А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon

А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа)


10 чел. помогло.
Смотрите также:
А. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне», «Капитанская дочка», «Пиковая дама».; М...
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама»...
А. С. Пушкин «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка» Н. В. Гоголь «Ревизор»...
9 класс Список произведений для обязательного чтения...
Список литературы для летнего чтения ( будущие 8-классники)...
А лександр сергеевич пушкин пиковая дама...
А. С. Пушкин обладал самым трудным умением...
17. 05 в 19. 00- пиковая дама (опера)...
Игра по произведениям А. С. Пушкина для учащихся 5-9-х классов Ступени...
В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (1час) >13. «Лесной царь»-перевод баллады И. Гете. Силы...
Городской конкурс методических разработок (по произведениям В. М...
Философская, нравственная и социальная проблематика пьес А.Н. Островского...



Загрузка...
скачать
Учитель русского языка и литературы Иванова Галина Борисовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»


Урок литературы. 9 класс


Тема: А.С.Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа)


Цель: углубить знания детей о приемах создания художественного образа человека; раскрыть значение эпиграфов к главам произведения; учить детей находить реминисценции к произведению; развивать способность понимания психологического состояния человека; воспитывать понимание норм добра и зла.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, графини Голицыной, иллюстрация эпизода встречи Германна и графини; текст произведения.


Ход урока

^ Верх искусства фантастического

Ф.М.Достоевский

1 . Рассказ учителя об истории написания повести «Пиковая дама».

Творческая история «Пиковой дамы» прослеживается с лета 1828 года. Впечатления этого времени содержали зерно будущего замысла.

Повесть написана в Болдине в октябре - начале ноября 1833г. Напечатана в журнале «Библиотека для чтения» (1834, т. II., кн. 3); вошла в «Повести, изданные Александром Пушкиным»

Пушкин читал «Пиковую даму» П. В. Нащокину и ему же рассказывал, «что главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня - это Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал А.С.Пушкин.

Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные её в Париже С.-Жерменем. «Попробуй»,- сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено. Нащокин заметил Пушкину, что графиня не похожа на Голицыну, но что в ней больше сходства с Натальей Кирилловной Загряжскою, другою старухою. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее».

Сам Пушкин тоже любил играть в карты. Поэт был игрок, и притом «постоянный». Он сам говорил, что из одолевавших его страстей страсть к игре — наисильнейшая и что он предпочел бы умереть, чем не играть.

А о том, как Пушкин, играя, заигрывался, можно представить себе по выдержке из «Записок» П.А.Вяземского: «Пушкин, во время пребывания своего в Южной России, ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял все деньги свои, и бал, и любовь».

«Пиковая дама» – это типичная петербургская повесть, предваряющая петербургские повести Гоголя и роман Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение»

^ 2. Определение жанра произведения.

- Как вы определите жанр данного произведения? Обоснуйте свое мнение.

(«Пиковую даму» принято считать повестью. Но этому противоречит

концентрация сюжета вокруг одного события (вынесенного в заглавие) и одного героя, а также локализация действия, укладывающегося в считанные дни (ср. «Дня через два…») и другие детали, «спрессовывающие» время, достаточное, чтобы исчерпать историю Германна.

Это произведение, созданное Пушкиным в его любимом жанре новеллы (ср. с «Выстрелом»). Это новелла, т.к. присутствует ёмкость, лаконизм, динамика повествования, неожиданные сюжетные и психологические повороты)

Пушкинское представление о прозе: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей; без них блестящие выражения ни к чему не ведут».

  1. Работа по соотнесению эпиграфов и содержания частей.

- Какую особенности композиции вы сразу отметили?

(Строгое деление на части. Каждая часть имеет эпиграф - короткий текст, выражающий основную идею произведения; намекающий на то, что будет увидено потом в произведении)

- Соотнесение эпиграфа и содержания части. Определение роли композиционных частей. Чтение эпиграфа к первой части произведения.

- Какой тон задаёт стихотворение, на какое восприятие настраивает? (стихотворение ироничного характера, герои не названы, все напоминает какое-то сатанинское действо)

содержание части:

- О чем узнаем в первой части произведения?

(герой узнает таинственную историю трех карт)

- Что дает соотнесение эпиграфа и содержания части?

(автор выражает ироничное отношение к событиям, т. е. история о трех картах может быть неправдоподобна и все, что в ней есть, может быть связано с нечистой силой, со злом. Эта история не может служить на благо человеку)

^ Учитель зачитывает следующие 3 эпиграфа вместе.

2ч. «Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок. Что делать? Они свежее» (светский разговор)

3ч. «Вы пишете мне, мой ангел, письмо по четыре страницы, быстрее, чем я успеваю их прочитать»(переписка)

4ч. «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!» (переписка)

- Что было прочитано? (эпиграфы ко 2, 3, 4 частям произведения)

- Кто из героев мог произнести эти слова?

- Какую историю поведали они нам?

(историю отношений между Лизаветой Ивановной и Германном, историю наигранных чувств)

- Какой характер носят эти 3 эпиграфа: реальный или фантастический?

5 часть:

- Что представляет собой эпиграф второй части?

(момент рассказа шведского философа-мистика, отражение в нем веры в потустороннюю силу)

- Какой характер носит этот эпиграф: реальный или фантастический?

- На что же может намекать нам здесь автор?

( Автор стирает границы между реальными и вымышленными событиями. Предоставляет нам право самим решать, где вымысел, а где реальность)

6 часть:

- Как можно соотнести эпиграф и содержание части?

(здесь показана недосягаемость желания Германна; это попытка приказать своей судьбе, сказать ей «ты», понимание недосягаемости своего желания)

Заключение: узнаем, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия, обозначено направление дальнейшего развития событий и судеб героев

Вывод: эпиграфы помогают нам увидеть точку зрения автора на события, формируют наше отношение к происходящему. Часть эпиграфов реального характера, а часть – фантастического, что настраивает нас на определенное восприятие произведения

- ^ Определите место каждой части в композиционном строе произведения.

1ч. – завязка

2 – 5ч. – развитие действия

6ч. – кульминация

Заключение (// эпилог)

^ 4. Приемы создания художественного образа человека (дети получали это задание на дом, готовили закладки)

1) Характеристика героя другими действующими лицами (Ч. 4)

«Этот Германн лицо романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». (Томский Лизавете Ивановне)

- Вспомните «наполеоновский» мотив в «Евгении Онегине»

(гл 2, ч 14)

«Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребляя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно»

- Случайно ли он повторился в «Пиковой даме»? Как понимать такое сравнение? (вспомните, чуть позже Лизавета Ивановна увидит, как Германн сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь, эта поза напомнит ей Наполеона)

Таким образом Пушкин характеризует как самого Наполеона, так и современную молодежь с её стремлением во что бы то ни стало утвердить свою личность, с безграничной жаждой власти, с неразборчивостью в средствах.

Главный герой - новая разновидность «наполеоновского» типа.

Трагедия повести – трагедия одного «маленького наполеона», пытавшегося навязать жизни свою волю и не имеющего силы устоять в неравном поединке.

- «…на его совести по крайней мере три злодейства»,- так в шутку говорит Лизавете Ивановне о Германе Томский. Героиня вскоре вспомнит эти слова и почувствует их страшную правдивость.

- Назовите эти «три злодейства» Германна.

^ 2) Характер героя: поступки, отношение к другим людям, речь(Ч 1)

«Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

- Эта фраза, выражающая жизненную позицию героя, повторяется в повести дважды? Какое значение вкладывал в неё герой вначале?

- Какое значение приобрела эта фраза впоследствии, как преобразовался её смысл к концу произведения?

(из материальных понятий происходит переход в духовные. Первое значение – жертвовать малым достатком ради приобретения большего, жертвовать деньгами ради денег. Второе значение – жертвовать необходимым: совестью, честью ради излишнего – положения в обществе, обогащения; жертвовать нравственным ради материального.

Ч. 3(разговор с графиней)

Демонстрируется иллюстрация к эпизоду

«Для кого вам беречь вашу тайну?...Я не мот; я знаю цену деньгам»

«если когда-нибудь сердце ваше знало чувство любви…если что – нибудь человеческое билось когда – нибудь в груди вашей,…умоляю вас…не откажите мне в моей просьбе»-откройте мне вашу тайну!...Может быть, она сопряжена с ужасным грехом…с дьявольским договором…я готов взять грех ваш на свою душу»

«Старая ведьма! Так я ж заставлю тебя отвечать…»

«Перестаньте ребячиться…Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты?»

( просматривается Мефистофель)- это третье злодейство

- Почему Германн не поверил графине, что легенда о трех картах — шутка. (Германн стремится во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка)

- В данном произведении встретились два века так же, как они встретились в произведении ….(дети указывают автора и произведение: Грибоедов «Горе от ума»)

- В устах Чацкого сравнение выглядит так:

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

^ Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея

- А как выглядит «век нынешний и век минувший» в произведении Пушкина (контраст столетий: аристократизм «века минувшего» - жестокая расчетливость и алчность нынешнего)

Сама же графиня очень напоминает нам графиню Хрюмину из этой же комедии, говорящую следующие слова графине-внучке:

^ Поетем, матушка, мне, прафо, не под силу,

Когда-нибудь я с пала та в могилу.

3) Психологический анализ (воссоздание чувств, мыслей, побуждений персонажа)

Задание :

- Проследите, какие изменения происходят с героем? (Ч. 2)

«Что если старая графиня откроет мне свою тайну! …Почему ж не попробовать своего счастья?...Представиться ей, подбиться в её милость,-пожалуй, сделаться её любовником…Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

«Долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он …выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

- Говоря о грудах червонцев, мы вспоминаем произведение другого автора и убеждаемся в схожести мотивов. Какого героя напомнил вам этот эпизод?

«Портрет» Н.В. Гоголя.

Герой также поддался соблазну, отказался от преодоления трудностей ради высокой цели, выбрал легкий путь, решил достичь всего с помощью денег и был наказан судьбой.

^ Германн унижен и подавлен своей социальной зависимостью, социальным неравенством, и только деньги – думает он – могут принести ему свободу.

Ч.3

«Германн их (письма) писал, вдохновенный страстью, и говорил языком, ему свойственным: в них выражались и непреклонность его желаний и беспорядок необузданного воображения»

Ч. 3

«Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что – нибудь опасное, но необходимое» (у дома графини)

«Германн услышал её неторопливые шаги…В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел»

Ч. 4

«Германн смотрел на неё молча: сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

- Проанализируйте состояние героя.

^ На наших глазах происходит моральное падение героя. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть. Германн отвергает все нормы добра и зла ради единственного блага: торжества своего «я» и его «эгоизм приобретает черты маниакальной власти денег».

Ч. 6

«Тройка, семерка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!... Настоящая тройка червонная…Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очаровательной фортуны» »

- Почему из карточной колоды Пушкин выбрал именно эти карты: «тройка, семерка, туз»? оправданно ли это в новелле?

(это возрастание значимости, последняя карта самая важная, не имеет себе равных; приём параллелизма: герой хотел пройти такой же дорогой, но потерпел поражение)

В «Пиковой даме» сказался художественный опыт Пушкина – сказочника:

герой владеет определенной тайной, но должен выдержать испытания на нравственность, должен выполнить определенные условия.

- Что это за условия?

- Каким образом месть графини облекается в форму сказочного оборотничества.(туз поменялся на даму)

^ 4) Художественная деталь.

- Обратили ли вы внимание на такую повторяющуюся деталь в произведении: Германн – инженер; существенно ли это? встречали ли вы прежде указание на профессию героя? Почему Пушкин прибегает к этой подробности, «играет» ею?

^ 5) Изображение природы(Ч. 3)

« Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты.. Изредка тянулся Ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока».

^ Городской пейзаж проникнут ощущением внутренней напряженности и беспокойства. Эта картина враждебна герою. Она предвещает трагическую судьбу Германна.

Человеческая трагедия представлена как малый эпизод из жизни большого города.

^ 5. Работа над символикой произведения.

А) Символика трех карт как воплощение идеалов Германна.

- Загадочные три карты!.. Они менялись на протяжении произведения. Назовите их ещё раз. Что они могли символизировать? Как привели они героя к такой трагической развязке событий?

Расчет – умеренность – трудолюбие –(«вот мои три верные карты, вот что устроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость»)

Тройка – семерка – туз – формула выигрыша и обогащения

Тройка – семерка – дама – символ краха игрока и человека

^ Три последние карты подтверждают неизбежность возмездия. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок непременно проиграет.

- Чего стоила Германну тайна трех карт?

(злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут его к саморазрушению)

Б) Символичность названия.

- Произведение называется «Пиковая дама», что же может обозначать, символизировать это произведение?

(«Пиковая дама» означает игральную карту, старую графиню, символ судьбы, увлекающей героя к безумию и гибели)

- Так каков же может быть смысл эпиграфа ко всему произведению?

( пиковая дама – это символ судьбы, оказавшей свою тайную недоброжелательность к герою, в центре произведения – поединок героя с судьбой.

Призрак графини тщетно взывает к нравственному чувству. Герману отказано в человеческой душе.

^ Роковая пиковая дама – месть герою, попирающему человека во имя обретения «фантастического богатства»)

Повесть названа именем антагониста (врага), вмешивающегося в судьбу героя.

6. Итог урока. Домашнее задание

- С.Пушкин в повести «Пиковая Дама» затронули тему злодеяния, тему пре-ступления ( то есть переступления через Евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет его к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

Эссе «Актуальна ли проблема «наполеонизма» сегодня?»




Скачать 123,14 Kb.
оставить комментарий
Дата05.11.2011
Размер123,14 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  4
не очень плохо
  3
хорошо
  8
отлично
  26
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх