы, где речь идет о нашествии татар, о горе всей земли Русской. Для при­мера стоит вспомнить хотя бы фильм "Александр Невский" Эйзенштей­на. Почему режиссер Птушко вышел на такие параллели? Скорее все­го, автор фильма чисто изобразительными средствами хотел показать, что материнство является светлым чувством и всякая несправедли­вость в данном случае равносильна большой беде. Как разделяются персонажи в данной сцене? Кого вы можно назвать добрым, а кого злым и почему? А как вы считаете, из-за чего все произошло? С че­го вообще началась вся эта история? Вспомните сцену, когда царь Салтан случайно подслушивает разговор трех девушек. Каждая из них мечтает стать царицей и каждая думает о своем. Эти три не­весты, из которых одну должен выбрать себе царь. В каких еще из­вестных вам сказках герой тоже выбирает себе невесту? Назовите их. Как вы думаете, почему царь выбирает именно третью девушку?

- 9 –

"Я б для батюшки царя родила богатыря", - говорит она. Почему это предпочтительнее, чем устроить пир, наткать много полотна? Кто такой богатырь? Вспомните все былины, какие вы знаете о бога­тырях. Богатырь - это всегда защитник земли русской, это герой, который готов постоять за весь русский народ. Как вы считаете, о чем прежде всего думает царь, выбирая для себя невесту?

Почему царевна вызывает такую активную ненависть у всех вра­гов своих? Им все равно, что станет с народом, для них личная выгода и благополучие предпочтительнее. Сам военный поход царя Салтана, саму беду враги используют только для того, чтобы осуще­ствить свои личные корыстные планы.

Назовите эпизод, с которого начинается как бы вторая часть фильма. Гвидон и царевна оказываются на острове. Что происходит на этом острове? Гвидон спасает царевну-Лебедь и убивает злого волшебника. Назовите, в каких еще известных вам сказках герой по­могает кому-нибудь и добро потом вознаграждается?

Почему именно три раза с помощью различных трех чудес Гви­дон пытается завлечь на свой остров царя Салтана? Здесь звучит мысль о том, как трудно порой восстановить справедливость. Легко было устроить интригу и бросить царевну с ребенком в море. Но как трудно вернуть все в свое прежнее положение. Человек должен отвечать за свои поступки, предвидеть их результаты. Ведь, по существу, Гвидон и царевна воскресают из мертвых. Чем отличается каждое из трех чудес? От чуда к чуду увеличивается как бы слож­ность, невозможность их осуществления. Добро безгранично, оно обладает большей силой, чем зло, как бы хочет сказать Пушкин и ав­торы фильма.

10

Сказка в кино и в литературе. Восстановление сюжетной последовательности эпизодов фильма и книги с выявле­нием причинной связи между предыдущим и последующим эпизодами и их значение для раскрытия характера ска­зочного героя (к/ф "Царевич Проша", "Ослиная шкура", "Снежная королева","Там на неведомых дорожках")

^ Тема: Неизбежность победы добра.

О фильме "Царевич Проша". Авт.сц. М.Вольпин, pea. Н.Кошеверова, комп. М.Вайнберг. Текст песен М.Вольпина. В ролях: С.Мартынов, В.Золотухин, Г.Вицин и др. Ленфильм, 1974.


Основная задача обсуждения: доказать различия в киносказке и в русской народной сказке.

Вступительная беседа перед просмотром фильма: Сказочный мир режиссера Надежды Кошеверовои.

Задача: подготовить учащихся к пониманию своеобразия твор­ческой манеры Н.Кошеверовой (разумеется, не теоретически, а идя от конкретных наблюдений); активизировать в их памяти впечатления от просмотренных фильмов-сказок; подвести к мысли, что сказку на экране можно показывать по-разному.

Вопросы для беседы. Основное направление беседы (материал для слова учителя).

  1. Какие фильмы-сказки вы видели?

  2. В чем отличие сказки-мультипликации от сказки, в которой героев изображают актеры? Где проще показать всякие сказочные чу­деса - в рисованном фильме ила игровом? А сказочных героев?

  3. Какие фильмы поставлены по знакомым русским сказкам? -"Василиса Прекрасная, "Конек-горбунок", "Кащей Бессмертный", "Морозко" и др.

11

Это фильмы режиссера-сказочника Александра Роу. В его фильмах действуют знакомые вам сказочные герои: царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, три брата и младший из них - самый добрый, умный храбрый, которого обычно зовут Иванушка-дурачок...

Видели вы фильмы, поставленные по сказкам Пушкина. Например, «Сказку о царе Салтане» (это уже знакомая вам сказка).

А бывают на экране и другие сказки - как будто бы и незна­емые, и знакомые. Незнакомые потому, что о таких именно событиях и сказочных героях вы не читали и не слышали, не знаете, что произойдет в сказке дальше. Знакомые потому, что поступают все ге­рои по законам сказки: добрые и храбрые - защищают слабых, борют­ся со злом, ищут свое счастье, а злые - хитрят, обманывают, пы­таются погубить добрых героев. А еще есть в этих сказках знако­мые сказочные предметы: шапка-невидимка, волшебный горшочек и др.

Вот такие новые и старые одновременно сказки любит расска­зывать режиссер Надежда Кошеверова. Только в своем первом филь­ме она рассказала знакомую вам сказку - "Золушка" (это было бо­лее тридцати лет назад). Вам знакомы фильмы Кошеверовой "Старая, старая сказка" (1968), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1976). Таких сказок раньше вы не знали?

Сегодня мы будем смотреть фильм-сказку "Царевич Проша". для обсуждения фильма очень важно, чтобы уже во время про­смотра вы сосредоточили свое внимание на некоторых особенностях этого фильма-сказки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто из героев фильма больше похож на обычного знакомого вам героя русской сказки - царевич Проша или Лутоня?

  2. Как зовут других героев сказки? Подумай, почему авторы дали им такие имена?

- 12 -

3. В каких дворцах и домах происходит действие? Похожи ли они на настоящие? В фильме особенно выделяются "присказка" - чем от­личаются декорации этой части фильма?

4, Какие знакомые волшебные предметы есть в этой сказке?

Организация обсуждения просмотренного фильма: Задача: возбудить активность участия школьников в обсуждении фильма, направлять ход разговора, конкретизируя поставленные воп­росы, выявляя неоднозначность их решения, не навязывая своего суждения.

Конкретизация вопросов. Комментарии к ним:

I. Кто больше похож на героя русской сказки?

Царевич Проша? - Главный герой. Он ищет и находит свою судьбу,

его поиски движут все действие сказки. Какой он? Честный ("нечеловеческая храбрость" - говорит о нем Лутоня) - примеров очень много. Храбрый и сильный: "раскиды­вает" разбойников, бьется с Дердидасом. Проявляет ли находчивость? - Примеры привести трудно. Любит ли шутить, весел ли? Кому помог бескорыстно (освобождение царевны - это нечто другое)?

Лутоня? - Случайный встречный, ставший другом и помощником Проши. Образ дан в развитии: веселый мелкий жулик (спрятавший от предполагаемого хозяина найденную шапку); человек, помогающий Проше, достающий коня и деньги, не задумываясь над нечестностью поступков ч слегка удивляющийся тому, что все отдал, а сам -опять без копейки; отказывают 1ся от коня и денег (швыряет раз­бойникам); честность Проши, непреклонность его убеждений потряс­ла Лутоню, происходит переосмысление нравственных ценностей - это определяет дальнейшие поступки Лутони. Помогать надо не на­грабленными разбойниками деньгами, а непосредственным участием, надо разделить трудный путь Проши.

- 13 –

Проша честен "изначально" - для него другой тип поведения, отношения к людям просто невозможен. Лутоня приходит (в фильме это показано убедительно, психологически мотивировано) к понима­нию важного нравственного принципа и расширяет его: он не просто становится честным, но бескорыстно и самоотверженно помогает Про­ше, потому что поверил в честность, доброту и дружбу - то, что мы можем назвать словом идеал, а сам Лутоня говорит, что "пове­рил в звезды". Сила его веры, его "прозрения" подчеркнута глуби­ной отчаяния, которое охватывает Лутоню, когда ему кажется, что Проша нарушил законы дружбы и чести (поведение Дердадаса в обли­ке Проши). Он готов отказаться не только от Проши, но и от обре­тенной им веры. Обман Дердадаса раскрыт и Лутоня счастлив: друж­ба я честность - главный закон человеческой жизни, они сильнее зла и обмана.

Эта линия сопоставления двух героев особенно сложна, поэто­му помощь учителя будет максимальной. Другие черты Лутони опреде­лить проще. Блестящая актерская работа Валерия Золотухина найдет самый непосредственный отклик. Лутоня весел и никогда не впадает в отчаяние от житейских неудач. Он смел а находчив ("лечение" атамана, "оправдание" перед бабами на базаре: заставляет пля­сать "под свою дудку" всех, подводит случайная комическая деталь - он называет лепешки горелыми и этого баба перенести не может). И музыка, и текст песен, и манера исполнения глубоко народны (М.Вайнберг - известный композитор кино, его музыка представля­ет в фильме самостоятельную художественную ценность). Лутоня добр и бескорыстен. Всегда искренен (даже в своей хитрости - в эпизо­де с атаманом) и немного наивен (целует экономку волшебника, узнав от нее, что это Дердидас принял облик Проши).

Каков же вывод? Традиционный герой русской сказки в фильме

- 14 -

Кошеверовой как бы "раздваивается: Проша (С.Мартынову трудно оживить эту "голубую роль") ведет романтическую линию сказки - его выгоняют из дома, он ищет и находит свою суженую; Лутоня -воплощение многогранного, психологически достоверного характе­ра героя русской сказки - ведет линию бытовую, событийную. Лу­тоня ближе к героям русских сказок. Дополнительные вопросы-до­казательства: мог ли герой сказки отказаться от шапки-невидимки? Благодаря чему (или кому Проша дважды спасен от смерти: отве­ден нож убийцы, остановлена казнь "водяная"?. 2. В чем смысл "говорящих"сцен сказки? Царь Ермолай Великий: комическое несоответствие имени в эпитета. Король Каторз девятый - безликость короля: такой, как все, "который девятый по счету".

Герцог Дердидас - иноземный, нерусский (перечисление не­мецких артиклей). Волшебник Moнo - "заземление", странность волшебника-чудака, изобретателя "таблеток", превращающих чело­века в зверя иди "петушиный крик".

Семейство Ох - "букет" междометий, обозначающих боль, удив­ление, укоризну: папа Ох, мама Ах, дети Ай, Ай-яй, Ай яй-яй и Ай-ляй-яйпяй. (Интересное наблюдение: как ведут себя, какие вос­клицания произносят члены этой семьи, наблюдая, как царевич-Проша ест кашу из перца, соли и тому подобных продуктов). 3. Декорации в фильме.

Дж фильмов Кошеверовой характерна нескрываемая театральность (как в кукольном театре) декораций, в которых происходит действие. Это не противоречит, а как бы подчеркивает достоверность характеров. В фильме "Царевич Проша" "присказка" от сказ­ки отделяется резким изменением изобразительных средств, созда­ющих обстановку действия. В оформлении "присказки" есть элементы

- 15 –

рисованного фильма и кукольного: подчеркнута "невсамеделиш-ность" декораций (замок, тюремная башня) а деталей (самовар, ко­рона Ермолая Великого), эпизоды разделяются отворением расписных игрушечных деревянных ворот.

Новая художественная стилистика возникает, когда Которз-девятый изгоняет царевича Прошу: царевич идет по естественному ле­су (звуковой ряд: "это присказка, начинается сказка"). Дейст­вие сказка происходит либо в естественных условиях (натурные съемка), либо в декорациях, близких к естественным, но и услов­ность, сказочность подчеркнута какими-то броскими деталями: из­ба Оха словно оплетена из бересты (как корзина), в доме волшеб­ника Мопса бурлят и клокочут многочисленные колбы и реторты.

Все это ребята заметят сами, надо помочь им (наводящими воп­росами, напоминанием деталей) сформулировать свое суждение.

4. Какие знакомые волшебные предметы есть в фильме? Обычна ли их роль? Роль шапки-невидимки традиционна. Два любопытных наблюдения: Проша сначала берет шапку, потом отказывается от нее (почему?), на базаре Лутоня думает, что он невидим и соот­ветственно действует, а его видят (в чем комизм ситуации?).

Роль горшка с кашей необычна: необычен "состав" каши (как дядя Ох проверяет - действительно ли нужна ему помощь?).

Ключ, подаренный Дердидасом царевне, выявляет его коварство: открыв целый ряд дверей, царевна опять попадает в темницу. Это обычный ключ, а не волшебный.

5. Заключительный вопрос-обобщение: почему победа добра,
честности и дружбы над злом я коварством неизбежна?

- 16 -

Тема истинных и ложных ценностей в фильме "Ослиная шкура" (авт. сценария М.Вольпин, режиссер - Н.Кошеверова, по сказке Шарля Перро).

^ Основные задачи обсуждения. Показать смысловую роль изо­бразительной детали в ключевых эпизодах фильма.

О содержании вступительного слова. Ребята, в любом фильме вы с удовольствием выделяете наиболее понравившиеся вам эпизоды, а вы никогда не задумывались над тем, почему те или иные эпизо­ды остаются у вас в памяти? Конечно, есть такие сцены в фильме, где героя преследует погоня, где ему приходится отбиваться от своих врагов и т.д. Но ведь есть и такие сцены, где нет никакого действия, а вы все равно вспоминаете эти моменты в фильме, и она вам тоже нравятся. В чем здесь дело? В таких случаях как раз и вступают в роль всякого рода выразительные детали. Они как бы приковывают наше зрительское внимание, чаруют глаз, вызывают в нас определенные мысли и чувства. Режиссер Н.Кошеверова зна­кома вам по фильму "Золушка". Вспомните, пожалуйста, такие эпи­зоды в этом фильме, где как раз почти ничего не происходит, но нам приятно смотреть на экран, мы живо представляем себе, что чувствует и о чем думает сама героиня. Вот Золушка перед балом. На ней грязное рваное платье. Нам тоскливо и грустно. А почему? Что создает у нас такое настроение? Скорее всего, это не только внешний, вид Золушки, но и освещение самой сцены. Луч света падает откуда-то сверху, предметы приобретают какие-то зловещие очертания, неожиданно вспыхнувший огонь в камине добавляет на­пряжения всей сцене. И платье, и.огонь в камине, и луч света из окна и старый чайник - все это и есть те самые выразительные

- 17 –

детали, которые помимо нашей воли запоминаются нами и позволяют нам ощутить то же, что ощущают и герои фильма. При просмотре данною фильма будьте особенно внимательны к подобным деталям. Подумайте над вопросом, почему принцесса Тереза должна была странствовать в ослиной шкуре?

Вопросы к обсуждению (и примерный ход обсуждения):

  1. Вспомните начальный эпизод с ослом. Что дальше произошло с этим животным? Почему ослиная шкура появляется у принцессы только во время изгнания?

  2. Бели восстановить всю цепь эпизодов, так или иначе связанных с ослом, то нам станет ясно, что в судьбе осла и в судьбе принцессы есть что-то общее. Слава и богатство быстро уходят и на смену им являются лишения, голод и скитания. Ослиная шкура не случайно появляется на плечах принцессы именно в тот момент, когда она лишается славы и богатства. Само назва­ние фильма говорит нам о значимости предмета. Перед нами не что иное как символ мимолетности, призрачности материальных ценностей. Важно подвести ребят к тому выводу, что предмет, изображенный на экране, имеет непосредственное отношение к раскрытию авторского замысла, что вое эпизоды, так или иначе связанные с этим предметом, имеют определенную смысловую связь и служат в конечном счете раскрытию мысли о призрачности ма­териальных ценностей.
    3. Вспомните пророчество старой феи (арт. Пельтцер» Почему от нас, зрителей, до самого конца фильма скрывают смысл ее про­рочества? Ответы ребят на этот вопрос могут быть самые раз­ные: от нас скрывают вторую часть пророчества, чтобы нам было интереснее смотреть и т.д. Здесь необходимо подвес­ти ребят к мысли о том, что если бы нам сказали все сразу,



- 18 -

то тогда не надо было бы всех последующих эпизодов, где мысль о выстраданном, но некупленном счастье убеждает нас больше, чем просто высказанное суждение.

  1. Вспомните последний эпизод в фильме. Как вы считаете, зачем надо было поэту уговаривать часы, чтобы они остановились хотя бы на минуту? Мысль о вечности, о непреходящем характере духовных истин. Этому же посвящена и заставка в фильме, когда перед нами начинают оживать старые музейные картины.

  2. Кто оказывается среди героев, для которых золото и бо­гатство являются самыми ванными вещами в жизни? А кого вы можете причислить к другому лагерю? На чьей стороне ваши симпа­тии?

- 19 –

^ О фильме "Снежная, королева" Тема: Сила человеческого чувства.

Автор сценария Е.Шварц (по сказке Г.-Х.Андерсена), рек. Г.Казанский, оп. С.Иванов, худ. Б.Бурмистров, композитор Надеж­да Симонян.

В ролях: Е.Проклова, В.Никитенко, Е.Леонов и др. Ленфильм, 1966.

Об авторах фильма: ^ Евгений Львович Кварц (1896-1958) - писатель, драматург; автор сценариев детских фильмов "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Первоклассница", фильмов-сказок "Золушка", "Марья-искусница", автор сценария фильма "Дон Кихот"; по пьесам Е.Шварца поставлены фильмы: "Каин ХVIII", "Сказка о по­терянном времени", "Обыкновенное чудо" "Тень".

^ Геннадий Сергеевич Казанский - Режиссер, поставивший ряд известных школьникам фильмов - комедийных ("Старик Хоттабыч") и приключенческих ("Человек-амфибия").

^ Елена Проклова: это вторая актерская работа Прокловой-школьницы (первая - в фильме А.Митты "Звонят, откройте дверь"), ны­не известной актрисы ("Гори, гори, моя звезда", "Единственная"

и др.).

Евгений Леонов - известный актер; тип сказочного короля, безуспешно пытающегося быть "злым и грозным", позже в разных вариантах повторен и в других фильмах ("Обыкновенное чудо" и др.).

^ Материал для учителя Фильм-сказка "Снежная королева" увлекателен по сюжету, от­личается поэтичностью и тонким юмором. Мироощущение драматурга Шварца и великого сказочника Андерсена во многом совпадает, об­щее - и любовь к жанру сказки, понимание возможностей жанра,

- 20 –

хотя сказки Шварц отличаются большей философичностью и психоло­гизмом (у них и адрес иной). "Снежная королева" поставлена по законам сказок Андерсена: мир фантазии одухотворен добром, ут­верждается торжество добра, человечности над злым, низменным, враждебным человеку.

С текстом сказки Андерсена школьники знакомы, им известны особенности сказки литературной (по срав­нению с народной). Задача учителя: открыть новые смысловые пла­сты в уже знакомой сказке, помочь школьникам увидеть, чем обо­гатилась сказка в кино; от углубления нравственных вопросов -вести к постижению новых эстетических понятий.

Дополнительные сведения об Андерсене целесообразно дать в стиле его сказок (можно использовать "Сказки об Андерсене" Ген­надия Циферова); важно вспомнить героев сказок (большинство на­званий сказок по именам героев): Дюймовочка, Падкий утенок, Стойкий оловянный солдатик и др.

Мир сказок Андерсена создается по законам добра и красоты. Решение "вечных" вопросов: что есть добро? Что есть красота? и составит стержень всей работы над фильмом. Естественным будет сопоставление со сказкой, опора на литературный опыт учащихся. Идея сказки: красота, не одухотворенная добром, не может быть прекрасна (снежная королева), добро пробуждает в душе чело­века все лучшее, делает его прекрасным. Мир основан на добрых и разумны: началах, но помочь восторжествовать добру может то; ,ко горячее человеческое сердце - за добро надо бороться - так сказ­ка утверждает активность жизненной позиции. Второй тезис значи­тельно сложнее первого, ключ к его пониманию - оценка поступков героев, способных понять добро и помочь ему (вороны, принц и принцесса и, особенно, маленькая разбойница - все становятся лучше

- 21 - рядом с Гердой).

Возрастные особенности восприятия школьников ("стихийный оптимизм"; интерес к событийности, к герою, попившему в исклю­чительные ситуации; оценка прекрасного прежде всего с нравствен­ных позиций) во многом предопределяют приемы работы над фильмом, вместе с тем целесообразно некоторые задания дифференцировать: одни - для школьников 4-10-х классов, только что изучавших сказку (создание иллюстраций, более детальное сопоставление эпизодов, деталей), другие - для учащихся 5-6-х классов, обладающих большим опытом аналитической оценки.

^ Общие вопросы (для всех классов)

  1. Какие сказка Андерсена вы знаете? кто их герои? (Назва­ние часто по имени главного героя).

  2. Снежная королева - главный герой сказки? Почему сказка названа ее именем?

  3. Соответствует ли Снежная королева в фильме (актриса Н.Климова) вашему представлению о ней, сложившемуся после чте­ния сказки?

Какими средствами (выражение лица, пластика движений, краски) воссоздана авторская характеристика: "глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира", "ледяное сердце"?

  1. Есть ли в фильме еще герои о "ледяным сердцем"? Белый цвет - обязательная их примета? (Советник всегда в черном!).

  2. "Ледяное сердце" может быть временным состоянием. Как оледенело сердце Кая? (Сравните детали в сказке и в фильме). Как изменением цвета (эпизод разговора с Гердой в Ледяном дворце) показано "превращение" в человека лживого, открытого добру?

Как изменяется манера поведения? Как в моменты "превращений" (отношение к цветам, к бабушке - после "оледенения"; отношение

- 22 - Герде в Ледяном дворце)?

6. Почему Герда смогла разрушить чары Смежной королевы? Что

придавало ей силы?

7. Кто из героев сказки помогает Герде, а кто встает на сторону Советника? Что разделяет героев на два лагеря? (Живое человеческое участие, радость доброго поступка - эгоизм как ос­нова жестокости: король, например, боится остаться без холод­ного оружия и мороженого!).

  1. Маленькая разбойница - добрая или злая? Почему нельзя однозначно ответить на этот вопрос? (Капризна, своевольна, оби­вает оленя, убивает летучую мышь - защищает Герду, помогает ей стать лучше, добрее, справедливее?

  2. Почему победа Герды, победа добрых сил неизбежна?

  1. Какие новые герои появились в фильме? Иакова их роль? Как Сказочник сам объясняет свое появление в фильме? (Проанали­зировать вступление к фильму - "до титров").

  2. В каких кадрах использована в фильме мультипликация? С какой целью? (сны дам, кавалеров - и сны узников).

  3. Какова цветовая гамма, определяющая силы добра в силы зла? (Интересно "нарушение" - золотая карета: разумным ли было решение принцессы?). Приведите примеры.

  4. Роль кинематографической детали: куст роз в комнате бабушки роль в развитии сюжета; деталь-символ).

Дополнительные задания для школьников 4 класса:

  • Нарисовать какой-то предмет (предметы), олицетворяющий цар­ство Льда и царство Добра, человеческой теплоты, Жизни.

  • Нарисовать персонажей фильма - Чернильницу и Домового.

  • Подготовить пересказ эпизода (сопоставить - в тексте сказки

- 23 -

и в фильме) "Как оледенело сердце Кая".

Дополнительные задания для школьников У-У1 классов

  • Почему смешон Король (Е.Леонов)? (Внешность, логика поступ­ков, речь - выявить несоответствия, составляющие основу комического).

  • Основа комических эффектов в речи атаманши ("дежурный по пайке", "уволю из шайки по собственному желанию").

  • Характеристика Маленькой разбойницы (что истинное, что внешнее; почему встреча с Гердой была нужна Разбойнице, помогла ей?).

— 24 —






оставить комментарий
страница1/5
Дата05.11.2011
Размер1,03 Mb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх