Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2010 icon

Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2010



Смотрите также:
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа 2006...
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006...
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006...
Учебное пособие Часть 3 Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006...
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2006...
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом по анатомии и гистологии...
Учебное пособие для студентов специальности 5B050200 «Политология» Павлодар...
Учебное пособие Часть I рекомендовано научно-методическим советом университета белгород...
Учебно-методическое пособие Павлодар Кереку 2010 удк 340. 12 (075. 8) Ббк 67. 0я 73...
Учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области водного...
Учебное пособие Рекомендовано научно-методическим советом по прикладной математике умо...
Учебное пособие Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА


С.В. ШАЛАГИНА, К.В. МАКСИМОВ



ПОЛИТОЛОГИЯ


Учебное пособие


Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС


Уфа-2010

УДК 32 (075.8)

ББК66.0 я 73

Ш 18


Рецензент:

Ф. Файзуллин д-р. философ. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия»

Уфимского государственного авиационного технического университета


^

Шалагина С.В., Максимов К.В.

Политология: Учебное пособие / С.В. Шалагина, К.В. Максимов. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 231 с.


ISBN 978-5-88469-469-9


Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными стандартами по дисциплине «Политология». Приведены методические материалы по предмету. Изложены проблемы политической модернизации, современных политических институтов и систем, структур и форм политического участия. Дана краткая характеристика этапам, направлениям развития политических учений, а также вопросы и литература.


Предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного отделения всех специальностей, направлений подготовки.


ISBN 978-5-88469-469-9 © Шалагина С.В., Максимов К.В., 2010

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2010


СОДЕРЖАНИЕ


^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 5

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6

^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИ 7

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 9

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ПОЯВЛЕНИЕ

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О НЕЙ 11

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

И АНТИЧНОСТИ 12

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

^ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 21

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРАБСКОГО ВОСТОКА

И СРЕДНЕЙ АЗИИ 27

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 32

^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIХ – нач. ХХ вв. 40

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 57

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ XVIIXVIII вв. 59

^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX начала XX вв. 61

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 68

ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 71

^ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И СРЕДСТВА 72

СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ПОЛИТОЛОГИИ 73

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ 75

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ 80

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 82

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 88

^ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 92

ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 96

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ 102

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 104

^ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 106

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 107

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 110

ЛОББИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 112

^ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 113

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 121

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 123

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА 131

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 132

ГЕОПОЛИТИКА 138

МИРОВАЯПОЛИТИКА 165

^ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 168

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ 168

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 176

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ

^ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 181

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 186

ТРЕНИНГ-ТЕСТЫ 189

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ 204

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 207

^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГИПЕРСЛОВАРЯ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ 210

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 229


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Политология входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин и изучается вместе с философией, культурологией, психологией и педагогикой, социологией, иностранным языком, математикой и информатикой. Вместе с другими, дисциплина приобщает слушателей к демократическим нормам и ценностям, формирует знания политической реальности, закладывает основы политической культуры.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Целью предмета является воспитание политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор.

Политическое образование является условием для превращения общества из объекта манипуляций властей в коллективный субъект политики. Политология дает выпускнику вуза подготовку по методологии анализа политической жизни, вырабатывает необходимые мировоззренческие и ценностные критерии оценки текущих событий, умение связывать политологические знания с общественной практикой.

Дисциплина излагается с позиций концептуального (позволяющего в теоретико-методологическом плане сформировать представление о сущности предмета), идейного (способствующего появлению научных представлений о направлениях формирования знания о дисциплине) и исторического (позволяющего более конкретно рассмотреть международные политические явления и их основы через сравнительный и сопоставительный метод анализа) подходов.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


Студент должен получить подготовку по методологии анализа политической жизни, выработать необходимые мировоззренческие и аксиологические критерии оценки текущих политических событий, уметь связывать политологические знания с общественно-политическими реалиями, приобрести четкое представление о таких политических феноменах и ценностях, как гражданское общество, правовое государство, права свободы человека и гражданина, политическая культура, правила политической игры, нормы политического поведения, принцип демократии, патриотизма, государственности.

Изучение курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, а также проведение контрольных работ, поскольку на эти занятия отводится минимальный объем часов (в зависимости от специальностей и форм обучения).

Основное внимание при изучении курса должно быть уделено самостоятельной работе. Для этого очень важно с самого начала изучения дисциплины вникнуть в круг ее проблем, обратить серьезное внимание на содержание терминов (законов, категорий), понять логику, т.е. закономерности возникновения функционирования, развития, или, наоборот, прекращения тех или иных политических явлений и процессов. Познание всех этих сложных проблем формирует индивидуальное образовательное пространство, дает выпускнику вуза подготовку по методологии анализа политических отношений, вырабатывает необходимые мировоззренческие и ценностные критерии оценки текущих, в том числе и мировых процессов, умение связывать знания, полученные в процессе изучения курса, с жизненной практикой.

Для более успешной подготовки к занятиям необходимо ознакомиться с содержанием курса уже в начале его изучения.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Основы политологии, термин политология. Объект политологии. Уровни объекта политологии. Предмет политологии. Основные методы политологии. Функции политологии. Методы эмпирического познания. Возникновение и основные этапы развития политической науки. Современные политические учения запада. Политика: цели, средства и методы. Политическая власть. Ресурсы власти Легитимность и легальность Политическая система общества. Теория Т. Парсонса. Теория Д. Истона. Теория Г. Алмонда. Теория К. Дойча. Экономическая подсистема. Духовная подсистема. Нормативная подсистема. Идеологическая подсистема. Институциональная подсистема. Институциональная подсистема. Коммуникативная подсистема. Культурная подсистема. Функции политической системы общества (ПСО). Тоталитарные, авторитарные, демократические режимные основы политической системы общества. Государство как политический институт. Функции государства. Признаки государства. Структура государства. Типология государств. Черты государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Правовое и социальное государство как форма организации и деятельности государственной власти. Политическая элита. Функции политической элиты. Политическое лидерство. Функции лидера. Политический режим. Демократический режим. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Политические партии. Партийная система. Лоббизм. Группа давления. Политический конфликт. Уровни проявления конфликта. Политическая культура. Политические идеологии и её функции. Либерализм. Неолиберализм. Консерватизм. Неоконсерватизм. Коммунизм. Анархизм. Социал-демократия. Мировая политика. Структура мировой политики. Приоритеты мировой политики. Сущность международной политики. Национальный интерес. Национальная безопасность Международные отношения. Тенденции в развитии межгосударственных отношений. Геополитические аспекты мирового развития. Факторы, влияющие на международные отношения. Субъекты международных отношений. Основные, приоритетные политический направления развития современной России.


^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ


ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ


Термин политология образован из двух греческих слов «politic» – государственные или общественные дела и «logos» – понятие, учения наука. Этимологически слово политология переводится с древнегреческого как наука о политике.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук процесс ее институционализации был завершён к 1948 году, когда комиссия ООН по образованию, науке и культуре (UNESCO) и приняла постановление, в котором были зафиксированы те вопросы, которые отводились для самостоятельного изучения политической науке:

Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.

Уровни объекта политологии:

- общие закономерности становления, развития и смены политических систем, поня­тия и категории;

- реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);

- конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии - закономерности становления и функционирования политической власти.

Основные методы политологии:

  • диалектический;

  • системный;

  • структурно-функциональный;

  • поведенческий;

  • сравнительный (компаративный);

  • конкретно-исторический:

  • социологический;

  • нормативный;

  • институциональный;

  • синергетический.

Функции политологии:

  • теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе. Теоретический или эмпирический анализ политических идей, теорий, практической деятельности. Критическая проверка политический идей и практических действий. Построение теории соответствующего политического объекта (явления, процесса). Познавательная функция обеспечивает, прежде всего, прирост знаний о различных областях политической жизни, описывая конкретно-действующие выражения;

  • мировоззренческая – способствует выработке определенного видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентации.

  • методологическая – выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

  • регулятивная – предполагает усвоение политических знаний посредством влияния на политические действия:

  • прогностическая – раскрывает тенденции развития политических явлений. Данная функция явления основой обслуживания политической практики. Перед ней ставятся такие задачи как:

- планирование политических действий, процессов;

- прогнозирования и моделирования предполагаемых событий, ориентирования политической практики,

- разработка рекомендаций для организаций политических учреждений, отношений, переговорных процессов и т.п.). Прогнозы о возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.;

  • оценочная (аксиологическая) – дает оценку политическим событиям.

Методы политологии – конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического познания.

Методы теоретического познания:

- диалектический. Предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом их постоянного и качественного изменения, противоречивости политических процессов, взаимосвязи частей и компонентов политической жизни;

- системный. Политика рассматривается как целостность, которая формируется через взаимодействие частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой (природой, экономикой, культурой, психологией людей);

- формализации. Позволяет сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический методы, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания – средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

Описание, наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни.

Формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса.

Статистические методы. С их помощью производится накопление и систематизиро­ванное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различ­ные стороны и состояния объекта.

Математические методы сбора и обобщения политической информации. Открывают возможности для моделирования политических процессов – составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества.

Методы семиотики (науки о знаковых системах), которые продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стили политических документов) представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл.

Методы герменевтики. Их цель состоит не столько в фиксации объективной стороны существования политических явлений, сколько в понимании, выявлении того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Сравнительно-исторический метод предполагает возможность определения сходства объекта и их различия при помощи сопоставления однотипных политических людей.

Методы бихевиоризма в качестве объекта исследования рассматривают политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при принятии политического решения, при проведении выборов и т.п.

Подобное исследование политического поведения личности базируется на непосредственном наблюдении, на эксперименте, анкетировании, на анализе документов и т.д.

Метод структурно-функционального анализа, при котором обращается детальное внимание на прямые и косвенные функции, которые выполняют определенные политические институты, где не упускаются из виду последствия данных действий.


^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ


Политология прежде чем стать самостоятельной областью общественных наук прошла несколько этапов своего становления и развития. История политологии как учение о политике насчитывает более двух тысячелетий. Уже в V веке до н. э. ее выделял Аристотель в качестве одной из важнейших наук своего времени наряду с философией. Однако и тогда, и на протяжении многих последующих веков, вплоть до второй половины ХIХ века, она существовала и развивалась не как самостоятельная отрасль научных политических знаний, а в рамках других общественных наук: философии, истории, права. Французский политолог Р. АРОН по этому поводу заметил, что политическая наука была или любимым коньком специалистов по другим дисциплинам, или делом любителей.

Современный облик она приобретает во второй половине ХIХ столетия в связи с появлением и широким распространением бихевиористких1, эмпирических2 методов и общим прогрессом знаний об обществе.

Как самостоятельная наука (официально признанная) политология дала о себе знать лишь в начале ХХ века. В 1903 г. в США впервые была создана Ассоциация политической науки. Но окончательно она выделилась из общественных наук как в США, так и в других западных странах, лишь в конце 40-х годов.

В советском обществоведении в те годы политология только начала формироваться. В середине 70-х годов в университетах страны, прежде всего в Московском государственном университете им. М. Ломоносова, создавались кафедры и лаборатории по изучению политических наук.

Сегодня политологии и ее прошлому в России отводится приоритетное место в обществознании. Само слово «политология» прочно вошло в научный, публицистический и социально-бытовой лексикон, а ее история – это память, без которой нельзя усвоить знания и двигаться вперед: она связывает времена и имена, приобщает к накопленному и исследовательскому опыту.

В данном пособии рассматриваются политологические проблемы с учетом их персонифицированности. Это позволяет представить яркие и самобытные имена, с которыми ассоциируется то или иное направление в науке. Показ индивидуальных компонентов при этом сосредотачивается на самой логике, достижениях и открытиях ученых, занимавшихся раскрытием и анализом политических процессов, а не на том, чего они не дали в соответствии с современными требованиями.

История политологии – это история движения политологической мысли, являющейся результатом сложения условий множества участников политического процесса, который часто не похож на то, что замышлял каждый из них.

Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, студенты сталкиваются с их авторским своеобразием, и всякий раз прибавляют к спектру своего знания какую-то новую закономерность, характер видения политической жизни. Учатся также анализировать содержание науки, ее истоки и направления развития с разных точек зрения.

Данные материалы по истории политической мысли носят вводно-обзорный (пропедевтический) характер. Систематически и в сжатой форме здесь изложены основные концепции, по которым развивалась и расширялась политическая наука.

Основная задача – помочь студентам разобраться в разностороннем материале, в концептуальных толкованиях разнокачественной политической жизни, в изменениях методики и техники изучения политики и ее роли в обществе. Такой подход дает возможность видеть слабые и сильные стороны различных направлений политической мысли и школ в истории. Нет истин на все времена.

Здесь сознательно «избегается» стиль, ориентированный на последнюю и однозначную оценку той или иной рассматриваемой научной концепции, анализирующей различные политические аспекты. Что, естественным образом, предполагает возможность ведения дискуссионной практики в студенческой аудитории и самостоятельного составления мнений по вопросам и проблемам, имеющих место в истории политической мысли, а также разобраться в специфике становления и развития различных политологических школ.


^ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ И

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О НЕЙ


Политическая наука – совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных дисциплин, изучающих политические явления и закономерности социально-политического развития общества. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией. Как слитная синкретическая политическая мысль, знание о политике имеет, что засвидетельствовано письменными источниками, более 2,5 тысячелетнюю историю в Европе и еще более того – на Востоке, в Древнем Китае и других странах. Точно датировать время появления политической науки в истории весьма сложно, хотя сам процесс ее формирования со всеми его закономерностями может быть прослежен. Его принципиальная схема выглядит как разрушение первоначального синтетического знания, обособление науки от философии, оформление ее предметной, методологической и функциональной структуры и взаимодействие с другими науками на новой автономной основе. Обособление политической науки от ряда научных дисциплин (не вполне завершено и по сей день), обретение ею самостоятельного статуса сопровождается новым сложением средств, методологическим воздействием политической науки и других наук об обществе и человеке в едином междисциплинарном исследовании политики.

В связи свыше приведенными доводами можно назвать несколько основных, постепенно проявлявшихся и формировавшихся факторов, определивших появление профессиональной политической науки.

1. Настоятельная общественная потребность в научном познании политики, ее рациональной организации, эффективном управлении государства, с тем чтобы уйти от интуитивного понимания политических проблем и заменить или дополнить его научным при постоянном усложнении самой политики, функций власти, расширении масштаба политического процесса.

2. Развитие самого политического знания в процессе разрушения исходного синтеза философского, эмпирического знания о политике.

3. Формирование политической науки стимулировалось и стимулируется постоянными поисками познания политических событий неполитическими и ненаучными средствами – в литературном, художественном творчестве, усилиями эволюционирующего политического сознания и самосознания общества, постоянным поиском причин появления тех или иных явлений в политике. Поэтому возникновение политической науки не только научный процесс, но и значительное культурное явление.


^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ


История политической науки начинается вместе с творчеством основателей политического знания, мыслителей древности, ибо отнюдь не все в их размышлениях о политике было ее философским анализом.

Возникновение политической мысли у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте и роли человеческого общества в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещался вопрос о способе и характере связей божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами выступает верховный правитель Китая (император).

Несколько другая точка зрения по этому вопросу сформировалась в Египте, Вавилоне, Индии. Там, согласно мифам, боги являлись источниками власти правителя, вместе с тем они и сами могут являться вершителями земных дел.

Отход от мифологических воззрений в сторону более рационального анализа происходящих в обществе процессов связан с именами Заратустры (Персия) и Будды (принца Сиддхартха Гаутама – годы жизни предположительно – VI-V века до н.э.).

Заратустра обосновывает дуализм морально-политической системы. По его мнению, в мире борются два начала – добро и зло. Соответственно есть два Бога. Человек создан богом Добра, он свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов Зла, но он должен своими мыслями и делами бороться против злых существ.

Будда более радикален. Он отвергает мысль о боге как о верховной личности и первоисточнике закона и считает, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Буддизм дает установку на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности).

Величие культуры древности и возникновение первых религиозно-философских и нравственно-политических систем, их развитие и систематизация связаны также с учениями китайских мыслителей - Конфуция, Лао-Цзы, Шан-Яна, Мо-Цзы.

Доктрина Конфуция (551-479 до н.э.) строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей. Он разработал общественную систему, в центре которой стоит идеальный руководитель – цзюнь-цзы (благородный муж), культивирующий и воспитывающий в себе пять основных качеств (жень, и, ли, сло, чжи), которые позволяют ему быть идеальным руководителем и помогают решить стоящие перед страной задачи. Причинным фактором формирования политических воззрений Конфуция (Кун Фу-цзы – «почтенного учителя») стала окружавшая его действительность, подвергавшаяся в то время бурным социально-политическим потрясениям. Процесс формирования централизованного государства сопровождался междоусобными войнами, нищетой городского и сельского населения, кризисом государственной и политической системы, что произвело на него негативное впечатление. Под воздействием чего все свое свободное время Конфуций посвятил изучению китайской древности, бывшей, по его мнению, «золотым веком», когда в стране царил идиллический порядок, и все люди были довольны своим положением. В тридцать лет Конфуций создает свою школу, в которой проповедует возврат к древности и сохранение лучших традиций и прежней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом (Дао), и каждый человек должен следовать данному закону. Только в этом случае возможна гармония в обществе. Свод правил связывает общество. Небо постулирует нормы поведения только в идеальном обществе, в котором правит идеальный руководитель. Эти нормы составляют исходный пункт политических решений, которые принимал Правитель, и которые также должны были соответствовать воле неба. Общий политический принцип учения Конфуция – правление ненасильственными методами.

Схожими по основе явились идеи Лао-Цзы (VI-V века до н.э.), изложенные в книге «Дао-дэ-цзин» – канонической книге о дао и дэ. Лао-Цзы является основоположником даосизма. Согласно этому учению основой природы и общества является великое Дао – всеобщий закон природы, который порождает все посредством дэ. Все вещи рождаются и применяются благодаря собственному пути – дао. Общественный закон даосизма – природная красота и естественность, уход от всякой суетности, страстей и желаний, которые отрицательно влияют на человека и общество. Данное учение призывало вернуться к первобытной общине, в которой и может реализовываться принцип увэй, т.е. невмешательства, ненасилия над природой вещей и окружающим миром.

Учение Мо-Цзы (ок. 479-400 гг. до н. э.) критически относилось к конфуцианским идеям. Близость мыслителя к социальным низам (выходец из ремесленников) была причиной того, что он особенно ощущал социально-политический кризис, охвативший Китай в середине первого тысячелетия до н. э. Главным принципом преодоления критической общественной ситуации считал «всеобщую любовь». При этом Мо-Цзы допускал неизбежность деления общества на управленцев и управляемых, однако это, по его мнению, будет нормальным принципом разделения труда, одинаково уважаемого во всех его проявлениях. Формирование административного аппарата предполагает его выборность по способностям из всех слоев населения. Им предлагалось ввести два метода управления, при которых только и возможно внедрить принцип «всеобщей любви». Эффективное управление страной возможно через призму убеждения и принуждения, т.е. является востребованным разработка системы наград и наказаний, посредством чего любить людей становится выгодно, а вредить им – невыгодно. Учение Мо-Цзы было обращено к правителям. Он стремился осуществить разработанную им систему общественного порядка силами бюрократической деспотии. Сущность концепции китайского ученого состояла в познании и поиске разумных принципов управления реальным, а не иллюзорным, исчезнувшим во времени обществом, основанным на знании того, «откуда берут свое начало беспорядки и каким образом их преодолеть».

Система идей Шан-Яна (390-338 гг. до н.э.) была опубликована его последователями в посвященном ему трактате «Шан цзюнь шу». Концепция Шан-Яна практична и утилитарна, что во многом было обусловлено его государственной и реформаторской деятельностью. Главным в общественных отношениях, по его мнению, является жестокий порядок в форме суровой дисциплины под страхом суровых наказаний за малейшие нарушения. Абсолютно все должны руководствоваться верховными указами, имеющими силу беспристрастного закона. Но при этом вершиной системы ценностей и мерой всех вещей выступает не закон, а государство как самоценный и совершенный институт власти. Чем сильнее государство, тем больше порядка в стране и тем лучше для простого народа. Чтобы закон действовал наиболее успешно и эффективно, необходимо, прежде всего, с его помощью добиться унификации желаний и стремлений людей к полному и абсолютному единомышлению. В своей основе идея Шан-Яна была реализована в политической практике империи Цинь, объединившей Китай. Доктрина жесткого, равного (обезличенного) для всех порядка в стране, разработанная Шан-Яном, выглядит наиболее последовательной и приемлемой для тоталитарного политического строя, цель которого в достижении властно-беззаговорочных и «рациональных» (с точки зрения сильного во всех отношениях государства) результатов в сферах жизнедеятельности общества.

Величие культуры древности и возникновение первых религиозно-философских и нравственно-политических систем, их развитие и систематизация связаны с появлением обоснованных патриархальных концепций рациональности общественной системы, кодекса государственной и частной морали, «рационализма порядка» и др. Политическая мысль Древнего Востока и Китая явилась истоком теоретического осмысления общественных отношений и роли в них государства. С ее возникновением и развитием зарождаются первые ростки политических знаний, которые, несомненно, оказали влияние на политические концепции Античной Греции и Рима.


^ Вопросы для самопроверки:


  1. Назовите причины, побудившие китайских философов обратить внимание на характер политических отношений в обществе, которые в последующем подлежали основательному теоретическому анализу и рождению концепций их разнонаправленных преобразований?

  2. Общее, особенное и отличное в учениях мыслителей Древнего Китая?

  3. Роль и место мифологии в учениях китайских мыслителей?

  4. Проанализируйте учения, несущие в себе архаическое отношение к действительности?

  5. Какую роль отводил бюрократической деспотии Лао-Цзы?

  6. Перечислите тоталитарные методы в учении Шан-Яна, преподнесенные им в качестве рациональных, необходимых и эффективных для общества?

  7. Место древнекитайской политической мысли в системе и истории мировых политических учений?


Таким образом, основы политической мысли зародились в глубокой древности в странах Древнего Востока и Китая. Дальнейшее ее развитие имело место в Древней Греции и Риме.

История политических воззрений Античной Греции органически связана с эволюцией ее общественного развития и государства. В своем развитии политические теории греков прошли три этапа:

Первый – зарождение представлений о государстве и праве (VIII–VI вв. до н.э.), параллельно развивавшихся с процессом формирования государственности.

Второй – расцвет и обобщение государственно-правовых учений (V–IV вв. до н.э.), что совпало с периодом подъема и упадка рабовладельческой демократии (главным образом в Афинах).

Третий – застойное состояние политической теории (IV–II вв. до н.э.), имевшее отражение в распаде полисной системы в эпоху эллинизма.

Особый вклад в развитие древнегреческой политической мысли вносит Гераклит (ок. 530–470 гг. до н.э.) из Эфеса. Мир, по Гераклиту, соткан из противоречий. Все порождается борьбой противоположных сил, войной. Разделение на свободных и рабов – тоже результат войны. Государственное право является детищем войны и необходимости. Одновременно оно представляет собой как бы отсвет божественного вечного закона, в котором и черпает свое содержание. Гераклит высказывает интересную мысль относительно особенностей общественных законов, на основе которых функционирует государство, подхваченную и развитую позднее. Понятия справедливого и неправого, по его мнению, формируются самим человеком, ибо для бога (гераклитовский бог есть синоним объективно существующей природы, Вселенной) все прекрасно и справедливо. Закону, как источнику реализации государственных возможностей, мыслитель придавал особое значение. Города надо возводить на законе; за законы государство должно сражаться, так же как и за городские стены. Основная идея учения Гераклита стояла на позициях защиты и укрепления роли закона в государстве, что влекло за собой строгое упорядочение и стабильность социальной жизни.

Этапной вехой в истории государственно-правовой мысли явились воззрения Демокрита (ок. 460–370 гг. до н.э.), который в материальных потребностях людей подметил стимул общественного прогресса. Он верил в движение человечества по восходящей линии: «золотой век не позади, а в будущем».

Государство и право возникли без вмешательства потусторонней воли. Их появление – итог длительной борьбы людей, которых вынудили к кооперации, к жизни в сообществе нужда, произвол и насилие, царившие в доцивилизованном обществе. Государство есть воплощение общих интересов его граждан. Сыграть роль оплота свободных греков оно сумеет только в том случае, если на лицо будет ряд непременных условий:

а) точное соблюдение всеми законов и поведение, приличествующее положению данного члена полиса;

б) равноправие и единомыслие всех граждан;

в) отсутствие гражданской войны.

Чтобы добиться этого, нужно устранить крайности, сделав их невозможными. Во всем, по его мнению, прекрасно равенство.

Демокрит не только отделяет политику от природы и объявляет ее плодом усилий человеческих. Он смотрит на политику как на величайшее искусство. Вероятно поэтому Демокриту хотелось видеть в органах управления людей, превосходящих управляемых умственными способностями и знаниями: «Приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого, по самой природе свойственно управлять лучшему».

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427–397 гг. до н. э.), изложенные им в трудах «Государство» и «Законы».

Предшественники Платона – софисты (Протагор, Горгий, Антифон, Гиппий, Продик, Алкидам и др.) – утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным началом. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума. Государство, как учреждение искусственное, покоится на договоре, задачей которого является гарантия общей безопасности и удовлетворение частных интересов граждан, охрана их прав.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. При помощи данного пути, согласно Платону, возникают лишь порочные формы государства. К ним он относил тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению, и тимократия превращается в олигархию – власть немногих богачей, при которой общество разлагается на две его социальные составные – общество богатых и общество бедных. Между ними нарастает непрерывная борьба, результат которой – установление демократии (власти большинства), являющейся главной бедой политики, так как она неминуемо ведет к тирании ее представителей. Демократическое государство опьяняет людей свободой. Чрезмерная свобода для народа и государства является рабством. В условиях созданного беспорядка власть захватывается каким-либо сильным родом, а самый коварный из них становится тираном. Так демократия неизбежно перерастает в тиранию. Но и эта форма не вечная и она постепенно разлагается. Все идет по новому кругу. В диалоге «Государство» Платон несовершенным формам государственного устройства противопоставляет идеальное государство – справедливое правление избранных философов – мудрецов, ибо истинное знание и добродетель доступны только этим «редким людям». Он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители – (высший класс), а также стражи-воины, ремесленники и крестьяне, которые занимаются физическим трудом. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности. Высшие классы, хотя правление и находится в их руках, также не пользуются ничем из представляемых государством благ. Платоном в государстве строго регламентировалась контрольная система воспитания и образования. Его идея о разделении труда, лежащая в основе разделения власти в государстве, относится к важнейшим политическим обобщениям.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство растворены в полисе. Уверенный в том, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, он стремится подчинить его государству. Мы лепим государство, писал Платон,3 «не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом».

Платон – выдающийся греческий философ, озабоченный проблемой «лучшей» жизни людей, пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум (разум для философов этого времени не средство, а цель в самом себе). Прототипом идеального государства для Платона являлся полис, город-государство, основная форма древнегреческой государственности. Идеальное государство необходимо, прежде всего, для того, чтобы спасти бессмертную душу человека. Как философ-моралист он восставал против жалкой ничтожной земной жизни.

В отличие от Платона Аристотель (384–322 гг. до н.э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Ему принадлежат анализ и толкование понятий, которыми должна оперировать политическая мысль относительно государства. Он утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству»: развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству, городу-полису. Однако логически первично государство, потому что оно представляет энтелехию (активное начало, превращающее возможность в действительность) общества. «Государство по природе предшествует индивиду», природа государства стоит впереди природы семьи и индивида: «необходимо, чтобы целое предшествовало части»4. По его мнению, государство не есть плод какого-то преднамеренного соглашения между людьми, базирующегося на их волеизъявлении. Государство возникло естественным путем, образовалось исторически.

Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих лиц и цель (моральная значимость) правления. Все формы государственного устройства древнегреческий философ разделяет на три «правильных», где истинная цель государственной власти – достижение общего блага, и три «неправильных», где на практике преследуется выгода только правителей, а не народа. Формы государственного правления Аристотель связывает с их «принципами»: принципом аристократии служит добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода бедных. Полисию, которая объединяет три этих принципа, необходимо рассматривать как наилучшую форму правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих.

Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила, а человек – часть государства, личные интересы которого строго подчинены общественному благу.

Величайшая заслуга Аристотеля заключается в том, что он мастерски обобщил и теоретически развил выводы его предшественников относительно происхождения сущности, форм и назначения государства и права, видя в них неразрывную основу общественного порядка.

Необходимо отметить, что термин «политика» получил свое распространение в науке под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, под воздействием которого вплоть до конца девятнадцатого века политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, то есть власти институционального, государственного уровня.

С утратой полисами былого значения (в 330-х гг. до н.э.). Греция попала под власть Македонии. Затухание некогда бившей ключом общественной жизни, свертывание политической активности сравнительно широких кругов свободных граждан обусловили крутой сдвиг и в развитии политической мысли Древней Греции, наступивший с эпохой эллинизма. Падает интерес к проблемам политики, к вопросам государства и права, расцветает индивидуализм и аполитизм, республиканские тенденции вытесняются монархическими. На смену представлениям о гражданине государства приходит концепция человека как гражданина мира, Вселенной (космополитизм). Указанные черты доминировавшего в эллинистическую эпоху политического мировоззрения ярче всего выражены во взглядах Эпикура и стоиков. Философской базой последних явилась доктрина – учение о единстве мира, управляемого мировым разумом.

Взгляды стоиков наложили известный отпечаток на мировоззрение видного представителя греческой политической мысли Полибия (ок. 201 – 120 гг. до н.э.), раскрытые им в «Истории в 40 книгах», посвященной выяснению обстоятельств и причин завоевания Римом остальных народов, специальное место (книга 6) отведено также анализу проблем государства.

Полибий считает, что развитие государства – естественный процесс, подобный эволюции животных организмов. Закономерности, управляющие этим процессом, даны самой природой, их диктует судьба, и от воли людей они не зависят. Развитие мыслитель понимает не как движение по спирали вперед и выше, а рассматривает его в качестве суммы повторяющихся циклов, то есть как бесконечное движение по кругу, которое охватывает следующие фазы: зарождение, становление, расцвет, упадок, исчезновение. Из чего он делает вывод, что развитие государства представляет собой такой «порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются».

Цикл развития государства образует чередование шести форм государственного устройства. Все начинается с монархии. Здесь самодержцы управляют подданными, руководствуясь разумом. Извращением единовластия является тирания, опирающаяся на силу и держащая своих подданных в страхе. На развалинах тирании вырастает аристократия, установленная по воле народа и служащая общему благу немногих господствующих. Аристократия «по закону природы вырождается в олигархию», где немногие используют власть лишь в корыстных, узкоэгоистических целях. Когда граждане изгоняют олигархов и возлагают на самих себя заботу о государстве и его охрану, тогда учреждается демократия. «Необузданность народной массы и пренебрежение к законам порождает с течением времени охлократию» (господство толпы, черни). Водворяется культ насилия, происходят убийства, изгнания, переделы земли. Наступает одичание и оно длится до тех пор, пока люди снова не обретут себе властителя и самодержца.

От Аристотеля Полибий воспринял идею «смешанного строя», обеспечивающего оптимальные условия развития общества и придающего государственности наибольшую устойчивость.

Полибий восторгался политическим устройством Древнего Рима третьего века до н.э. Его преимущества он усматривал в том, что здесь было найдено наиболее удачное сочетание трех основных элементов: монархического (консулат), аристократического (сенат) и демократического (народное собрание). Заслугой его теоретических разработок является анализ распределения между этими тремя институтами властных отношений и полномочий, что обусловило равномерное управление государством со стороны ветвей власти.

Ярким представителем политической мысли Древнего Рима является Марк Юлий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В работах «О государстве» он особое место уделяет разработке вопросов, связанных с проблемой правового равенства людей и государства. По мнению Цицерона, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии с всеобщими требованиями природы, включающими, в том числе, и веления человеческой природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, оно является также делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причина образования государства – охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не посягать на другую собственность.

Цицерон выделяет три формы государственного правления: царская власть, власть оптиматов (аристократии), народная власть – демократия. Лучшей формой государственной устройства по Цицерону – смешанная форма, основой которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в его учении является характер рассмотрения гражданина как субъекта правового общения. Он впервые выделил понятие «право народа», основной принцип которого – необходимость соблюдения обязательств, определенных международными договорами.

Симптомами появления глубоких трещин в самом фундаменте общественной системы Древнего Рима были созданные в III веке до н.э. фантастические романы «Священная хроника» Эвгемера и «Государство солнца» Ямбула. Авторы повествуют о некоторых расположенных на краю света идеальных государствах без частной собственности и рабства, без несчастья и насилия.

У Эвгемера в государстве на острове Панхея верховной властью наделен класс жрецов, который управляет всеми общественными делами. Произведенные в государстве продукты становятся общим достоянием и распределяются жрецами между членами общества. Размер доли для лучших работников больше, нежели для прочих. Жрецы, как высший класс, на котором лежит бремя управления, получают удвоенную порцию против всех остальных граждан.

В государстве солнца Ямбула, раздробленного на самостоятельные общины (по 400 в каждой), нет единой централизованной власти. Автономной общиной руководит старейшина, патриарх, равномерно распределяя средства среди своих подданных.

Политическая мысль Античности (Греко-римский мир) – это время перехода от мифа к логике в понимании общества и государства, период рационализации политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода), формирования философского подхода к проблеме государства и права (Пифагор, Гераклит), объединение нравственно-политических проблем в особую область знания (софисты, Сократ). Это и первые систематические концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар, Полибий, Цицерон и др.)

В это время уже были сделаны шаги на поприще эмпирического анализа политической действительности; заложен понятийный аппарат нынешней политической науки введением в оборот таких понятий как политика, государство, право, мораль, власть, республика и многих других.

Античные мыслители серьезно продвинули вперед учение о государстве и праве. В поисках ответов на кардинальные вопросы политики они высказали немало ценных суждений.

^ Вопросы для самопроверки:


  1. Проследите специфику каждого этапа развития политического знания в Древней Греции.

  2. Назовите мыслителей древности, которые видели источник государственности в божественном предначертании, раскройте основу их концепций, найдите в них общее, особенное и специфическое.

  3. Выявите основные причины, повлиявшие на пересмотр изначальных представлений о формировании в обществе государственных отношений. Назовите основных теоретиков, отстаивавших позиции человеческого фактора в появлении и развитии государства как института власти в обществе. На какой теоретически обоснованной базе строятся их доводы по этому вопросу?

  4. Определите специфику форм государственного правления, теоретически проанализированных в учениях мыслителей Античного мира - Платона, Аристотеля, Цицерона, Полибия.

  5. Выявите концептуальные отличия в учениях Платона и Аристотеля.

  6. Перечислите причинные факторы, определившие появление идеалистических, утопических по времени представлений о равноправном государственном правлении, запечатленные в романах Эвгемера и Ямбула.

  7. Раскройте теоретическую концепцию Полибия и выявите ее основу.

  8. Почему некоторые античные мыслители отдавали преимущество смешанной форме правления в государстве и в чем, по их мнению, ее преимущества?

  9. Выявите связь государства и права (закона), которые в учениях Античности носили неразрывный, взаимообусловленный характер в обществе и рассматривались в их взаимонеизбежности.

  10. Роль и место политической мысли Греко-римского мира в развитии политической науки?





оставить комментарий
страница1/14
Дата05.11.2011
Размер4 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
средне
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх